"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа


Традиции и обычаи русского народа

Сообщений 361 страница 380 из 1000

1

https://schci.ru/sites/default/files/traditsii/russkie_narodnie_traditsii.jpg
Русский народ бережно чтит старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. В этих обычаях отразилось язычество и почитание идолов, пришедшее на смену им Христианство, древний устрой жизни. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей Руси. Опыт старших поколений передавался молодым последователям, дети учились житейское мудрости у родителей.

В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа.

http://sa.uploads.ru/t/K6YaC.jpg

Традиции и обычаи русского народа

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет
данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему
ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную
опору.

    И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также
церковные таинства, обряды и праздники.

    На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год
крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню
соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и
обряды, природные приметы и явления.

    Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в
названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение
сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими
условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях.
Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

    Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского
быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы,
сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

    Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал,
народным православием. С утверждением христианства языческие праздники
запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего
времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились
передвижные праздники пасхального цикла.

    Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество
разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры,
танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный
реквизит.


                 http://sh.uploads.ru/t/pKx6r.jpg

+3

361

http://sg.uploads.ru/t/BKj6s.jpg

Этот месяц назван в честь древнеримской богини Юноны — покровительницы семейного счастья и пове¬лительницы дождя.
На Руси его называли «червень» (в эту пору собирали кошениль — червецов, использовав¬шихся для получения багряной краски), «изок» (от слова «кузнечик»), «разноцвет» (из-за буйства красок в лесах и садах), «светозар», «хлеборост», «скопидом».

Июнь — румянец года.
Июнь — пустые закрома.
В июне солнышко высоко, с утра до вечера далеко.
Июнь — конец пролетья, начало лета.
Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту.
Май творит хлеба, а июнь — сено.
Знойный июнь — на рыбалку плюнь.
Июнь — месяц гнезд.
Если в июне частые зарницы — будет хороший урожай.

Июнь справедливо называют "румянцем года". Не спеша, перегорают алые зори, вечерняя почти переходит в утреннюю; румянятся цветами суходолы и пойменные луга, зеленый травостой опушек подергивается желтыми лепестками иван-да-марьи и скромных орхидей севера – ятрышников, или кукушкиных слезок. В садах разукрашиваются круглые кусты шиповника: на темной зелени распускаются пышные розаны. В природе пока нет блеклых тонов, сочная зелень навела лишь легкий румянец цветенья.
http://s8.uploads.ru/t/e00UH.jpg

Когда в садах начнут меркнуть сирени, на влажных лугах занимается цвести купальница: желтые лепесточки собраны в плотные бубенцы, листья крупные, мясистые, стебельки трубчатые. На выгонах белеют головки горного клевера и щитки тысячелистника. Как только уймутся натиски холодных ветров и воздух за сутки станет теплее 15 градусов, разом зацветут и ромашки-нивяники, и фиалки, и луговые герани, и василек посевной (примешался к семенам ржи, да так и прилип к могучему злаку: рожь за цвет – и он за цвет, рожь поспеет – и василек не отстанет); пуще других трав раскинутся рослые колокольчики.

0

362

http://sd.uploads.ru/t/OifR2.jpg

1 июня

День Ивана-долгого, названный в честь благоверного князя Иоанна Угличского.
После Ивана не надо жупана.
Если первые два дня июня идет дождь, то месяц будет сухим.
Пауков много — к хорошем погоде. Вороны клювами в одну сторону сидят — ожидай сильного ветра.

http://s1.uploads.ru/t/fRkhv.jpg

Пословицы и поговорки про июнь

Июньское тепло милее шубы меховой.
На острую косу - много сенокосу.
В каждой копне, коль сгребена не в дождь, - пуд меду найдешь.
Хвались сеном, но не травой.
Травяного духу копен три зимы не развеют.

0

363

http://sd.uploads.ru/t/CP24V.jpg

Земляника поспела! Туесок в руки – ив лес. На солнечной опушке средь разреженных трав и стоят заветные кустики. Румяные ягоды не прячутся в гуще листвы, а будто совсем на виду – свисают красными каплями. Душиста земляника и такая сладкая, что во рту тает.
Собирают ее умеючи. Утром рано по ягоду не ходят: снимешь с росой – раскиснет в дороге. Не ходи за лесной земляникой и в жару: изнуренная солнцем, она быстро завядает, становится щуплой и жесткой. Лучше всего землянику рвать, пока не раскалился воздух, или во второй половине дня, когда солнце остынет и спадет жара. Ягоды берут только спелые, ведь зеленые не дозарятся в кузовке.

Собирают душистую землянику и на просторных полянах, где ей дышится легко, и на пригорках вдоль лесных дорог и речек, и даже на лугах среди низкого разнотравья. По-другому растет дикая клубника. Она как бы прячется в высоких травах и к тому же любит влажные почвы. Поэтому клубнику легче отыскать в затенении рослых трав, будь они под пологом леса или на открытых пространствах.
Отличить эти два вида земляники легко: кустики клубники крупные, солидные, ягоды ядреные, круглые, как клубочки,- отсюда и название; к основанию ниспадающие в свободную от плодиков шейку. Причем клубнички чаще всего зеленовато-белые и только с одного бока краснеющие. У лесной же земляники ягоды продолговатые, поспевают дружно, окрашиваются сплошь.

Вроде бы неспоро собирать душистые ягоды, а у проворных туесок уже доверху полон. "Клади по ягодке – наберешь кузовок",- замечает народная поговорка. И это действительно так.

Свежая земляника – большое лакомство. Но как велико удовольствие отведать этой ягоды средь зимы! Банка лесной земляники окажется самой заветной из всего ягодного запаса, сделанного впрок. Ведь она подарена добрым Берендеем…

0

364

Народные приметы начала лета

http://se.uploads.ru/t/ajWiO.png

Первый туман лета - верная грибная примета.
Если во время грозы долго слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья.
Если радуга после дождя скоро пропадает - к ясной погоде, а если долго стоит - к ненастью. Радуга утром - к дождю.
В радуге больше красного цвета - к ветру.
Сильные росы - к плодородию, а частые туманы - к урожаю грибов.
Если утром пчелы не летят в поле, а сидят по ульям и гудят - жди дождя.
Перед засухой пчелы становятся злее, жалят.
Рыбы над водой ловят мошек - к дождю.
Чем меньше капли дождя, тем дольше он будет идти.
Гречу сей, когда увидишь в поле гречневых козявок - божьих коровок.
Если передние лапки у них косматы - раннюю гречиху сей, средние лохматы - сей среднюю гречиху, а когда задние - сей позднюю гречиху.
Утром слышен гром - к вечеру он принесет дождь, особенно если гремит непрерывно. Глухой гром - на тихий дождь, гром звонкий - на ливень.
Если при закате солнца облака сгущаются и становятся темно-свинцового цвета - жди ночью грозу.
Темнеют солнца лучи - жди сильной грозы.
Обилие ягод предвещает холодную зиму.
Радуга на западе - к дождю, на востоке - к хорошей погоде.
Если рогатый скот по дороге на водопой брыкается и фыркает - жди ненастья; к плохой погоде - блеяние овец.
Бобры перед дождем работают всю ночь, а лягушки выползают на берег.

0

365

4 июня – Троица

http://ftimes.ru/upkeep/uploads/2017/05/%D0%B92179.jpg

Троица, один из важнейших праздников русском православии, относящий к числу двунадесятых, считается едва ли не самым любимым в народе. Этот праздник до сих пор сочетает в себе и христианские, и народные традиции.

Троица не имеет твердой даты: каждый год она отмечается в новый день, сообщает ftimes.ru. Время празднования зависит от Пасхи: по традиции, Троица отмечается на 50 день после Светлого воскресенья. Именно поэтому она и получила второе название – Пятидесятница. На пятидесятый день после Воскрешения Христа в Иерусалиме собрались последователи Спасителя: в этот день на них снизошел Дух Святой. Апостолы получили дар понимания множества языков – так они смогли выйти к людям и проповедовать слово Божье среди разных народов.

0

366

Приметы и обычаи на Троицу

День Святой Троицы – праздник радости, веселья, праздник в честь Отца и сына и Святого Духа. Наступает это день на 50 сутки после Воскрешения Христа. Еще это день называют Днем сошествия Святого Духа, Пятидесятницей.

Согласно преданиям в 50 день после Пасхи произошло сошествия Святого духа на апостолов. Раздался гром с неба и в этот момент на каждого ученика Господа Бога сошли языки пламени и наделили их знанием разных языков. Такое чудо было ниспослано Богом для того, чтобы апостолы могли донести свою праведную речь и научить многие народы новым христианским верованиям. Таким образом, ныне иудейский праздник перешел в христианскую церковь.

Согласно народному календарю Троица, приметы и обычаи, которой мы сейчас расскажем, еще имеет название – это Зеленые Святки. Одна из первых и главных традиций, которая сохранилась по сей день, является украшение дома луговыми цветами, ветками березы и застилание пола травой. Если такие цветы или травы были утром рано освящены, их засушивали и берегли за иконами для различных надобностей. К примеру, положить в стог сено – убережешь от мышей его, положить на грядки – убережешь от грызунов и землероек, а на чердак положишь – убережешь от пожара.

Есть и такая интересная на Троицу в 2014 году примета – сплести венок из луговых цветов, затем положить в горшки для выращивания рассады капусты.

Принято на Троицу гулять в лесу, водить хороводы вокруг берез. Для молодежи устраивались само веселье. На поляне в лесу растилась скатерть, куда клали украшенные венками караваи. Девушки водили хороводы, а парни выбирали себе невест. В день Троица в 2014 году народные приметы можно возобновить. Как было здорово ранее – чтобы сохранить счастье и радость в новом супружестве, существовали особые приметы. На стол на смотринах застилали две скатерти, одна под другой. Та, что снизу должна была приковать жениха. Каравай с Троицы засушивали и оставляли до самой свадьбы. Сухари от такого каравая потом замешивали в тесто для каравая на свадьбу, для того, чтобы было в семье счастье и любовь. А венок тайно девушки передавали своему суженому в честь брачного обета.

Вечером согласно приметам, девушки также бросали венки в реку. И если венок просто плывет – все будет хорошо, если кружится, то жди разлада в семье, а если вовсе утонет – то к большому несчастью или горю. После окончания таких традиций девушки расходились по домам, кто в слезах, а кто счастливый. Наступало утро и новый теплый летний день – Духов день.

http://every-holiday.ru/utils/resize/500x0/upload/news/files/5391bde796af5/5391bd2b27986.jpg

Еще на праздник Троица приметы:

Если будет дождь на Троицу – будет урожай грибов большой.
Если на Троицу поставленные ветки березки через три дня еще свежие, значит, будет мокрый сенокос.
Если на Троицу посвататься, а на Покров пожениться, будут супруги жить в любви, счастье и гармонии.

0

367

6 июня – День русского языка/Пушкинский день.

http://ftimes.ru/upkeep/uploads/2017/05/%D0%B92180-680x480.jpg

День русского языка не зря отмечается в день рождения великого поэта – именно Пушкин считается родоначальником современной русской речи. Центром празднования становится Михайловское – родное село поэта.

Несмотря на то, что праздник достаточно новый – традиция отмечать день русского языка зародилась лишь в 1997 году – год от года торжества, посвященные родной речи, становятся все шире.

0

368

9 июня в народном календаре

http://foodclean.ru/wp-content/uploads/2013/06/clip_image0027.jpg

Федорин день.

Федора считается «колючей» на язык, поэтому крестьяне на Федору вели себя очень осторожно. Старались лишний раз не разговаривать, чтобы не накликать беду или не поссориться. Считалось, что Федора узнает о том, что творится в избе, тогда неприятностей не миновать. Чтобы поговорить-посплетничать, соседки-кумушки выбирали другой день.

На Федору не принято было мести в хате, чтобы не вынести из избы сор, иначе это приведет к разладу и ссорам в семье. А также можно было случайно вместе с мусором вымести домового, который в этот день забирался под веник. А без домового, как известно, мир и лад в доме долго не продержится. Крестьяне, которые были связаны с торговлей, на Федору задабривали домового: варили горшочек каши, ставили его за печь, не забыв бросить несколько монеток. По поверьям, это приносило дополнительную прибыль, удачу в торговле и обещало привлечь много покупателей.

0

369

10 июня в народном календаре - В народном календаре этот день отмечен как Никита Гусятник и Полудница.

По поверьям, Никита служил защитником маленьких гусят, оберегая их от хищных птиц и зверей. К этому времени выводятся самые последние гусята, из поздних кладок. А у взрослых птиц начиналась линька, которая ежегодно приходилась на конец весны - начало лета. В это время хозяйки ощипывали гусей, собирая с них полинявший пух.

На Никиту беременные женщины шли в поле, чтобы зарядиться силой и энергией от земли и хлебных колосьев. Считалось благодатным знаком, если женщина родит в этот день на хлебном поле: так и ребенок будет особенно крепок и здоров, и сами роды для роженицы пройдут легко и безболезненно.

Полудницы – духи полудня, которые внешне похожи на земных женщин. Встреча с ними не сулила ничего хорошего, т.к. на детей они насылали бессонницу и плач, а взрослых, прилегших отдохнуть во время обеда на поле, могли защекотать до смерти. Поэтому, чтобы от них спастись, в самую полуденную жару, в избе закрывали не только окна, но и ставни. А крестьяне в этот день старались не отдыхать на хлебных полях, чтобы не попасть под горячую руку полуденных фей.

11 июня в народном календаре - Феодосия Колосяница.

По народному календарю, с Феодосии начинают колоситься хлеба, т.е. колос набирает силу, наливается. Не разрешалось в этот день прыгать и скакать, чтобы не тревожить и обременять землю, которая стала тяжелой, плодоносящей. Существовал еще один обычай. Чтобы скотина приносила много потомства, была плодовитой, в этот день ее кормили хлебными вкусностями – баранками и сочнями. Как только рожь начинала колоситься, можно было идти в лес за первыми белыми грибами. Их в народе так и прозвали белые «колосовики».

12 июня в народном календаре - Исаакий змеиный или День Скипера Змея.

По народным поверьям, 12 июня считался днем змеиных свадеб. Змеи выползали из своих нор и друг за дружкой, цепляясь за хвост, сползались на свое главное торжество. Крестьяне старались на Исаакия не ходить в лес, чтобы не встретиться со змеиной братией. Если же в этом было острая необходимость, в качестве оберега брали с собой марьин корень, который прикрепляли к нательному кресту. В этот день рептилий нельзя было убивать, иначе обидчика ждали большие несчастья. Укусы змей 12 июня считались наиболее опасными, от которых не могли спасти ни заговоры, ни заклятия колдуна.

На Исаакия начинали посадку бобов. Этому предшествовал целый ритуал. Посадочный материал обязательно нужно было предварительно вымочить в воде от растаявшего мартовского снега, который собирали по склонам лесных оврагов. Крестьяне верили, что тогда бобы дадут не только богатый урожай, но и будут наиболее полезными. Считалось, что такие отваренные бобы очищают желудок лучше ячменя.

13 июня в народном календаре -Еремей Распрягальник

Если месяц назад, 14 мая, по календарю был Еремей Запрягальник, и начинали производить посев зерновых, то 13 июня коней уже распрягали, т.к. сев заканчивался. Как говорили крестьяне, «Как Еремей начинает сев, так он же и заканчивает». К этому времени уже должна зацвести малина и распуститься розы. Еще подмечали, как выпадает вечерняя роса: чем она обильнее, тем жарче будет припекать солнце на следующий день. Если же росы не было, или она быстро высыхала – к дождю. Если же дождь был на самого Еремея, это предсказывало плохой урожай зерновых.

0

370

14 июня в народном календаре

Устинов день.

Этот день крестьяне встречали с самого раннего утра, подмечая, как восходит солнце. Если на Устина восход ясный, в красных тонах, то и рожь богато уродится. Если же моросил с утра дождь, то тоже не расстраивались, т.к. это сулило хороший урожай конопли и льна.

С Устина начиналось самое настоящее, календарное лето, поэтому этот день считался пограничным, как изгородь, разделяющий два времени года – весну и лето. 14 июня не принято было стоить заборы, этим можно было навлечь беду, приманив пожары. Зато, если нужно было избавиться от надоедливого ухажера или сделать так, чтобы отстали недобрые люди, сооружали символический забор – срывали ивовый прут и втыкали его между двумя следами – своим и назойливого человека.

15 июня в народном календаре
Никифор Дубодер

С Никифора начинали заготавливать дубовую кору, обдирая ее с деревьев. Без дубовой коры не обходилось дубление кожи животных. Чтобы выделать кожу более качественно, не подходила кора старых и молодых стволов, ее собирали с дубовых деревьев возраста десяти-пятнадцати лет.

http://s9.uploads.ru/t/UAJqG.jpg

Зеленый вьюн.

15 июня еще называли «Зеленым вьюном». В этот день молодые девушки плели на счастье венки из вьюнов. Такой венок сулил удачу, скорую встречу с суженым и служил оберегом от сглаза и порчи. А вечером парни и девушки собирались на игрища, где пели песни, водили хороводы и присматривали себе жениха или невесту.

0

371

16 июня в народном календаре-Лукьян Ветряк.

http://sa.uploads.ru/t/QaKjD.jpg

Чтобы определить погоду на предстоящее лето, а также узнать, какой ожидать урожай, крестьяне в этот день следили за каждым дуновением ветерка. Причем делать это нужно было поздно вечером, поэтому рано спать в этот день не ложились. По тому, с какой стороны подует ветер, могли предсказать, ожидать ли вскоре болезней или эпидемий. Поэтому к определению направления ветра относились очень внимательно, важно было не ошибиться. Если ветер был с юга – это предвещало быстрый рост яровых и их богатый урожай, с востока – к болезням, мору и поветриям, северо-западный ветер сулил сырое лето, а северо-восточный проливные и затяжные дожди, которые могли сгубить урожай ржи.

Если на Луку Ветряного, это еще одно название этого дня, гремит гроза, значит сенокос в этом году будет неудачным, а сено гнилым. А вот если шел дождь, то радовались – лето и осень будут особенно грибными.

0

372

17 июня в народном календаре

http://x-lines.ru/letters/i/cyrillicscript/3091/0b4ee0/36/1/4nqpbqgtomeabwf64gnpbcgozwopb8qosdemfwf64n57bxqozdemw.png

К навозу крестьяне относились с большим почтением. Ведь оттого, насколько хорошо будет удобрена им земля, настолько и богатого урожая ждать можно было. Поэтому на Митрофана «земля-матушка» щедро подкармливалась «навозом-батюшкой». От работы этой никто из земледельцев не отлынивал, чтобы по осени не остаться с пустыми закромами.
http://s8.uploads.ru/t/QVAGo.jpg
С Митрофана можно было начинать сеять гречиху. Определяя время для посадки, ориентировались на клубничные ягоды. Как только они начинали краснеть, можно было приступать к сеянию. Еще лучше, если день посадки приходился на полнолуние.

http://s3.uploads.ru/t/70Djy.jpg

По народному календарю 17 июня (4 июня по старому стилю) отмечается праздник «Митрофан Навозник», в честь памяти святителя Митрофана Константинопольского, жившего в 3-4 века. Родился он в Риме, но ему вместе со своими близкими пришлось переехать в Византию из-за гонений язычников. В скором времени Митрофан стал епископом и участвовал в собраниях епископата, а к своим 116 годам получил титул Патриарха.

Митрофан Навозник

Свое название праздник получил «Навозник», из-за того, что именно с этого дня народ удобрял все земли навозом, и это не считалось унижением для святого Митрофана. Наоборот, к навозу в народе относились уважительно, так как он помогал получить хороший урожай, и называли его – «батюшкой».

Но были и другие названия этого праздника:

    «Красный сарафан»
    «Митрофан»

В народе говорили, что именно на Митрофана необходимо подкармливать землю: «Без навоза-батюшки не жди хлеба от земли-матушки», «Добрая земля навоз примет один раз, а помнить будет девять лет». А вот отказать земле в угощении считалось плохим знаком: «Обманешь поле один раз, а оно тебя — десять».

С 17 июня начиналась самая хорошая пора для посева гречихи. Самое благоприятное время для этого примечали по клубнике: если она была красное, то пора идти в поле.

В народе примечали, что к Митрофану бурно растет лен: «День тем силен, что вытягивает лен», «Святой Митрофан рядит девок в сарафан».

На Митрофана зазывали ветер, прося его принести теплые, обильные дожди с юга без урагана. Поговаривали: «Ветер подует с гнилого угла (то есть с севера) — жди ненастья».

Старались в народе делать все дела до самого позднего вечера, так как этот день был важным благополучным для семей.

Верили в следующие приметы:

Ранним утром очень душно – жди в течение дня ненастье.
Ветер дует с северо-запада – погода ухудшится.
Если идут обильные дожди, то они затянуться еще на несколько дней.
Если цветы пахнут очень сильно – то будет дождь.
Если чешуйки на шишках прижались друг к другу и на дорогах много жаб – будет ненастье.

Именинники
в этот день: Иван, Мария, Марфа, Митрофан, Мефодий, Назар, Петр, Софья.

0

373

18 июня в народном календаре - Дорофеев день.

На Дорофея приходится первая из трех самых коротких ночей в году. В народе такие ночи называют «воробьиными». Существует поверье, что в ночь на Дорофея можно заглянуть в будущее, увидев вещий сон. Счастье ожидает того, кто увидит во сне юную девицу или молодца. А вот если приснится старуха с клюкой, стоит ждать неприятностей. В этот день расцветала сон-трава. Крестьяне считали, что всякая нечисть обходит ее десятой дорогой, поэтому сон-траву было принято носить с собой и иметь в доме. Если же изба только строилась, то траву замуровывали под углы строения, чтобы жизнь в новом доме была спокойной и в достатке. Годилось не любое растение. Чтобы сон-трава обладала чудодейственными свойствами, ее собирали непременно с заговорами, а после, дождавшись полнолуния, клали в родниковую воду – «правильная» трава обязательно должна зашевелиться. На Дорофея старались прополоть с утра грядки от сорняков. Считалось, что на том месте она больше не вырастит.

19 июня в народном календаре - Ларион Пропольник

На Лариона крестьяне выходили на прополку урожая. Стоило только зазеваться, как сорная трава заполняла собой ржаные, льняные или просяные поля, да так, что можно было и без урожая остаться. Так что в полях трудились и стар, и млад, чтобы успеть убрать побольше сорняков. Как приговаривали сами крестьяне – посадили злаки, а косить приходиться осот и маки. Особо удачным считался Ларионов день, если он приходился на убывающую луну. Если же луна была полной, то избавляться от сорняков считалось бессмысленно, т.к. они вырастали на старом месте с новой силой. Поэтому прополку откладывали на другое время, пока лунное светило не начнет убывать.

+1

374

20 июня в народном календаре - Федот Урожайник

http://sg.uploads.ru/t/6oQnK.jpg

В это день крестьяне ждали теплой, солнечной погоды. Тогда урожай ржи непременно должен быть богатым, а каждый ржаной колосок – налитой. В противном случае, если шел дождь, по всем приметам следовало готовиться к неурожаю зерновых и обилию тощих и пустых колосков. Поэтому и накануне, и на Федота крестьяне молились, чтобы Бог в этот день дал солнечную погоду и уберег от дождя.

По поверьям, Федот оберегал купальщиков и отпугивал русалок. Поэтому в этот день можно было смело идти в воду. Крестьяне верили, что Федот с острым серпом ходил по берегу реки, и, как только русалка пыталась утащить кого-нибудь на дно, одним махом отсекал русалочьи волосы, в которых и была заключена вся колдовская сила этих коварных ундин.

На Федота приходилось междупарье. Это промежуток, когда посевные уже закончились, а сенокос еще не начался. У крестьян было немного свободного времени, которое проводили не в праздных разговорах, а использовали для дела. Обычно крестьянские женщины затевали большую стирку - бученье. В огромные кадки и баки закладывали большую партию одежды для стирки, чаще всего постельное и исподнее, заливали ее щелоком (самодельным моющим средством из золы) и ставили чаны нагреваться-кипятить на костер. Затем на телегах везли кипяченое белье полоскать. Верхнюю одежду не бучили. Ее чистили, выбивали, просушивали на солнце.

0

375

Как стирали и гладили в старину на Руси

http://aeslib.ru/wp-content/uploads/2017/04/stirka_006-768x510.jpg
ВАЛЕК.
Этой небольшой деревянной лопаткой «валяли» или «клепали» выстиранное белье на камне или на доске на берегу. Если ни ступа, ни корыто, ни лохань обычно красотой не отличались, то вальки могли украшаться затейливыми орнаментами.
Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка, и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться и инициалы любимой и дата дарения. Эти вальки напоминали стилизованные женские фигуры: утолщение на конце рукояти служило головой, рабочая часть валька — туловищем, а перекрестие у основания – руками.

Красивым резным вальком, расписанным яркой краской, девице жалко было и работать… В Национальном музее есть валек, по которому видно – владелица берегла его и в работу не пускала.

Любая ответственная хозяйка знает: стирка – это еще полдела, надо еще выгладить то, что отбелили заботливые руки.

http://aeslib.ru/wp-content/uploads/2017/04/stirka_007-768x650.jpg

Чем и как гладили одежду в старину

Какие приспособления имелись в домашнем хозяйстве наших бабушек и прабабушек, чтобы выгладить выстиранное?
в прежние времена не столько гладили, сколько «катали» белье. Чем ? знакомьтесь:
Рубель и скалка

Рубель представлял собой прямоугольную доску с рукоятью: на нижней стороне были вырезаны, вырублены поперечные скругленные зарубки, а верхняя, лицевая сторона зачастую украшалась резьбой.

http://aeslib.ru/wp-content/uploads/2017/04/stirka_008-768x656.jpg
Для того, чтобы погладить, хозяйка складывала одежду, скатерть, полотенце вдоль, стараясь придать ей ту же ширину, что и у скалки.И оборачивали ими скалку, образуя тугой сверток. Рубель клали сверху и от края стола прокатывали вперед, размягчая и разглаживая льняную ткань — катали . И это был механический способ глаженья.

http://aeslib.ru/wp-content/uploads/2017/04/stirka_009-768x576.jpg
На Севере любимым приемом резьбы было «рытье», когда поверхность предмета покрывалась зубчатым узором, но могли и просто вырезать орнаменты тонкими контурными линиями. И опять на рубелях часто можно увидеть инициалы и даты – верные признаки того, что это подарок.

Катка белья требовала определенных физических усилий от женщины, но не стоит думать, что приход в деревенские дома металлического утюга сделал процесс глаженья более легким.

Первые утюги

Во-первых, такой утюг в деревенской жизни был вещью дорогой и редкой, и оттого служил зачастую показателем благосостояния (как и самовар, например). Во-вторых, технология глаженья по сравнению с катанием белья рубелем была даже более трудоемкой.

Различали два основных типа утюгов – портняжные и прачечные, хотя в ходу в домах были и те и другие. Портняжный утюг, по сути, был остроносым бруском из чугуна с ручкой.

Его накаляли на огне и осторожно брали прихваткой за ручку, чтобы не обжечься. Такие утюги были самых разных размеров – от совсем небольших, для глажения мелких складок на одежде, до гигантов, поднять которые мог только мужчина.

http://aeslib.ru/wp-content/uploads/2017/04/stirka_010-768x686.jpg
Портными, как правило, и были мужчины, и работать им приходилось с очень плотными тяжелыми тканями. И инструменты для глаженья были соответствующие.

Прачечные утюги нагревались иным способом: они были полые внутри и имели подвижную задвижку в широкой части корпуса – туда вкладывалась чугунная тяжелая сердцевина, нагретая на огне.

Еще один вид утюгов, использовавшихся в быту – это углевые или духовые утюги. Верхняя часть корпуса у такого утюга откидывалась, и внутрь закладывались угли.

Остывающие угли хозяйки раздували или разогревали, раскачивая утюг из стороны в сторону. Поэтому важно было еще и не угореть при глаженье белья! Углевой утюг мог быть снабжен трубой и внешним видом больше напоминал допотопный пароход.

http://aeslib.ru/wp-content/uploads/2017/04/stirka_011-768x814.jpg
Представляя хозяйку, раскачивающую увесистое чугунное сооружение, убеждаешься – сноровка у наших «бабушек» был недюжинная, и сила – тоже. Естественно, современный пластмассово-тефлоновый красавец в несколько раз легче своего чугунного литого предшественника.

Самый легкий весил 2,5 килограмма, среднего размера утюги в пределах 4 кг – для нескольких часов глажки цифра внушительная. Ну, а самый тяжелый – литой портняжный гигант – заставил безмен жалобно крякнуть и показать 12 килограмм…

0

376

Россия - чайное застолье, самовар
http://sd.uploads.ru/t/86x3B.jpg

По традиции русский чай заваривается перекипевшей водой из огнедышащего самовара, а потом еще чайник укрывается матерчатой куклой, чтобы жар выжал из чаинок самую распоследнюю нутряную черноту и вязкую горечь.

http://s6.uploads.ru/t/ge5jS.jpg

Если самовара нет, то заварной чайник ставят на огонь, а тут уж и до чифиря недалеко. Кстати, китайские разбойники-хунхузы тоже пили накрепко прокипяченный плиточный чай, но русский чифирь посконный, мы до такой премудрости своим умом дошли.

http://s1.uploads.ru/t/rDTwB.jpg

(Использовались чайники с одной ручкой как у сковороды. Такие чайники удобно вынимать из печи или снимать с плиты).

В России всегда чай кушали. И такое выражение идет не только из-за сопутствующих сахарных голов и баранок, а из-за чайного сугрева. От чая потели, как от обильной пищи, чаем грелись до седьмого пота.

Выбор русского человека в пользу черного чая был предопределен холодами. Но сейчас в наших домах тепло, мерзнем мы гораздо реже, чем наши предки, поэтому в последнее время перестали мы любить черный чай, все чаще меняем его на растворимый кофе.

http://sg.uploads.ru/t/c9kYg.jpg
Самовар и чаепитие неразделимы в русской истории.
До сих пор этот аппарат – бережно хранимая традиция, символ радушия и задушевности.
Чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мысли, прогоняет леность.

0

377

В поисках традиций русского чаепития.

Универсальной традиции русского чаепития никогда не существовало. Разные слои русского общества отличались своей культурой чайного застолья. Описания подобных чаепитий часто встречаются в мемуарной и художественной литературе XVII—XIX веков.

http://sf.uploads.ru/t/nhiwD.jpg
Б. М. Кустодиев. «Московский трактир». 1916 год.

В трактирах той поры чай пили «парами». Одна пара чая состояла из двух чайников: большого с кипятком и малого с заваркой и двух-трёх кусочков сахара. Другой чайной парой была чашка с блюдцем.

В конце 1860-х годов в России сначала в трактирах, а затем и дома стали пить чай не из чашек, а стаканов, которые к тому времени производили в больших количествах и продавали по низкой, по сравнению с чайной парой, цене. Мода пить чай из хрустальных стаканов, которые помещали в серебряные подстаканники, проникла и в богатые аристократические дома, но удержалась там недолго.

http://sa.uploads.ru/t/OtFNG.jpg

Дешёвые стеклянные стаканы для питья чая прочно обосновались только в чайных, трактирах, домах мещан, чиновников нижних разрядов, разночинной либеральной и демократической интеллигенции.

Московское чаепитие.

http://s9.uploads.ru/t/iRYbh.jpg
худ.Перов

Древняя московская традиция чаепития настолько укоренилась, что вошла в пословицы и поговорки:"с чая лиха не бывает","Чай не пить, так на свете не жить", "Выпей чайку-забудешь тоску" и многие другие.

Москвичей даже дразнили чаехлёбами. В отличие от чопорного Петербурга, где "пили кофий", в Москве с утра до вечера "гоняли чаи". Чай стал истинно московским напитком.

В 1896г. на Мясницкой по заказу богатого купца-чаеторговца С.В.Перлова был построен магазин "Чай-кофе". Этот красивый, в китайском стиле дом москвичи так прозвали " Дом Перлова" и ездили сюда со всех концов столицы специально за любимым сортом чая.
http://s0.uploads.ru/t/ET7vM.jpg

Настоящий чай по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым, он должен бежать "по чашке тёмною струей". И лучше пить чай не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса. Сердечность и простота- характерная черта московского чаепития. Считалось неприличным, если пригласив гостя в дом, его не напоят чаем.

Приглашение на чай.

http://s1.uploads.ru/t/kNRTC.jpg
В 1881г. была выпущена книга "Хороший тон", где имеется специальный раздел о чае. В нём подробно описано, как следует организовать чаепитие. Чай, говориться в ней,- это открытое чаепитие с приглашением гостей.

Причём гостей должно быть меньше 25 человек, иначе это уже будет называться - вечером. На чай приглашают хорошо знакомых людей, которым будет приятно провести время в обществе друг друга. Не стоит, идя на чай, одеваться, как на бал. Туалеты надевают выходные, но скромные.

Чайный стол сервируется заранее корзиночками с разными сортами печенья, тарелочками с бутербродами, сладкими пирогами и пирожными. Лимоны, нарезанные тонкими ломтиками, расставляются по всему столу. В прибор гостей входят маленькие тарелочки и салфетки.

Графины с ромом и коньяком ставятся рядом с тарелкой хозяина. И, конечно, на чайном столе должен быть самовар. Его ставят на конец стола, там, где будет сидеть хозяйка. Рядом располагают поднос с чашками и стаканами. Разливает чай хозяйка, или её старшая дочь.

В обязанности хозяйки входит предлагать гостям сливки, печенье и прочее. Гостям же не положено капризничать - требовать чая покрепче или послаще. Наливать чай в блюдце или дуть на него, чтобы он остыл, положительно неприлично. После чая подают конфеты и фрукты.

0

378

История русского самовара

http://slavyanskaya-kultura.ru/images/44711453_samovar5.jpg
Самовар и чаепитие неразделимы в русской истории.
До сих пор этот аппарат – бережно хранимая традиция, символ радушия и задушевности.

Среди водонагревательных приборов особое место занимает самовар – русская чайная машина, как её называли в Западной Европе.

Слово «самовар»
перешло от нас почти во все языки мира. Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание «сам варит» в соединении со словом «вода» кажется неправильным. Но всего лишь сто лет назад слово «варить» употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде, наравне со словом «кипятить». Более того, в самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни.

Первые упоминания
о самоварном производстве и о самоварах относятся к 1745 году. Упрочившийся в русском быту к середине XVIII века обычай употреблять чай и кофе способствовал более широкому распространению, наряду с традиционной русской посудой (братинами, ендовами, ковшами), новой посуды и водонагревательных устройств – чайников, кофейников и самоваров.

Как и у большинства других изобретений, у самовара были свои предшественники. Прежде всего это китайские хо-го, которые, как и самовары, имеют трубу и поддувало.

Но, в отличие от самовара, в хо-го издревле подавали (а не варили) бульоны и супы, а поэтому и краны у них не делали. Чай же и поныне китайцы заваривают в чашках или чайниках с решеткой.

В Древнем Риме пользовались для подогрева воды и варки пищи сосудами двух типов. Первый тип – автепса. Делали его в виде четырехугольной площадки с обнесенной двойной стенкой. Между стенками наливали воду, а на площадке в середине разводили огонь. Так подогревали воду для добавления в вино. Над площадкой устраивали треножник для подогрева или варки пищи. Второй тип – сосуды в виде вазы с краном, но без трубы и поддувала.

Первые самовары и внешне и по-своему устройству были похожи на английские так называемые «чайные урны» или «чайные сосуды», которые служили для кипячения воды и использовались в Англии в 1740-1770-е годы. К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны сейчас. Это позволяет считать самовар сугубо национальным русским изделием.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».
Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула, которую называли самоварной столицей.
http://s3.uploads.ru/t/KgQrB.gif
Конструкция самовара довольно сложна:

Внутри расположена жаровня в виде трубы – «кувшин». Внизу под «кувшином» для усиления тяги делается поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжен наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две «шишки»-хватки и паровички – это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара.

Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. «Кувшин» (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом-вертком. Вертки делаются разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении.

Очень разнообразны профили фигурных отверстий (фистонов) на поддувалах и конфорках. Самыми важными декоративными элементами всей композиции являлись репеек, ручки и ножки. Ножки делались шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т. д.

Большим преимуществом самовара явилось то, что в нем жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного действия очень высок.

Самоварные мастера придумали приставную трубу, которую можно надевать на верх топочной трубы. Вначале появились чайники, сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы.

Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар «поет», на второй «шумит», на третьей «бурлит». Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку оченъ удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.

Более того, самовар – не просто кипятильник.
Он ещё и химический реактор – смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жесткой воде, невкусен. При кипячении жесткость снижается, так как образовавшиеся нерастворимые карбонаты (накипь) откладываются на стенках трубы и корпуса (тулова), а основная часть их оседает на дно. Правда, со временем эффективность реакции из-за этого уменышается, так что накипь необходимо удалять.

Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток.

XIX век – «золотой век» самоварного дела в России.

Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле «неогрек», воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и емкости самоваров: от стакана до двадцати литров. В конце ХIХ-начале XX века самовары имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «желудь», «дуля», «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д.

Одновременно шли поиски универсального использования самоваров: создавались самовары-кофейники, самовары-кухни, домашние самовары, дорожные и прочие.

Однако большинство из них не получило распространения, и в XX веке стали использовать лишь самовары для кипячения воды и подачи к чайному столу. Жизненными оказались три типичные формы самоваров: цилиндрическая, коническая (типа вазы) и сферическая приплюснутая (типа репки). При этом разнообразными стали конструкции кранов, ручек, ножек, конфорок.

В это время частым спутником самовара становится бульотка (от французского bonillir – кипеть) – небольшой сосуд на подставке со спиртовкой. Бульотка обычно ставилась на стол, наполненная горячей водой. При помощи спиртовки вода поддерживалась в состоянии кипения, пока не закипал заново залитый холодной водой самовар.

Как разводить и чем топить жаровой самовар? Лучшее топливо для него – древесный уголь, сухие чурки и щепки, сосновые шишки. Следует помнить, однако, что в сухих сосновых шишках много смолы, которая может попасть в воду. Ни в коем случае нельзя в качестве топлива применять керосин.

При малом расходе топлива вода в самоваре закипает быстро, кроме того, самовар долго сохраняет тепло и не требует сложного ухода. Емкость современных жаровых самоваров колеблется от 4,5 до 7 л. Время закипания воды не превышает 30 мин. Разжигать топливо в самоваре можно только предварительно наполнив резервуар водой.

Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1912-1913 годах, когда ежегодно только в Туле их выпускали 660 тысяч штук. Первая мировая война приостановила выпуск самоваров, который возобновился только после окончания гражданской войны.

В советское время стали изготавливаться как жаровые, так и электрические самовары. Выпускаются они и в наши дни. Электрические самовары – это лжесамовары. Они ничего общего не имеют с настоящим русским жаровым самоваром. Электрический самовар – это по существу тот же электрочайник, имеющий форму традиционного жарового самовара. Он представляет собой металлический корпус, внутренняя часть которого служит резервуаром для воды. Внутри резервуара расположена металлическая трубка с нагревательным элементом.

Изобретение электронагревательного прибора – чайника относится к 1894 году, когда в Лондоне поступили в продажу первые его образцы.

0

379

http://sg.uploads.ru/t/ALzZd.jpg

24 июня в народном календаре: Варнава-Земляничник. День Варнавы.

По поверьям, в полдень на Варнаву со всех концов собиралась вся нечисть – бесы, ведьмы, черти, вурдалаки для того, чтобы поделить меж собой землю и уделы. Они решали, кто из них будет людей пугать, кто насылать им болезни, кто домашним животным хвосты, гривы и шерсть спутывать. Договорившись между собой и поделив обязанности, нечисть начинала кататьсяпо земле и траве. Поэтому траву в этот день не косили и не рвали, крестьяне верили, что так можно прихватить злых духов, а с ними и все несчастья. Не собирали и лекарственные травы, т.к. они в этот день считались ядовитыми. С 24 июня начинал укорачиваться день, наступала «русалочья» неделя. На Варнаву-Земляничника ходили в лес смотреть, не поспела ли земляника: если она была спелой и красной, значит этим летом можно было ожидать хороший урожай ягод.

0

380

http://s0.uploads.ru/t/a5M3f.jpg

25 июня в народном календаре -
Петр Солнцеворот.
Петр-Капустник.
Петр-рыболов.

На Петра наблюдали приметы погоды. Если в этот день была ясная погода – считали, что покос будет успешным, а если шел дождь — ждали ненастья и во время сенокоса.

С Петра лето начинало поворот на жару, а Солнце - на зиму.

Начиналась жара, которая обычно стояла сорок дней.
У крестьян была в этот день давняя традиция - они взбирались на гору и встречали на утренней заре восход солнца.
На Петра высаживали последнюю рассаду капусты, огурцов, сеяли зерновые.
Пшеницу или овес – белое зерно – принято было сеять до обеда, а гречиху – черное зерно – в послеобеденное время.
Для посадки поздней гречихи этот день считался наиболее благоприятным.
Крестьяне даже приговаривали, если посеять на Петра «греч», то зимой можно будет блинки печь.
На Петра обязательно ходили на рыбалку, готовили рыбные блюда, особенно почитаема была уха.

http://static.pando4ka.net/media/pando4ka/images/306/306/preview-353x206-14665010968136-a46bd08e2c3a33cf53722c94a8a45221.jpg

В этот день чествуют преподобного Петра Афонского.

Грек по происхождению, в 7 веке Петр служил воеводой в императорских войсках. Во время войны с сирийцами его взяли в плен и заключили в крепости. Томившись там, он размышлял, за какие грехи его наказал Бог. Петр вспомнил, что однажды имел намерение уйти в монастырь, но так и не исполнил его. Поняв это, он стал соблюдать строгий пост и усердно молиться. Во сне к Петру трижды являлся святитель Николай Чудотворец; в третий раз он пришел вместе со святым Симеоном Богоприимцем. Симеон коснулся жезлом цепей, железо растаяло словно воск, двери темницы раскрылись, и узник вышел на свободу.

Петр остался верен своему желанию принять монашество, для этого он отправился в Рим. Николай Чудотворец не оставил его и там: он явился во сне Папе Римскому и наказал ему лично постричь Петра. Папа так и сделал, разрешив монаху самому выбрать место жительства. Этот выбор помогла сделать Богородица: она указала Петру на святую гору Афон, где ему предстояло жить до конца своих дней. Здесь Петр провел 53 года в полном одиночестве, посвятив жизнь молитвам и борьбе с бесами.


На Руси Петра прозвали Солнцеворотом:
с его дня солнце укорачивает свой ход, дни становятся короче, а ночи — длиннее. «Солнцеворот вершит поворот», — говорили в народе и добавляли, что солнце поворачивается на зиму, а лето — на жару. И действительно, приближалась середина лета — самая жаркая пора.

Петров день также называли запоздалым капустником.
В этот день огородники высаживали последнюю рассаду и сеяли последние семена. Было принято до обеда сеять белое зерно (например, пшеницу или овес), а после обеда — черное (гречу). Для гречи день вообще считался удачным. Существовала даже поговорка: «Кто на Петра посеет греч, тот будет зимой блины печь».

Еще одно прозвище Петра — Рыболов.
В этот день ходили на рыбалку и готовили блюда из рыбы. Главным из них была, конечно, уха. Интересно, что вплоть до 19 века ухой называли любой суп — и рыбный, и мясной, и овощной. Постепенно это название стали применять только к первым блюдам из рыбы. В каждом регионе были свои рецепты приготовления ухи: так, на юге в нее добавляли помидоры, на севере – молоко. На Руси различали уху белую (из ершей, окуней и судаков, которых варили с луком), черную (из голавлей, лещей, карпов и красноперок — с корицей и перцем) и красную, самую вкусную (из ценных пород рыбы — осетра, белуги, севрюги и лосося с шафраном).

http://s3.uploads.ru/t/P1ltT.jpg
Василий Перов, картина «Рыболов», 1871 год

Тем, с каким мастерством написан передний план картины, можно только восхищаться.

Перов предстаёт живописцем, не знающим затруднений в передаче игры утреннего света на глиняном кувшине, на начищенных до блеска сапогах или на металлической банке с наживкой, а точность деталей достойна учебника по истории рыбной ловли!

Старик, в сдвинутой на затылок шляпе, замерев, не сводит глаз с поплавка, не замечая ничего вокруг. Рядом рыбацкая утварь: глиняный жбан и удочки.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа