"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Арктический архипелаг Шпицберген

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Арктический архипелаг Шпицберген

http://se.uploads.ru/t/HoQYx.jpg

Шпицбе́рген (нем. Spitzbergen), также Сва́льбард (норв. Svalbard), Спитсбе́рген (нидерл. Spitsbergen), Гру́мант — обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76°26' и 80°50' северной широты и 10° и 32° восточной долготы. 
Самая северная часть Норвегии. Административный центр — город Лонгйир.
Архипелаг и прибрежные воды — демилитаризованная зона.

Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет только Россия, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт — посёлок Баренцбург, а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.

http://s3.uploads.ru/t/WL0g4.gif

Он расположен в 450 километрах от восточного берега Гренландии и примерно в 650 километрах от севера Норвегии.
Омывают его воды Гренландского и Баренцевого морей, а на севере – открытые воды Северного Ледовитого океана.

https://www.syl.ru/misc/i/ai/328879/1893195.jpg

Площадь архипелага — 61022 км².

Состоит из трех крупных островов — Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля и остров Эдж; семи более мелких островов — остров Баренца, Белый, Земля Принца Карла, Конгсёйа (Королевский остров), Медвежий, Свенскёйа, остров Вильгельма; а также групп островов, маленьких островков и шхер, общей площадью 621 км².

Правовой статус Шпицбергена

В 1920 году в рамках мирной Парижской конференции был заключён Договор о Шпицбергене, закреплявший суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом все государства-участники Договора имели право осуществлять коммерческую и научно-исследовательскую деятельность на основе полного равенства и демилитаризированного статуса архипелага (статья 3). Согласно статье 2 Договора Норвегия получила право на охрану и восстановление флоры и фауны, хотя забота об экологической ситуации не была характерна для того времени. В статье 8 Норвегия обязывалась создать Горный устав, регламентирующий хозяйственную деятельность на Шпицбергене, при этом устав не должен был давать привилегии, монополии и льготы какой-либо стране, включая Норвегию. В 1925 Горный устав для Шпицбергена был принят вместе с Национальным законом о Шпицбергене.

0

2

Природные условия

Горный рельеф. Самая высокая точка островов — гора Ньютон (1712 м) на Западном Шпицбергене. Ледники занимают 35,1 тыс. км² — больше половины площади архипелага. Берега изрезаны фьордами. Многолетнемёрзлые породы — мощность слоя до 200 м. Естественное оттаивание грунтов в летний период колеблется от 0,5 до 2,6 м.

Растительность тундровая — берёза карликовая (лат. Bétula nána), полярная ива (лат. Salix polaris), мхи, грибы, лишайники и более 170 видов сосудистых растений.

Из млекопитающих на островах только белый медведь, шпицбергенский северный олень (самый маленький из видов северных оленей), а также песец двух видов (обыкновенный и голубой). Попытки переселения на архипелаг других сухопутных млекопитающих, в частности полярных зайцев и овцебыков из Гренландии, успехом не увенчались. На архипелаге в изобилии присутствуют морские животные — нерпа, гренландский тюлень, морской заяц, моржи, белухи, киты. Все перечисленные животные (кроме белых медведей) достаточно часто встречаются в непосредственной близости к населенным пунктам.

На Шпицбергене отмечается около 90 видов птиц, из которых 36 постоянно гнездятся на архипелаге[1]. Единственным видом, проживающим на Шпицбергене круглый год, является полярная (белая) куропатка (лат. Lagopus mutus hyperboreus). Остальные птицы на зиму улетают в южные страны, и возвращаются на архипелаг лишь весной для гнездования и выведения потомства.

Около половины территории занимают природоохранные зоны: 3 заповедника и 3 заказника.

Крупные залежи высококалорийного каменного угля — оцениваются в 10 млрд тонн. Уникальной особенностью Шпицбергена также является значительное количество пород с окаменелыми останками растений и животных. В 2007 году норвежской группе палеонтологов удалось обнаружить на архипелаге останки крупнейшего плиозавра Pliosaurus funkei. Высокое разнообразие геологических пород архипелага объясняется его длительной миграцией по мантии Земли, во время которой Шпицберген побывал в разных климатических зонах.

Современный климат — арктический, на западе значительно смягчён тёплым Шпицбергенским течением (часть Гольфстрима). Средняя температура воздуха на побережье от +4…+6 °C (июль) до −10…−14 °C (январь). Из-за влияния Гольфстрима зимние температуры на Шпицбергене в среднем на 20 градусов выше, чем в прочих местах сравнимой широты. Максимальная зафиксированная температура +24,5 °C (июль 1978), минимальная −46,3 °C (март 1986).

Архипелаг находится в сейсмически активной зоне, отмечены землетрясения силой 4—5 баллов по шкале Рихтера, предполагается возможность землетрясений до 6—7 баллов.

0

3

Современное состояние

Несмотря на то, что архипелаг Шпицберген контролируется Королевством Норвегия и с 1925 года официально является его частью, существуют отличия, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона).

На островах два официальных языка — норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза.

Добыча угля в шахтах осуществляется норвежской компанией Store Norske, а также по концессии российским государственным трестом Арктикуголь (ранее советский трест). Здесь (шахта Баренцбурга) находится самая северная в мире действующая железная дорога, которая почти полностью находится под землёй.
http://s5.uploads.ru/t/dG5VF.jpg

Ранее железных дорог было несколько и они проходили по поверхности. Весь добытый уголь уходит на обогрев самого Баренцбурга, иначе говоря, российское предприятие является планово-убыточным и отчасти имиджевым проектом.

Действует аэропорт Свальбард с регулярными рейсами в Норвегию (Осло, Тромсё) и нерегулярными (чартерными) рейсами Арктикугля в Москву. Один из таких рейсов стал причиной крупнейшей трагедии в истории Шпицбергена — 29 августа 1996 года при заходе на посадку прямо напротив Лонгйира потерпел катастрофу российский самолет Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 129 пассажиров и 12 членов экипажа.

Шпицберген – остров в Северном Ледовитом океане. Это один из самых северных населенных регионов мира. Несмотря на суровые условия, здесь расположены семь национальных парков, активно развивается туризм.
http://s9.uploads.ru/t/DvqSz.jpg

В настоящее время Шпицберген является одним из центров полярного и приполярного туризма, в порту Лонгйир регулярно останавливаются как крупные круизные суда из северной Европы, так и специализированные туристические суда ледового класса для экскурсий по Арктике. В городе имеется несколько гостиниц (в том числе SAS Radisson), баров и ресторанов с арктической кухней (например, ресторан Kroa «На краю земли»). Функционирует полярный музей и Свальбардский международный университет, ведётся значительная научная работа по изучению климата, геологии и гляциологии. В летнее и зимнее время из города ежедневно отправляются пешие, водные (каяки и суда), снегоходные экскурсии и экспедиции.

В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище, так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны. Кроме того, на плато Бергет находятся антенны спутниковой станции SvalSAT, радар некогерентного рассеяния EISCAT[en], а также обсерватория по изучению северного сияния KHO. Шпицберген связан с материком подводным оптоволоконным кабелем, в пределах Баренцбурга, Колесбухты и Лонгйира работает сотовая связь как российских (МегаФон), так и норвежских операторов.

Действует аэропорт Свальбард с регулярными рейсами в Норвегию (Осло, Тромсё) и нерегулярными (чартерными) рейсами Арктикугля в Москву. Один из таких рейсов стал причиной крупнейшей трагедии в истории Шпицбергена — 29 августа 1996 года при заходе на посадку прямо напротив Лонгйира потерпел катастрофу российский самолет Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 129 пассажиров и 12 членов экипажа.

http://s8.uploads.ru/t/oVZnC.jpg


В настоящее время Шпицберген является одним из центров полярного и приполярного туризма
, в порту Лонгйир регулярно останавливаются как крупные круизные суда из северной Европы, так и специализированные туристические суда ледового класса для экскурсий по Арктике. В городе имеется несколько гостиниц (в том числе SAS Radisson), баров и ресторанов с арктической кухней (например, ресторан Kroa «На краю земли»). Функционирует полярный музей и Свальбардский международный университет, ведётся значительная научная работа по изучению климата, геологии и гляциологии. В летнее и зимнее время из города ежедневно отправляются пешие, водные (каяки и суда), снегоходные экскурсии и экспедиции.

В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище, так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны. Кроме того, на плато Бергет находятся антенны спутниковой станции SvalSAT, радар некогерентного рассеяния EISCAT[en], а также обсерватория по изучению северного сияния KHO. Шпицберген связан с материком подводным оптоволоконным кабелем, в пределах Баренцбурга, Колесбухты и Лонгйира работает сотовая связь как российских (МегаФон), так и норвежских операторов.

0

4

Всемирное семенохранилище

Как никто другой, Норвегия подготовилась к концу света. На случай какой-либо глобальной катастрофы страна построила огромный бункер, в котором сохраняются образцы семян со всего мира. Из-за наличия холодных температур и слабой сейсмической и вулканической активности остров Шпицберген оказался идеальным кандидатом для такого помещения. Хранилище расположено в слое вечной мерзлоты, на глубине 120 метров. Оно оснащено продуманной системой безопасности и противовзрывными дверями. Его холодильные камеры могут работать на угле, так что отключение электричества банк без всякого сомнения выдержит.

https://www.syl.ru/misc/i/ai/328879/1893193.jpg
Каждая страна мира обладает своим сейфом.
Всего здесь находится около 4 миллионов образцов, заключенных в несколько упаковок.
Чтобы предотвратить быстрое старение семян, за условиями их хранения тщательно следят.

0

5

Климат

Увидев на карте остров, почти весь обозначенный белым цветом, вы можете представить себе огромную заснеженную территорию, где царят вечные морозы. Возможно, так и было бы, но берега Свальбарда омывает тёплое Северо-Атлантическое течение. Оно делает средние зимние температуры на острове на целых 20 градусов выше, чем температуры тех же широт в Канаде и России.

https://www.syl.ru/misc/i/ai/328879/1893200.jpg
Благодаря течению берега вокруг архипелага не покрываются постоянными льдами, а судоходство возможно на протяжении почти всего года. Температура в зимние месяцы обычно не опускается ниже –20, а летом средний показатель составляет +5 градусов.

Зимой на острове, как и на всем архипелаге, властвуют сильные ветры, несущие холодный воздух. Летом часто возникают туманы. Осадки обрушиваются на него регулярно, но их количество небольшое. Полярная ночь на острове длится 120 дней в году, полярный день – 127. Это одно из мест на планете, где можно наблюдать северное сияние. Для его изучения на Шпицбергене даже действует специальная обсерватория.

0

6

Природа

Растительный мир острова по-своему разнообразен.

Его территорию покрывает тундра, что означает практически полное отсутствие деревьев. Зато здесь больше трёхсот различных мхов, около 180 сосудистых растений и тысячи видов водорослей. Красные водоросли распространены и на ледниках, они придают им особый розоватый оттенок. В семи местных национальных парках живут песцы, олени, белухи, моржи и т. д.

https://www.syl.ru/misc/i/ai/328879/1893194.jpg

На острове обитает больше белых медведей, чем людей, и встретить их вполне возможно.

В связи с этим каждому человеку разрешено носить оружие. В местном университете, перед тем как начать практические работы на улице, необходимо пройти курс по стрельбе.

Ещё один интересный факт про остров Шпицберген: в местном воздухе и грунте очень мало бактерий и паразитов. Из-за этого на его территории вообще не хоронят людей, ведь трупы попросту не разлагаются, а лишь привлекают внимание тех самых медведей. Когда кто-то умирает, его тело доставляют на континент.

0

7

Лонгйир

https://www.syl.ru/misc/i/ai/328879/1893198.jpg

Крупнейшим поселением на острове Шпицбергене и его административным центром является Лонгйир. Он принадлежит к округу Свальбард. Населённый пункт основан в 1906 году в качестве базы компании Arctic Coal Co. из Бостона. После 1916 года базу выкупила норвежская компания Store Norske.

Он расположен во внутренней части острова, на южном побережье Адвент-фьорда. Городок пересекает речка Лонгйир, которая периодически пересыхает.

В Лонгйире расположен крупный морской порт, а также Свальбардский университет, отделение Норвежского полярного института. Это главный культурный и туристический центр острова.
http://sf.uploads.ru/t/Un2Hk.jpg

Главными достопримечательностями здесь являются: кирха 1921 года, галерея и музей Свальбарда, где можно ознакомиться с полной историей острова, а также его природными особенностями.
http://s2.uploads.ru/t/mcF27.jpg

Распространенным развлечением здесь является плавание на каяках среди льдин.

0

8

Баренцбург

Где ещё в Норвегии можно увидеть Ленина? Конечно, в российских посёлках Шпицбергена. В Баренцбурге памятник находится рядом со зданием консульства. Позади него на склоне виднеется надпись «Миру миру», а прямо за ним - «Наша цель – коммунизм!», они нетронуты ещё со времен Советского Союза.

https://www.syl.ru/misc/i/ai/328879/1893199.jpg
Город находится на том же берегу, что и Лонгйир, только западнее. Постоянное население в нем не превышает 500 человек, многие приехали сюда из Донбасса. Здесь есть больница, школа, спортивный центр, детский сад и магазины, а также угольная ТЭЦ и шахта. Шахта треста «Арктиуголь» считается убыточным предприятием, ведь добытого ресурса хватает только на обслуживание Баренцбурга.

«Живые» деньги в городе практически не ходят, ими расплачиваются только в сувенирных лавках. У всех жителей есть специальные карточки, на которые зачисляются все траты, а затем вычитаются из зарплаты. Хотя и обычные кредитные карты здесь тоже действуют.

0

9

История

http://s6.uploads.ru/t/hY87i.jpg

Предположительно, русские поморы и викинги обнаружили архипелаг в XII веке. С 1194 года Свальбард упоминается в норвежских летописях. Свальбард переводится как «холодные берега».

Шпицбергенская экспедиция Института археологии РАН под руководством В. Ф. Старкова считает, что в середине XVI века на Шпицбергене существовали поселения поморов. Всего известно более восьмидесяти поморских памятников.

В 1596 году острова были открыты и документированы голландцем Виллемом Баренцем, который дал главному острову название «Спитсберген», что в переводе означает «острые горы». Баренц обнаружил на острове и в его сопредельных водах большое число моржей и китов, что дало старт многочисленным промысловым экспедициям. Примерно в это же время архипелаг появился на картах под названием «Santi Rustene». Через несколько лет свои претензии на эти земли заявили Англия и Дания.

В XVII и XVIII веках использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла, пока киты не были почти полностью истреблены в этом регионе. Центром голландского китобойного промысла с 1614 года было селение Смеренбург. Норвегия, наряду с Исландией и Японией, и сегодня продолжает этот промысел, несмотря на мораторий Международной комиссии по регулированию китобойного промысла и запрет на экспорт китового мяса.

В 1743 году на острове Эдж (Малый Брун) в юго-восточной части архипелага высадились четверо русских зверобоев из Мезени во главе с кормщиком Алексеем Химковым, судно которых затерло льдами недалеко от его берегов. Не имея практически никаких припасов, они сумели провести на острове более 6 лет, занимаясь охотой на медведей, моржей и тюленей, ловлей песцов и заготовкой шкур. В августе 1749 года трое выживших зимовщиков были обнаружены русским торговым судном и доставлены в Архангельск.

В 1760 году заинтересовавшийся их историей французский ученый Пьер Людовик Леруа опубликовал на немецком языке в Риге и Митаве сочинение, переизданное в 1766 году на французском в Санкт-Петербурге, а в русском переводе 1772 года получившее название «Приключения четырех российских матросов, к острову Ост-Шпицбергену бурею принесенных, где они шесть лет и три месяца прожили».

В 1765—1766 Михаил Ломоносов организовал две морские научные экспедиции к Шпицбергену под началом В. Я. Чичагова, однако суровый климат не позволял организацию на архипелаге постоянных поселений и вплоть до начала XX века Шпицберген официального российского присутствия не имел. Тем не менее, поморы поддерживали сезонное охотничье присутствие на архипелаге, а наиболее отчаянные из них регулярно оставались на зимовку.

После прихода в упадок китобойного и пушного промысла в конце XVIII века, на протяжении следующих ста лет Шпицберген был фактически заброшен и считался terra nullius — ничейной территорией, то есть, несмотря на номинальные претензии на него разных стран, фактически никем не управлялся. Новая волна интереса началась лишь в конце XIX века, когда круглогодичный доступ к портам и относительно мягкий климат сделали Шпицберген основной базой для полярных экспедиций и арктического туризма.

На архипелаге побывало множество знаменитых исследователей, включая Фритьофа Нансена, Руаля Амундсена и Эрнста Шеклтона. Северная часть острова Западный Шпицберген названа Земля Андре, в честь Соломона Андре, совершившего в 1897 году попытку достичь Северного полюса на воздушном шаре. В 1912 году Западный Шпицберген был также подробно описан и картографирован в рамках последней экспедиции знаменитого российского арктического исследователя и пионера Северного морского пути В. А. Русанова. Посещали Шпицберген и первые арктические туристы — состоятельные европейцы, включая представителя королевской семьи Монако принца Альберта.

С начала XX века на островах стало постепенно меняться и экономическое положение. Добыча угля американскими, английскими, норвежскими, русскими и шведскими предприятиями привела к организации постоянных поселений. Суверенитет Норвегии над архипелагом был признан в 1920 году, когда США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция подписали в Париже Шпицбергенский трактат. Норвежцы спешили закрепить за собой спорные земли в отсутствие главного соперника — Российской империи, что определило беспрецедентные условия договора. По соглашению, все страны-участницы трактата сохраняли право на добычу и разработку полезных ископаемых на архипелаге. 7 мая 1935 года к нему присоединился и СССР, уже имевший к тому времени на Шпицбергене несколько рабочих посёлков. СССР интересовал не только местный уголь, но и рыба. Уже в 1934 году к Шпицбергену была отправлена экспедиция на зверобойном боте «Николай Книпович», которая обнаружила сельдь. За ней совершил рейс к островам корабль «Авангард», который вернулся в Мурманск с 25 тоннами улова после 18-дневного плавания.

С середины 1920-х годов Шпицберген становится всемирно известен как база полярной авиации — например, полётов Руаля Амундсена на гидросамолётах на деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта. 21 мая 1925 года Амундсен отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс, но не долетает и возвращается к Шпицбергену. 11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена—Эллсворта—Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле. Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске. При Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, 23 мая 1928 года решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас 12 июля советский ледокол «Красин».

Во время Второй мировой войны, Шпицберген не мог выступать в качестве полноценной военной базы, поэтому его население было эвакуировано, а присутствие немецких войск на архипелаге было ограничено забрасываемыми с самолётов и подводных лодок метеостанциями, корректирующими работу немецкой авиации в Заполярье. Для их ликвидации в 1942 году в район Лонгйира из Шотландии был заброшен небольшой норвежский отряд на двух судах Isbjørn и Selis. Несмотря на то, что оба судна были уничтожены, норвежцы сумели закрепиться на берегу. В 1943 году для уничтожения этого отряда немцы выслали к Шпицбергену отряд кораблей из линкоров «Тирпиц», «Шарнхорст» и девяти эсминцев, которые разрушили большую часть Лонгйира и Баренцбурга артиллерийским огнём (одну из подожжённых тогда угольных шахт удалось погасить лишь в 1960 году). Высадка немцев на берег была менее удачной. Норвежцы в районе Баренцбурга оказали сопротивление огнём береговой артиллерии и отошли в горы к поселку Грумант.

В послевоенные годы добыча угля на архипелаге возобновилась силами норвежских компаний и Арктикугля, который выступал также как основной представитель Советского Союза в Заполярье. Постепенное истощение разведанных запасов в шахтах архипелага привело к сокращению добычи везде кроме норвежской Свеагрувы. Как результат, норвежское правительство начало ориентировать Шпицберген на развитие туризма и экспедиционно-научной базы. Арктикуголь с задачей диверсификации экономической деятельности справиться не смог и в пост-советский период дотируется из госбюджета. Расходы на поддержание деятельности бывших советских концессий на Шпицбергене только за 2006 год составили 395,6 млн рублей.

Также с 1949 года возобновились советские промысловые плавания к Шпицбергену за рыбой. Первая крупная экспедиция 1949 года выловила 462 тонны сельди

https://media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-s/06/36/cd/33/magdalenefjord-svalbard.jpg
Завораживающая Арктика

0

10

Местные жители

Население архипелага в большинстве своем сосредоточено на Западном Шпицбергене. На нем действует аэропорт, соединяющий остров с городами Осло и Трёмсе. Чартерные рейсы доставляют пассажиров и в Москву.

Главными языками на острове являются норвежский и русский.

Многие местные жители также владеют английским. До 1995 года здесь проживало значительно большее количество граждан России. Сейчас они вместе с украинцами составляют около 16% населения, 70% приходится на норвежцев. Поляков на острове Шпицбергене около 10%, все они живут на польской исследовательской станции Хорсунн.

https://www.syl.ru/misc/i/ai/328879/1893196.jpg

На нем расположено три российских шахтерских города. Два из них, Грумант и Пирамида, законсервированы. Жилым является только Баренцбург. Норвежских посёлка два: Логйир и Свеагрува. Кроме того, на территории Свальбарда находится международная база Ню-Олесунн. В разное время в ней проживает от 30 до 120 человек.

Итак:

http://s4.uploads.ru/t/G03oV.jpg

Население архипелага — около 2600 человек (на 1 января 2009 года). Из них 69,9 % — норвежцы, 18,3 % — русские и украинцы, 0,4 % — поляки. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Шпицбергенский трактат 1920 года. С практической точки зрения, несмотря на отсутствие иммиграционного и таможенного контроля, суровый климат и высокая стоимость жизни в Лонгйире эффективно ограничивают трудовую миграцию работников сферы обслуживания и туризма. После распада СССР некоторое количество бывших сотрудников «Арктикугля» переехало на постоянное жительство в Лонгйир, в то время как численность населения российских шахтерских посёлков продолжала сокращаться пропорционально падению добычи угля.

Самое большое поселение — Лонгйир, около 2000 человек, большинство — норвежцы. Оно же является административным центром архипелага. Остальные поселения:

    российские шахтёрские посёлки: Баренцбург (470 человек), Пирамида (3—4 человека зимой, около 15 — летом, большей частью законсервирован) и Грумант (законсервирован);
    норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (около 30 человек, летом более 100);
    норвежский шахтёрский посёлок Свеагрува (90 человек, с рабочими из Лонгйира более 300);
    польская исследовательская станция Хорнсунн (10 человек).

Также существует законсервированный поселок-порт Колесбухта, ранее сообщавшийся с Грумантом железной дорогой по берегу. В настоящее время дорога пришла в негодность, а туннель вблизи поселка Грумант засыпан в результате подвижек грунта.

0

11

Российская наука может расширить присутствие на Шпицбергене

http://se.uploads.ru/t/4bBTk.jpg

Минсельхоз и Росрыболовство проработают вопросы создания на архипелаге Шпицберген базы отряда аварийно-спасательных работ и морской биологической станции ПИНРО. Для научных исследований на островах планируют выделить дополнительные средства.
Заседание Правительственной комиссии по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген провел ее председатель – вице-премьер Аркадий Дворкович. Губернатор Мурманской области Марина Ковтун отметила, что район архипелага экономически важен для российского рыболовства: там ежегодно добывается до 230 тыс. тонн донных водных биоресурсов, а концентрация промыслового флота периодически достигает 60 судов.

Укрепление позиций России в районе Шпицбергена в первую очередь связано с обеспечением безопасности мореплавания и оказанием необходимой экстренной помощи, а также созданием на островах условий для более эффективной работы рыбопромысловых предприятий Мурманской области, подчеркнула глава региона. По ее словам, в перспективе транспортная инфраструктура аэропортов и морского порта Мурманск способна полностью обеспечить прямое воздушное и морское сообщение с архипелагом.

Как сообщили Fishnews в пресс-службе правительства, Минобрнауки, Минфину и Федеральному агентству научных организаций поручено предусмотреть дополнительные средства из бюджета на финансирование научных исследований на архипелаге. Минсельхоз совместно с Росрыболовством должны проработать вопросы создания на Шпицбергене постоянно действующей морской биологической станции ПИНРО и базы Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ.

0

12


ЧП с российским вертолетом у Шпицбергена.

https://cdn1.tass.ru/width/744_b12f2926/tass/m2/uploads/i/20171026/4587340.jpg

Российский вертолет Ми-8 на базе в Баренцбурге, Норвегия
© EPA-EFE/Birger Amundsen

МОСКВА, 26 октября. /ТАСС/. Российский вертолет Ми-8, летевший в четверг из поселка Пирамида в Баренцбург, упал в море недалеко от архипелага Шпицберген. На его борту находились восемь россиян, их судьба пока не известна.

Спасательную операцию координирует северонорвежское подразделение спасательного центра. Работы ведутся ночью, их усложняют непростые погодные условия. В готовности находятся спасатели МЧС России.

Ряд признаков указывает на наличие крупного объекта на дне в зоне поисков российского вертолета Ми-8, разбившегося в четверг у Шпицбергена, заявил корр. ТАСС руководитель работы Норвежского координационного спасательного центра Туре Хонгсет.

"В зоне поисков было обнаружено место, где запах разлившегося горючего сильнее всего, а со дна поднимаются пузыри воздуха. Сонар одного из судов также показывает наличие на дне крупного объекта. Это может говорить, что в этом месте лежит вертолет или его крупный обломок. Тем не менее, подтвердить эту теорию мы сможем, только изучив этот район подробнее с помощью беспилотной субмарины", - заявил собеседник агентства.
Пропал недалеко от Баренцбурга

Вертолет Ми-8 следовал из поселка Пирамида в шахтерский поселок Баренцбург на острове Шпицберген. В 15:35 по местному времени (16:35 мск) в спасательный центр поступило сообщение о том, что вертолет пропал, 10 минут спустя губернатор Шпицбергена подтвердил факт катастрофы. Связь с вертолетом пропала во время снегопада, российские пилоты не подавали сигнал бедствия, и точное место падения вертолета пока не установлено.

По данным Минэнерго РФ, на борту находилось восемь человек - пятеро членов экипажа и трое сотрудников НИИ "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" Росгидромета. В министерстве отметили, что вертолет принадлежит авиакомпании "Конверс Авиа" и находился в лизинге треста "Арктикуголь".

В свою очередь, в авиакомпании "Конверс Авиа" ТАСС сообщили, что судно 2013 года выпуска было технически исправным, обслужено перед вылетом и адаптировано для полетов в северных широтах и арктической зоне. По данным авиакомпании, полет выполнял опытный экипаж, который знал особенности полетов на Шпицберген. Там также добавили, что на вертолете не сработал аварийный радиомаяк.
Шансы на спасение есть

Представитель Норвежского координационного спасательного центра Эрьян Дельбекк отметил, что шансы на спасение россиян, находившихся на борту вертолета, по- прежнему сохраняются. Работы в акватории Гренландского моря осложняется неблагоприятными метеоусловиями, несмотря на это поиски будут идти всю ночь. Сейчас на предполагаемом месте происшествия из норвежского административного центра Лонгйир на Шпицбергене были направлены два спасательных вертолета и судно губернатора Шпицбергена "Поларсиссель". К поискам пропавшего вертолета присоединись несколько катеров норвежских спасателей и судно "Арктикугля".

К поискам вертолета подключились наземные группы спасателей. В готовности к вылету к месту проведения поисково-спасательных работ находятся водолазы-спасатели отряда "Центроспас" и Центра по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" МЧС России со специальным оборудованием и снаряжением, включающим подводные робототехнические комплексы и гидролокаторы бокового обзора для проведения глубоководных поисковых работ, а также беспилотные летательные аппараты для обследования акватории Гренландского моря.

По словам начальника Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ Росрыболовства Анатолия Леонтьева, трагическая ситуация обострила вопрос о необходимости создания на Шпицбергене российской спасательной базы. "На Шпицбергене вообще нет российских спасателей, норвежцы категорически против, не согласовывают разворачивание этой спасбазы на архипелаге. В настоящее время заход спасательного буксира на архипелаг Шпицберген в российский поселок Баренцбург осуществляется только по дипломатическому разрешению", - подчеркнул он.
Возбуждено дело, открыты горячие линии

Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР возбудило уголовное дело по факту крушения вертолета по части 3 стать 263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее наступление смерти более двух лиц". Для расследования причин катастрофы сформирована комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) с участием представителей Росавиации.

По поручению министра транспорта РФ Максима Соколова Росавиация и Ространснадзор подключились к выяснению причин авиационного происшествия с вертолетом Ми-8АМТ ЗАО "Авиационная компания Конверс Авиа". Кроме того, Госавианадзор проведет внеплановую проверку авиакомпании "Конверс Авиа" на предмет соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, с учетом особенностей полетов над морем и в Северном регионе в осенне-зимних условиях.

В связи с авиапроисшествием горячие линии открыли МЧС РФ и власти Шпицбергена.
Архипелаг Шпицберген

Арктический архипелаг Шпицберген расположен в Арктике между 76-й и 80-й параллелями. Он был передан Норвегии после Первой мировой войны, однако более 40 государств имеют равные права на эксплуатацию его ресурсов. Экономическое присутствие на Шпицбергене сейчас активно поддерживают лишь Норвегия и РФ. Норвежский Лонгйир и российский Баренцбург - крупнейшие населенные пункты архипелага, на котором постоянно проживают 2600 человек.

Головной российской организацией на Шпицбергене является государственный трест "Арктикуголь", который ведет горные работы по добыче угля и полезных ископаемых. На архипелаге "Арктикуголь" владеет территорией в 251 кв. км, на которых располагаются действующий рудник "Баренцбург" с механизированной угольной шахтой, тепловая электростанция, порт, вертодром и поселок. Также трест владеет законсервированными рудниками Пирамида с одноименным поселком и Грумант с поселком Колсбей.

Вертолеты и снегоходы обеспечивают большую часть транспортного сообщения между норвежским Лонгйиром, где расположен аэропорт Свальбард, и российским поселком Баренцбург. Последняя катастрофа российского вертолета на Шпицбергене произошла в марте 2008 года, когда Ми-8, заходя на посадку рядом с Баренцбургом в сложных метеоусловиях, столкнулся с ангаром. Тогда три из восемь человек, находившихся на борту, погибли.

0