Не было печали 1982
Сорокалетнего сына все еще опекает мать, мечтающая об идеальном браке. Но в размеренный быт преуспевающего ученого врывается пятилетняя дочь, о существовании которой он не подозревал.
Жанр драма
Страна СССР
Режиссёр Юсуп Даниялов
Музыка Виктор Лебедев
В ролях: Леонид Куравлёв, Катя Хорова, Татьяна Пельтцер, Ольга Остроумова, Елена Соловей, Олег Вавилов, Алексей Коняшин, Юрий Назаров, Ольга Токарева, Катя Куслиева, Валера Саитов
Начало этой истории, кажется, способно озадачить и смутить не только ее главного героя, но даже и нас, зрителей. Действительно, не странен ли звонок незнакомого мужчины, сообщившего Вадиму Петровичу Потапову о том, что в Ялте умерла некая Ляля, оставив пятилетнюю дочь, отец которой... как раз Вадим Петрович, что его дочка (о которой он и слыхом не слыхивал) сейчас в Москве и он должен хотя бы на десяток дней приютить ее у себя. Что же это такое — розыгрыш, или шантаж, или и впрямь непредвиденный финал легкомысленной «курортной истории»? Как бы там ни было (а ведь было, с ужасом вспоминает «герой»), все это чрезвычайно некстати именно сейчас, когда общественная репутация Вадима Петровича взлетела на гребень и он, ученый-медик, занял пост директора НИИ... Что же скажут на службе? Во дворе? В доме, где соседям, конечно, до всего дело? Как будет выглядеть молодой преуспевающий руководитель (закоренелый холостяк), ведущий за ручку невесть откуда взявшееся чадо?
Мы уже заглянули с вами в смятенную душу Вадима Петровича, увидели заплаканное лицо его потрясенной матушки. И вот в одно прекрасное утро в их приунывшую квартиру явилось маленькое, очаровательное, ласковое и сверхобщительное существо — Сашенька, дочка и внучка, убежденная, что она вступила в родной дом, и вовсе не ведающая о том, насколько она осложнила здесь жизнь.
Отец впервые знакомится с дочкой. А та знает и любит его давным-давно. По рассказам Ляли. По чудесным подаркам, которые он ей (будто бы) присылал (а покупала их, конечно, мама). По постоянной заботе отца — такого славного, умного и такого занятого человека, что он даже ни разу не сумел выбраться к ним с мамой в Ялту... Мы не встретимся в картине с Лялей — ни в воспоминаниях киногероя, ни в «возвратах в прошлое». Но образ этой милой, умной, мужественной женщины, сумевшей сберечь душевный покой и мир маленькой дочки, взрастить в ней нежность к отцу — этот светлый образ постоянно присутствует в картине. И вместе с ним, вместе с Сашенькой, воистину дочерью своей матери (увы, здесь не скажешь — отца), в фильм, в его нравственную проблематику входят мысли и чувства серьезные, совестливые, трогающие сердце и возвышающие нас над «курортным приключением» Вадима Петровича и над его нынешним смятением... Впрочем, это же постепенно ощущает и сам герой, и даже его мать, поначалу просто повернувшаяся спиной к внучке. А в маленькой Сашеньке столько искренности, чистосердечности и, как кажется, проницательности, понимания, что все не так просто и ладно вокруг!.. Она — человек, чувствующий, спрашивающий. «Почему ты так долго не приезжал, папа?», «Почему в семейном альбоме нет мамы и нет меня?», «Почему мне нельзя подходить к телефону, если я живу в своем доме?», «Почему ты не вылечил маму, если ты врач?»... Вот на все эти вопросы и приходится отвечать сегодня и прежде всего перед самим собой — отцу, бабушке, а в конечном счете нам, размышляющим над этой житейской историей — поначалу лишь тривиальной и стыдной, как говаривали в старину.
Без преувеличения можно сказать, что Катя Хорова, снявшаяся в роли Сашеньки,— решающая удача картины. Она — ее естественность, обаяние, трогательность. Право же, не часто можно повстречать маленьких «актрис», не играющих, а просто живущих в фильме естественно, как дыхание.
Андрей Зоркий
«Спутник кинозрителя», февраль 1983 года