Генна́дий Ива́нович Поло́ка (15 июля 1930 — 5 декабря 2014) —
советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, продюсер, педагог.
Работал на киностудиях Москвы, Ленинграда, Одессы и Белоруссии.
Народный артист Российской Федерации (1998).
Геннадий Полока родился в Самаре, на Волге, а детство провел в городе Каинске (ныне — город Куйбышев Новосибирской области) в 1930 году. Фамилия Полока — словацкая. Его прадед по отцовской линии эмигрировал из Австро-Венгрии в Российскую империю в преддверии Первой мировой войны, опасаясь геноцида славян.
О своих корнях режиссёр говорил: «Вообще, в моей семье много было национальностей: были поляки, были немцы, украинцы... У меня такая странная фамилия. И каждый раз, когда я приезжаю в какую-нибудь страну, возникает вопрос на пресс-конференции: «Какой вы национальности?» И я так твёрдо говорю: «Я — русский». Я действительно очень люблю Россию и больше десяти дней за границей прожить не могу»
Режиссёрская карьера
Дебютировал в качестве документалиста с короткометражным фильмом «Икарийские игры» (1956) и полнометражным фильмом о III Всемирных спортивных играх студентов «Наши гости» (1958). С 1957 года — режиссёр киностудии «Мосфильм». Работал ассистентом режиссёра у М. Ромма, Ю. Райзмана, Г. Александрова, А. Алова, В. Наумова и Б. Барнета.
В 1960 году Полока приступил к съёмкам фильма «Чайки над барханами» на студии «Туркменфильм». Сюжет картины охватывал строительство водоканала в пустыне. По словам режиссёра, «...я снял жестокий фильм. Когда руководители республики увидели отснятый материал, они пришли в ужас. Мне посоветовали «переориентироваться», иными словами, переделать фильм в «жизнеутверждающем духе». А я... советам не внял, продолжал снимать по-своему». Художественный совет Министерства культуры СССР высоко оценил отснятый материал. Тогда руководство Туркменской ССР завело против режиссёра уголовное дело. «Чего только в нём не было: и растраты, и наркотики, и золото... К этому времени начали действовать две так называемые рокотовские статьи, по которым за этого рода преступления можно было и расстрел получить». Дело длилось полтора года, его удалось закрыть только после вмешательства Союза кинематографистов и лично Екатерины Фурцевой. Полока был признан невиновным, однако производство фильма как «политически вредного» было остановлено.
В 1962 году Полока снимает детский фильм «Капроновые сети» совместно с Леваном Шенгелия.
А в 1966 году на студии «Ленфильм» была поставлена картина «Республика ШКИД» по мотивам одноимённой книги Григория Белых и Л. Пантелеева, принёсшая режиссёру всесоюзную популярность. По итогам 1966 года картина заняла 12-е место в прокате, её посмотрело 32,6 миллионов зрителей.
В 1967—1968 годах Полока работал над фильмом «Интервенция» по мотивам одноимённой пьесы Льва Славина.
Фильм, снятый в стиле комедий буфф 1920-х годов, был запрещён как «политически и художественно чуждый», о чём свидетельствует секретный циркуляр секретаря ЦК КПСС П. Н. Демичева[источник не указан 3049 дней]. Восстановлен и выпущен на экран только в 1988 году во время Перестройки.
Впоследствии режиссёр работал в различных жанрах. Сценарий приключенческого фильма «Один из нас» (1970) о подвиге советских контрразведчиков был предложен Геннадию Полоке как «последняя возможность продемонстрировать свою политическую лояльность». Съёмки велись на студии «Мосфильм». Картина, однако, была признана вредной и выпущена в прокат без рекламы, тем не менее она снискала популярность у интеллигенции.
Далее последовала комедия «Одиножды один» по сценарию Виктора Мережко. Фильм был запущен после настойчивых просьб одного из руководителей «Ленфильма» Иосифа Хейфица. После завершения фильм был подвергнут тотальному политическому остракизму в официальных средствах массовой информации, а режиссёра «за глумление над простым советским человеком» окончательно лишили права на постановку в кино с формулировкой «как не сделавшего выводы из своих идеологических заблуждений».
В 1976 году Сергей Лапин неожиданно предложил Полоке пост художественного руководителя студии музыкальных фильмов ТО «Экран», который он и занимал в течение последующих пяти лет, сотрудничая с молодыми режиссёрами. Так, под руководством Полоки были выпущены телефильмы «Артём» («Одесская киностудия», 1977), «Жил-был настройщик» (ТО «Экран», 1978) и «Мелодия на два голоса» (ТО «Экран», 1979), где Полока также был режиссёром окончательного варианта картины.
С 1980 года Геннадий Иванович работает на киностудии «Беларусьфильм». В 1981 году завершилась работа над фильмом «Наше призвание» (3 серии) по мотивам книги Н. Огнёва «Дневник Кости Рябцева». Сериал задумывался как продолжение тематической линии об истории советской школы, начатой в «Республике ШКИД».
Спустя пять лет было снято продолжение: полнометражный фильм «Я — вожатый форпоста», рассказывающий о дальнейших судьбах героев. Кроме того, в 1982 году вышел мини-сериал «Его отпуск» (4 серии), где Полока выступил художественным руководителем, а также режиссёром финального варианта под псевдонимом Егор Геращенко.
В своих последних фильмах режиссёр вновь вернулся к теме постреволюционных лет. Его криминальная комедия «А был ли Каротин?» в 1989 году была удостоена Золотой медали Ватикана. За фильм-трагедию «Возвращение Броненосца» (1996) по мотивам одноимённой повести Алексея Каплера режиссёр был удостоен Приза Президентского совета кинофестиваля в Сочи «Кинотавр». Премьеры фильма, посвящённого 100-летию кинематографа, прошли в 25-ти странах мира, в том числе, в зале штаб-квартиры ЮНЕСКО. Картина «Око за око» (2010) по повести Бориса Лавренёва «Седьмой спутник» стала последней работой Геннадия Полоки.