"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » История мира » «Флот России». Техника. Люди. История


«Флот России». Техника. Люди. История

Сообщений 1 страница 20 из 40

1

«Флот России» – это самые яркие страницы истории флота России!

http://sd.uploads.ru/t/YbL7l.jpg

Самые первые деревянные корабли и современные ракетные крейсеры, Петр Первый и адмирал Ушаков, Крымская война и Цусима, Таллиннский переход и полярные конвои. Крупнейшие битвы в истории русского флота, героические победы и трагические поражения. Крейсер «Аврора» и подводная лодка «К-3», первый русский корабль «Орел» и создание атомного флота, адмирал Нахимов и адмирал Кузнецов, подводная война на Балтике и морской десант в Севастополе, морской корпус Петра Великого и училище подплава, изобретатели и конструкторы, академик Крылов и академик Исанин. А также – флотские байки, приметы, традиции и обычаи, быт матросов и офицеров. Наряду с этим - две статьи С. В. Гаврилова: ПЕРВЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ МОРСКОГО И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ И КАМЧАТКЕ

В документальном проекте использовано много кинохроники из домашних архивов военных моряков, хроника НИИ и кораблестроительных заводов, хроника Красногорского государственного архива, а также современные съемки флотов России.

+1

2

Чесменская битва - Исторический документальный фильм

=Spoiler написал(а):

0

3

Энциклопедия российского флота. Выпуск 1

=Spoiler написал(а):

0

4

Полководцы России.
Федор Ушаков. Документальный фильм

Великий русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом. Не знал поражений в морских битвах. Уже в наши дни Русская Православная Церковь причислила его к общецерковным святым в лике праведных.

=Spoiler написал(а):

0

5

Адмирал Ушаков. Фильм об адмирале Ушакове.

Фёдор Фёдорович Ушако́в - выдающийся русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом. Не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля.

В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности.

5 августа 2001 года адмирал Ушаков был канонизирован Русской православной церковью как местночтимый святой Саранской и Мордовской епархии, а 6 октября 2004 года Архиерейский собор Русской православной церкви причислил Фёдора Ушакова к общецерковным святым в лике праведных.

Фёдор Ушаков (не следует путать его с его дядей и тёзкой монахом Феодором Санаксарским) почитается как святой покровитель российского военно-морского флота и стратегических военно-воздушных сил.

=Spoiler написал(а):

0

6

Час истины - Адмирал Ушаков - 365 Дней ТВ

=Spoiler написал(а):

0

7

Энциклопедия российского флота. Выпуск 2

=Spoiler написал(а):

0

8

Энциклопедия российского флота. Выпуск 3

=Spoiler написал(а):

0

9

Энциклопедия российского флота. Выпуск 4

=Spoiler написал(а):

0

10

Русско-японская война без большевистских мифов.

Принято считать, что русско-японская война закончилась поражением России. Почему же тогда вопреки всякой логике, через два дня после победы в Цусимском сражении, японское правительство тайно обратилось к США с просьбой склонить русское правительство к подписанию мира? Почему Россия дважды наотрез отказывалась от мирных переговоров с Японией, которая, казалось бы, уже была в шаге от победы, уничтожив в Цусимском проливе русскую тихоокеанскую эскадру? Чтобы ответить на эти вопросы, надо внимательно проанализировать ход военных действий, политическую ситуацию внутри Российской империи 1905-1906гг, заново обратившись к архивам, которые долгое время были закрыты в советское время для независимых исследователей.

Автор и ведущий - директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров.
Выпущено: Россия, ТК Культура.

=Spoiler написал(а):

0

11

Российскому флоту быть!
Олег  Селедцов, Русская народная линия
Русские герои / 29.07.2016

К 320-летию военно-морского флота России …

Российскому флоту 320 лет. Эту славную дату нашей истории люди, чьи судьбы, так или иначе, связаны с морской службой, с кораблестроением и с морем, встречают с разными чувствами. Здесь и гордость за великую, героическую летопись флота и тревога за его настоящее и будущее. Я не хочу вспоминать о бесславной гибели русского флота в «лихие девяностые и нулевые», о том, как продавались за рубеж наши авианосцы, как покрывались ржавчиной у причалов атомные крейсера, как уничтожались на деньги заграничных спонсоров лучшие атомные субмарины. Не хочу. Потому, что у всех у нас есть, что вспомнить. Есть, чем гордиться. Давайте хотя бы вкратце полистаем страницы нашей истории.
Первые корабли, предназначенные для военных целей, появились у наших предков не триста двадцать лет назад, а гораздо раньше. Англичанин Фред Т. Джейн в книге «Императорский российский флот. Его прошлое, настоящее и будущее» (Лондон, 1904) пишет: «Русский флот может претендовать на более древнее происхождение, чем британский флот. За сто лет до того, как Альфред Великий построил первые английские военные корабли, русские уже бились в отчаянных морских битвах, и тысячу лет тому назад лучшими моряками своего времени считались русские». Примечателен факт, что на итальянских картах вплоть до 16 века Чёрное море называлось Русским.
Первая попытка создать регулярный военный флот была предпринята для охраны русского судоходства на Балтийском море при Иване Грозном. В 1570 году была сформирована флотилия из шести кораблей, которая, просуществовав недолго, успела захватить два десятка польских и шведских каперских судов.
В 1667 году с соизволения царя Алексея Михайловича (Тишайшего) был построен первый русский морской военный корабль «Орёл».
20 октября 1696 года Боярская Дума - тогда высший совещательный орган государства - вынесла судьбоносное решение: «Морским судам быть». Эту дату и принято считать днём рождения русского регулярного военно-морского флота. И началось.
27 июля 1714 года у мыса Гангут на Балтике большой русский галерный флот наголову разбил шведскую эскадру. Русскими командовал лично император Пётр 1. Из брёвен была устроена «переволока», по которой несколько галер перетащили через узкую часть полуострова для отвлечения внимания противника. Шведы, перегруппировав свои суда, открыли проход мимо мыса. Погода благоприятствовала гребному флоту России. Из-за штиля линейные парусные суда шведов были почти неподвижны. Русские моряки смело вступили в бой с прекрасно вооружённой эскадрой, открывшей бешеный артиллерийский огонь. Две атаки против шведского центра были отбиты, но русские продолжали атаковать. Их галеры и скампавеи отважно шли на абордаж. Гангутская победа открыла первую страницу в книге славных побед флота российского.

+ + +

23 июня 1773 года в морском бою у Балаклавы два русских корабля «Карона» и «Таганрог», вооружённые тридцатью двумя пушками, разгромили турецкий флот, составленный из двух больших кораблей по пятьдесят две пушки в каждом и двух шебек с пятьюдесятью пушками. Русскими командовал капитан 1 ранга Иоганн Генрих Ван-Кинсберген.

+ + +

8 (20) октября 1827 года русско-англо-французский флот разгромил в Наваринской бухте (Южная Греция) турецко-египетский флот, что способствовало победе Греческой национально-освободительной революции. В Наваринском сражении на корабле «Азов», под командованием адмирала Лазарева, боевое крещение приняли лучшие в последствии русские флотоводцы - лейтенант Нахимов, мичман Корнилов и гардемарин Истомин.
«Азов» сражался с несколькими турецкими и египетскими судами и от его метких выстрелов взлетел на воздух флагманский корабль египетской эскадры, затонули два фрегата и корвет, уничтожен флагманский корабль тунисского адмирала, посажен на мель и зажжён восьмидесятипушечный турецкий корабль.

+ + +

14 мая старого стиля 1829 года восемнадцатипушечный бриг «Меркурий» под командованием капитана-лейтенанта Александра Ивановича Казарского встретил 18 турецких кораблей. Восемнадцать! То есть на каждую пушку русского брига приходилось по одному кораблю противника. «Меркурий» попытался уйти, но был настигнут двумя линейными кораблями, на одном из которых находился командующий турецким флотом, а на другом - один из его адмиралов. Турки уже потирали руки от предчувствия лёгкой добычи. Но на военном совете офицеров брига было принято казалось бы безрассудное решение: принять бой, в крайнем случае, взорвать корабль, но не посрамить чести русского флота.
Турецкие корабли с двух сторон почти в упор из десятков крупнокалиберных пушек расстреливали маленький бриг, отвечавший метким огнём. Искусно маневрируя, Казарский вывел корабль из-под обстрела. Турки, не заметив это, продолжали некоторое время палить друг в друга. В течение 4 часов длился бой. Противник, получив серьёзные повреждения, вынужден был отступить.

+ + +

18 (30) ноября 1853 года Первая турецкая эскадра адмирала Осман-паши в составе семи фрегатов, шлюпа, двух корветов и двух больших пароходов, стоявших на рейде порта Синоп под прикрытием шести шестиорудийных батарей, была разгромлена вице-адмиралом Нахимовым. Осман-паша взят в плен.
Прошло всего сорок минут с начала боя, а половина турецкого флота - четыре фрегата и корвет, сражаясь против только двух русских кораблей, погибла. Русские моряки проявляли чудеса мужества и героизма. Мичман Колокольцев спас от неминуемой гибели фрегат «Ростислав», погасив горящий кожух у пороховых зарядов. Флагманский корабль русских «Императрица Мария» получил до шести десятков пробоин, причём несколько из низ подводных, но продолжал вести бой. Командиру корабля капитану 2 ранга Барановскому обломком мачты перебило обе ноги, но он не покинул мостик. Сильно пострадал другой русский корабль «Три святителя», но он тоже продолжал битву.
Турки, расстреливаемые метким огнём русского флота, предпочитали, спасая себя, выбрасывать свои горящие суда на берег. Неприятельский флот и вся береговая артиллерия были уничтожены полностью. Погибло свыше трёх тысяч турецких моряков, а русские потеряли тридцать семь человек убитыми и двести тридцать пять ранеными.

+ + +

27 января 1904 года в корейской бухте Чемульпо четырнадцать новейших, прекрасно вооружённых японских кораблей блокировали русский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». На предложение сдаться моряки, во главе с капитаном 1 ранга Всеволодом Фёдоровичем Рудневым, ответили: «Русские моряки не сдаются!»
«Варяг» принял неравный бой. Не было придела мужеству моряков флота российского. Затонул от залпов орудий «Варяга» японский миноносец, вышли из боя два сильно повреждённых крейсера, в том числе флагман «Асама».
В этом сражении, кроме всего прочего, проявилась лучшие качества русского человека: мужество, долг, честь. Так, например, в пылу битвы канонир Зиновьев заметил, что от огня загорелся развивавшийся на гафеле Андреевский флаг. Не раздумывая ни секунды, Зиновьев бросился на мачту и под сплошным огнём неприятеля заменил святыню.
Но слишком неравны были силы. Руднев и экипаж принимают решение затопить крейсер, но не сдать его врагу. «Кореец» был взорван своим экипажем.

+ + +

Или вот такая чёрная, трагическая и, вместе с тем, героическая страница в истории российского флота. 14-15 (27-28) мая 1905 года у японского острова Цусима погибли 2 и 3 Тихоокеанские эскадры вице-адмирала Рожественского. Во Владивосток с боем прорвались только миноносцы «Грозный» и «Бравый», а также крейсер 2 ранга «Алмаз» (бывшая яхта). Нескольким кораблям удалось укрыться в нейтральных портах. Так, в Манильскую бухту ушли крейсеры 1 ранга «Олег» и «Аврора» (тот самый, который в октябре 1917 года выстрелом возвестил начало революции), крейсер 2 ранга «Жемчуг» и буксирный пароход «Свирь». В Шанхай добрался эсминец «Бодрый». Ещё несколько кораблей, не принимавших участие в сражении, вернулись в Кронштадт.
На дне океана, возле Цусимы нашли покой почти тридцать русских кораблей. Их честь не запятнана. Они не спустили флаги перед врагом. Русские моряки бились отчаянно.
После того, как флагманский корабль «Суворов» покинули штабисты (пять офицеров во главе с Рожественским), корабль принял бой одним единственным уцелевшим орудием против тринадцати японских кораблей. Полчаса подряд японцы уничтожали наш броненосец, невольно восхищённые мужеством экипажа и непотопляемостью судна. После гибели броненосца японцы обрыскали место, где он затонул. Ни единого спасшегося. Из девятисот человек экипажа гвардейского броненосца «Александр 3» не осталось в живых ни одного, из девятисот человек с броненосца «Бородино» спасся только один - Семён Ющин, георгиевский кавалер. «Бородино», объятый пламенем, весь день возглавлял гибнущую, но сражающуюся эскадру.
Японцам дорого досталась победа. Броненосец «Микаса», на котором держал флаг командующий эскадрой адмирал Того, получил более тридцати наших крупных снарядов. У него были пробиты трубы, повреждено много орудий, разбиты казематы. На нём насчитывалось убитыми и ранеными шесть офицеров и сто шесть нижних чинов. Крейсер «Нанива» получил пробоину у ватерлинии и вышел из строя. Крейсер «Касаги», которому снарядом пробило борт ниже ватерлинии, вынужден был, «ввиду большой прибыли воды», уйти в залив Абурадани. Все эти три корабля были бы безусловно потоплены, если бы Россия использовала в то время полноценные снаряды. Серьёзные повреждения были также у броненосцев «Сикисима», «Фудзи» и «Асахи». Пострадали в бою семь японских крейсеров. Авизо «Чихая» получил от русского снаряда течь в угольной яме и удалился с поля боя. Около двух десятков истребителей и миноносцев были настолько повреждены, что некоторые из них выбыли из боя, а три затонули.
Цусима - вечный позор бездарному командованию.
Цусима - вечная слава погибшим морякам!

+ + +

А вот страничка нашей недавней истории. 10 февраля 1988 года отряд американских боевых кораблей в составе ракетного крейсера «Йорктаун» и эскадренного миноносца «Кэрон» вошёл в Чёрное море. Наблюдение за действиями гостей вели сторожевые корабли Черноморского флота «Беззаветный» и «СКР-6». К утру 12 февраля американские суда подошли к побережью советского Крыма и, несмотря на неоднократные предупреждения со стороны командования наших кораблей, нарушили государственную границу СССР в районе Южного берега Крыма. Советские «сторожевики» потребовали немедленно покинуть наши территориальные воды. Однако, американцы, не обращая внимания на сигналы и предупреждения, продолжали курс в глубь водной территории нашей страны. Я знаю об этих событиях не понаслышке, ведь сам служил командиром отделения на «СКР-6», возглавлял комитет комсомола корабля. Могу засвидетельствовать, что оба американских судна, оснащённые самой современной электроникой и средствами разведки, выполняли явную шпионскую акцию по сбору данных о советских военно-морских базах.
Убедившись, что все уговоры бесполезны, командир «Беззаветного» капитан 2 ранга Владимир Иванович Богдашин и командир «шестёрки», так любовно моряки называли свой «СКР-6», Александр Анатольевич Петров принимают решение: на скорости 20 узлов (примерно 40 км / ч) таранить нарушителей, произвести «мирное вытеснение». Когда сталкиваются два автомобиля, суммарный вес которых всего несколько тонн, последствия бывают катастрофическими. А здесь на огромной для кораблей скорости сознательно корабли таранят морских противников, а общий вес судов десятки тысяч тонн. Но русские моряки не дрогнули. Ведь на гафеле их стальных мачт развивались военно-морские флаги нашей страны. По счастливому стечению обстоятельств жертв у личного состава с обеих сторон не было, а вот экономический ущерб «гости» долго ещё подсчитывали. И примечательно, что ни одного дрогнувшего, возроптавшего среди наших моряков не было.

+ + +

У Российского флота славная, богатая подвигами и победами история. Сейчас я обращаюсь к молодёжи, как бы пафосно не звучали мои слова, они честны и искренны. Наши прадеды, деды и отцы с честью несли звание русского моряка, звание столь же высокое, как Андреевский флаг на гафеле боевого корабля. Это звание не купишь, не приобретёшь через Интернет. Стать моряком не просто. Но если с детства снятся тебе якоря, если в шелесте ветра чудятся тебе иногда крики чаек, скрип снастей и гул надутых парусов, если судьба флота Российского для тебя не просто красивая иллюстрация всеобщей истории, а предмет личной гордости, значит, есть у тебя шанс. Не бойся воспользоваться этим шансом. Не бойся!
В октябре 2016 года мы будем отмечать 320-ю годовщину нашего флота. Очень хочется верить, что в эти дни в каждой российской душе явственно отзовутся давние слова: «Морскому флоту быть!»

0

12

НАЧАЛО МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В XVI — XVII вв. систематическое общее и профессиональное образование в России отсутствовало. Как сообщает одно старое издание, «тогдашний русский человек как-то сам собой навыкал святые книги чести, пройдя азбуку и усвоив механизм чтения у какого-нибудь мастера, посвятившего себя делу научения отроков грамоте…».

Знания, получаемые таким путем, были крайне скудны. Особенно это касалось математических и астрономических начал, наиболее трудных для усвоения. Ремесленники различных специальностей готовились путем практической выучки, за которой, как правило, не стояли никакие общеобразовательные основы. Потребность государства в систематической школьной подготовке проявлялась тогда в другой сфере — богословской. Во второй половине XVII в. активно проводилась реформа, приведшая к расколу церкви и сопровождавшаяся возникновением различных «ересей». К тому же в стране постепенно увеличивалось число иностранцев, то есть «иноверцев».

Стремление правительства исправить накопившиеся за сотни лет недостатки в церковном устройстве и противостоять иноземному влиянию вызвало желание иметь грамотных проводников истинного православия. Для этого было решено организовать богословскую школу по образцу действовавшей в Киеве, готовившую учителей и проповедников. Новая школа получила название «Славяно-греко-латинская академия». Она была учреждена в конце 1687 г. и имела на первых порах около сотни учеников. Кроме нее существовала еще и Киевская академия. Обе академии явились прообразами отечественных высших учебных заведений гуманитарного профиля.

В конце XVII в. Россия пошла путем преобразований, призванных поставить ее в ряд европейских держав. Одним из главных направлений на этом пути стало создание отечественного флота, как военно-морского, так торгового и промыслового, которое принято связывать с многогранной и кипучей деятельностью Петра I, хотя мореходством и морским промыслом русские занимались с незапамятных времен. Но теперь из частного дела это превратилось в важнейшую государственную задачу. Внешняя торговля была в основном монополизирована. Для обеспечения «морского торгу» сооружались порты в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Архангельске и Астрахани.

Постройка флота
требовала изменения сложившейся в стране экономической системы: развития промышленности, расширения ресурсной базы, потребной для сооружения судов и укомплектования их всем необходимым, совершенствования внутренних путей сообщения и прочего. Требовалось и создание системы подготовки кадров: судостроителей, технического, вспомогательного персонала и собственно моряков. Государство нуждалось в знающих корабельных мастерах, инженерах, офицерах и подготовленных матросах. Царь Петр, приобретший математические познания, научившийся пользоваться астролябией, понявший фортификацию и артиллерию, изучивший кораблестроение, стал требовать того же и от своих подданных.

Органом, которому надлежало стать не только центром судостроения и комплектования флота, но и налаживаемой системы обучения кадров «на всякие гражданские потребы», явился Адмиралтейский приказ. Фактически он должен был решить задачу по созданию в русском обществе образованного слоя, способного руководить страной.

Самых ранних русских матросов Петр I набрал из преображенских «потешных». Одними из первых профессиональными моряками стали капитан Ипат Муханов, Иван и Наум Сенявины, практически изучившие морское дело на голландских и английских военных судах. В большом количестве настоящие моряки, то есть люди, приставленные исключительно к морскому делу, впервые появились на судах азовской флотилии в 1700 г., когда в матросы были записаны 1 105 солдат. Первый же специальный набор матросов был произведен в 1702 г., их число составило 1 694 чел.

Единицы имевшихся у царя грамотных помощников не могли осуществить задуманные им реформы. Заботы Петра об обучении личного состава будущего флота начались в 1690-х гг., когда три партии стольников отправились в Венецию, а четвертая — в Англию и Голландию знакомиться с «навигацией» и обучаться «всякого рода наукам». Стольники отбыли за границу на свои средства. Никто из них под угрозой потери имущества не мог вернуться без документа о приобретенных знаниях и умениях. По возвращении стольников царь лично экзаменовал их. Результат этого опыта подготовки отечественных моряков оказался более чем скромным: экзамен выдержали всего четверо. Более удачной оказалась «посылка» в составе тридцати человек, отправленных вместе с царем в Англию и Голландию.

Однако вскоре стало ясно, что проблему подготовки кадров путем обучения небольшого количества людей за границей решить невозможно. Такой способ явно не соответствовала масштабам задуманных преобразований. По предположениям видного деятеля в области морского образования Х. Вальдемара, Петр I впервые высказался о необходимости создания морских школ в России в беседе с амстердамским бургомистром во время пребывания в Голландии.

В Москву были приглашены англичане, знатоки математических наук и теории морского дела. Указом Петра от 14 января 1701 г. в Москве в Сретенской (Сухаревой) башне было открыто первое морское учебное заведение России. Его руководителем, правда, больше номинальным, стал адмирал Ф. Головин. Всю организационную работу по созданию «школы математических и навигацких наук» вел дьяк Оружейной палаты А. Курбатов. Приезжие англичане стали обучать «добровольно хотящих паче же с принуждением набираемых» молодых людей «математическим и навигацким, то есть мореходным хитростным искусствам». В школе проходили арифметику, геометрию, плоскую и сферическую тригонометрию, навигацию, морскую астрономию, географию. Кроме того, желающим преподавалась «рапирная наука».

Для подготовки к изучению этого курса при школе были организованы два начальных класса. Первый, в котором учили читать и писать по-русски, назывался «русской школой». Второй, где изучали счет с использованием арабских цифр, именовался «цифирной школой».
Надзирал за воспитанниками первый русский математик, автор самого раннего отечественного руководства по арифметике Леонтий Магницкий. Дисциплина в школе была весьма суровая. За прогулы на учеников возлагали штраф, тех, кто не платил, пороли. За побег грозила смертная казнь, за просьбу родителей освободить детей от занятий — каторга. Система телесных наказаний и штрафов, скудное снабжение, холод в помещениях Сухаревой башни усложняли учебу, но вырабатывали у будущих мореходов умение подчиняться приказам, терпение и настойчивость.

Первый выпуск школы
в составе 64 чел. состоялся в 1705 г. За первые пятнадцать лет она обучила десятки специалистов различных профессий. Многие из них успешно заменили на ответственных постах иностранцев. Из нее вышли не только моряки, но и инженеры, артиллеристы, учителя для других школ, архитекторы. В 1710 г. в одном из указов Петр I подчеркивал: «Школа оная не только потребна единому мореходству, но и артиллерии и гражданству к пользе».

Московская навигацкая школа сыграла выдающуюся роль в становлении как морского, так и общего образования в России. По ее примеру в 1712 г. в Москве были основаны еще две школы: инженерная и артиллерийская.

1 октября 1715 г. старшие классы навигацкой школы были переведены поближе к морю в новую столицу государства — Санкт-Петербург, где из них образовали Морскую академию. Оставшиеся в Москве младшие классы стали по отношению к академии подготовительным учебным заведением. Отныне навигацкая школа утратила свое прежнее значение — центра российского морского образования — и стала обычной «цифирной», в которой слушателям давался несколько больший объем математических знаний.

Численность воспитанников Морской академии устанавливалась равной 300, а навигацкой школы — 500 чел. Академия готовила командный состав флота по судоводительской, геодезической и картографической специальностям. Ее выпускникам присваивалось звание «гардемарин», происходившее от французского словосочетания garde-marine, то есть «морская гвардия».

В отличие от навигацкой школы, в Морской академии с момента ее открытия был введен уставной распорядок военно-морского учебного заведения. Воспитанники несли караулы и дежурства, гвардейские офицеры проводили с ними строевые занятия. Составленная Петром I и впоследствии уточненная Адмиралтейским регламентом программа обучения носила чисто профессиональный характер и, в частности, гласила: «Во Академии учить наукам, а именно: артиллерии, навигации и фортификации, шанцам и ретраншементам (шанцы — временные полевые укрепления в виде многоугольников, ретраншементы — вспомогательные фортификационные сооружения второй линии обороны. — С. Г.), географии и воинским обучениям с мушкетами совершенно…»

Если вначале воспитанники учились, в основном, по переводным иностранным учебникам, то уже в первой четверти XVIII в. появились первые русские оригинальные сочинения по математике и технике Л. Магницкого, Г. Скорнякова-Писарева и К. Зотова. Это стало шагом вперед, хотя новые книги сохраняли все недостатки учебников того времени, отличаясь тяжелой, трудной для понимания манерой изложения, отсутствием доказательств, подачей материала в виде вопросов и ответов.

Большинство книг, издававшихся в России в первой четверти XVIII в., было посвящено флотской тематике. Их подавляющую часть представляли переводные, преимущественно голландские, издания, содержавшие изложение уставных положений и основ морского дела. Заключительная часть первого отечественного математического сочинения Л. Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная», в которой, по словам автора, он «разум весь собрал и чин природно русской, а не немчин», содержит сведения о флоте. Работа вышла в 1703 г. как учебник для навигацкой школы. Значительно позже — в 1720-х гг. — появились «Книга устав морской», «Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи», «Разговор у Адмирала с капитаном о команде, или полное учение како управлять кораблем во всякие разные случаи». Всего за время правления Петра I в России вышло более двадцати книг на морские темы.

Казенные Морская академия и навигацкая школа, готовившие технических специалистов и командные кадры, явились предшественниками всех современных высших и средних технических учебных заведений.

Под руководством выпускников навигацкой школы и моряков, имевших практический опыт плавания, в Санкт-Петербурге, Сестрорецке, Кронштадте, Новгороде, Нарве, Ревеле, Риге, Казани, Астрахани, Тарове (под Воронежем) и в других городах по инициативе сподвижника Петра I адмирала Ф. М. Апраксина были открыты «адмиралтейские школы». Учеников в них бесплатно обучали грамоте, арифметике, началам судостроения и артиллерии. Срок обучения зависел от опытности учителей, но не превышал одного года или двух лет. Учителям платили из казны по 10 коп. в день. Для сохранения численности учащихся до окончания школы им не разрешали жениться.

В целом обе академии — Морская в Санкт-Петербурге и Славяно-греко-латинская в Москве — положили основание целой сети начальных общеобразовательных школ в городах России. В том же году, когда из старших классов навигацкой школы была сформирована Морская академия, Петр велел отправить в губернии по два ученика школы, изучивших геометрию и географию «для науки молодых ребяток из всяких чинов людей». В 1716 г. школы были открыты в 12, а к 1722 г. — в 42 городах. Так как здесь обучали в основном арифметике и геометрии, то их стали называть «цифирными школами». Цифирные школы стали основой государственного начального образования, а адмиралтейские создали сравнительно грамотный костяк младших специалистов флота.

Таким образом, в начале XVIII в. в России имелись учебные заведения трех типов: гуманитарные (богословская Славянско-греко-латинская академия), технические (Морская академия, навигацкие школы) и общеобразовательные (цифирные и адмиралтейские школы, позже — гимназии).

Они возникли как государственные учреждения, служащие целям, государством же определенным. Преимущественное развитие получила техническая школа, дававшая знания в тех областях, которые в тот момент требовались стране. Общеобразовательные сведения она сообщала в минимальных объемах, охватывавших лишь общие принципы наук.

Задачу подготовки моряков сформулировали Морской устав и Адмиралтейский регламент. Она должна была решаться комплексно: теоретическая учеба на берегу дополнялась плаваниями на судах. Так следовало готовить не только командный состав, но и рядовых моряков. Этот принцип обучения в морских учебных заведениях остается основным и поныне.

Поставленная задача была выполнена к концу правления Петра I. На протяжении первых двух десятилетий с момента организации отечественного флота на нем служило много иностранцев разных чинов: от матросов до адмиралов. Но по мере того как офицерами становились русские, прошедшие обучение за границей и в России, и появлялись команды обученных русских моряков, прием на службу иностранцев сокращался. К завершению Северной войны все матросы-иностранцы были уволены, и в 1720 г. в числе 7 205 рядовых моряков русского флота не имелось уже ни одного иноземца. В 1723 г. адмирал Крюйс, сам голландец по происхождению, писал: «По моему мнению, ни одного иноземца в офицеры не надлежит принимать, который не был бы добрым штурманом, понеже здесь и своих русских офицеров довольно есть».

С созданием в Санкт-Петербурге Морской академии
четко обособилось военно-морское образование. Гражданское морское образование развивалась медленно, хотя российское правительство понимало, что ему требуются кадры не только военных, но и гражданских моряков. В одном из документов, подписанных императрицей Екатериной II еще в 1782 г., говорилось: «…приложить старания о заведении по городам, откуда отправляется купеческое водоходство, водоходных школ». Здесь должны были готовить будущих шкиперов и штурманов. Но сеть гражданских мореходных классов была организована лишь в следующем XIX в.

0

13

ПЕРВЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ НА КАМЧАТКЕ

Летом 1740 г. экспедиция В. Й. Беринга основала «гавонь Святых апостол Петра и Павла» на берегу Авачинской губы. Главными проблемами, осложнявшими существование нового российского порта, являлись отсутствие поблизости от него леса, пригодного для постройки судов и портовых сооружений, а также сложность снабжения продовольствием, которое проще было заготавливать во внутренних районах полуострова. Это привело к тому, что Петропавловская гавань вскоре после своего основания постепенно пришла в упадок, длившийся до начала XIX в. Тем не менее, она исправно выполняла функции базы для русских и иностранных морских экспедиций.

Как уже известно, первым с идеей организовать на Камчатке морское учебное заведение выступил В. Й. Беринг. Но вначале в 1740-х гг. на полуострове появились лишь общеобразовательные школы, открывшиеся в Большерецком остроге, Нижнекамчатске и Петропавловской гавани. Инициаторами их создания, помимо В. Й. Беринга и начальника Охотского порта А. Девиера, считаются А. И. Чириков и г. В. Стеллер. В 1741 г. появилась школа в Большерецке на 20 учеников. По приказу Девиера в ней учительствовал сосланный поручик Пражевский. В 1742 г. заработала школа в Нижнекамчатске. Здесь детей грамоте учили казаки.

Выдающийся исследователь полуострова С. П. Крашенинников положительно оценивал деятельность этих школ, подчеркивая, что дети камчадалов, не имевших своей грамоты, обучались в них российской грамоте вместе с детьми казаков, и делали это весьма охотно.
Значительный вклад в развитие общего образования на полуострове внесла духовная миссия под руководством архимандрита И. Хотунцевского, находившаяся здесь в 1745—1750 гг. Ее работа была насыщена религиозным содержанием. В состав миссии, кроме священников, входили студенты Славяно-греко-латинской академии. Студенты обучали детей азбуке, чтению по-церковнославянски и по-русски, часослову, псалтыри, письму и катехизису с объяснением божественных заповедей.

В отчетах, направляемых в Синод, Хотунцевский отмечал, что камчадалы склонны к учению. Он же предлагал начать и подготовку местных специалистов: солдат, лекарей, живописцев для росписи новых храмов, столяров, кузнецов и мореходов. Но эти проекты были реализованы лишь спустя многие годы.

Через два с половиной десятилетия очередное предложение о создании на Камчатке школы по подготовке моряков высказал главный камчатский командир премьер-майор М. К. фон Бем, назначенный сюда в 1772 г. императрицей Екатериной II. Прибывший осенью этого же года в Иркутск Бем получил от местного губернатора Бриля инструкцию, в которой, в частности, говорилось о необходимости устройства военных школ для детей камчатских обитателей: «Солдатских и казачьих малолетних детей переписать, и, чтобы без призрения не оставались и праздно не шатались, с семилетнего возраста отдавать в школы, выбрав для их учения грамотных служителей… употребляя деньги на содержание школьников от тамошних доходов. По совершеннолетии этих мальчиков определить: детей солдат в солдаты, а казачьих — в казаки, а если окажутся способности, то и в другие должности. Кроме того обучать камчадальских детей…».

К началу 1770-х гг. на Камчатке имелись десять гражданских школ, в которых обучались 189 детей. Они постепенно пришли в упадок. Причиной этого стало то, что камчатские командиры употребляли на свои нужды средства, выделявшиеся казной на содержание учеников. В 1784 г. не действовала уже ни одна гражданская школа, и «военные школы остались единственным рассадником грамотности на полуострове».

По прибытии на Камчатку Бем обратился к губернатору Брилю с предложением учредить здесь школы гражданского ведомства для обучения грамоте аборигенов, но ответа на него не получил, и поэтому занялся улучшением военных школ. По штату 1773 г. в них полагалось иметь: в Большерецке и Верхнекамчатске по 15, Нижнекамчатске — 10 и Тигильской крепости — 30 учеников. Учителями сюда назначались грамотные унтер-офицеры. Школьникам полагалось обмундирование и питание, на содержание школ выделялись 4 274 руб. Бем сумел на эти средства увеличить число штатных учеников вдвое и приказал обучать кроме них детей прочих жителей, в том числе и «туземцев».

6 декабря 1774 г. Бем писал новому иркутскому губернатору Немцову о необходимости «заведения в Камчатке навигацкой школы для приготовления штурманов на промышленные суда, которые, находясь под управлением людей почти вовсе непосвященных в морские науки, беспрестанно терпели крушения». Эта идея поддержки властей не нашла. Губернатор, с которым отношения у Бема «не сложились», предложил главному камчатскому командиру «больше заниматься делом, нежели бесплодными проектами».

Оживление экономической жизни Петропавловской гавани
связано с началом деятельности Российско-Американской компании (РАК), основанной в 1799 г. Порт стал использоваться как промежуточная база на пути из материковой России к русским владениям на побережье Америки. В 1804 г. в нем располагался склад РАК, здесь же жил комиссионер компании. Один из руководителей РАК граф Н. П. Резанов 16 августа 1804 г. докладывал императору Александру I о том, что «Петропавловская гавань может быть средоточием всей торговли Российско-Американской компании, а особливо когда торг с Японией открыт будет, и сделаться важным городом. Я приступил уже здесь к учреждению фактории… Вот уже на первый раз для японской торговли три неисчерпаемые источника: рыба, жиры и замша…». Тем самым Резанов одним из первых предвосхитил экономическое будущее Камчатки.

Значительный личный вклад в развитие общего

Значительный личный вклад в развитие общего, профессионального и морского образования на полуострове в 1820—1850-х гг. внесли определявшиеся сюда начальники Камчатки, избиравшиеся из высокообразованных морских офицеров. За единственным исключением, это были талантливые администраторы, искренне заботившиеся о развитии порученной им территории и благе ее населения.
В 1818 г. в Петропавловске открылась ремесленная школа. Ее основателем является начальник Камчатки П. И. Рикорд, назначенный на должность в 1816 г. и вступивший в нее в мае 1817 г. «Сразу после прибытия в порт он открыл ремесленное училище с двенадцатью учениками столярному, плотничьему, токарному и слесарному мастерству».

Собственным зданием школа не располагала. Необходимые для ее работы инструменты доставила на шлюпе «Камчатка» экспедиция В. М. Головнина, отмечавшего в 1818 г., что на занятиях ученики ремонтировали ружья и металлические вещи.
Школа была учреждена по правительственному распоряжению от 27 февраля 1817 г., составленному в соответствии с представлением Рикорда. На ее содержание ежегодно отпускались по 2 075 руб. и кроме того единовременно ассигновались 5 000 руб. на постройку здания, а также 3 000 руб. для покупки необходимых инструментов.

Отправляясь на Камчатку, Рикорд просил иркутского губернатора Трескина послать с ним шестерых ремесленников, в которых на полуострове ощущался крайний недостаток. Трескин приказал определить для этого шестерых якутов. В 1820 г. по распоряжению главного начальника края сибирского генерал-губернатора М. М. Сперанского на Камчатку отправились еще несколько мастеровых в качестве учителей для ремесленной школы.

В 1820 г. П. И. Рикорд составил план застройки Петропавловска, на котором среди прочих предполагавшихся к возведению зданий размещалась и ремесленная школа. Рикорд предлагал превратить Петропавловск в настоящий оборудованный морской порт. Для этого здесь следовало соорудить столярную, блоковую, токарную, парусную, фонарную, компасную, такелажную, слесарную и котельную мастерские, кузню, арсенал и цейхгауз, а также «сарай для строения гребных судов и для уборки оных в зимнее время». Этот план осуществился лишь частично.
С 1818 по 1828 гг. ремесленная школа выпустила 26 чел., в число которых входили портной, столяр, токарь, чеботарь, котельщик, плотник, два кузнеца. Семеро ее выпускников стали казаками, шестеро — матросами, четверых уволили «за неспособностью». В 1828 г. в школе занимались восемь учеников, которых, кроме ремесел, обучали и грамоте.
Сибирский генерал-губернатор просил министра внутренних дел установить школе твердый штат учеников в 12 чел., которого она ранее не имела. При этом он писал, что эта школа крайне необходима, как единственное учреждение на Камчатке для воспитания сирот. В декабре 1828 г. представление было утверждено, но с тем условием, чтобы выпускники употреблялись бы только на гражданском поприще, а не на службе, и поэтому было решено принимать в школу людей свободного сословия.
28 сентября 1828 г. должность начальника Камчатки принял бывший помощник Рикорда «флота капитан 1-го ранга» А. В. Голенищев. Ему первому из камчатских начальников было предоставлено право по делам гражданского управления особой важности обращаться непосредственно к министру внутренних дел помимо своего прямого начальства.

Судя по анкете, составленной в Петропавловске, в марте 1829 г. здесь действовали два образовательных учреждения: духовное училище и ремесленная школа. «В первом сем 829 г. училось: детей духовного звания двенадцать, из мещан пять, из природных камчадал три, из крестьян один и из матросских детей один, всего двадцать два человека; а во второй из матросских детей десять человек. На содержание духовного училища ежегодно отпускается 7 123 руб. из общего казначейства; на содержание ремесленной школы — 2 075 руб.».

Ремесленная школа упоминается и в «Статистических сведениях о Камчатской области за 1829 год». Она до сих пор не имела собственного помещения, а потому занятия проходили во флотских казармах.
Состояние школы охарактеризовано в рапорте А. В. Голенищева министру внутренних дел от 30 июня 1829 г.: «Сверх существующих ныне в порте казенных зданий, кои все без изъятия заняты, необходимо выстроить дом для ремесленной школы, коей ученики помещаются ныне в служительской казарме. По неимению здесь ремесленников, приведение в должное положение и возможное совершенство ремесленной школы крайне необходимо, как для казенных работ, так и для частных. До сего времени чиновники и жители порта, исключая простое сословие, все домовые вещи, как-то медную посуду, мебель и даже платье и обувь принуждены были доставлять из Охотска весьма дорогою ценою, и сии значительные издержки, вместе с другими на содержание употребляемыми, весьма ощутительны для каждого. И как ремесленная школа, существующая до сего времени по одному названию, не имела положительных для руководства правил, то ныне вследствие предписания генерал-губернатора Восточной Сибири Лавинского приступлено к составлению штата для оной, по приведении коего к окончанию буду иметь честь в особенности донести Вашему Высокопревосходительству».
15 января 1829 г. Кабинет министров — правительство России — решил, что отныне в школу должны были поступать дети лишь «собственно камчатских природных обитателей». После ее окончания они оставались бы в области и использовались на гражданском поприще и для развития хозяйственной жизни территории, а не только на воинской службе. В соответствии с этой идеей, в октябре 1829 г. все учившиеся в ней дети служителей камчатской экипажной роты и казачьей команды были «выключены из штата». А. В. Голенищев, обращаясь к генерал-губернатору Восточной Сибири, просил принимать на учебу и детей камчатских казаков, которых он также рассматривал как постоянных местных жителей. Школу передали из морского ведомства в Министерство внутренних дел, а затем — Министерству государственных имуществ.
В 1831 г., по данным Голенищева, Камчатку населяли 4 460 чел.: 2 523 «мужска пола» и 1 928 женщин. «Все жители Камчатки, исключая чинов, в коронной службе состоящих, довольствуются преимущественно местными произведениями, между коими рыба есть общий и главный предмет продовольствия…».
Детей, пригодных для обучения, в числе жителей насчитывалось 343 чел.: офицерских — девять мальчиков и пятнадцать девочек, медицинских чинов и приказнослужителей — девять мальчиков и четыре девочки, купцов — восемнадцать мальчиков и десять девочек, нижних чинов морского ведомства и казаков, отставных матросов и солдат, а также военнопоселенцев — 194 мальчишек и 84 девицы.
Голенищев столкнулся с отсутствием учителей и поэтому назначил ими в ремесленную школу мастеровых из флотской команды. Но морское ведомство не позволило ему отвлекать их от своих прямых обязанностей. Тогда Голенищев обратился к иркутскому губернатору с просьбой прислать на Камчатку для этой цели кузнеца, слесаря и столяра из поселенцев. При этом он представил новый штат школы в числе десяти учеников вместо прежних двенадцати и просил разрешить ему использовать накопившиеся от некомплекта учеников 7 695 руб. на развитие этого учебного заведения. Эти ходатайства начальника Камчатки были одобрены осенью 1833 г.
В ответ на просьбу Голенищева о высылке трех мастеровых иркутский губернатор распорядился отправить десять мастеровых из ссыльно-каторжных, «но Голенищев просил не заражать край подобными преступниками, и потому в мае 1833 г. были присланы требуемые им мастеровые из иркутского ремесленного дома».
11 октября 1835 г. должность начальника Камчатки от Голенищева принял капитан 1-го ранга Шахов, несправедливо обвинивший предшественника в том, что тот «привел край в самое бедственное положение и расстроил все прежние полезные учреждения». По навету Шахова на Голенищева наложили денежный начет за якобы имевшийся недостаток казенной соли. Голенищев просил взять в счет компенсации за 4 500 руб. ассигнациями его дом на Камчатке и передать его ремесленной школе.
В 1840 г. на Камчатке действовало училище, содержавшееся за счет духовного ведомства. В нем обучалось двадцать пять учеников духовного сословия и десять камчадалов.
7 октября 1840 г. в управление Камчаткой вступил новый начальник — капитан 2-го ранга Н. В. Страннолюбский. 12 ноября 1840 г. комитет министров решил послать на Камчатку агронома, для того чтобы развить здесь хлебопашество и скотоводство и тем самым ослабить зависимость местного населения от привозного продовольстия. Выбор, оказавшийся, как показало время, неудачным, пал на прусского подданного К. Кегеля. В выданной ему инструкции предписывалось принять в свое ведение ремесленную школу, которую «привести в лучшее устройство и выучить учеников таким занятиям, какие могут быть полезны в домашнем быту тамошних жителей».
В 1841 г. Кегель прибыл на Камчатку. Здесь у него возникла идея о переносе ее из Петропавловского порта в Мильковское селение, сельскохозяйственный центр полуострова. По мнению Кегеля, школа была доведена до упадка. 29 мая 1843 г. Страннолюбский сообщил инспекторскому департаменту, что занятия ее учеников ограничиваются разведением огородных овощей и изучением бочарного, столярного, слесарного и кузнечного ремесел. Для обучения грамоте школа не имеет своих учителей, поэтому ее ученики для этого цели ходят в школу кантонистов.
Н. В. Страннолюбского сменил капитан 2-го ранга Р. Г. Машин, прибывший на Камчатку 21 августа 1845 г. В 1847 г. он просил ассигновать средства на заведение школ для обучения камчадалов. О тогдашнем уровне их грамотности свидетельствует такой факт. Камчадальским старшинам, получавшим какое-либо предписание начальства, приходилось для его прочтения ехать к грамотному человеку за триста верст. На это представление ответа Машин не получил, но учредил одно училище в Мильковском селении. Сюда с согласия родителей поступили двадцать три камчатских мальчика восьми — пятнадцати лет из разных селений. Их обучали чтению, письму, Закону Божьему, арифметике и отчасти ведению сельского хозяйства. «Ученики жили у крестьян на условиях, сделанных с их родителями, на счет которых содержалась и самая школа».
В 1848 г., по отчету Машина, в Петропавловске жили около 370 чел., среди них имелись двадцать семь ремесленников различных специальностей. Из числа последних для судостроения и обслуживания флота могли быть пригодны двое слесарей и шестнадцать плотников. Кстати, из того же отчета следует, что ремесленная школа в Петропавловске не работала. Закрыта она была, видимо, в 1844 или 1845 гг. Как видно, со своим назначением это учебное заведение явно не справилось.
2 декабря 1849 г. по императорскому распоряжению была образована самостоятельная Камчатская область. Исполнять обязанности ее военного губернатора стал капитан 1-го ранга В. С. Завойко, вскоре получивший чин генерал-майора, а затем — контр-адмирала. Отныне заботами первого камчатского губернатора «Петропавловск должен был сделаться полезной станцией для военного флота, равно как для торговых судов и китобоев. Для этого, однако, недоставало рабочих и ремесленников, равно как мастерских и складов корабельных принадлежностей…».В 1850 г. в связи с ликвидацией Охотского порта действовавшее там штурманское училище перевели в Петропавловск, который теперь стал единственным портом во всей северной части Тихого океана. Парусники, посещавшие гавань, нуждались в снабжении и ремонте, но «здесь едва хватало запасных частей для собственных судов. Точно так же здесь не было никаких мастер-ских, имелись только небольшие, весьма примитивные приспособления для производства самых простых работ».
Теперь учебное заведение именовалось «Петропавловское морское училище» и пользовалось неизменной поддержкой со стороны В. С. Завойко, который пытался расширить его и улучшить условия существования. Он составил штат учебного заведения и разработал «Положение…», детально регламентировавшее его деятельность. Отличительным знаком училища стали литеры «П. У.» (Петропавловское училище), носимые воспитанниками на погонах и фуражках.
«Петропавловское морское училище состоит под непосредственным начальством Камчатского военного губернатора и под главным начальством начальника Главного морского штаба». Директором училища (одновременно инспектором классов) мог стать флотский офицер, офицер корпуса флотских штурманов или корабельный инженер в чине не ниже капитан-лейтенанта или капитана. Помощником директора назначался морской лейтенант или офицер корпуса флотских штурманов в чине штабс-капитана или поручика. «Директор училища и его помощник назначаются и увольняются Высочайшим приказом по Главному штабу Морского министерства, а чины учебные избираются директором училища и утверждаются в должности Камчатским военным губернатором».
Обучение воспитанников фронтовой службе возлагалось на унтер-офицера (он же являлся каптернамусом). Обслуживать и присматривать за воспитанниками должны были четыре «дядьки». Остальная прислуга по потребности назначалась от 46-го флотского экипажа, расквартированного в Петропавловском порту. В штат училища входили также один повар и два писаря.
Число воспитанников определялось в 30 чел., но «сверх штатного числа дозволяется иметь пенсионеров, число их не ограничивается. Каждый пенсионер платит за свое содержание училищу по 200 руб. серебром в год». На содержание учебного заведения предполагалось затрачивать в год 2 866 руб. 92 коп.

Программа обучения предусматривала прохождение трех последовательных курсов: приготовительного, общего и специального. Приготовительный курс вводился для тех воспитанников, родители которых «по роду службы своей, равно как и по недостаточному состоянию», не могли дать своим детям «даже малых первоначальных познаний в науках».
Общий курс заключался в преподавании наук, «познание которых, с одной стороны, необходимо для каждого просвещенного члена семейства и государства; с другой — служит приготовлением к образованию специальному».
На специальном курсе намечалось изучение навигации, астрономии, морской практики, корабельной архитектуры и построения корабельных чертежей, теории кораблестроения, теоретической и практической механики, теории пароходных машин, описи морских берегов, лоции, черчения планов и карт, фортификации, артиллерии, строительного искусства и гражданской архитектуры, составления проектов, смет, пояснительных записок, технических и денежных отчетов.
Последний год специального курса должен был носить преимущественно практический характер, состоявший в приобретении знаний: «1. Качества кораблей. 2. Нагрузки и размещения по местам всех корабельных вещей. 3. Управления кораблем в отношении к действию ветра и парусов. 4. Развязывание лаглиня и лотлиня. 5. Поверки скляночных часов и компаса. 6. Ведения журнала и путисчисления. 7. Астрономических наблюдений. 8. Употребления и действия артиллерии. 9. Производство кораблестроительных работ. 10. Управления пароходов. 11. Работа на заводах. 12. Орудейнаго ученья и лабораторнаго дела. 13. Построения разных зданий и гидротехнических сооружений; и вообще в изучении практически всех предметов, какия впоследствии могут представиться».

Как видно, перечень дисциплин специального курса свидетельствует о том, что Петропавловское морское училище можно рассматривать в качестве прообраза морского вуза, появившегося на полуострове более чем век спустя. Полный срок обучения в нем должен был составить восемь лет. Его выпускники могли стать флотскими офицерами: штурманами или артиллеристами, инженер-механиками военных пароходов, а также инженерами корабельными или «по строительной части» гражданского ведомства.

После сдачи выпускных испытаний списки успешно выдержавших их отправлялись начальнику Главного морского штаба, который представлял их на утверждение императору. После утверждения воспитанники, «удостоенные к выпуску на действительную службу», приводились к присяге на верность «Престолу и Отечеству» и отправлялись к месту службы. Каждый из них получал пособие на обмундирование и обязывался прослужить в Камчатском или Охотском крае не менее пяти лет.

В 1852 г. весь Петропавловск состоял из 156 деревянных домов. В этом году в местном училище числились 29 чел. Собственного помещения оно не имело, размещаясь в матросской казарме. Постоянных преподавателей не было, их роль выполняли морские офицеры с кораблей, стоявших в порту. Известно, что училище располагало собственной библиотекой, насчитывавшей около 240 книг.
Личный состав училища принимал участие в Петропавловской обороне 1854 г. В начале 1855 г. его численность составляла всего 19 чел. В марте 1855 г. училище, в связи с эвакуацией порта в Николаевск-на-Амуре, перенесли туда же. Одним из его воспитанников был Федор Никитич Алексеев, прибывший в Петропавловск на транспорте «Двина». Он вел интересный дневник, в котором, в частности, описал оставление порта весной 1855 г. В дневнике Алексеев упомянул некоторых своих товарищей. Он писал: «29 марта я назначен на корвет “Оливуца”. Сегодня вышел приказ командира порта адмирала Завойко о начатии компании. Состав экипажа: …ученики Петропавловского штурманского училища Алексеев, Тольман, Чупров, Крахалев 2-й…».

Одновременно с морским училищем в Петропавловске действовала школа кантонистов.

Кантонистами (от немецкого слова kantonist, то есть военнообязанный) в первой половине XIX в. назвали солдатских и матросских сыновей, на основе крепостного права со дня рождения числившихся за военным и морским ведомствами. Для них были созданы особые школы, в которых обучались дети в возрасте от десяти до пятнадцати лет. Эти заведения готовили «нижних чинов», которых по достижении восемнадцати лет зачисляли на службу или продолжали учить для получения унтер-офицерского чина. Школы кантонистов были упразднены в 1856 г.
Первую попытку устройства школы кантонистов на полуострове предпринял в 1840 г. начальник Камчатки Н. В. Страннолюбский, обративший внимание на безнадзорность детей «нижних чинов» и разночинцев, которые, не имея присмотра, проводили время на улицах. Страннолюбский собрал всех мальчишек от семи лет и старше, которых насчитывалось пятьдесят пять человек, и организовал обучение в учрежденной им школе кантонистов. Грамотой, арифметикой и фронтовой службой с детьми занимались морские офицеры, Закон Божий преподавал местный протоиерей.
В декабре 1840 г. Страннолюбский предложил начальнику Главного морского штаба объединить школу кантонистов с ремесленной. По его проекту ученики должны были жить у родителей, получая только казеное обмундирование. Морское министерство обратилось в Министерство государственных имуществ, признавшее возможным слияние школ только в том случае, если выпускники будут «употреблены для пользы камчатских жителей, а не для военной службы».
При этом Страннолюбский представил штат школы кантонистов на сорок учеников, прося его утверждения. Но, как сообщает А. Сгибнев, «дело это оставлено было без всяких последствий и возобновил его камчатский военный губернатор капитан 1-го ранга Завойко».
Школа кантонистов, будучи объединена с ремесленной, просуществовала несколько лет. После отъезда Страннолюбского с полуострова она прекратила свое существование.
В ноябре 1850 г. В. С. Завойко обратился к генерал-губернатору Восточной Сибири Муравьеву с рапортом о необходимости открытия в Петропавловске неранжированной роты кантонистов, «по примеру таковой состоящей в Кронштадте при Учебном морском экипаже, с особым ассигнованием по 15 коп. серебром в сутки на каждого мальчика на улучшение пищи».
Завойко доносил генерал-губернатору о том, что «при 46-м флотском экипаже состоит кантонистов от семилетнего возраста до шестнадцатилетнего пятьдесят восемь человек, а до семи — тридцать девять человек, а всего девяносто семь; все они состояли до прибытия моего в Петропавловский порт при родителях до совершеннолетия, или до поступления на службу, и употребляются родителями во все домашния работы». Эти работы, а также скудное питание, по мнению Завойко, оказывали вредное воздействие на здоровье, в результате чего дети быстро «надсаживались» и делались «хилым и почти неспособным к службе, не имея роста, приличного званию солдата». Кроме того, признавалось пагубным и «нахождение кантонистов при родителях или родственниках», которое «и в нравственном отношении для них гибельно; проводя время праздно и шатаясь по улицам, не имея над собою должного надзора, — они свыкаются с разного рода шалостями и делаются своевольными, чрез что по поступлении на службу воинская дисциплина для них кажется слишком тягостной».
Завойко разместил детей в одном из свободных флигелей морского ведомства, организовав таким образом камчатскую школу кантонистов. «Как по продовольствию, так и по обмундированию кантонистам делается воспомоществование из общей экономии экипажа. Образовав в Петропавловском порту школу кантонистов, можно надеяться, что со временем она в состоянии будет комплектовать экипаж хорошими матросами и мастеровыми, и не будет надобности высылать людей из России».

«Завойко собрал тридцать человек мальчиков в особое помещение, обмундировал их, обучил грамоте и посылал для практики в море. Но так как школа эта содержалась на экономические средства, на которые нельзя было рассчитывать постоянно… Завойко вошел в 1850 г. с представлением об учреждении в Петропавловской гавани неранжированной роты кантонистов с отпуском по 15 коп. на человека в сутки. Представление это подало генерал-губернатору мысль учредить в Камчатке общеобразовательную школу, проект которой составлялся в Иркутске. Но переписка об этом, несмотря на новое представление Завойко [от] 18 ноября 1853 г., не привела ни к каким результатам…».
Заведование школой поручалось капитан-лейтенанту Горновскому, ранее служившему в Морском учебном экипаже, «ему это дело знакомо, и ныне я должен засвидетельствовать, что г. Горновский показывает свое усердие поставить кантонистов на должный им быт».
В соответствии с разработанным положением, штат школы кантонистов составляли 9 чел.: фельдфебель, он же каптернамус, пять унтер-офицеров для присмотра за кантонистами и для обучения их фронтовой службе, два повара и цирюльник. Число кантонистов не ограничивалось. На содержание школы требовались 157 руб. 92 коп. в год.

«Кантонисты содержатся в роте в самой строгой дисциплине — они должны быть всегда опрятно одеты и острижены по форме. Вообще стараться приучать их к тому образу жизни, какой обыкновенно ведут нижние воинские чины». Они имели такую же форму, как и воспитанники училища, но на погонах и на фуражках носили буквы «Р. К.», то есть «Рота кантонистов». Рота могла размещаться в одном здании с морским училищем, но отдельно от помещения воспитанников училища.
Кантонисты делились на два отделения: младшее и старшее. В первом состояли неграмотные ученики, которым преподавались Закон Божий, чтение и письмо. Во втором отделении наряду с Законом Божьим изучались грамматика, арифметика и чистописание. Рисованию и черчению дополнительно обучались те из них, «которые будут приготовляться по ремесленной части». Эти ребята, кроме занятий в классе, должны были ежедневно работать в мастерских Петропавловского порта «для практического изучения мастерства, к которому будут назначены».
Кантонисты, «предназначенные к должности писаря, в свободное от класс время посылаются в штабы и канцелярии для практического изучения своих обязанностей». А те из учащихся, которые «будут приготовляться к обязанностям подшкиперов и баталеров, сверх практических занятий в свободное от класс время в летние месяцы назначаются на военные суда, отходящие в море, для узнания на практике своего дела».
По завершении обучения кантонисты строевого отделения, достигшие восемнадцатилетнего возраста, определялись рядовыми в 46-й флотский экипаж или другие военные команды. Кантонисты нестроевого отделения отправлялись на службу писарями, подшкиперами, баталерами и ремесленными мастерами «с награждением унтер-офицерским чином». Те же из них, кто не выдерживал испытаний, выпускались из школы рядовыми в нестроевые команды.
Школу кантонистов можно рассматривать как предшественницу современных профессиональных и среднетехнических учебных заведений. В 1852 г. в ней обучались 54 ученика. В это время в городе проживали 1 593 чел., причем почти все взрослые мужчины состояли на государственной службе, являясь офицерами, чиновниками, матросами и казаками.
Воспитанники морского училища и школы кантонистов проходили морскую практику на кораблях Камчатской флотилии. В начале 1850-х гг. флотилия имела в своем составе транспорты «Иртыш», «Курил», «Охотск» и «Байкал», шхуну «Анадырь», боты «Кадьяк», «Алеут», тендер «Камчадал». Весной и летом часть учеников пребывала на военном транспорте «Иртыш», которым командовал лейтенант Гаврилов. Об этом свидетельствует сообщение Завойко от 10 мая 1853 г., адресованное командиру транспорта, о выдаче причитающихся «порционных» денег «господам офицерам и штурманским ученикам».
Ученики пребывали и на других кораблях. В августе 1853 г. в японском порту Нагасаки стоял легендарный фрегат «Паллада», на борту которого находился писатель И. А. Гончаров. Сюда же зашел корвет «Оливуца», в мае вышедший из Петропавловска и посетивший по пути Гавайские острова. Вот что вспоминал Гончаров о своей встрече с камчатцами. «30-го августа, в Александров день, был завтрак у именинника барона Шлипенбаха на корвете. Было очень весело. Между различными развлечениями было одно, самое замечательное. На палубу явилось человек осьмнадцать мальчиков, от двенадцати до шестнадцати лет. Они стройно и согласно пели романсы, хоровые песни: у одного чистый, звучный сопрано, у другого прекрасный контральто. Наконец, двое самых маленьких плясали по-русски. Их заставляли говорить наизусть басни Крылова. У всех нерусские физиономии — кто бы это были? Камчадалы! Они учатся в школе, в Петропавловске, и готовятся в лоцманские и штурманские должности. Вот где зажглась искра просвещения и искусства! Все эти мальчики по праздникам ездили на фрегат и прекрасно хором пели обедню».

После эвакуации в 1855 г. из Петропавловска портового управления и флотского экипажа город утратил значение военно-морской базы и главного порта России на Тихом океане. Одновременно в Петропавловске была прекращена деятельность морского училища и школы кантонистов при нем. Ни одного выпуска они сделать не успели.

Так завершился начальный период становления морского образования на Камчатке. Как видно, речи о подготовке специалистов в рыбохозяйственной сфере в то время не велось: отечественный промысел рыбы и морского зверя не носил промышленного характера, покрывая лишь потребности незначительного местного населения в продовольствии для себя и ездовых собак. Тем не менее, в области впервые стали действовать учебные заведения, готовившие на месте специалистов из числа камчатских жителей. Круг их выпускников могли составить морские офицеры, штурманы, инженеры, судоводители и мастеровые: береговые рабочие по обслуживанию плавучих средств и строений порта. Недостаток же офицерских кадров на Камчатке мог бы обеспечить выпускникам Петропавловского морского училища достаточно быстрое повышение по службе.

Некоторое время училище, переведенное на новое место, сохраняло название «Петропавловское» (видимо, существовали планы его возвращения на старое место), но затем получило наименование «Николаевское». Наиболее известным питомцем Николаевского училища стал будущий вице-адмирал, блестящий ученый и флотоводец С. О. Макаров, окончивший его в 1865 г.
С 1855 г. главным портом России на Тихом океане стал Николаевск-на-Амуре, превратившийся к этому времени в небольшой провинциальный городок. Прибывшие с Камчатки моряки (в июне 1855 г. их насчитывалось 1 098 чел.), внесли в его жизнь большое оживление.
С начала 1860-х гг. русские моряки начали осваивать новую базу — Владивосток, имевшую по сравнению с Николаевском-на-Амуре ряд преимуществ. 25 февраля 1871 г. руководитель российского флота генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич объявил решение императора Александра I: «Главный порт с морскими учреждениями перенести из Николаевска во Владивосток». В 1880 г. Владивосток стал городом, здесь образовалось особое владивостокское военное губернаторство, включавшее полуостров Муравьев-Амурский. А в 1888 г. Владивосток превратился в административный центр Приморской области. В ее состав входил Петропавловский округ, занимавший территорию нынешней Камчатской области.

В 1870 г. завершился еще один этап развития морского образования на Дальнем Востоке:
Николаевское училище было ликвидировано. Его преобразовали в мужскую классическую прогимназию, которую в 1876 г. перевели во Владивосток.

0

14

Режиссер: Леонид Фишель

О фильме: Разгром в 1709 году шведской армии под Полтавой не привел к окончанию Северной войны. Чтобы принудить противника к миру, Петр I посчитал, что необходимо вторжение на территорию противника, «дабы силой» убедить шведов пойти на выгодные для России переговоры. В этом видеофильме воссоздан на экране методом 3D графики первый в истории русского флота знаменитый победный бой у мыса Гангут, сыгравший важную роль в осуществлении планов царя.

Битва при Гангуте - 1714 год

=Spoiler написал(а):

0

15

История России.

Создание русского морского флота История. Россия в XVIII веке

История России. Создание русского морского флота История. Россия в XVIII веке
«Создание русского морского флота» - «Школфильм» 1974г. (00:04:57 черно-белый)
Фрагмент рассказывает об основных этапах создания русского морского флота, тяжёлом труде сотен тысяч крепостных на строительстве судоверфи.
Фрагмент смонтирован по материалам фильмов: «По петровским страницам истории флота (Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов); «Пётр I» (Ленфильм)

=Spoiler написал(а):

0

16

Русские субмарины История подводного флота России / History of Russian submarine fleet

Океан, 3\4 поверхности земли покрыты его солеными водами, 3000 лет назад люди поняли, кто владеет морем - тот правит миром. Борьба за океанские глубины развернулась с новой силой в начале прошлого столетия и не завершилась и по сей день. Подводный флот - это сила, с которой наши недруги были вынуждены считаться даже в те годы, когда Россия стояла на краю пропасти. Хочется верить, что самое худшее уже позади. Сегодня по словам С.Иванова в море постоянно находится 12 Российских АПЛ. Фильм представляет собой историческую хронологию развития отечественного подводного флота.

=Spoiler написал(а):

0

17

Клуб любителей истории Феодосии.

Корабль линейный устройство и вооружение.
160-лет Синопскому сражению!

=Spoiler написал(а):

0

18

6 (17) июля 1788 у острова Гогланд в Финском заливе. Состав сил: русские — 17 линейных кораблей, шведы — 16 линейных кораблей и 17 фрегатов. Русские нанесли противнику поражение, после которого шведский флот вынужден был укрыться в Свеаборге. Победа русских сорвала планы шведов по установлению господства на Балтике и захвату Санкт-Петербурга с моря.

Сражение за Петербург (1788-1790 годы)

=Spoiler написал(а):

0

19

История российского флота

Создание русского морского флота История. Россия в XVIII веке

=Spoiler написал(а):

0

20

ВМФ России (задачи и структура)

=Spoiler написал(а):

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » История мира » «Флот России». Техника. Люди. История