Отзывы
Змеиный след человека
«На ветвях заснули птицы, звёзды в небе не горят. Притаился у границы пограничников отряд»
Дмитрий Иванович Васильев - удивительный режиссёр. Пусть все самые свои известные фильмы он снял совместно с Вернером, Райзмоном, Пудовкиным, Эйзенштейном и даже одним из основоположников неореализма Джузеппе де Сантисом, его личные работы не могут не заинтересовать интересующегося зрителя. Касается это, прежде всего, двух картин о шпионах: 'Над Тиссой' и 'Операция 'Кобра'. 'Над Тиссой' - 'крепкий' военно-приключенческий кинороман, а вот с жанром 'Операции 'Кобра' определиться не так-то просто. Помимо обязательных приключений и шпионских перипетий, в жанры следовало бы добавить, как бы это странно не прозвучало, - 'фантастика'! Кто внимательно смотрел финал картины, наверное, согласится со мной. Именно по этой причине фильм производит особенно приятное впечатление.
Понимаю зрителей, поставивших фильму не очень высокую оценку, но согласиться с ними не могу, потому что картина от начала и до финала держит в неослабном напряжении. Происходит это по причине почти полной непредсказуемости сюжета, что для фильмов про шпионов, само по себе - уже достижение. К несомненным плюсам стоит отнести неординарность 'шпионских фенечек', начиная от собаки-'диверсанта' и заканчивая совершенно фантастическим финалом. Именно 'фантастическим', а не 'фантастичным'. В 1955 году Васильев снял научно-фантастический фильм 'Тайна вечной ночи'. По всей видимости, антураж той картины не давал режиссёру покоя, вот он и обратился к столь неординарному способу передвижения нарушителя границы. На мой взгляд, это совсем не недостаток, а достоинство.
Недостатком же считаю кадры, которые своей высокопарностью сильно 'приземлили' общее впечатление. Дополнительный балл можно поставить за оригинальность идеи, за отличную актёрскую игру, за чёткую последовательность событий. Но главное - за то, что шпионы на высоте, да и 'наши' не подкачали! Оператор дважды молодец - сумел запечатлеть богатейший животный мир Памира: снежный барс, медведь, филины, кобры. Фильму скоро 60 лет, но 'выглядит' он явно не на свои годы. Разумеется, сегодня всё показанное смотрится довольно наивно, зато сюжет интересен как персонажами, так и оригинальной историей, пусть даже местами откровенно фантастической.
Впрочем, если обратиться к не столь далёкой истории, то с удивлением обнаружишь, что ещё в 1947 году выпускник МАИ Ф.П. Курочкин провёл аэродинамические исследования модели сверхлегкого индивидуального автожира. Модель в масштабе 1:5 представляла собой манекен лыжника с укрепленной на нём подвесной системой ранцевого типа. К ней на стойках крепился несущий винт-ротор автожира. Модель испытывали в аэродинамической трубе Т-1 Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. При увеличении скорости потока в трубе 'Иван' (так исследователи называли своего лыжника) взлетал и устойчиво держался в воздухе! Может именно поэтому Дмитрий Васильев ограничился в строке «жанр» двумя словами: боевик и приключения?..
«Пограничники не дремлют у родного рубежа: наше море, нашу землю, наше небо сторожат…» («Пограничники» С. Я. Маршак)