"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Кинокомпании СССР

Сообщений 21 страница 40 из 42

1

Кинокомпании СССР

Единственная общенациональная кинокомпания в СССР — Государственный комитет СССР по кинематографии (Госкино СССР), имевшая несколько производственных единиц («студий»):

Киностудия «Мосфильм»
Центральная студия документальных фильмов
Центральная студия научно-популярных фильмов
Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького

Киностудия «Ленфильм»
Ленинградская студия научно-популярных фильмов

Куйбышевская студия кинохроники
Свердловская киностудия (была создана на Урале из эвакуированных на Урал кинематографистов, в Свердловске, 9 февраля 1943 года, в самый разгар Великой Отечественной войны. Уже через год, в 1944 году, был снят первый фильм — музыкальная комедия по мотивам австрийской оперетты «Сильва»)
Западно-Сибирская киностудия
Восточно-Сибирская студия кинохроники

В Советском Союзе было 12 киностудий, которые снимали полнометражное кино, не считая студий телефильмов и студий научно-популярных и хроникально-документальных фильмов, которые были в каждой союзной республике.

0

21

Парень из нашего города» (1942 год, режиссёр А. Б. Столпер)

Сам фильм был снял на «Мосфильме», эвакуированном в те годы в Алма-Ату.

Художественный фильм по мотивам пьесы Константина Симонова рассказывает о простом парне из Саратова, который в 1936 году волей случая попадает на войну в Испании. После ему предстоит встретиться с мучившим его немцем уже на советских территориях.

Главную роль в картине исполнил Николай Крючков – актёр, которого по праву считают самым известным «лицом с экрана» военных лет.

Примечательно, что именно в этой ленте впервые звучат строки стихотворения «Жди меня».

0

22

Алекса́ндр Бори́сович Сто́лпер (1907—1979)
С 1927 года — режиссёр и сценарист киностудии «Союзкино» (ныне «Мосфильм»).

https://to-name.ru/images/biography/stolper-aleksandr.jpg
А.Б.Столпер
— советский кинорежиссёр, сценарист, педагог.
Народный артист СССР (1977).
Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951).

Режиссёрские работы

1930 — Простая история (короткометражный)
1934 — Четыре визита Самюэля Вульфа
1940 — Закон жизни (совм. с Б. Г. Ивановым)
1942 — Парень из нашего города (совм. с Б. Г. Ивановым и А. Л. Птушко)
1943 — Жди меня (совм. с Б. Г. Ивановым)
1944 — Дни и ночи
1946 — Наше сердце
1948 — Повесть о настоящем человеке
1950 — Далеко от Москвы
1955 — Дорога
1957 — Неповторимая весна
1958 — Трудное счастье
1963 — Живые и мёртвые
1967 — Возмездие
1972 — Четвёртый
1977 — Отклонение — ноль

Сценарные работы

1930 — Простая история
1931 — Путёвка в жизнь (совм. с Н. В. Экком и Р. В. Янушкевич)
1942 — Неуловимый Ян (совм. с О. Зив)
1942 — Парень из нашего города (совм. с К. М. Симоновым)
1943 — Жди меня (в титрах не указан)
1963 — Живые и мёртвые
1967 — Возмездие
1968 — Последний угон (совм. с Б. Ц. Халзановым)
1972 — Четвёртый
1977 — Отклонение — ноль (совм. А. М. Маркушей)

0

23

«Мосфи́льм» — советская и российская киностудия, основанная в 1924 году.

Одна из крупнейших киностудий Европы, на базе которой осуществляется производство большей части российской кино-, теле- и видеопродукции.

Одна из старейших кинокомпаний СССР и России после киностудии «Ленфильм» и «Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького».

В ноябре 1923 года на базе двух национализированных кинофабрик — А. А. Ханжонкова и И. Н. Ермольева — была создана 1-я фабрика Госкино, первоначально располагавшаяся на Житной улице. Дату рождения киностудии принято отсчитывать от 30 января 1924 года, когда состоялась премьера фильма «На крыльях ввысь».

С 1926 года, после слияния с 3-й фабрикой Госкино — объединённая Московская фабрика «Совкино», с 1930 года — Московская объединённая фабрика «Союзкино», с 1932 года — Московская фабрика «Росфильм», с 1933 года — Московская кинофабрика «Союзфильм», с 1934 года — Москинокомбинат, с 1935 года — кинофабрика «Мосфильм».

С 4 января 1936 года — киностудия «Мосфильм».

Великая Отечественная война

В дни формирования народного ополчения в июле 1941 года партийная организация «Мосфильма» создала из добровольцев целую роту. В состав 21-й дивизии народного ополчения Киевского района Москвы вошли 280 мосфильмовцев — режиссёры, операторы, инженеры, сотрудники различных служб и цехов. Бывший директор киностудии Аркадий Хачатурьян был назначен комиссаром 63-го стрелкового полка.

Всего на фронт отправились около тысячи работников студии, 146 из них не вернулись с войны.

14 октября 1941 года киностудия решением правительства была эвакуирована в Алма-Ату (Казахская ССР), став частью Центральной объединённой киностудии (ЦОКС). Съёмки в Москве возобновились в 1944 году.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

По состоянию на 2020 год на киностудии было создано более 2500 полнометражных кинофильмов.

Площадь территории киноконцерна составляет 34,5 га.

Полное наименование — Федеральное государственное унитарное предприятие «Киноконцерн „Мосфильм“».

0

24

«Казахфильм»

6 фактов о сценаристе Зеине Шашкине.
https://e-history.kz/upload/iblock/a0c/a0c988fd47087c9d1f95bf981e2d3003.jpg

Мало кто знает, но автор романов о восстании 1916 года в Семиречье Зеин Шашкин прожил трудную, но удивительную жизнь, где нашлось место не только писательскому искусству, но и врачеванию

Портал Qazaqstan Tarihy предлагает Вашему вниманию шесть фактов из жизни талантливого писателя Зеина Шашкина

Зеин Шашкин провел десять лет в трудовых лагерях на Дальнем Востоке. На тот момент молодому ученому было всего-навсего двадцать пять лет. Задержали его в день прибытия в Семипалатинск, где он должен был исполнять обязанности заведующего кафедрой казахского языка и литературы педагогического института в марте 1938 года. Ему даже не предъявили обвинений и следующие десять лет своей жизни Зеин Шашкин провел в Иркутске.
Наказание З. Шашкин отбывал вместе с бывшим сотрудником Крымского института климатотерапии, врачом М.С. Бинштоком. Врач сумел привить молодому протеже свои знания в области врачевания и заинтересовал его медицинской наукой. Врач и молодой ученый настолько сдружились, что весь оставшийся до освобождения срок Зеин Шашкин трудился помощником врача в спецбольнице НКВД в Иркутске.
По словам родной сестры З. Шашкина Макизы Раимкуловой, доверительные отношения между Зеином и русским профессором помогли ему поступить на заочное отделение Иркутского медицинского института. Новые навыки были как нельзя кстати в условиях исправительно-трудовых лагерей: отныне Шашкин лечил не только себя, но своих многочисленных соотечественников, среди которых были литературовед и главный редактор Казахской советской энциклопедии Мухамеджан Каратаев, отсидевший 17 лет писатель Хамза Есенжанов, классик детской литературы Утебай Турманжанов и другие. После окончания заочного отделения ему выдали не полноценный диплом, а небольшую справку об окончании курсов. Но Шашкину все же удалось получить диплом: в 1948 году, вскоре после освобождения, Зеин сдал экзамены экстерном.
Получив диплом врача, Зеин Шашкин в период с 1948 по 1956 гг. трудился фтизиоларингологом в санатории «Бармашино» курорта Боровое. Помимо медицинской практики, широко известны его доклады, посвященные качественному лечению туберкулеза гортани, и статьи о санитарии и гигиене человека. Кроме того, он одним из первых в стране предпринял попытку использовать рентгеновские лучи в лечении туберкулеза легких. Труды Шашкина были высоко оценены не только многими его пациентами, но и самим Министерством здравоохранения СССР.
Зеина Шашкина тревожила ситуация в отечественной медицине, а потому именно этой стезе он посвятил одно из самых знаменитых своих произведений «Доктор Дарханов». К слову, именно это произведение писателя исследователи его жизни считают автобиографическим. Помимо медицины, особое место в структуре романа занимает описание города Павлодар того времени, который Зеин Шашкин считает своим родным городом. Роман «Доктор Дарханов» заслужил восторженные отзывы и признание, благодаря ему отечественные врачи впервые предстали как люди высокого общественного долга и социальной активности.
Особое место в художественном наследии писателя занимает восстание в Семиречье 1916 года и история становления советской власти. Одному из видных деятелей этих событий Токашу Бокину была посвящена повесть «Наступило утро». Вообще, фигура Т. Бокина была главной в ряде работ Шашкина: главным героем его пьесы «Степное зарево» тоже являлся революционер Бокин. Позже из-под пера Шашкина был написан роман «Токаш Бокин» и сценарий к кинокартине «Тревожное утро». До публикаций этих работ личность Бокина воспринималась двояко: одни считали его пламенным революционером, другие – грабителем и бандитом. Как бы то ни было, но после выхода работ Шашкина имя Бокина носили и носят ряд улиц страны.

Источник: https://e-history.kz/ru/news/show/28648/
© e-history.kz

0

25

Режиссер: Арвидс Криевс. Рижская киностудия

Арвидс Криевс (род. 26 августа 1944, Кулдига, Латвия) — советский и латышский кинорежиссёр, сценарист.

Родился 26 августа 1944 в городе Кулдига, Латвия. Закончил журналистское отделение филологического факультета Латвийского университета (1976).

Работал на Рижской киностудии (1964—1991).

Сценарист, режиссёр (c 1971 года) игрового и документального кино и автор киноочерков в киножурналах: «Советская Латвия», «Пионер» и некоторых других.

Его фильмы отличает яркая, красочная игровая манера, призёр всесоюзного кинофестиваля за документальный фильм «Природа» (латыш. «Daba», 1977). В 1991—1996 художественный руководитель студии «Kaupo filma». Исполнял обязанности директора Латвийского национального киноцентра (1996—1999). Член Союза кинематографистов с 1978.

Фильмография

1981 — Игра / Spēle — режиссёр
1984 — Малиновое вино / Aveņu vīns — режиссёр, сценарист
1987 — Фотография с женщиной и диким кабаном / Fotogrāfija ar sievieti un mežakuili — режиссёр
1990 — Райский сад Евы / Ievas paradīzes dārzs — режиссёр, сценарист
2005 — Мне нравится, что девушка грустит / Man patīk ka meitene skumst — режиссёр
2011 — Танец на троих / Dancis pa trim — режиссёр

0

26

Станислав Сергеевич Говорухин - режиссёр : "Одесская киностудия", "Мосфильм", студия "Вертикаль"

=Spoiler написал(а):

https://img51994.domkino.tv/img/2018-01-22/fmt_114_24_9535463.jpg
Советский и российский кинорежиссёр, актёр, сценарист, продюсер, политический и общественный деятель. Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, председатель Комитета Государственной думы по культуре.
Родился: 29 марта 1936 г., Березники, Пермский край, РСФСР, СССР
Умер: 14 июня 2018 г. (82 года), Барвиха

Станислав Говорухин родился в 1936 году в городе Березники Пермской области. Его мать, работавшая портнихой, растила двоих детей одна. Отец Станислава, донской казак, был репрессирован и в 1938 году умер в Сибири. Прежде чем пойти по стезе киноискусства, Говорухин окончил геологический факультет Казанского университета.

В течение трех лет Говорухин работал редактором, ассистентом режиссера на Казанской студии телевидения, а в 1966 году с отличием окончил ВГИК. Его дипломной работой был фильм "Вертикаль". После этого он стал режиссером Одесской студии художественных фильмов. Там же, в Одессе, в 1988 году Говорухин организовал первый международный фестиваль жанрового кино "Золотой Дюк".

=Spoiler написал(а):

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152270/09/1522700952_0:0:2916:2048_600x0_80_0_1_7ede7af4eaa60d83938d1913bef0f3fa.jpg

В конце 1980-х — начале 1990-х годов режиссер перешел на "Мосфильм". В рамках киноконцерна он создал собственную киностудию "Вертикаль".

=Spoiler написал(а):

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152268/42/1522684237_0:0:3071:2047_600x0_80_0_1_4b3eeed8effe6ee40f4b0f1e7163912b.jpg

Режиссер снял более 20 фильмов, самые известные среди них — "Место встречи изменить нельзя", "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "В поисках капитана Гранта", "Десять негритят", "Ворошиловский стрелок", "Благословите женщину" и "Не хлебом единым".
Говорухин написал сценарии к фильмам "Белый взрыв", "Вторжение", "Пираты ХХ века", "Тайны мадам Вонг", "Русский бунт", "Подмосковные вечера", "Черная вуаль", а также ко многим своим фильмам.

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152268/44/1522684408_0:0:2854:2048_600x0_80_0_1_34aed784b84b8a64e7e2ee9c5221f56f.jpg

Последняя картина Говорухина "Конец прекрасной эпохи", снятая по повести Сергея Довлатова "Компромисс", была удостоена премии "Золотой орел" за лучшую режиссуру.

В качестве актера Говорухин снялся в 25 картинах. Главные роли он сыграл в лентах "Среди серых камней" Киры Муратовой, "Асса" Сергея Соловьева, "Ка-ка-ду" Сергея Гурзо, в сериале "Женская логика". Он также снимался в фильмах "Сукины дети" Леонида Филатова, "Анкор, еще анкор!" Петра Тодоровского, "Радости и печали маленького лорда" Ивана Попова, "9 рота" Федора Бондарчука, в своих кинолентах "Благословите женщину", "Не хлебом единым", "Пассажирка" и других.

В 2006 году Говорухин был удостоен звания народного артиста России. Среди его кинонаград — премии "Ника" и "Золотой витязь", а также награды "Кинотавра", фестивалей "Окно в Европу" и МКФ в Монреале. В 2015 году режиссер награжден премией "Золотой орел" за вклад в развитие российского кинематографа.

Режиссер снимал и документальные фильмы, а также поставил два спектакля. Один, "Контрольный выстрел" по повести Юрия Полякова, во МХАТе имени М. Горького, а другой, "Па-де-де" по пьесе Татьяны Москвиной, в театре "Школа современной пьесы". Кроме того, Говорухин выступал как публицист. Он автор книг "Великая криминальная революция", "Страна воров", "Неизвестное об известных".

0

27

Станислав Говорухин

В качестве актера Говорухин снялся в 25 картинах. Главные роли он сыграл в лентах "Среди серых камней" Киры Муратовой, "Асса" Сергея Соловьева, "Ка-ка-ду" Сергея Гурзо, в сериале "Женская логика". Он также снимался в фильмах "Сукины дети" Леонида Филатова, "Анкор, еще анкор!" Петра Тодоровского, "Радости и печали маленького лорда" Ивана Попова, "9 рота" Федора Бондарчука, в своих кинолентах "Благословите женщину", "Не хлебом единым", "Пассажирка" и других.

=Spoiler написал(а):

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152268/49/1522684927_0:0:1699:721_600x0_80_0_1_ba88d3809a9b24014782c8c34ee60cb6.jpg
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152268/51/1522685117_0:0:1681:893_600x0_80_0_1_33e5a34e72ac7c30b298e5ae7ac42424.jpg
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152268/33/1522683337_0:0:1200:845_600x0_80_0_1_0d401ff42c19353dda3edffa4f77b820.jpg
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152268/53/1522685336_0:0:1200:907_600x0_80_0_1_f22028124b4a335796ce73fccd3abadc.jpg
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152268/55/1522685540_0:0:1200:736_600x0_80_0_1_e61ce58632389b19aa8a584cc5896fa4.jpg
https://cdnn21.img.ria.ru/images/152270/94/1522709428_0:0:1174:839_600x0_80_0_1_7d76cebd3e830acf9376b3760e66d03a.jpg

0

28

Дзидра Ритенбергс (1928-2022) -.Рижская киностудия

В 1960-х гг. настал звездный час Дзидры Ритенберг: она выступала на сцене Московского театра им. К. Станиславского вместе с мужем, снималась в кино, получая одну за другой главные роли в фильмах «Гроза над полями», «Эхо», «Твое счастье», «Под одной крышей». Кинокарьера ее супруга тоже стремительно шла на взлет: после ролей в фильмах «Баллада о солдате», «Неотправленное письмо», «Чистое небо», «Большая руда», «Пядь земли» Евгений Урбанский превратился в одного из самых успешных, востребованных и популярных советских актеров.

https://static.kulturologia.ru/files/u19001/Dzidra-Ritenberg-1.jpg

А потом случилась беда, которая навсегда разделила жизнь латвийской актрисы на «до» и «после»: на съемках фильма «Директор» в Азии Евгений Урбанский решил самостоятельно выполнить трюк на «газике», машина перевернулась, и актер погиб. Дзидре сразу не осмелились сообщить об этом, ведь на тот момент она ждала ребенка. Через 3 месяца она родила дочь и в честь мужа назвала ее Евгенией.

Эта утрата сломала актрису. Через 2 года она вернулась из Москвы в Ригу, после чего ей пришлось сменить профессию. Дзидра рассказывала: «Я приехала на родину... Самое грустное, что и в Риге я была никому не нужна. Я это сама точно знала. И в театрах уже появилось более молодое поколение. Мое место как актрисы было занято моими бывшими сокурсницами. У меня было ощущение, что меня очень недружелюбно встречают в Риге. Ведь никому не нужна была новая «звезда». Это означало, что каким-то актрисам пришлось бы с моим приходом потесниться... Я должна была отнять у кого-то из этих «звезд» роли, славу, успех... И я ушла в режиссуру... Тогда была обида, сейчас она прошла... Я стала режиссером. Кстати, эта профессия меня очень изменила, я стала жестче, резче...».
https://static.kulturologia.ru/files/u19001/Dzidra-Ritenberg-4.jpg

В кресле режиссера
https://static.kulturologia.ru/files/u19001/Dzidra-Ritenberg-7.jpg

Еще с середины 70-х годов Дзидра Ритенбергс решила попробовать себя в качестве режиссера. Ее дебютной работой стала молодежная драма "Эта опасная дверь на балкон".

В главных ролях в ней сыграли Варис Ветра, Антра Лиедскалныня, Петерис Гаудиньш. Главный герой этого фильма Роланд едва не погиб, упав с балкона, когда был маленьким. Его родители, чтобы обезопасить мальчика от будущих возможных несчастий, просто заколотили дверь на балкон гвоздями. Когда ему исполняется 18 лет, на праздновании дня рождения устраивают показ любительского фильма, в котором скрытой камерой снимают девушку, которая приходит на свидание, но так и не дожидается своего молодого человека. Через какое-то время она оказывается в больничном приемном покое - у молодой леди сломана нога. Медсестра травматологического отделения Инга решает во что бы то ни стало выяснить, кто виновен в случившемся.

В 1979 году Дзидра снимает мелодраму "Вечерний вариант". Это экранизация произведения Брониславы Паршевской, которая в интерпретации режиссера имеет ярко выраженную социально-педагогическую направленность. В этой картине главная героиня Анна, которую играет Астрида Кайриша, по распределению попадает в вечернюю школу в маленьком провинциальном городке. Она пытается донести до учеников и коллег современную методику обучения, но не находит поддержки и понимания. Вскоре она оказывается втянута еще и в семейные разборки в доме одного из учеников.

Фильмы 80-х годов

В 80-е годы Дзидра работает весьма плодотворно, выпуская четыре полнометражных картины. В 1982 году она снимает драму "Самая длинная соломинка", которая рассказывает о жизни в провинциальном городке в первый послевоенный год. Среди его жителей появляется незнакомец, который выходит на местное подполье, утверждая, что приехал по поручению госпожи Мурской. Якобы она накануне бегства за границу спрятала в тайнике семейные сокровища. Однако лидер подпольщиков ему не доверяет, обращая внимание, что к тому же тот удивительным образом похож на сына местного доктора Вилкса, которого убили фашисты четыре года назад.

В 1985 году выходит драма "Чужой случай" - история школьницы Стаси, которая во время зимних каникул приезжает в Ригу, чтобы найти своего отца. Он бросил их с матерью два года назад. Девочка попадает в дом адвоката Эрика, который решает ей помочь, но когда они находят ее отца, тот оказывается совсем не таким замечательным, как его представляла себе дочь.
В детективном фильме 1986 года "Последний репортаж" западногерманский журналист получает от своего начальства задание расследовать загадочную смерть популярного журналиста Йоргенсена. Занятый другой темой, главный герой с большой неохотой берется за это дело. Однако, получив допуск к материалам расследования, он выясняет, что коллега погиб из-за публикаций, которые готовил напечатать в ближайшее время.

А вовсе не по бытовым причинам, как утверждают в полиции. "Дом без выхода" В 1988 году на экраны выходит драма "Дом без выхода". В ней рассказывается о трех уголовниках, которые сбегают из колонии и останавливаются в летнем домике художника. Они заставляют хозяина помочь им скрыться от преследования. Творческий человек, доведенный до нервного срыва, пытается избавиться от непрошеных гостей любыми способами.

Последняя режиссерская работа Дзидры - "Вальс длиною в жизнь" - осталась незамеченной.
В марте 2003 года после продолжительной болезни ушла из жизни в возрасте 74 лет. Похоронена на Лесном кладбище в Риге.

0

29

Рижская киностудия

Кинорежиссёр и сценарист Алоиз Бренч.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/lv/thumb/7/7e/Aloizs_Brenchs.jpg/200px-Aloizs_Brenchs.jpg

Алоиз Алоизович Бренч (латыш. Aloizs Brenčs, 6 июня 1929, Рига, Латвия — 28 октября 1998, там же) — советский и латвийский кинорежиссёр и сценарист. Народный артист Латвийской ССР (1990), Лауреат Государственной премии СССР (1983), мастер остросюжетного кино.

Алоиз Бренч родился 6 июня 1929 года в Риге. Семья жила бедно. В годы войны был отдан вместе с сестрой Лонией в батраки на хутор Витрупе, где через 30 лет снимет «Долгую дорогу в дюнах».

Окончил режиссёрский факультет Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола (1953) и Высшие режиссёрские курсы в Москве (1956).

В 1945—1946 годах — актёр Государственного художественного театра Латвийской ССР, артист миманса в Государственном академическом театре оперы и балета Латвийской ССР. В 1953—1954 годах — главный режиссёр Управления радиоинформации при Министерстве культуры Латвийской ССР.

С 1954 года работал на Рижской киностудии (параллельно, в 1951—1957 — руководитель художественной самодеятельности на заводе «ВЭФ»). В 1956—1966 годах снимал киножурналы (выпустил 146 киножурналов), среди них первый выпуск киножурнала «Māksla» (совместно с Вадимом Массом), документальные и игровые фильмы, занимался дубляжом. Член КПСС с 1969 года.

Вместе с режиссёром Герцем Франком снял на Куйбышевской студии хроникально-документальных фильмов документальный фильм «Без легенд» (1968). В фильме противопоставлялись «лакировочный» портрет передовика производства, созданный официозной пропагандой, и правдивый рассказ о его судьбе. Тема и даже приёмы фильма предвещали появление картины Анджея Вайды «Человек из мрамора» (1978).
Отдельно хочется сказать:

«Долгая дорога в дюнах», 1980-1981 год, режиссёр Алоиз Бренч

В семь серий этой картины вместилась целая эпоха, охватывающая почти полувековую историю любви, пронесённой через трудности военных лет и сибирские лагеря. Мелодии, написанные к фильму Раймондом Паулсом, стали настоящими хитами, а с самой картиной была связана очень трогательная история. Детдомовский малыш, которого сняли в роли крошечного сына главной героини Марты, в процессе съёмок обрёл свою семью, и впоследствии Лилита Озолиня, исполнительница главной роли, не раз говорила в своих интервью о том, что картину стоило снять хотя бы из-за этого. Впрочем, у «Долгой дороги в дюнах» и без этого множество достоинств. Стоит вспомнить и о том, что создатели ленты были удостоены Государственной премии СССР.

В 1970-80-е годы стал признанным мастером советских остросюжетных детективов с "прибалтийским" колоритом.

«Мираж», 1983 год, режиссёр Алоиз Бренч

Мини-сериал был снят по мотивам романа Джеймса Хэдли Чейза «Весь мир в кармане», а главные роли в нём сыграли Мирдза Мартинсоне, Мартиньш Вилсонс, Регимантас Адомайтис, Инт Буранс и Борис Иванов. Несмотря на то, что с момента создания фильма прошло уже почти 40 лет, его хочется пересматривать снова и снова, наблюдая за потрясающей игрой актёров и наслаждаясь каждым кадром.

«Двойной капкан», 1985 год, режиссёр Алоиз Бренч

Этот фильм, снятый по сценарию Владимира Кузнецова, стал одним из лучших детективов, в основе которого лежал сюжет с внедрением сотрудника правоохранительных органов в преступную группу. «Двойной капкан» стал лидером проката 1986 года, а музыка, написанная Раймондом Паулсом, впоследствии была выпущена отдельной пластинкой.

Алоиз Бренч - один из двух режиссёров из Латвии (второй — Янис Стрейч), обладавший высшей профессиональной категорией, принятой во всесоюзной системе кинопроизводства.

Дважды избирался депутатом Рижской думы. Принимал участие в парламентских выборах по списку Демократической партии «Саймниекс». Последние годы работал в жилищной комиссии Рижской думы.

В 1996 году снял свой последний фильм «Анна» по заказу католической церкви.

Скоропостижно скончался 28 октября 1998 года от обширного инфаркта.. Похоронен на рижском кладбище Микеля.

Памяти Алоиза Бренча был посвящён снятый в 2003 году документальный фильм режиссёра А. Цане по сценарию А. Редовича..

0

30

Рижская киностудия

«Долгая дорога в дюнах» (латыш. Ilgais ceļš kāpās) — советский семисерийный художественный фильм, драма. Снят на Рижской киностудии в 1980—1981 годах; всесоюзная премьера состоялась 2 июня 1982 года.

В сериале изображена Латвия 1939—1970 годов.

В семь серий этой картины вместилась целая эпоха, охватывающая почти полувековую историю любви, пронесённой через трудности военных лет и сибирские лагеря. Мелодии, написанные к фильму Раймондом Паулсом, стали настоящими хитами, а с самой картиной была связана очень трогательная история. Детдомовский малыш, которого сняли в роли крошечного сына главной героини Марты, в процессе съёмок обрёл свою семью, и впоследствии Лилита Озолиня, исполнительница главной роли, не раз говорила в своих интервью о том, что картину стоило снять хотя бы из-за этого. Впрочем, у «Долгой дороги в дюнах» и без этого множество достоинств. Стоит вспомнить и о том, что создатели ленты были удостоены Государственной премии СССР.

https://really-cool.ru/wp-content/uploads/2021/06/%D0%9B%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D0%9E%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8F-2.jpg
Марта - Лилита Озолина

История любви Артура, сына рыбака, и красавицы Марты, которые пронесли своё чувство через все трудности и горести военных и послевоенных лет. Долгими и тернистыми были жизненные пути, по которым шли герои фильма, пока они вновь не встретились на родной латвийской земле…

В ролях

Лилита Озолиня — Марта Озола (озвучила и исполнила колыбельную песню «Сверчок» Валентина Талызина)
Изначально роль Марты писалась под актрису Вию Артмане

Юозас Киселюс — Артур Банга (озвучил Алексей Панькин)
Ромуальдас Раманаускас — Рихард Лосберг (озвучил Валерий Рыжаков)
Эдуард Павулс — Якоб Озолс, отец Марты (озвучил Юрий Пузырёв)
Карлис Тренцис — Калныньш (озвучил Владислав Ковальков)
Арийс Гейкинс — трактирщик Аболтыньш (озвучил Владимир Ферапонтов)
Лидия Фреймане — мать Артура
Ааре Лаанеметс — Лаймон Калныньш (озвучил Леонид Белозорович)
Индра Бурковска — Бирута
Артур Калейс — Фрицис Спуре, отец Бируты
Дзидра Ритенберга — Эрна, хозяйка у Озолса
Эгонс Бесерис — Петерис (озвучил Юрий Саранцев)
Валдемарс Зандбергс — учитель Акменьлаукс (1-2 серии, озвучил Рудольф Панков)
Мартыньш Вердыньш — Бруно
Роландс Загорскис — Зигис
Волдемар Шориньш — Валдис
Улдис Ваздикс — Мартиньш
Харий Лиепиньш — Освальд Крейзис
Улдис Думпис — Манфред (озвучил Рудольф Панков)
Янис Зариньш — Спрудж, следователь (озвучил Николай Граббе)
Улдис Лиелдиджс — Биллингс (озвучил Феликс Яворский)
Янис Плесумс — Янис Грикис
Юрис Леяскалнс — начальник тюрьмы (озвучил Алексей Сафонов)
Гиртс Яковлевс — Сарма (озвучил Владимир Ферапонтов)
Евгений Жариков — Отто Грюнберг/ Александр Ефимов
Мерле Тальвик — Илга
Любовь Соколова — Анисья
Иван Рыжов — Митрий Акимыч
Людмила Чурсина — Катерина
Янис Екабсонс — Эдгар в детстве (озвучила Маргарита Корабельникова) (нет в титрах)
Пауль Буткевич — Генрих (озвучил Борис Быстров)
Велта Лине — Майга
Арнис Лицитис — доктор Лорен (нет в титрах)
Альфред Видениекс — отец Рихарда (озвучил Артём Карапетян; нет в титрах)
Андрейс Жагарс — Эдгар, сын Марты (озвучил Алексей Панькин)
Артур Экис — эпизод (нет в титрах)
Остальные роли озвучивали: Юрий Маляров, Вадим Захарченко, Александр Сныков, Даниил Нетребин, Леонид Белозорович, Лариса Данилина, Наталья Гурзо, Наталья Рычагова.

Съёмочная группа

Режиссёр: Алоиз Бренч

Алоиз Бренч родился 6 июня 1929 года в Риге. Семья жила бедно. В годы войны был отдан вместе с сестрой Лонией в батраки на хутор Витрупе, где через 30 лет снимет «Долгую дорогу в дюнах»

Авторы сценария: Олег Руднев, Дмитрий Василиу

Сценарист Олег Руднев и мастер детективного жанра режиссёр Алоиз Бренч — последние из жителей Латвии, получившие Госпремию СССР в области искусства в 1983 году за самый популярный латвийский сериал «Долгая дорога в дюнах»

Оператор: Янис Мурниекс
Художник: Гунарс Балодис

Композитор: Раймонд Паулс
В 1981 году на мелодию Раймонда Паулса, которая является заглавной темой фильма, Аллой Пугачёвой была записана «Песня на „бис“» (стихи Андрея Вознесенского).

=Spoiler написал(а):

0

31

Режиссёр Янис Стрейч. Рижская киностудия

Янис Стрейч/ Jānis Streičs — советский и латвийский киноактёр, режиссёр театра и кино, киносценарист. Один из самых ярких представителей среднего поколения режиссёров Латви

https://sun9-7.userapi.com/5GtRxudjvf7KLGHLvG6WOrwyqHd7lj1qPlpq9Q/9aYlByfc6Uc.jpg
Режиссёр и сценарист Янис Стрейч

85-летний режиссер родом из Латвия, Анспоки. Начало карьеры приходится на 1967 г., с тех пор Янис Стрейч принял участие в 27 кинокартинах.

За достижения в области культуры награждён высшей наградой Латвии — орденом Трёх звёзд (1998).

Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1976).

Неоднократный призёр и победитель всесоюзных кинофестивалей. Лауреат премии Ленинского комсомола Латвии (1976, за фильмы: «Верный друг Санчо», «Мой друг — человек несерьёзный»). Пять раз награждался национальной кинопремией «Большой Кристап». Обладатель международных призов за фильмы «Дитя человеческое» и «Жернова судьбы». Специальный диплом и награду Международного кинофестиваля Евразии получила лента «Мистерия старой управы» (2004).

« Театр», 1978 год, Один из самых известных его фильмов киностудии был снят по роману Сомэрсета Моэма. Фильм был удостоен Государственной премии Латвийской СССР и национального приза «Большой Кристап». Он снимался к 50-летнему юбилею блистательной Вии Артмане, сыгравшей главную роль, а в кадре можно увидеть композитора Раймонда Паулса в образе пианиста, Ивара Калнынша, Гунара Цилинского, Эльзу Радзиню и других талантливых актёров.

Янис Стрейч родился 26 сентября 1936 года в селе Анспоки Прейльской волости Даугавпилсского уезда, в семье Яниса и Олги Стрейч. В раннем детстве жил в Риге, когда семья на недолгий срок переехала в небольшой город Сабиле на западе Латвии.

После возвращения в Латгалию учился в семилетней школе посёлка Гайлиши. В 1955 окончил Резекненское педагогическое училище, работал педагогом-воспитателем в детском доме, учителем в средней школе. Служил на срочной службе в Советской Армии.

Окончил режиссёрское отделение Латвийской государственной консерватории (1963). Работал ассистентом у режиссёра Рижской киностудии Александра Лейманиса, бывшего его педагогом во время учёбы в консерватории.

За долгую карьеру участвовал в разных качествах, более чем в 30 кинопроектах: был ассистентом, вторым режиссёром, художественным руководителем, педагогом, режиссёром-постановщиком, сценаристом и актёром.

Во всесоюзной системе кинопроизводства было только два режиссёра из Латвии с высшей профессиональной категорией — Янис Стрейч и Алоиз Бренч.

Самый известный фильм режиссёра — «Театр», в котором сыграла одну из своих лучших ролей Вия Артмане.

В последние годы пробовал свои силы как художник. В 2004 году в Доме Черноголовых прошла его персональная выставка, на которой к показу были подготовлены выполненные в технике пастели картины.

0

32

« Театр», 1978 год, режиссёр Янис Стрейч. Рижская киностудия

Один из самых известных фильмов киностудии был снят по роману Сомэрсета Моэма. Он был удостоен Государственной премии Латвийской СССР и национального приза «Большой Кристап». Он снимался к 50-летнему юбилею блистательной Вии Артмане, сыгравшей главную роль, а в кадре можно увидеть композитора Раймонда Паулса в образе пианиста, Ивара Калнынша, Гунара Цилинского, Эльзу Радзиню и других талантливых актёров.

Сюжет

Великая актриса Джулия Ламберт внезапно понимает, что она, увы, стареет. Что может помочь женщине, у которой есть абсолютно все? Только новая любовь. И Джулия влюбляется в первого встречного: в амбициозного молодого человека, у которого за душой ни гроша. Так начинается новая жизнь - новый роман и новые слезы.

0

33

Москва сегодня — это город, практически непригодный для съёмок. Он становится потихоньку непригодным и для жизни. Начиная от пробок, чудовищной дороговизны на каждом шагу и заканчивая простой невозможностью с кем-либо договориться… Поэтому всё чаще киношники куда-то уезжают. Пытаются найти место, где можно хотя бы передвигаться по городу. В этом смысле Минск — город по-прежнему очень удобный для кино. В нём есть очень хорошие натуры, улицы, можно найти почти всё. Есть «Беларусьфильм», где можно построить декорации. Есть люди, которых можно взять на работу, профессионалы кино. Тут есть хорошая спокойная, размеренная атмосфера, без истерики. Можно спокойно снимать по 12-14 часов в день.

— В. Тодоровский

0

34

Беларусьфильм» — национальная киностудия Белоруссии.

Название «Беларусьфильм» киностудия обрела лишь в 1946 году. С 1996 года — Национальная киностудия «Беларусьфильм».

Премьера «першай нацыянальнай фільмы» — первого белорусского художественного фильма, который увидели кинозрители — «Лесная быль» состоялась в минском кинотеатре «Культура» 25 [только по пригласительным] - 26 декабря 1926 года.

В советское время, кроме экранизаций произведений белорусских писателей, на студии было создано много детских фильмов и фильмов о войне (благодаря чему студию в шутку прозвали «Партизанфильм»). Кроме того, за без малого 65 лет здесь выпущены тысячи документальных, Беларусьфильм» — национальная киностудия Белоруссии.

После решения правительства Белорусской ССР от 17 декабря 1924 года об организации собственного кинопроизводста и создании для этого специального управления «Белгоскино» (в г. Минске здание «Белгоскино», не сохранившееся до наших дней, располагалось в районе пересечения улиц Карла Маркса и Ленина[2]) сначала весной 1925 года в Минске была оборудована кинолаборатория для выпуска кинохроники, художественные же фильмы в 1926—1927 годах снимались по сложной схеме: натура - на территории Белоруссии, павильонные съемки - на базе киностудий Москвы и Ленинграда. И только в 1928 году в арендованном здании бывшего театра «Кривое зеркало» на канале Грибоедова в Ленинграде открылась собственно белорусская кинофабрика художественных фильмов «Советская Белорусь» (это наименование киностудия носила с 1928 по 1946 год), находившаяся там до 1939 года. За этот период на ней было снято более 50 художественных фильмов.

Название «Беларусьфильм» киностудия обрела лишь в 1946 году. С 1996 года — Национальная киностудия «Беларусьфильм».

Премьера «першай нацыянальнай фільмы» — первого белорусского художественного фильма, который увидели кинозрители — «Лесная быль» состоялась в минском кинотеатре «Культура» 25 [только по пригласительным] - 26 декабря 1926 года.

В советское время, кроме экранизаций произведений белорусских писателей, на студии было создано много детских фильмов и фильмов о войне (благодаря чему студию в шутку прозвали «Партизанфильм»). Кроме того, за без малого 65 лет здесь выпущены тысячи документальных, научно-популярных и учебных фильмов, а начиная с 1972 года — ещё и более 125 различных по технике мультипликационных лент.

0

35

Лесная быль (фильм, 1926). Киностудия «Беларусьфильм»

Самой крупной фигурой белорусского кино 20-х годов является Юрий Тарич (1885-1967). Он создал два произведения, значительно опередивших по своей художественной ценности всю остальную национальную кинопродукцию того времени.

«Лесная быль» — художественный фильм по повести Михася Чарота «Свинопас» режиссёра Юрия Тарича.

Фильм вышел на экраны в Минске в кинотеатре «Культура» 26 декабря 1926 года
.

Интересные факты

Первый художественный фильм, снятый в Белорусской ССР.
К 40-летию выхода на экран фильма «Лесная быль» было приурочено открытие «Музея истории белорусского кино».

Технические данные: Чёрно-белый, немой

Фильм "Лесная быль" Тарич поставил на основе повести М. Чарота "Свинопас". В героико-приключенческом жанре режиссер рассказывает нам о партизанской борьбе белорусов в период гражданской войны. Герой киноленты молодой Гришка-свинопас энергичен,  порывист. В этой роли снялся непрофессиональный исполнитель Л.Данилов, темперамент которого целиком соответствовал натуре жранного персонажа, умеющего выпутаться из самых безвыходных положений, играючи, преодолеть любые опасности.

Одно из главных достоинств картины - подлинность атмосферы. Типичные белорусские пейзажи: лес, река, сельская улица, крестьянские дома, - сочетаются в фильме с выразительными портретами крестьянских лиц. Короткий междукадровый монтаж как бы взламывает изнутри неспешный ритм деревенской жизни и усиливает динамику происходящих событий.

В этой картине Тарич продемонстрировал высокое мастерство кинорежиссуры, поднимаясь в отдельных эпизодах до уровня символико-метафорического обобщения. Например, в сцене публичного расстрела польскими офицерами группы белорусских мужиков Тарич с документальной скрупулезностью "'выписывает" мрачный ритуал казни: одинокие фигуры крестьян противопоставлены четкой шеренге солдат; усталые лица молча смотрят в дула винтовок и также молча оторачиваются от ксендза. Это совершенно конкретное событие режиссер превращает в образ масштабной трагедии. Офицер, подавая сигнал к выстрелу, взмахивает шашкой. Тарич выкадровывает сияющее на солнце лезвие, готовое своей вертикальной мощью "вспороть" небо и кроны берез, и трижды настойчиво повторяет этот план, чтобы зритель узрел иной смысл: меч занесен над Беларусью..

0

36

Киностудия «Беларусьфильм «

Самой крупной фигурой белорусского кино 20-х годов является Юрий Тарич (1885-1967). Он создал два произведения, значительно опередивших по своей художественной ценности всю остальную национальную кинопродукцию того времени.

Ю́рий Ви́кторович Та́рич (наст. фамилия Алексе́ев; 12 [24] января 1885, Плоцк Мазовецкое воеводство Польши — 21 февраля 1967, Москва) — советский беларусские кинорежиссёр

Дата рождения: 12 (24) января 1885
Место рождения: г. Плоцк Мазовецкое воеводство Польши

Родился в семье подполковника-артиллериста царской армии. Закончил классическую гимназию г. Плоцка, учился на юридическом факультете Московского университета (1903—1905). Служил санитаром в госпитале Красного Креста в годы русско-японской войны. За "участие в пропагандистской работе варшавской военно-революционной организации", а точнее - популяризацию среди вольнодумной молодежи своих очерков-впечатлений от войны был сослан в 1907 г. в поселок Тара Тобольской губернии. Увлекся театром, был актёром в Тобольске, затем в Чите, Липецке, Тамбове, Вильне. Офицер-герой Первой мировой войны, где получил 6 орденов (в том числе Георгиевский крест IV степени). С 1918 г. снова в Москве, актёр и режиссёр ряда ведущих театров (работал в том числе с В. Мейерхольдом). В 1920 году становится одним из руководителей Курсантского театра в Кремле.

С 1923 г. в кинематографе: сперва киносценарист, затем и режиссёр. С середины 1920-х гг. работал в Ленинграде, в том числе и на находившейся там с 1928 по 1939 гг. кинофабрике "Савецкая Беларусь" треста «Белгоскино»; один из основоположников кинематографии Белоруссии: в 1926 г. поставил первый белорусский игровой фильм «Лесная быль» (по повести М. Чарота), в 1930 г.

Он создал первую белорусскую звуковую кинопрограмму "Переворот"... В первые годы Великой Отечественной войны участвовал в создании «Боевых киносборников» в Алма-Ате, в 1943—1945 гг. возглавлял киностудию «Монголкино». Позже работал на киностудиях «Союздетфильм», «Белорусьфильм», с 1954 г. на Московской студии научно-популярных фильмов.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

В следующем фильме - "До завтра" (1929) - Тарич впервые коснулся темы раздела Беларуси. Действие происходит на территории Западной Беларуси в Первой белорусской гимназии. Персонажи четко разделены на два непримиримых лагеря: циничные властьпридержащие поляки (начальница приюта и ее сын, офицер полиции, владельцы мясной лавки) и светлые открытые учащиеся гимназии (Лиза Малевич, Язэп Шумейка). Молодые герои ведут активную подпольную агитацию за воссоединение с советской частью Беларуси. Конфликт стремительно перерастает в антагонистическое противостояние сторон, результатом чего сначала становится исключение из состава учащихся Лизы Малевич, а затем и закрытие Первой белорусской гимназии. Кульминацией фильма является суд над Лизой и восстание массы гимназистов на ее защиту. В финальном кадре героиня, депортируемая на территорию советской Беларуси, искренне улыбается и обещает зрителю: "До завтра".

С привычной достоверностью и точностью деталей режиссер воссоздает на экране жизненный уклад гимназистов. Но более важным достоинством фильма представляется экспрессия пластических решений, метафорический монтаж, позволяющие автору порой достигать эйзенштейновской силы эмоционального напряжения. Так, сцена разоблачения доносчика Бориса начинается с общего плана класса. Следующий кадр укрупняет надпись на доске: "Даносчыку рук! не падаем". Входит Борис и как обычно направляется к своей парте. Внезапно он оборачивается и начинает медленно приближаться к доске. В этот момент Тарич использует прием субъективной камеры, отождествляя ее с персонажем. Камера движется рывками, словно взволнованный человек, замирает и "читает" беспощадную фразу, которая "рассыпается" на отдельные слова-кадры. Затем следует изобразительно-монтажная эксплозия. Экран "взрывается" каскадом коротких эпизодов: гневный взгляд Бориса, лица гимназистов, обидная фраза, снова глаза Бориса и опять напряженное молчание класса, пауза-цезура и - яростное негодование Бориса, срывающего с кокарды "Пагоню" (эмблему гимназии) и злобно втаптывающего ее в половицу каблуком ботинка.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Юрий Тарич не совершил кинематографических открытий, но он блестяще освоил и органично использовал художественный опыт своих выдающихся современников - прежде всего представителей советской киношколы. Он был не только профессионалом, но безусловно талантливым режиссером, значительно опередившим в своем творчестве многих более удачливых соратников. Именно "Лесная быль" и "До завтра" определили художественный уровень белорусского кино в 20-е годы, а не, к примеру, лента В. Гардина "Кастусь Калиновский"(1928).

В целом для кинематографа двадцатые годы можно считать "золотым веком", превратившим дешевый аттракцион в самостоятельный вид искусства, а неофитов экрана - в выдающихся мастеров. Гриффит, Чаплин, Ланг, Шестрём, Клер, Эйзенштейн и другие режиссеры посредством движущегося изображения научились рассказывать сложные разветвленные истории, передавать психологическое состояние персонажа и, наконец, создавать обобщенные художественные образы. Выразительная сила экранного языка достигла в их произведениях непрогнозируемого, неожиданного размаха, благодаря пластической жспрессии изображения (композиция кадра, ракурс, план, свет и теш,) и междукадровому монтажу (ассоциативно-метафорическому и ритмическому соединению эпизодов).

Кино не только доказало свое право называться искусством, но обогатило мировую художественную культуру первыми экранными шедеврами: "Золотая лихорадка", "Кабинет доктора Калигари", "Усталая смерть", "Метрополис", "Антракт", "Броненосец "Потемкин", "Мать", "Земля".

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Награждён орденами и медалями.

Похоронен  в Москве на Ваганьковском кладбище.

0

37

Рижская киностудия

https://stuki-druki.com/biofoto3/eduard-pavuls-01.jpg
Эдуард Павулс

Эдуард Карлович Павулс (латыш. Eduards Pāvuls). Родился 7 июля 1929 года в Юрмале - умер 14 июля 2006 года в Юрмале. Советский и латвийский актер театра и кино. Лауреат Государственной премии Латвийской ССР (1959). Народный артист Латвийской ССР (1965). Лауреат Государственной премии СССР (1983).

Самой известной работой актера на экране стала роль Озолса, отца Марты (Лилита Озолиня), в многосерийной драме «Долгая дорога в дюнах». За эту работу актер в 1983 году был награжден Государственной премией СССР.
https://stuki-druki.com/biofoto3/eduard-pavuls-dolgaya-doroga-v-dyunah.jpg
Эдуард Павулс в фильме "Долгая дорога в дюнах"

Источник: https://stuki-druki.com/DenRozhdenia/Kt … iyulya.php Штуки-дрюки ©

0

38

Актёр киностудии «Узбекфильм».

https://stuki-druki.com/biofoto4/shuhrat-irgashev-01.jpg
Шухрат Иргашев

Шухрат Ибрагимович Иргашев.
Родился 19 июня 1945 года в Ташкенте - умер 17 сентября 2021 года в Москве.
Советский и узбекский актер театра и кино, режиссер. Народный артист Узбекской ССР (1989).
Источник: https://stuki-druki.com/DenRozhdenia/Kt … iyunya.php Штуки-дрюки ©

0

39

Актриса киностудии " Мосфильм "

https://stuki-druki.com/biofoto/Inna-Kmit-01.jpg
Инна Кмит

Инна Леонидовна Кмит.
Родилась 19 июня 1932 года в Москве - умерла 7 февраля 1996 года в Москве. Советская и российская актриса.
Источник: https://stuki-druki.com/DenRozhdenia/Kt … iyunya.php Штуки-дрюки ©

0

40

Киностудия "Мосфильм "

Шедевры старого кино

В 1956 году кинорежиссёр Г. Н. Чухрай поставил на киностудии Мосфильм героико-революционную драму «Сорок первый»,  что стало второй экранизацией одноимённой повести Б. А. Лавренёва.

Сюжет

По пескам среднеазиатской пустыни движется, преследуемый белыми, умирая от жажды, отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым. На боевом счету у лучшего стрелка отряда Марютки — сорок убитых офицеров. В последнем бою по захвату каравана взят в плен белый поручик Говоруха-Отрок, направленный с дипломатической миссией от адмирала Колчака к генералу Деникину.

Красноармейцы пытаются вернуться к своим, борясь с враждебной пустыней. Наконец, они выходят к побережью Аральского моря, где Мария, Говоруха-Отрок и несколько бойцов берут лодку, чтобы достичь большой земли. Все красноармейцы гибнут во время шторма, а Мария с поручиком оказываются выброшены одни на остров. Они находят убежище в хижине рыбака и вынуждены ждать. Во время этого ожидания они сближаются и, в конечном счёте, влюбляются друг в друга.

Когда к острову приближается судно, они первоначально думают, что это возвращаются рыбаки. Поняв, что на судне белогвардейцы, Говоруха-Отрок бросается к берегу, но Мария, которой был дан приказ не сдавать поручика живым, стреляет своему любимому в спину.

Чухрай пригласил Изольду Извицкую на роль красноармейки Марютки. Её партнёром по роли белогвардейца Говорухи-Отрока выступил О. А. Стриженов.
https://stuki-druki.com/biofoto/Izolda-Izvickaya-Sorok-perviy.jpg
Изольда Извицкая и Олег Стриженов в фильме "Сорок первый"

=Spoiler написал(а):

https://img51994.domkino.tv/img/2019-05-20/fmt_114_024_3d7ecd93a5727c84880dc66934cb56af.jpg
https://img51994.domkino.tv/img/2019-05-20/fmt_114_24_original.jpg
https://img51994.domkino.tv/img/2019-05-20/fmt_114_024_17977bade3d6c1df4b9f676174bf1e23.jpg

1957 год. На Х Международном Каннском кинофестивале фильм режиссера-фронтовика Григория Чухрая «Сорок первый» получает специальный приз жюри «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». Тут же обложки New York Magazine, Le Parisien libéré, Der Spiegel и «Советского экрана» выходят с портретом Извицкой, сыгравшей в картине главную роль.

=Spoiler написал(а):

https://img51994.domkino.tv/img/2019-05-20/fmt_114_24_142679797521.jpg

На роль Марютки пробовали много молодых актрис, среди которых были Руфина Нифонтова, Екатерина Савинова, Светлана Харитонова и рекомендованная к просмотру худсоветом Изольда Извицкая. Её-то режиссёр и утвердил, хотя не всем нравилась её кандидатура, и Чухраю пророчили, что «с такой Марюткой фильм не получится». Однако, фильм не просто получился, а получился триумфальным для режиссёра и актёров. Извицкая стала звездой — актрису узнавали на улицах, о ней знали за рубежом, но Марютка так и осталась её самой яркой ролью.

Главных кандидатов на роль белогвардейца Говорухи-Отрока было трое — Юрий Яковлев, Леонид Марков и Иннокентий Смоктуновский. Яковлева рассматривали только в паре со Светланой Харитоновой, Смоктуновский плохо смотрелся в кадре с Изольдой Извицкой, Марков тоже по какой-то причине не стал сниматься, и тогда режиссёр пригласил Олега Стриженова. После выхода драмы «Овод» он был очень популярен, и актёр подозревал, что именно поэтому-то его и позвали. Но роль Стриженову нравилась, и он сам придумывал герою какие-то штрихи во внешности и манерах.

=Spoiler написал(а):

https://img51994.domkino.tv/img/2019-05-20/fmt_114_24_6998.jpg

Снимали «Сорок первый» в Каракумах и на Каспийском море — в Красноводске и на полуострове Челекен. Для актёров съёмки были сложными — по сценарию события происходили в конце зимы, и для правдоподобия режиссёр назначил начало съёмок на раннюю весну. Извицкая и Стриженов бродили в ледяной воде, в лёгкой одежде ложились на мерзлый песок, а между сценами бегали кругами, чтобы согреться… Зато очень быстро приобрели необходимый для сюжета «дикарский» вид — обветренные лица, спутанные волосы, царапины, рваные костюмы…

0