Ни с того ни с сего… просто встретилась знаменитая картина Венецианова «Гадание на картах», захотелось побольше о ней узнать... и вот, что из этого вышло…
Венецианов А.Г. Гадание на картах.
1842, XОЛСТ, МАСЛО, 68X52 СМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
За любование народным бытом в отечественном искусстве того времени отвечал Алексей Венецианов, автор бесчисленных изображений крестьян за работой и отдыхом. Считать эти картины жанровыми трудно: слишком много в них романтизма и поэтичности. Но, в отличие от европейских живописцев, Венецианов не ощущал в крестьянском гадании ни аллегоричности, ни мистики. Для него это знакомая повседневность — он сам жил в деревне, а позже открыл школу живописи, куда охотно брал и крепостных. Его «Гадание на картах» изображает двух девушек, и карты для них — атрибут, а не намек на душевную драму.
Полотно Венецианова «Гадание на картах» не изображает святочный обряд, однако две крестьянские девушки, несомненно, гадают о судьбе.
Обратите внимание, девушка справа без нательного креста... Официально, Православная Церковь осуждала не только гадание на картах, но и вообще пользование ими как таковыми, хотя иногда встречаются воспоминания о священнослужителях, участвовавших в карточных играх...
Карты у нас в России появились примерно в XV веке — более точно сказать трудно, широкое же распространение они получили два столетия после. Страна завязывала более тесные связи с Европой, где картами были увлечены, в том числе и при дворах монархов. В России за карточные столы вельможи сели при императоре Петре I. Сам царь не был любителем, однако его преемники на троне картами увлекались. При императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II азартные игры уже стали частью досуга высокопоставленных сановников и приближённых к ним людей.
Но чем дальше, тем разнообразнее становились игры, и уже при Екатерине II регламентировать их было всё сложнее. И именно в годы её правления государство отказывается регулировать денежные отношения в играх. Карточный долг становится долгом чести, а проигравшийся не мог быть посажен в тюрьму за неуплату. Зато такого человека могли вызвать на дуэль, и его ждало общественное порицание.
Для крестьян того времени карты были слишком дорогим удовольствием, а вот средний класс (купечество и мещане) вполне мог себе позволить купить колоду….
Картина Венецианова была написана в годы правления Николая I (1825-55). Николай I, особое внимание уделявший укреплению порядка в стране, в указе 1832 г. «с прискорбием» отмечал, что, несмотря на запрещение 1801 г. и «некоторые примеры праведной строгости», страсть к запрещённой игре и алчность к приобретению чужой собственности «не перестают по временам являть и новые жертвы, и новых нарушителей государственных постановлений».
Впрочем, запрещая азартные игры (игры, где выигрыш зависит только от случая), сам Николай I в них на сколько-нибудь крупные суммы не играл. Сохранившиеся свидетельства упоминают игру императора в макао, вист-преферанс и баккара. По сообщению графа В.А. Соллогуба, во время немноголюдных «собраний» у императрицы к вечернему чаю «государь, обменявшись благосклонными словами с каждым из присутствующих, садился за карты». Историк Ю.В. Готье отмечал, что император испытывал удовольствие от «самодовольного сознания, что он может играть в запрещённую его подданным игру, потому что он «сам козырь».
Однако по характеру Николай I не был игроком. Выигрывал император не часто и неоднократно «жаловался на своё несчастие в картах». Однажды, когда ему удалось выиграть 21 руб. серебром, он подарил деньги своей супруге императрице Александре Фёдоровне на шляпку. Императрица шутливо поблагодарила, прибавив: «Это не будет нечто великолепное, конечно, без перьев, но, во всяком случае, это выгодно».