СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - Куртатинское ущелье (осет. Куырттаты ком)
КУРТАТИНСКОЕ УЩЕЛЬЕ - одно из красивейших в Северной Осетии, протянулось с северо-востока на юго-запад более чем на пятьдесят километров. Куртатинское ущелье образовалось в результате прорыва рекой Фиагдон (Фиагдон -горная река в Северной Осетии, левый приток Терека) Скалистого, Пастбищного и Лесистого хребтов. Центром Куртатинского ущелья является Верхне-Фиагдонская котловина, где над горной долиной высятся вершины Кариухох, Тбаухох и Сырхубарзонд, а на юге виднеются очертания вершин Тепли-Архонского массива.
КУРТАТИНСКОЕ УЩЕЛЬЕ является одним из основных очагов формирования осетинского народа и его национальной культуры еще с эпохи раннего средневековья. Ущелье реки Фиагдон (длина реки 74 км), или иначе Куртатинское, наиболее известно в Осетии своими историческими и культурными памятниками. Через это ущелье проходил древний караванный путь в Закавказье. В этом наиболее густонаселенном районе, имеется большое количество сторожевых и оборонительных башен, а также некоторых святилищ.
1 памятник Уастырджи
Уастырджи имя, которое во время христианизации Алании было приписано главному герою — божеству в осетинской мифологии, в большей части содержащейся в Нартском Эпосе. Под влиянием христианских миссионеров, Уастырджи у осетин со временем стал ассоциироваться со Святым Георгием, воплотив в себе культурно-исторические особенности аланского восприятия первоначального образа божества.
Осетины, чтят своих дзуаров (святых), но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, занимает Уастырджи — покровитель мужчин, путников, защитник слабых и обездоленных, учитель молодежи. Осетин, где бы он ни находился, и что бы он ни делал, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. За столом традиционно первый тост (обращение) произносится к Всевышнему (Стыр Хуыцау), второе к его посланнику Уастырджи. Глава семьи поручает его попечительству свою семью, род и просит благополучия, мира и счастья для всех.
В пантеоне осетинских божеств святой Георгий — единственный, кто общается с народом, ведет такой же образ жизни, как простой горец. Он является посредником между богом и людьми. Место пребывания Уастырджи — небеса. Перед богом "Хуыцау" он заступается за бедных и обиженных людей и просит для них у него всяких даров.
2 Аланский Свято-Успенский мужской монастырь.
Аланский Свято-Успенский мужской монастырь — православный монастырь у посёлка Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Монастырь создан в апреле 2000 года в Беслане, в бывшей гостинице для машинистов поездов (Беслан — крупный железнодорожный узел на линии Ростов-Баку).
В первый год в монастыре было всего два монаха. Монахи проходили духовную подготовку в Курской епархии, в Свято-Николаевском монастыре у архимандрита Ипполита. Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где восстановлен храм XIX века и строится новый, более просторный. В Беслане осталось монастырское подворье. По состоянию на 2008 год в монастыре находится 12 монахов, руководит монастырём архимандрит Антоний.
Со временем монастырь, по благословению Владыки Гедеона, переехал в Куртатинское ущелье, в поселок Фиагдон, где "монахи менее чем за год восстановили храм 19 века в честь Жен-мироносиц в Куртатинском ущелье в Северной Осетии и построили братский корпус. Идет строительство Иверского храма, возводимого по древним образцам. Этот храм будет самым южным на территории России. В пяти километрах от монастыря находится часовня, в которой шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа -Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная святой благоверной Царицей Грузии Тамарой Великой. Подлинник иконы в революцию был утрачен. По преданию, с восстановлением Православных монастырей в Осетии будет обретена эта икона". В Беслане осталось монастырское подворье.
Это самая высокогорная Православная обитель на территории России. Православный монастырь находится у посёлка Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии).
3 селение Дзивгис
=Spoiler написал(а):
Селение Дзивгис стоит на небольшой, почти горизонтальной террасе на левом берегу реки Фиагдон, в Куртатинском ущелье. Каменистый берегреки с одной стороны, крутая скальная стена горы Кариухох — с другой. Сейчас в Дзигавсе постоянно проживают всего три десятка человек. Каменные стены двухсотлетних домов давно стали частью новых жилищ — или окружающего пейзажа.
В Дзивгисе находится одна из самых знаменитых и удивительных достопримечательностей Северной Осетии: наскальная (пещерная) крепость, построенная в XIII-XVI веках.
Итак, помимо Дзивгисской крепости, в селе сохранились: несколько сторожевых башен, гражданские средневековые сооружения, пивоварня, памятные столбы-цырты, грунтовые могильники, склепы — полупещерные, надземные и полуподземные.
4 царство камня
Высокогорный Кавказ — царство камня, и архитектура горцев, населяющих эту страну, под стать самой стране. Кавказские горы — это природная крепость, и как в настоящей крепости здесь все сложено из камня. У берегов бурных рек и на головокружительной высоте по скалистым склонам застыли осетинские селения — теснящиеся друг к другу низкие каменные сакли с плоскими крышами, окруженные башнями и склепами.
Трудно представить себе пейзаж горной Осетии без них — настолько гармонично и естественно селения слиты с окружающей их природой. Национальные архитектурные памятники Осетии внешне незатейливы и лаконичны. Они лишены какой-либо вычурности и излишества: эстетическим идеалом была мудрая простота и строгость, наилучшим образом отражавшая душу простого и мужественного народа.
5 «Плачущая скала»
Эпидемии в горах дореволюционной Осетии действительно бывали. Вот страшные цифры: в результате чумы, свирепствовавшей в конце XVIII— первой половине XIX века, население страны с 200 тысяч человек сократилось до 16 тысяч! Осетины находились тогда на грани вымирания. Не удивительно, что эта трагедия так глубоко запечатлелась в памяти народной.
6 поэт Коста Хетагуров
Великий осетинский поэт Коста Хетагуров в стихотворении «Плачущая скала» так описал сооружение боевой башни:
«Работа быстро закипела.
На мшистых каменных плечах
Утеса положили смело
Подножье стен — пусть знает враг,
Какой незыблемой заставой
Ему здесь загородят путь.
С какой отчаянной отвагой
Здесь каждый грудью встретит грудь!
Как — страха, жалости не зная —
Здесь все решились, как один,
Погибнуть, кровью истекая,
Как честь страны, свободу края
Ценить умеет осетин!
Лучи багрового заката
Погасли на вершине гор...
К ночлегу возвратилось стадо...
Кипит работа до сих пор.
Подножье — широко и прочно,
На нем, как вылита, стена,
И все срослось с скалою, точно
На башне выросла она"
7 река Фиагдон
Река Фиагдон, бурная, шумная, как и все реки Северной Осетии, кажется, что свой нрав природа передала людям. Бурные страсти, суровый, холодный нрав, это как солнце и лед в горах Осетии... Две противоположности прекрасно дополняющие друг друга.
Отредактировано Fleur (28.06.13 11:17:57)