Обратим внимание на украшения и наряды героев сериала.
На производство каждой серии «Великолепного века» уходит 500 тыс. долларов. Значительную часть средств приходится тратить на одежду героев, поскольку именно она и дает красоту картинки.
Для сериала покупаются дорогие ткани: настоящий бархат, шелк. Цвета насыщенные – красный, бирюзовый.
Историки моды относятся к этому скептически, ведь во времена, описываемые в «Великолепном веке», в 16 столетии, женщины одевались в прямые просторные рубахи с V-образным вырезом, с пуговицами до пояса. Такие же носили и мужчины.
В качестве верхней одежды женщинам служили длинные халаты, а на улице необходимо было укутываться и в чадру.
Самая большая вольность, которую могли себе позволить турчанки, – слегка приподнять вуаль, чтобы поцеловаться со знакомой. Под рубахи женщины надевали брюки, которые позднее превратились в пышные шаровары. Бесформенные одежды будили интерес иностранцев. И даже самих турецких мужей, которые не узнавали своих жен на улицах. Единственная дерзость, которую позволяли себе женщины в ту эпоху, – это чуть заузить рубаху и разукрасить ее ленточной вышивкой.
Турецкие портные попросту не умели в ту пору создавать сложные фасоны, да и менталитет женщин основывался на такой добродетели, как скромность.
И лишь с появлением в гареме иностранок появилась какая-никакая мода. Любопытно, что по традициям того времени, знатная госпожа всегда была одета менее эффектно, чем ее… служанка. Почему? Потому что, прогуливаясь по улице, жена вельможи должна была выглядеть скромно, а вот служанку рассматривали как товар, который мог быть продан, и который подчеркивал статус, богатство хозяина. Поэтому служанок принято было наряжать в броские наряды и даже разрешать им открывать лицо. Никаких декольте в Османской империи женщина, конечно, позволить себе не могла из-за религиозных запретов. И в этом главная ошибка «Великолепного века».
В сериале женщины носят не только декольте, но и корсеты на шнуровке, отделку из тонкого кружева – и это тоже неправда. В 16 веке существовать могло только декольте – его ввели при дворе Изабеллы Баварской. А вот корсеты и отделочные кружева появятся только в 17 веке. Зато турецкие женщины знали много природных секретов красоты: волосы укреплялись и красились хной и басмой. В бане женщины натирались специальной тканевой мочалкой прошитой часто-часто грубыми нитками – ее называли кисой, и она выполняла роль пилинга.
Эпиляцию женщины делали при помощи застывающей глины. В Турции в особом почете была белая кожа, которая свидетельствовала о знатности происхождения. Поэтому женщины прятались от солнца и осветляли кожу лимоном и травяными отварами. А вот в чем можно было совершенно не сдерживаться – так это в украшениях. Мужья не скупились и покупали своим женам золотые и серебряные изделия в огромных количествах. Турчанки украшали волосы вплетенными нитями с драгоценными камнями. На головах носились короны и диадемы, ободки с жемчугами и рубинами, шапочки, расшитые монетами.
Пальцы рук унизывали кольца. Причем в почете были кольца с одним крупным камнем, а не с россыпью мелких. Перстни женщинам дарили в знак особого расположения. А уж если крупное кольцо подарил сам султан – значит намерения его более чем серьезны. На ушах носились увесистые серьги.
На запястьях модно было носить множество браслетов. На ногах - тоже.
На шее – ожерелья.
Особо знатные особы позволяли себе расшивать рубахи и халаты драгоценными камнями. Чтобы воссоздать на экране роскошь «Великолепного века», трудится целая команда дизайнеров и ювелиров. Любопытно, что сериал, закупленный 42 странами, пользуется бешеной популярностью, например, в Сербии, Болгарии – странах, которые на себе почувствовали влияние Османской империи, и совсем не смотрится зрителями, скажем, Австрии. Россия все-таки, видимо, азиатская страна, ведь рейтинг «Великолепного века» у нас зашкаливает…