Арме́ния (арм. Հայաստան [hɑjɑsˈtɑn]), полная официальная форма — Респу́блика Арме́ния (арм. Հայաստանի Հանրապետություն [hɑjɑstɑˈni hɑnɾɑpɛtuˈtʰjun]) — государство в Закавказье.
Расположена на севере географического региона Передняя Азия и северо-востоке Армянского нагорья. Выхода к морю не имеет. Граничит с Азербайджаном и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) на востоке. На юго-западе с Нахичеванской АР, входящей в состав Азербайджана. С Ираном на юге, с Турцией на западе и Грузией на севере.
Население Армении, согласно предварительным данным результатов переписи 12-21 октября 2011 года, составило 3 018 854 человека постоянного населения (включая временно отсутствующих из страны (не более 1 года)) или 2 871 771 наличного населения (учтённого переписью на территории Армении)[7], территория — 29 743 км². Занимает сто тридцать пятое место в мире по численности населения и сто тридцать восьмое по территории.
Столица — Ереван. Государственный язык — армянский.
Унитарное государство, президентская республика. Подразделяется на 10 областей и город Ереван. Около 98,7 % населения исповедует христианство. Аграрно-индустриальная страна с динамично развивающейся экономикой. Основная часть историко-географической Восточной Армении, территория современной Армении (а также НКР) полностью вошла в состав Российской империи после русско-персидской войны 1826—1828 годов. 28 мая 1918 года была провозглашена независимая Республика Армении. 29 ноября 1920 года в Армении была установлена советская власть и образована Армянская ССР, которая входила до 1936 года в СССР в составе ЗСФСР, а с 5 декабря 1936 года — как союзная республика. 23 сентября 1991 года по результатам проведённого в Армении 21 сентября референдума Верховный Совет республики принял «Декларацию о государственной независимости Армении». 22 марта 1992 года Республика Армения была принята в ООН, а 25 января 2001 года в Совет Европы.
«Армянская грусть всегда присутствует в моих песнях», — французский певец Есаи Алтунян.
Французский певец армянского происхождения Есаи Алтунян уже посещал Армению. Есаи является певцом композитором, продюсером, аранжировщиком песен, в разные годы писал песни для Мишеля Леграна, Амель Бент, Энтони Кавана, Майкла Юна, Дженифер, Офели Уинтер, Пасси, Лори и других известных французских исполнителей. В интервью NEWS.am STYLE Есаи рассказал о себе, своих планах и творческом процессе, а также отметил, что армянская чувствительность и история Армении постоянно присутствует в его музыке.
- Есаи, начнем наш разговор с Вашего детства, где вы родились и выросли?
- Я родился в Париже. Рос в парижском гетто, где рос в мултикультурной среде. Это повлияло своим образом на меня. Меня окружали выходцы из Африки, жители стран Магреба (Марокко, Алжир, Тунис), итальянцы, испанцы и и.д. Это был район, где были представлены многие общины, а я был армянином среди них. Думаю, это мне помогло быть открытым для всех, быть общительным с миром. Я научился ценить культуру (кухню, музыку танцы, и в частности, музыку) всех моих друзей и знакомых, так как мы росли в одном районе. Разная музыка влияла на меня, а я, в свою очередь, представлял и передавал им часть моей культуры и истории им.
- Когда Вы начали интересоваться музыкой?
- Я начал заниматься музыкой в возрасте трех лет. Со мной занималась моя мама, она музыкант. У нас дома музыка присутствовала с утра до ночи.
- Насколько мне известно, вы не только автор песен и композитор, но и продюсер. Вы работали с такими грандами как Амель Бент, Энтони Кавана, Майкл Юн, Дженифер, Офели Уинтер, Пасси, Лори. Каковы ваши дальнейшие планы и проекты с другими звездами?
- Да я работал с ними, и со многими другими, в частности с Мишелем Леграном. На данный момент я работаю в качестве музыкального директора с новыми музыкальными проектами на французском телевидении. Новое телешоу L’ecole des Fans nouvelle génération начнет выходить в эфир с января 2014 года на канале Gulli. В целом, сейчас я пишу для многих исполнителей во Франции. Новое поколение выглядит многообещающе. Я создал музыку к фильму совместного французско-алжирского производства, фильм – с огромным бюджетом, что-то вроде Джеймса Бонда, где главная героиня певица Лори.
Картина будет представлена на Каннском фестивале в следующем году. А еще, я работаю над своим новым альбомом в Лос-Анджелесе. Я уже долго живу между своей студией во Франции и Лос-Анджелесе.
- Как вы опишите Вашу музыку, что это за стиль?
- Я описываю свой стиль как URBAN SOUL. Это музыка – смесь музыки улиц и музыки души. Совершенная алхимия между душой и стуком сердца.
- Музыка – это самовыражение, имеют ли влияние на ваше творчество армянские корни?
- Что очевидно, так это то, что моя армянская чувствительность ко всему и история нашей страны постоянно присутствует в моей музыке. Я чувствую ее постоянно во время творческого процесса. Армянская грусть всегда присутствует в моих песнях. Я уверен, что это передалось мне от моих родителей и дедушки и бабушки. В моей музыке присутствует одновременно радость и надежда, и, конечно же, грусть, что обусловлено нашей историей. Мой дедушка пережил геноцид. Ему было пять лет, он рассказывал, как его мать убили у него на глазах, а также весь кошмар, который его семье пришлось пережить. Со слезами на глазах он написал книгу о своем прошлом, чтобы мы никогда не забывали, откуда мы пришли и куда мы идем. Мы – армяне и я горд этим.
- Кто из музыкантов наиболее повлиял на ваш вкус?
- Думаю, что Motown и Квинси Джонс. Ну и, конечно, этническая музыка, которая меня окружала постоянно. Добавим — Стиви Уондера, Донни Хатавея, Принса, и т.д
- Вы уже были в Армении, записали дуэт с Эмми, как Вам ваша историческая родина, намерены ли вы посетить Армению вновь?
- Я много путешествовал по Армении в 2011-м и 2012-м гг. Я спел дуэтом с Эмми песню «Ереван-Эребуни». Работал с армянскими телеканалами. Это было прекрасным приключением. Песня вышла за пределы Армении и ее узнали вне страны, я был рад, что иностранцы узнали о прекрасной песне, написанной Эдгаром Оганесяном и Паруйром Севаком. Я вошел в проект всем сердцем. Армения – фантастическая страна, полная эмоций. Ты никогда не возвращаешься из Армении тем же человеком, каким был до приезда в страну. Армения – колыбель цивилизации.
В Армении есть некая сила, дух – я очень хочу вернуться, чтобы вновь увидеть этот блеск в глазах близких мне людей, всех армян. - Вы по гороскопу Скорпион, значит вы целеустремленный человек, считаете ли вы себя таковым?
- Да, я точно знаю, что я хочу. Я делаю все, чтобы достичь своей цели. Но меня ведет мое сердце. Оно указывает мне путь. Внутренний голос говорит со мной и ведет меня по жизни. Я все время работаю, так как без музыки я несчастлив. Что меня делает счастливым, так это работа, музыка и люди, которые любят меня, и находятся всегда рядом со мной – моя семья, дочка и мои друзья.
- Что значит для вас слово любовь?
- Любовь – способность пойти на любые жертвы для тех, кого мы любим, быть готовым умереть ради них. Беседу вел Паруйр Синявский
Эта фотография, ставшая своеобразным символом трагедии 7 декабря, была впервые опубликована на первой полосе "Известий". И мгновенно облетела весь мир уже под названием "Мадонна ХХ века". Как рассказывал автор знаменитого снимка Мхитар Хачатрян, одну из читательниц, русскую женщину, настолько потряс образ армянки с тремя детьми, что она написала и отправила в редакцию трогательную поэму под таким заголовком. Так Марине Нуроян навсегда вошла в историю человечества как "Армянская Мадонна".
Этот снимок, сделанный Мхитаром Хачатряном в первые часы после того, как спасатели извлекли из-под завалов женщину с тремя детьми, затем завоевал множество профессиональных призов и действительно стал символом не только страшной трагедии, но в первую очередь - мужества, стойкости и жизнелюбия армянского народа. Образ молодой женщины из Гюмри Марине Нуроян, которая с тремя маленькими дочерьми провела под руинами около полутора суток и выжила, для миллионов людей стал примером потрясающей силы духа и подвига матери, спасшей своих детей вопреки жесточайшему удару стихии и немыслимому испытанию: 38 часов под развалинами собственного дома, без воды, без еды, почти без воздуха, с одной лишь призрачной надеждой на помощь. Потрясенный трагедией Армении мир кинулся на помощь сразу после удара, а фотография Марине словно заново подстегнула людей, пробудив в них самые чистые и благородные чувства и помыслы - помочь, поддержать, поделиться, сопереживанием и сочувствием попытаться облегчить безмерную боль армянского народа.
И Армения в те дни ясно и осязаемо почувствовала это стремление миллионов и десятков миллионов людей со всех концов планеты разделить с нами, казалось, неподъемное ощущение вселенской трагедии. К армянскому народу были обращены мысли, взоры и тепло душ множества людей, в нашу республику нескончаемым потоком устремились вагоны и самолеты с помощью, которая была столь необходима в те страшные часы и дни и которая поддержала нас не только материально, но в первую очередь - духовно. Эта помощь и поддержка показали, что мы не одни в своей беде, что мир понимает всю глубину нашей трагедии и стремится взять на себя хотя бы небольшую часть этого горя, чтобы нам стало хоть чуточку легче.
В этом непрекращающемся потоке человеческого тепла, поддержки и помощи первыми были, конечно же, республики СССР - Россия, Грузия, Украина, Белоруссия, среднеазиатские и прибалтийские. Мы были тогда еще единой страной, и армянская трагедия наглядно продемонстрировала, что сочувствие, сопереживание и солидарность в тяжелые времена были отнюдь не только лозунгами на плакатах и дежурными тезисами пропаганды. Тогда, 25 лет назад, эти слова и лозунги обрели осязаемый смысл, став видимой, ощутимой, облегчающей и согревающей сердца людей реальностью, которая помогла выжить и сохранить рассудок в казавшейся невыносимой беде.
И, наверное, вовсе не случайно, что именно русская женщина так метко, так остро и так пронзительно ощутила идущую с фотографии Марине Нуроян мощнейшую, почти божественную энергетику духа армянской женщины, спасавшей и спасшей своих детей и обладающей всепобеждающей силой любви к жизни. И назвала ее святым именем - Мадонна. Эта сила и эта любовь уже годы спустя после трагедии сотворили еще одно чудо: ставшая инвалидом в результате землетрясения Марине родила сына Давида - брата тех девчушек с фотографии, которые вместе с мамой перенесли страшные 38 часов под руинами...
Тот поток доброты и сопереживания, который шел в те дни в Армению со всех сторон, со всех концов земли, нес в себе один заряд, один великий императив: выжить. Выжить, несмотря ни на что, несмотря на запредельное испытание и запредельную боль. Выжить - и начать новую жизнь, сохраняя Память как основу будущего. Память о десятках тысяч невинных жертв. Память о тех, кто оказался рядом и первым протянул руку помощи. Память о тех далеких и оставшихся навсегда неизвестными нам миллионах людей, которые силой своего сострадания и мощной энергии поддержки буквально вдохнули в нас желание выстоять, продолжать жить, созидать и рожать детей.
Эта Память - словно красная нить в истории и судьбе армянского народа, которая поддерживает нас в самые тяжелые дни и придает силы. Нет в мире ничего более сильного, более чистого и освященного божественным светом, чем тепло человеческого сердца и неукротимое желание помочь ближнему - далекому, неведомому, но ближнему. Мы почувствовали это в те страшные дни настолько сильно, что не забываем до сих пор. И не забудем никогда.
Месроп Маштоц Учёный Выдающийся армянский учёный-лингвист, создатель армянского алфавита, основоположник армянской литературы и письменности, национальной школы и педагогической мысли, просветитель, миссионер, переводчик Библии, теолог, святой Армянской апостольской церкви и Армянской католической церкви.
Родился: 362 г., Великая Армения, провинция Тарон, с. Хацик, близ озеро Ван Умер: 17 февраля 440 г. (78 лет), Вагаршапат, Государство Сасанидов Чем известен: создатель армянского алфавита
АНДРАНИК САСУНСКИЙ /Андраник Торосович ОЗАНЯН/ (25 февраля 1865, село Шабин-Гарагисар, Турция ≈ 31.8.1927, Фресно, США), национальный герой Армении.
Когда в 1895≈96 годах в Западной Армении турецкие власти стали истреблять армян, он возглавил гайдукские отряды в Горном Сасуне. Потом организовал закупку оружия в Европе для соотечественников, в 1-ю Балканскую войну командовал армянскими добровольцами на болгарско-турецком фронте. Когда началась Первая мировая война, командовал дивизией на Кавказе, стал генерал-майором русской армии. После крушения Российской империи и распада старой армии его дивизия в 1918 году единственной противостояла турецкой Кавказской армии. В последние годы жизни собирал в Америке пожертвования для детей-сирот из Западной Армении. В 2000 году его прах был перезахоронен в Ереване.
Вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Слово хачкар образовано из армянских корней «хач» - «крест», и «кар» - «камень».
В ноябре 2010 года искусство создания хачкаров с формулировкой «Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты» было внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.
Хачкар мастера Погоса в Гошаванке, 1291 год
Хачка́р (арм. խաչքար, дословно «крест-камень») — вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Слово хачкар образовано из армянских корней «хач» — «крест», и «кар» — «камень».
Хачкар из Санаина, ~1050 год
Исторический очерк
Всего на территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.
В доисторический период в горах, у истоков рек, у границ поселений, у дорог воздвигались каменные стелы — «вишапы», которые считают предшественниками хачкаров, — народ представлял их заколдованными героями своих мифов и сказаний. Это была некая разметка земли, обжитой человеком. Они были покрыты резьбой с изображением птиц, шкур и голов баранов, клинописью. В эпоху Урарту цари стали устанавливать вертикальные каменные плиты, рассказывающие миру о своих завоеваниях и законах. Подобные стелы строились также в эллинистический период первой династии армянских царей Арташесидов. В то время уже имелась сложившаяся технология строительства хачкаров: в основании — постаменте, массивном каменном блоке, выдалбливалось отверстие, в которое вертикально ставился камень с уже нанесённой на него надписью и узором.
Урартрийские и эллинистические памятники стали прообразом первых христианских хачкаров, появившихся сразу после принятия христианства, и были призваны засвидетельствовать христианскую веру.
В самых разных местах Армении (впервые — на склонах Арагаца) были найдены высокие стелы с рельефами, иногда с горельефами, скорее всего связанные с погребальными обрядами.
Сюжеты таких изображений традиционны: Григорий Просветитель, царь Трдат III, заточивший Просветителя и умертвивший святых дев Рипсимэ и Гаяне и за это превращённый вместе со своей свитой в стадо свиней, Даниил во рву львином, три отрока в огненной печи, реже — Крещение и Распятие.
Предшественниками современных армянских хачкаров являются раннесредневековые круглые или восьмигранные колонны, квадратные в сечении столбы с врезанными в них крестами и увенчанными свободно поставленными объёмными крестами. Самые древние хачкары, сохранившиеся до нашего времени, датируются IX—X веками, их то и можно связать с этими мемориальными столбами, плоскости которых заняты рельефными изображениями преимущественно на христианские темы.
Подобные мемориальные колонны, были найдены по всей территории Исторической Армении, в частности, самыми известными из них являются находки в Гарнаовите, Ариче, Талине, Мрене, относящиеся к V—VII векам. Эти колонны имеют кубические основания, которые являются базами или постаментами, внутрь которых эти столбы и вставлены. На них изображались кресты, которые и стали предшественниками хачкаров.
Например, основание колонны из Арича, имеет равноконечный крест с широкими ветвями, шишками на концах, две широкие полупальметты, произрастающие из нижней оконечности креста, плавно загибаются наружу, а верхушки, их (они приходятся над оконечностями поперечной ветви креста) загнуты в сторону креста. Верхние междукрестья заняты пучками стеблей, верхушки которых также загнуты к кресту.
Тот же рисунок — на постаменте столбца в Талине с той разницей, что у креста расширены лишь концы, а полупальметты более развиты и по высоте достигают верхушек поперечных ветвей креста (верх его не сохранился). На некоторых других постаментах столбов крестов нет, глубоко вырезаны лишь симметрично расположенные пары пальметок, между ними помещён цветок, как бы заменяющий крест.
В большинстве своём стелы имели двучастное (постамент и вертикаль) или трёхчастное (ступени, постамент и вертикаль) строение.
Древнейший датированный хачкар на территории Армении относится к 879 году. Многочисленные армянские хачкары на территории исторической Армении, ныне в пределах современной Турции, Азербайджана, Грузии.
Средневековые хачкары
Хачкар 996 года из мыса Норатус; в настоящее время хранится в Эчмиадзинском монастыре
2770 лет назад…Построили крепость, давшую имя столице Армении
Цитадель Эребуни возвели в 782 году до н. э. по приказу Аргишти I, царя Урарту. Считается, что от слова «Эребуни» происходит название города Ереван, где до наших дней сохранились остатки крепости.
15 июня В Армении отмечают День государственного флага
Красно-сине-оранжевый триколор был принят Верховным Советом армянской республики в 1990г., как государственный символ страны. За основу был взят исторический флаг Демократической Республики Армении 1918года. Полотнище которого состоит из трех равных полос. Верхняя красная обозначает кровь армянских сынов, которые погибли в борьбе за независимость. Средняя синяя полоса – это мирное чистое небо, под которым мечтает жить каждый гражданин страны, и нижняя оранжевая символизирует плодородные земли Армении и трудолюбивый народ, который их обрабатывает. После принятия Национальным Собранием республики 15 июня 2006г. Закона «О государственном флаге», был одновременно утвержден и государственный праздник – «День флага», который решили отмечать 15 июня.
Одзун, Армения Заметки путешественника: Одзун — одно из старейших поселений Таширского гавара, бывшее, согласно «Армянской Географии», во времена раннего Средневековья столицей гавара. В ранних летописях Одзун упоминался, прежде всего, как родина католикоса Ованеса III Имастасера. Вардан Аревелци упоминает Одзун как посёлок в XIII веке.
В окрестных пещерах были найдены рукописные дневники, свидетельствующие о том, что село являлось крупным культурным центром. Фото: Васёна Нефёдова