Киностудия «Беларусьфильм «
Самой крупной фигурой белорусского кино 20-х годов является Юрий Тарич (1885-1967). Он создал два произведения, значительно опередивших по своей художественной ценности всю остальную национальную кинопродукцию того времени.
Ю́рий Ви́кторович Та́рич (наст. фамилия Алексе́ев; 12 [24] января 1885, Плоцк Мазовецкое воеводство Польши — 21 февраля 1967, Москва) — советский беларусские кинорежиссёр
Дата рождения: 12 (24) января 1885
Место рождения: г. Плоцк Мазовецкое воеводство Польши
Родился в семье подполковника-артиллериста царской армии. Закончил классическую гимназию г. Плоцка, учился на юридическом факультете Московского университета (1903—1905). Служил санитаром в госпитале Красного Креста в годы русско-японской войны. За "участие в пропагандистской работе варшавской военно-революционной организации", а точнее - популяризацию среди вольнодумной молодежи своих очерков-впечатлений от войны был сослан в 1907 г. в поселок Тара Тобольской губернии. Увлекся театром, был актёром в Тобольске, затем в Чите, Липецке, Тамбове, Вильне. Офицер-герой Первой мировой войны, где получил 6 орденов (в том числе Георгиевский крест IV степени). С 1918 г. снова в Москве, актёр и режиссёр ряда ведущих театров (работал в том числе с В. Мейерхольдом). В 1920 году становится одним из руководителей Курсантского театра в Кремле.
С 1923 г. в кинематографе: сперва киносценарист, затем и режиссёр. С середины 1920-х гг. работал в Ленинграде, в том числе и на находившейся там с 1928 по 1939 гг. кинофабрике "Савецкая Беларусь" треста «Белгоскино»; один из основоположников кинематографии Белоруссии: в 1926 г. поставил первый белорусский игровой фильм «Лесная быль» (по повести М. Чарота), в 1930 г.
Он создал первую белорусскую звуковую кинопрограмму "Переворот"... В первые годы Великой Отечественной войны участвовал в создании «Боевых киносборников» в Алма-Ате, в 1943—1945 гг. возглавлял киностудию «Монголкино». Позже работал на киностудиях «Союздетфильм», «Белорусьфильм», с 1954 г. на Московской студии научно-популярных фильмов.
В следующем фильме - "До завтра" (1929) - Тарич впервые коснулся темы раздела Беларуси. Действие происходит на территории Западной Беларуси в Первой белорусской гимназии. Персонажи четко разделены на два непримиримых лагеря: циничные властьпридержащие поляки (начальница приюта и ее сын, офицер полиции, владельцы мясной лавки) и светлые открытые учащиеся гимназии (Лиза Малевич, Язэп Шумейка). Молодые герои ведут активную подпольную агитацию за воссоединение с советской частью Беларуси. Конфликт стремительно перерастает в антагонистическое противостояние сторон, результатом чего сначала становится исключение из состава учащихся Лизы Малевич, а затем и закрытие Первой белорусской гимназии. Кульминацией фильма является суд над Лизой и восстание массы гимназистов на ее защиту. В финальном кадре героиня, депортируемая на территорию советской Беларуси, искренне улыбается и обещает зрителю: "До завтра".
С привычной достоверностью и точностью деталей режиссер воссоздает на экране жизненный уклад гимназистов. Но более важным достоинством фильма представляется экспрессия пластических решений, метафорический монтаж, позволяющие автору порой достигать эйзенштейновской силы эмоционального напряжения. Так, сцена разоблачения доносчика Бориса начинается с общего плана класса. Следующий кадр укрупняет надпись на доске: "Даносчыку рук! не падаем". Входит Борис и как обычно направляется к своей парте. Внезапно он оборачивается и начинает медленно приближаться к доске. В этот момент Тарич использует прием субъективной камеры, отождествляя ее с персонажем. Камера движется рывками, словно взволнованный человек, замирает и "читает" беспощадную фразу, которая "рассыпается" на отдельные слова-кадры. Затем следует изобразительно-монтажная эксплозия. Экран "взрывается" каскадом коротких эпизодов: гневный взгляд Бориса, лица гимназистов, обидная фраза, снова глаза Бориса и опять напряженное молчание класса, пауза-цезура и - яростное негодование Бориса, срывающего с кокарды "Пагоню" (эмблему гимназии) и злобно втаптывающего ее в половицу каблуком ботинка.
Юрий Тарич не совершил кинематографических открытий, но он блестяще освоил и органично использовал художественный опыт своих выдающихся современников - прежде всего представителей советской киношколы. Он был не только профессионалом, но безусловно талантливым режиссером, значительно опередившим в своем творчестве многих более удачливых соратников. Именно "Лесная быль" и "До завтра" определили художественный уровень белорусского кино в 20-е годы, а не, к примеру, лента В. Гардина "Кастусь Калиновский"(1928).
В целом для кинематографа двадцатые годы можно считать "золотым веком", превратившим дешевый аттракцион в самостоятельный вид искусства, а неофитов экрана - в выдающихся мастеров. Гриффит, Чаплин, Ланг, Шестрём, Клер, Эйзенштейн и другие режиссеры посредством движущегося изображения научились рассказывать сложные разветвленные истории, передавать психологическое состояние персонажа и, наконец, создавать обобщенные художественные образы. Выразительная сила экранного языка достигла в их произведениях непрогнозируемого, неожиданного размаха, благодаря пластической жспрессии изображения (композиция кадра, ракурс, план, свет и теш,) и междукадровому монтажу (ассоциативно-метафорическому и ритмическому соединению эпизодов).
Кино не только доказало свое право называться искусством, но обогатило мировую художественную культуру первыми экранными шедеврами: "Золотая лихорадка", "Кабинет доктора Калигари", "Усталая смерть", "Метрополис", "Антракт", "Броненосец "Потемкин", "Мать", "Земля".
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Награждён орденами и медалями.
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.