"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа


Традиции и обычаи русского народа

Сообщений 961 страница 980 из 983

1

https://schci.ru/sites/default/files/traditsii/russkie_narodnie_traditsii.jpg
Русский народ бережно чтит старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. В этих обычаях отразилось язычество и почитание идолов, пришедшее на смену им Христианство, древний устрой жизни. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей Руси. Опыт старших поколений передавался молодым последователям, дети учились житейское мудрости у родителей.

В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа.

http://sa.uploads.ru/t/K6YaC.jpg

Традиции и обычаи русского народа

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет
данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему
ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную
опору.

    И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также
церковные таинства, обряды и праздники.

    На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год
крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню
соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и
обряды, природные приметы и явления.

    Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в
названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение
сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими
условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях.
Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

    Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского
быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы,
сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

    Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал,
народным православием. С утверждением христианства языческие праздники
запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего
времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились
передвижные праздники пасхального цикла.

    Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество
разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры,
танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный
реквизит.


                 http://sh.uploads.ru/t/pKx6r.jpg

+2

961

Славянские боги
Работы художника Андрея Гусельникова

Языческие боги

https://img-fotki.yandex.ru/get/909751/161887320.538/0_23dd4b_1f85820a_orig.jpg
Береги́ня (обычно во мн. ч. — берегини, берыгини, верегини, перегини) — в восточнославянской мифологии женский персонаж, упомянутый в оригинальных вставках в древнерусских текстах XIV—XV веков[1] — церковных поучениях против язычества.

https://img-fotki.yandex.ru/get/987895/161887320.538/0_23dd4e_a8e8f599_orig.jpg
Мо́кошь (Ма́кошь) — богиня в славянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капищ наравне с идолами других богов. При их перечислении в «Повести временных лет» Мокошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами.

https://img-fotki.yandex.ru/get/508505/161887320.538/0_23dd4a_2830418d_orig.jpg
Сваро́г (др.-рус. Сварогъ) — согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы — бог-кузнец, отец Дажьбога. Историчность божества вызывает сомнения.

+1

962

Славянские боги
Работы художника Андрея Гусельникова
Языческие боги

https://img-fotki.yandex.ru/get/962950/161887320.538/0_23dd50_c83dadd0_orig.jpg
Перу́н (др.-рус. Перунъ, укр. Перун, белор. Пярун; польск. piorun «гром») — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».

http://ru.fishki.net/picsw/092011/15/post/bogi/bogi-019.jpg
Симаргл (Семаргл) — древнерусское языческое божество с неясными функциями, входившее в пантеон князя Владимира.

https://i.ucrazy.ru/files/i/2011.9.15/bogi-005.jpg
Ве́ле́с, Во́лос (Ве́лес, Веле́с, др.-рус. Велесъ, Волосъ) — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог».

+1

963

Славянские боги
Работы художника Андрея Гусельникова
Языческие боги: Морена

=Spoiler написал(а):

https://img-fotki.yandex.ru/get/940943/161887320.538/0_23dd4f_fbe656d8_orig.jpg
Морена — богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы. От этого имени вошли в наш язык слова мрак, мор, смеркаться.
Славяне представляли, что Морена живет на севере, в недрах покрытых вечными снегами скал. Она всесильна, но светлые боги заключают ее в оковы с приходом весны. Поэтому, встречая весну, славяне сжигали чучело Морены. Но кончается лето — и возвращается злая Морена. Так происходит вечная борьба между светлыми и темными богами за власть над миром. Одним из весенних обрядов было сжигание соломенной куклы — Морены.
От брака Марены и бога смерти Чернобога родились дочери Желя и Карна - богини загробного мира, провожающие и встречающие умерших.

0

964

https://content.foto.my.mail.ru/mail/m-temp/982/h-1007.jpg

Стрибог
бог с неустановленными функциями, традиционно считается богом ветра или воздуха
Мифология
славянская
Сфера влияния
предположительно, ветер или воздух
Пол
мужской
Братья и сёстры
Дажьбог[1]
Связанные персонажи
«ветри, Стрибожи

+1

965

Празднование Нового года в языческой Руси

https://pinsknews.by/wp-content/uploads/2022/01/%D0%A9%D0%B5%D0%B4%D1%80%D1%8B%D0%B9-%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80-%D0%A9%D0%B5%D0%B4%D1%80%D1%83%D1%85%D0%B0-%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9-%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D0%BE%D0%B4.jpg

Как праздновался новый год в языческой древней Руси - один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

+1

966

https://ug.ru/wp-content/uploads/2023/01/svyatochnye-gulyaniya.jpg
Константин Коровин. Святочные гулянья.

У православных христиан 7 января начались Рождественские святки. Так называются дни между Рождеством и Крещением. Праздничный период, в котором ужились языческие и христианские традиции, длится 12 дней. Наши предки считали, что Рождественские святки могут круто изменить жизнь. Разумеется, если все сделать правильно. Поскольку святки начинаются сразу после сочельника, одним из главных блюд считалась кутья, которую ели после появления первой звезды. Это служило залогом счастливой и безбедной жизни весь следующий год. В это время принято веселиться и колядовать.

Помимо упоминания Коляды и Даждьбога, в колядках обязательно прославляли хозяина дома, иначе рассчитывать на щедрое вознаграждение колядующим не пришлось бы. Колядки выучивали заранее, но часто придумывали на ходу. В них были обязательные словосочетания. К примеру, хозяйку величали «красным солнцем», хозяина – «светлым месяцем», их деток называли «чистыми звездочками».

+2

967

Святки  издавна считались лучшим временем для предсказаний и возможности узнать что-то о своей судьбе и будущем- период от Рождества до Крещения.

https://ic.pics.livejournal.com/irenol_5_5/16825620/241403/241403_900.jpg
Ю. Сегеев Гадание

Лучшим временем для гаданий всегда считается вечер Васильева дня (13 января), канун Крещения (18 января) и любая святочная ночь с четверга на пятницу.

+1

968

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/119/494/119494967_29.jpg
Художник Константин Маковский - Святочное гадание (холст, масло)

Перекресток, где ракитка
И стоит и спит...
Тихо ветхая калитка
За плетнем скрыпит. Кто-то крадется сторонкой,
Санки пробегут —
И вопрос раздастся звонкой:
«Как тебя зовут?»

Афанасий Фет

+2

969

https://img-fotki.yandex.ru/get/16143/27517204.9/0_f2444_4af5e903_XL.jpg
Старый Новый год - самый русский праздник. Его как бы официально нет, но все знают, что он есть.
В этот день по телевизору не выступает с поздравлениями глава государства, но дома ещё не убрана
ёлка и ждёт этого праздника, который можно тихо отметить за красивым столом в домашнем кругу
или с очень близкими друзьями… Ведь само название - «старый новый» - таит в себе его уникальность…

+2

970

http://darlike.ru/wp-content/uploads/2017/01/kartinka-so-starym-novym-godom-6.gif

+1

971

Крещенский сочельник

https://www.tvtomsk.ru/uploads/images/2022/01/18/thumbs/38323a78e099af.webp

По народному календарю 18 января — Крещенский сочельник, это вечер приготовления перед большим православным торжеством – Крещением. Торжество также называют "Навечерием", а само слово является символом ожидания торжества Богоявления. В народе используют любимое многими слово "Сочельник". Его установила Православная Церковь, и в этот день традиционно варили пшеничный узвар с незначительным добавлением сочива, меда и изюма.

Что в этот день делать нельзя, а что сделать нужно обязательно. Какие поверья и традиции существуют в этот день, о чем стоит знать каждому верующему человеку и тому, кто следует народным традициям.

Что нельзя делать в Сочельник

Нельзя ругаться, ссориться, задумывать недоброе, завидовать, сплетничать, осуждать, проявлять агрессию. В православный праздник такие действия совершать возбраняется. Особенно стоит обратить внимание на такие запреты в то время, когда вы идете за святой водой, набираете и приносите ее домой.

После захода солнца нельзя проводить уборку — Домовой может обидеться и уйти из дома. Оставшееся без присмотра домового духа жилье рискует прийти в запустение, негодность, не будет защищено от злых духов.

Во время застолья, завтрака, обеда или ужина нельзя допускать, чтобы на столе было четное количество блюд — к неприятностям, плохим новостям.

Нельзя плакать — плачущий в такой радостный праздник притянет к себе 40 бед.

Нельзя вспоминать умерших — во сне будут приходить. Если уж такое случилось, нужно несильно прикусить язык.

Нельзя жадничать, отказывать людям в помощи. Особенно стоит обратить внимание, что нельзя отказывать в просьбе напиться воды. В противном случае человек, отказавший другому человеку в воде, притянет к себе болезни. Исключение составляют деньги и хлеб. По приметам, давать в долг и брать в долг, а также давать хлеб — к бедности.

Нельзя сегодня стирать в реке, бросать в реку что-то ненужное, грязное. Вода в этот день священная, проводить такие кощунственные действия с ней — привлечь к себе беды.

Нельзя обижать других и обижаться самому — весь год будут преследовать ссоры и скандалы.

Нельзя в дом впускать чужую кошку или собаку, так как под ее личиной может скрываться нечисть. По этой же причине не отпускали своих кошек и собак гулять на улицу, так как вернуться с гуляния могут не они, а перевоплотившиеся в них бесы.

Приметы и поверья

В ночь с Сочельника на Крещение, то есть с 18 на 19 января, вода считается целебной, очистительной. В старину воду брали из самых разных источников, даже из рек, водоемов, уличных колонок, водопроводную воду. Все же рекомендуется брать воду в храме или из тех водоемов, где проводился ритуал освящения воды священнослужителями.

Святой водой, собранной на Крещенский сочельник или в Крещение, умывают больного, окропляют жилище, пьют небольшими порциями в течение года.

В старину считалось, что наиболее чистой и священной считается талая вода, потому набирали снег, который растапливали дома. Такой водой умывались для здоровья и красоты, духовного очищения. Больше того, талой водой мылись в бане — крепкое здоровье на целый год. Крещенский снег кидали в колодец, чтобы весь год вода в нем не пересыхала и не портилась.

К крещенскому снегу в старину было особенное отношение. Скотину кормили кормом перемешанным со снегом — чтобы мороз и холода ей не повредили. Кормили кормом со снегом кур — чтобы хорошо неслись весь год. Девушка, умывшаяся талой водой, не будет страдать от веснушек.

Окунаются в прорубь в том водоеме, где священнослужитель провел освящение воды. Здесь стоит помнить, что окунание в прорубь — это священное действие. Бахвальство перед родственниками и друзьями, показательное выступление для демонстрации своей силы и бесстрашия не дадут результата.

По христианским традициям, окунание в прорубь — вовсе не обязательное действо. Поход в храм в этот день — более правильный поступок.

Несмотря на то, что Церковь осуждает гадания, Крещенский сочельник издавна считается одним из тех самых дней, в которых гадания особенно сильны и правдивы.

+1

972

http://nov-zemlya.ru/media/project_mo_171/b3/36/64/4c/43/78/k6zb0zetrly.jpg

+1

973

До наших дней сохранилась традиция окунаться на Крещение в проруби - тот, кто отваживался на это, верил, что целебная крещенская вода даст ему здоровья на целый год. И сегодня находятся смельчаки, которые даже в сильный мороз прыгают в ледяную воду. Всем желающим присоединиться к ним следует помнить, что окунаться в крещенской проруби нужно, не стремясь «совершить подвиг», а помня о религиозном смысле этого действия - лучше всего перед этим взять благословение у священника. Также нужно знать, что омовение в крещенской воде не очищает от всех грехов «автоматически».

Утром 19 января святят воду - или в церкви, или, где это возможно, возле озера, реки или ручья. Считается, что на Крещение, с полуночи до полуночи, вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года. Ее дают пить тяжелобольным, ею освящают храмы, дома и животных. Для науки остается загадкой тот факт, что крещенская вода не портится, не имеет запаха и может храниться в течение года и дольше.

В старину, накануне Йордана, во льду вырубали большой крест ("йордан") и устанавливали его вертикально рядом с лункой. Ледяной крест украшали барвинком и ветвями сосны или обливали свекольным квасом, от чего он становился красным.
https://stuki-druki.com/facts1/images/Kreschenie-Gospodne-02.jpg
Вода освящается в источниках, а там, где такой возможности нет - во дворе храма. Освящая воду, священник опускает крест в специальную крещенскую прорубь, называемую «иорданью», освященная вода именуется «великой агиасмой», то есть великой святыней.

0

974

По всей России прошли традиционные крещенские купания, приуроченные к православному празднику Крещения Господня.

Православные празднуют Крещение. Один из обрядов – традиционные купания в проруби. В России впервые после пандемии купели организовали по всей стране. Но погода для погружения в ледяную воду не везде комфортная. О том, как проходят крещенские купания в городах Содружества, рассказали корреспонденты «МИР 24».

Северная Осетия

В монастырях и храмах Северной Осетии состоялся чин освящения воды. Крещенские купели оборудовали на озерах и реках. Несколько сотен человек приехали в самый высокогорный монастырь России – Аланский Свято-Успенский мужской монастырь. Здесь прошла служба на церковнославянском и осетинском языках. Священники освятили купель на реке Фиагдон. Испытание ледяной водой прошли около ста человек. Согревались по традиции у огромного костра, а послушники монастыря угощали всех желающих чаем из горных трав и меда собственного приготовления.

«Когда я залезла в воду, я не чувствовала ни ног, ни рук, ничего. Я три раза окунулась, помолилась, вышла и побежала сюда», – рассказала участница крещенских купаний.

«Мне даже сейчас не холодно. Я зашел, меня как бы это все подпитывает, мне жарко, аж обжигает», – поделился еще один житель Северной Осетии.

В Крещение в ледяные проруби окунулись сотни тысяч россиян. В ночь с 18 на 19 января в стране во многих регионах страны стоял мороз, но он не помещал верующим совершить омовение. В Арктической зоне ночью температура воздуха понизилась до -50 градусов.
Как сообщила пресс-служба МЧС, во время крещенских купаний около прорубей дежурили 10 660 спасателей на 1 799 единицах техники, в том числе на плавсредствах и судах на воздушной подушке.

Они продолжают работать и во второй день праздника.

+1

975

Мужчина в храме должен быть с непокрытой головой!

Традиция, по которой мужчинам следует снимать головные уборы при входе в храм, восходит своими корнями к временам становления христианства.

http://images.ntsk.ru/images/ntsk/2023/01_january/image_19012023120511_16741119117383.jpg

Зачем мужчины снимают головные уборы в храме

Традиция, по которой мужчинам следует снимать головные уборы при входе в храм, восходит своими корнями к временам становления христианства.
Её основоположником стал апостол Павел, который, уверовав в Христа, пересмотрел взаимоотношения между мужчиной и Богом. В Ветхом Завете, ярым поборником которого Павел был до крещения, представители сильного пола в знак наличия высшей власти молились только с покрытой головой, выражая тем самым «покорность раба». Однако в новом Завете человек из раба превратился в сына Божьего, созданного по образу и подобию.
Именно поэтому в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорил: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову… Итак, муж не должен покрывать голову».

Только ли в храме?

Однако всем хорошо известно, что мужчины снимают головные уборы не только при посещении храма, но и при входе в дом. Это обусловлено тем, что раньше в каждом жилище обязательно был так называемый красный угол, где стояли иконы.
Обычно этот угол располагался так, чтобы попавший в избу человек, в первую очередь, обращал внимание на находящиеся там образа. Так как при виде иконы принято было креститься, мужчинам приходилось обнажать голову, поскольку в шапке этого делать было нельзя.
Постепенно этот обычай вошёл в привычку и представители сильного пола стали снимать головные уборы при визите в любое общественное заведение.

Священники. Шапка как оружие

Священники
Несколько иначе обстоит дело со священнослужителями и монахами, обязанными присутствовать на богослужении или вести службу в головных уборах, которые, как и всё их облачение, имеют символическое значение. Поскольку священнослужители считаются воинами Христа, венчающие их главы скуфья или камилавка символизируют шлемы спасения, а митра олицетворяет собой терновый венец Спасителя. Однако даже они в ключевые моменты литургии в знак смирения обнажают голову.
Шапка как оружие
Альтернативная версия, свидетельствует о том, что в стародавние времена практически все мужчины были воинами и для защиты обязательно носили шлемы.
Эти выполненные из металла тяжёлые головные уборы в бою зачастую служили дополнительным вооружением, метнув которое можно было покалечить противника. А поскольку в храм запрещено входить с оружием, то мужчинам, прежде чем проникнуть внутрь, необходимо было обнажить голову.

+1

976

Избушки смерти: почему на Руси строили дома для покойных
https://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2020/10/1-61.jpg
Избушки смерти: почему на Руси строили дома для покойных
Отношение к смерти на Руси было очень необычным. Загробный мир в представлении наших предков не являлся концом жизни, а лишь переходом в другое качество. Души умерших не теряли своей личности и не улетали на небо — их всегда можно было призвать на помощь.
Курганы для покойников
Наиболее известным способом погребения в Древней Руси являлось курганное захоронение. Тело воина из старшей дружины, вождя или князя помещали в глубокой могиле с круглыми краями, повернутой по оси «юго-восток – северо-запад». Затем над могилой делали накат из бревен, а поверх него насыпали курган высотой от трех до шести метров.
Незнатных людей чаще всего хоронили в обычных могилах. Они сильно напоминали современные, за исключением одной любопытной детали: тело покойника клали на бок и придавали ему скрюченное положение, напоминающее позу эмбриона. Эта разница неслучайна. Наши предки верили, что усопшего ждет перерождение с дальнейшим воплощением в новом живом существе. Кладбища строили на возвышенностях. Центральные места, как водится, занимали могилы более зажиточных людей, а на окраинах покоились простолюдины и бедняки.
Сожжение в «избушках на курьих ножках»
Другим способом погребения была кремация. Ее широко практиковало славянское племя вятичей. Умерших они сжигали, а затем прах помещали в деревянную урну, которую ставили на вершину столба или миниатюрного домика. Такие домики назывались «голубцами» и «домовинами» и обычно располагались вдоль проселочных дорог. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, составивший «Повесть временных лет», утверждал, что домовины также могли уносить в лес и оставлять на пнях или колодах так, чтобы те не касались земли.
Вот как описывал обряд кремации на Руси историк Василий Ключевский: «Обоготворенный предок чествовался под именем чура в церковно-славянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур. Значение этого деда-родоначальника как охранителя родичей доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: чур меня! — т. е. храни меня, дед. Охраняя родичей от всякого лиха, чур оберегал и их родовое достояние… Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и теперь выражаем словом «чересчур»… Этим значением чура можно объяснить одну черту погребального обряда у русских славян, как его описывает Начальная летопись. Покойника, совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбе на распутьях, где скрещиваются пути, т. е. сходятся межи разных владений… Отсюда суеверный страх, овладевавший русским человеком на перекрестках». Издалека домовины напоминали пресловутые «избушки на курьих ножках» из сказок про Бабу Ягу. Само название «курьи» в данном случае имеет несколько версий происхождения. Согласно первой, перед тем как загнать сваи домовины во влажную почву, их окуривали дымом – отсюда и слово «курьи» или «курные». Другая версия выглядит проще: домовину нередко располагали на высоких пнях от срубленных деревьев, а их уходящие в землю толстые корни действительно походили на куриные ноги. Сжечь покойника и оставить урну с его прахом в домовине не всегда казалось достаточным для его близких. Чтобы умерший наверняка достиг «Нижнего мира» и смог переродиться, в жертву приносили животное – собаку или волка. Кроме того, нередки случаи, когда вслед за мужем с жизнью добровольно расставалась его супруга или рабыня. Когда хоронили князя или полководца, их на тот свет могли сопровождать молодые холостые воины из дружины.
Избы смерти
Домовины на Руси возводились не только для кремированных покойников, но и для тех, кого должны были положить в землю. Недаром в современном украинском языке «домовина» означает «гроб». После кончины одного из членов семьи к мастерам-плотникам приходили с просьбой выстроить новый дом. Моровую избу делали на совесть, полагая, что она должна выглядеть как прежнее жилье человека, но только уменьшенных размеров. Славяне считали естественным навещать своих близких и после их ухода из жизни. К умершим предкам они относились с почтением и страхом, никогда не тревожили их без необходимости, боясь накликать беду. И все же в трудных ситуациях помощи просили именно у покойников.
В древнерусской домовине свободно размещались как посмертное ложе усопшего, так и место для поминающих. Кроме того, в избе смерти хранились вещи для повседневной жизни, а также солидные запасы пищи и воды. Помимо духовного значения таким заготовкам находилось практическое применение. После набегов кочевников или в неурожайные годы, когда целые племена страдали от голода, семьи уходили с насиженных мест и направлялись в леса. Там они могли пережить тяжелые времена в домовинах своих умерших родственников и питаться припрятанной едой. Таким образом, моровые избы становились не только последним домом для усопших, но и служили временным приютом для их обездоленных потомков

+2

977

Народные традиции и обычаи на Татьянин день Каждый год 25 января Церковь почитает святую мученицу Татиану Римскую - раннехристианскую мученицу, подвергшуюся пыткам за веру при императоре Александре в 3 веке. В этот день ставят свечи в церкви за успехи в учёбе. Мученице Татиане молятся в трудном учении и просвещении. 25 января также молятся святителю Савве при разных недугах, иконе Божией Матери «Млекопитательница» - о помощи при родах, о кормлении молоком (при недостатке материнского молока) и о здоровье младенцев.

https://stuki-druki.com/facts1/images/sv-Tatiana.jpg

Издревле на Татьянин день было принято печь караваи в виде Солнца. «Татьяна и каравай печет, и половики по реке бьет, и хоровод ведет!», - говорили в старину. Это день Татьяны Крещенской и Бабий кут. Бабий кут – место у русской печи, бабий угол, где стояли все предметы домашней утвари, а хозяйка проводила много времени. В семье это место называли солнышком. Поэтому на Татьянин день «большухи» - старшие в семье хозяйки - пекли большую ковригу, символ солнца. Эти же хозяйки и доставали выпечку из печи, давали хлебу чуть остыть и теплым отламывали по куску хлеба и раздавали всем членам семьи. Такова была традиция на Татьянин день - зазывать весну, приглашая поскорее светило вернуться к людям и прогнать лютые крещенские морозы. Каждый член семьи по традиции обязательно должен был съесть хотя бы кусочек от такого каравая, чтобы Солнце дало ему немного своего тепла.
https://stuki-druki.com/facts1/images/Tatianin-den-03.jpg

♦ На Татьянин день женщины свивали клубки пряжи как можно туже и крупнее - чтобы кочаны капусты уродились тугими и крупными.
♦ На Татьянин день издревле считалось необходимым сходить на реку и выбить из половиков всю грязь, скопившуюся в них за зимние праздники.
♦ Девушки в этот день рано утром шли на реку, где выбивали половики. Затем коврики развешивали по заборам, чтобы парни могли судить по ним о девушке - какая из нее получится жена.

0

978

https://stuki-druki.com/Primeti/images/primeti-31-yanvarya.jpg

♦ Солнце выглянуло в полдень - к ранней весне.
♦ День еще сильнее прибавился, солнце на лето курс держит.
♦ Вьюга - к поздней весне.
♦ Безоблачный закат - к долгим и сильным морозам.
♦ Солнце и месяц «в кругу» - к еще большему похолоданию.
♦ Луна «с сережками» - к бурану.
♦ Сильная метель хлопьями - к хорошему приплоду у гусей.
♦ Вороны в стаи собираются - к морозам.

♦ В этот день крестьяне избавляются от нечистой силы: выгоняют ведьм из деревни, мастерят различные обереги. Если во двор повадилась ведьма, следует звать знахаря - знающего человека. Чтобы дело не испортилось, встретить его должен глава семьи с женой. Другим домочадцам выходить на порог не дозволялось - сглазят. Если печную трубу обработать золой, взятой из семи печей, ведьма тут же вылетит из дому.

0

979

  Максимов день, Максим-утешитель.

♦ Следует вспоминать добрым словом тех, кто когда-либо бескорыстно оказал вам помощь, в которой вы очень нуждались, и молиться за их здоровье и благополучие.
♦ Тем, кому требуется помощь и заступничество, стоит помолиться святому Максиму и попросить у него защиты.
♦ Супруги должны выйти на улицу, крепко взять друг друга за руки и совместно стряхнуть с дерева снег. Считается, что тем самым вы привлечете к себе семейное счастье.
♦ Человеку, у которого есть неразрешимая проблема, нужно пойти в ближайший лес, найти в нем березу, прислониться к ней и рассказать, что именно вас тревожит. На обратном пути к вам в голову должно прийти правильное решение.
♦ Женщинам стоит испечь пироги с начинкой из рыбы, мяса, яиц и грибов и позвать к себе в гости ближайших членов семьи. Кроме того этими пирогами можно угощать нищих и просто добрых людей.

0

980

https://opisanie-kartin.com/pictures/10/image195.jpg
Владимир Стожаров «У самовара», 1956 г.

Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей. Причём ни один иностранец не сможет понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой. Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придаёт столько тепла и уюта домашнему очагу. Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях. Ни одно городское европейское кафе не сможет повторить все это, потому что это память, живущая в сердцах.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа