The Duke of Edinburgh Prince Philip
Published January 3, 2014
Супругу британской королевы, принцу Филиппу, исполнилось 99. Он – заядлый орнитолог. А наблюдение за птицами настолько захватывающее для него занятие, что впечатлений хватило не на одну книгу. Биографию принца изучил корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.
Вечный принц, он теоретически мог стать королем, причем как минимум двух престолов: греческого и датского. Внук короля Греции Георга I, Филипп, родился на острове Корфу. В нем – греческая, немецкая, русская, английская кровь.
«У нас в семье говорили на четырех языках. И порой было затруднительно. Например, вы начинаете диалог, но забываете слово и продолжаете говорить по-французски. Затем забываете какое-то слово, но вспоминаете его на греческом. А потом еще и на немецком», – говорит Филипп Маунтбеттен, герцог Эдинбургский, супруг королевы Великобритании Елизаветы II.
Если бы в России восстановили монархию, то у Филиппа были бы шансы и на русский трон. Пусть и совсем небольшие. Он праправнук императора Николая I. По боковой линии. Потомок Великого князя Константина Николаевича. Получается, что последнему царю Николаю II Филипп – троюродный племянник.
Тем не менее, жизнь навсегда связала его с Великобританией. Из Греции семья бежала еще в 22-м, когда вспыхнули народные волнения. Вскоре родители расстались. Мальчика отправили к родственникам в Лондон. Окончив колледж, он идет служить на флот. Как раз в это время 18-летний моряк знакомится с принцессой Елизаветой, своей четвероюродной сестрой.
«Будущей королеве было 13, когда она впервые увидела Филиппа. Он тогда учился в военно-морском колледже: высокий, спортивного телосложения, блондин», – рассказывает биограф британской королевской семьи Энн Морроу.
С ее стороны это была любовь с первого взгляда. Ну а Филипп, для которого королевская дочка была еще слишком молода, отправился воевать. И здесь не понаслышке узнал, что такое «русская сила». Он участвовал в северных конвоях, сопровождал морские караваны с военной помощью для СССР. Это была одна из самых сложных операций Второй мировой.
«Конвойные битвы отличались реальной жестокостью. Потому что немцы использовали подводную тактику «волчьих стай», авиацию. Надо понимать, что у них была разветвленная сеть метеорологических станций, они прекрасно знали театр военных действий», – пояснил сопредседатель фонда «Историческая патриотика» Александр Макушин.
Из этих арктических походов не вернулись три тысячи британских моряков. Для Филиппа поблажек не было. В 43-м в звании лейтенанта его с союзническим десантом перебрасывают на Сицилию. Елизавета писала ему всю войну, он отвечал. В конце концов понял, что не прочь жениться. Правда, бросать военную службу не хотел.
«Это было довольно грустно, потому что я только-только получил повышение. Стал бы командиром. Это самая интересная часть в морской карьере, которую я только начал», – отмечал Филипп Маунтбеттен.
В королевском дворце на будущего зятя поначалу смотрели довольно холодно. Да, по крови достоин наследницы престола. Но отнюдь не богатый и ветреный. Ему поставили два главных условия: отречься от титулов принца греческого и датского, и сменить православие на англиканство. Свадьбу сыграли в ноябре 47-го.
«Великобритания тогда переживала не лучшие времена: бедность, послевоенная разруха. Многие дома были еще в руинах. И то бракосочетание описывали как кусочек чего-то яркого и радостного посреди всей этой серости», – отметила биограф британской королевской семьи Сара Брэдфорд.
Он согласился на вечную «вторую роль». Монарший титул так и не принял, оставшись принцем. А после коронации Елизаветы всегда находился в ее тени. Но внутри дворца Филипп все же пытался быть хозяином, и порой у него получалось.
«Многое, действительно, решает именно он. Например, Филипп настоял на том, чтобы сыновья учились в Гордонстоуне. Королеве больше нравился Итон», – сообщила Энн Морроу.
«Роль отца и главы семьи была для него не такой уж простой. Ведь сам он, по сути, вырос без отца. Его детство было куда менее счастливым, чем детство Елизаветы», – отметила историк британской королевской семьи Марлен Коениг.
За 72 года брака – ни одной размолвки. По крайней мере, публичных. Куда королева, туда и он. Но иногда Елизавета все же отпускала его одного с дружескими визитами. В 73-м он даже побывал в Советском Союзе. После этого Филипп приезжал еще дважды – уже в Россию. В 94-м вместе с супругой. Тогда их принимал президент Борис Ельцин. Еще через три года Филипп вновь приехал один. Захотел увидеть Сибирь и Дальний Восток и поближе узнать, что такое русская природа.
Впрочем, политика – не его поприще: слишком уж прямодушный. Особое чувство юмора не раз его подводило. То выставку эфиопских художников сравнит с детскими рисунками, то заявит певцу Элтону Джону: «О, так это ваша ужасная машина?» А вот что он сказал пакистанской школьнице Малале Юсуфзай, которая борется за право мусульманских девочек на образование: «Дети ведь обычно ходят в школу, потому что родителям не хочется, чтобы те торчали дома!»
Журналисты все время ходят за ним по пятам. Так что их Филипп, конечно, тоже не жалует. Королеве не раз приходилось краснеть за мужа. Но, похоже, она давно приняла его таким, как есть.
«Все эти годы он был и остается моей опорой. И вся наша семья, наша и другие страны должны быть ему благодарны так, как даже представить себе не могут!» – заявила Елизавета II.
«Обратите внимание, как даже сегодня смотрит на него королева Елизавета! Ведь по фотографиям видно – это такая, можно сказать, «щенячья» любовь», – заметила Марлен Коениг.
Три года назад Филипп решил, что пора «на пенсию»: отказался от большинства положенных ему обязанностей. С этих пор супруги живут в разных резиденциях. Правда, на время карантина Елизавета поселилась у мужа. Чтобы заодно присмотреть за любимым.