"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Человек читающий

Сообщений 101 страница 120 из 136

1

Человек читающий

https://i.imgur.com/YDh6T3zm.jpg
Один в библиотеке. Автор фото: Елена Шумилова

Здесь мы собираемся помещать небольшие произведения разных авторов и эпох, которые можно почитать на русском языке

В данном разделе постараемся собирать и рекомендовать полезные для расширения кругозора интересно написанные книги не только художественного характера такие, как различные публикации и статьи разных лет.
https://i.imgur.com/x994qn9m.jpg
Women Reading.:Edouard John E. Ravel

Рубрики

Интервью
Исторические капсулы
Геральдика
Генеалогия
Сословия
Наследие
Народы России
Кулинарная книга с историей
Наследственное право
Династии
Статьи Сергея Михеева
Психология
Хранение информации
Футурология
Люди будущего о будущем
Лайфхаки
Капсулы Времени

Как регулярное чтение влияет на мозг?
https://i.imgur.com/X5t6K7Am.jpg
Согласно данным ученых благодаря регулярному чтению повышается плотность нейронных связей, а также создаются обширные связи между полушариями мозга. Все это позволяет нам лучше усваивать новую информацию, укреплять вербальную память, быстрее находить решения в сложных ситуациях и развивать свои умственные способности.

+4

101

Как общаться с токсичными людьми: 5 правил от психолога

24 ноября 2023

Токсичный человек — тот, чье поведение и воздействие на других могут быть отрицательными, разрушительными или даже вредными. Этот термин описывает людей, присутствие которых может вызывать стресс, агрессию, усталость или другие негативные эмоциональные реакции у окружающих.

Токсичные люди могут проявлять такие негативные качества, как эгоизм, критику, манипуляции, недовольство, зависть, агрессивность и т.д.

Они часто неспособны поддерживать здоровые отношения и создавать позитивную атмосферу вокруг себя. Токсичный человек целиком сосредоточен на себе и своих чувствах и потребностях.

Конечно, самое верное решение — не общаться с теми, кто доставляет вам дискомфорт. Но если это ваш родственник или коллега, можно обезопасить свое ментальное здоровье, зная несколько важных правил.

Устанавливайте четкие границы

Будьте решительны в отстаивании своих границ, не позволяйте человеку долго контактировать с вами, если это вам неприятно.

Не бойтесь резко выходить из комнаты или завершать разговор любым способом.

Избегайте эмоциональных ловушек

Не поддавайтесь на эмоциональные манипуляции и попытки токсичного человека вызвать у вас чувство вины. Будьте твердыми в своих решениях.

Выражайте свои потребности ясно и конкретно

Избегайте двусмысленностей, говорите все, что думаете. Например, можете заявить, что разговор на ту или иную тему вам неприятен, вы бы не хотели его продолжать.

Поверьте, токсичный человек не будет додумывать за вас о ваших чувствах и потребностях. Такие люди, как правило, не эмпатичны и даже не понимают, что могут вас ранить.

Ищите поддержку у других

Общаясь с токсичным человеком, можно начать сомневаться в себе, в своей правоте и адекватности.

Разговаривайте с друзьями, коллегами или со специалистом, чтобы получить поддержку и понимание.

Сохраняйте спокойствие

В конфликтных ситуациях избегайте агрессии, споров и ссор. Постарайтесь смотреть на ситуацию со стороны, сосредотачивайтесь на собственном эмоциональном здоровье.

Также стоит помнить, что изменения внешнего мира начинаются с изменений внутри нас. Как сказал один из великих психологов, Карл Роджерс:

«Чем больше становится человек самим собой, тем меньше он поддается воздействию токсичных отношений».
Работа над собой — это не только инвестиция в свое собственное благополучие, но и ключ к тому, чтобы лучше понимать окружающих.

Старайтесь выходить из роли жертвы, будьте архитектором своей жизни.

Учитесь контролировать свои чувства и эмоции, понимать себя и действия окружающих. Только тогда на вас никто не сможет повлиять.

Источник: https://dzen.ru/a/ZWCUBNv9hxe-ea4M

+1

102

Не запасной: что думает о Гарри наследник трона?

18 ноября 2023
-мнение-

Уильям и Гарри когда-то были неразлучны и ,с появлением Кейт, эта троица была самой жизнерадостной и популярной в британской королевской семье. Теперь все пишут, что отношения «не подлежат восстановлению».

Мы слышали миллион раз о чувствах Гарри к Уильяму. Но как насчет принца Уильяма? Собственно, его позиция была четко обозначена несколько раз, просто Уильям немногословен. Давайте вспомним...

Разлад стал постепенно нарастать, как только принц Уильям влюбился, определился с целью в жизни .

Именно тогда Гарри начал по-настоящему чувствовать себя «оставленным , второстепенным», и обида на брата начала перерастать у него во что-то более навязчивое и в явное соперничество . По иронии судьбы, когда Гарри тоже влюбился и выбрал совершенно другой путь, это стало началом конца для Уильяма, и уже он почувствовал себя преданным, ошеломленным выбором и поступками своего брата.

Разлад , капля за каплей, точил их камень взаимной любви и братской поддержки. Да, Гарри всегда умел злиться, он ревновал к матери, к успехам . Но еще больше разлад нарастал , когда принцу Уильяму исполнилось 18 лет и в 2000 году Уильям покинул дом, чтобы путешествовать по миру в одиночестве.

Он посетил Африку, Южную Америку, Белиз и, наконец, вернулся домой, чтобы поступить в университет.

На этот раз, вместо того, чтобы сосредоточиться на драме своих родителей или защите своего младшего брата, Уильям просто позволил себе быть нормальным 19-летним парнем и сосредоточиться на себе: он поступил в университет Сент-Эндрюс и делал то, что делал любой другой молодой человек его возраста: он учился, тусовался и влюблялся, вдали от королевской жизни и ограничений своего статуса наследника .

Тем временем жизнь Гарри начала меняться к худшему: когда его отец уехал в командировку, его брат сосредоточился на своей жизни. В 16 лет Гарри начал пристраститься к н'-:м и горячительному.

В 2002 году в Sunday Times «курящий ... принц Гарри был описан как тусовщик, который заманивал девочек-подростков в подвал загородного дома своего отца на частные вечеринки с выпивкой. Королевский необузданный "запасной" даже опробовал в уединенной спальне принца Чарльза поместья Хайгроув в Шотландии тусовки «Клуба H» из-за хорошо укомплектованного бара и мощной стереосистемы».

Пока Уильяму приходилось рано вставать и учиться, работать над собой, Гарри изнывал от безделья. Впервые принц Уильям ясно дал понять свою позицию в отношении брата, когда Гарри опозорился перед гостями из высшего общества во время вечеринки и охоты в поместье герцога Вестминстерского Гросвенор. Жена герцога — крестная мать Уильяма, а их сын Хью Гросвенор, нынешний герцог Вестминстерский, — близкий друг Уильяма, а также один из крестных принца Джорджа.

Хотя принцы Чарльз и Уильям убедили Гарри пройти курс реабилитации, чтобы избавиться от нар'--ов, горячительное " запасной" употреблял без меры..

Поэтому, когда Гарри настолько напился, что его вырвало на глазах у гостей, бывших в шоке от увиденного, покрасневший от стыда принц Уильям, сказал, когда ему сообщили:

«Он мой брат, но он чертова обуза»

Это простое заявление является первым глубоким заявлением о чувствах Уильяма и иллюстрирует трещину в их отношениях, которая сейчас превратилась в пропасть: в то время как Уильям, влюбившийся в Кэтрин, имел стабильность в своей жизни и взрослел, Гарри все еще был далек от какой-либо цели или чувства самосознания, устраивал скандалы и неприятности ,которые королевской семье приходилось устранять. Иногда мне кажется , что он так и не повзрослел.

Еще раз принц Уильям заявил о своих чувствах во время саммита по кризису в семье в Сандрингеме в январе 2020 года. Драматическим поворотом стало то, что Гарри и Меган объявили об уходе через соцсети, ошеломив королевскую семью.

Уильям был в ярости и в то же время чувствовал себя преданным. Он всегда думал, что Гарри будет рядом с ним, когда он возглавит монархию. Уильям только позже осознал, что у Гарри была глубокая обида на него именно по этой причине: запасной глубоко внутри лелеял обиду и зависть, что Уилл станет когда-то королем.

Елизавета Вторая тогда созвала на саммит по Мегзиту всех высокопоставленных игроков монархии, включая тогдашнего принца Чарльза. Удивительно, но королева также позвала своего внука, принца Уильяма, внести свой вклад и решить судьбу своего брата в монархии.

Она знала привязанность и преданность Уильяма к его единственному брату Гарри. Но она также знала о его любви и преданности ей и монархии, как она и наставляла его. В каком-то смысле, я думаю, королева хотела посмотреть, как он примет решение, столкнувшись с такой беспрецедентной ситуацией, связанной с его собственным братом, и действительно ли Уильям имел в себе силы поставить монархию выше своих собственных чувств .

Убитый горем принц Уильям признался другу перед саммитом, и последний анонимно сообщил газете Sunday Times о положении Уильяма и о жестокой мучительной борьбе , которую наследник чувствовал в тот момент.

Друг тогда сообщил, что принц Уильям сказал:

«Я всю жизнь обнимал брата; я больше не смогу этого делать. Теперь мы отделились и мы теперь очень разные люди» .
Эту внутреннюю боль и жесткое решение действительно подтвердил его бывший личный секретарь и человек, который был вторым отцом Гарри и Уильяма, Джейми Лоутер Пинкертон. Он сказал еще в 2021 году

«После Мегзита принц Уильям принял сознательное решение поставить долг выше семьи. Он всегда будет ставить интересы монархии выше своих отношений с братом».

Третий раз принц Уильям ясно изложил свою позицию в этом январе, когда вышла книга мемуаров Гарри. Он прекратил вообще комментировать поведение Сассекских и превратился в каменную молчаливую глыбу.

Если кого-то потряс «Запасной», то это, должно быть, принц Уильям.

Потому что, если у него и были какие-либо сомнения или надежда, что Гарри и он смогут решить эту проблему, эта пропитанная ядом книжонка ненависти, которую написал Гарри, раскрыла наследнику всю глубину ревности и негодования Гарри по отношению к нему просто за то, что он существует, а также тот факт, что Гарри не был предан Уильяму как Уильям считал и как сам принц поступал.

А те, кто знает Уильяма близко, рассказывали, насколько важна для Уильяма верность: он сам верен другим и требует этого от близких.

После публикации книги" Запасной" ближайшее окружение Уильяма было в ярости за те моменты, что озвучены в мемуарах, и двое из них нарушили молчание, чтобы сделать редкие комментарии в Sunday Times. Один сказал:

«Уильям не будет мстить сейчас и вообще никогда не будет, потому что он человек достоинства и невероятно воспитан и порядочен, он сохранит благожелательность. Для него невероятно получать жестокие, трусливые удары и так грустно продолжать видеть отношение брата. Он хранит молчание ради блага своей семьи и страны».
И именно таков Уильям.

Для него корона и страна это будущее его и его детей, его народа. Да, он продолжает молчать и работать, не потому, что ему нечего сказать, а потому, что, как и учила его Елизавета Вторая, его молчание является достаточным ответом.

Второй друг рассказал Times:

«Ему придется пережить целый ряд трудных и жестоких моментов , но Уильям твердый парень. Он внимательно следует примеру королевы и стойко защищает свою семью, а также Фирму. Он не собирается сдаваться».

Королева, королева-мать и принц Филипп с самого начала учили принца Уильяма тому, что ключевым моментом является долг и верность стране и семье. Вы никогда не выносите грязное белье на публику, никогда не проявляете слабость на публике. Несмотря на трудности, вы сохраняете спокойствие и тишину и просто продолжаете двигаться дальше.

Именно так королева решала проблемы, и это философия, которой придерживаются и Кэтрин, и Уильям. Как бы не было ему тяжело терять сейчас брата.

Источник: https://dzen.ru/a/ZVhQ9fmypAYfnHA5

0

103

"Если Михалков об этом заговорил на центральном канале, значит, Путин услышит": У русских появилась надежда

Никита Сергеевич в очередном "Бесогоне" рассказал о том, как английские спецслужбы пошагово вредят России, насаждая у нас радикальные идеи. Подробности читайте в материале "Новороссии".

Начал режиссер с восхищения гиперзвуковым комплексом "Орешник", который пришелся как раз кстати под смену власти в США.

Я уже не говорю о том, что эта ракета, "Орешник", может нести ядерный заряд огромной мощности, около 900 килотонн. Это приблизительно 50 Хиросим. Не хотелось бы, чтобы это было применено, но как предупреждение, мне кажется, это важно знать всем,
– сказал Михалков.

Однако у Запада есть оружие, которое не уступает "Орешнику" в своей разрушительной мощи. В первую очередь это лоббистские возможности продвигать в России совершенно безумную политику по завозу иноземцев. Подобным, по словам режиссера, последовательно занимается британская разведка.

Можно вспомнить, как недавно из столицы выгнали шесть сотрудников посольства Соединенного Королевства. Они, как выяснили наши оперативники, вели подрывную работу, координировали протесты и через своих людей продвигали экстремистские темы в среде приезжих азиатов.

Через этих самых "агентов" была создана специальная сеть, которая под эгидой помощи приезжим прикрывала этнические группировки, оказывала юридическую поддержку радикалам. И всё это финансировал Форин-офис. "Агенты влияния" собирают эту силу, чтобы однажды она выстрелила и спровоцировала большие внутренние конфликты,
– рассказывает Михалков.

Кто помогает диаспорам

Режиссер рассказал, что в год начала СВО Форин-офис выделил 225 миллионов рублей на реализацию различных проектов в сфере завоза иноверцев к нам. Огромные деньги получили:

Фонд "Безопасный дом"
Приволжский миграционный центр
отделение Российского Красного Креста в Санкт-Петербурге
общественная организация "Уральский дом"
Бюро Международной организации по миграции в Москве.
По словам Михалкова, через различные НКО запад перепрошивал мозги молодому поколению. В том числе под раздачу попали и мигранты, приезжающие в нашу страну. Это благодаря британским проектам они так не любят русских и проявляют агрессию.

Михалков приводит слова политолога Сергея Михеева, который подчеркивает, что аналогичные процессы уже доконали Европу и навсегда изменили ее облик:

Создаются государства в государстве, огромные анклавы, которые не желают жить по законам страны. И они, на самом деле, существуют в парадигме этнического национализма, в лояльности тому государству, откуда они приехали, и религиозному экстремизму. Отсюда и криминальное поведение и демонстративное нежелание уважать законы. И всё это создает ситуацию, при которой это становится угрозой национальной безопасности.
"Они её тормозят"

При этом разговоры, будто миллионы приезжих тянут на своем горбу экономику России, на самом деле не имеют никакого отношения к реальности. Они ее, напротив, тормозят. Огромная масса неквалифицированных рабочих – это не то что нужно для развития современной России. Отдельно следует выделить этническую преступность.

Пока наши мужчины воюют, в тылу пухнут как на дрожжах всевозможные ОПГ под видом диаспор. Им удается коррумпировать силовиков, закрывающих глаза на преступные деяния этнических банд.

Путин услышит

Михалков подчеркивает, что на здоровую критику нам то и дело кричат, что мы разжигаем межнациональную ненависть и так далее. Но то, что происходит, – это по сути размывание государственной власти, угрожающее национальной безопасности. И если власти и дальше станут закрывать глаза на неадекватную политику завоза иноземцев, произойдет катастрофа.

Под материалом на эту тему на Дзен-канале Царьград, появился комментарий:

Если Михалков об этом заговорил на центральном канале, значит, Путин услышит.

У русских появилась надежда, ведь, несмотря на разговоры и новые законы, пока мы не ощутили спокойствия. Каждую неделю приходят новости о том, как иноземцы избивают, насилуют, грабят русских людей и подкупают полицию целыми отделами…

Источник: https://dzen.ru/a/Z3KfzIXaJ3zGOdZf

+1

104

Как сделать прогулки максимально полезными — рекомендации ученых

Ежедневная 10-минутная прогулка может значительно снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта и даже некоторых видов рака. Однако можно усилить пользу от этого простого действия. Вот пять способов сделать ваши прогулки эффективнее, основываясь на данных исследований British Medical Journal.

1. Изменяйте скорость

Чередование быстрого и умеренного темпа, известное как интервальная ходьба, помогает улучшить выносливость сердечно-сосудистой системы и нормализовать уровень сахара в крови. Это подтверждает исследование, опубликованное в журнале Medicine & Science in Sports & Exercise: у участников с диабетом 2 типа, которые в течение четырех месяцев чередовали три минуты быстрой ходьбы с тремя минутами умеренной, наблюдалось значительное улучшение физической формы и метаболических показателей.

Чтобы внедрить это в практику, попробуйте ускоряться на несколько минут, а затем возвращаться к обычной скорости. Повторяйте этот цикл, чтобы повысить частоту сердечных сокращений и сжечь больше калорий.

2. Ускорьте темп

Скорость ходьбы имеет значение. Анализ данных более 50 000 участников, опубликованный в British Journal of Sports Medicine, показал, что быстрая ходьба (около 5 км/ч) связана со снижением риска смерти от сердечно-сосудистых заболеваний и рака.

Определить подходящий темп просто: идите так, чтобы дыхание учащалось, но вы все еще могли поддерживать разговор.

3. Добавьте вес

Ношение утяжеленного жилета или рюкзака делает прогулки более интенсивными. Исследования подтверждают, что дополнительный вес (примерно 5% от массы тела) увеличивает силу мышц и помогает сжигать больше калорий. Например, человек весом 80 кг может начать с добавления 4 кг к рюкзаку. Постепенно увеличивайте нагрузку, чтобы избежать травм.

4. Используйте холмы и лестницы

Ходьба в гору или по лестнице активирует мышцы ног и ягодиц, усиливая тренировку. Подъем сжигает больше калорий, а спуск под гору улучшает равновесие и функциональность мышц.

5. Практикуйте осознанную ходьбу

Прогулки полезны не только для тела, но и для психики. Осознанная ходьба — техника, включающая концентрацию на каждом шаге, дыхании и окружающем мире, — снижает уровень стресса. Исследование из Journal of Psychiatric Research показало, что месячная практика осознанной ходьбы улучшает настроение и психическое здоровье.

Чтобы начать, сосредоточьтесь на ощущениях от каждого шага, звуках и видах вокруг. Это поможет снизить тревожность и сделает прогулки более приятными.

Как безопасно и эффективно ходить Разминайтесь перед прогулкой и завершайте ее легкой растяжой. Носите удобную обувь с поддержкой. Следите за гидратацией, особенно в жаркую погоду, проще говоря, пейте нужное количество воды. Прислушивайтесь к своему телу: замедляйтесь или делайте перерыв при появлении боли.

«Скорректировав темп или технику, можно превратить простую прогулку в полноценную тренировку для здоровья сердца и тела», — отмечают авторы исследования.
Ходьба остается одним из самых доступных и универсальных способов укрепить здоровье.

Источник: https://dzen.ru/a/Z3UwP5w91QFdMK1m

+1

105

"Нельзя верить людям — их нужно знать...". Мудрость в цитатах

Иногда жизнь преподносит нам самые неожиданные уроки, заставляя взглянуть на привычные вещи с другой стороны. Мы учимся через ошибки, боль, радость и разочарования.

Как часто мы сталкиваемся с вопросами, на которые нет простых ответов: кому доверять, как справляться с потерями, что действительно важно? В мире, где эмоции могут стать как нашим лучшим другом, так и злейшим врагом, важно научиться понимать себя, других и ценить каждый момент. Я приглашаю вас почитать цитаты мудрых людей, которые помогут глубже осмыслить жизнь и, возможно, найти ответы на самые сложные вопросы: https://dzen.ru/a/ZpOKXD9xwGZkmA1-

+1

106

Как сразу "раскусить" человека: у Фрейда был гениальный трюк. Как понять человека

Увы, мы легко можем ошибаться в людях. Годами. Как понять, кто перед нами на самом деле – человек с внутренним стержнем или кто-то, чьи эмоции легко могут выйти из-под контроля и когда настанет момент, когда все, это за гранью?

Иногда первое впечатление обманчиво, и под маской вежливости или дружелюбия скрывается совсем другая личность.

Мудрецы, философы и психологи пытались разгадать человеческую натуру и найти простой способ «читать» людей, чтобы не тратить свое время впустую.

Например, римский философ Сенека говорил, что «душевный покой – высшая добродетель».

Способность человека контролировать свои эмоции говорит о его духовной зрелости. Если кто-то сохраняет спокойствие, несмотря на трудности вокруг, это, скорее всего, отражает сильный внутренний мир, устойчивость и зрелость. Такие люди, как правило, не тратят свою энергию на пустяки, а фокусируются на действительно важных вещах.
Лев Толстой добавлял ещё одно ценное наблюдение: «Чтобы видеть ясно, достаточно переменить направление взгляда».

Он призывал к объективности, напоминая, что не стоит сразу судить людей по поверхностным впечатлениям. Порой нужно «переменить взгляд» и посмотреть на человека под разными углами, чтобы увидеть более точную картину.

Карл Юнг дополняет эти идеи понятием теневой стороны личности, которая проявляется в стрессовых ситуациях. Даже если человек кажется доброжелательным и открытым, именно в трудные моменты можно увидеть, что он скрывает от окружающих и иногда даже от самого себя.

Интересную мысль выдвинул и Марк Твен, великий американский писатель:

"Я могу больше сказать о человеке в течение часа игры, чем за год разговора."
Куда больше информации о человеке можно почерпнуть, наблюдая за его спонтанным поведением и реакциями в ситуациях взаимодействия, нежели из формальных бесед или расспросов.

Во время игры или другой совместной активности люди зачастую снимают маску вежливости и позволяют своей истинной натуре проявиться. Непроизвольные жесты, мимика, тон голоса - все это дает гораздо больше ключей к пониманию личности, чем тщательно отфильтрованные слова.

Спонтанные ответы на проблемы и трудности, а не отшлифованное публичное поведение, раскрывают подлинную сущность.

Фрейдовский подход: что нас раздражает?

Зигмунд Фрейд подошел к вопросу наблюдения за людьми с другой стороны. Он заметил, что характер человека особенно ярко проявляется в том, как он реагирует на внешние раздражители.

«Масштаб вашей личности определяется величиной проблемы, которая способна вывести вас из себя»
И эта фраза - как простой, но действенный инструмент для понимания людей. Понаблюдайте, что способно нарушить внутренний покой человека – и вы многое узнаете о его личных ценностях и характере.

Представьте человека, который остаётся невозмутимым, даже когда сталкивается с серьёзными трудностями. Это говорит о его уравновешенности и способности держать ситуацию под контролем, что отражает зрелую и уравновешенную личность.

Люди, которые не позволяют мелочам нарушить своё спокойствие, как правило, уверены в себе и умеют расставлять приоритеты.

Еще один ключевой момент - это реакция человека на критику или неудачи. Как он реагирует, когда что-то идет не по плану или когда кто-то указывает на его ошибки?

Если человек выходит из себя из-за пустяков, это может говорить о низкой устойчивости и некоторой зависимости от внешних обстоятельств. Те, кто позволяют себе раздражаться по мелочам – например, из-за очереди, погоды или небольшой задержки, – зачастую внутренне не так сильны, как могут показаться.

Поведение, которое демонстрирует человек, когда что-то выводит его из равновесия, является ключом к пониманию его характера и личности.
Так как же применить "трюк Фрейда" на практике? Конечно, первое - стоит обратить внимание на реакции человека на неожиданные ситуации. Люди обычно показывают свою истинную сущность, когда сталкиваются с чем-то, что нарушает привычный ход событий.

Мелкие неприятности или раздражители, которые выводят человека из себя, многое расскажут о его темпераменте, эмоциональной устойчивости и скрытых комплексах.

Не менее важно внимательно следить за невербальными сигналами. Порой мимика, жесты и поза человека сильнее его слов. Микровыражения лица, которые почти неуловимы, также могут выдать истинные эмоции, которые человек пытается скрыть.

Спокойствие и готовность к конструктивному обсуждению говорят об уверенности в себе и зрелости личности. В то время как агрессивные или чрезмерно эмоциональные реакции могут свидетельствовать о ранимости и неуверенности.

Как наблюдать за мелочами

Наблюдайте за тем, как человек ведет себя в повседневной жизни. Это важно.

Как относится к другим людям, как реагирует на неожиданные события? Например, человек, который уважительно и вежливо общается с обслуживающим персоналом, скорее всего, заботлив и внимателен.

А тот, кто сразу начинает критиковать, если что-то идёт не по плану, вероятно, склонен к переменам настроения. И это не всегда безопасно.

Чтение человека по его реакциям – это не только способ лучше разбираться в других, но и путь к самопознанию. Наблюдая за другими, мы узнаём многое и о себе: где у нас тоже проявляется раздражение, что нас выводит из равновесия и что заставляет чувствовать себя неуверенно.

Зрелые, уверенные в себе люди, как правило, стараются не искать виновных, не перекладывать ответственность на других. Это важно.

Они умеют держать под контролем негативные эмоции, не срываясь на близких, а вместо этого сосредоточены на поиске конструктивных решений.

Источник: https://dzen.ru/a/ZyzFOZPJiHkNuR-a

0

107

О жизни и воспитании - просто

Не говори другим, что у тебя всё хорошо: мудрые жизненные советы со смыслом

30 октября 2024

Иногда всего лишь одна фраза способна кардинально изменить наше восприятие жизни, заставляя сердце биться в унисон с новыми эмоциями или, наоборот, даруя утешение в самые мрачные часы. Эти проницательные слова, подобно теплому лучу света в темном коридоре, ведут нас, когда мы начинаем терять надежду, и помогают восстановить связь с самим собой.

Они напоминают, что жизнь – это бесконечное путешествие, насыщенное не только счастливыми моментами, но и испытаниями. В каждом из этих испытаний, даже в боли, заключена своя сила. Все мы проходим через трудности, разочарования и утраты, именно они формируют нашу стойкость, углубляют понимание и развивают мудрость.

Эти мудрые высказывания – не просто набор слов, а отражение нашего внутреннего мира, который шепчет в моменты сомнений: «Ты не одинок. Твоя боль, слёзы и мечты имеют значение. Всё это составляет твою сущность».

Пусть эти слова сопровождают вас, напоминая о том, что даже в самых сложных ситуациях всегда есть пространство для света, любви и надежды.

Как говорил один мудрец: "Свет не может существовать без тьмы, и именно в тьме мы учимся видеть".

Подробности: https://dzen.ru/a/ZyIgzK4YLArwmQnk

+1

108

Постмодернизм, абсурд, поток мысли – у этих книг много описательных слов. Чаще всего они либо вызывают недоумение, либо досаду, либо бешеный восторг. Равнодушных найти сложно.

9 самых трудных книг: https://dzen.ru/a/ZYfkypVQmy2ETbkh

0

109

Кого можно считать коренным «Петербуржцем»?

Читаем и смотрим ретро-фотографии: https://dzen.ru/a/Y4i_L8UtdgDpwMDk

0

110

«Я — француженка, муж — бельгиец, но сердцем, умом и душой мы русские»: как потомки Пушкина живут в Европе

В 2024 году Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина объявил слово «Пушкин» словом года, что совпало с 225-летием великого поэта. Супруги Мария-Мадлен Пушкина-Дурново и Александр Пушкин, потомки великого русского поэта, рассказали RT о своих семейных традициях и политических вызовах русской культуре за рубежом.

— Какие у вас рождественские и новогодние традиции? Готовите ли вы на Новый год салат оливье?

Мария:

— Мои родители были очень верующими людьми, и в канун Рождества мы ходили на службу в русскую православную церковь в Париже. А потом возвращались домой и садились за праздничный стол. Ещё раньше мы очень любили наряжать ёлку. Наши родители, когда мы были маленькие, делали это очень красиво. Ёлку освещали настоящие свечи на маленьких прищепках с подносиками, куда стекал воск. Ещё там висели маленькие яблоки и мандарины. Всё это были настоящие вещи.

Мама готовила борщ, разные салаты и мясо. А если позволяло время (ведь четверо детей — это большая нагрузка), тогда она делала ещё заливное из рыбы и холодец.

Александр:

— Мои родители тоже были очень верующими. В этом наши семейные традиции с Марией очень похожи. Мы каждый год ходили в сочельник в церковь, затем был праздничный обед, на котором подавали мясо, рыбу, пирожки, холодец.

Мы и сейчас стараемся соблюдать русские традиции. К сожалению, это становится всё труднее: мы стареем, нам уже больше 80 лет. Готовить довольно трудно. Но на Новый год, конечно, как у всех русских, у нас всегда на столе оливье. Это традиция — и не только на Новый год, но и по другим поводам. Мы очень любим этот салат.

Читайте дальше: https://dzen.ru/a/Z3vYqCbj0llJg_UY

0

111

История «проклятых» драгоценностей: фамильные серьги князей Мещерских у первой леди СССР
6 февраля 2024

Столетиями редкие драгоценные камни и уникальные ювелирные украшения пишут собственную историю. Разумеется, создают ее они не сами по себе, а по воле именитых владельцев, проживающих яркую жизнь, к которой приковано внимание окружающих. И сегодня я представлю вам таинственную историю бриллиантовых сережек из коллекции Мещерских, что считаются «проклятыми». Заинтриговала?

Тогда продолжим: https://dzen.ru/a/ZbypEj1qtHYJ52GR

0

112

Таинственный гул, который слышат лишь 2 процента людей, впервые записали!
11 января 2025

Людей считали сумасшедшими, но тайна наконец-то раскрыта спустя 50 лет! Оказывается, звук действительно существовал. Если, конечно, вас убедит последняя теория: далеко не всех она устраивает, хотя кажется очень логичной.

В этой статье расскажу об очень интересном феномене, который считали выдумкой до недавних пор: начиная с 1960-х годов, люди по всему миру стали слышать странный звук: очень низкий басовитый гул. Иногда он пропадает, иногда возвращается...

Вот, например, один из 2 процентов людей: спрашивает большими буквами "КТО-НИБУДЬ ЕЩЕ слышал это..."

Подробности: https://dzen.ru/a/Z3NANme2824Gf5Jv

0

113

Зачем читать классику в ХХI веке?

Некоторые люди утверждают, что читать классическую литературу — абсолютно бесполезное занятие, ведь на дворе 21 век, зачем нам этот пережиток прошлого? А действительно, зачем?

Дворян и их жгучего желания рассуждать о судьбах России за чашечкой чая больше нет, нравы устарели, никто не ходит на балы, крепостное право давно отменили, так что без толку сочувствовать угнетённому народу; нет надобности и писать длинные, любовные письма на французском, соцсети и мессенджеры избавили людей от этой проблемы… Так правда, зачем же читать классику?

Чтобы погрузиться в другую эпоху

Самым очевидным будет сказать, что классику стоит читать ради погружения в другую эпоху, в другую среду. И это действительно так. Ведь художественная литература — самый простой способ посмотреть на жизнь в другом времени.

С помощью классических книг можно понаблюдать за тем, как сильно отличалась культура и жизнь в разных городах. Можно узнать о жизни в других, таких далеких и кажущихся недосягаемыми странах, как США, Англия, Индия, Япония или Китай.

Не стоит и забывать, что каждая книга — это определенный период в истории. Никогда не лишним будет освежить в памяти тот исторический контекст, в который вписан сюжет произведения. Таким образом можно лучше разобраться в событиях, мотивации персонажей и их поступках.

Чтобы понять, как развивалась литература

Если вы хотите проследить как развивалась литература, понимать отсылки из одного произведения к другому, то без чтения классической литературы никак не обойтись. Литературные направления перетекали из одного в другое — так и шло развитие. И литература развивается до сих пор: автофикшн, метамодернизм, докуроман… — все эти новые литературные направления не появились из ниоткуда, а выросли из других.

Трансформировать речь

Возможно чтение классики и не улучшит вашу грамотность, но речь точно наполнится новыми словами, станет ярче и выразительней. Широкий речевой диапазон позволяет общаться в современном мире на совершенно другом уровне. Кроме того, чтение классики может развить эстетический вкус, ведь красота изложения, изысканность стиля, богатство и изящность речи людей прежних эпох просто неоспорима.

Познать азы психологии

Классика не только способствует духовному развитию, но и знакомит с азами психологии. Она помогает лучше понимать причины и следствия того или иного поведения, узнать поближе человеческие характеры.

Да, сейчас другое время, но истинные ценности остались прежними — семья, дружба, любовь, порядочность... В классических произведениях много времени уделяется описанию характеров героев, мотивам поступков — почему они поступают так, а не иначе, что ими движет? Получая ответы на эти вопросы мы учимся понимать природу человеческих отношений.

Классика — это не только про прошлое, но и про настоящее

Многие отдают предпочтение только современной литературе, аргументируя это тем, что она им ближе и понятнее. Да, действительно, это логично. Вот только сколько бы лет или веков не прошло, люди совсем не изменились. Человеческие эмоции, чувства, проблемы не меняются. Поэтому классика не устаревает. У нас те же страхи, мечты и цели. Люди так же тщеславны, честолюбивы, любят деньги, хотят любви и признания. И если из классических произведений убрать антураж своего времени, то останется актуальный сюжет.

Классика — это про разнообразие

Классика — это целый спектр самых разных по своей сути произведений, среди которых абсолютно каждый может найти для себя что-то интересное. Многие писатели-классики были остроумными, саркастичными, смелыми, безбашенными и глубоко чувствующими. Они писали не только в реализме, но и в совершенно разных жанрах: фантастика, фэнтези, детектив, приключения… Классическая литература — огромный, многогранный мир, который готов открыться каждому, стоит только попробовать его оценить. Главное — не становиться заложниками собственных предубеждений.

С вами была литературный обозреватель и эссеист Гузель Зиятдинович: https://dzen.ru/a/YvTX6ovy5TFiEaEg

0

114

Первая актриса нашего периода
Сегодня
10 января умерла народная артистка России Евгения Добровольская. О том, какой она была на сцене и в жизни, вспоминает Сергей Николаевич.

Посвящается Евгении Добровольской

Сегодня похороны. В стародавние времена на театральном фасаде в Камергерском переулке вывешивали траурные флаги с золотыми вензелями и оркестр исполнял траурный марш Ильи Саца из «Гамлета» Гордона Крэга. Marche Funebre. Я эти флаги воочию видел только однажды, когда хоронили Юрия Богатырева. Женя Добровольская любила вспоминать известную историю, вошедшую в мхатовские анналы, когда на каком-то спектакле раскрылся занавес и Юра после томительной паузы, обращаясь к зрительному залу, растерянно сказал: «Я совсем не понимаю, зачем я живу». Все, разумеется, ждали продолжения. Но занавес закрылся, и спектакль отменили. Сегодня вечером тоже спектакля не будет. МХТ и вся театральная Москва прощаются с актрисой Евгенией Добровольской.

У нас в театре почему-то принято уходить парами. Есть тут какая-то мистика или таинственное совпадение. Все помнят, что после Анатолия Папанова вскоре умер Андрей Миронов. А в мае 2000 года один за другим ушли — вначале легендарная актриса МХАТА Ангелина Степанова, а спустя неделю — художественный руководитель Олег Николаевич Ефремов.

Вот и сейчас 11 декабря 2024 года театр попрощался со своей старейшиной, актрисой Раисой Викторовной Максимовой, а через месяц — новые проводы безвременно рано ушедшей Евгении Добровольской.

Тридцать три года она прослужила в МХТе. Это был ее театр, ее дом. Почти каждый день на служебном входе ее встречали бронзовые отцы-основатели, один из которых — Олег Ефремов — приходился ей какое-то время родственником. Недобрые театральные люди любили посплетничать на предмет ее родственных связей. Мол, Добровольская вырвалась в звезды не просто так. Свекор ей явно благоволил. А иначе никаких главных ролей ей бы сроду не видать. Все ложь и наветы. Свои роли Добровольская получала по праву таланта. Примечательно, что его признали сразу два непримиримых врага — Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Ведь после ГИТИСа Женю взяли в «женский» МХАТ на Тверском бульваре. И она там даже какое-то время служила. Без особых, впрочем, перспектив. Тем не менее за все эти тридцать лет в ее трудовой книжке числятся только две записи — актриса МХАТ им. Горького и МХТ им. Чехова.

Сейчас я думаю, как им всем не повезло, этим детям театрального развала и разгрома . Их творческие биографии начались с самоубийственных распрей, сотрясавших театр и всю нашу жизнь. Взрослые, вырвавшиеся из советского цензурного гетто, неистово делили места «у колонн» или устремились на заработки в открывшиеся заграницы. Народ, осаждаемый проблемами выживания, к театру заметно охладел. Почти все кино в 90-е было кооперативное, дешевое и страшное, как шмотки, купленные на Черкизоне. Все чего-то пилили, делили, урывали. Что оставалось им, детям перестройки? Пить, когда было на что. Гулять, если было с кем. Вся история «Современника-2», затеянная Михаилом Ефремовым при самом активном участии Жени Добровольской, — это такой беспрерывный парад-алле под грохот опустошаемых бутылок. Праздник непослушания. Вызов великим предкам и предшественникам.

Читаем дальше: https://dzen.ru/a/Z4YuzAYSLyYMk_N1

0

115

«Служить бы рад…» Александр Грибоедов

225 лет назад, 15 января 1795 года, родился Александр Сергеевич Грибоедов, автор одной гениальной комедии и главный герой не менее яркой судьбы

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

«Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны», – говорил о Грибоедове Александр Пушкин. И впрямь жизнь поэта и дипломата не уступает мушкетерским романам Александра Дюма по обилию опасных поворотов, схваток, взлетов и падений... И личностью он был сложной, колючей, ранимой и сильной одновременно.

Его далекий предок Ян Гржибовский в начале XVII века переселился в Россию из Польши в свите Лжедмитрия I. В России Гржибовские превратились в Грибоедовых. При царе Алексее Михайловиче один из представителей этого рода – Федор Грибоедов – благодаря незаурядным талантам достиг высокого положения при дворе. Он искусно владел пером, был одним из составителей Соборного уложения 1649 года и создал панегирическую «Историю о царях и великих князьях земли Русской».

И мать, и отец автора «Горя от ума» принадлежали к разным ветвям одного рода – Грибоедовых. Только Анастасия Фёдоровна происходила из богатой, а Сергей Иванович – из захудалой семьи. Неудивительно, что мать в семье верховодила. Отца – отставного секунд-майора – всерьёз интересовала только карточная игра… Высшим авторитетом в их доме считался брат матери, Алексей Фёдорович Грибоедов – образцовый помещик и светский лев, которого будущий писатель невзлюбил с ранних лет. Дядя стал для него символом великосветской бессмыслицы, которую Александр ненавидел. Если нужно было «приложиться к ручке» какой-нибудь знатной дамы – он предпочитал сказаться больным.

Дом Грибоедовых славился музыкальными вечерами. Александр с раннего детства считался талантливым музыкантом и композитором-импровизатором. Это увлечение он сохранил на всю жизнь. К сожалению, к записи своих музыкальных сочинений он относился небрежно, зато те два вальса, которые остались от Грибоедова-композитора, исполняются и в наше время.

Он удивлял воспитателей своей глубокой сосредоточенностью и даже ранней мудростью. В наше время Грибоедова непременно назвали бы вундеркиндом. И в Благородном пансионе, и в Московском университете он был на несколько лет моложе однокашников, но учился без натуги и выделялся блестящими знаниями. Еще юношей Грибоедов свободно владел французским, английским, немецким и итальянским, понимал латынь и греческий, позже выучил несколько восточных языков.

На кафедре в те годы царил Алексей Мерзляков – знаток риторики и поэзии, стихотворец и оратор, от которого, говоря по чести, частенько разило ромом. Его еще мальчишкой приметила императрица Екатерина. Мерзляков слагал ей оды, а прославился песнями в народном духе, одна из которых – «Среди долины ровныя» – известна и в наше время. В те годы почтенный профессор считался литературным старовером: он восхищался Ломоносовым и Державиным, к новой волне в русской поэзии относился не без раздражения. Грибоедову мерзляковский консерватизм во многом оказался близок.

В то время кумиром читающей публики был молодой поэт и драматург Владислав Озеров и не было в Петербурге более популярного зрелища, чем его романтическая трагедия «Димитрий Донской». Грибоедов высмеивал эту моду и даже написал пародийную драму «Дмитрий Дрянской», в которой не пощадил модные романтические увлечения тогдашних театралов.

Корнет и дуэлянт

Как только армия Наполеона перешла Неман – Грибоедов добровольцем встал в воинский строй. Его приняли корнетом в ополченческий Московский гусарский полк, который формировал на свои средства граф Пётр Салтыков – внук знаменитого фельдмаршала, героя Семилетней войны. Принять участие в боевых действиях Грибоедову не удалось: вплоть до взятия Парижа русскими войсками он состоял в кавалерийском резерве. Там он сдружился с Александром Алябьевым – офицером иркутского полка и замечательным музыкантом. В последние месяцы войны Грибоедов служил при штабе генерала Андрея Кологривова, с которым надолго сохранил добрые отношения. Как только войны отгремели – Грибоедов уволился из армии. Сменил гусарский ментик на мундир министерства иностранных дел – чтобы служить, а не прислуживаться. И служить «не лицу, а Отечеству».

Молодой дипломат поселился в столице. В кругу литераторов и артистов к нему относились почти восторженно, хотя ничего значимого к тому времени Грибоедов не написал… Актер Петр Каратыгин однажды подивился: «Сколько Бог вам дал талантов! Вы поэт, музыкант, ученый, к тому же, были лихим кавалеристом!» Грибоедов ответил на комплимент саркастически: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего».

Во время «литературной войны» между карамзинистами и сторонниками министра просвещения Александра Шишкова молодой Грибоедов не примыкал ни к кому. Посмеивался и над прогрессистами, и над консерваторами. Единомышленника и соавтора он нашел в Павле Катенине, который к тому времени успел прославиться переводами из Гёте и Шиллера.

Держался Грибоедов несколько заносчиво, в молодые годы не избегал салонной круговерти. Был горяч. «Он не мог и не хотел скрывать насмешки над подслащённой и самодовольной тупостью, ни презрения к низкой искательности, ни негодования при виде счастливого порока. Кровь сердца всегда играла у него на лице», – вспоминал Александр Бестужев.

Портрет Авдотьи Ильиничны Истоминой (1799-1848). Музей Пушкина

И с такими замашками Грибоедов вошёл в сонм поклонников балерины Авдотьи Истоминой – той самой, о которой Пушкин писал: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна».

Грибоедов не претендовал на сердце танцовщицы, но его забавлял любовный многоугольник, который выстраивался вокруг неё. С этим увлечением связана самая известная дуэльная история Грибоедова. Именно он однажды после спектакля привез балерину на квартиру своего приятеля Александра Завадовского, где она провела двое суток. Этот визит привел в ярость записного ухажера Истоминой Василия Шереметева. По законам благородного общества, им оставалось одно – поединок. Секундантом Завадовского стал Грибоедов, Шереметева — известный бретер, корнет лейб-уланского полка Александр Якубович, по определению современника – «храброе и буйное животное». Причем после первого поединка должна была состояться и дуэль секундантов… Но Завадовский пристрелил Шереметева. Увидев, что их товарищ смертельно ранен, секунданты отложили свою схватку.

С Якубовичем они встретились в Тифлисе. Там, «на холмах Грузии», и стрелялись.

Александр Иванович Якубович (1792-1845). акварель Н.Бестужева, 1831 г. Фото: Wikimedia
Сведения об этой дуэли разноречивы – как это всегда и бывает в подобных случаях. Но, скорее всего, у обоих имелись серьезные намерения. Якубович стрелял первым. Грибоедов отделался ранением в руку. Сам он целил обидчику в голову – и едва не попал. С тех пор раздробленный мизинец мешал Грибоедову музицировать, и он заказал специальный чехол, который надевал на покалеченную руку, чтобы по-прежнему играть на фортепьянах.

Горе от ума

«Чем просвещеннее человек, тем полезнее он Отечеству», – говорил Грибоедов. И старался следовать этой максиме. Когда ему предложили занять вакансию посольского секретаря в Персии – он незамедлительно согласился. Там, за три года, в совершенстве изучил фарси и даже научился слагать недурные стихи на языке Хайяма. Но главное – именно там он написал «Горе от ума». Комедия с московским колоритом впервые привиделась ему в стране Саади, в беседке, во время дневного сна в саду. Впрочем, возможно, это легенда. Есть свидетельства, что он замыслил нечто подобное «Горю» еще в 1812 году или чуть позже.

Эриванская крепость — место, где впервые была поставлена пьеса. . Сегодня — территория Ереванского комбината «Арарат». Фото: Wikimedia

Но в Тифлисе и в Персии у поэта быстро сложилась галерея характеров. Сам Грибоедов так объяснял Катенину план своего «Горя»: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку… и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим… Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют… он ей и всем наплевал в глаза и был таков». Эта пьеса и в наше время остаётся загадкой, которую каждый режиссер, каждый актер, да и читатель пытается раскрыть по-своему. Сатирическая комедия и психологическая драма в одном клубке. Усмешка пополам со страданием, сарказм, перемешанный с исповедью. Ведь «горе от ума» и «мильон терзаний» – это то, из чего состояла жизнь самого Грибоедова.

Он прочитал в лицах свою комедию самому популярному русскому поэту того времени – Ивану Крылову. Старик выслушал всю пиесу не перебивая, но в финале махнул рукой: «Цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила». Крылов – сам служивший цензором – не ошибся. Грибоедову так и не удалось ни опубликовать полный текст комедии, ни увидеть её на сцене. И всё-таки он познал сладость писательской славы: количество рукописных копий «Горя» превышало тираж любого тогдашнего литературного журнала. А Пушкин первым заметил, что половина строк грибоедовской комедии «должны войти в пословицу».

Ни один литературный разговор в те годы не обходился без цитат из Грибоедова. А он всё чаще ощущал себя белой вороной. Его тянуло подальше от светской суматохи – туда, где ощущался русский дух. «Только в храмах Божиих собираются русские люди, думают и молятся по-русски. В русской церкви я – в отечестве, в России!» – признавался Грибоедов. Мало кто из его ровесников в те годы испытывал подобные чувства.

Грибоедов, к ужасу вольнолюбивого общества, дружил с Фаддеем Булгариным – ярым «охранителем» и заклятым врагом литераторов пушкинского круга. Именно Булгарину удалось опубликовать отрывки из «Горя от ума» в альманахе «Русская талия». Ему же Грибоедов оставил свою комедию «в полную собственность», в последний раз отбывая в Персию.

После «Горя» он прожил девять лет, но так и остался классическим автором одной книги. Куда-то исчезла легкость стиха, не уступавшая крыловским басням. Исчезли крылатые выражения. Даже в грибоедовских письмах маловато литературного блеска. Ума, иронии, прозрений там в избытке, но стиль тяжеловесен, далек от ювелирной огранки. Это скорее эпистолии политика, который интересовался изящной словесностью, чем поэта, ставшего дипломатом. Да и его стихи – что ранние, что поздние – не идут ни в какое сравнение с «Горем». Творческое бессилие угнетало его: «Ну вот, почти три месяца я провел в Тавриде, а результат нуль. Ничего не написал. Не слишком ли я от себя требую? Умею ли писать? Право, для меня все еще загадка. Что у меня с избытком найдется, что сказать, – за это ручаюсь. Отчего же я нем? Нем, как гроб!»

Памятная надпись на стене комбината. Фото: Wikimedia

Замыслы были. И главный из них – пьеса о 1812 годе, абсолютно непохожая на «Горе от ума». Он хотел написать настоящую патетическую трагедию – панегирик русской воинской славе. Действие начиналось на Красной площади и в Кремле. В Архангельском соборе «возникают тени давно усопших исполинов – Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра». Далее – пожар Москвы и отступление Бонапарта… Воплотить столь размашистый план так и не удалось.

От тюрьмы до ордена

После декабрьского восстания Грибоедов оказался под следствием. Его имя неосторожно упомянул на допросе Сергей Трубецкой. Почти полгода Грибоедову пришлось провести в заключении. Говорят, что надсмотрщики – по сходной цене – частенько выпускали его из затвора, чтобы подозреваемый мог от души поужинать и поиграть на рояле.

В те дни за Грибоедова хлопотал генерал Алексей Ермолов, у которого автор «Горя от ума» служил адъютантом «по дипломатической части». В итоге его – одного из крайне немногих – выпустили на волю с «очистительным аттестатом» и даже повысили в чине. Грибоедов действительно не имел отношения к восстанию, хотя дружил со многими декабристами. «Благородный образ мыслей, откровенность и чистота всех дел его и помыслов снискали ему милостивое внимание правосудного и великодушного монарха», – высокопарно рассказывал Фаддей Булгарин о встрече Грибоедова с простившим его царём.

Продолжение: https://dzen.ru/a/Z4ZOC0HDJDxQr8vm?from=feed&utm_referrer=https://zen.yandex.com&integration=site_desktop&place=more&secdata=CPmzmMXGMiACUKAJagUBAmssbIgBrbm5qZnTw7F/kAEA&clid=1400&rid=2646513550.1078.1736942547281.93744&referrer_clid=1400&

0

116

Павел Басинский: «Каждый русский не один раз в жизни цитировал "Горе от ума"»

Есть версия, что Пушкин и Грибоедов заключили пари: кто быстрее напишет произведение о лишнем человеке

Двести тридцать лет назад 15 января (по новому стилю) 1795 года в Москве родился гениальный русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Полный тезка А.С. Пушкина и главный его соперник на литературном поле в 20-е годы XIX века.
Есть версия (скорее всего, легенда), что на одном из светских раутов они заключили пари: кто быстрее напишет произведение о "лишнем человеке". Предполагаемый спор выиграл Грибоедов. Бессмертная комедия "Горе от ума" была закончена в 1824 году и появилась с цензурными сокращениями в альманахе "Русская Талия за 1825 год". "Евгений Онегин" был завершен шесть лет спустя, в 1831 году.

Читаем: https://godliteratury.ru/articles/2025/ … -cheloveke

0

117

11.10.2019

Текст: Дмитрий Шеваров

О забытом поэте замолвите слово. Владислав Озеров
11 октября исполняется 250 лет со дня рождения Владислава Озерова

Есть ценностей незыблемая скала

Над скучными ошибками веков.

Неправильно наложена опала

На автора возвышенных стихов.

<...>

Что делать вам в театре полуслова

И полумаск, герои и цари?

И для меня явленье Озерова —

Последний луч трагической зари.

Осип Мандельштам, 1914

___________________________________________

В русской литературе есть такие старинные полузабытые имена, о которых вспоминают лишь по круглым датам, почитая скорее легенду о писателе, чем самого писателя. Так мы недавно отдали юбилейную дань Ивану Андреевичу Крылову. Но вот его ровеснику и доброму приятелю Владиславу Александровичу Озерову не помогла даже круглая (250 лет!) дата.

В Петербурге, где в начале ХIХ века в трагедиях Озерова блистали великие Екатерина Семенова и Алексей Яковлев, где император после спектакля вручал драматургу драгоценный перстень, а театральная публика носила его на руках, - там о нем забыли.

В Тверской губернии, где в усадьбе Борки родился и умер Владислав Озеров, о выдающемся земляке помнят, но никаких средств на юбилей нет. Мало того: озеровская родовая усадьба нуждается в срочной реставрации, а надгробие Озерова на сельском кладбище разрушается.

В советское время в Борках был богатый колхоз «Путь Ильича» и в усадьбе Озерова председатель колхоза открыл картинную галерею. Одним из тех художников, кто помогал тогда создавать уникальную деревенскую галерею, был великий художник Борис Диодоров. Именно от него я узнал о 250-летии Озерова. Борис Аркадьевич рассказал мне, как уже несколько недель всем напоминает о юбилее первого русского драматурга - от властей Зубцовского района, где находятся Борки, до телеканала «Культура».

Неподалеку от озеровских Борков - село Погорелое Городище, где Борис Диодоров открыл музей ...Пушкина. На создание музея «Дорога к Пушкину» мастер отдал свою премию, полученную в прошлом году из рук президента за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового искусства иллюстрации.

Предполагается, что в Погорелом Городище Пушкин побывал в 1826 году, разыскивая жалованную грамоту царя Михаила Федоровича. После этого поэт написал Н. Раевскому: «Мой предок был всем, чем угодно, даже поджигателем, как это доказывается грамотой, которую я нашел в Погорелом Городище…»

Возможно, Пушкин заезжал и в Борки на могилу Владислава Озерова, который умер в 1816 году, за четыре года до этого лишившись рассудка. Озеров неизлечимо заболел осенью 1812 года, узнав о сдаче Москвы французам.

Такая впечатлительность, такая хрупкость души кажется нам сейчас странной, но именно ей мы обязаны стремительным взлетом русской словесности в годы царствования Александра I. За какие-то десять лет русская муза и русское слово проделали тот путь, на который у европейских литераторов ушли столетия.

Кстати, они очень симпатизировали друг другу. Батюшков называл Озерова «нашим Эвридипом», Орфеем, «печальным соловьем», «любимцем Мельпомены», посвящал ему стихи и скорбел о болезни Владислава Александровича, не ведая еще, что та же хворь сразит и его. «Русская Мельпомена, - писал Батюшков, - оплакивает еще своего любимца, столь ужасно отторженного от Парнаса, от всего человечества! Есть люди, которые завидуют дарованию! Великое дарование и великое страдание — почти одно и то же...»

Озеров и Батюшков воспитали в публике ту восприимчивость, без которой и Пушкин не был бы услышан. Вот как один из современников вспоминает о генеральной репетиции в 1808 году пьесы Озерова «Дмитрий Донской»: «Действие, производимое трагедиею на душу, невообразимо. Стоя у кулисы, я плакал, как ребенок, да и не я один: мне показалось, что и сам Яковлев в некоторых местах своей роли как будто захлебывался и глотал слезы...»

Фрагменты из трагедии Озерова «Эдип в Афинах» ставили во всех театрах России, даже в усадебных. В 1827 году в домашнем театре у Олениных в Приютино Антигону играла Анна Оленина, в которую тогда был влюблен Пушкин. Оленина не приняла его предложение руки и сердца, и Пушкин стал как-то холоден к Озерову, считая его бесконечно устаревшим. С этим категорически не соглашался Вяземский. Петр Андреевич до конца своих дней знал наизусть многие монологи из трагедий Озерова, а особенно часто твердил вот эти строки:

И тени в облаках печальны и безмолвны,

С вечерней тишиной, при уклоненьи дня

По холмам странствуют, искав вотще меня.

Я удалился вас, и оных мест священных,

За волны шумные, в страну иноплеменных,

Куда меня влекла могущая любовь.

Но вы не сетуйте: она и вашу кровь

В весенний возраст дней, как огнь, воспламеняла;

Улыбка красоты и вас равно пленяла.

Вы были счастливы; но я!..

Дорога к Пушкину и Озерову

До усадьбы Владислава Озерова в Борках и музея «Дорога к Пушкину» можно добраться на автобусе Москва — Зубцов от автостанции Северные Ворота (метро Ховрино). На машине из Москвы: по Новорижскому шоссе до Зубцова 200 км.

Подробности: https://godliteratury.ru/articles/2019/ … vite-slovo

0

118

Мудрость Юрия Левитанского

Юрий Левитанский, блестящий поэт, выразил суть этого путешествия в своём стихотворении “100 друзей”. В своих словах он размышляет о том, как тяжело поддерживать слишком много отношений, и о свободе, которую можно найти в простоте:

Ста рублей не копил — не умел.
Ста друзей все равно не имел.
Ишь чего захотел — сто друзей!
Сто друзей — это ж целый музей!
Сто, как Библия, мудрых томов.
Сто умов.
Сто высотных домов.
Сто морей.
Сто дремучих лесов.
Ста вселенных заманчивый зов:
скажешь слово одно —
и оно
повторится на сто голосов.
Ах, друзья,
вы мудры, как Сократ.
Вы мудрее Сократа стократ.
Только я ведь и сам не хочу,
чтобы сто меня рук — по плечу.
Ста сочувствий искать не хочу.
Ста надежд хоронить не хочу.
...У витрин, у ночных витражей,
ходят с ружьями сто сторожей,
и стоит выше горных кряжей
одиночество в сто этажей.

Его слова напоминают нам о том, что с возрастом тихая сила одиночества становится нашим выбором – сознательным решением обрести покой, размышление и подлинность.

Подробно: https://dzen.ru/a/Z4OznNv19SrPFWTQ

0

119

Почему в русском языке у радуги семь цветов
2 февраля 2024

Поговорим на страшную тему - о цветах радуги с точки зрения лингвистики и истории. Потому что нам сейчас кажется, что вот, в русском языке их семь, а везде их шесть, и вот мы такие все уникальные, такая у нас дорогая-богатая радуга, не то что в остальном мире (по крайней мере, такое впечатление иногда возникает довольно у многих людей, которые помнят, что в английском "голубой" и "синий" - это одно слово). Ну и, как бы, да, уникальность в русском названии цветов радуги есть, но лежит она не там, где кажется на первый взгляд.

Я вкратце скажу, что у разных народов названия цветов появлялись по определённой схеме - сначала было разделение на красный, светлый и тёмный, потом к этому добавлялись синий и зелёный, сразу после них или одновременно с ними - жёлтый. И это всё обосновано просто строением нашего глаза. А вот дальнейшее разделение на цвета уже было связано с культурой - где-то росли апельсины, и там в языке быстро появился оранжевый цвет, где-то добывали редкий фиолетовый краситель - и там появилось для него название, ну и так далее. Ну и, соответственно, это отразилось и на цветах радуги.

Что же происходило с радугой на Руси? Самое раннее упоминание цветов радуги находится в "Изборнике" 1073 года: "Въ доузѣ своиства сѫть чрьвеноѥ и сине и зелено и багърѧно" - "В радуге свойства суть червёное, синее, зелёное и багряное". То есть, всего четыре цвета - ярко-красный (видимо, с заходом в оранжевый), зелёный (видимо, с заходом в жёлтый), синий и тёмный (как фиолетовый, так и тёмно-красный). Такая вот четырёхцветная исконно славянская славянская радуга. И мы такие не одни - тот же Биврёст, радужный мост, соединяющий Асгард с другими мирами, тоже описывался как всего-то трёхцветный.

Откуда же появились семь цветов? Это тот редкий случай, когда на подобный вопрос известен точный ответ. Семь цветов радуги родом из Англии, а придумал их ни много ни мало, сам Исаак Ньютон. Во время своего опыта с разложением цвета с помощью призмы Ньютон разглядел типичные пять цветов - красный, жёлтый, зелёный, синий и фиолетовый. Подумав, он добавил оранжевый - всё-таки расстояние между красным и жёлтым было слишком большим и явно требовало ещё одного цвета.

Получилось красиво - шесть цветов, примерно равномерно расположенных вдоль спектра. Но беда в том, что он был христианином, и число шесть ему не очень нравилось. Так что он сделал несколько попыток привести это число в более красивую форму - например, представив радугу как пять основных цветов плюс пять промежуточных. Но в итоге остановился на "элегантном" (это цитата из Ньютона) числе семь - семь нот, семь дней в неделе, семь планет (, красота и явное божественное провидение. В общем, Ньютон напрягся и просто дорисовал ещё один цвет, разделив синий на, собственно, синий - blue - и цвет indigo - "индиго".

В общем, с лёгкой руки Исаака Исааковича семь цветов радуги стали распространяться по миру (причём обычно как раз с переходом "зелёный - синий - индиго - фиолетовый), несмотря на то, что особых предпосылок для добавления нового синего не было. И, именно этот цвет прижился далеко не везде - если против оранжевого (который образован от названия апельсинов) никто особо не возражал - ну, действительно, по длине волны нужен там отдельный цвет, нужен, и, что ж, апельсины так апельсины, - то вот два оттенка синего, особенно с учётом слова "индиго", кое-где вызвали сопротивление - где-то они полностью прижились, например, во Франции и Испании, где у радуги тоже семь цветов, кое-где не особо - в Англии и США до сих пор нет единого мнения, традиционно всех в школе учат семи цветам, как у Ньютона, но общественное мнение склоняется, что "индиго" как-то лишний и ни в язык, ни в цветовую палитру не влезает, слишком уж это специфический оттенок и слишком короткая длина спектра, чтобы его выделять в отдельную категорию. В Японии, наоборот, было обозначение для цвета, близкого к голубому, но зато изначально "синий" и "зелёный" обозначались одним словом, соответственно, и радуга была шестицветной, но в современности у зелёного появилось своё название, а изображение радуги стало семицветным. В Хорватии так вообще было аж три варианта - шестицветная радуга с plava (синим), семицветная под Россию - с svijetloplava и plava (голубым и синим), и семицветная под Ньютона - с plava и modra (синим и тёмно-синим), и никто особо такими деталями не заморачивался. В общем, адаптировались кто как мог, и если присмотреться, то это заметно во всяких мультфильмах - как в разных странах для экономии места рисуют разные упрощённые варианты радуги с уменьшенным количеством цветом. Обычно - как раз исходя из правил своего языка, и при желании можно найти радугу с любым количеством цветов от трёх до девяти, и это абсолютно ничего не будет означать - просто понятная для всех условность анимации.

Между прочим, вот это искусственное добавление цвета Ньютоном очень даже заметно, если взглянуть на названия цветов радуги с лингвистической точки зрения. Английский язык, версия Ньютона. Слово blue - вот оно обозначает синий, вот оно в древнегерманском обозначало синий, и вот оно уходить корнями в праиндоевропейский язык, где означало "светлый, жёлтый". Древнее слово, родное такое, появилось чуть ли не во времена кроманьонцев или кто там первый научился говорить и пришёл в эти края, все дела. А есть indigo - цвет, названный в честь красителя, который добывали в Индии. Современное, чуждое английскому языку слово, которое толком и не прижилось - в английском до сих пор что голубой - blue, что синий - тоже blue. Или итальянский язык и его названия семи цветов радуги (да, их там тоже семь). Есть blu - ну, тот же самый синий, древнее родное слово. А есть azurro - заимствование из арабского названия лазурита, слово не прям современное, ещё в латыни было, но, всё-таки - заимствование в честь какого-то иноземного предмета и слово, которое немного отдаёт иностранщиной.

Подробности: https://dzen.ru/a/Zbyq3MmPcwk6ihzz

0

120

Ивану Тургеневу 205 лет. Чем писателю обязан Тютчев?
15 мая 2024

2023-й – юбилейный год сразу для нескольких русских писателей XIX века. 220 лет исполняется со дня рождения Федора Ивановича Тютчева. А 9 ноября 205 лет отмечают со дня рождения другого классика русской литературы – Ивана Сергеевича Тургенева. Музей-заповедник Ф. И. Тютчева «Овстуг» подготовил виртуальную выставку к этой дате. Она расскажет о взаимоотношениях двух крупнейших художников слова.

Знакомы заочно

Первая встреча Федора Тютчева и Ивана Тургенева, вероятно, произошла в начале 1850-х годов. Об этом свидетельствует письмо Тютчева к жене Эрнестине Федоровне от 10 декабря 1852 года, в котором поэт просит жену передать Тургеневу при встрече «душевный привет».

читаем: https://dzen.ru/a/ZkRclQkyJAYEzKW8

0