"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Россия

Сообщений 141 страница 160 из 890

1

Исторические и интересные факты - Россия

Интересные факты из истории, о людях, связанных с Россией, СССР, Российской империи.

Люди, которые прославили Россию и заставили говорить о нашей Родине весь мир, никогда не ставили цель добиться всемирной популярности. У большинства из них была одна задача – выполнить свой долг. За всё время существования России каждое поколение появлялись яркие исторические личности. Они развивали науку, двигали прогресс, удивляли полководческими талантами, своими достижениями в спорте. Каждого из этих людей знает весь мир, а вместе с памятью о них сохраняется память о нашей Родине.

http://s7.uploads.ru/t/s6NdQ.jpg

+5

141

СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

В этом знаменитом соборе, с его мощными стенами и сводами, раньше делали тайники. В стенах подклета были устроены глубокие ниши, вход в которые закрывали металлические двери.

Там стояли тяжелые кованые сундуки, в которых богатые горожане хранили свое ценное имущество - деньги, украшения, утварь и книги. Там же хранилась царская казна. Какие еще легенды и тайны сегодня хранит храм, который мы называем собор Василия Блаженного.

ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО?
Официально собор носит совсем иное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Храм Василия Блаженного — это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.

ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ НАЗВАНИЕ «ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО»?
Несмотря на то, что собор был построен в 1554 году в честь побед Ивана Грозного над Золотой Ордой, он получил в народе имя Василия Блаженного, по названию придела, пристроенного к собору с северо-восточной стороны в 1588 году. Построен он был по указу сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия, который умер в 1557 году, и был захоронен у стен строящегося собора. Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО ИВАН ГРОЗНЫЙ ВЫКОЛОЛ ГЛАЗА СТРОИТЕЛЯМ ХРАМА?
Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО СОБОР ИЗНАЧАЛЬНО ЗАДУМЫВАЛСЯ ТАКИМ ПЕСТРЫМ?
Нет, это ошибочное мнение. Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца — с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII—XIX веков, редкие памятники русской иконописи.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО НАПОЛЕОН ХОТЕЛ ПЕРЕВЕЗТИ ХРАМ В ПАРИЖ?
Во время войны 1812 года, когда Наполеон занял Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Технологии того времени не позволяли это осуществить. Тогда французы сначала устроили в храме конюшни, а позже просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо — начался проливной дождь, который потушил фитиль.

ПРАВДА ЛИ ЧТО СТАЛИН СПАС CОБОР ОТ РАЗРУШЕНИЯ?
Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота — на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому — власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен. Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало.

ПРАВДА ЛИ ЧТО СОБОР СЛУЖИТ СЕЙЧАС ТОЛЬКО МУЗЕЕМ?
Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году. Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники — 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sc.uploads.ru/t/qseK5.jpg

0

142

СПЕЦАГЕНТ XIX ВЕКА.

Его называли "царем Парижа", он спас от пожара сестер Наполеона и был ему близким другом, но на деле служил России и добывал для Отечества ценные сведения. Русский "Джеймс Бонд" XIX века - граф Александр Чернышёв.

Русский Джеймс Бонд
Фильмы про суперaгентов типа Джеймса Бонда неизменно собирaют полные залы: зрители любят лихо закрученные «шпионские истории». Как жaль, что никому из отечественных кинорежиссёров не приходит в голову экрaнизировать приключения «русского Бонда» — отвaжного и удачливого рaзведчика Александрa Чернышёвa, бросившего вызов самому Нaполеону. Он срaжался с «плохими пaрнями», пoкорял сердца неприступных красавиц, добывал сверхсекретную информaцию в стaне врaгa. И всё это не киношные выдумки, а чистaя прaвдa.

Отпрыск старинного дворянского рода граф Александр Иванович Чернышёв родился в 1786 году. Отец нашего героя, Иван Львович, имея хорошие связи при дворе, пристроил сына камер-пажом к государю. Александр I обратил внимание на смышлёного юношу, определив его офицером конной гвардии.

Первая встреча
В 1805 году Россия вступилa в войну с нaполеоновской Фрaнцией. В битвaх при Аустерлице и Фридлaнде Чернышёв срaжaлся геройски, зaслужив золотую шпaгу с нaдписью «Зa храбрость» и Георгиевский крест. После Тильзитского мирa Алексaндр I поручил молодому кавалергaрду достaвить в Пaриж письмо для Нaполеонa. Тaк, Чернышёв впервые встретился с фрaнцузским имперaтором.

Ведя светскую беседу, Бонaпарт стaл рассуждать о недaвней военной кампании и ошибках русских генералов. И вдруг молодой офицер стал горячо возрaжать имперaтору. Дипломaты и придворные схвaтились зa головы: неслыхaнное нaрушение этикетa! Но Наполеон лишь улыбнулся, а Чернышёвa – одного из немногих, осмелившихся ему перечить – зaпомнил.

Царь Парижа
Все понимaли: Тильзитский мир – лишь отсрочкa, решaющая схвaткa между Россией и Фрaнцией впереди. Информация о противнике нужнa как воздух. И вот, в 1810 году, в русском посольстве в Пaриже появился новый «дипломaт» — Алексaндр Чернышёв. Во фрaнцузской столице он жил на широкую ногу, денег не жaлел, обрел немало влиятельных друзей и зaслужил репутацию неукротимого покорителя женских сердец.

Обрaз легкомысленного повесы и прожигателя жизни стaл прекрaсной мaской умного и рaсчетливого рaзведчикa. Ему удaлось «рaзговорить» самого Наполеона: на приёмах и aудиенциях имперaтор чaсто общался с русским «дипломaтом», невольно выдaвая ему свои сeкрeты.

Ещё более теплыми их отношения стaли после пожaрa нa приёме в aвстрийском пoсoльстве. Среди всеобщей пaники хлaднокровие сохрaнил лишь Чернышёв: он вынес из пылaющего домa сестёр Нaполеонa — Каролину Мюрат и Полину Боргезе. О русском герое зaговорил весь город, Чернышёва прозвaли «цaрём Парижа». После великосветских приёмов и пирушек с офицерaми Чернышёв переправлял в Петербург секретные сведения, пoлученные от чрезмернo откровенных сoбеседников. «Зачем не имею я побольше министров, подобных этому молодому человеку», — нaписaл Алексaндр I нa полях одного из доклaдов Чернышёва.

Игра с огнем
Рaзведчик создaл целую сеть информaторов — и каких! Он «курировал» чиновника французского военного министерства, регулярно составлявшего для Бонапарта сводки о дислокации и действиях фрaнцузской армии в Европе. Эту сверхсекретную информацию получaли лишь Нaполеон и… Чернышёв.

Одним из ценнейших aгентов был князь Талейран, в конспиративной переписке с Петербургом Чернышёв именовaл сиятельного шпиона «Анной Ивановной». Эта «дaма» обошлaсь русской казне в кругленькую сумму, но информация Тaлейрaна того стоилa.

Игрa с огнём не моглa тянуться бесконечно: в феврaле 1812 годa фрaнцузские контррaзведчики нaгрянули в квaртиру Чернышёвa и нaшли «компромaт». Но опытный «дипломaт» был уже дaлеко. «Его Величество чрезвычайно огорчен поведением грaфa Чернышева», — выговаривал французский МИД русскому послу в Париже. Зная пылкий темперамент Нaполеонa, нетрудно предстaвить, кaкими словaми он выражaл своё «чрезвычайное огорчение».

Генерал-министр
За заслуги Чернышёв получил генеральские эполеты.
И снова в бой: Отечественнaя война, зaгрaничный поход. В 1814 году генерaл Чернышёв с победоносными русскими войсками вновь окaзaлся в Пaриже. Алексaндр I хотел было нaпрaвить его для сопровождения Наполеона в ссылку на Эльбу, да передумaл: «Бонапарту в несчастии тяжело будет видеть того, кто был при нем во время величия». И кто тaк ловко обвёл его вокруг пальца, добавим мы.

В 46 лет Чернышёв стaл военным министром (помните резолюцию Александрa I на его доклaде?). Но рaзведчики «бывшими» не бывaют, поэтому генерaл неизменно уделял особое внимание подготовке резидентов для рaботы за рубежом.

Скончaлся Александр Иванович Чернышев в 1857 году. В подмосковном городе Лыткарино, у здaния бывшей усадьбы Чернышевых генералу установили пaмятник. Россия помнит о том, кто всю жизнь служил ей верой и правдой.

http://sa.uploads.ru/t/9OYiD.jpg

0

143

ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ КАЗАКИ.

Забайкальские казаки были оплотом российской государственности на самых дальних рубежах нашей Родины. Беспрецедентная смелость, решительность и выучка делали их грозной силой, способной противостоять лучших подразделениям противника.

ПЕРВЫЕ ОСТРОГИ
Забайкальское казачество ведет свою историю с 40-х годов XVII века, когда в Забайкалье появились первые донские и сибирские казаки. Владение территориями в районе озера Байкал открывало новые возможности для российского государства — это контроль границ с восточными соседями, освоение серебряных рудников, о богатстве которых давно складывались легенды, а также подконтрольность местных жителей — тунгусов и бурятов. Как и раньше, в освоение новых земель главную роль играли казаки.

Сибирь, Оренбуржье, Урал были присоединены к Российскому государству руками казаков. Первые остроги по рекам Лене и Ангаре были заложены казаками атамана М. Перфильева, П. Бекетова. Кстати, в числе первых казаков-землепроходцев был знаменитый путешественник и мореплаватель Семен Дежнев.

КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО
Впервые до Байкала добрались казаки под руководством Курбата Иванова. С этого времени начинается масштабное заселение казаками Забайкалья, установления дружеских связей с туземцами и включения их в состав нового войска. В 1649 году поход Ерофея Хабарова ознаменовался присоединением Приамурья к России, а 1653 году казаком Петром Бекетовым был построен Читинский острог, который в будущем станет столицей Забайкальского казачьего войска. Так приумножалась территория России.

Дальнейшее продвижение казачьих войск на восток требовало создания военного оплота на Байкале. Для этого в острогах и городках организуются казачьи полки, а во второй половине XVIII века было сформировано «пограничное казачье войско». Для усиления войска в 1775 году создаются полки из бурятов. Однако, отсутствие официальной границы с Монголией и сложные взаимоотношения с Маньчжурией говорили о том, что в Забайкалье должно существовать полноценное казачье войско.

Надо сказать, к началу XIX века на восточных границах была выстроена линия казачьих острогов, а на передовых позициях возвышались «сторожи» — наблюдательные вышки, где круглосуточно несли службу 4-6 казаков. В разведку каждый пограничный город отправлял в степь одну-две станицы численностью от 25 до 100 человек. Таким образом, силами казаков была создана мобильная пограничная линия, которая могла оповестить о подходе неприятеля, но и самостоятельно дать отпор врагу.

Но на всю пограничную линию казачьих станиц не хватало. Поэтому российское правительство принимает меры по переселению казаков и других «гулящих» людей из близлежащих городов на пограничную службу. С тех пор количество казаков в Забайкалье резко увеличилось.

Официально Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 году. Проект создания войска направил военному министру и государю генерал-губернатор Н. Н. Муравьев, который вел активную работу по созданию сильного войска на окраинах огромной империи. В основу войска вошли сибирские и донские казаки, бурятско-тунгусские формирования и крестьянское население Забайкалья. Благодаря деятельности Муравьева в Забайкалье штатная численность войска достигла 18 тысяч казаков. Каждый из них начинал службу в 17 лет, а выходил на пенсию в 58 лет.

ХРАНИТЕЛИ ГРАНИЦЫ
Вся жизнь забайкальского казака была связана с границей. Здесь он жил, воспитывал детей, служил, охранял, воевал и умирал. Лишь в 1866 году высочайшим императорским указом был установлен срок действительной военной службы в 22 года. Внутреннее управление войском копировало устав о воинской повинности области войска Донского.

Забайкальские казаки принимали участие во всех военных конфликтах на Востоке России: они дошли до Пекина в Китайском походе, отважно сражались при Мукденах и в Порт-Артуре в русско-японской войне, первой мировой и многих других.

Казаки в темно-зеленых мундирах и желтых лампасах стали примером мужества, их боялись даже японские самураи, которые не решались атаковать отряд казаков без весомого преимущества в численности бойцов.

К 1917 году Забайкальское казачье войско включало в себя более 260 тысяч человек, 12 станицы. 69 хуторов и 15 выселок. Однако, в Гражданской войне забайкальцы решительно выступили против Советской власти, а в 1920-х годах эмигрировали в Китай, где образовали одну из самых больших колоний в Харбине.

Несколько лет назад в Чите — столице Забайкальского казачьего войска был открыт памятник основателю города казаку Петру Бекетову. Так восстанавливается история большой страны, которая связана с именами простых казаков.

Александр Гаврилов

http://sa.uploads.ru/t/TqxJo.jpg

0

144

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

За годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор ни разу не был подвергнут прямому артобстрелу – только однажды снаряд попал в западный угол собора. По предположениям военных, причина в том, что немцы использовали самый высокий купол города как ориентир для пристрелки. Неизвестно, руководствовалось ли этим предположением руководство города, когда решило спрятать в подвале собора ценности из других музеев, которые не успели вывезти до начала блокады. Но в результате и здание, и ценности благополучно сохранились.

В 1940 году англичане, опасаясь возможного сухопутного вторжения немцев и многократного их превосходства в танках, искали все возможные способы противостоять им. В одной из инструкций ополченцам для борьбы с танками рекомендовалось использовать молоток или топор. Бойцу следовало выбрать возвышение, например дерево или второй этаж здания, и там поджидать вражескую машину, а затем спрыгнуть на нее и начать бить молотком по башне. И когда оттуда покажется голова удивленного немца, бросить внутрь танка гранату.

Французская певица Эдит Пиаф в период оккупации выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии, после которых фотографировалась на память с ними и немецкими офицерами. Затем в Париже лица военнопленных вырезали и вклеивали в фальшивые документы. Пиаф ехала в лагерь с повторным визитом и тайно провозила эти паспорта, с которыми некоторым пленным удавалось бежать.

Во время Второй мировой войны польская армия Андерса нашла в Иране медвежонка, взяв его на довольствие и назвав Войтеком. Солдаты очень полюбили медведя, кормили его и даже поили пивом за особые заслуги. Специальным приказом Войтек был зачислен в состав 22-й роты артиллерийского снабжения. Медведь дошел с армией до Италии, где отличился в битве под Монте-Кассино, помогая разгружать боеприпасы и поднося снаряды к орудиям. Изображение этого процесса 22-я рота сделала своей новой эмблемой.

В годы Второй мировой войны в СССР велась работа над созданием летательного аппарата на базе танка А-40. В ходе летных испытаний танкопланер буксировался самолетом ТБ-3 и смог подняться на высоту 40 метров. Предполагалось, что после отцепления буксировочного троса танк должен самостоятельно планировать в нужную точку, сбрасывать крылья и сразу вступать в бой. Проект закрыли из-за отсутствия более мощных буксировщиков, которые были необходимы для решения более важных задач.

Леонид Гайдай был призван в армию в 1942 году и сначала служил в Монголии, где объезжал лошадей для фронта. Однажды в часть приехал военком для набора пополнения в действующую армию. На вопрос офицера: «Кто в артиллерию?» – Гайдай ответил: «Я!». Так же он отвечал на другие вопросы: «Кто в кавалерию?», «Во флот?», «В разведку?», чем вызвал недовольство начальника. «Да подождите вы, Гайдай, – сказал военком, – Дайте огласить весь список». Позже режиссер адаптировал этот эпизод для фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

В Великой Отечественной войне принимал участие красноармеец-пулеметчик Семен Константинович Гитлер, еврей по национальности. Сохранился наградной лист, согласно которому Гитлер был представлен к медали «За боевые заслуги» за совершение подвига. Правда, в базе данных «Подвиг народа» сообщается, что медалью «За отвагу» награжден Семен Константинович Гитлев – случайно или намеренно была изменена фамилия, неизвестно.

В начале Второй мировой войны немецкая фабрика по розливу Кока-Колы лишилась поставок ингредиентов из США. Тогда немцы приняли решение производить другой напиток из отходов пищевого производства – яблочного жмыха и молочной сыворотки – и назвали его «Фанта» (сокращение от слова «фантазия»). Директор этого завода Макс Кейт не был нацистом, поэтому распространенное мнение о том, что «Фанту» изобрели нацисты, – это заблуждение. После войны Кейт связался с головной компанией, Кока-Кола восстановила свою собственность над фабрикой и не стала отказываться от нового напитка, уже успевшего завоевать популярность.

Сводки и сообщения Левитана во время Великой Отечественной войны не записывались. Только в 1950-х годах была организована специальная их запись для истории.

0

145

ВЗЯТИЕ РЕЙХСТАГА.

Бои 3-й ударной армии за Рейхстаг начались 29 апреля 1945 года. Здание Рейхстага являлось одним из важнейших опорных пунктов в системе центрального сектора обороны Берлина. C трёх сторон здание было окружено рекой Шпрее через которую оставался целым лишь один мост. Ширина реки высокими гранитными берегами составляла 25 метров. С четвёртой же стороны Рейхстаг был прикрыт рядом каменных зданий по периметру Рейхстага превращённых гитлеровцами в крепости, в том числе «Домом Гиммлера» – зданием рейхсминистерства внутренних дел.

Подходы к зданию представляли собой открытые площадки на сквозь простреливаемые пулемётно-автоматным огнём, многочисленной зенитной артиллерией и тяжёлыми орудиями из парка. Все двери и окна были забаррикадированы. Оставлены были лишь узкие амбразуры для стрельбы из автоматического оружия и артиллерийских орудий. Опоясывающие здание в несколько рядов траншеи соединялись с подвалами здания.

Рейхстаг оборонялся гарнизоном в составе 1000 офицеров и солдат различных частей в основном курсантов морской школы, сброшенных на парашютах в район Рейхстага. Кроме того, в него входили отряды СС, фолькштурм, лётчики, артиллеристы. Они были хорошо вооружены большим количеством автоматов, пулемётов и фаустпатронов. Офицерский состав гарнизона получил приказ от Гитлера во что бы ни стало удержать Рейхстаг.

Штурм Рейхстага был поручен частям 79-го стрелкового корпуса. Корпус был усилен артиллерией, танками и САУ. К полуночи 29 апреля подготовка к штурму закончилась. Под прикрытием артиллерийско-миномётного огня подразделения 525-го стрелкового полка форсировали реку и закрепились на противоположенном берегу.

C утра 29 апреля был произведён мощный артиллерийско-миномётный огонь по дому Гиммлера. 756-й полк 150-й стрелковой дивизии завязал за него бой. В течении всего дня 29 апреля подразделения 756, 674 и 380-го стрелковых полков вели бои за министерство. Гитлеровцы оказывали упорное сопротивление, яростно дрались за каждый этаж, каждую комнату. К 4 час. 30 мин. 30 апреля дом был полностью очищен от противника. Ломая упорное сопротивление гитлеровцев, подразделения 150-й и 171-й дивизии к 12 часам заняли исходное положение для штурма Рейхстага в траншее, имевшей высокие насыпные стены, позволяющие укрыться от сильного огня. Немцы неоднократно предпринимали яростные контратаки при поддержке танков и артиллерии, но все эти попытки были отбиты советскими частями.

Придавая исключительно важное политическое и военное значение боям по овладению Берлином, Военный совет 3-й ударной армии еще до начала наступления учредил красные знамёна Военного совета . Эти знамёна были вручены всем стрелковым дивизиям армии.

Командир 150-й стрелковой дивизии, вышедшей на непосредственные подступы к Рейхстагу, генерал Шатилов В.М. вручил Красное Знамя Военного совета армии за № 5 командиру 756-го полка полковнику Ф.М. Зинченко. Для водружения Знамени над Рейхстагом полковник Зинченко выделил свой лучший 1-й батальон. Командовал этим батальоном капитан Степан Андреевич Неустроев.

В штурме Рейхстага принимали участие также и другие подразделения, каждое из которых имело своё Красное Знамя – 1-й батальон В.И.Давыдова, 1-й батальон старшего лейтенанта К.Я.Самсонова из 380-го стрелкового полка, две штурмовые группы 79-го стрелкового корпуса под командованием майора М.М.Бондаря и капитана В.Н.Макова. В состав этих групп вошли добровольцы.
В 13 час. 30 мин. началась артиллерийская подготовка штурма – все орудия и САУ, танки, гвардейские миномёты били по Рейхстагу прямой наводкой. Огонь вели около 100 орудий, в том числе 152-мм и 203-мм гаубицы. Над зданием стояло сплошное облако дыма и пыли. Начался штурм – противник открыл по атакующим подразделениям шквальный огонь из Тиргартена. Штурмующие подразделения были прижаты к земле огнём противника и продвинутся к Рейхстагу не смогли. За этот бой многие советские солдаты были представлены к званию Героя Советского Союза .

Первый штурм Рейхстага не удался, в подразделениях вместо выбывших из строя бойцов и офицеров направлялось пополнение. Уточнялись объекты для атаки подтягивалась артиллерия.
В 18 часов штурм Рейхстага был повторён. Под прикрытием артиллерии бойцы батальона Неустроева устремились в едином порыве в атаку, её возглавил парторг роты И. Я. Сьянов, зам по политической части А. П. Брест и адъютант батальона К. В. Гусев. Вместе с батальоном Неустроева ринулись вперёд также воины батальонов Давыдова и Самсонова.

Враг не смог сдержать героического порыва наших бойцов. Через несколько минут они достигли Рейхстага и на нём показались красные флажки. Вот взвился флаг парторга 756-го стрелкового полка Петра Пятницкого, но вбегая по лестнице он сражён вражеской пулей, флаг подхватывает сержант П.Д. Щербина и укрепляет его на одной из колонн.
Из амбразур, верхних этажей гитлеровцы шквальным огнём поливали наступающих советских бойцов, но прорвавшиеся с стенам солдаты оказались в мёртвой зоне огня. Дверь парадного входа оказалась замурованной кирпичом, и советские солдаты были вынуждены проламывать прохо бревном. Штурмующие ворвались в здание Рейхстага, завязав бой внутри здания. Бойцы батальонов действовали стремительно – в коридорах, залах вступали с гитлеровцами в рукопашные схватки. Автоматным огнём, ручными гранатами, фаустпатронами советские бойцы заставили противника ослабить огонь и захватили смежные с входным вестибюлем помещения. Штурмующие батальоны метр за метром, комнату за комнатой очищали от противника первый этаж. Часть фрицев была загнана в обширные подвальные помещения, другая часть – на верхние этажи здания.
Бой в здании Рейхстага проходил в исключительно трудных условиях. От разрывов фаустпатронов и ручных гранат а помещениях возник пожар. Он стал усиливаться, когда наши подразделения для выкуривания фрицев начали применять огнеметы. Ожесточённые бои завязались и на втором этаже здания.
По одной из лестничных клеток солдаты батальона Неустроева – В.Н.Маков, Г.К.Загитов, А.Ф.Лисименко и сержант М.П.Минин прокладывая путь гранатами и огнём из автоматов, прорвались на крышу и установили красное знамя на башне Рейхстага.

Знамя Военного совета 3-й ударной армии было поручено водрузить разведчикам полка – М.В.Кантария и М.А.Егорову. Они вместе с группой бойцов во главе с лейтенантом Брестом при поддержке роты Сьянова взобрались на крышу здания и в 21 час 50 минут 30 апреля 1945 года водрузили Знамя Победы над Рейхстагом. За умелое руководство боем и героизм В.И.Давыдову, С.А.Неустроеву, К.Я.Самсонову, а также М.А.Егорову и М.В.Кантария, водрузившим Знамя Победы над Рейхстагом, – было присвоено звание Героя Советского Союза. Бой внутри Рейхстага продолжался с большим напряжением до утра 1 мая, а отдельные группы фашистов, засевшие в подвалах Рейхстага продолжали сопротивляться до 2 мая, пока советские бойцы окончательно не покончили с ними. В боях за Рейхстаг было убито и ранено до 2500 солдат противника, захвачено 2604 пленных.

3 мая 1945 года фотографии горящего Рейхстага с реющим над его куполом знаменем Победы были опубликованы в московской газете «Правда»..
24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся первый парад войск действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона в ознаменование Победы над Германией в Великой Отечественной войне. На парад было решено привезти и Знамя Победы из Берлина.
После участия в параде Знамя Победы и по сей день хранится в Центральном музее Вооруженных сил.

http://sc.uploads.ru/t/cMhmj.jpg

0

146

АКТ О КАПИТУЛЯЦИИ.

Акт о безоговорочной капитуляции Германии подписывался дважды.От имени Дёница, преемника Гитлера после его предполагшаемой смерти, Йодль предложил союзникам принять капитуляцию Германии и организовать подписание соответствующего акта 10 мая. Эйзенхауэр отсрочку отказался даже обсуждать и дал Йодлю полчаса на принятие решения о немедленном подписании акта, пригрозив, что в противном случае союзники продолжат нанесение массированных ударов по немецким войскам. Выбора у германских представителей не оставалось, и после согласования с Дёницем Йодль согласился акт подписать.

Со стороны командования экспедиционными силами союзников в Европе акт должен был засвидетельствовать генерал Беддел Смит. Эйзенхауэр предложил с советской стороны засвидетельствовать акт генерал-майору И.А. Суслопарову, бывшему представителем Ставки ВГК при командовании союзников. Суслопаров, как только узнал о подготовке акта к подписанию, сообщил об этом в Москву и передал текст подготовленного документа, запросив инструкцию о порядке действий. К моменту начала подписания акта о капитуляции (предварительно было назначено на 2 часа 30 минут) ответ из Москвы не поступил. Ситуация сложилась так, что на акте вообще могло не быть подписи советского представителя, поэтому Суслопаров добился включения в него примечания о возможности по требованию одного из государств-союзников проведения нового подписания акта, если для этого будут объективные причины. Только после этого он согласился поставить под актом свою подпись, хотя и понимал, что чрезвычайно рискует.

Акт о капитуляции Германии был подписан 7 мая в 2 часа 40 минут по среднеевропейскому времени. Актом предусматривалось, что безоговорочная капитуляция вступает в силу с 23 часов 8 мая. Уже после этого из Москвы пришел запоздавший запрет Суслопарову участвовать в подписании акта. Советская сторона настаивала на подписании акта в Берлине при значительном повышении уровня лиц, которые будут подписывать акт и свидетельствовать его своими подписями.

Сталин поручил организовать новое подписание акта маршалу Жукову. К счастью, примечание, которое было включено по требованию Суслопарова в подписанный документ, позволяло это сделать. Иногда второе подписание акта называют ратификацией того, что был подписан днем ранее. Для этого есть законные основания, так как 7 мая Г.К. Жуков получил официальное указание из Москвы: «Ставка Верховного Главнокомандования уполномачивает Вас ратифицировать протокол о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил».

К решению вопроса о новом подписании акта, но на более высоком уровне, подключился Сталин, обратившийся к Черчиллю и Трумэну: «Договор, подписанный в Реймсе, нельзя отменить, но его нельзя и признать. Капитуляция должна быть учинена как важнейший исторический акт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия, в Берлине, и не в одностороннем порядке, а обязательно верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции».

В результате США и Англия согласились провести новое подписание акта, а документ, подписанный в Реймсе, считать «Предварительным протоколом о капитуляции Германии». Жуков зачитывает Акт о капитуляции ГерманииПри этом Черчилль и Трумэн отказались отложить объявление о подписании акта на сутки, как того просил Сталин, мотивируя, что на советско-германском фронте все-то идут тяжелые бои, и надо подождать до вступления капитуляции в силу, то есть до 23 часов 8 мая. В Англии и США о подписании акта и капитуляции Германии перед западными союзниками было официально объявлено 8 мая, сделали это Черчилль и Трумэн лично, обратившись по радио к народу. В СССР текст их обращений был опубликован в газетах, но по понятной причине только 10 мая.

Любопытно, что Черчилль, зная,что в СССР будет объявлено об окончании войны после подписания нового акта, сказал в своем радиообращении: «Сегодняшний день мы, вероятно, будем думать главным образом о самих себе. Завтра мы воздадим особую хвалу нашим русским товарищам, чья доблесть на поле боя явилась одним из великих вкладов в общую победу».

Открывая церемонию, к собравшимся обратился маршал Жуков, заявивший: «Мы,представители Верховного Главнокомандования советских Вооруженных Сил и верховного командования союзных войск… уполномочены правительствами антигитлеровской коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого военного командования». После этого в зал вошли представители германского командования, предъявившие документ о полномочиях, подписанный Дёницем.

Подписание акта завершилось в 22 часа 43 минуты по центральноевропейскому времени. В Москве было уже 9 мая (0 часов 43 минуты). С немецкой стороны акт подписали Начальник штаба Верховного главнокомандования вооружёнными силами Германии генерал-фельдмаршал Вильгельм Бодевин Йоханн Густав Кейтель, начальник генштаба Люфтваффе генерал-полковник авиации Ганс Юрген Штумпф и ставший после назначения Дёница рейхспрезидентом Германии главнокомандующим германским флотом генерал-адмирал Ганс-Георг фон Фридебург. Безоговорочную капитуляцию приняли маршал Жуков (от советской стороны) и заместитель главнокомандующего союзными экспедиционными силами маршал Теддер (англ. Arthur William Tedder) (Великобритания). В качестве свидетелей свои подписи поставили генерал К. Спаатс (англ. Carl Spaatz) (США) и генерал Ж. де Латр де Тассиньи (фр. Jean de Lattre de Tassigny) (Франция).

По согласованию между правительствами СССР, США и Великобритании, была достигнута договорённость считать процедуру в Реймсе предварительной. Тем не менее, в западной историографии подписание капитуляции германских вооружённых сил, как правило, связывается с процедурой в Реймсе, а подписание акта о капитуляции в Берлине именуется его «ратификацией»

Вскоре из радиоприемников по всей стране зазвучал торжественный голос Юрия Левитана: «8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена. Германия полностью разгромлена. Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!».

По приказу И.Сталина в этот день в Москве был дан грандиозный салют из тысячи орудий. Указом Президиума Верховного Совета СССР в ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной армии 9 мая было объявлено Днем Победы.

http://sa.uploads.ru/t/XiT0k.jpg

0

147

РУССКИЙ ПОЦЕЛУЙ.

ТРОЕКРАТНЫЙ ПОЦЕЛУЙ
Троекратный поцелуй на Руси был обычным способом выражения приязни гостю. Гостевой поцелуй — поцелуй особый, наполненный большим смыслом, поскольку гость в Древней Руси — это посланец судьбы, могущий как улучшить, так и ухудшить жизнь хозяев.

"ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ" ПОЦЕЛУЙ
В древнем дипломатическом церемониале важную роль играло целование государевой руки. В России, как и на Востоке, у тех, кто пользовался особым уважением, в старину лобызали руку или даже ногу.

"СТАТУСНЫЙ" ПОЦЕЛУЙ
Более низкий в социальном отношении человек мог поцеловать вышестоящего также в плечо, а более высокий более низкого (во всех смыслах) — в голову.

БУДЬ ЦЕЛЬНЫМ
В самих словах «поцелуй» и «целовать» заключено пожелание быть целым, цельным. Характерно, что этот жест часто сопровождался пожеланием здоровья.

"ЗАЩИТНЫЙ" ПОЦЕЛУЙ
В фольклоре поцелуй — средство разрушения колдовства и злых чар (вспомним, например, сказку о спящей красавице). Да и в наше время для того чтобы утешить, «исцелить» ребенка, ему до сих пор целуют ушибленное место.

"ТАТАРСКИЙ" ПОЦЕЛУЙ
В XIV веке в некоторых дошедших до нас покаянных сборниках Древней Руси поцелуй, который мы в настоящее время называем "французским" носил название "татарского" ("Вдевала ли язык свой.., вкладывал ли по-татарски, или тебе кто тако ж?"), и только в XVIII веке тот же поцелуй получил новое название
"французского", что отражало общую для литературы того времени назидательную тенденцию приписывать иностранцам и иностранной культуре все "вредные" заимствования. Такие поцелуи вызывали осуждение со стороны церковнослужителей, однако краткость наказания за проступок говорит о незначительности прегрешения. Для современного человека от 12 до 20 дней поста за поцелуй открытым ртом представляются довольно серьезной карой, однако трудно представить себе, что это наказание действительно практиковалось.

ЦЕЛОВАНИЕ ВЕЩЕЙ
Сила поцелуя могла быть направлена не только на человека, но и на все остальные части макро-космического Тела. Например, целование земли, заменившее поедание земли, считалось у древних славян самой страшной клятвой, нарушение которой могло повлечь смерть. С принятием христианства землю заменил крест, а крестное целование стало официальной юридической процедурой при всех важнейших частных и государственных актах.Столь же распространенным было и остается обрядовое целование икон, священных предметов, руки или края облачения церковного иерарха.

0

148

29 мая 1896 года в Москве состоялась коронация российского императора Николая II Александровича.

«На май 1896 года, когда заканчивался двенадцатимесячный траур по неожиданно скончавшемуся 49-девятилетнему императору Александру III, была назначена коронация нового императора - его старшего сына, 28-летнего Николая II. Коронацию решено было провести в Москве - так пожелал молодой царь. Он не любил чрезмерной помпезности холодного и неуютного Санкт-Петербурга, в котором похоронили его отца, не хотел травмировать свою мать, вдовствующую императрицу Марию Федоровну. Его привлекала Москва - город исконно русский, святой и благочестивый, в котором он хотел показать себя царем Всея Руси и подарить народу разные милости. По традиции новый некоронованный царь мог въехать в белокаменную столицу только в день коронации». 100 великих катастроф. Авторы-составители: Н. А. Ионина, М.Н. Кубеев - М.: Вече, 2000, с. 273.

0

149

Против пьянства - интересный исторический факт о России.

До сухого закона, существовало множество законов против пьянства. Одним из самых передовых борцов с этой пагубной привычкой был Петр 1. По его приказу отлили медаль «за пьянство», которая весила более 7 килограмм. Провинившиеся были обязаны носить ее в течение недели. Неплохой метод борьбы с зеленым змеем.

0

150

В России живет первый и единственный путешественник во времени.

Да и это далеко не шутка. Наш космонавт Сергей Крикалёв провел на орбите Земли в общей сложности около 800 часов, что является абсолютным рекордом. Согласно теории относительности, чем быстрее человек движется, тем больше замедляется во времени. Таким образом , Крикалёв вернулся с орбиты на 1/48 секунду моложе.

http://sb.uploads.ru/t/41Tqa.jpg

0

151

Многим известен знаменитый алмаз под названием «Орлов». С ним связана красивая легенда, согласно которой князь Орлов купил этот алмаз в подарок императрице Екатерине II, чтобы вновь возвыситься его глазах и вернуть себе статус фаворита великой властительницы.

Однако история менее прозаична. Екатерина II сама купила себе этот алмаз, а легенда была необходима, чтобы скрыть факт траты государственной казны.

0

152

Памятник Суворову в Петербурге на Марсовом Поле

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/61/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%A1%D1%83%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8302.jpg/411px-%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%A1%D1%83%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8302.jpg

Памятник российскому полководцу А. В. Суворову
был торжественно открыт на Марсовом поле 5 мая 1801 года,
в первую годовщину смерти Суворова.

Генералиссимус представлен в образе древнеримского бога войны Марса. Самого Суворова, признанного гения боевых действий, нередко называли “богом войны” за его стремительность, непреклонность и быстроту. Автором памятника выступил скульптор М. Козловский, а пьедестал был изготовлен по проекту архитектора А. Воронихина. Мастер Ф. Гордеев создал барельеф на пьедестале, на котором в аллегорической форме изображены Слава и Мир, которые осеняют щит с надписью: “Князь Италийский, граф Суворов Рымникский, 1801 г.”. Эти титулы напоминают о самых громких победах Суворова: на реке Рымник в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов, а также в Италии, где полководец нанес поражение французской армии.

Монумент прославленному воину, который известен тем, что за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, был задуман еще при жизни Суворова: в 1799 год император Павел I приказал изваять триумфальный монумент, подобный тем, что ставили победоносным полководцам Древнего Рима. В 1801 году памятник был открыт на Марсовом поле, а в 1818 – перенесен на Суворовскую площадь, где он находится в настоящее время.

http://sa.uploads.ru/t/KcjbU.jpg

Генералиссимус Суворов изображен с мечом, которым он поражает незримого противника, и щитом. Этим щитом полководец прикрывает трехгранный жертвенник, на котором расположены неаполитанская и сардинская короны, а также папская тиара. За жертвенником из земли растут лилии – символы защищенных Россией народов Италии. Памятник стал символом доблести отечественного оружия и непобедимости российской армии.

2014.  Александр Васильевич Суворов признан лучшим полководцем в истории России

Александр Суворов стал победителем национального конкурса "Имя Победы". Именно этот полководец, согласно общенародному голосованию, внес наибольший вклад в историю военной славы страны. Проект организован Российским военно-историческим обществом и ВГТРК при поддержке Министерства культуры РФ.

Александр Суворов одержал победу и получил титул лучшего полководца в истории страны в рамках национального конкурса «Имя Победы», передает «Интерфакс». По мнению граждан, именно он внес наибольший вклад в историю военной славы России.
Проект был организован Российским военно-историческим обществом и ВГТРК при поддержке министерства культуры РФ. С 9 мая 2013 года, знатоки и любители истории выдвигали в список ста великих полководцев России наиболее выдающихся полководцев. Они стали номинантами конкурса «Имя Победы». Всенародное голосование открылось 4 ноября на сайте nameofvictory.ru. Было проведено семь этапов интернет-голосования, в котором приняли участие более миллиона человек.
Лучшие десять полководцев вышли в финал, в котором, помимо Суворова, оказались Александр Невский, Федор Ушаков, Георгий Жуков, Михаил Кутузов, Павел Нахимов, Константин Рокоссовский, Дмитриий Донской, Алексей Ермолов и Михаил Скобелев. За Суворова проголосовали почти 600 тысяч россиян.

Александр Васильевич Суворов является национальным героем, не проигравшим в своей военной жизни ни одного сражения. В 1790 году русские войска под предводительством Суворова взяли штурмом крепость Измаил, принадлежавшую в то время Турции. В 1796-1797 годах он командовал русскими войсками в ряде военных операций на территории нынешней Украины. Умер полководец 18 мая 1800 года. Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

0

153

30 мая 1896 года в Москве на Ходынском поле были запланированы народные гуляния по случаю коронации императора Николая II.

Устроители хотели сделать их по сценарию, что и в 1883 году при коронации Александра III. Тогда на празднество пришли около 200 тысяч человек, всех их накормили и одарили подарками.

Распорядителем гуляния в 1896 году по просьбе царя был назначен его дядя, московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. На организацию праздника было затрачено 20 миллионов рублей. По периметру Ходынского поля были построены временные «театры», эстрады, балаганы, лавки, в том числе 20 деревянных бараков для бесплатной раздачи водки и пива и 150 ларьков для раздачи бесплатных сувениров - подарочных кульков, в которых были разложены булки, куски вареной колбасы, пряники и фаянсовые кружки с портретом царя.
Жертвы "Ходынки"

Однако устроители не учли возросшую страсть русского люда к халяве. Если в 1883 году при коронации Александра III на празднество пришли около 200 тысяч человек, то в 1896 году уже в 5 часов утра на Ходынском поле собралось не менее 500 тысяч человек. 1800 полицейских не смогли сдержать толпы, когда по ней прокатился слух, что буфетчики раздают подарки среди «своих», и потому на всех подарков не хватит. Люди ринулись к временным деревянным строениям. Настилы, прикрывавшие колдобины, рухнули, люди падали в них, не успевая подняться: по ним уже бежала толпа. Раздатчики, понимая, что народ может снести их лавки и ларьки, стали бросать кульки с едой прямо в толпу, что лишь усилило сутолоку. Сметенные людской волной полицейские ничего не могли сделать. Лишь после прибытия подкреплений (к следующему утру) толпы рассеялись, оставив на поле тела затоптанных и изувеченных людей. По официальным данным, на Ходынском поле погибли 1389 человек, 1500 получили увечья.

Однако Николай, позже получивший за Ходынскую трагедию прозвище «Кровавый» не стал сворачивать из-за таких «пустяков» свою праздничную программу. Для аристократии празднества по случаю коронации продолжились вечером в Кремлевском дворце, а затем приемом у французского посла.

0

154

Кружево не является исконно русским рукоделием...

Первые образцы кружева были завезены при Петре I в 17 веке из Бельгии и Голландии. Первые русские кружевницы плели всего лишь тесьму для офицерской униформы. Затем технику коклюшечного кружева освоили и переиначили по-своему, так и появились вологодские, вятские, елецкие, михайловские кружева.

0

155

ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛОВА "РУСЬ"

21 сентября 862 года считается днём основания русской государственности. Мы ничтоже сумняшеся называем себя русскими, ведём споры о русской идее и считаем Россию наследницей Древней Руси, не зная даже происхождения слова "Русь". Будем разбираться.

СЛАВЯНСКАЯ ВЕРСИЯ
Доказательная база здесь следующая. В VIII-IX вв. среди восточных славян стало выделяться племя, живущее по среднему течению Днепра: к югу от Киева до реки Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы. Здесь при впадении Роси в Днепр находился летописный город Родня, остатки которого видят в Княжой горе, богатой археологическими находками. Сюда в град Родню «на устьи Роси» спустя несколько веков бежал из Киева Ярополк, унося ноги от своего брата Владимира Святого. Таким образом, Рось, Россава, Родня соединены в одном месте. Нагрянувшие в эти места варяги, не мудрствуя лукаво, назвали землю аборигенов Русью.

ШВЕДСКАЯ ВЕРСИЯ
Ruotsi, Roots, Rotsi – так финские племена (суоми, карелы, водь, чудь и т.д.), населяющие территорию Северо-Западной России, прозвали шведов. Последние (в норманнском и варяжском обличии) с VI по IX век были частыми гостями в тех местах. Не всегда званными.

«САРМАТСКАЯ» ВЕРСИЯ
Защитником этой гипотезы был Михайло Ломоносов, который считал, что русы являются прямыми потомками воинственных сарматских племен роксоланов или росоманов (эти самоназвание и эволюционировали со временем в слово «Русь»). Кстати, конкурентами Руси за право носить титул потомков сарматов были и польская шляхта.

«НАЛОГОВОЯ» ВЕРСИЯ
Ряд историков утверждает, что «русью» называли не отдельное племя, а профессию — сборщиков дани. Помните термин «полюдье»? У некоторых финно-угорских народностей слово «люди» обозначало тех, кто вынужден был платить дань, а русью, вероятно, называли тех, кто эту дань собирал. Среди тогдашних коллекторов было много варягов-дружинников, поэтому социальный термин, видимо, был перенесен и на этническое название варягов. Интересно, что слово «люди» стало даже самоназванием одной из финно-угорских народностей (Ljudi)

«ГРЕБНАЯ» ВЕРСИЯ
В последнее время распространилась гипотеза, что никакого племени «русь» вообще не было. А были интернациональные (шведские, норвежские, датские) гребцы, участники походов на гребных судах, которые сами себя на норманнском морском жаргоне называли «robs». Ну, а местные жители (славяне и финно-угры) для удобства переименовало их на более благозвучное «русь».

«ВОЕННАЯ» ВЕРСИЯ
На ранних этапах образования Древнерусского государства «русью» называли военное сословие. Чуть позднее «русью» стали называть форму государственного правления (вроде военной республики), а уже потом название перешло на весь народ.

«КРАСНОЛИЦАЯ» ВЕРСИЯ
Как известно византийцы называли агрессоров, совершавших периодически набеги на Константинополь, пройдя путь «из варягов в греки», «россами» (то есть «красными» или «рыжими»). Это дало повод для гипотез, что свое прозвище гости из Киевской Руси получили за цвет лица (то ли за румянец, то ли за склонность к обгоранию на южном солнце – неясно). Интересно, что Ибн-Фадлан, встретивший варягов в 922 году, отозвался о них: «Они подобны пальмам, румяны, красны».

В принципе, не так уж и важно, какая версия более близка истине. Главное, чтобы это никак повлияло на любовь к Родине!

0

156

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ.

24 мая (день рождения Кирилла), Русская Православная Церковь отмечает День Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Кирилл и Мефодий - просветители славян, покровители Европы, создатели славянской азбуки. Католическая церковь чтит их память 14 февраля.

Около 861 года оба брата в составе византийского посольства в Хазарский каганат дважды побывали в Херсонесе, затем были посланы императором Михаилом III в Великую Моравию, одно из крупнейших государств Средней Европы того времени.

Эта миссия была организована по просьбе моравского князя Ростислава (846 - 879 года), который стремился ограничить в своем княжестве влияние немецкого духовенства и хотел, чтобы христианское учение проповедовалось на понятном славянам языке, а не на латыни.

Кирилл и Мефодий осуществили перевод книг Священного Писания с греческого на славянский язык, а также литературу, необходимую для осуществления богослужений. В основу перевода легли хорошо известные им восточно-болгарские диалекты. В отличие от других практиковавшихся в ту эпоху способов записи славянской речи славянское письмо Кирилла и Мефодия представляло собой особую законченную систему, созданную с учетом всех специфических особенностей славянского языка.

Для текстов переводов ими была создана особая азбука - глаголица.

Братья также обучили местных священнослужителей совершать богослужение по-славянски. Этот опыт получил распространение и в соседних населенных славянами землях. В результате переводческой деятельности Кирилла и Мефодия был создан корпус текстов на славянском языке, который давал представление об основных нормах христианского мира, вместе с тем был создан и литературный язык, способный на столь же высоком уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы жизни славянского общества.

На самом деле по летописям письменность уже существовала у славян, и это подтверждено неоднократно разными источниками. И учеными, и писателями сейчас указывается на это. И в прежние века это подтверждалось и Ломоносовым, и Татищевым. Необходимо отметить, что Кирилл и Мефодий создавали на самом деле не славянскую письменность. Они создавали церковно-славянскую азбуку для христианской церкви.

Кирилл и Мефодий взяли древнеславянскую буквицу, в которой было 49 букв, 5 букв выбросили, потому что не было в греческом языке таких звуков, а для 4 дали греческие названия.

Вклад этих святых, равно почитаемых как Католической, так и Православной Церквями, несомненно велик. Прежде всего, именно благодаря Кириллу и Мефодию мы имеем современный русский алфавит. Во-вторых, они первые перевели на славянский язык Священное писание и Богослужебные книги. Самое главное, что они сделали первые шаги к тому, что сегодня мы можем служить литургию на своем родном языке.

0

157

ЭТИКЕТ НА РУСИ.

Каковы основы современных представлений об этикете? Почему наше поведение в обществе регламентировано теми или иными образцами? Как давно человек, находясь среди других людей, ограничивает себя рамками, нормами?

Здесь те немногие, но красноречивые предписания, которые обуславливали поведение, манеры, жесты еще наших бабушек-дедушек, прабабушек-дедушек и даже прапрапра-…

РУКОПОЖАТИЕ
Рукопожатие, которым мы обмениваемся повсеместно при встрече, прощании, знакомстве, – прежде всего соприкосновение, взаимодействие. Считалось, что прикосновением можно вылечить или, наоборот, передать болезнь, навести порчу, или вызвать сексуальное влечение. Так, в 16 в. на Руси не разрешалось браться за руки в хороводах, поскольку это рассматривалось как «средство к сладострастию». Будучи жестом неоднозначным и многоплановым, рукопожатие представляло собой и ритуальное заключение договора, «рукобитье», узаконивавшее совершенную сделку. В севернорусском пастушестве существовал обряд договора пастуха с лешим. Пастух отправлялся весной в лес оговаривать с лешим количество коров или овец, отдаваемых лешему, что гарантировало отличную пастьбу. Пастух бился по рукам с лешим, для чего одевал шерстяные рукавицы, а на правую руку одевал еще и особую большую соломенную руку, которая служила оберегом от нечисти. Все виды ритуального рукопожатия, то же «рукобитье» в свадебном обряде, совершались покрытой рукой, чтобы обезопасить себя от порчи, а в этикетном рукопожатии рука должна быть голой в знак оказываемого доверия.

ПОЦЕЛУЙ
Поцелуй - если мы говорим о ритуальном, а не любовном поцелуе - пожелание здоровья, полноты. Сама этимология корня– цел- связывает его с идеей цельности, благополучия, потому неудивительно, что это один из наиболее ярких способов выражения приязни гостю на Руси. В 17в. поцелуйный обряд, вызывавший немалое удивление у иностранцев, представлял собой сложное действо, включавшее взаимный обмен поклонами, питье вина и целование в уста жены хозяина дома всеми гостями. Поцелуй совершался как при встрече, так и при прощании людей друг с другом. Если поцелуй при расставании скреплял взаимное прощение грехов, то приветственный поцелуй сближался с поцелуем почитания когда один из партнеров наделялся сакральным статусом или высокой степенью престижности. В России у тех, кто пользовался особым уважением, целовали руку или даже ногу. Более низкий в социальном плане человек мог поцеловать в плечо более значимого, а тот в свою очередь ответить поцелуем в голову.В дипломатическом церемониале важную роль играло целование государевой руки. Такая возможность рассматривалась как честь, причем послы нехристианских государей, турки и татары, были ее лишены. Милость, жалованная послам, объявлялась речью, а руку государя во время целования поддерживал один из бояр.

СДЕРЖАННОСТЬ
Приучая детей к порядку, мы запрещаем, сидя за столом, болтать ногами, крутиться, а так же кривляться, размахивать руками, громко смеяться. Тем самым мы подспудно ориентируемся на высокий, божественный, царский тип поведения, которому были присущи сдержанная пластика движений, торжественность поз, полустертая мимика, медленное величавое передвижение, статика. На другой чаше весов – бесовское поведение, которому свойственны смех, дерганье, кривлянье, сквернословие. В переломные моменты жизни, оказываясь в центре ритуальных событий, каждый человек уподоблялся вождю, царю, примерял маску благолепия и сдержанности. Так жених и невеста в свадебном обряде становились «князем» и «княгинею», их действия, слова, особенно спонтанные, сводились к минимуму. В то время как поведение второстепенных участников ритуала отличали пение, смех, глумление, издевательства, прыжки, танцы, символизировавшие антинорму.

МЕСТНИЧЕСТВО
В обществе, обусловленном иерархией, статус каждого человека определяется его отношением к выше стоящему. Отсюда институт местничества, который был широко распространен за царским столом и в государевой службе. Чем более знатным считал себя тот или иной придворный, тем ближе к царю он садился и соответственно претендовал на более высокую должность, почести и т. п. Обычай «считаться местами» существовал не только при дворе, но и в других слоях общества. Распространен он был и в крестьянской среде, именно крестьянский быт с его раз и навсегда определенной системой рассаживания за столом послужил если не питательной почвой, то фоном для местничества. Местничество — характерный пример того, как этикетное по своим истокам явление преобразуется в социальный институт.

СИДЕТЬ-СТОЯТЬ
«В ногах правды нет». Отчего же? Положение стоя ассоциировалось с неустойчивостью, зыбкостью и неопределенностью статуса человека. Лицу низкого социального происхождения должно стоять, а привилегированному – сидеть. Так статика и неподвижность, присущие царскому поведению обеспечивали устойчивость, незыблемость царской власти и самого государства. Сидение связывалось с такими понятиями как счастье, доля, удача. Поэтому так старались первым делом усадить гостя, не торопились вставать из-за стола, соблюдали обычай посидеть «на дорожку» прежде чем отправляться в долгий путь.

ПОКЛОН
Поклоном, сопровождавшимся наклонением головы, обменивались на Руси, приветствуя друг друга, а так же выражая благодарность. В крестьянской среде «большим обычаем» (т. е. поклоном до земли) могли приветствовать духовное лицо и богатого односельчанина, а «малым обычаем» (поклоном в пояс) обменивались ровни: так кланялись при входе в чужую избу, жена кланялась мужу, женщины — мужчинам, причем последние могли и не отвечать. Склоняя голову в поклоне, человек как бы «выносил» ее вовне, «предлагал» ее (а следовательно, и себя, свою жизнь) другому,делал себя «ниже» собеседника и тем самым подчеркивал его высокий статус.

ГОЛОВНОЙ УБОР
Головной убор наделялся не только и не столько практическими, сколько символическими функциями. Отсутствие шапки у взрослого мужчины считалось признаком неполноценности, ущербности, чужести, так как после женитьбы мужчинам не полагалось появляться на людях без шапки, равно как и женщине после замужества. Если мужчина в ряде повседневных ситуаций, таких, как встреча с более высоким лицом, нахождение в церкви, обращение к иконе с молитвой, должен был обнажать голову, женщине это делать воспрещалось. В свадебном обряде жених выкупал красоту-косу невесты, после чего она переходила в его власть, поэтому показаться на глаза постороннему мужчине с непокрытой головой было равносильно измене, а сорвать платок с головы женщины рассматривалось как тягчайшее оскорбление.

Юлия Пенегина

0

158

Памятные даты В Петербурге по указу Екатерины II основан Смольный институт благородных девиц

5 мая 1764 г. 250 лет назад В Петербурге по указу Екатерины II основан Смольный институт благородных девиц
http://se.uploads.ru/t/bAzXf.jpg
Воспитанницы Смольного института благородных девиц

Екатерина II, укрепляя свою личную власть, ища популярности, осуществляла активную реформаторскую деятельность. Одним из основных направлений реформирования стала социальная политика. Среди просветительных мер, в которых императрица хотела быть на уровне века, – создание воспитательных домов, женских институтов, благотворительных учреждений. Одним из таких учреждений стал Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, учрежденный указом Екатерины II (24 апреля) 5 мая 1764 года. Он разместился в Смольном монастыре.

История Смольного монастыря восходит к правлению императрицы Елизаветы. Именно она, желая завершить свой земной путь в тиши и покое, приказала построить на этом месте монастырь для благородных девиц, предполагая, что сама станет настоятельницей. А название Смольный уходит ко времени основания Санкт-Петербурга — тогда это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда название «Смольное» и закрепилось за этим местом.

Смольный институт благородных девиц стал первым в России привилегированным женским средним общеобразовательным учебным заведением закрытого типа для дочерей потомственных дворян. Около 200 юных дворянок от 6 до 18 лет получали всестороннее образование, а лучшие воспитанницы определялись в придворную службу. В программу входило обучение по предметам — закон божий, французский язык, немецкий язык, арифметика, рисование, история, география, словесность. Кроме того, девицы обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству.

Обучение продолжалось 12 лет и делилось на 4 возраста по 3 года каждый. Награда лучшим воспитанницам — золотой вензель в виде инициала императрицы Награда лучшим воспитанницам — золотой вензель в виде инициала императрицы Ученицы были обязаны носить форму — платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого.

Ученицы были обязаны носить форму — платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. По окончании института 6 лучших выпускниц получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы. Некоторые воспитанницы становились фрейлинами двора.

В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостного крестьянства), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались домоводству. Создание Смольного института положило начало женскому среднему образованию в России.

К 19 веку институт стал замкнутым привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией. Вплоть до 1917 года институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений.

В 1917 году институт был закрыт, а после Октябрьской революции в Смольном сформировалось новое правительство: Совет Народных Комиссаров во главе с В.Лениным. С тех пор это здание занимают различные структуры власти. Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю Смольного.
http://se.uploads.ru/t/jcSFB.jpgНаграда лучшим воспитанницам — золотой вензель в виде инициала императрицы

0

159

БЛЮДА "РУССКОЙ" КУХНИ.

Какие исконные продукты и блюда русской кухни вы можете назвать? Селедку под шубой, пельмени, винегрет? Национальный паритет в кулинарии - тема спорная, и то, что мы привычно считаем родным - не всегда наше.

СЕЛЬДЬ ПОД ШУБОЙ
Визитная карточка русской кухни, растиражированная в лучших столичных ресторанах. Но она появилась на столах наших соотечественников не ранее ХХ века — то ли после революции, то ли после Великой Отечественной как попытка советского руководства предложить хозяйкам нестандартное, праздничное блюдо из самых простых, доступных даже в послевоенную разруху продуктов — селедки, картошки, свеклы и яичного порошка. Смесь последнего с растительным маслом в более богатые годы превратилась в майонез.

КОТЛЕТА ПО-КИЕВСКИ
Куриное филе, обернутое вокруг кусочка масла, обсыпанное панировкой и обжаренное во фритюре — это классическое французское блюдо, котлета де воляй. Попав на волне любви ко всему французскому в Россию, эти котлеты после 1812 года были переименованы в «михайловские», в честь ресторана возле Михайловского замка в Санкт-Петербурге, в котором они как якобы были придуманы. После революции михайловские котлеты стали киевскими, но, по сути, все равно остались французскими.

ПЕЛЬМЕНИ
Начиненное мясом тесто прочно вошло в русскую кухню, но изначально оно, как и аналоги в других европейских и азиатских кухнях, родом из Китая. Как, кстати, и сама идея варить, а не жарить или печь тесто. Китайская лапша — прообраз всех лагманов и спагетти в мире. В русскую кухню пельмени попали не раньше XIV-XV века, когда Москва вступила в активные отношения с народами Перми и Северного Урала, а затем и колонизировала их. Слово «пельмени» — из языка коми. «Пельнянь» в переводе означает «хлебное ухо». Изначально пельмени были едой только северорусских регионов. Там же возникло и уникальное русское, похожее на пельмени, но не имеющее аналогов в других кухнях блюдо — кундюмы. Это большие, начиненные грибами пельмени, запеченные в печи в подливе из сметаны и масла, иногда с добавкой зелени и крупы.

Единым блюдом всей русской кухни в целом пельмени, видимо, стали не раньше второй половины XIX века, когда многие региональные блюда проникли в меню активно открывавшихся трактиров и ресторанов и распространялись по всей территории империи.

ВОЛОГОДСКОЕ МАСЛО
Одна из главных наших кулинарных гордостей, единственный в России продукт, контролируемый, как в Европе, по происхождению — вологодское масло законодательно разрешено делать только в Вологде — калька с французского, а точнее, нормандского масла. Традиционно масло в России делали либо простым взбиванием сливок, либо по-фински, из сметаны — такое масло называлось чухонским. Промышленник Николай Васильевич Верещагин изучал молочное хозяйство практически по всей Западной Европе, но особенно его заинтересовал нормандский способ приготовления масла, из сильно нагретых сливок. Этот метод он применил на своих маслодельных заводах в Вологодской губернии. Полученное масло он назвал парижским, а за границей его продавали под названием «Петербуржское». Масло Верещагина даже превзошло свой нормандский прототип. Уникальное разнотравие вологодских заливных лугов, которым питались коровы Верещагина, придавало молоку особый вкус и жирность. После революции идейно чуждое название «парижское» сменили на известное нам «вологодское», сохранив технологию.

ВИНЕГРЕТ
Идея салатов русской кухне чужда изначально. Все овощи, грибы, мясо и рыбу готовили и подавали на стол отдельно. Ничего похожего на салат в нашем современном понимании в классической русской кулинарии никогда не было. Прижившийся у нас и ставший абсолютно родным винегрет — это, конечно, заимствование, причем двойное. Сам салат родом из Скандинавии, где смесь селедки, картофеля, лука, свеклы, яблока, маринованных или соленых огурцов и вареного яйца, заправленная льняным или подсолнечным маслом была весьма распространена еще в начале XIX века, о чем свидетельствует множество поваренных книг. Хотя «классический» русский винегрет состоит только из овощей, к нему очень часто добавляют селедку и вареные яйца, что подтверждает скандинавское происхождение салата. Само слово винегрет — это название французского соуса из растительного масла, уксуса и горчицы, которым, по идее, и должен заправляться этот салат.

ВОДКА
Искусство перегонки алкоголя было открыто арабами, заимствовано византийцами, а потом генуэзцами, которые и привезли самогон из виноградного жмыха на Русь в 14 веке. Большинство винокурен, изготавливавших крепкий алкоголь из ржи и другого зерна впоследствии находилось на территории Великого Княжества Литовского, где законы, регулировавшие алкогольное производство были не в пример мягче, чем в Московском государстве. Старка, зубровка, ратафия — большинство родственных водке напитков и настоек родом из Польши, Литвы и Белоруссии. Окончательно связь с Россией да и вообще с собственной историей в принципе водка потеряла в 1895 году, с введением госмонополии на водку. Традиционный русский ржаной самогон, невыдержанный аналог виски, якобы в целях заботы о населении, был заменен на «чистый продукт» — лишенный вкуса и запаха водный раствор спирта.

ГОРЧИЦА
Горчица и хрен считаются главными русскими приправами. Про хрен ничего сказать не можем, а вот использовать горчицу русских научили европейцы. Немецкие колонисты активно заселяли Поволжье в XVIII веке — царское правительство обещало им разнообразные льготы и освобождение от податей за занятие пустующих земель. Одним из городков колонистов была Сарепта неподалеку от Царицына. Здесь колонисты обнаружили обильно растущую дикую горчицу, которую они начали смешивать и скрещивать с привезенной из Германии белой горчицей. Первый урожай и первые пробы горчичного масла и порошка были получены в 1801 году. Через шесть лет был построен первый завод по переработке горчичного семени, после чего колонисты начали использовать горчицу не только для собственных нужд, но и продавать в Царицыне, Саратове и Петербурге.

Иван Глушков

0

160

РУССКИЙ СОН.

Русские спят в среднем 7 часов. Столько же, сколько жители США и Западной Европы. И нам, и гражданам так называемого цивилизованного мира снятся сны примерно с похожими сюжетами и цветопередачей. Однако значение и толкования этих снов могут значительно различаться.
Сонное царство

Английский дипломат Джером Горсей, прибывший в Московию в конце XVI, был поражен тем, как много русские спят. Спят днем, после плотного обеда, спят на службе, спят на улицах… Иноземные эмиссары часто жаловались, что на важных деловых встречах, русские дьяки (клерки) могли запросто задремать, а участники встречи вынуждены были говорить тише, дабы не разбудить спящих.

Стереотип европейцев, о том, что русские природно ленивы, появился именно из-за этой нашей особенности. Русский же легко мог парировать эти обвинения с помощью пословиц и поговорок:

Каково живется (можется), таково и спится

Сон милее отца и матери. Милая подружка подушка

Выспишься — помолодеешь.

Сон лучше всякого лекарства. Сон дорожке лекаря

Сонный хлеба не просит.

Хлеб спит в человеке. Вещий сон не обманет. Как сон в руку.

Идиллию Сонного Русского царства нарушил только Петр I. Люди стали меньше спать. И на Земле русской начались проблемы…

Сон правду скажет, да не всякому

На Руси испокон веков ко сну и сновидениям было серьезное отношение. Порой даже более обстоятельное, чем к бодрствованию. Не зря существовала традиция в качестве приданного дарить перины и пуховые подушки.

Бдение воспринимается как рутинное, «человеческое» состояние, которое никаким образом не связано с «Божественным». Сон же – состояние сакральное, где человек может получить Откровение от ангелов.

Русские были значительно более набожным народом, чем более «гуманитарные» европейцы. Из Священного Писания они помнили, какую значимость может иметь сон. Так, из Ветхого завета русские знали, что Авраам при заключении завета с Господом «меж рассечённых частей» впал в крепкий сон, в котором Бог открыл ему судьбу его потомков. Помнили о снах и мудрых толкованиях сновидений Иосифа и Даниила, о чудесных видениях пророка Иезекииля. И, конечно, как Господь ввел Адама в состояние сна, чтобы извлечь ребро для создания Евы. Из Нового завета русские знали о явлении ангела спящему Иоакиму, который известил его о нежданном зачатии его женой Анной ребёнка — девы Марии.

Все это повлияло на отношение русского народа ко сну. Интересно, что в русской традиции, в отличие от западной, очень мало трактатов, объясняющих сновидения. Те, которые есть, как правило, адаптации западных «черных книг». Трактовать сны по шаблонам считалось бесовским занятием. Иными словами: русские были уверены, если сон от ангела (отсюда «ангельский сон»), то человек и сам все поймет, без чернокнижников. Если от беса, то попытки его объяснить, введут «в прелесть». Кстати, именно поэтому, чтобы не попасть в сети лукавого, на сон грядущий непременно следовало прочитать молитвы.

Во хмелю да во сне человек сам в себе неволен

Известно, что современные психологи связывают сновидения либо с проявления либидо или какими-то психологическими проблемами. Это, конечно, не имеет никакого отношения к «русской традиции сна». Кстати, поведение русского человека в сновидении значительно отличается от других народов. Например, американцы пытаются управлять сюжетом сна, итальянцы в сновидениях ведут себя более беспечно, японцы — внимательны к деталям, поведение немцев и англичан мало отличается от поведения в обычной жизни. Русский же ведет себя в «сонном царстве» как очарованный странник, поскольку сон для него «священное состояние».

Природа сна более естественна для русского человека. Когда вы едете в транспорте, скажем на первой электричке, вы наверняка застанете три четверти вагона спящим. В Европе вы такое никогда не увидите. Европейцы будут стараться выглядеть бодрыми, независимо от того, как бы они не выспались.

Людей, которые не спят ночью, на Руси сторонились и называли «шатунами». Считалось, что «бодряки» вольно или невольно водят дружбу с бесами. Такое же предубеждение было и к излишней активности зимой — времени дремы. Зимой человек спит больше, чем летом. А русский человек, в силу того, что зима у нас более суровая и долгая, спит крепче и дольше. Считалось, что в морозные зимние деньки грань между сном и бодрствованием практически стирается и вырастает опасность впасть в прелесть и стать шатуном. Не случайно, что именно в зимний период совершались русские революции…

Никита Андронов

0