"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа


Традиции и обычаи русского народа

Сообщений 201 страница 220 из 1000

1

https://schci.ru/sites/default/files/traditsii/russkie_narodnie_traditsii.jpg
Русский народ бережно чтит старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. В этих обычаях отразилось язычество и почитание идолов, пришедшее на смену им Христианство, древний устрой жизни. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей Руси. Опыт старших поколений передавался молодым последователям, дети учились житейское мудрости у родителей.

В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа.

http://sa.uploads.ru/t/K6YaC.jpg

Традиции и обычаи русского народа

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет
данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему
ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную
опору.

    И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также
церковные таинства, обряды и праздники.

    На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год
крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню
соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и
обряды, природные приметы и явления.

    Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в
названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение
сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими
условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях.
Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

    Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского
быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы,
сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

    Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал,
народным православием. С утверждением христианства языческие праздники
запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего
времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились
передвижные праздники пасхального цикла.

    Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество
разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры,
танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный
реквизит.


                 http://sh.uploads.ru/t/pKx6r.jpg

+3

201

ИСТОРИЯ ГЛИНЯНЫХ ИГРУШЕК НА РУСИ

http://www.ya-zemlyak.ru/images/narprom/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%98%D0%B3%D1%8001.jpg
Глиняные фигурки были в ходу ещё до прихода христианства на территорию Древней Руси. Археологи во время раскопок обнаружили множество глиняных фигурок на земле таких крупных древнерусских городов как Киев, Коломна, Радонеж, Новгород и т.д.
В древности на Руси фигурки из глины служили оккультными символами. Позже они стали использоваться как игрушки для праздников, ярмарок, забав. Взрослые и дети с удовольствием посвистывали расписными зверюшками и куколками. Однако форму игрушки позаимствовали с далёких времён, когда они были предметами культа. Так, каждый образ несёт свой смысл: птица  олицетворяет душу предков, а также является символом счастья и радости; конь считался главным оберегом, символ солнца; медведь – символ силы, могущества; баран, корова — плодородие, успех в ведении хозяйства; козёл – добрая сила; олень являлся оберегом, приносившим изобилие.
Чаще всего из глины лепились изображение бога Ярило, считавшегося богом солнца, богини Рожаницы – хранительницы домашнего очага, божественной птицы Сирин, символизирующей женское начало и т.д. Причем изображение бога вылепляли с определённой целью. А именно для того, чтобы визуализировать свою просьбу к нему.
Традиции вылепливания глиняные  изображения богов остались среди населения даже после того, как Русь стала христианской. А для того чтобы избежать нареканий со стороны церкви, люди стали называть фигурки игрушками.
Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в «Москве на торгу». Игрушечное производство в XVII– XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано:

    «Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги».

В XVIII – XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди. Изменилась и усовершенствовалась также и технология производства глиняных игрушек. Существовали специальные промысловые центры, известные и по сей день, например, каргопольские, дымковкие, филимоновские и т.д. Такие игрушки являются символами русской культуры и имеют свои индивидуальные отличительные особенности, повествующие о культурном наследии нашей страны.

0

202

http://secret-woman.ru/wp-content/uploads/2013/02/igrushki.jpg
История глиняных игрушек в России уходит своими корнями в далекий десятый век.

Глиняные фигурки были в ходу еще до прихода христианства на территорию Древней Руси. Тогда подобные изделия из глины носили религиозный характер и выполнялись ввиде изображений богов. Археологи во время раскопок обнаружили множество таких глиняных фигурок на территории таких крупных древнерусских городов как Киев, Коломна, Радонеж, Новгород и т.д.

Чаще всего из глины лепились изображение бога Ярило, считавшегося богом солнца, богини Рожаницы – хранительницы домашнего очага, божественной птицы Сирин, символизирующей женское начало и т.д. Причем изображение бога вылепляли с определенной целью. А именно для того, чтобы визуализировать свою просьбу к нему. Так, женщины, просившие у Рожаницы послать им ребенка, лепили ее фигурки с младенцем на руках, а те, кто просил благосостояния в дом или здоровья близким, вылепливали ее фигурку с различными животными.

Эти традиции вылепливания глиняных  изображений богов остались среди населения даже после того, как Русь стала христианской. А для того чтобы избежать нареканий со стороны церкви, люди стали называть фигурки игрушками.

Время шло, и глиняные фигурки постепенно утрачивали свой религиозный смысл. Теперь они действительно стали игрушками и использовались для украшения дома и развлечения детей. Глиняные игрушки изображали уже не богов, а привычные вещи и обычных людей и животных. Изменилась и усовершенствовалась также и технология производства глиняных игрушек. Существовали специальные промысловые центры, известные и по сей день, например, окаргопольские, дымковкие, филимоновские и т.д. Такие игрушки являются символами русской культуры и имеют свои индивидуальные отличительные особенности, повествующие о культурном наследии нашей страны.

В современном мире существует большое разнообразие игрушек, изготовленных из более прочных, ярких и функциональных материалов. Однако глиняные игрушки могут стать отличным и оригинальным украшением любого дома. А делать игрушки самостоятельно будет очень интересно вместе с детьми. Такое занятие может стать хорошим хобби и интересным семейным времяпровождением, которое сделает внутрисемейные связи более прочными и полезными.

Глиняная игрушка, сделанная своими руками и раскрашенная специальными красками, может стать приятным подарком близкому человеку. Такой сувенир будет хранить частичку души мастера-изготовителя и напоминать о теплых и нежных чувствах.

0

203

ОСОБЕННОСТИ КОВРОВСКОЙ ИГРУШКИ

http://www.ya-zemlyak.ru/images/narprom/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%98%D0%B3%D1%8004.jpg
Ковровские игрушки очень простые и не яркие, в отличие, например, от дымковской, которую отличают яркая цветовая гамма.

Дымковская игрушка делалается из красной глины. У неё очень массивные детали, крупный хвост, крылья. Мелких деталей практически нет. Важная отличительная черта – это нарисованные геометрические фигуры по белому фону. Если на игрушке нарисованы ромбы, квадраты круги, то можно смело утверждать, что это дымковская игрушка.

http://tverigrad.ru/wp-content/uploads/2013/10/igrushki9.jpg
Традиционный стиль ковровской игрушки – детально прорисованные лица, костюмы, антураж.

Дымковская – лубочный стиль, крупный яркий орнамент, геометрический рисунок рта и глаз, сглаженные контуры.

Есть  четыре отличительных черты, по которым можно определить традиционную ковровскую игрушку.

Во первых, игрушки все добрые веселые, нельзя увидеть ни одной грустной мордашки, коровы и то улыбаются. Это раз.
Во вторых, смотрим на роспись. Роспись утончённая, тоненькая-тоненькая прорисовочка. Мастера работают как по шкатулкам, так и по игрушкам. В других игрушках встречаются ромбы квадраты – здесь же утончённо положенные штрихи и линии. Интересны и растительные орнаменты. 
В третьих, смотрите на наличие мелких деталей. Их очень много. У кого-то серёжки, бантики, косички. Белая глина очень эластична, она не дает трещин, что и позволяет делать мелкие детали.
Четвёртая отличительная черта– это тематическое разнообразие. Здесь и праздничные гуляния, представлен и русский быт, как купали детей, как читали им сказки, как заготавливали дрова, как пили чай. Прямо объёмные фотографии из жизни.

http://mtdata.ru/u15/photo39FB/20005482698-0/original.jpg
Ковровские игрушки  делались всегда со смыслом.

http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/gparents.jpg
Ковровские игрушки несли в себе некую программу и традиции.

Если мастер сделал птичку, синичку, курочку, трясогузку или жаворонка, именно птицу, то подарит он её девочке. Чтобы она, когда вырастет,  смогла свить свое уютное семейное гнездышко, чтобы у неё был любящий заботливый муж, чтобы у неё было много детишек. Поэтому птичек дарили девочкам и ни в коем случае мальчикам.
Мальчикам, скорее всего, подарят медведя, что бы они выросли сильными, здоровыми как хозяин леса медведь. 
Рогатых животных, козликов, например, дарили всем. Рогатые звери считались оберегом на богатство и достаток. Чем выше, массивнее рожки, чем сильнее действие оберега, тем богаче будет в доме.

0

204


ТРАДИЦИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОВРОВСКОЙ ИГРУШКИ

http://www.ya-zemlyak.ru/images/narprom/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%98%D0%B3%D1%8005.jpg
Современная ковровская глиняная игрушка изготавливается из «голубой» глины, которая добывается на территории Ковровского района. Знание о том, где находится так называемое линзовое залегание природного материала, передается мастерами из поколения в поколение так же, как и информация о качестве этой глины. Говорят, у каждого мастера есть своя заветная копанка.
Следующая стадия – подготовка материала для лепки. Глина выкладывается в специальные ёмкости и увлажняется до нужного состояния, затем разминается вручную. Каждый лепщик доводит свою часть глины до определённой степени вязкости в зависимости от того, какие именно изделия собирается создать.

Затем мастер формует глину, раскатывая её скалкой на плоскости, используя стеки, палочки, ножички, петли, другие приспособления. У каждого – свой набор инструментов и свои приёмы. Рабочее место оснащено тканью, на которой раскатываются детали разной толщины, фактуры (в зависимости от фактуры текстильной основы). Маленькие фрагменты раскатываются пальцем на ладони.
Вышедшие из рук лепщика изделия выдерживаются при комнатной температуре в течение 3 – 5 дней: за это время они должны окончательно затвердеть. В процессе естественной сушки происходит диффузия: как говорят мастера, «глина в глину входит». Далее – подсушивание в течение 2 суток при более высокой температуре – до 30 градусов (игрушки ставятся на батарею или помещаются в полуостывшую печь). И только после этого абсолютно сухое изделие подвергается обжигу в печи в течение 8 часов. Для каждого вида глины есть определённый режим обжига  – до 850 градусов. Затем – естественное остывание. Остывшие изделия вынимаются из печи и поступают в цех росписи.

По технологии для росписи глиняной игрушки должны использоваться масляные художественные краски. Ими на фабрике расписывают, в первую очередь, сложные многофигурные композиции. В последнее время стали активнее применяться темперные краски, поликолоры.

Художественный образ создается совместным трудом мастера, вылепившего игрушку, и художника, расписавшего её. Как правило, мастер и художник находят друг друга, работая в одной связке, они должны быть близки друг другу по творческим приёмам, художественной манере, даже по характеру. Это вполне естественно, ведь завершение образа должно органично вытекать из первоначального замысла.

0

205

Народный календарь погоды, примет и праздников на октябрь

Октябрь – свадебник, подзимник, паздерник, зазимье, октобрь, листопад, октомбрь, замерь, хвал месяц, замерен, кострычник.

http://tomatoz.ru/uploads/posts/2011-01/1296110137_63557537_1283510880_0_134b9_d39e2384_xl.jpg

Свое название октябрь месяц получил от римлян, т.к. был восьмым месяцем года (okto – восемь).

Октябрь поздний период осени, делится на три части:

с 1 по 15 октября – золотая осень,
с 16 по 23 октября – глубокая осень,
с 24 по 31 октября предзимье.

Октябрь известен тем, что в старину люди после тяжелых сельскохозяйственных работ справляли свадьбы, именно поэтому октябрь называют и по сей день — свадебником. Свадьбы начинали играть начиная с середины октября, и заканчивался сезон свадеб только в середине ноября.

14 октября христиане отмечают христианский праздник Покров Пресвятой Богородицы (по-простому – Покров), именно этот праздник считается покровителем всех невест, и с Покрова заканчивается Золотая осень и начинается глубокая осень, в простонародье — грязник.

Но чаще в старину на Руси октябрь называли грязником, потому как именно в октябре осенние дожди приносят с собою, грязь и слякость. Работа останавливалась, и у мужского населения наступало вынужденное безделье. Зато у женщин наступала пора топчения льна, из-за этого октябрь называли кострычником.

Хотя октябрь и приносит теплые деньки, но все это кратковременно, и не успеешь насладиться выглянувшим солнышком, как снова небо хмуриться, и дождь осенний начинает моросить.
Деревья сбрасывают последнюю листву, и именно с октября начинаются стабильно появляться ночные заморозки.
Журавли улетели, прибавь три недели, и начнутся ночные заморозки.

0

206

3 октября. Народный календарь:

Евстафий. Астафий. Астафьев день. Астафьевы ветры.

Этот день — праздник мельников, работающих на мельницах-ветрянках.

Все мумифицированные (гнилые) плоды следует собрать и с деревьев и с земли и выбросить за пределы сада. Собрать гнезда боярышницы и уничтожить.

Благоприятный день для рубки капусты.

Народные приметы:

На Астафия примечай ветер. Если ветер северный — близко стужа; ветер южный — к теплу; западный — к мокроте, дождям; восточный — к вёдру, жди ясную погоду. Если тепло и летит паутина — к хорошей осени и нескорому снегу.

Именинники 3 октября: Евстафий, Михаил, Олег и Федор.

0

207

Народный календарь:

4 октября. День Кондрата с Ипатом.

«Кондрат с Игнатом помогают богатеть богатым».

Погода этого дня продержится без изменений почти неделю.
Какая погода в этот день — такая будет четыре недели без изменения.
Ясно при резком северо-восточном ветре — на холодную зиму.

Именинники 4 октября:
Андрей, Данила, Дмитрий, Евсей, Иосиф, Исакий, Кондрат и Мелетий.

0

208

7 октября. Народный календарь:

День Феклы Заревницы. Фекла. Фекла Заревница. Запрядальная.

Начало молотьбы хлеба. Молотьбу начинали с полуночи. А перед этим собирались вокруг «именинного» огня с песнями и угощеньями. От неосторожности нередки были пожары, спалившие не один овин. Отсюда и название «Заревница». «На Заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши гошок».

В день Феклы стараются хоть немного попрясть.

«С этого дня начинаются замолотки — по утрам молотят с огнем. В натопленных овинах молотят хлеб. Для именинного овина варят молотильщикам кашу.

В этот день с особенным старанием угощали молотильщиков, пели песни и веселились, а с полуночи зажигали огонь в овине и при нем начинали молотьбу. От этих огней святая Фекла и получила имя заревницы.

В осеннюю погоду овина без огня не высушишь, но развести огонь там было непросто, требовался опыт и искусство, и поручалось это опытным мужикам или старикам.

Народные приметы:

На Феклу ночи темны, день убывает лошадиными шагами. «Фекла — дергай свеклу».

В старину говорили, что последним днём сбора белых грибов является Фёкла-заревница — 7 окт.

Именинники 7 октября: Владислав, Галактион, Никандр, Стефан и Фекла.

0

209

Древняя русская традиция заготавливать на зиму овощи, фрукты, грибы не потеряла своей актуальности в наши дни. Консервирование белых грибов очень важно. В домашних условиях их сушат, маринуют, солят, замораживают, жарят. Хрустящие, упругие, ароматные, они никого не оставят равнодушными, дополнят гарнир или будут лучшей закуской на любом столе. Собирают боровики во второй половине августа, найти их можно в лиственных лесах с песчаными почвами. Растут они в районах с прохладным климатом.

http://1pogribam.ru/wp-content/uploads/2015/10/grib.jpg
Белым гриб называют потому, что в процессе готовки он не меняет своего цвета.

В древней Руси слово грибы не употреблялось. Говорили: "губы ломать”, т.е. "идти по грибы”. Слово грибы появилось в русском языке в начале XVI века, но еще долго в народной памяти оставалось прежнее название грибов – "губы”.

Пожалуй, ни в одной стране не было таких грибных промыслов, как в России. С наступлением грибного сезона целые деревни уходили на сборы грибов, а затем огромный караван, груженный свежими, солеными и сушеными грибами, направлялся в губернские и уездные города. Была даже на Руси своя грибная столица – город Судиславль в Костромской губернии.

Иностранцы, жившие в России, восторгались вкусовыми качествами русских грибов. Грибных блюд уже в то время знали множество. Так, на званом обеде 17 марта 1699 года столы патриарха Андриана украшали "три пирога с грибами, два пирожка с груздями, грибы холодные с маслом, грузди гретые соком да с маслом, капуста шотковая с грибами, галушки грибные на два "наряда грибов в тесте”.

Отношение к употреблению грибов на Руси у разных народов было разное. Совсем не употребляли их в пищу татары, якуты, ненцы. Евреи предпочитали лисички, в которых никогда не бывает червей (треф), так как согласно законам иудейской религии трефную пищу есть воспрещалось.

0

210

8 октября. Народный календарь:

День Сергия Капустника. Сергий Радонежский. Сергиев день. Сергей Капустник. Сергей Курятник. Сергей — именинник, хранитель кур. Капустники. Вилочники.

В это время рубят капусту, забивают кур на продажу. Если на Сергия первый снег, то зима установится на Михайлу (21 ноября нового стиля).

«На Сергия начинается, а с Матрены зимней (22 ноября) устанавливается зима (в северных областях). Зимний путь устанавливается в четыре семины (седмицы) от Сергия. Первый снег выпадает за сорок дней до зимы. Первый сухой снег обещает хорошее лето. Если снег падает на ущербе да на мокрую землю, зима скоро ляжет (примета в Воронежской губернии). Если первый снег упадет, когда на вишне нет листа, зима ляжет».

Погода:

Среднесуточная температура воздуха опускается ниже 0 градуса Цельсия. Первые поздние осенние ночные заморозки. День убывает быстро... Ночи темнеют. Зори багряные.

0

211

Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, великого патриота и подвижника земли Русской (1319-1392).

При появлении на свет Сергия звали Варфоломеем. Похоронив родителей, Варфоломей с братом Стефаном удалился в лес. Они поставили келью, потом небольшую церковь. Не выдержав трудностей жизни, Стефан перешел в Московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей принял монашество с именем Сергия, остался жить в пустыне. К нему примкнули 12 иноков (инок — одно из названий православного монаха). Сергий обладал даром чудотворения и помог многим страждущим. Русская земля в то время была под татарским игом. Великий князь Димитрий Донской принял благословение на сражение. Во время боя Сергий с братией молились о победе.

Велик духовный вклад Сергия Радонежского в историю Русской церкви, русской культуры. Он составил учение о Троице. Образ Троицы — это указание святого к праведному устроению человеческой жизни: личной, семейной, общественной; указание русского пути к спасению. Сергий Радонежский — основатель Троице-Сергиевской лавры, чтимый народом угодник Божий, «Игумен земли Русской».

«ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ родился в селе Варницы, под Ростовом, в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. При появлении его назвали Варфоломеем. ...Около 1328 года родители Сергия переселились из Ростова в Радонеж. ...Варфоломей же в 1337 году принял монашество с именем Сергия и положил начало новому жительству. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью[en], и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Наставник их отличался редким трудолюбием: строил кельи, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы, соединяя труд с молитвой, бдением и постом. В 1354 году Сергий возведен был в сан игумена обители. Но когда иноки стали роптать на строгость устава, он вынужден был покинуть ее; на реке Киржач им была основана новая обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Но порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки потребовали возвращения святого.

...Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Сергия испросить благословения на предстоящее сражение. В помощь великому князю Сергий благословил двух иноков своей обители: схимонаха Александра (Пересвета) и схимонаха Андрея (Ослябю), и предсказал победу Димитрию. Во время сражения на Куликовом поле Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству

...Преставился Сергий 8 октября (25 сентября по ст.ст.) 1392 года, обратившись перед тем к братии со словами: «Имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемирную...»

25 сентября в 14 веке соответствует 3 октября в 20 век

0

212

14 октября - праздник Покрова Пресвятой Богородицы

http://mlady.net/media/k2/items/cache/24051f1a73d7ccf80aa0e781a6178da9_L.jpg

14 октября – день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, является в народном представлении границей между осенью и зимою.

Православные люди во все времена с особым почитанием относились к Богородице. В них жила твердая вера: Пресвятая Богородица избавляет от всех бед и печалей. Божью Матерь в народе считали лучшей защитницей детей и молодых девушек. Благодаря этомы Покров Пресвятой Богородицы - один из самых любимых и почитаемых  праздников на Руси.

Отмечают праздник Покрова 14 октября (1 октября по старому стилю), вспоминая удивительное событие, которое произошло много веков назад. Более 1000 лет назад, в 910 году от рождества Христова, жители Константинополя стали свидетелями чудесного спасения. В то время город уже много дней был в осаде сарацинов, и все жители понимали: пройдет еще несколько дней и Царьград падет. 

Все думали, что уже ничто не способно спасти оплот христианства. Сарацины у стен города уже готовились праздновать победу. Уже ни на что не надеясь, ночью накануне 14 октября жители собрались во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, ее головной покров и часть пояса. Исходящая от всей души молитва христиан свершила настоящее чудо - они увидели идущую к ним Пресвятую Богородицу,в окружении ангелов.

Подойдя к людям она преклонила колена и начала горячо молиться вместе со всеми. Затем Богородица сняла со своей головы покров и распростерла его над находящимися в церкви, защищая людей от всех врагов. По преданию покров Девы Марии сиял ярче солнца, а люди в храме в один миг почувстврвали сошедшую на них благодать.

Потрясенные увиденным люди вышли из храма и рассказали об увиденном остальным жителям, а утром свершилось чудо - враги отступили от стен Константинополя и город был спасен. С того момента люди, оказавшиеся перед лицом опасности в беде либо опасности обращались за помощью к Деве Марии -  они были уверены, что она за каждого из нас заступится и оградит своим покровам от всех несчастий.

Приметы, обряды и гадания на Покрова

14 октября  прощались с осенью и встречали зиму. Говорили: «На Покров до обеда - осень, а после обеда - зима». И чтобы прожить зиму в достатке и тепле, проводили обряды. В этот день хозяйки первый раз разводили огонь в печи, причем обязательно использовали ветки плодовых деревьев: чтобы в следующем году сады дали хороший урожай, а семья процветала. А еще - чтобы в жилище всегда было тепло и уютно.

Сейчас, к сожалению, далеко не у каждого есть в доме печь, но несколько  маленьких веточек яблони можно разжечь, положив на блюдце. Ароматный дымое после этого древнего обряда положительно повлияет на ауру вашего дома и, будьте уверены, будущий год вы проведете ы достатке.

К празднику Покрова на Руси утепляли жилище и пекли блины. Перед тем как садиться за праздничный стол хозяйка дома обходила все  углы с тарелкой румяных блинчиков и только после этого, прочитав молитву Пресвятой Богородице, пробовала их на вкус. Также для застолья пекли специальный Покровский каравай которым угощали всех родственников и соседей. А остатки каравая сушили и прятали до Великого Поста.

Все главные обряды 14 октября в праздник Покрова выполняла женщина, хозяйка дома.  В этот день каждая мать старалась защитить детей покровом от всех бед. Для этого, держа в руках икону Богородицы, женщина становилась на скамью, чтобы оказаться над близкими, как когда-то в храме Дева Мария с покровом появилась в воздухе над верующими. Все дети в семье не зависимо от возраста опускались на колени, и мать говорила:

"Как Царица Господня покровом землю всю накрывает, так и я плод лона свого накрываю от всякой напасти. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь."

С Покрова начинают играть свадьбы. «Покров, покров, покрой мою голову хоть платочком, хоть тряпочкой, чтобы не осталась я в девках» - такой заговор обычно приговаривали молодые незамужние девушки, украшая икону Девы Марии собственноручно вышитым рушником. Причем не только приговаривали, но и обращались к Богородице с молитвами-просьбами. Побыстее встретить жениха, да чтобы он  был молодой, красивый и богатый - этоли не мечта каждой девушки? Если вы еще не замужем - можете проверить старинные обряды на себе.

Покров Пресвятой Богородицы всегда считался девичьим праздником. В народе до сих пор существует множество примет на 14 октября. Так, считается, если на Покрова ветрено - будет большой спрос на невест; если накануне ночью выпадет снег - будет в этом году  много свадеб.

Чтобы найти побыстрее своего суженого, девушки на праздник Покрова проводили разнообразные обряды. В ночь на 14 октября каждая девушка, мечтающая о скором замужестве, приговаривала: «Покрой землю снежком, а меня - женишком». И ложилась спать, ни с кем не разговаривая. Если во сне явится суженый - скоро свадьба. В противном случае придется подождать.

Также накануне 14 октября девушки пытались узнать, кто к ним посватается. Например, гадали на соленых варениках. Перед тем как лечь спать, девушка съедала штук пять волшебных вареничков и произносила: «Суженый-ряженый, принеси мне водички напиться». Кто приснится, тот и жених.

На праздник Покрова девушку с самого утра бежали в церковь и ставили свечу Деве Марии. Считалось, что кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет. По пламени свечи узнавали свое будущее: ровный огонек означл тихую, спокойную жизньн. Если свеча горела ярко, сильно, с перемигиванием - то и жизнь будет яркая. Если свеча при горении потрескивала, значит жизнь у девушки будет очень бурная.

Еще на праздник Покрова гадали на зернах. Вечером будущая невеста обходило всю деревню и набирала понемногу воды из 9 колодцкв, а после варила в ней варила 72 пшеничных зерна. С этой пшеницей надо было отойти от своего дома на 72 шага и разбросать зерна. А  ночью девушка приходила туда же и поднимала с земли то, что попадется под руку. Если возьмет вареное зерно - мужа найдет молодого и богатого, если в руке окажется щепка или веточка - он будет плотником, найденная бумажка сулит жениха грамотного и состоятельного, а зачерпнет одну землю - жить ей с хлеборобом.

При помощи кольца девушки угадывали, кто у них родится - мальчик или девочка. Кольцо опускали в стакан с водой,  затем, подвешенное на тоненькой нитке, медленно опускали возле руки того, на кого гадают. Если предмет кольцо начинало двигаться по кругу - родится девочка, если кольцо двигалось вперед-назад  -родится.

Собираясь вместе, девушки гадали: которая из них первой выйдет замуж. Каким образом? Отрезали нити одинаковой длины и поджигали их. У кого из девушек нитка догорит быстрее - та первой и окажется замужем. Если нитка потухла сразу или сгорело меньше половины, то. увы. свадьба откладывается.

Также было популярным еще одно интересное и веселое гадание на жениха. В блюдце выкладывали разные предметы, а девушки не глядя, с завязанными глазами, выбирали один из них. По тому, какой предмет попался и судили о будущем женихе. Как правило, знпчения предметов были следующие:  зола - бедная, тяжелая  жизнь, сахар -  жизнь будет богатая и веселая, луковица - много слез пролить придется, рюмка - муж будет пьяницей, серебряное кольцо - тихая, спокойная семейная жизнь, золотое кольцо - жених будет очень богат и влиятелен.

0

213

15 октября. Народный календарь, приметы:

Киприан и Устинья. Киприан и Устинья считаются в народе защитниками от наваждений нечистой силы.

День Устиньи Устилальницы. Мни и топчи льны с середины грязника. Коли мять лен, так уж доминать.

«Девушки продолжают ходить на вечерки, но в будни не играют, не веселятся. Сидят с прялкой или шитьем, за работой часто поют проголосные песни».

Конец посадкам черенков смородины и малины. Прикрывают травой, компостом, соломой и т.п. пионы и розы.

С 15 октября по 20 ноября — сроки подзимнего посева моркови, свеклы и петрушки, салата, шпината, укропа, пастернака, чеснока, лука-порея и щавеля.

Погода:

Начало подсезона «Глубокая осень» (8 дней с 15 до 23 октября). Первые заморозки в воздухе ниже -5 градусов Цельсия. Ранний переход среднесуточной температуры воздуха через 0 градусов Цельсия. Конец листопада большинства древесных пород.

0

214

17 октября. Народный календарь:

Ерофеев день. Ерофей. Иерофей. Праздник Ерофея. «С Ерофея холода сильнее». «С Ерофея зима шубу надевает». Усиливаются холода. Считали, что в этот день нельзя ходить в лес, так как там воют ветры и бесятся лешие.

Как ни ярись мужик Ерофей, а с Ерофея и зима шубу надевает.

«На Ерофеев день один ерофеич кровь греет. На Ерофея — буйствуют лешие: бродят по лесам, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверей, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю. Поэтому люди, крестьяне в этот день в лес не ходят: леший бесится. Провалившись в лесу, после первых петухов, сквозь землю, лешие появляются на ней вновь, когда она оттает весной».

С 15 октября по 20 ноября — сроки подзимнего посева моркови, свеклы и петрушки, салата, шпината, укропа, пастернака, чеснока, лука-порея и щавеля.

0

215

Народный календарь 18 октября (по старому стилю 5 октября)

День Харитины – первые холстины

Святая мученица Харитина проживала в IV веке на черноморском побережье в городе Понте. Будучи сиротой и воспитанной приемным отцом Клавдием, он свято верила в Христа и решила полностью посвятить себя службе Богу. Уединенная и целомудренная жизнь в отдельном доме давала пример многим людям, и подтолкнула многих к принятию христианства. Но однажды язычники ее оклеветали, и она предстала перед судом и пытками. Умерла она в твердой вере и с молитвой.

Народные поговорки содержат упоминание о домашних ремеслах - «Харитина ткала и пряла — весь дом одевала».

Женщины начинали в этот день ткацкие работы, начинали прясть, вышивать и вязать. Работы проходили весело, с пением народных песен. Ткацкая работа считалась очень почетной.

День стал намного короче и ночи.

По приметам, если облака в этот день шли против ветра а плицы вились в воздухе, скоро следует ожидать снег.

0

216

19 октября. Народный календарь.

Народные приметы, поверья, традиции 19 октября.

19 октября – Фомин день. Фома.

На Фому горбушка хлебная тому, кто здоровьем слаб.

Фома ломит закрома, все бери задарма.

Последние кучевые облака на небе.

Если нет ветра — к похолоданию.

Отстал от ночи день — запнулся валенком за пень.

Потянул Денис день на низ.

Фома — бери всё задарма.

ஜ══════════๑Ƹ̴Ӂ̴Ʒ๑══════════ஜ

Считается, что с Фомина дня начинаются сильные ветра и бураны, возможны и неожиданные снегопады.

В этот день на Руси опасались пробуждения нечистой силы, сеющей болезни. С помощью осинового сучка в домах проводили специальный обряд, защищающий от нападения злых духов и лихорадки.

ஜ══════════๑Ƹ̴Ӂ̴Ʒ๑══════════ஜ
В этот день народ пересчитывал запасы на зиму.
Если погреба были полны, говорили: «Рад Фома, что велика крома». В таком случае люди отправлялись в церковь, чтобы поставить свечку в благодарность святому.

«Кромой» сельские жители называли торбу, суму, место в амбаре для хранения зерна или других продуктов.
От этого слова пошло множество выражений и понятий в русском языке: «большекромый», «укромное место», «скромность», «закрома» и т. п.

0

217

Русская изба

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапли-вавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме, жилище", по словам В.И.Даля. Фактически утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.

http://i-postroika.ru/wp-content/uploads/2016/03/14.17.bodnya.gif
Бодня, предмет домашней утвари, представляла собой деревянную емкость для хранения одежды и мелких предметов домашнего обихода. В русской деревне было известно два вида бодней. Первый вид представлял собой длинную выдолбленную деревянную колоду, боковые стены которой изготавливались из цельных досок. Отверстие с крышкой на кожаных петлях находилось в верхней части колоды.

Боднявторого вида - это долбленый или бондарный ушат с крышкой, высотой 60-100 см, диаметром дна 54-80 см. Бодни обычно запирались на замок, хранились в клетях. Со второй половины XIX в. стали заменяться сундуками.

Бодня

бодня
"кадушка с крышкой", донск. (Миртов) Ссылка на Миртова приведена, видимо, ошибочно, поскольку это слово встречается не у Миртова, а у Даля., воронежск., укр. бодня, сербохорв. бaдањ, бaдња, словен. см. образ "чан", чеш. bedna, польск. bednia и т. д. || Слав. bъdьnь восходит через герм. (др.-англ. byden, ср.-нж.-н. bodene "чан, бочка", д.-в.-н. butin, нов.-в.-н. Butte "кадка", откуда фин. putina, см. Сетэлэ, FUF 13, 431) к народнолат. butina, греч. · см. образ, (Гесихий). Бернекер (1, 106) объясняет русск. слово как заимств. из укр., см. также Уленбек, AfslPh 15, 484, Хольтхаузен Aengl. Wb. 39, Торп 275.

0

218

http://rus-izba.narod.ru/IMAGES/kadka.gif
Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки разной величины и объема.
Бочки в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льну, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара.

Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. Как правило, кадки были бондарной работы, т.е. делались из деревянных дощечек - клепок, стянутых обручами. они делались в форме усеченного конуса или цилиндра. они могли иметь три ножки, являвшиеся продолжением клепок. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У кружка и крышки имелись небольшие ручки.

0

219

http://www.evklid.com.ua/img/436/230.jpg

Лукошком называлась открытая цилиндрическая емкость из луба, дно плоское, из деревянных досочек или коры.

Этимология слова Лукошко

ЛУКОШКО. Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от лукно "корзина, короб", суф. образования (суф. -ън-) от той же основы (с перегласовкой), что лыко.

Делалось с ручкой-ложкой или без нее. Размеры лукошка определялись назначением и назывались соответственно: "набирка","мостинка","ягодница", "грибница", и т.п. Если лукошко предназначалось для хранения сыпучих продуктов, то закрывалось надевающейся сверху плоской крышкой.

http://korzina.agronationale.ru/upload/goods/2013/12/09/c5/aa56723561b092d27a890fb802c7ad7d..jpg

0

220

http://rus-izba.narod.ru/IMAGES/gorshki.gif

На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи. Они редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.

Горшок - предмет бытовой, утилитарный, в обрядовой жизни русского народа приобрел дополнительные ритуальные функции. Ученые считают, что это один из самых ритуализированных предметов домашней хозяйственной утвари. В поверьях народа горшок осмыслялся как живое антропоморфное существо, у которого есть горло, ручка, носик, черепок. Горшки принято делить на горшки, несущие в себе женское начало, и горшки с заложенной в них мужской сущностью. так, в южных губерниях Европейской России хозяйка, покупая горшок, старалась определить его родо-половую принадлежность: является он горшком или горшницей. Считалось, что в горшнице сваренная еда будет более вкусной, чем в горшке.

Интересно также отметить, что в народном сознании четко проводится параллель между судьбой горшка и судьбой человека. Горшок нашел себе довольно широкое применение в погребальной обрядности. Так, на большей части территории Европейской России был распространен обычай разбивать горшки при вынос из дома покойников. Этот обычай воспринимался как констатация ухода человека из жизни, дома, деревни. В Олонецкой губ. эта идея выражалась несколько иначе. После похорон горшок, наполненный в доме умершего горячими углями, ставился вверх дном на могилу, при этом угли рассыпались и гасли. Кроме того, покойника через два часа после смерти обмывали водой, взятой из нового горшка. После употребления его уносили подальше от дома и закапывали в землю или бросали в воду. Считалось, что в горшке с водой сосредотачивается последняя жизненная сила человека, которую сливают во время обмывания покойника. Если такой горшок оставить в доме, то покойник будет возвращается с того света и пугать живущих в избе людей.

Горшок использовался также как атрибут некоторых обрядовых действий на свадьбах. Так, по обычаю, "свадебщики" во главе с дружкой и свашками утром приходили бить горшки к помещению, где проходила брачная ночь молодых, пока они еще не вышли. Битье горшков воспринималось как демонстрация перелома в судьбе девушки и парня, ставших женщиной и мужчиной.

В поверьях русского народа горшок часто выступает как оберег. В Вятской губ., например, чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа