"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Русский язык, письменный

Сообщений 1 страница 20 из 34

1

Русский язык, письменный

Насмотревшись и начитавшись Интернета, невольно возникает вопрос о русском языке. Интернет-пользователи делают всё быстро. На грамматику, пунктуацию и орфографию они не обращают внимания. И на психологическом уровне такое общение наносит серьёзный урон грамотности живого общения. Ведь если 10 раз человек видит неправильное написание слова, именно оно отложится на подкорке подсознания. Все это становится причиной безграмотности в современном обществе

Гра́мотность (от лат. grammatica — «учение о словесности», др.-греч. γραμματική — «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.

Грамотность – это уровень владения знаниями и навыками в любой области, а также способность их применять на практике. Степень овладения тем или иным предметом определяет уровень доступности определённой информации для человека. Тем более в современном обществе недопустимо безграмотное письмо!

У нас на сайте уже есть рубрики "Словарь" и "Как это по-русски". Настал черёд поговорить о всеобщей письменной грамотности и уважении к русскому языку.

Здесь мы собираем различный материал по письменному русскому языку.

+2

2

Диктант (от латинского слова dicto то есть диктую) - это одна из видов письменных работ, проводиться для того чтобы закрепить или же оценить знания ученика, полученные за некоторое время. Диктант в школе — это основа русского языка, которая будет подкрепляться и подкрепляться в течение обучения для того, чтобы грамотным вступить во взрослую жизнь!

Диктанты на тему «Зима» для 5 класса
Пишет: Светлана
3 января 2021

Подборка диктантов на тему «Зима» для 5 класса. Все диктанты взяты из открытых источников. Я их рассортировала по нарастанию количества слов. К каждому диктанту есть небольшое грамматическое задание.

Кстати! Первые диктанты короткие, но не рекомендую их пропускать. Они очень сложные и направлены на закрепление знаний правил пунктуации.

Диктант № 1 «Зимний вечер» (39 слов)


Зимний морозный вечер уже стоял над Петербургом. В заледеневших окнах домов виднелся свет. Фонари тускло мигали по сторонам улиц, почти не освещая, а только указывая их направление. Густо выпавший, прохваченный морозом снег скрипел под ногами пешеходов, визжал под полозьями.

Грамматическое задание

    Объясните расстановку знаков препинания в последнем предложении.
    Обведите в тексте наречия.
    Разберите по составу слово «пешеходов».


Диктант № 2 «Зима в Михайловском» (46 слов)


Зима на пушкинской земле бывает капризная — «то как зверь она завоет», то такими снежными сугробами всё занесёт, что еле-еле доберёшься до Михайловской усадьбы. У дома Пушкина сугробы высотою в два метра и выше. Холодно. Куда-то попрятались все птицы. И только в домах, где люди, повсюду тепло.

Грамматическое задание

    Объясните постановку кавычек в тексте.
    Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.

Диктант № 3 «Крещенские морозы» (50 слов)

В Ильинском старики не помнили таких суровых крещенских морозов. Словно в сказке, недвижимо стояли в палисадах и за селом белые, заиндевевшие деревья. И так же, как в сказке, дым из труб поднимался в небо ровными; будто нарисованными столбами и чуть розовел под холодными лучами солнца, еле пробивающегося сквозь морозную мглу.

Грамматическое задание

    Объясните расстановку знаков препинания в тексте.
    Обведите все союзы.
    Разберите по составу слово «недвижимо».

Диктант № 4 «Таёжный закон» (65 слов)

Каждый, кто переночует в таёжной избушке, обязан на следующее утро нарубить дров, положить на видное место всё, что у него есть в запасе, — сухари, горсточку соли, банку консервов. По-моему, это очень хороший таёжный закон. Конечно, если у тебя ничего нет и ты сам от голода зубами стучишь, тогда дело другое. Но хитрить не смей. Жулика, или, как сказала бы Люська, авантюриста, в тайге сразу разоблачат.

Грамматическое задание

    Определите лексическое значение слова «авантюрист».
    Обведите в тексте вводные слова.
    Сделайте фонетический разбор слова «таёжный».

0

3

Диктант (от латинского слова dicto то есть диктую) - это одна из видов письменных работ, проводиться для того чтобы закрепить или же оценить знания ученика, полученные за некоторое время. Диктант в школе — это основа русского языка, которая будет подкрепляться и подкрепляться в течение обучения для того, чтобы грамотным вступить во взрослую жизнь!

Диктанты на тему «Зима» для 5 класса
Пишет: Светлана
3 января 2021

Подборка диктантов на тему «Зима» для 5 класса. Все диктанты взяты из открытых источников. Я их рассортировала по нарастанию количества слов. К каждому диктанту есть небольшое грамматическое задание.

Кстати! Первые диктанты короткие, но не рекомендую их пропускать. Они очень сложные и направлены на закрепление знаний правил пунктуации.

Диктант № 5 «Буря» (66 слов)

День был сумеречный, день был похож на вечер. Буря, сожрав солнце, продолжала неуёмно буйствовать. Иногда на короткое время она будто затихала, чтобы сейчас же разразиться ещё с большей силой. Воздух был настолько упругим, что сгибал человека в дугу и взрывал море словно огромнейшими железными заступами. Клокоча пеной, катились водяные глыбы величиною с трёхэтажное здание. Гудела высь, клубясь тучами, похожими на кипящий клейстер, хрипло рычали, разверзаясь, пучины.

Грамматическое задание

    Объясните расстановку запятых в каждом предложении.

Диктант № 6 «Зима» (84 слова)

Зима в этом году стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и быстро таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, толкались, каркали друг на друга. Около мельницы вода не замерзала, а стояла чёрная, и в ней кружились льдинки. Но вот вдруг наступила непогода. В печных трубах завыл, засвистел ветер, вздул снег. Филька выбежал на улицу. Там уже мело и хлестало в глаза, летела с крыш солома, ломались скворечники, хлопали ставни. Взвились столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, перегоняли друг друга.

Грамматическое задание

    В первом абзаце найдите слово с проверяемой безударной гласной и подберите к нему проверочное слово.
    Сделайте синтаксический разбор четвёртого предложения из 1-го абзаца. Сделайте фонетический разбор слова «висел».

0

4

Диктант (от латинского слова dicto то есть диктую) - это одна из видов письменных работ, проводиться для того чтобы закрепить или же оценить знания ученика, полученные за некоторое время. Диктант в школе — это основа русского языка, которая будет подкрепляться и подкрепляться в течение обучения для того, чтобы грамотным вступить во взрослую жизнь!

Диктанты на тему «Зима» для 5 класса
Пишет: Светлана
3 января 2021

Подборка диктантов на тему «Зима» для 5 класса. Все диктанты взяты из открытых источников. Я их рассортировала по нарастанию количества слов. К каждому диктанту есть небольшое грамматическое задание.

Кстати! Первые диктанты короткие, но не рекомендую их пропускать. Они очень сложные и направлены на закрепление знаний правил пунктуации.

Диктант № 7 «В зимнем лесу» (86 слов)

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег одел пушистым нарядом лес, и наступила зима. Гуляет вьюга. В лесу все тонет под белым покровом. Зайдешь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Густо покрывают ветви елей пушистые хлопья снега. Перешептываются на ветру длинные косы берез. Прячутся в норку ежи, укрываются от мороза белки в зимние гнезда. Плохо зимой птицам. Они часто погибают от холода и голода. Как им помочь? Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы – наши друзья. Помогайте им!

Грамматическое задание

    Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
    Разберите по составу слово «пушистые».
    Проведите словообразовательный разбор слова «перешёптываются».


Диктант № 8 «Зима пришла» (90 слов)


Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл землю, и наступила настоящая зима.

Завывает в поле холодный ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Всё утонуло под снегом. Мороз сковал льдом речку.

Спрятались в норку ежи, укрылись от мороза белки в зимние гнёзда. Только голодные рыжие лисицы спешат на охоту, осторожно ступают пушистыми лапками. Когда перебегает лиса поле, яркая шубка её далеко видна.

Пришла чудесная пора для детворы. Хорошо в роще около деревни покататься на лыжах, съехать с горки.

Грамматическое задание

    Выпишите из текста одно сложное предложение, выполните его синтаксический разбор, постройте схему.
    Выпишите из текста предложение с однородными членами. Постройте схему однородных членов предложения.

0

5

Диктант (от латинского слова dicto то есть диктую) - это одна из видов письменных работ, проводиться для того чтобы закрепить или же оценить знания ученика, полученные за некоторое время. Диктант в школе — это основа русского языка, которая будет подкрепляться и подкрепляться в течение обучения для того, чтобы грамотным вступить во взрослую жизнь!

Диктанты на тему «Зима» для 5 класса
Пишет: Светлана
3 января 2021

Подборка диктантов на тему «Зима» для 5 класса. Все диктанты взяты из открытых источников. Я их рассортировала по нарастанию количества слов. К каждому диктанту есть небольшое грамматическое задание.

Кстати! Первые диктанты короткие, но не рекомендую их пропускать. Они очень сложные и направлены на закрепление знаний правил пунктуации.

Диктант № 9 «Мороз» (91 слово)


Мороз, говорят, поотпускает. Все запушило инеем. Бревна сараев и амбара совсем седые. Вбитые костыли и гвозди, петли и скобы кажутся мне из снега. Бельевые веревки запушились, и все-то ярко – и снежная ветка на скворечне, и даже паутина в дыре сарая – будто из снежных ниток. Невысокое солнце светит на лесенку амбара, по которой взбегают плотники. Все в толстых полушубках, шлепают рукавицами с мороза, сдирают с усов сосульки. Оба окна горят. Горкин лезет по лесенке закрывать трубу. И весело мне смотреть, как стоит он в окне на печке – в огненном отражении от солнца.

Грамматическое задание

    Сделайте синтаксический разбор 4 предложения.
    Проведите морфемный разбор слова «закрывать».
    Разделите для переноса слова пятого предложения.


Диктант № 10 «Ночная жизнь зайца» (91 слово)


Заяц зимой жил возле деревни. Пришла беспокойная ночь. Затихли безбрежные поля. Зайчишка вслушивался в тишину, шевелил усами, нюхал глубокий снег. Потом косой вдруг вскочил, прыгнул и огляделся.

Снег выложился волнами и сиял. Над головой зайца висел и колебался морозный пар. В небесах горели яркие звёздочки. Зайчишка поиграл с товарищем, покопал с ним снег, поел ростки озими и поскакал дальше.

Близился рассвет. Звёзды становились всё меньше, а морозный пар ещё гуще. Заяц проложил дорожку по снежку, обошёл свою старую нору. Он раскопал снег, сделал новую норку, удобно расположился в ней и заснул.

Грамматическое задание

    Сделайте синтаксический разбор четвёртого предложения.
    Сделайте морфемный разбор слов: безбрежные, звёздочки, поиграл.
    Проведите словообразовательный разбор: рассвет, морозный, поскакал.

0

6

Диктант (от латинского слова dicto то есть диктую) - это одна из видов письменных работ, проводиться для того чтобы закрепить или же оценить знания ученика, полученные за некоторое время. Диктант в школе — это основа русского языка, которая будет подкрепляться и подкрепляться в течение обучения для того, чтобы грамотным вступить во взрослую жизнь!

Диктанты на тему «Зима» для 5 класса
Пишет: Светлана
3 января 2021

Подборка диктантов на тему «Зима» для 5 класса. Все диктанты взяты из открытых источников. Я их рассортировала по нарастанию количества слов. К каждому диктанту есть небольшое грамматическое задание.

Кстати! Первые диктанты короткие, но не рекомендую их пропускать. Они очень сложные и направлены на закрепление знаний правил пунктуации.

Диктант № 11 «Декабрь» (92 слова)

Суровый декабрь намёл в лесу огромные сугробы, повесил на елях и берёзах снеговые шапки. Ударил ночью мороз. И долго стоит вокруг жалобный скрипучий треск. Это плачут деревья от страшного холода.

Трудная пора наступила для лесных жителей. Не сладко приходится тем, кто коротает длинные зимние ночи на лесных просёлках и в глухих далёких чащобах. Мороз морозом, но корм добывать нужно. Нет ничего слаще ягод боярышника. И колючие ветки не пугают свиристель. Вот это обед! Свиристель — птица зимняя, уже привыкла к стуже. Круглый год живёт она в наших северных лесах, кочует в поисках корма.

Грамматическое задание

    Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
    Сделайте морфемный разбор слов: снеговые, приходится, просёлках.
    Сделайте фонетический разбор слова «ягод».

Диктант № 12 «Пёс и вороны» (92 слова)

Всюду лежит снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях.4 Во дворе деловито разгуливают вороны. Выбежал во двор пёс с кусочком хлеба и лёг на снегу.4 А вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают. Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь, разбойницы! А то хвосты повыдёргиваю!» Но вороны — птицы дерзкие, ничего не боятся. Пёс терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал. А в это время другие давно уже его хлеб утащили.

Грамматическое задание

    Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
    Сделайте морфемный разбор слов: выбежал, кусочком, дерзкие.
    Сделайте фонетический разбор слова «всюду».

0

7

Диктант (от латинского слова dicto то есть диктую) - это одна из видов письменных работ, проводиться для того чтобы закрепить или же оценить знания ученика, полученные за некоторое время. Диктант в школе — это основа русского языка, которая будет подкрепляться и подкрепляться в течение обучения для того, чтобы грамотным вступить во взрослую жизнь!

Диктанты на тему «Зима» для 5 класса
Пишет: Светлана
3 января 2021

Подборка диктантов на тему «Зима» для 5 класса. Все диктанты взяты из открытых источников. Я их рассортировала по нарастанию количества слов. К каждому диктанту есть небольшое грамматическое задание.

Кстати! Первые диктанты короткие, но не рекомендую их пропускать. Они очень сложные и направлены на закрепление знаний правил пунктуации.

Диктант № 13 «Кружева мороза» (92 слова)


Нынче осенью снег лёг внезапно и обильно. В одночасье нахлобучил он гигантские белые папахи на здания города и забил сугробами улицы, сады и парки.

Деревья стоят словно вынутые из густой сметаны. Кроны их сверкают под ослепительным солнцем всеми красками радуги. Это «цветёт» на ветвях иней.

Кустарники на газонах напоминают сейчас пышные вологодские кружева. Может быть, знаменитые местные кружевницы в своей работе как раз и оттолкнулись от художества этого самого удивительного на Земле «кружеплёта» — Деда Мороза. Ведь в подлинном творчестве человек всегда учится у природы, перенимает от неё всё наилучшее, интересное и прекрасное.

Грамматическое задание

    Синтаксический разбор первого предложения.
    Сделайте морфемный разбор слов: гигантские, кружевницы
    Сделайте фонетический разбор слова «осенью».



Диктант № 14 «Здравствуй, зима!» (93 слова)

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.

В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.

Грамматическое задание

    Подчеркните в третьем предложении главные члены.
    Составьте схему последнего предложения.
    Сделайте синтаксический разбор четвёртого предложения.


Диктант № 15 «Пришла зима» (94 слова)

В конце ноября морозы все сильнее. Чувствуется приближение зимы.

Сегодня ночью выпал первый снег. Белоснежной пелериной укутаны деревья и кусты. Завывает ветер, в поле кружит поземка.

А в лесу тихо. Зайдешь в лесную чащу, и охватывает тебя чувство настоящего праздника. Природа погрузилась в долгий сон. Притихли деревья и кусты. В уютной берлоге спит медведь. Белка забилась в дупло дерева и пережидает морозную пору. Только длинноухий заяц выбрался из норки. Он ищет пропитание.

Речку сковал мороз. Прозрачный лед ярко искрится на солнце. Ребята вышли на улицу, катаются на коньках и лепят снеговика. Все рады зиме.

Грамматическое задание

    Найдите в тексте сложное предложение. Сделайте его синтаксический разбор.
    Найдите в тексте предложение с однородными членами. Нарисуйте его схему.
    Разберите по составу слово «длинноухий».

0

8

Диктант (от латинского слова dicto то есть диктую) - это одна из видов письменных работ, проводиться для того чтобы закрепить или же оценить знания ученика, полученные за некоторое время. Диктант в школе — это основа русского языка, которая будет подкрепляться и подкрепляться в течение обучения для того, чтобы грамотным вступить во взрослую жизнь!

Диктанты на тему «Зима» для 5 класса
Пишет: Светлана
3 января 2021

Подборка диктантов на тему «Зима» для 5 класса. Все диктанты взяты из открытых источников. Я их рассортировала по нарастанию количества слов. К каждому диктанту есть небольшое грамматическое задание.

Кстати! Первые диктанты короткие, но не рекомендую их пропускать. Они очень сложные и направлены на закрепление знаний правил пунктуации.

Диктант № 16 «Заяц» (94 слова)

Заяц зимой жил возле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ухо, послушал, поводил усами, понюхал и сел в глубокий снег на задние лапы. Потом прыгнул и огляделся.

Снег лежал волнами и блестел. Над головой косого стоял морозный пар, и сквозь него виднелись яркие звезды. Заяц поиграл с товарищем, покопал с ним снег, поел озими и пошел дальше.

На востоке посветлело. Звезд становилось меньше, и еще гуще морозный пар вставал над землей.

Заяц перебежал дорогу, подошел к своей старой норе, раскопал снег, сделал новую нору, лег в нее, уложил на спине уши и заснул.

Грамматическое задание

    Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
    Составьте схему второго предложения.
    Разберите по составу слово «посветлело».

Диктант № 17 «Белка» (98 слов)

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.

Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её!

Грамматическое задание

    Выполните морфологический разбор: «ни о чём».
    Выпишите из текста три местоимения с разными орфограммами.
    Выпишите из текста 5 местоимений разных разрядов и укажите их разряд.


Диктант № 18 «Дедушка Мороз» (98 слов)


По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи, и треск несётся вокруг. От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы.

Тут и нужно произнести заклятие Мороза. Для этого варят большую миску киселя. Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: «Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!» Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны.

Грамматическое задание

    Выделите главные члены четвёртого предложения.
    Составьте схему предпоследнего предложения.
    Обведите в тексте обращения.

Диктант № 19 «Снег и сон» (98 слов)

Птицы больше не прилетали клевать зерно. Трава плотно легла на землю, и холодный ветер свободно разгуливал по острову. К тому времени Пик ужасно растолстел. Какая-то вялость на него напала. Ему лень было много шевелиться. Он все реже вылезал из норки. Раз утром он увидел, что вход в его жилище завалило. Он разрыл холодный рыхлый снег и вышел на луг. Вся земля была белая. Снег нестерпимо сверкал на солнце. Голые лапки мышонка обжигало холодом. Пик поскорее вернулся в норку. Потом начались морозы. Плохо пришлось мышонку, если бы он не запас себе пищи. Как выкапывать зерна из-под глубокого мерзлого снега?

Грамматическое задание

    Сделайте синтаксический разбор второго предложения, нарисуйте его схему.
    Обведите в тексте наречия.
    Сделайте словообразовательный разбор слова «увидел».

0

9

Диктант (от латинского слова dicto то есть диктую) - это одна из видов письменных работ, проводиться для того чтобы закрепить или же оценить знания ученика, полученные за некоторое время. Диктант в школе — это основа русского языка, которая будет подкрепляться и подкрепляться в течение обучения для того, чтобы грамотным вступить во взрослую жизнь!

Диктанты на тему «Зима» для 5 класса
Пишет: Светлана
3 января 2021

Подборка диктантов на тему «Зима» для 5 класса. Все диктанты взяты из открытых источников. Я их рассортировала по нарастанию количества слов. К каждому диктанту есть небольшое грамматическое задание.

Кстати! Первые диктанты короткие, но не рекомендую их пропускать. Они очень сложные и направлены на закрепление знаний правил пунктуации.

Диктант № 20 «Белкин мухомор» (105 слов)


Зима для зверей – время суровое. Все к ней готовятся. Медведь и барсук сало нагуливают, бурундук орехи кедровые запасает, белка сушит грибы. И все тут, кажется, просто. Сало, грибы, орехи зимой пригодятся. Просто, да не со всеми! Вот, например, белка. Сушит она осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Грибы все хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг… мухомор! Наткнут на ветку – красный, в белую крапинку. Для чего белке мухомор ядовитый? Может, молодые белки по незнанию мухоморы сушат? Может, сухой мухомор становится неядовитым? А может, после сушки мухомор будет нужен белкам как лекарство? Точной отгадки нет. Вот бы все разузнать и проверить!

Грамматическое задание

    Найдите предложение с однородными членами. Подчеркните их, составьте схему предложения.
    Произведите синтаксический разбор первого предложения текста.
    Обведите вводные слова в тексте.

Диктант № 21 «Следы на снегу» (112 слов)

Наступила холодная зима. Снег огромным пушистым покрывалом укутал землю. Мороз сковал речку, одел ее в ледяной наряд.

В лесу, на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта густой россыпью разнообразных следов. Опытный охотник может по следам определить животное.

Вот здесь пробежал заяц. Его следы тянутся неровной цепочкой по всей опушке и скрываются в кустах. Заяц хитрит, петляет, путает следы. Потому и цепочка следов ложится затейливыми зигзагами.

За зайцем наблюдала хитрая лиса. Ее следы едва заметны на снегу. Своим пушистым хвостом лиса заметает следы лапок. Эта хитрость не раз спасала ей жизнь.

По лесной пороше протоптала тропинку белочка. Маленькие лапки оставили в снегу узорчатую дорожку. Тропинка тянется от одного дерева к другому.

Грамматическое задание

    Укажите падеж имен прилагательных.
    Найдите в тексте глаголы 1 спряжения. Выделите их окончания.
    Выпишите глаголы с приставкой.


Диктант № 22 «Зимняя ночь» (113 слов)


Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий иней.

В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звезды. Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Но и в морозные зимние ночи продолжается жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало. Это закричал филин. Завыли и замолчали волки. По алмазной скатерти снегов пробегают легкие ласки, охотятся за мышами хорьки. Бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Грамматическое задание

    Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
    Обозначьте в тексте приставки у глаголов.
    Разберите фонетически слово «идёт».

0

10

Диктант № 23: «Зима в лесу», 29 слов

Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал быстрый ручей. Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь.

Грамматическое задание:

    В третьем предложении подчеркните в словах мягкие согласные.
    Подчеркните в словах последнего предложения мягкие согласные.
    Разделить слова для переноса: медведь, толстый.


Диктант № 24: «Зимний праздник», 35 слов


Декабрь. Скоро Новый год. Ночью была вьюга. Сильный мороз. На реке лёд. В комнату внесли большую ёлку. Ребята сами делают игрушки. Вот на лесной красавице хлопушки, бусы, бумажные цепи, кольца. Мальчики вешают звёздочки. Нарядная ёлка!

Грамматическое задание:

    В третьем предложении подчеркните в словах мягкие согласные.
    Обведите в словах мягкий знак.
    Разделите слова на слоги: хлопушки, звёздочки.


Диктант № 25: «Зимой», 36 слов


Чудесный сегодня выдался денёк. Морозный, солнечный. Выбежали дети на улицу. Дина и Алеся вышли с санками. Дима и Павлик взяли лыжи. Дружной гурьбой пошли на горку. За ними побежала собака Тюлик. Весёлые получились у учеников каникулы!

Грамматическое задание:

    В первом предложении укажите количество слогов в каждом слове.
    В третьем предложении подчеркните в словах твёрдые согласные.
    Разделите слова для переноса: Алеся, дети.


Диктант № 26: «На речке зимой», 37 слов

Зимой река имеет необычный вид. Ее наглухо заметает снегом. Целые сугробы лежат на кустах, свешиваются с береговых обрывов. Везде снег. Небо белое. Но в этом белом свете есть интересная жизнь. Сюда приходит зверь. Прыгают зайцы. Крадутся лисицы.

Грамматическое задание:

    В первом предложении укажите количество слогов в каждом слове.
    Выберите слово, в котором букв меньше, чем звуков.
    Подчеркните в словах сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Диктант № 23: «Зима в лесу», 29 слов

Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал быстрый ручей. Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь.

Грамматическое задание:

    В третьем предложении подчеркните в словах мягкие согласные.
    Подчеркните в словах последнего предложения мягкие согласные.
    Разделить слова для переноса: медведь, толстый.


Диктант № 24: «Зимний праздник», 35 слов


Декабрь. Скоро Новый год. Ночью была вьюга. Сильный мороз. На реке лёд. В комнату внесли большую ёлку. Ребята сами делают игрушки. Вот на лесной красавице хлопушки, бусы, бумажные цепи, кольца. Мальчики вешают звёздочки. Нарядная ёлка!

Грамматическое задание:

    В третьем предложении подчеркните в словах мягкие согласные.
    Обведите в словах мягкий знак.
    Разделите слова на слоги: хлопушки, звёздочки.

Диктант № 25: «Зимой», 36 слов

Чудесный сегодня выдался денёк. Морозный, солнечный. Выбежали дети на улицу. Дина и Алеся вышли с санками. Дима и Павлик взяли лыжи. Дружной гурьбой пошли на горку. За ними побежала собака Тюлик. Весёлые получились у учеников каникулы!

Грамматическое задание:

    В первом предложении укажите количество слогов в каждом слове.
    В третьем предложении подчеркните в словах твёрдые согласные.
    Разделите слова для переноса: Алеся, дети.

Диктант № 26: «На речке зимой», 37 слов

Зимой река имеет необычный вид. Ее наглухо заметает снегом. Целые сугробы лежат на кустах, свешиваются с береговых обрывов. Везде снег. Небо белое. Но в этом белом свете есть интересная жизнь. Сюда приходит зверь. Прыгают зайцы. Крадутся лисицы.

Грамматическое задание:

    В первом предложении укажите количество слогов в каждом слове.
    Выберите слово, в котором букв меньше, чем звуков.
    Подчеркните в словах сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

0

11

Диктант (от латинского слова dicto то есть диктую) - это одна из видов письменных работ, проводиться для того чтобы закрепить или же оценить знания ученика, полученные за некоторое время. Диктант в школе — это основа русского языка, которая будет подкрепляться и подкрепляться в течение обучения для того, чтобы грамотным вступить во взрослую жизнь!

Диктанты на тему «Зима» для 5 класса
Пишет: Светлана
3 января 2021

Подборка диктантов на тему «Зима» для 5 класса. Все диктанты взяты из открытых источников. Я их рассортировала по нарастанию количества слов. К каждому диктанту есть небольшое грамматическое задание.

Кстати! Первые диктанты короткие, но не рекомендую их пропускать. Они очень сложные и направлены на закрепление знаний правил пунктуации.

Диктант № 27: «Начало зимы», 38 слов


День стоял тёплый. Дули нехолодные ветры. Мягкий пушистый снег сыпал почти каждую ночь. Он долго не залёживался. Сразу его начинали соскребать с асфальта. Грузили в автомашины и вывозили за город. А тот, остававшийся в городе, превращался в воду.

Грамматическое задание:

    Во втором предложении поставьте над словами знак ударения.
    Подчеркните в словах сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
    Разделите слова на слоги: соскребать, каждую.

Диктант № 28: «Метель», 38 слов

Белокурая зимняя туча нависла над землей. Метель бушевала всю ночь и весь день. Казалось, не будет конца ее яростной силе, ее злому завыванию. На улице суетился снег. Его белая пелена закрывала здания и деревья. Под вечер метель стихла.

Грамматическое задание:

    В первом предложении укажите количество слогов в каждом слове.
    Подчеркните в словах мягкий знак.
    Разделить слова для переноса: белая, метель.


Диктант № 29: «Зимний дождь», 39 слов


Утром небо было чистое. Потом над лесом поднялось белое облачко. Оно росло и густело. Доплыло облачко до деревни. Посыпались с него на землю крупы. Звонко забарабанили по листьям деревьев. С неба падали белые крупинки. Быстро земля и крыши побелели.

Грамматическое задание:

    В первом предложении укажите количество слогов в каждом слове.
    Во втором предложении поставьте над словами знак ударения.
    Выберите слово, в котором букв больше, чем звуков.

Диктант № 30: «Следы на снегу», 41 слово

Тихо в лесу ночью. Внезапно из леса выбегает волк. Он разворачивается и бежит в овраг. Неподалёку из-за дерева выглядывает лиса. С сосны падает снежный ком. На него прыгает шустрая белка. Утром на опушке было тихо. Только маленькие следы остались на снегу.

Грамматическое задание:

    В первом предложении укажите количество слогов в каждом слове.
    Во втором предложении поставьте над словами знак ударения.
    Выберите слово, в котором букв больше, чем звуков.


Диктант № 31: «Друзья», 42 слова


На школьном дворе залит каток. Весь день не смолкает здесь весёлый шум и смех. Алинины одноклассники каждый вечер приходят сюда с коньками. Они хорошо катаются. Даже выкручивают на льду разные фигуры. Однажды на каток пришла и Алина. Дима начал учить Алину кататься.

Грамматическое задание:

    В первом предложении укажите количество слогов в каждом слове.
    Во втором предложении поставьте над словами знак ударения.
    Выберите слово, в котором букв больше, чем звуков.

0

12

Как правильно пишется

Чтобы выяснить, как пишется «турок» или «турков»,
стоит вспомнить особенности образования формы мн.ч. род.п. некоторых существительных.

Давайте разбираться вместе: Как правильно пишется.

Форма мн.ч. род. п. этого существительного, в соответствии с языковой нормой, пишется так – турок.

Какое правило применяется. Данная форма образуется в нашем языке неоднородно: какие-то существительные имеют окончание «ов», другие – нулевое окончание. Наше слово относится ко второй группе. Но строго правила, которое бы указывало, как сделать правильный выбор, у нас нет. Остается либо проверять написание по словарю, где зафиксирована эта форма, либо запоминать по аналогии с другими похожими существительными.

Как Неправильно писать
Данную форму существительного нельзя писать с окончанием -ов

0

13

Бесконечно можно смотреть на огонь, воду и на то, как кто-то пытается образовать множественное число от слова «дно» или «кочерга».

Да, об этом мы не раз говорили, но было это давно. Давайте повторим уже написанное и познакомимся с новыми фактами о множественном числе некоторых слов.

Свёкла

Не успели многие запомнить, что бордовый овощ произносится с буквой «Ё», как пришла новая «беда». Сможете быстро просклонять «свёклу» во множественном числе?

В именительном падеже форма множественного числа малоупотребительна, но всё-таки она есть. Например, можно сказать: «В холодильнике лежат свёклы, давай сделаем винегрет».

Однако в отношении свёклы как сельскохозяйственной культуры правило не работает. Поэтому на поле растёт свёкла, а не свёклы. Кстати, в родительном падеже множественного числа слово принимает форму «свёкол».
Тюль

Слово «тюль» редко требует образования множественного числа, но в русском языке оно всё же возможно. Существительное принимает форму «тю́ли». И не забудьте, что кокетливая занавесочка относится к мужскому роду, а не женскому.

Сахар

У «сахара» тоже есть множественное число, оно уместно, если речь идёт о сортах сыпучего вещества или химических соединениях. Запомнить правильную форму просто: она созвучна самой известной пустыне Земли, только ударение будет иным. Множественное число слова «сахар» – «сахара́».

Инженер/шофёр/профессор

Существительные мужского рода, оканчивающиеся на «р», тоже часто вызывают вопросы. Виной тому вариативность окончаний: не успеешь их запомнить, как норма уже изменилась.

Пойдём по порядку. Множественное число слов звучит так: инженер – инжене́ры (инженера́ допустимы в разговорной речи), шофёр – шофёры (шофера́ – разговорная форма), профе́ссор – профессора́.

Сверло

Со «сверлом» тоже возникают трудности, если этих предметов много. Во множественном числе оно обретает букву «Ё»: «сверло» – «свёрла».

И есть ещё кое-что, о чём нужно помнить. В родительном падеже слово имеет форму «свёрл», а не «свёрел», как иногда хочется сказать.

Дно

Дошли до самого многострадального существительного. Многих до сих пор удивляет факт, что у «дна» есть множественное число: дескать, зачем оно нужно.

Хочется сказать, что это «дны» или «дна», кто-то вообще предполагает, что правильно – «днища». Но «днища» уже забронированы за «днищем», а в отношении «дна» русский язык исхитрился и придумал «до́нья». Красивое и поэтичное слово...

Дупло

Теперь о любимых белках. Откуда они вылезают: из дупл, дупел, дуплей или дуплов? Слово «дупло» во множественном числе принимает форму «ду́пла».

https://ok-t.ru/studopediaru/baza7/1445215923207.files/image045.jpg
И при склонении в родительном падеже допустимы варианты «дупл» и «ду́пел», в дательном – только «ду́плам».

0

14

Русский язык
В русском языке есть цельные по смыслу выражения, которые не требуют запятых рядом с собой. Им хорошо живётся без знаков препинания. В основном они состоят из трёх или четырёх слов, часто это фразеологические обороты.

Делай что хочешь... Есть чем заняться

Это цельные по смыслу выражения (неразложимые сочетания) и т. д. В таких случаях запятая перед «что» (или его падежной формой) не ставится. Перед союзом «куда» она здесь тоже не требуется.

Мне есть чем заняться. Есть куда сходить. Лезть куда не следует. Изобретение что надо. Идея что надо.

Сделать во что бы то ни стало. Здесь перед нами цельный фразеологический оборот. Важно! Здесь «что» — это союз, «бы» — это частица.

Вот их список:

Источники: «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина, справочник по русскому языку Д. Э. Розенталя, справочник по пунктуации от коллектива «Грамоты.ру».

0

15

Откуда пошло выражение «чёрта с два» и что оно означает?
Русский язык

Откуда оно пошло – достоверно неизвестно, однако примерная дата появления – XIX век (1800-е года), судя по литературным выдержкам Гоголя и Сылтыкова-Щедрина.

Если углубиться в этимологию выражения, то можно узнать, что число 2 считается злым и опасным. В старину даже считали, что появление на небе двух светил одновременно – дурной знак, которого нужно опасаться. Двум людям запрещали делать одно и то же действие. Говорят даже, когда встречались две свадьбы, то между участниками возникала драка – никто не желал друг другу уступать дорогу. То есть общий смысл: число 2 – это зло.

Не очень ясно, причём тут чёрт – наверное, он используется для большей эмоциональной окраски, придание большего негатива, злобы и ужаса.

В целом «чёрта с два» может применяться в двух смыслах, согласно Викисловарю:

    грубое выражение несогласия:

    Оскорбила, надругалась, а теперь около двери ходит, мириться хочет… Ну, чёрта с два! Скорей повешусь, чем помирюсь! А. П. Чехов, «С женой поссорился», 1884–1885 г.

    выражение также можно употребить в значении "ничего" – «чёрта с два ты получишь».

0

16

https://i.pinimg.com/474x/c1/31/bb/c131bbd79b25c82cefd7335a784d1fcc.jpg

Русский язык

Слово ШЕПОТ не исключение из правил, но требует внимательности. Если сомневаетесь, как писать – ШЕПОТ или ШОПОТ, превратите существительное в глагол, где сомнительная буква будет под ударением.

При отсутствии проверочного слова в корне слова после шипящей под ударением нам следует писать букву О:

    крыжóвник;
    шóв;
    капюшóн;
    шóрох.

Следует также запомнить, что во многих словах иностранного происхождения в корне слова после шипящей в безударном положении пишется буква О. Например:

    шоколáд;
    шоссé;
    мажордóм и др.

Примеры предложений

0

17

https://i.pinimg.com/474x/ea/60/c9/ea60c933b1f660705189196ec5843970.jpg
Высоко сижу, свысока гляжу...

Правильно пишется Свысока.

Какое правило?

Это слово является неизменяемым наречием, находящимся в разговорной форме. Оно производится от двух частей – приставки «с» и прилагательного «высокий». Совместное написание – это грамотная форма написания слова, так как приставка соединилась с прилагательным.

Примеры предложений:

    Ты не нравишься людям, потому что ты на всех смотришь свысока.
    На далёком зелёном холме стояла девушка и свысока смотрела на маленькую деревушку.

Пишем правильно - свысока, также, как и подобные слова - сгоряча, досуха, попусту...

0

18

Не к спеху» — это устойчивое словосочетание, написание которого следует просто запомнить.

Для этого есть подсказка. Наречие «к спеху» образовано при помощи предлога «к» и существительного в дательном падеже. Как мы знаем предлоги с существительными пишутся раздельно. Само наречие «к спеху» также пишется раздельно с отрицательной частицей «не». Подводим итоги. Верное написание: «не к спеху» Неверное написание: «некспеху».

0

19

Двоечники, не умеющие грамотно писать на РОДНОМ языке, оскорбляют читателей!

https://babiki.ru/blog/kulturnoe-nasledie/143312.html

0

20

Не к спеху

Рассказываем: наречия, состоящие из отрицаний «не» и «ни» с предложными формами существительных, пишутся раздельно: «не к спеху», «не к добру», «ни на йоту». В общем, никуда не спешите и пишите наречия правильно.

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/gramotnost/gramotny-otve … 5-no_hurry

0