Мы помним...
Вот уж кто воистину народный артист. Стоит увидеть его на экране и на лице любого, даже самого строгого человека, появится улыбка. Его обожала Армения, его любили все зрители Советского Союза.В родном Ереване его и сейчас считают национальным героем, его портреты висят на улицах.
У него было два имени: официальное Фрунзе (в честь героя гражданской войны Михаила Фрунзе) и Мгер (так называли сына в семье), но окружающие окликали колоритного мальчугана только по прозвищу – Нос. Но самый большой нос не скроет грустных глаз и изломанных печалью бровей артиста, которого потом коллеги характеризовали как «комика без улыбки».
Фрунзик Мкртчян
Фрцунзе (Фрунзик, Мгер) Мушегович Мкртчян (Frunzik Mkrtchyan; арм. Ֆրունզիկ (Մհեր) Մուշեղի Մկրտչյան). Родился 4 июля 1930 года
Всесоюзная известность пришла к нему в 1966 году после роли Джабраила, который хочет выгодно выдать племянницу Нину (Наталья Варлей) за товарища Саахова (Владимир Этуш), в знаменитой комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Сам Фрунзик Мкртчян очень любил фильм «Мимино» и роль шофера Хачикяна, ведь на съемках Георгий Данелия позволял ему то, что не позволял другим. Мкртчян был настоящим заводилой, мастером экспромта. Сам придумывал себе эпизоды, сочинял шутки, устраивал мизансцены. Так, именно Фрунзик сочинил крылатую фразу: «Я к нему такой личный неприязнь испытываю, что кушать не могу». Он импровизировал так, что животы от смеха надрывались у всей съемочной группы.
Многие фразы его героя ушли в народ: "Эй, лётчик! Грузин! Товарищ!"; "Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся!"; "Ты любишь долма? ... Это потому, что у вас не умеют готовить долма!"; "В этом гостинице - я директор!"; "Я к нему такой личный неприязнь испытываю, что кушать не могу!"; "Один грузин, мой знакомый друг"; "У нас в Дилижане кран на кухне откроешь, вода – второе место в мире!"; "Ты и она – не две пары в сапоги"; "Как не помню?! Вот мусорный ящик, а там женщина курила!".
Фрунзик Мкртчян в фильме "Мимино"
Народный артист СССР был по-настоящему любим народом: Мкртчяна звал в свой дом каждый встречный, всюду пускали без билетов и денег, а на выступлениях аплодировали уже за то, что он просто выходил на сцену. В «Нью-Йорк таймс», например, была статья «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна». В США артист вышел к публике, не понимавшей ни по-армянски, ни по-русски, и просто молча смотрел в зал, заливавшийся хохотом. Фрунзик невозмутимо простоял перед зрителями, дав волю их чувствам, а потом поклонился и ушел.
Сердечный приступ сразил его 29 декабря 1993 года. Такую смерть, принято считать, бог дарует хорошим людям: актер перестал дышать во сне. Провожала Фрунзика вся Армения. Люди приходили пешком издалека,чтобы поклониться в последний раз "Солнцу Армении", как ласково его называли. Похоронен в Пантеоне гениев армянского духа в Ереване, Армения.