«Служить бы рад…» Александр Грибоедов
225 лет назад, 15 января 1795 года, родился Александр Сергеевич Грибоедов, автор одной гениальной комедии и главный герой не менее яркой судьбы
Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
«Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны», – говорил о Грибоедове Александр Пушкин. И впрямь жизнь поэта и дипломата не уступает мушкетерским романам Александра Дюма по обилию опасных поворотов, схваток, взлетов и падений... И личностью он был сложной, колючей, ранимой и сильной одновременно.
Его далекий предок Ян Гржибовский в начале XVII века переселился в Россию из Польши в свите Лжедмитрия I. В России Гржибовские превратились в Грибоедовых. При царе Алексее Михайловиче один из представителей этого рода – Федор Грибоедов – благодаря незаурядным талантам достиг высокого положения при дворе. Он искусно владел пером, был одним из составителей Соборного уложения 1649 года и создал панегирическую «Историю о царях и великих князьях земли Русской».
И мать, и отец автора «Горя от ума» принадлежали к разным ветвям одного рода – Грибоедовых. Только Анастасия Фёдоровна происходила из богатой, а Сергей Иванович – из захудалой семьи. Неудивительно, что мать в семье верховодила. Отца – отставного секунд-майора – всерьёз интересовала только карточная игра… Высшим авторитетом в их доме считался брат матери, Алексей Фёдорович Грибоедов – образцовый помещик и светский лев, которого будущий писатель невзлюбил с ранних лет. Дядя стал для него символом великосветской бессмыслицы, которую Александр ненавидел. Если нужно было «приложиться к ручке» какой-нибудь знатной дамы – он предпочитал сказаться больным.
Дом Грибоедовых славился музыкальными вечерами. Александр с раннего детства считался талантливым музыкантом и композитором-импровизатором. Это увлечение он сохранил на всю жизнь. К сожалению, к записи своих музыкальных сочинений он относился небрежно, зато те два вальса, которые остались от Грибоедова-композитора, исполняются и в наше время.
Он удивлял воспитателей своей глубокой сосредоточенностью и даже ранней мудростью. В наше время Грибоедова непременно назвали бы вундеркиндом. И в Благородном пансионе, и в Московском университете он был на несколько лет моложе однокашников, но учился без натуги и выделялся блестящими знаниями. Еще юношей Грибоедов свободно владел французским, английским, немецким и итальянским, понимал латынь и греческий, позже выучил несколько восточных языков.
На кафедре в те годы царил Алексей Мерзляков – знаток риторики и поэзии, стихотворец и оратор, от которого, говоря по чести, частенько разило ромом. Его еще мальчишкой приметила императрица Екатерина. Мерзляков слагал ей оды, а прославился песнями в народном духе, одна из которых – «Среди долины ровныя» – известна и в наше время. В те годы почтенный профессор считался литературным старовером: он восхищался Ломоносовым и Державиным, к новой волне в русской поэзии относился не без раздражения. Грибоедову мерзляковский консерватизм во многом оказался близок.
В то время кумиром читающей публики был молодой поэт и драматург Владислав Озеров и не было в Петербурге более популярного зрелища, чем его романтическая трагедия «Димитрий Донской». Грибоедов высмеивал эту моду и даже написал пародийную драму «Дмитрий Дрянской», в которой не пощадил модные романтические увлечения тогдашних театралов.
Корнет и дуэлянт
Как только армия Наполеона перешла Неман – Грибоедов добровольцем встал в воинский строй. Его приняли корнетом в ополченческий Московский гусарский полк, который формировал на свои средства граф Пётр Салтыков – внук знаменитого фельдмаршала, героя Семилетней войны. Принять участие в боевых действиях Грибоедову не удалось: вплоть до взятия Парижа русскими войсками он состоял в кавалерийском резерве. Там он сдружился с Александром Алябьевым – офицером иркутского полка и замечательным музыкантом. В последние месяцы войны Грибоедов служил при штабе генерала Андрея Кологривова, с которым надолго сохранил добрые отношения. Как только войны отгремели – Грибоедов уволился из армии. Сменил гусарский ментик на мундир министерства иностранных дел – чтобы служить, а не прислуживаться. И служить «не лицу, а Отечеству».
Молодой дипломат поселился в столице. В кругу литераторов и артистов к нему относились почти восторженно, хотя ничего значимого к тому времени Грибоедов не написал… Актер Петр Каратыгин однажды подивился: «Сколько Бог вам дал талантов! Вы поэт, музыкант, ученый, к тому же, были лихим кавалеристом!» Грибоедов ответил на комплимент саркастически: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего».
Во время «литературной войны» между карамзинистами и сторонниками министра просвещения Александра Шишкова молодой Грибоедов не примыкал ни к кому. Посмеивался и над прогрессистами, и над консерваторами. Единомышленника и соавтора он нашел в Павле Катенине, который к тому времени успел прославиться переводами из Гёте и Шиллера.
Держался Грибоедов несколько заносчиво, в молодые годы не избегал салонной круговерти. Был горяч. «Он не мог и не хотел скрывать насмешки над подслащённой и самодовольной тупостью, ни презрения к низкой искательности, ни негодования при виде счастливого порока. Кровь сердца всегда играла у него на лице», – вспоминал Александр Бестужев.
Портрет Авдотьи Ильиничны Истоминой (1799-1848). Музей Пушкина
И с такими замашками Грибоедов вошёл в сонм поклонников балерины Авдотьи Истоминой – той самой, о которой Пушкин писал: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна».
Грибоедов не претендовал на сердце танцовщицы, но его забавлял любовный многоугольник, который выстраивался вокруг неё. С этим увлечением связана самая известная дуэльная история Грибоедова. Именно он однажды после спектакля привез балерину на квартиру своего приятеля Александра Завадовского, где она провела двое суток. Этот визит привел в ярость записного ухажера Истоминой Василия Шереметева. По законам благородного общества, им оставалось одно – поединок. Секундантом Завадовского стал Грибоедов, Шереметева — известный бретер, корнет лейб-уланского полка Александр Якубович, по определению современника – «храброе и буйное животное». Причем после первого поединка должна была состояться и дуэль секундантов… Но Завадовский пристрелил Шереметева. Увидев, что их товарищ смертельно ранен, секунданты отложили свою схватку.
С Якубовичем они встретились в Тифлисе. Там, «на холмах Грузии», и стрелялись.
Александр Иванович Якубович (1792-1845). акварель Н.Бестужева, 1831 г. Фото: Wikimedia
Сведения об этой дуэли разноречивы – как это всегда и бывает в подобных случаях. Но, скорее всего, у обоих имелись серьезные намерения. Якубович стрелял первым. Грибоедов отделался ранением в руку. Сам он целил обидчику в голову – и едва не попал. С тех пор раздробленный мизинец мешал Грибоедову музицировать, и он заказал специальный чехол, который надевал на покалеченную руку, чтобы по-прежнему играть на фортепьянах.
Горе от ума
«Чем просвещеннее человек, тем полезнее он Отечеству», – говорил Грибоедов. И старался следовать этой максиме. Когда ему предложили занять вакансию посольского секретаря в Персии – он незамедлительно согласился. Там, за три года, в совершенстве изучил фарси и даже научился слагать недурные стихи на языке Хайяма. Но главное – именно там он написал «Горе от ума». Комедия с московским колоритом впервые привиделась ему в стране Саади, в беседке, во время дневного сна в саду. Впрочем, возможно, это легенда. Есть свидетельства, что он замыслил нечто подобное «Горю» еще в 1812 году или чуть позже.
Эриванская крепость — место, где впервые была поставлена пьеса. . Сегодня — территория Ереванского комбината «Арарат». Фото: Wikimedia
Но в Тифлисе и в Персии у поэта быстро сложилась галерея характеров. Сам Грибоедов так объяснял Катенину план своего «Горя»: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку… и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим… Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют… он ей и всем наплевал в глаза и был таков». Эта пьеса и в наше время остаётся загадкой, которую каждый режиссер, каждый актер, да и читатель пытается раскрыть по-своему. Сатирическая комедия и психологическая драма в одном клубке. Усмешка пополам со страданием, сарказм, перемешанный с исповедью. Ведь «горе от ума» и «мильон терзаний» – это то, из чего состояла жизнь самого Грибоедова.
Он прочитал в лицах свою комедию самому популярному русскому поэту того времени – Ивану Крылову. Старик выслушал всю пиесу не перебивая, но в финале махнул рукой: «Цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила». Крылов – сам служивший цензором – не ошибся. Грибоедову так и не удалось ни опубликовать полный текст комедии, ни увидеть её на сцене. И всё-таки он познал сладость писательской славы: количество рукописных копий «Горя» превышало тираж любого тогдашнего литературного журнала. А Пушкин первым заметил, что половина строк грибоедовской комедии «должны войти в пословицу».
Ни один литературный разговор в те годы не обходился без цитат из Грибоедова. А он всё чаще ощущал себя белой вороной. Его тянуло подальше от светской суматохи – туда, где ощущался русский дух. «Только в храмах Божиих собираются русские люди, думают и молятся по-русски. В русской церкви я – в отечестве, в России!» – признавался Грибоедов. Мало кто из его ровесников в те годы испытывал подобные чувства.
Грибоедов, к ужасу вольнолюбивого общества, дружил с Фаддеем Булгариным – ярым «охранителем» и заклятым врагом литераторов пушкинского круга. Именно Булгарину удалось опубликовать отрывки из «Горя от ума» в альманахе «Русская талия». Ему же Грибоедов оставил свою комедию «в полную собственность», в последний раз отбывая в Персию.
После «Горя» он прожил девять лет, но так и остался классическим автором одной книги. Куда-то исчезла легкость стиха, не уступавшая крыловским басням. Исчезли крылатые выражения. Даже в грибоедовских письмах маловато литературного блеска. Ума, иронии, прозрений там в избытке, но стиль тяжеловесен, далек от ювелирной огранки. Это скорее эпистолии политика, который интересовался изящной словесностью, чем поэта, ставшего дипломатом. Да и его стихи – что ранние, что поздние – не идут ни в какое сравнение с «Горем». Творческое бессилие угнетало его: «Ну вот, почти три месяца я провел в Тавриде, а результат нуль. Ничего не написал. Не слишком ли я от себя требую? Умею ли писать? Право, для меня все еще загадка. Что у меня с избытком найдется, что сказать, – за это ручаюсь. Отчего же я нем? Нем, как гроб!»
Памятная надпись на стене комбината. Фото: Wikimedia
Замыслы были. И главный из них – пьеса о 1812 годе, абсолютно непохожая на «Горе от ума». Он хотел написать настоящую патетическую трагедию – панегирик русской воинской славе. Действие начиналось на Красной площади и в Кремле. В Архангельском соборе «возникают тени давно усопших исполинов – Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра». Далее – пожар Москвы и отступление Бонапарта… Воплотить столь размашистый план так и не удалось.
От тюрьмы до ордена
После декабрьского восстания Грибоедов оказался под следствием. Его имя неосторожно упомянул на допросе Сергей Трубецкой. Почти полгода Грибоедову пришлось провести в заключении. Говорят, что надсмотрщики – по сходной цене – частенько выпускали его из затвора, чтобы подозреваемый мог от души поужинать и поиграть на рояле.
В те дни за Грибоедова хлопотал генерал Алексей Ермолов, у которого автор «Горя от ума» служил адъютантом «по дипломатической части». В итоге его – одного из крайне немногих – выпустили на волю с «очистительным аттестатом» и даже повысили в чине. Грибоедов действительно не имел отношения к восстанию, хотя дружил со многими декабристами. «Благородный образ мыслей, откровенность и чистота всех дел его и помыслов снискали ему милостивое внимание правосудного и великодушного монарха», – высокопарно рассказывал Фаддей Булгарин о встрече Грибоедова с простившим его царём.
Продолжение: https://dzen.ru/a/Z4ZOC0HDJDxQr8vm?from=feed&utm_referrer=https://zen.yandex.com&integration=site_desktop&place=more&secdata=CPmzmMXGMiACUKAJagUBAmssbIgBrbm5qZnTw7F/kAEA&clid=1400&rid=2646513550.1078.1736942547281.93744&referrer_clid=1400&