Я шагаю по Москве
Фильм, 1963 16+
Володя работает монтажником в Сибири, в Москве он проездом — его небольшой рассказ, опубликованный в журнале «Юность» вызвал интерес у писателя Воронина, пригласившего Володю на важный разговор. В метро он знакомится с Колей — молодым задорным пареньком, возвращающимся с ночной смены. Володя собирается остановиться у своих друзей, но не знает точно, где находится нужный переулок, Коля предлагает его проводить. На Чистопрудном бульваре Володю кусает оставленная без присмотра собака. Коля приглашает Володю домой, чтобы зашить порванные брюки, знакомит его с семьёй. Вскоре оказывается, что знакомые Володи уехали из Москвы на лето, Володя оставляет вещи у Коли и уходит по делам...
Жанр мелодрама, комедия
Страна СССР
Режиссёр Георгий Данелия
Музыка Андрей Павлович Петров
«Я шага́ю по Москве́» — советский художественный фильм 1963 года, лирическая кинокомедия Георгия Данелии по сценарию Геннадия Шпаликова. Премьера фильма состоялась 11 апреля 1964 года.
Факты о фильме
Слова заглавной песни для фильма были написаны Геннадием Шпаликовым в течение съёмок одного из эпизодов. Он предлагал идти в ресторан, но группа должна была вначале закончить съёмку.
Если бы съемки длились дольше, куплетов могло быть не три, а четыре или пять. Песню (в Госкино) приняли, но попросили заменить в последнем куплете слова «Над лодкой белый парус распущу / Пока не знаю где»: — Что значит «Пока не знаю где»? Что ваш герой — в Израиль собрался или в США?
Песня «Я шагаю по Москве» (музыка Андрея Петрова, слова Геннадия Шпаликова) стала хитом начала 1960-х годов. Позднее она исполнялась Эмилем Горовцом, Ксенией Георгиади, а также в дуэте Людмила Сенчина — Эдуард Хиль.
Московский кинотеатр «Россия», построенный по проекту Юрия Шевердяева — учителя Георгия Данелия в МАРХИ — открылся в 1964 году показом именно этого фильма.
Георгий Данелия назвал героя Никиты Михалкова именем Коля в честь своего сына.
Фильм стал первой главной ролью Никиты Михалкова, которому на момент съёмок было 18 лет, в игровом кино. Он получил эту роль благодаря рекомендации сценариста фильма Геннадия Шпаликова.
Когда уже была отснята часть фильма, Никита Михалков попросил Георгия Данелия поднять оплату одного съёмочного дня с 8 рублей до 25. Данелия пошёл на хитрость и сказал Никите, что тогда на его роль возьмут другого актёра. Никита расплакался, попросил прощения и сказал, что этому его научил старший брат Андрон.
Герой Ролана Быкова, проходя по тёмной аллее, насвистывает «Песню о друге» из предыдущего фильма Данелия «Путь к причалу».
Кадры в метро, предшествующие знакомству Володи и Коли, были сняты на платформе станции «Студенческая».
Сцена работы Коли в забое метро снята во время строительства станции «Волгоградский проспект».
Финальная сцена происходит на станции метро «Университет». Герои прощаются, Володя садится в поезд, следующий из центра, и уезжает… в оборотный тупик — вплоть до 1964 года «Университет» была конечной станцией. Надпись на указателе «Посадки нет» хорошо просматривается в дальнейших кадрах фильма, когда Коля идёт по вестибюлю на эскалатор (хотя также хорошо было видно, что вместе с Володей в «сторону Внуково» в вагоне уезжают и другие пассажиры). Тем не менее, для зрителей, которые увидели фильм в 1964 году, сцена уже не выглядела абсурдной — 30 декабря 1963 года Кировско-Фрунзенская (ныне Сокольническая) линия была продлена ещё на 2 станции до «Юго-Западной», откуда действительно стало возможным попасть в аэропорт Внуково.
Жанр «лирическая комедия» был изобретён нарочно для фильма, чтобы обойти претензию Госкино к первоначальному «несмешная комедия». Впоследствии, в 1971 году, титр «лирическая комедия» был спародирован в фильме «Джентльмены удачи» — превратился в «нелирическую комедию». Георгий Данелия был художественным руководителем этого фильма и соавтором сценария.
В сцене, где девушка шагает под дождём, снялись сразу три актрисы, по словам режиссёра, «две блондинки и одна журналистка». Девушка, снявшаяся в сцене в первый день (общий план), на второй день съёмок по невыясненной причине не пришла. Замена нашлась во ВГИКе, сняли крупный план, но в третий день и эта девушка не пришла: у неё был экзамен в институте. Тогда последний план (босые ноги) сняли, использовав корреспондентку некоей газеты, которая пришла взять интервью у режиссёра.