"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Османская империя - Легенды

Сообщений 21 страница 39 из 39

1

Легенды о Османской империи

Авторы:
Елена Миняева
Илья Михайлов

Предисловие от авторов:
*«Легенда — приблизительный синоним понятия миф; разновидность рассказа о происходившем в незапамятные времена. События в легенде преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды достоверными историческими свидетельствами».
Все легенды найдены и взяты авторами с просторов сети Интернет. Отсутствие орфографических, стилистических, речевых или иных ошибок в некоторых формулировках легенд – не признак достоверности информации в них. В тоже время они выглядят так не потому, что были придуманы самими авторами, а потому, что были приведены в более корректный для чтения и публикации вид.
Все опровержения к легендам написаны на основе глубокого анализа, изучения и сравнения текстов различных исторических книг и статей на русском, английском и турецком языках.
Спасибо за внимание!

+1

21

ЛЕГЕНДА ДВАДЦАТАЯ. " О ВОЕННЫХ ТАЛАНТАХ ПАРГАЛЫ ИБРАГИМА"

http://s3.uploads.ru/t/SuN0K.jpg

Авторы:
Илья Михайлов
Елена Миняева

Легенда гласит:
«Паргалы Ибрагим Паша, Великий Визирь при Султане Сулеймане, являлся не только очень успешным политиком, но ещё и гениальнейшим османским полководцем и военачальником. По сути, можно смело сказать, что он считался самым великим стратегом и тактиком из всех когда-либо живших в Османской империи. Ибрагим с лёгкостью затмевал в военном деле не только Султана Сулеймана и его отца Селима I, но и многих других известных личностей, даже живших на несколько веков позже него и имевших профессиональное военное образование. Ибрагим Паша был самым достойным человеком из всех носивших почётнейшее звание Сераскера. Несмотря на не очень долгий срок службы у Султана Сулеймана, Ибрагим успел поучаствовать в огромном количестве военных кампаний (походов), в подавляющем большинстве из которых победу османам принёс именно он. Сам Ибрагим Паша, командуя османскими войсками, не проиграл ни одного сражения и являлся поистине ярчайшим полководцем своего времени, чего стоит вспомнить только его гениальные тактические решения в битве при Мохаче 29 августа 1526 года!»

Исторические факты:
По упоминаниям современников, в отличие от политических способностей, сам Ибрагим особые полководческие таланты себе не приписывал. Вероятно, это было сделано уже его последователями и продолжается до сих пор под влиянием современной массовой культуры, в связи с чем мифы о его уникальных военных навыках распространены даже больше, чем о политических.

Для начала, обратившись в очередной раз к числам и датам, рассмотрим подробнее количество и результаты военных походов Османской империи в эпоху Сулеймана Великолепного. За весь период своего правления Сулейман I совершил 13 крупных походов. Из них на жизнь Ибрагима пришлось менее одной трети, а в качестве командующего какими-либо войсками османов ещё вдвое меньше. Рассмотрим каждый поход в отдельности и роль Паргалы Ибрагима в них:

1521-ый год, поход в Венгрию – самый первый поход Сулеймана в качестве Султана, закончился взятием крепости Шабац и успешной четырёхмесячной осадой города Белград. Нетрудно догадаться, что Ибрагим Ага никакими войсками в этой кампании не командовал, так как тогда ещё не являлся не только Сераскером, но и даже Великим Визирем;

1522-ой год, успешная семимесячная осада крепости Родос, статус Ибрагим Аги прежний – один из помощников Султана по мелким локальным поручениям;

1526-ой год, снова поход в Венгрию, (Ибрагим Паша с 1523-ого уже Великий Визирь, но ещё не Сераскер), поход завершился взятием крепости Петроварадин и быстрой победой в битве при городе Мохач. Но, учитывая, что у османов было практически трёхкратное численное превосходство как в пехоте, так и в количестве орудий (более чем 50 тысяч солдат Султана Сулеймана против 20 с небольшим тысяч воинов короля Лайоша), данная победа не стала каким-либо невероятным достижением, хотя и имела огромное значение для обеих сторон. Её главная особенность заключалась лишь в продолжительности самого сражения, которое закончилось менее чем через два часа. Османы действительно использовали тактику ложного отступления с выманиванием противника на артиллерийские орудия и последующим окружением с флангов, однако повышенный вклад Ибрагима, как автора и основного инициатора данного действа, весьма сомнителен, так как ни в одном историческом источнике не отмечается его предполагаемая ключевая роль в этом сражении. Также стоит упомянуть, что и сама тактика на XVI век уже не несла в себе ничего уникального, и в различных книгах по военным стратегиям отмечается как «часто применяемая многими армиями мира в тот период». То есть рассматривать Паргалы Ибрагима в любом случае крайне затруднительно и в качестве новатора в военных отраслях Османской империи. А забегая вперёд, можно сказать, что это был самый яркий и успешный поход при его жизни, при том обстоятельстве, что Ибрагим Паша всё ещё не являлся Сераскером. Разумеется, говорить о полководческом искусстве Великого Визиря, затмевающем достижения самого Султана, не придётся и в дальнейшем;

1529-ый год, очередной поход на запад, главная цель – взятие Вены, Ибрагим впервые участвует в качестве Сераскера. На этом звании стоит остановиться несколько подробнее. «Сераскер» (иногда «Сераскир») – высшие воинское звание в вооружённых силах Османской империи приблизительно соответствующее генералиссимусу Российской Империи XVIII века. Звание обозначало главнокомандующего (не верховного) объединённой османской армией. Несмотря на то, что одновременного Сераскером мог быть только один человек, оно не являлось чем-то абсолютно уникальным, так как Сераскеры существовали как до, так и после Ибрагима. Однако, по негласному правилу для полноценного функционирования всех членов османского правительства Сераскера, как и Капудан Пашу (главнокомандующего флотом), положено было назначать из заместителей Великого Визиря (других членов Дивана). Великие Визири Сераскерами становились же очень редко, но именно так и получилось в ситуации с Паргалы Ибрагимом, что вызвало сильное негодование среди османских политиков и военных деятелей различного уровня и, как оказалось, не зря. В итоге семимесячная осада города Вены завершилась полным провалом, и османская армия, понёсшая серьёзные потери, так и не добившись победы, была вынуждена отступить. Ходили даже слухи, намекающие на то, что австрийцы заплатили Великому Визирю за содействие в неудачном проведении осады Султаном Сулейманом. Впрочем, данные слухи оказались не более чем домыслами недоброжелателей, но, тем не менее, никаких хитрых действий или гениальных ходов, которые якобы были свойственны Ибрагиму в 1526-ом году и могли бы поспособствовать успеху текущего похода, Великий Визирь за более чем полугодовой срок так и не предпринял, тем самым формально проиграв свою первую военную кампанию в качестве Сераскера;

1532-ой год, ещё один поход в Венгрию, на этот раз для укрепления позиций действующего наместника и будущего короля Яноша Запольяи, однако эта небольшая (семимесячная) кампания нас не интересует, так как ключевым действующим лицом данного похода стал Малкочоглу Бали Бей. Ибрагим Паша же продолжал оставаться в столице и в данной кампании непосредственного участия не принимал;

1534-1536 года, более чем полуторагодовалый поход на Восток с целью завоевания Персии. Первая цель армии – город Тебриз. По удачному стечению обстоятельств, азербайджанский эмир, решивший перейти на сторону османов, сдаёт город без боя, воспользовавшись отступлением Шаха Тахмаспа. Не предполагающий этого Ибрагим со своей половиной армии до самого последнего момента готовится к ожесточённому сражению, совершая при этом одну из роковых ошибок в своей жизни. Ошибку с самовольным присвоением себе титула «Сераскер Султан», столь необходимого для поднятия боевого духа в войсках, как он попытается объяснить позже. Однако данное объяснение звучало вдвойне странно, учитывая, что город был взят без боя, а в войсках посеялись лишь дополнительные подозрения насчёт благонадёжности собственного командира. После сдачи Тебриза Сулейман со своей половиной армии объединился с войсками Ибрагима, и началось наступление на Багдад. Общее командование армией во время подготовки к штурму Багдада осуществлял сам Султан Сулейман, для Ибрагима же армия к тому моменту отошла далеко на второй план, а точнее он продолжал заниматься исключительно личными интригами, тем самым совершив вторую роковую ошибку в своей жизни, подведя под смертную казнь министра финансов собственного государства, Дефтердара Искандера Челеби.

В других походах Султана Сулеймана Ибрагим Паша не участвовал, так как 15 марта 1536-го года был казнён. Конечно же, в то время существовали и военные конфликты местного масштаба, в случае с Османской империей - это внутригосударственные восстания. В подавлении двух из них в качестве Великого Визиря (не Сераскера) участвовал и Ибрагим Паша.

Первое в 1524-ом году – восстание бывшего Второго Визиря Османской империи Ахмед Паши, назначенного губернатором Египта, однако добраться до места вовремя Ибрагим Паша не успел, восстание было подавлено местными силами, а Великий Визирь по приезде занялся лишь устранением последствий.
Второе в 1526-ом году – восстание в Киликии (восточной территории Малой Азии, неподалёку от границ с современной Арменией) одного из местных Шахов. В течение примерно двух месяцев было удачно подавленно Паргалы Ибрагимом.

Однако очевидно, что и этих событий совершенно недостаточно для признания выдающихся военных талантов Ибрагим Паши, а сами события по сложности и масштабности происходящего абсолютно несопоставимы с основными военными кампаниями Султана Сулеймана.
После смерти Ибрагима Султан Сулейман провёл ещё ряд военных кампаний, более чем в два раза превышающий количество тех, в которых за свою жизнь успел поучаствовать Ибрагим. Подавляющее большинство данных походов Сулеймана увенчалось успехом, не смотря на отсутствие рядом с ним бывшего Сераскера, а именно:

1538 год – разорение Молдовы;
1538 год – захват Адена (города в южном Йемене).
1537 – 1539 года – турецкий флот под командованием Хайреддина Барбароссы разорил и обложил данью более 20 островов в Адриатическом море, принадлежавших венецианцам;
1543 год – захват крепости Эстергом на севере Венгрии;
1548 год – захват ранее отвоеванного Тебриза;
1548 год – захват иранского города Исфахан;
1552 год – захват города Темешвар;
1552 год – взятие крепости Веспрем;
1553 год – осада Эгера (города на северо-востоке Венгрии);
1554 год – захват Маската (крупной португальской крепости);
1566 год – захват Сигетвара (города на юго-западе Венгрии).

К слову, это не совсем полный список побед Султана Сулеймана в тридцатилетний период (с 1536-ого по 1566-ой год), но тем не менее он даёт достаточно наглядное представление о военной мощи османского государства той эпохи.

Таким образом, мы имеем лишь 6 военных кампаний Османской империи в период с 1521-го по 1536-ой год, но с участием Паргалы Ибрагима их было 5, а в период нахождения его на высших должностях государства всего 3, при этом в звании Сераскера только 2 и из них одна провалившаяся (осада Вены). Цифры весьма незавидные, учитывая, что Султан Сулейман управлял османским государством на протяжении 46 лет (1520-1566), из которых только 13 лет Паргалы Ибрагим был Великим Визирем и 7 лет Сераскером османского государства. И даже если при подсчётах рассматривать все 5 походов, в которых он, так или иначе, принимал участие, то становится вполне понятно, что эту цифру превзойдут и многие офицеры, находящиеся даже в младших чинах, не говоря уже о старших офицерах и генералах, особенно учитывая специфику XV-XVIII веков, когда многие государства находились в состоянии войны с кем-либо практически каждый год. Конечно, Ибрагим Паша, безусловно, являлся достаточно значимой личностью первого десятилетия правления Султана Сулеймана, однако он являлся намного более яркой фигурой скорее в политической деятельности османского государства, нежели в военной, поэтому история совершенно не даёт ответа на вопрос, на основании чего появилось столь большое количество мифов о военных талантах Паргалы Ибрагима. Остаётся только надеяться, что это были последние мифы, окутывавшие данную историческую личность, по крайней мере, в рамках русскоязычного сектора сети Интернет и телесериала «Великолепный век».

0

22

Перед своей смертью Султан Сулейман Великолепный позвал главнокомандующего армией и высказал ему три своих желания: - Он завещал, чтобы его гроб (табут) несли на руках самые лучшие лекари Османской Империи того времени. Второе его желание было, чтобы по всему пути, по которому будут нести его гроб, разбрасывали золотые монеты и драгоценные камни. - Он завещал, чтобы его руки торчали из табута и были всем видны. Когда главнокомандующий армией в смятении от услышанного спросил у него причину таких пожеланий, Сулейман Великолепный (Кануни) все разъяснил следующим образом: - Пускай лучшие лекари несут мой табут и все пусть видят, что даже самые лучшие лекари бессильны перед лицом смерти. - Разбросайте заработанные мною золото, пусть все видят, что то богатство, которые мы получаем от этой жизни, в этом мире и остается. - Пусть все видят мои руки и усвоят , что даже Падишах всего мира - Султан Сулейман Кануни ушел из этой жизни с пустыми руками.

http://s1.uploads.ru/t/kevVr.jpg

0

23

Прощай, Династия

«Шел 1541 год. В Стамбуле говорили о местной женщине, которая занималась проституцией. Это дело нужно было решить Визирь-и-Азаму. Разве мог Великий Визирь Лютфи Паша позволить распространяться такой скверне в Османской столице? Он велел поймать и привести к нему эту женщину легкого поведения. Ее представили перед великим Визирем.
Это была молодая и красивая женщина. Лютфи Паша дал приказ палачам, которого никто не ожидал: женщину казнили жесточайшим образом, нанеся увечья ее интимным органам.
Все было выполнено в точности, как велел Лютфи Паша. Этот варварский поступок ошарашил весь Дворец. Узнавшая об этом Шах Хубан Султан пристыдила Лютфи Пашу сказав: « Разве хоть при одном Визире было такое, что вдруг случилось во время твоего визирьства?» Не сдержав гнева, Лютфи Паша избил свою жену, в результате чего был схвачен стражей Гарема. Когда об этом узнал Султан Сулейман, то тотчас же разжаловал его и выслал в Дидимотику, где Лютфи находился до конца своих дней. После произошедшего инцидента, Шах Хубан развелась с мужем».

Источник: E.J. Brill's First Encyclopaedia of Islam, 1913-1936, Volume 5

0

24

ОЧЕРЁДНОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ ЖЁН СУЛТАНОМ.
Султан был обязан посещать своих главных жен раз в неделю, в строгой последовательности, за которой наблюдал главный евнух. Жены могли меняться «очередью», если были нездоровы или делали вид, что у них недомогание, и уступали «в долг» свою очередь другой жене. В остальные дни султан ничем себя не ограничивал.
Эмир Бухары выбирал девушку, попивая чай в особой беседке у бассейна, в котором плескались юные гурии. Но когда эмир не был уверен, которой из них отдать предпочтение, он предоставлял это на волю случая. У эмира было золотое яблоко, которое он бросал одалискам, и та, в чьих руках оказывалось яблоко, становилась на этот раз его избранницей.
Ту, кому достался золотой жребий, умащивали особыми маслами и одевали в роскошные наряды. На вечернем пиру она танцевала последней из одалисок, и когда заканчивала танец, соперниц вокруг уже не было.
В гаремах существовал и такой обычай: муж посылал букет цветов той из своих жен, с которой хотел провести ночь.
В «Тысяче и одной ночи» читаем: «А вместе с этим у него было триста шестьдесят наложниц, по числу дней в году у коптов, и эти наложницы были из всех народов, и он устроил для каждой из них комнату (а эти комнаты были внутри дворца), и выстроил двенадцать дворцов, по числу месяцев в году, и сделал в каждом дворце тридцать комнат, так что всех комнат стало триста шестьдесят. И он поселил этих невольниц в тех комнатах и назначил каждой из наложниц одну ночь, которую он проводил у нее, и он приходил к ней только через целый год, и так он провел некоторое время».
А Ленид Васильевич Соловьев в книге «Ходжа Насреддин» пишет: «Перед его мысленным взором вставали кокандские площади, мечети, базар, ханский дворец с обнесенным высокой стеной гаремом, где томились, по слухам, двести тридцать семь жен — по одной на каждый день года, не считая постов». Правильнее было бы написать не жен, а наложниц, но дела это не меняет.
В комментариях к роману «Цветы сливы в золотой вазе…» Борис Рифтин рассказывает, что император Юань-ди поручил известному художнику Мао Янь-шоу нарисовать портреты своих многочисленных жен и наложниц:
«По этой своеобразной картотеке государь потом выбирал себе подругу на ночь. Все наложницы наперебой давали Мао Янь-шоу взятки, чтобы он сделал их на портретах покрасивее. И только красавица Ван Чжао-цзюнь не пожелала подкупать художника, и он изобразил ее дурнушкой. Впоследствии по портрету государь выбрал ее для того, чтобы отдать в жены гуннскому князю. Когда же государь узрел женщину перед отъездом, он был поражен ее красотой, но сделать уже ничего было нельзя».
Там же говорится о том, что император Ханьский У-ди имел в своем гареме более трехсот красавиц, с которыми он должен был встречаться в строгой очередности.
А Роберт ван Гулик в своей книге пишет: «Постоянно возрастающее число женщин в гареме вынуждало вести подробные записи: дату и час каждого удачного сексуального единения, даты менструации каждой женщины и первые признаки беременности. Необходимы были и особые меры, не позволяющие что-либо перепутать. В своей книге „Чуан лоу цзи“ „Записки из гардеробной“ Чан Пи (около 940 года) утверждает, что, начиная со времени правления Кай-юань (713–741), каждая женщина, которую посещал ночью император, отмечалась клеймом, которое ставилось на руке. Клеймо сопровождалось специальной отметкой-названием „Ветер и луна (то есть сексуальное заигрывание) всегда будут новыми“. Такое клеймо втиралось с помощью особой мази, в состав которой входил коричник, что делало его несмываемым (издание „Лун вэй цун шу“, с. 7а). Ни одна из сотен женщин дворца не могла заявить о том, что получила благосклонность императора, не предъявив такое клеймо».
Об индийском варианте деликатных гаремных правил сообщает «Камасутра»:
«Когда царь встает после дневного сна, к нему приходит женщина, которая сообщает царю, какая из жен проведет с ним сегодня ночь. С ней приходят служанки жены, чья очередь пришла, а также тех, кто по разным причинам или по болезни пропустил свою очередь. Служанки кладут перед царем притирания и благовония, присланные этими женами, помеченные отпечатками их колец, и царю сообщают причины, по которым ему прислали эти притирания и благовония. После этого царь выбирает притирание одной из них, этой жене сообщают, что царь выбрал ее, и она готовится.
…Поскольку у царя, как правило, было много жен, обычно он наслаждался ими по очереди. Но бывало так, что некоторые пропускали свою очередь из-за отсутствия царя или из-за нездоровья, в таком случае среди тех, кто пропустил свою очередь, и тех, чья очередь наступила, устраивалось нечто вроде лотереи; участницы посылали царю свои мази, и он, принимая мазь одной из них, решал спор».
Шапи Казаев "Тайная жизнь Восточного гарема".

http://s0.uploads.ru/t/vfb0M.jpg

0

25

О похоронах Мехмеда из уст современников

Архитектор Синан писал о своём участии в проектирование и строительство этой мечети так:"Однажды султан Сулейман хан приказал, что строительство высоких пятничных мечетей была запущена в Стамбуле недалеко от Старого дворца, за благословенную душу и честь шехзаде Мехмед Хана, который был дорог его сердцу .Как только благородные порядки Его Величества дошли до меня, я собрал каменщиков и каменотесов.И фундамент здания был заложен в благоприятный час. "Запись современников Сулеймана : Принц умер в Манисе (город к югу от Стамбула, поблизости от современного города Измир в Турции-Я). Огромная толпа придворных и вельмож, одетых в черные траурные одежды, собранной в доках, где тело князя прибыл из Манисе. В сопровождении суфиев, которые громко скандировали ектении подтверждая единство Бога, сановники перевозившие гроб через море в Стамбул, которых собралось массы напоминало сцену из Страшного Суда. Торжественный кортеж двигался за гробом князя в мечеть Баязида II (это был дед Сулейман), где ритуальные услуги были проведены в присутствии султана и милостыни были розданы бедным. Бесплатная еда была выдана в султанской хосписы в течение трех дней траура, когда все магазины были закрыты, и по всей империи памятная молитвы были проведены.Сулейман плакал в течение двух с половиной часов, обнимая гроб князя и не позволял никому, чтобы похоронить его, он никогда больше не будет оплакивать так много всех. Безумно мучаясь горем, султан принял участие молитвы на могиле сына в течение сорока дней, лично распространяя милостыню бедным.

http://s0.uploads.ru/t/vl6zk.jpg

0

26

КОЛЛЕКЦИИ ЖИВЫХ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ
Охота на красавиц
«Золотой век» рабства пришелся на эпоху турецких завоеваний, когда из порабощенных стран приводились огромные караваны плененных. Кроме того, ежегодно поставлялись в виде дани десятки тысяч девушек и юношей.
Из Африки привозили черных рабов, ценившихся за силу и терпимость к условиям содержания, из других мест — рабов белых, которые стоили дороже. Вместе с тем турецкое рабство было «домашним», в отличие от «плантаторного» в Северной Америке.
Небольшую часть рабов составляли пленные из разных стран, захваченные морскими пиратами.
В сказках «Тысячи и одной ночи» есть история о том, как была похищена дочь европейского монарха: «И случилось, что царевна заболела в каком-то году сильной болезнью, так что приблизилась к гибели, и тогда она дала обет, если выздоровеет от этой болезни, посетить такой-то монастырь, находящийся на таком-то острове. А этот монастырь считался у них великим, и они приносили ему, по обету, дары и получали в нем благодать. И когда Мариам выздоровела от болезни, она захотела исполнить обет, который дала, и ее отец, царь Афранджи, послал ее в этот монастырь на маленьком корабле и послал вместе с ней нескольких дочерей вельмож города, а также патрициев, чтобы прислуживать ей.
И когда Мариам приблизилась к монастырю, вышел корабль мусульман, сражающихся на пути Аллаха, и они захватили всех, кто был на корабле из патрициев и девушек, и деньги, и редкости и продали свою добычу в городе Кайраване. И Мариам попала в руки одного человека — персиянина, купца среди купцов…»
Турецкие работорговцы и сами «охотились» на красавиц на подвластных Порте территориях.
Работорговцам выдавались специальные патенты и удостоверения, позволявшие им путешествовать по миру. Дело это было столь прибыльным и надежным, что казна с легкостью выдавала таким негоциантам большие кредиты. Кроме того, султан получал налог с торговли невольниками, и сановники прикладывали немало усилий, чтобы любвеобильность владык не иссякала.
В романе «Приключения десяти принцев» царедворец советует своему господину: «Наслаждение красивыми женщинами есть самый верный путь использования богатств, и этим же путем исполняются супружеские обязанности. Самолюбие мужчины, таким образом, в высокой степени удовлетворено. <…> Человек перестает быть мелочным и приобретает большую светскую ловкость. Так как постоянно он придумывает планы о том, как завоевать новую любовь, как сохранить имеющуюся, как использовать длящуюся любовь, как вновь оживить потухшую, как успокоить ревность и тому подобное, то вырабатывается большая ловкость в словах и мыслях. При этом человек… заботится о своей внешности, надевает самые лучшие одежды, все к нему относятся с большим уважением, он пользуется необыкновенной любовью друзей и необыкновенным вниманием своей свиты. Такой человек не говорит иначе, как с улыбкой, он чувствует себя высшим существом, очень со всеми вежлив, а так как он при этом также создает и потомство, то достигает счастья и в этом мире, и в будущем».
Чудесные подношения
Невольниц не только продавали, но и меняли на коней или оружие, землю или скот. Особым шиком считалось дарить красивых невольниц.
О подарках от царя Константинополя в «Тысяче и одной ночи» говорится: «А подарками были: пятьдесят невольниц из лучших земель румов и пятьдесят невольников, на которых были парчовые кафтаны с поясами из золота и серебра. И у каждого невольника в ухе было золотое кольцо с жемчужиной, ценою в тысячу мискалей золота, и у невольниц также, и на них были одежды, которые стоили больших денег. И, увидав их, царь принял их и обрадовался и велел оказать почет посланцам».
Губернаторы провинций считали делом особой государственной важности посылать в подарок своему повелителю самых красивых женщин. Они делали это регулярно, не стесняясь применять силу, чтобы отнять детей у несчастных родителей.
Самыми красивыми невольницами считались черкешенки (так именовались представительницы разных кавказских народов, живших у берегов Черного моря).
Как писал Джордж Дорис: «Контингент гарема набирается почти исключительно из представительниц черкесской расы — самой красивой на Востоке; но в нем можно встретить также сириек и румелиек. Выбранные за свою раннюю красоту, почти все одалиски куплены еще девочками специальными агентами двора».
В начале XIX века Грузия вошла в состав России и поставлять невольниц оттуда стало почти невозможно. Те редкие девушки, что попадали на рынки Стамбула, были украдены разбойниками из приграничных с Грузией провинций.
Основными поставщиками «живого товара» стали Африка, Балканы, Черноморское побережье Кавказа, Курдистан и Персия.
Теофиль Готье писал: «По обычаю в день окончания поста валиде должна преподнести в дар султану необычайной красоты девственницу. В поисках этой жар-птицы работорговцы, или джеллабы, несколько месяцев рыщут по Грузии и черкесским землям, и цена ее вырастает до умопомрачительной суммы. Если юная девственница понесет в эту благословенную ночь, это считается добрым предзнаменованием для империи».
Свидетелем подобной церемонии стал Жерар де Нерваль:
«Мать или тетка султана должны в парадном экипаже торжественно отвезти девственную рабыню, которую она сама накануне купила на базаре.
И впрямь, вскоре длинный кортеж экипажей двинется по центральной улице через людные кварталы Стамбула по направлению к святой Софии, к воротам большого сераля. Эти двадцать экипажей везут родственниц его высочества, а также султанш, которым дали отставку, после того как они родили принца или принцессу. Через решетки на окнах экипажей видны головы в белых покрывалах. Одна из дам поразила меня неимоверной толщиной. То ли по положению, то ли по возрасту ей разрешили прикрыть голову только тонкой газовой вуалью, которая позволяла видеть черты ее некогда прекрасного лица. Будущая кадина, видимо, была в главном экипаже, однако ее невозможно было рассмотреть среди других дам. С обеих сторон кортежа бежали слуги, держа в руках факелы и светильники.Процессия остановилась на великолепной площади, украшенной красивым фонтаном, перед воротами сераля; сам сераль с крышей в китайском стиле и блестящими бронзовыми украшениями был отделан мрамором, резьбой и позолоченными арабесками.
…Обитательницы старого сераля выходят из своих экипажей. Факелы и светильники отбрасывали искры на одежды; гайдуки ударами палок заставляли потесниться первые ряды. Насколько я мог понять, все это было частью парадного ритуала. Новую рабыню султана должны были принять в апартаментах сераля три султанши и тридцать кадин; затем ничто не должно было помешать султану провести ночь накануне Бай-рама с прекрасной девственницей. Можно только восхищаться мусульманской мудростью, не допускающей того, чтобы любовь и благосклонность главы государства распространялись только на одну фаворитку, которая может оказаться бесплодной».
«Со своей стороны, — дополнял позже Джордж Дорис, — кузины и тетки повелителя не жалеют сил, чтобы отыскать для него девушек редкой красоты, и соревнуются в том, кто из них отыщет жемчужину, достойную быть преподнесенной ему в праздник Бай-рам. Но уже все реже и реже Абдул-Хамид принимает эти презенты от своих родственников или фаворитов. Не в ходу уже и старинный обычай, согласно которому 27 числа месяца Рамадан шейх-уль-ислам присылал Великому Турку самую красивую черкешенку — цвет ежегодного „урожая“ работорговцев».
Одному почтенному старцу были присланы в дар несколько красавиц. Он был приятно удивлен, когда, возвратившись в свой дом, обнаружил в гареме стайку стройных молодых девушек в полном блеске красоты. «Кровь заиграла в жилах его, — писал Осман-бей. — Улыбаясь, подошел он к одной, потом к другой и к третьей и, дойдя до последней, поцеловал ее в лоб, и начал потом гладить ее плечи, приговаривая: „Когда судьба посылает красоту и счастье семидесятилетнему старцу, то это все, что может он сделать“. На другой же день молодые девушки были розданы им другим лицам, в гаремах которых были вакансии».
О том, сколь обыденным явлением было на Востоке невольничество, говорит перечисление богатств купца Тадж-ад-дина из той же «Тысячи и одной ночи»: «Он обладал конями, и мулами, и верблюдами, двугорбыми и одногорбыми, и были у него кули, мешки и товары, и деньги, и материи бесподобные — свертки тканей из Химса, баальбекские одежды, куски шелкового полотна, одеяния из Мерва, отрезы индийской материи, багдадские воротники, магрибинские бурнусы, турецкие невольники, абиссинские слуги, румские рабыни и египетские прислужники…»
Когда Ала-ад-дин (Аладдин) решил жениться, он первым делом велел джинну: «„Я хочу, чтобы ты доставил ко мне сорок невольников — двадцать пусть едут впереди меня, двадцать сзади, — и все они должны быть в нарядных одеждах, на конях и с оружием. И пусть будут на них роскошные украшения, равных которым не найти, а сбруя каждого коня должна быть из чистого золота. …И еще я хочу от тебя двенадцать невольниц — самых красивых, какие только есть, — они пойдут во дворец с моей матерью, — и на каждой пусть будет дорогая, красивая одежда и множество драгоценных камней и украшений“ …И джинн сказал: „Слушаю и повинуюсь!“ — и на мгновение исчез, и принес все это. И Ала-ад-дин сказал матери, чтобы она взяла невольниц и шла во дворец, и Ала-ад-дин сел на коня, выстроил своих невольников впереди себя и сзади и проехал через весь город с этой пышной свитой. …А достигнув дворца и приблизившись к нему, он отдал приказ своим невольникам, и те принялись бросать людям золото».

Шапи Казаев "Тайная жизнь Восточного гарема".

http://s0.uploads.ru/t/cCih6.jpg
http://s0.uploads.ru/t/78eyS.jpg

0

27

ЖИЗНЬ ДЕВУШЕК В ГАРЕМЕ У СУЛТАНА.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ:
Если главной обязанностью гаремных див было развлекать своего господина, то главной потребностью оставалось развлечение самих себя. Это непростое искусство совершенствовалось веками и достигало порой блистательных высот.

Если султаншами становились иностранки, в гаремы проникали новые веяния, вкусы, моды. Когда сами султаны увлекались достижениями европейской культуры, это тоже находило отражение в жизни сераля.

Каждая новая одалиска привносила в культуру гаремных развлечений что-то свое, унаследованное от традиций ее родины. Но приживалось лишь то, что было проверено временем, которое текло в гареме иначе, чем за его стенами.

Недостаток свободы и любви женщины замещали иллюзией счастья, снабженной весьма реальными атрибутами — роскошью, всевозможными яствами, изысканными развлечениями и показными душевными откровениями. Со временем они привыкали к этой иллюзии жизни, и она становилась более реальной, чем все остальное.

Как писал Александр Пушкин в «Бахчисарайском фонтане»:

Для них унылой чередой
Дни, месяцы, лета проходят
И неприметно за собой
И младость и любовь уводят.
Однообразен каждый день,
И медленно часов теченье.
В гареме жизнью правит лень;
Мелькает редко наслажденье.
Гаремные забавы

Шехерезадами в гаремах состояли кальфы-рассказчицы. Это были весьма образованные дамы, умевшие читать на персидском и арабском языках, знавшие произведения поэтов и ученых. Рассказчицы увлекали слушательниц гирляндами удивительных преданий, иногда меняя сюжет или придумывая свою историю. Популярными жанрами были легендарные сказания вроде «Кер-оглы» и месневи — романы в стихах.

Сказки из «Тысячи и одной ночи» и «Книги попугая», безумная любовь Лейлы и Меджнуна уже не казались одалискам вымыслами, потому что они и сами могли поведать не менее трогательные были из собственной жизни.

Чувственный гаремный эпос дополнялся музыкой, песнями, танцами, бесконечными сплетнями, прогулками в чудесных садах, плаванием в бассейнах, всевозможными играми и прочими увлекательными занятиями вроде прогулок за город или приема гостей. Все это вместе являлось незаменимым лекарством от скуки, которой, казалось, была пропитана вся атмосфера гарема. Хотя со стороны могло показаться, что красавицы гарема живут довольно весело и ни в чем себе не отказывают.

«Пение, музицирование, катание на лодке, а для некоторых — занятие фотографией и даже, говорят, велосипедные прогулки фигурируют в числе других их развлечений, — писал Джордж Дорис о гареме конца XIX века. — В основном же они проводят время в совершенно детских забавах: играют в куклы, изображают крики животных, пение петуха, жужжание мухи, лай собаки… Напудрив мукой лица негритянок, они заставляют их кривляться или драться друг с другом — короче, делают все, чтобы спастись от скуки. Лежа на диванах или софах, покрытых шелком, сидя на бухарских коврах в непринужденных позах, подчеркивающих стройность их тел и выдающих всю печальность их пустого существования, одни смотрят за голубыми струйками дыма от их сигарет или наргиле и перебирают рукой в браслетах янтарные или сандаловые бусинки своих тесбих (четки). Другие потягивают сироп и розовый шербет, едят мороженое, грызут фисташки, жуют мастику (род ароматной резинки), сосут леденцы. Все они любят конфеты, табак, цветы, благовония — особенно мускус и фиалку, запах которой особенно нравится султану, и к которой они питают явное расположение; они обожают кошек, попугаев, голубей; кофе, карты и фривольности; от двух вещей они просто без ума, потому что они им запрещены и потому что они женщины, — это вино и раки (восточная виноградная водка), которые им иногда доставляет услужливый евнух.

Время, которое им не удается „убить“, они проводят в бесконечных печальных думах — о далекой родине, покинутом очаге, пропавших родителях, о неизвестном будущем, о сказочном возлюбленном, о старом господине, угрюмом и безобразном…»

Будни гаремных див поэтично описал Александр Сергеевич Пушкин:

Младые жены, как-нибудь
Желая сердце обмануть,
Меняют пышные уборы,
Заводят игры, разговоры,
Или при шуме вод живых,
Над их прозрачными струями
В прохладе яворов густых
Гуляют легкими роями…
Беспечно ожидая хана,
Вокруг игривого фонтана
На шелковых коврах оне
Толпою резвою сидели
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне.
Нарочно к ней на дно иные
Роняли серьги золотые.
Кругом невольницы меж тем
Шербет носили ароматный…
В Китае среди наложниц устраивались соревнования — нечто вроде фестивалей искусств. В романе «Сон в Нефритовом павильоне» читаем:

«Мне известно, — заговорил князь Шэнь, обращаясь к Яну, — что принцесса привезла трех моих наложниц: две из них бывшие гетеры из Чанъани, третья — дочь простолюдина. Все они несравненно поют и танцуют, сочиняют стихи, ездят верхом и стреляют из лука. Думаю, они не уступят вашим наложницам, князь! Не хотите устроить меж ними состязание?»

Некоторые правители сами не прочь были позабавить свои гаремы. Порой развлечения эти были весьма жестокими. Шехерезада рассказывала: «Дошло до меня, о счастливый царь, что повелитель правоверных приказал Масруру-меченосцу снять с Абу-Новаса одежду и привязать ему на спину седло и надеть ему на голову повод и на зад подхвостник и водить его по комнатам невольниц и помещениям женщин и другим покоям, чтобы над ним смеялись, а после этого отрубить ему голову и принести ее. И Масрур сказал: „Слушаю и повинуюсь!“»

Музыка

Одним из любимейших развлечений в гаремах была музыка. Музыкантшами, как правило, были рабыни. Типичный живописный сюжет — лежащая на диване томная красавица, слух которой услаждает не менее симпатичная рабыня-музыкантша.

«И с ним была каирская девушка, — рассказывает «Тысяча и одна ночь», — подобная свежему курдюку, или чистому серебру, или динару в фарфоровой миске, или газели в пустыне, и лицо ее смущало сияющее солнце: с чарующими глазами, бровями, как изогнутый лук, розовыми щеками, жемчужными зубами, сахарными устами и томными очами; с грудью цвета слоновой кости, втянутым животом со свитыми складками, ягодицами, как набитые подушки, и бедрами, как сирийские таблицы… И девушка склонилась над ней, как мать склоняется над ребенком, и пощекотала ее пальцами, и лютня застонала, и зазвенела, и затосковала по прежним местам, и вспомнила она воды, что напоили ее, и землю, на которой она выросла. И вспомнила она плотников, которые ее вырубили, и лакировщиков, что покрыли ее лаком, и купцов, которые ее доставили, и корабли, что везли ее, и возвысила голос, и закричала, и стала рыдать, и запричитала, и казалось, что девушка спросила ее об этом, и она ответила языком нежных звуков».

Музыкальные инструменты упоминаются в сказках Шехерезады очень часто: «…А потом она сказала невольнице: „Марджана, подай нам какие-нибудь музыкальные инструменты“. И невольница отвечала: „Слушаю и повинуюсь!“ — и, скрывшись на мгновение, принесла дамасскую лютню, персидскую арфу, татарскую флейту и египетский канун. И девушка взяла лютню, настроила ее и натянула струны, запела под нее нежным голосом, мягче ветерка и слаще вод Таснима».

Наложницы тоже уделяли музыкальным занятиям и танцам немало времени.

Основными инструментами в гареме были струнные уд (вид лютни) и рехаб, тростниковая флейта, бубен с колокольчиками и глиняный барабан дарабукка, похожий на кувшин с широким горлом, покрытым кожей. Когда музыкантшам удавалось угодить слушателям, те бросали в их бубны деньги, и они наполнялись золотом.

Султан Абдул-Азиз даже завел себе целый оркестр из молодых невольниц. При дворе был и настоящий большой оркестр. Музыку для него писал и им же дирижировал брат известного итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Придворный дирижер также перекладывал для своего оркестра популярные европейские произведения.

«Оркестр султана, которым дирижировал брат Доницетти, — писал Жерар де Нерваль, — исполнял очень красивые марши; все инструменты играли одновременно, как это принято в восточной музыке».

Когда один гарем прибывал в другой город в гости к другому гарему, местное начальство могло прислать военный оркестр, чтобы тот развлекал гостей игрой под окнами сераля.

Повсюду в серале стояли «музыкальные часы, исполнявшие арии из итальянских опер. Они были украшены механическими птицами: соловьями, издающими трели, и павлинами, распускающими хвост веером».

У чернокожих рабов были свои развлечения. В Стамбуле существовало особое их сообщество. Отпущенные невольники помогали своим собратьям и устраивали праздники, на которые стекалось множество негров. Они исполняли свои обряды, сопровождавшиеся традиционной африканской музыкой и плясками. Некоторые из их инструментов стали весьма популярными в Турции.

Танцы

Гарем, как и Восток в целом, немыслим без танца. Не умевшая хорошо танцевать одалиска почти не имела шансов понравиться своему господину. Да и где, как не в грациозном танце, девушка могла показать себя во всей красе?

«Одна часть гостей начала петь под аккомпанемент кудума (инструмента, похожего на два маленьких тамбурина, поставленных рядом на пол и ударяемых двумя палочками) и тара или большого тамбурина, — вспоминала Мелек-ханум. — Две гостьи принялись танцевать: они стали одна против другой на некоторое расстояние и сходились и расходились, двигаясь взад и вперед под такт музыки. Танец этот не допускает поднимания всей ноги, а только едва заметное движение нижней ее части. Стан перегибается из стороны в сторону, голова наклоняется то вправо, то влево, руками делаются грациозные жесты, и все позы и движения их во все время продолжения танца исполнены страстности и упоения. Под конец танцы сделались общими, в них приняли участие и старые и молодые: жены кади (судей), накиба (главного законоведа), имама (священника) и многих других важных личностей как военного, так и гражданского ведомств».
Театр

Когда вместе с европейскими веяниями в Турцию проникло и театральное искусство, дамы гарема употребили все свои способности, чтобы убедить султана в необходимости открытия в серале собственного театра.

Видимо, султан и сам был не против новых увеселений, раз соблаговолил отдать соответствующий приказ.

Для этого «собрали всех хорошеньких девушек и взяли от каждой кальфы субъектов, наиболее способных к изучению музыки, танцев и пантомимы, — писал Осман-бей. — Таким образом, при помощи некоторых усилий и множества денег удалось сформировать полный оркестр, кордебалет и труппу комедианток. Оркестр совершенно полный, как бы оркестр какого-нибудь гвардейского полка, с тою только разницей, что в серале женщины бьют в барабан и играют на тромбоне.

Что же касается танцовщиц и комедианток, то они дают представления в восточном вкусе, а также и в более систематическом и выработанном вкусе Западной Европы. Эти представления давались сначала в залах сераля, куда иногда допускались некоторые камергеры и любимцы его величества. Абдул-Меджид сделал еще шаг вперед по этому пути, выстроив рядом с дворцом красивый театр.

Я уверен, что мои читатели хотели бы знать, каким образом удалось обучить этих черкешенок изящным искусствам, которые с таким трудом даются в Европе. Дело объясняется очень просто. Пригласили таких профессоров, как Доницетти, Гаттелли и проч., и поручили им обучение молодых воспитанниц.

Но каким же образом султан допустил в свой гарем мужчин и, что еще хуже, учителей музыки и поручил им воспитание своих молодых черкешенок? …Когда наступает час уроков или репетиций, ученицы выстраиваются в колонны с отрядами евнухов впереди и сзади. Это войско вводится таким образом в залу, где даются уроки и выслушивают их, причем учителя не смеют слишком близко подойти к девушкам, а эти последние отбросить свои покрывала.

Число артисток простирается приблизительно до 200, что составляет уже довольно почтенный контингент земных гурий, искусство которых должно облегчать падишаху бремя государственных дел».

Мода на Восток, захлестнувшая Европу в XIX веке, привела гаремы, зачастую вымышленные, не только на страницы романов или полотна живописцев, но и на театральную сцену. Когда после окончания Кавказской войны имам Шамиль был привезен в Москву, в числе прочего почетному пленнику показали и балетный театр.

Давали балеты «Пери» Поля Дюка и «Катарина» («Укрощение строптивой»), поставленные Жюлем Перро. В «Пери» на сцене явился турецкий султан со всем своим гаремом. На экзотические танцы избранных прелестниц Шамиль смотрел со снисходительной улыбкой. Но когда сам султан принимался выражать свои восторги энергичными прыжками и великолепными сальто-мортале, Шамиль негодующе поднимал брови и растерянно косился на своих спутников. Такого позора от высокочтимого лица, хотя бы этот султан был и балетным, он не ожидал. Но вскоре Шамиль отложил бинокль и только иронично улыбался, отнеся безумные пляски султана на счет невежества создателей балета, «кормивших публику грязью».
Шапи Казаев "Тайная жизнь Восточного гарема"

http://s4.uploads.ru/t/iBKEO.jpg

0

28

Легенда первая. «Про сорок отпрысков Султана Сулеймана и детоубйство»

Легенда гласит: «Хюррем Султан приняла решение умертвить двух своих сыновей. Более того, она убедила в необходимости такого шага мужа-султана. Их младшего сына Баязида спасло предупреждение верного человека: он успел покинуть Стамбул и укрылся в Иране. Зато известно о том, что, кроме сыновей Роксоланы, дети султана, рожденные другими женами и наложницами, были убиты. Хюррем повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы, и всех их лишить жизни! Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек — всех их, кого тайно, кого явно, убили по приказу Роксоланы ».
Исторические факты: Как известно, все рождения, смерти, а уж тем более, когда это касалось правящей династии, подлежало четкому учету и контролю как в гаремных книгах, так и в иных документах. Описывалось все – начиная с того сколько муки ушло на изготовление десерта для шехзаде и заканчивая основными тратами на их содержание. Более того, все потомки правящей династии обязательно жили при дворе, на случай, если именно ему придется наследовать трон, ведь не стоило забывать о высокой детской смертности, имеющей место быть в те времена. Так же поскольку Османская династия и её возможные наследники находились в зоне пристального внимания не только мусульманского Востока, но и христианской Европы, то европейских королей их послы извещали о рождении ребёнка у того или иного шаха, по случаю чего полагалось отправить поздравление и подарок. Эти письма сохранились в архивах, благодаря чему можно восстановить количество наследников у того же Сулеймана. Поэтому каждый потомок, а уж тем более шехзаде, был известен, имя каждого сохранилось в истории.
Итак, у Сулеймана было 8 сыновей шехзаде, что зафиксировано в родословном древе Османского рода:

1) Махмуд (1512 – 29 октября 1521 в Стамбуле) Провозглашен наследником Vali Ahad 22 сентября 1520. Сын Фюлане.

2) Мустафа (1515 - 6 ноября 1553 в Эрегли в Карамане Иран) Провозглашен наследником Vali Ahad 29 октября 1521. Наместник провинции Караман 1529-1533, Маниса 1533-1541, и Амасья 1541-1553. Сын Махидевран.

3) Мурад (1519 - 12 октября 1521 в Стамбуле) Сын Гюльфем

4) Мехмет (1521 -6 ноября 1543 в Манисе) Провозглашен наследником Vali Ahad 29 октября 1521.Наместник Кютахья 1541-1543. Сын Хюррем.

5) Абдулла (до 1522-28 октября 1522) Сын Хюррем.

6) Селим II (1524-1574) одиннадцатый султан Османской империи. Сын Хюррем.

7) Баязид (1525 - 23 июля 1562) в Иране г.Казвин. Провозглашен 3 наследником Vali Ahad 6 ноября 1553г.Наместник Карамана 1546, наместник провинций Кютахья и Амасья 1558-1559.Сын Хюррем.

8) Джихангир (1531- 27 ноября 1553 в Алеппо (по-арабски Халеб) Сирии) Наместник в Халебе 1553. Сын Хюррем.

Прикрепленное изображение: --

Так же стоит помнить, что именно Сулейманом, а не Хюррем, были казнены два его сына, а именно Мустафа и Баязид. Мустафа был казнён вместе со своим сыном (оставшимся из двух, поскольку один из них умер за год до смерти самого Мустафы), а вместе с Баязидом были убиты пять его маленьких сыновей, но случилось это уже в 1562 году, через 4 года после смерти Хюррем.

Если говорить о хронологии и причинах смертей всех потомков Кануни, то выглядело это следующим образом:

Şehzade Mahmud умер от оспы 29.11.1521,
Şehzade Murad умер от оспы раньше брата 10.11.1521.
Şehzade Mustafa правитель провинции Маниса с 1533г. и наследник престола казнён вместе с детьми по приказу отца по подозрению в заговоре против отца в союзе с сербами.
Şehzade Bayezid "Şahi" казнён вместе с пятью сыновьями по приказу отца за мятеж против него

Соответственно, о каких мифических сорока потомках от Султана Сулеймана, убиенных Хюррем, идет речь остается загадкой не только для скептиков, но и для самой истории. А точнее байкой. Одной из 1001 баек Османской Империи.

Легенда №2 гласит: «Несмотря на то, что Султан был привязан к интриганке Хюррем, все же ничто человеческое не было ему чуждо. Так, как известно, при султанском дворе содержался гарем, который не мог не интересовать Сулеймана. Так же известно, что Хюррем повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы. Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек, что подтверждает тот факт, что Хюррем не была единственной любовью всей его жизни»

Исторические факты: Когда послы, Навагерро и Тревизано писали свои отчеты в Венецию в 1553 и 1554 годах, указывая, что "она очень любима своим хозяином" (“tanto amata da sua maestà”), Роксолане было уже порядка пятидесяти и она находилась рядом с Сулейманом долгое время. После ее смерти в апреле 1558 года Сулейман оставался безутешным долгое время. Она была самой большой любовью всей его жизни, его родной душой и законной женой. Подтверждением этой огромной любви Сулеймана к Роксолане послужил ряд решений и действий со стороны Султана для своей Хасеки. Ради нее Султан нарушил ряд очень важных традиций императорского гарема. В 1533 или 1534 году (точная дата неизвестна), Сулейман женился на Хюррем, совершив официальную церемонию бракосочетания, тем самым нарушив трехсотлетний обычай Османского дома в соответствии с которым султанам не было разрешено жениться на своих наложницах. Никогда прежде бывшая рабыня не была возведена в ранг законной супруги Султана. Кроме того, брак Хасеки Хюррем и Султана стал практически моногамным, что было просто неслыханным в истории Османской империи. Тревизано писал в 1554 году, что однажды встретив Роксолану Сулейман "не просто хочет иметь ее в качестве законной жены, всегда держать рядом с собой и видеть ее в роли правительницы в гареме, но и так же он не желает знать каких-либо иных женщин: он совершил то, чего не было сделано ни одним из его предшественников, ведь турки привыкли принимать у себя по несколько женщин, чтобы иметь как можно больше детей и удовлетворять свои плотские утехи". Ради любви к этой женщине Сулейман нарушил целый ряд традиций и запретов. В частности, именно после женитьбы на Хюррем Султан распустил гарем, оставив при дворе лишь обслуживающий персонал. Брак Хюррем и Сулеймана был моногамным, что немало удивляло современников. Так же реально существующую любовь между Султаном и его Хасеки подтверждают любовные письма, посылаемые ими друг другу и сохранившиеся до наших времен. Так, одним из показательных посланий можно считать одно из многочисленных прощальных посвящений Кануни своей жене после ее смерти:
«Небеса покрываются черными тучами, ибо нет покоя мне, нет воздуха, думы и надежды. Моя любовь, трепет чувства этого, сильного, так сжимает мое сердце, губит мою плоть. Жить, во что верить, моя любовь...как встречать новый день. Я убит, убит разум мой, сердце перестало верить, нет больше в нем твоего тепла, нет больше на теле моем твоих рук, твоего света. Я повергнут, я стерт с этого мира, стерт душевной печалью по тебе, моя любовь. Силы, нет больше той силы, что ты предавала мне, есть лишь вера, вера чувства твоего, не во плоти, а в сердце моем, я плачу, плачу о тебе моя любовь, нет океана больше, чем океан моих слез о тебе, Хюррем...»

0

29

ЛЕГЕНДА ПРО ПРОИСХОЖДЕНИЕ РОКСОЛАНЫ.

Легенда гласит
: «Обманываясь созвучием имён — собственного и нарицательного, некоторые историки видят в Роксолане русскую, другие, преимущественно французы, основываясь на комедии Фавара „Три султанши“, утверждают, что Роксолана была француженка. То и другое совершенно несправедливо: Роксолана — природная турчанка — была куплена для гарема ещё девочкой на невольничьем базаре для прислуги одалисткам, при которых и занимала должность простой рабыни.

Существует так же легенда, что пираты Османской империи в пригороде Сиены напали на замок, принадлежащий знатному и богатому роду Марсигли. Замок был разграблен и сожжён дотла, а дочь владелицы замка – красивую девочку с волосами цвета красного золота и с зелеными глазами привезли в султанский дворец. В Генеалогическом дереве семьи Марсигли указано: Мать- Ханна Марсигли. Ханны Марсигли – Маргарита Марсигли (Ла Роза), прозванная так за огненно -красный цвет волос. От брака с Султаном Сулейманом у неё были сыновья – Селим, Ибрагим, Мехмед.»

Исторические факты: Европейские наблюдатели и историки именовали Султаншу как “Роксолана”, “Рокса”, или “Росса”, поскольку, предполагалось, что она русского происхождения. Михаил Литвин (Mikhalon Lituan), посол Литвы в Крыме в середине шестнадцатого века, писал в своей хронике 1550 “…любимая жена турецкого императора, мать его старшего сына и наследника, была в свое время похищена из наших земель”. Навагерро писал о ней как о “[Донна]. . . ди Росса “, и Тревизано назвал ее ” султанша ди Руссия “. Самуил Твардовский, член польского посольства в Суд Османской империи в 1621-1622 годы так же указывал в своих заметках, что турки сообщили ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина, небольшого городка в Подолии неподалеку от Львова.

Убеждение, что Роксолана была русского, а не украинского происхождения, вероятно, возникло в результате возможного неправильного толкования слов «Роксолана» и «Росса». В начале XVI века в Европе, слово «Роксолания» было использовано для обозначения провинции Рутения в Западной Украине, которая была в разные времена известна под названиями Красная Русь, Галичина или Подолье (то есть расположенное в Восточной Подолии, которая была под польским контролем в то время), в свою очередь, современная Россия в тот период времен носила название Московского государства, Московской Руси или Московии. В древности слово Roxolani обозначало кочевые сарматские племена и поселения на реке Днестр (в настоящее время в Одесской области на Украине).

0

30

ЛЕГЕНДА О ПЬЯНСТВЕ СЕЛИМА II.

Легенда гласит: «Прозвище «Пьяница» Селим обрёл благодаря чрезмерному потреблению вина. Изначально эта любовь к спиртному была обусловлена тем, что в свое время сама мать Селима, Роксолана, периодически давала ему вино, дыба сын был гораздо более управляем».

Исторические факты:

Султана Селима прозвали Пьяницей, настолько жизнелюбив он был и не чуждался человеческих слабостей – вина и гарема. Что ж, сам пророк Мухаммед признавался: “Более всего на земле я любил женщин и ароматы, но полное наслаждение находил всегда только в молитве”. Не стоит забывать, что алкоголь был в чести при Османском дворе, и жизнь некоторых султанов оказалась короче именно из-за страсти к спиртному. Селим II, будучи навеселе, упал в бане и потом умер от последствий падения. Махмуд II умер от белой горячки. Мурад II, победивший крестоносцев в битве при Варне, умер от апоплексического удара, вызванного запоем. Махмуд II любил французские вина и оставил после себя огромную их коллекцию. Мурад IV с утра до ночи бражничал со своими придворными, евнухами и шутами, а иногда силой принуждал пить с собой главных муфтиев и судей. Впадая в запои, он совершал столь жесткие поступки, что окружающие всерьез думали, что он сошел с ума. Например, он любил стрелять из лука в людей, которые проплывали на лодках мимо дворца Топкапы или бегать по ночам в исподнем по улицам Стамбула, убивая всякого, кто попадался на пути. Именно Мурад IV издал крамольный с точки зрения ислама указ, по которому спиртное разрешалось продавать даже мусульманам. Во многом на пристрастие Султана Селима к алкоголю повлиял приближенный к нему человек, в руках которого находились основные нити управления, а именно визирь Соколу.

Но следует отметить, что Селим был не первым и не последним султаном, почитающим спиртное, и это не помешало ему участвовать в ряде военных кампаний, а так же в политической жизни Османской Империи. Так от Сулеймана в наследство ему достались 14.892.000 km2, а после него эта территория была уже 15.162.000 km2. Селим, царствовал благополучно и оставил своему сыну государство, не только не уменьшившееся территориально, но даже увеличившееся; этим, во многом, он был обязан уму и энергии визиря Мехмеда Соколлу. Соколлу закончил покорение Аравии, которая ранее находилась только в слабой зависимости от Порты.

0

31

ЛЕГЕНДА ПРО ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВАЛИДЕ.

Легенда гласит: «Валиде Султан была дочерью капитана английского судна, потерпевшего крушение в Адриатическом море. Затем это несчастное судно захватили турецкие пираты. Та часть рукописи, что сохранилась, заканчивается сообщением о том, что девушка была отправлена в султанский гарем. Это англичанка, которая правила Турцией лет 10 и лишь позже, не найдя общего языка с женой своего сына, небезызвестной Роксоланой, вернулась в Англию».

Исторические факты:

Айше Султан Хафса или Хафса Султан ( с османского турецкого : عایشه حفصه سلطان ) родилась около 1479г. – 1534 г. ) и стала первой Валиде Султан (королева-мать ) в Османской империи , будучи женой Селима I и матерью Сулеймана Великолепного . Хотя год рождения Айше Султан известен, историки до сих пор не могут определиться с датой рождения окончательно. Она была дочерью Крымского хана Менгли-Гирея.
Она проживала в Манисе с сыном в период с 1513 до 1520 , в провинции, которая являлась традиционной для резиденции османских шехзаде, будущих правителей, обучавшихся там основам управления государством.
Айше Хафса Султан умерла в марте 1534 года и была похоронена рядом с мужем в мавзолее.

0

32

ЛЕГЕНДА ПРО ЗАГОВОР ПРОТИВ ШЕХЗАДЕ МУСТАФЫ И ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ.

Легенда гласит: «Но настал день, когда Роксалана «раскрыла глаза» султану на якобы предательское поведение Мустафы и его друга. Она сказала, что принц завязал тесные отношения с сербами и готовит заговор против отца. Интриганка хорошо знала, куда и как ударить – мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксолана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые якобы слышала её дочь …

Во дворце повисла тягостная тишина. Что решит султан? Мелодичный голосок Роксаланы, похожий на перезвон хрустального колокольчика, журчал заботливо: «Думай, о повелитель сердца моего, о государстве своем, о его спокойствии и процветании, а не о суетных чувствах…» Мустафа, которого Роксалана воспитывала с 4 лет, прелестный малыш, игравший у неё на коленях, став взрослым, должен был умереть по желанию своей бывшей няни.

Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому по приказу Сулеймана, но волей Роксаланы, Мустафу, его братьев и детей, внуков султана, задушили шелковым шнурком».

Исторические факты:

В 1553 году был казнен старший сын Сулеймана, принц Мустафа, в то время ему было уже под сорок лет. Первым султаном, казнившим своего взрослого сына, был правивший в конце XIV столетия Мурад I, который добился, чтобы непокорного Савджи предали смерти. Причиной казни Мустафы было то, что он планировал узурпировать трон, но, как и в случае с казнью султанского фаворита, Ибрагима-паши, вина была возложена на Хюррем Султан, которая была иноземкой, находившейся подле Султана. В истории Османской Империи уже был случай, когда сын пытался помочь отцу покинуть трон – так сделал отец Сулеймана, Селим I с дедом Сулеймана, Баязидом II.

После случившейся несколькими годами ранее смерти принца Мехмеда регулярная армия действительно считала необходимым удалить Сулеймана от дел и изолировать его в находившейся южнее Эдирне резиденции Ди-димотихон, по прямой аналогии с тем, как это случилось с Баязидом II. Более того, сохранились письма шехзаде, на которых четко видна личная печать шехзаде Мустафы, адресованных Сефевидскому Шаху, о которых потом и узнал Султан Сулейман (эта печать так же сохранилась и на ней начертана подпись Мустафы: Султан Мустафа см. фото). Последней каплей для Сулеймана стал визит австрийского посла, который вместо того, чтобы навестить Султана, в первую очередь отправился к Мустафе. После визита посол сообщил всем, что шехзаде Мустафа будет прекрасным Падишахом. После того, как Сулейман узнал об этом, он сразу же вызвал Мустафу к себе и велел удушить его. Шехзаде Мустафа был задушен по приказу отца в 1553г во время персидского военного похода.

0

33

ЛЕГЕНДА ПРО НЕВЕРНОСТЬ СУЛТАНА СУЛЕЙМАНА.

Легенда гласит: «Несмотря на то, что Султан был привязан к интриганке Хюррем, все же ничто человеческое не было ему чуждо. Так, как известно, при султанском дворе содержался гарем, который не мог не интересовать Сулеймана. Так же известно, что Хюррем повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы. Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек, что подтверждает тот факт, что Хюррем не была единственной любовью всей его жизни».

Исторические факты:

Когда послы, Навагерро и Тревизано писали свои отчеты в Венецию в 1553 и 1554 годах, указывая, что “она очень любима своим хозяином” (“tanto amata da sua maestà”), Роксолане было уже порядка пятидесяти и она находилась рядом с Сулейманом долгое время. После ее смерти в апреле 1558 года Сулейман оставался безутешным долгое время. Она была самой большой любовью всей его жизни, его родной душой и законной женой. Подтверждением этой огромной любви Сулеймана к Роксолане послужил ряд решений и действий со стороны Султана для своей Хасеки. Ради нее Султан нарушил ряд очень важных традиций императорского гарема. В 1533 или 1534 году (точная дата неизвестна), Сулейман женился на Хюррем, совершив официальную церемонию бракосочетания, тем самым нарушив трехсотлетний обычай Османского дома в соответствии с которым султанам не было разрешено жениться на своих наложницах. Никогда прежде бывшая рабыня не была возведена в ранг законной супруги Султана. Кроме того, брак Хасеки Хюррем и Султана стал практически моногамным, что было просто неслыханным в истории Османской империи. Тревизано писал в 1554 году, что однажды встретив Роксолану Сулейман “не просто хочет иметь ее в качестве законной жены, всегда держать рядом с собой и видеть ее в роли правительницы в гареме, но и так же он не желает знать каких-либо иных женщин: он совершил то, чего не было сделано ни одним из его предшественников, ведь турки привыкли принимать у себя по несколько женщин, чтобы иметь как можно больше детей и удовлетворять свои плотские утехи”. Ради любви к этой женщине Сулейман нарушил целый ряд традиций и запретов. В частности, именно после женитьбы на Хюррем Султан распустил гарем, оставив при дворе лишь обслуживающий персонал. Брак Хюррем и Сулеймана был моногамным, что немало удивляло современников.

Так же реально существующую любовь между Султаном и его Хасеки подтверждают любовные письма, посылаемые ими друг другу и сохранившиеся до наших времен. Так, одним из показательных посланий можно считать одно из многочисленных прощальных посвящений Кануни своей жене после ее смерти:

«Небеса покрываются черными тучами, ибо нет покоя мне, нет воздуха, думы и надежды. Моя любовь, трепет чувства этого, сильного, так сжимает мое сердце, губит мою плоть. Жить, во что верить, моя любовь…как встречать новый день. Я убит, убит разум мой, сердце перестало верить, нет больше в нем твоего тепла, нет больше на теле моем твоих рук, твоего света. Я повергнут, я стерт с этого мира, стерт душевной печалью по тебе, моя любовь. Силы, нет больше той силы, что ты предавала мне, есть лишь вера, вера чувства твоего, не во плоти, а в сердце моем, я плачу, плачу о тебе моя любовь, нет океана больше, чем океан моих слез о тебе, Хюррем…»

0

34

ЛЕГЕНДА ПО ВЕДЬМУ ПРИ ДВОРЕ.

Легенда гласит: «Хюррем султан была ничем не примечательной внешне и весьма склочной по натуре женщиной. Своей жестокостью и хитростью она прославилась на века. И, естественно, что единственным образом, коим она удерживала Султана более сорока лет подле себя – это использование заговоров и приворотов. Не зря ведь ее среди простого люда называли ведьмой».

Исторические факты:

Венецианские доклады утверждают, что Роксолана была не столько красива, сколько мила, изящна, и элегантна. Но, вместе с тем, ее лучезарная улыбка и игривый темперамент сделали ее неотразимо-очаровательной, за что она и была наречена “Хюррем” (“радость дарящая” или “смеющаяся”). Хюррем была известна своим пением и музыкальными способностями, умением делать изящные вышивки. Но наиболее важным было то, что Роксолана была женщиной большого ума и силы воли, которые и дали ей преимущество среди других женщин в гареме.

Как и все остальные, европейские наблюдатели свидетельствуют, что Султан был полностью сражен своей новой наложницей. Он был влюблен в свою Хасеки на протяжении долгих лет совместной жизни. Отсюда злые языки обвиняли ее в ведовстве (и если в средневековой Европе и на Востоке существование такой легенды в те времена можно понять и объяснить, то в наше время вера в такие домыслы объясняется с трудом).

И логически можно перейти к следующей, непосредственно связанной с этим легендой.

0

35

ЛЕГЕНДА ПРО КАСТРАЦИЮ И СЕРЕБРЯНЫЕ ТРУБОЧКИ.

Легенда гласит: «Вместо милой и веселой чаровницы-хохотушки нашему взору предстает свирепая, коварная и безжалостная машина для выживания. С казнью наследника и его друга началась волна репрессий, невиданных в Стамбуле. За лишнее слово о кровавых дворцовых делах можно легко было поплатиться головой. Им рубили головы, не трудясь даже закопать тело…

Действенным и устрашающим методом Роксоланы была кастрация, совершаемая самым жестоким образом. У подозреваемых в крамоле вырезали все под корень. И после «операции» несчастным не полагалось перевязывать рану — считалось, что «дурная кровь» должна выйти. Тот, кто все-таки оставался в живых, мог испытать на себе милосердие султанши: она дарила несчастным серебряные трубочки, вставлявшиеся в отверстие мочевого пузыря.

Страх поселился в столице люди стали бояться собственной тени, не чувствуя себя в безопасности даже возле домашнего очага. Имя султанши произносили с трепетом, к которому примешивалось благоговение»

Исторические факты:

История массовых репрессий, организованных Хюррем Султан никак не сохранилась, ни в исторических записях, ни в описании современников. Но зато следует отметить, что сохранились исторические сведения о том, что ряд современников (в частности Sehname-i Al-i Osman (1593) и Sehname-i Humayun (1596), Taliki-zade el-Fenari представили очень лестный портрет Хюррем, как женщины почитаемой “за ее многочисленные благотворительные пожертвования, за ее покровительство учащимся и уважение к ученым мужам, знатокам религии, а так же за приобретение ею редких и прекрасных вещей “. Если говорить об исторических фактах которые имели место быть в жизни Хюррем, то она вошла в историю не как репрессивный политик, а как человек, занимающийся благотворительностью, она стала известна за свои масштабные проекты. Так на пожертвования Хюррем (Külliye Hasseki Hurrem) в Стамбуле был построен район Аксарай так называемый Avret Pazari (или женский базар, позже имени Хасеки), содержащий в себе мечеть, медресе, имарет, начальную школу, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящей семьи. А тот факт, что это было третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (Fatih) и Сулеймание (Süleymanie), свидетельствует о высоком статусе Хюррем .Она также построила комплексы в Адрианополе и Анкаре. В числе иных благотворительных проектов, можно назвать строительство вошедших в основу проекта в Иерусалиме (названный позже имени Хасеки Султан), хосписов и столовой для паломников и бездомных; столовой в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественной столовой в Стамбуле (в Avret Pazari), а также двух больших общественных бань в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах, соответственно). С подачи Хюррем Султан были закрыты невольничьи рынки и реализован ряд социальных проектов.

0

36

ЛЕГЕНДА О ПЬЯНСТВЕ СЕЛИМА II.

Легенда гласит: «Прозвище «Пьяница» Селим обрёл благодаря чрезмерному потреблению вина. Изначально эта любовь к спиртному была обусловлена тем, что в свое время сама мать Селима, Роксолана, периодически давала ему вино, дыба сын был гораздо более управляем».

Исторические факты:

Султана Селима прозвали Пьяницей, настолько жизнелюбив он был и не чуждался человеческих слабостей – вина и гарема. Что ж, сам пророк Мухаммед признавался: “Более всего на земле я любил женщин и ароматы, но полное наслаждение находил всегда только в молитве”. Не стоит забывать, что алкоголь был в чести при Османском дворе, и жизнь некоторых султанов оказалась короче именно из-за страсти к спиртному. Селим II, будучи навеселе, упал в бане и потом умер от последствий падения. Махмуд II умер от белой горячки. Мурад II, победивший крестоносцев в битве при Варне, умер от апоплексического удара, вызванного запоем. Махмуд II любил французские вина и оставил после себя огромную их коллекцию. Мурад IV с утра до ночи бражничал со своими придворными, евнухами и шутами, а иногда силой принуждал пить с собой главных муфтиев и судей. Впадая в запои, он совершал столь жесткие поступки, что окружающие всерьез думали, что он сошел с ума. Например, он любил стрелять из лука в людей, которые проплывали на лодках мимо дворца Топкапы или бегать по ночам в исподнем по улицам Стамбула, убивая всякого, кто попадался на пути. Именно Мурад IV издал крамольный с точки зрения ислама указ, по которому спиртное разрешалось продавать даже мусульманам. Во многом на пристрастие Султана Селима к алкоголю повлиял приближенный к нему человек, в руках которого находились основные нити управления, а именно визирь Соколу.

Но следует отметить, что Селим был не первым и не последним султаном, почитающим спиртное, и это не помешало ему участвовать в ряде военных кампаний, а так же в политической жизни Османской Империи. Так от Сулеймана в наследство ему достались 14.892.000 km2, а после него эта территория была уже 15.162.000 km2. Селим, царствовал благополучно и оставил своему сыну государство, не только не уменьшившееся территориально, но даже увеличившееся; этим, во многом, он был обязан уму и энергии визиря Мехмеда Соколлу. Соколлу закончил покорение Аравии, которая ранее находилась только в слабой зависимости от Порты.

0

37

ЛЕГЕНДА ПРО ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВАЛИДЕ.

Легенда гласит: «Валиде Султан была дочерью капитана английского судна, потерпевшего крушение в Адриатическом море. Затем это несчастное судно захватили турецкие пираты. Та часть рукописи, что сохранилась, заканчивается сообщением о том, что девушка была отправлена в султанский гарем. Это англичанка, которая правила Турцией лет 10 и лишь позже, не найдя общего языка с женой своего сына, небезызвестной Роксоланой, вернулась в Англию».

Исторические факты:

Айше Султан Хафса или Хафса Султан ( с османского турецкого : عایشه حفصه سلطان ) родилась около 1479г. – 1534 г. ) и стала первой Валиде Султан (королева-мать ) в Османской империи , будучи женой Селима I и матерью Сулеймана Великолепного . Хотя год рождения Айше Султан известен, историки до сих пор не могут определиться с датой рождения окончательно. Она была дочерью Крымского хана Менгли-Гирея.
Она проживала в Манисе с сыном в период с 1513 до 1520 , в провинции, которая являлась традиционной для резиденции османских шехзаде, будущих правителей, обучавшихся там основам управления государством.
Айше Хафса Султан умерла в марте 1534 года и была похоронена рядом с мужем в мавзолее.

0

38

Жамаль Ал-Мафалах
ЛЕГЕНДА ПРО ЗАГОВОР ПРОТИВ ШЕХЗАДЕ МУСТАФЫ И ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ.

Легенда гласит: «Но настал день, когда Роксалана «раскрыла глаза» султану на якобы предательское поведение Мустафы и его друга. Она сказала, что принц завязал тесные отношения с сербами и готовит заговор против отца. Интриганка хорошо знала, куда и как ударить – мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксолана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые якобы слышала её дочь …

Во дворце повисла тягостная тишина. Что решит султан? Мелодичный голосок Роксаланы, похожий на перезвон хрустального колокольчика, журчал заботливо: «Думай, о повелитель сердца моего, о государстве своем, о его спокойствии и процветании, а не о суетных чувствах…» Мустафа, которого Роксалана воспитывала с 4 лет, прелестный малыш, игравший у неё на коленях, став взрослым, должен был умереть по желанию своей бывшей няни.

Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому по приказу Сулеймана, но волей Роксаланы, Мустафу, его братьев и детей, внуков султана, задушили шелковым шнурком».

Исторические факты:

В 1553 году был казнен старший сын Сулеймана, принц Мустафа, в то время ему было уже под сорок лет. Первым султаном, казнившим своего взрослого сына, был правивший в конце XIV столетия Мурад I, который добился, чтобы непокорного Савджи предали смерти. Причиной казни Мустафы было то, что он планировал узурпировать трон, но, как и в случае с казнью султанского фаворита, Ибрагима-паши, вина была возложена на Хюррем Султан, которая была иноземкой, находившейся подле Султана. В истории Османской Империи уже был случай, когда сын пытался помочь отцу покинуть трон – так сделал отец Сулеймана, Селим I с дедом Сулеймана, Баязидом II.

После случившейся несколькими годами ранее смерти принца Мехмеда регулярная армия действительно считала необходимым удалить Сулеймана от дел и изолировать его в находившейся южнее Эдирне резиденции Ди-димотихон, по прямой аналогии с тем, как это случилось с Баязидом II. Более того, сохранились письма шехзаде, на которых четко видна личная печать шехзаде Мустафы, адресованных Сефевидскому Шаху, о которых потом и узнал Султан Сулейман (эта печать так же сохранилась и на ней начертана подпись Мустафы: Султан Мустафа см. фото). Последней каплей для Сулеймана стал визит австрийского посла, который вместо того, чтобы навестить Султана, в первую очередь отправился к Мустафе. После визита посол сообщил всем, что шехзаде Мустафа будет прекрасным Падишахом. После того, как Сулейман узнал об этом, он сразу же вызвал Мустафу к себе и велел удушить его. Шехзаде Мустафа был задушен по приказу отца в 1553г во время персидского военного похода.

0

39

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ Османского периода...

Повзрослевшиё шехзаде Джихангир.
http://cs316129.vk.me/v316129216/6bf2/dlMFo3FMJuo.jpg
Играет его молодой актер Толгас Саритас.
Он родился в 1991 году. Обучался в Стамбульском городском драматическом театре.

Кто же такой Джихангир? Маленький шехзаде, принц османского периода....

Шехзаде Джихангир не мог претендовать на престол и не был конкурентом для своих братьев. Он родился болезненным ребенком, с горбом на спине и другими сопутствующими заболеваниями. Чтобы снять боль, вынужден был принимать сильные препараты, а вто время это были опиаты(наркотики). Шехзаде Джахангир получил прекрасное образование (также как братья и сестра), он был умен, увлекался литературой. Имел впечатлительный, замкнутый характер и не слишком ладил с родными братьями. По свидетельствам современников, Сулейман был привязан к сыну настолько, что постоянно держал подле себя. Когда Джихангир стал взрослым, отец отправил его наместником в Сирию, в Алеппо (Халеб)(видимо, султан был уверен, что сын справится с этой должностью). Там он имел гарем и любимую наложницу, но детей после себя оставить не успел.

Джахангир был очень дружен со сводным братом Мустафой (Джихангир не мог претендовать на трон и не был ему соперником) и, как говорили, нередко гостил у него в Амасье (санджак-беем которой в то время был Мустафа). Литературные источники предполагают что Мустафа снабжал Джихангира опием, но исторического подтверждения этому нет. Султана Сулеймана эта дружба беспокоила. Посол Наваджеро пишет, что Сулейман говорил Джихангиру (еще за несколько месяцев до казни Мустафы): «Сынок, Мустафа, став Падишахом, убьёт вас всех»
Покинул этот мир шехзаде в возрасте 22 года. Версий о его кончине много. Самая романтическая, что он не смог пережить страшной смерти Мустафы (казненного собственным отцем по подозрению в мятеже и предательстве), и умер через 21 день после брата, возможно, покончил с собой. Также есть версия, что Джихангир умер в походе, куда поехал с отцом. Но не выдержал тягот похода и в ноябре 1553 скончался вдали от дома.

Ибрагим Печеви, живший во время описанных событий и оставивший краткое описание шахзаде и визирей Сулеймана, так пишет о Джихангире:
«Покойный Султан Джихангир: Год рождения – 923 год хиджры (1526/27 год неверен). Падишах – завоеватель стран всегда имел его под рукой, никогда не расставался с ним ни в мирное ни в военное время. Этот принц - бывший отрадой глаз и источником душевной радости падишаха во время его прогулок и охоты умер зимуя в Халебе. Его тело было привезено в Стамбул и захоронено в Гробнице (Тюрбе) Шехзаде Мехмеда.»

Сама мечеть сейчас не сохранилась. Там сейчас новая. А район в Стамбуле и сегодня носит имя Джихангира.
                                                  http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/112/194/112194227_82009277_large_0_491eb_83895698_Ljpg.gif

Исторические факты:

Шехзаде родился в 1531 году в Стамбуле. Он был шестым ребёнком Сулеймана и пятым сыном Хюррем. По традиции Джихангир воспитывался во дворце. У шехзаде был врожденный порок — горб. Учитывая это, Джихангир не претендовал на османский престол. Однако Джихангир был человеком образованным, увлекался каллиграфией, писал стихи под именем Зарифи (тур. Zarîfî), подолгу беседовал с отцом. Несмотря на физический недостаток к моменту отправки в санджак у Джихангира была наложница. Существует мнение, что он был горячо привязан к единокровному брату Мустафе (сын Сулеймана и Махидевран). Однако стоит заметить, что Мустафа покинул столицу, когда Джихангиру было всего два года.

0