"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Татьяна Самойлова

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Татьяна Самойлова - Скромность и очарование

http://sa.uploads.ru/t/jTy3B.jpg
Татья́на Евге́ньевна Само́йлова (4 мая 1934, Ленинград — 5 мая 2014, Москва)
— советская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1965),
народная артистка РФ (1992).

Лауреат Премии жюри XI Каннского фестиваля «Апельсиновое дерево» как «Самой скромной и очаровательной актрисе» (1957, за фильм «Летят журавли»).

0

2

"Летят журавли"
http://sa.uploads.ru/t/L2lTp.jpg
Алексей Баталов в роли Бориса,
Татьяна Самойлова в роли Вероники.

Фильмография

1955 — Мексиканец — Мария
    1957 — Летят журавли — Вероника
    1959 — Неотправленное письмо — Таня
    1960 — Леон Гаррос ищет друга — Наташа
    1961 — Альба Регия — Альба
    1964 — Они шли на Восток — Соня, коллаборационистка
    1967 — Анна Каренина — Анна Аркадьевна Каренина
    1967 — Солдаты без мундиров
    1972 — Город на Кавказе (короткометражный) — Надежда
    1972 — Нечаянные радости
    1972 — Длинная дорога в короткий день — Екатерина Золотаренко
    1973 — Возврата нет — Настя Шевцова
    1974 — Океан — Маша
    1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата — Мария Николаевна Оленецкая, шифровальшица
    1984 — Солдаты без мундиров — математик
    1991 — Анна Карамазофф
    1999 — Мама — эпизод
    2000 — 24 часа — мама братьев Шаламовых
    2000 — Нет смерти для меня
    2004 — Марс — эпизод
    2004 — Московская сага — Татьяна Ивановна Плотникова, профессор
    2004 — Сен-Жермен
    2005 — Далеко от Сансет бульвара — Лидия Полякова (в старости)
    2008 — Нирвана — Маргарита Ивановна

http://sc.uploads.ru/t/q6taz.jpg
Россия, 2003 г.
Почтовый конверт с кадрами из кинофильма «Летят журавли»:
Алексей Баталов в роли Бориса,
Татьяна Самойлова в роли Вероники.

0

3

Творчество

http://sc.uploads.ru/t/d4eEB.jpg
на МКФ в Москве, 1961 г.

Звёздная роль Татьяны Самойловой в кино — роль Вероники в картине Михаила Калатозова «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Героиня Самойловой — вчерашняя беспечная московская школьница, потерявшая в годы Великой Отечественной войны своих родителей. Её жених уходит на фронт, а двоюродный брат жениха, влюблён в Веронику. Она, уступив его настойчивости, выходит за него замуж. Вероника продолжает ждать жениха, не зная что он погиб в первые дни войны. Фильм стал лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, а Татьяна Самойлова стала звездой советского экрана.

После фестиваля Татьяна Самойлова возвратилась в Москву, поступила в ГИТИС. Была принята в Театр имени В. В. Маяковского, затем перешла в Театр имени Е. Б. Вахтангова, где работала до 1960 года.

После картины «Летят журавли» Татьяна сыграла лишь в нескольких фильмах и пропала с экранов. Второй раз о Татьяне заговорили после выхода на экран фильма Александра Зархи «Анна Каренина», где ею была сыграна главная роль.

Одно из ярких появлений в кино в новое время — в фильме «Нет смерти для меня», в котором Татьяна Самойлова рассказывает о своей сегодняшней жизни, об одиночестве и разлуке с сыном.
Роли в театре

Работая с 1965 года в Театре-студии киноактёра, сыграла главные роли в драме А. Н. Островского «Гроза» и пьесе А. Арбузова «Таня».

http://sc.uploads.ru/t/RrpMN.jpg
Памятный отпечаток рук Т. Самойловой
на площади у Дворца фестивалей и конгрессов в Каннах.

0

4

Биография

Дочь актера
http://sc.uploads.ru/t/6GPct.jpg

Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде, в семье замечательного советского актера театра и кино Евгения Самойлова. В 1937 году семья Самойловых переехала в Москву.

В школьные годы Татьяна Самойлова занималась балетом. Она окончила балетную студию при театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и ее даже приглашала учиться в балетную школу при Большом театре Майя Плисецкая, но тяга к драматическому театру оказалась сильнее. Татьяна, воспитанная на фильмах и спектаклях отца всегда хотела стать только актрисой.
Щукинское училище

В 1953 году Татьяна поступила в театральное училище имени Щукина, где училась до 1956 года. Там же она познакомилась с Василием Лановым.
http://sc.uploads.ru/t/mg5zV.jpg

Во время учебы она была приглашена на роль Маши в драму Владимира Каплуновского «Мексиканец» - экранизацию рассказа Джека Лондона. Мало кто помнит этот фильм, но именно во время его съемок состоялась свадьба Татьяны Самойловой и актера Василия Ланового.

И хотя через несколько лет они расстались Татьяна Евгеньевна говорит: «Вспоминая наше с Лановым время, я всегда плачу. Мы были такие молодые и счастливые!».
«Летят журавли»

Сразу после окончания учебы Татьяна Самойлова сыграла одну из самых значительных своих ролей в кино - Веронику в великолепной картине Михаила Калатозова «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
http://sb.uploads.ru/t/qk06s.jpg

фильм Летят журавли

Героиня Самойловой - вчерашняя московская школьница, беспечная Вероника в годы войны теряет своих родственников и, растерянная, сломленная, она изменяет ушедшему на фронт любимому с его близким другом.

Актриса так оправдывала свою героиню: «Вероника - жертва войны, и таких девушек было много. Я была ребенком в те годы, но помню их. Я чувствовала, что вокруг все страшно изменилось. Слышала, что в дома приходят похоронки. Ровесники рассказывали мне о гибели отцов, братьев. Но и Веронику я восприняла хрупким, поверженным войной существом, в одночасье осиротевшим. Она осталась одна в огромном, полыхающем пламенем мире...»

Когда фильм вышел на экран, критика его встретила весьма прохладно. Ханжеская советская мораль протестовала против героини, которая изменила ушедшему на фронт жениху. Как можно ее оправдывать! - возмущались недруги фильма.

Были возмущенные и среди зрителей, но большинству фильм очень понравился. Трагическая судьба девушки, совершившей ошибку, но по-прежнему продолжающей любить, оказалась многим близка.

Настоящий успех ждал картину в 1958 году на Каннском кинофестивале.

Великий художник Пабло Пикассо, еще не видевший наш фильм «Летят журавли», а просто вглядевшись в удивительное лицо актрисы, сказал ей: «Уверен, после показа вашей картины вы станете звездой...»

Он был прав. Создатели фильма были удостоены Гран-при. «Летят журавли» стал единственным советским фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь». Удачная работа Татьяны Самойловой тоже не осталась незамеченной, актриса получила специальный диплом за лучшую женскую роль и премию жюри «Апельсиновое дерево».

Татьяна Самойлова вспоминает: «Во время конкурсного показа картины я сидела в ложе вместе с Сергеем Павловичем Урусевским. Мы вдвоем представляли «Летят журавли»: Михаил Константинович Калатозов хворал, незадолго до фестиваля у него случился сердечный приступ, и мы улетели без него. Поначалу во время просмотра в зале стояла тишина, никакой реакции... Мы напряглись. Во время сцены проводов Бориса на фронт раздались первые аплодисменты. Потом они вспыхивали уже постоянно: бомбежка, смерть Бориса, мои пробеги. В глазах членов жюри появились слезы, хотя им не положено проявлять свои чувства. Когда показ завершился, была долгая-долгая овация. Мы поднялись, кланялись. Потом был яркий свет, масса восторженных слов в наш адрес. Нас все время фотографировали, журналисты не давали выйти из зала. Интервью следовали одно за другим. Потом мы получили «Золотую пальмовую ветвь» - это первая и до сих пор, к сожалению, последняя такая премия в нашем кино».

«Неотправленное письмо»

После фестиваля Татьяна Самойлова возвратилась в Москву, поступила в Государственный институт театрального искусства. Была принята в Театр им.В.Маяковского, затем перешла в Театр им. Е.Вахтангова, где работала до 1960 года.

В 1959 году Татьяне Самойловой вновь посчастливилось работать с режиссером Михаилом Калатозовым и оператором Сергеем Урусевским, открывшим в ассиметричном лице Самойловой скрытую силу, упорство, темперамент. Специально для нее они написали роль Тани в романтической драме «Неотправленное письмо».

Об этой работе актриса вспоминает: «Мы снимали в очень трудных условиях – в тайге. Во время сцены лесного пожара мне изрядно обожгло руки. Но все меркло перед возможностью общаться с Калатозовым и Урусевским. У меня были потрясающие партнеры – Смоктуновский, Урбанский, Вася Ливанов, которого я знала еще по годам учебы в Театральном училище имени Щукина. Фильм потом ругали, заставили изменить финал, хотя и Ромм, и Герасимов много сделали, чтобы картину спасти. Самое горькое, что больше мне не довелось сниматься у Калатозова и Урусевского».
Желания и возможности

Роль Тани в «Неотправленном письме» была удачной, но актриса могла справедливо рассчитывать на гораздо большее. После триумфа на Каннском фестивале ее пригласили в Голливуд на роль Анны Карениной. Партнером Самойловой должен был стать Жерар Филип. Но руководители Госкино не дали актрисе согласия на участие в голливудском фильме.

Татьяне Самойлова рассказывает: «Заведующий отделом внешних связей Госкино товарищ Давыдов все решил за меня. Приводил иностранным продюсерам какие-то нелепые доводы: Самойлова-де не имеет высшего образования и что-то еще в таком духе. Я не так страдала из-за того, что не складывается с Голливудом. Тоска была потому, что очень хотелось играть вместе с великим Жераром Филиппом».

Оказалось, что актриса вообще не принадлежала себе. Ее буквально принудили сняться в роли Наташи в эксцентрической советско-французской комедии «Леон Гаррос ищет друга». Затем она сыграла Соню в военной драме известного итальянского режиссера Джузеппе Де Сантиса «Они шли на Восток». Как признается Татьяна Самойлова, этого режиссера она очень ценила, но ей совершенно нечего было делать в этой роли. В картину актрису пригласили лишь потому, что нужно было ее имя.
«Альба Регия»

Единственной удачной работой Татьяны Самойловой в первой половине 60-х стоит считать лишь роль русской радистки в венгерском фильме «Альба Регия», сыгранную актрисой просто и искренне. Партнером Самойловой по фильму был замечательный венгерский актер Миклош Габор.

Специально для съемок Татьяна выучила венгерский язык, а для того, чтобы лучше войти в образ, Самойлова много общалась с прототипом своей героини - советской разведчицей, чудом выжившей в годы войны.

«Внешне мы были совершенно не похожи. Мне было интересно говорить с ней, слушать ее. Трогали ее чистота, вера. Я представила себе, как ей было невыносимо трудно сохранить свою душу в тех жутких обстоятельствах, когда смерть все время рядом с тобой. И еще важно было рассказать, как женщина остается Женщиной несмотря ни на что».

Съемки фильма продолжались почти два года, и пока шла работа над фильмом, Самойлова жила в Венгрии вместе со вторым мужем – писателем Валерием Осиповым.

Татьяна Самойлова вспоминает: «У меня была одна большая любовь. Это Валерий Дмитриевич Осипов. Как красиво он ухаживал! Он буквально бомбил меня телеграммами! И стихи писал…Я была счастлива в любви»
«Анна Каренина»

Сыграв после картины «Летят журавли» лишь в нескольких фильмах, Татьяна Самойлова с 1964 года и вовсе пропала с экранов. В течение последующих трех лет она вообще не снималась в кино, но, сложа руки, не сидела – работала в Театре киноактера, ездила на встречи со зрителями.

Второй «звездный час» Татьяны Самойловой наступил в 1967 году, когда она получила роль Анны Карениной в 16-ой мировой экранизации романа Льва Толстого.

Выбор режиссера Александра Зархи многим показался неожиданным. В представлении многих, Анна Каренина была типичной русской красавицей. И вдруг – Татьяна Самойлова с ее чуть раскосыми глазами. (Как признается сама актриса: «Это у меня от мамы - польской еврейки...»).

Александр Зархи: «Почему Татьяна Самойлова? Этот вопрос мне задавали тысячу раз. …каждый имеет собственное восприятие, представление об Анне. Можно было пригласить на роль Карениной талантливую красивую актрису. Но мне казалось, что погоня за банальной доходчивостью упростит дорогой всем образ, лишит его пленительного своеобразия и загадочности, которые были в Анне».

Сомневающиеся оказались посрамлены. Татьяна Самойлова создала поистине РУССКИЙ образ. «Анна Каренина» была восторженно принята зрителями, став за всю историю советского кино второй по посещаемости экранизацией русской классики после «Войны и мира» Сергея Бондарчука.

После «Анны Карениной» об актрисе вновь заговорили. Французская газета «Уик-энд» писала: «После перерыва Т.Самойлова вновь появилась на экране. Прекрасно сложенная, с поступью королевы, с теплым и лучистым взглядом карих глаз – это пленительная во всех отношениях Анна Каренина».

А вот цитата из финской газеты «Кансан Уутисет»: «Можно спорить о том, насколько созданный актрисой образ отвечает той Анне, которая была дочерью великого Пушкина – Марией Гартунг, портрет которой послужил писателю образцом Анны. Во всяком случае, созданная Самойловой героиня на многие годы останется Карениной экрана».
Забвение

Окрыленная успехом, Татьяна Самойлова ждала интересных предложений от режиссеров, но их не последовало. Актриса изредка появлялась в небольших ролях в малоприметных фильмах.

0

5

http://sc.uploads.ru/t/DNYcW.jpg

Окрыленная успехом, Татьяна Самойлова ждала интересных предложений от режиссеров, но их не последовало. Актриса изредка появлялась в небольших ролях в малоприметных фильмах.

С середины 70-х Татьяна Самойлова совсем исчезла с экрана. Вспомнили о ней лишь в начале 90-х годов – пригласили на 43-й Каннский кинофестиваль в качестве почетного гостя. В 1997 году Артур Зариковский снял о Татьяне Самойловой фильм «Трагическая пауза, или Татьянин день».
Новое время

В 1999 году после долгого перерыва Татьяна Самойлова вновь появились на экране в картине Александра Атанесяна «Двадцать четыре». Актриса рассказывает, что ей было очень интересно сняться у режиссера нового поколения: «Я оценила стремление Атанесяна к новым формам. Между прочим, я впервые снималась в боевике, мне нравилась нацеленность режиссера и актеров на игру динамичную, острую, энергичную. Эта картина не похожа на те бессмысленные боевики, которые потоком идут на
телевидении».

В 2004 году Самойлова мелькнула в эпизодах «Московской саги» и «Сен-Жермен». После этих фильмов актриса сказала в интервью: «…чувствую себя, как будто после долгой спячки, просыпаюсь, оживаю».
Сын. Личная жизнь

Дмитрий - сын Татьяны Евгеньевны от брака с театральным администратором Эдуардом Мошковичем уехал с семьей в Америку. Несмотря на то, что у Дмитрия прекрасные внешние данные, он музыкален, играет на разных инструментах, актерской профессии он предпочел медицину. «Митя никогда не стремился в актерскую профессию, хотя и вырос в доме деда», - признается Татьяна Евгеньевна.

0

6

Почему и полвека спустя «Летят журавли» остаются киношедевром?

12 октября 1957 года, ровно полвека назад, начал свою экранную жизнь единственный советский фильм, получивший Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале – «Летят журавли». Простая история, изложенная в пьесе Виктора Розова «Вечно живые» в исполнении Михаила Калатозова приобрела настолько яркое звучание, что до сих пор потрясает мироощущение людей: молодых и пожилых, до сих пор ощущающих себя советскими, и никогда в жизни не бывавших в Советском Союзе и России. Когда в нынешнем году фильм показали в Каннах, зрители сразу после фильма в едином порыве вскочили со своих мест и долго-долго аплодировали.
http://sa.uploads.ru/t/YEk0f.jpg

Этим фильмом Михаил Константинович Калатозов как бы подытожил свою практически 30-летнюю режиссерскую судьбу. Ведь на тбилисскую киностудию он пришел скромным 20-летним пареньком, а спустя пять лет стал уже режиссером. Это нынешнее поколение россиян не всегда знает, что еще до «Журавлей» Михаил Константинович стал «культовым» режиссером, сняв такие «громкие» фильмы как «Валерий Чкалов» и «Верные друзья». Но лента «Летят журавли» стала «звездным часом» для режиссера

Впрочем, не только для него одного. Кинокритики по праву оценили операторскую работу Сергея Урусевского, который, по мнению одного из членов жюри Каннского кинофестиваля, моментами словно вкладывал кинокамеру во внутрь души героев. Блистательной была признана работа киноактрисы Татьяны Самойловой, которая сыграла главную роль в картине. Впервые советская актриса получила сразу целую серию наград: специальный диплом жюри и приз «Апельсиновое дерево», Большую премию Французской академии кино за лучшее исполнение женской роли в нефранцузском фильме, премию Французской академии кинематографии «Хрустальная звезда» и приз «Живой легенде Канна».

А разве менее пронзительно в фильме сыграл Алексей Баталов? Во многом благодаря тому, что в момент съемок он переживал бурную страсть к цирковой наезднице Гитане Леонтенко. Познакомились они в 1954 году и начали тайно встречаться. Тайно из-за того, что Гитана была цыганкой, и ее многочисленная родня, узнав, что девушка встречается с русским, сначала долго «прессовала» ее, а потом они и вовсе разыскали ее возлюбленного и устроили сцену. Она закончилось вполне предсказуемо: ромалы заверили Баталова, что если он не оставит в покое Гитану, то они его банально зарежут. Но Алексей Владимирович не испугался угроз. Правда, прошло много лет с момента их знакомства, пока молодым не разрешили пожениться. Однако можно представить, насколько были обнажены нервы у Баталова во время съемок.

Чем же подкупила зрителей кинокартина «Летят журавли»? Прежде всего, буйством чувств. Трагичностью первой любви, которой суждено было стать вечной. Невозможностью соединиться влюбленным сердцам, которые не смогли перешагнуть через острую, как бритва, грань войны. И еще тем, что надежда на счастье не умирает даже тогда, когда только влюбленное сердце отказывается верить в трагический конец. А если учесть, что практически у всех первая любовь тает, как снежинка на солнце, за ней приходит, в лучшем случае, вторая, а чаще всего, третья, четвертая и т.д. – искренне жалко тех, чью любовь разрушают не субъективные, а объективные обстоятельства.

Это одна из граней. Но есть еще и другая. Фильм приняли так близко к сердцу еще и потому, что именно в нем чуть ли не впервые в советском кино герои получились не «правильные», как случалось раньше, а, скорее, человечные. Возьмем Веронику. С одной стороны она должна была стать настоящим идеалом, лубком к стихотворению «Жди меня и я вернусь».

Но вместо этого она предает любовь Бориса и выходит замуж за его сводного брата Марка еще до того, как узнает о гибели своего жениха. И интеллигентный пианист Марк, который, по идее, должен быть «правильным», воспользовался тем, что девушка потеряла сознание от страха, и фактически выступил в роли насильника. И после этого Вероника не только не отталкивает Марка, но и становится его женой, хотя в душе продолжает любить Бориса. Хотя потом «справедливость» торжествует. Вероника уходит от мужа, и на Белорусском вокзале, где встречают поезда с победителями, возвращающимися с фронта, появляется в белом платье невесты. К тому времени уже ясно, что Борис, скорее всего, никогда не приедет. Но вот тут-то и срабатывает формула: «Жди меня, и я вернусь!».

Впрочем, не претендую на истину. Сколько людей, столько и мнений. Остается добавить, что Михаил Калатозов после «Журавлей» снял еще три картины: «Неотправленное письмо», «Я – Куба» и «Красная палатка». Скончался он в Москве 29 марта 1973 года. Сергей Павлович Урусевский пережил режиссера картины на полтора года и умер в Москве 12 ноября 1974 года. Алексей Владимирович Баталов в настоящее время живёт и здравствует в столице…

Автор: Юрий Москаленко
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-9629/
© Shkolazhizni.ru

Татьяна Евгеньевна Самойлова скончалась в ночь с 4 на 5 мая 2014 года, в отделении реанимации Боткинской больницы. 4 мая ей исполнилось 80 лет. Прощание с актрисой пройдёт 7 мая в московском Доме Кино.

0

7

«Летят журавли»

Этот фильм стал единственным советским фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля

Сюжет
был совершенно неправильным с точки зрения советской морали: героиня изменила ушедшему на фронт жениху! Съемки тяжело дались актерам. Но картина потрясала. Трудно сразу понять чем: своей ли человечностью, страстностью? Необыкновенной игрой света или загадочной красотой главной героини? Но до сих пор зрители переживают за двух влюбленных, которых разлучила война.

Режиссер Михаил Калатозов
прочитал повесть Виктора Розова «Вечно живые» в гранках еще до того, как ее опубликовал журнал «Театр». Его так вдохновил сюжет, что он тут же позвонил драматургу и предложил написать сценарий. Розову идея понравилась. Порой они засиживались до полуночи в квартире Калатозова на Кутузовском, обсуждали сцены, образы героев. «Я рассказывал, как мы уходили на фронт, как меня провожала Надя (жена Виктора Розова. — Прим. авт.), ведь такие события помнишь с мельчайшими подробностями, как мы, добровольцы народного ополчения, совершенно не по-военному толпились во дворе школы на Звенигородской улице (эта сцена вошла в фильм. — Прим. авт.). И одновременно фантазировал проводы Бориса до деталей, даже про брошенное под ноги печенье написал», — вспоминал Виктор Сергеевич. Художественный совет под руководством известного режиссера Ивана Пырьева одобрил произведение как «чрезвычайно талантливое, интересное и современное». На картину выделили 3 702 000 рублей (немного больше принятой по тем временам суммы: планировались съемки баталий) и определили срок сдачи — девять месяцев, до августа 1957 года.

Ужель та самая Татьяна?

http://sc.uploads.ru/t/X0vJT.jpg

На главную женскую роль вначале пригласили известную в то время актрису Елену Добронравову. На пробах снимались две сцены: в первой Вероника узнает, что Борис уходит на фронт, во второй ей сообщают о его смерти. Режиссер хотел видеть, как меняется образ: от беззаботной, легкомысленной девчонки до женщины, пережившей тяготы войны и гибель любимого человека. И тут стало ясно, что высокая, худая и несколько высокомерная Добронравова на роль совершенно не подходит. Нужна была актриса более грациозная, легкая, которая бы прекрасно двигалась. Пригласили Инну Выходцеву (в 50—60-е годы она была популярна, снималась в таких фильмах, как «Балтийская слава», «Лавина с гор», «Юность наших отцов») и театральную актрису Алевтину Константинову, но все было не то.

Наконец ассистент режиссера Борис Фридман привел Татьяну Самойлову — он заприметил ее в учебном спектакле. Черноволосая девушка с раскосыми глазами (они достались ей в наследство от мамы, польской еврейки), дочь известного актера Евгения Самойлова, училась тогда на третьем курсе Щукинского училища и могла похвастаться одной-единственной ролью — в фильме «Мексиканец». Калатозову Татьяна понравилась, а сценаристу Виктору Розову показалось, что неопытная студентка не сможет точно передать характер героини. В подсознании он видел девушку, в которую был влюблен, — свою жену Надежду Козлову, в браке с которой прожил шестьдесят лет. С нее он писал образ Вероники.

В спор вмешался уже утвержденный на главную мужскую роль Алексей Баталов. Увидев Самойлову, он воскликнул: «Так это же и есть настоящая Вероника!» Впрочем, и Виктор Сергеевич вскоре привык к молодой актрисе. А когда посмотрел сцену проводов Бориса на фронт, не удержался и от восторга захлопал в ладоши. Члены художественного совета тоже отметили странную красоту Самойловой: «У нее и нос большой, но она берет своим обаянием, глазами. Потрясающая девица». Так третьекурсница «Щуки» была утверждена на главную женскую роль.

«Когда я первый раз вошла в съемочный павильон, Калатозов сказал: „Таня, не думайте о производстве, у нас чудная техника. Придумывайте, фантазируйте, делайте рисунок образа и показывайте мне“. Он сел перед камерой, внимательно меня слушал и говорил: „Да, это хорошо, будем сейчас снимать“. Или: „Нет, ты еще к съемкам не готова“. Например, когда мы работали над эпизодом, где я говорила: „Я выйду замуж за Марка“, Калатозов сразу предупредил, что это мы будем снимать очень долго. И действительно, мы снимали этот эпизод два часа, наверное. Мне очень нравилось, что режиссер разрешал мне самой придумывать рисунок роли, и я смело могу назвать себя авторшей», — вспоминает Самойлова.

Съемки переплелись с трагическими обстоятельствами в личной жизни актрисы. Когда ее пригласили на пробы, Самойлова была беременна. Ее муж, актер Василий Лановой, очень ждал первенца. Сама Татьяна находилась в полной панике: рожать сейчас, когда ее впервые пригласили в большое кино? Нет! Ни с кем не посоветовавшись, она сделала подпольный аборт. Уже после операции врач сказал: «У вас была двойня...» Лановой так и не смог простить жене этого поступка, их брак распался.

Возможно, такова была плата за ошеломляющий успех: на фестивале в Каннах в 1958 году Самойлова произвела фурор, получив специальный диплом жюри и приз «Апельсиновое дерево». Западные журналисты тут же окрестили ее советской Брижит Бардо. Татьяну пригласили в Голливуд на съемки фильма «Каренина» — играть вместе с самим Жераром Филипом! Но руководители Госкино начинающую актрису в Америку не отпустили. «Заведующий отделом внешних связей товарищ Давыдов все решил за меня. Приводил иностранным продюсерам какие-то нелепые доводы: Самойлова-де не имеет высшего образования и что-то еще в таком духе, — вспоминает актриса. — Я не так страдала из-за того, что не складывается с Голливудом. Тоска была потому, что хотелось играть вместе с великим Жераром Филипом». К слову, Анну Каренину она все-таки сыграла. Спустя десять лет, на родине и с Василием Лановым. Но это была уже совсем другая история.

0

8

Ещё о фильме "ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ"

http://sc.uploads.ru/t/ja2O4.jpg

Не благодаря, а вопреки

Съемки не заладились с самого начала.
Запланированная экспедиция в Смоленск и Златоуст сорвалась из-за отсутствия снега. Переключились на павильонные сцены. Из-за недостатка естественного освещения группа работала по три-четыре часа в день и сильно отставала от графика. Меркурьев был занят в театре, сцены с его участием тоже пришлось отложить. Баталов пропустил несколько репетиций из-за болезни — лечил туберкулез сетчатки глаза. Долго выбивали разрешение на получение необходимой военной техники образца 1941 года, а потом на съемки сцены «перрон — вокзал» на улицах Москвы. Съемки «разрушенной лестницы Вероники» (когда героиня Самойловой приходит домой и видит вместо квартиры зияющий провал) обошлись бы съемочной группе в 35 тысяч рублей — значительную по тем временам сумму, если бы пришлось разрушать специально созданную конструкцию. Но режиссер договорился с Мосгорисполкомом, сцену сняли в предназначенном под снос здании на Смоленке. Радовались недолго: когда снимали эпизод с солдатом, которого Борис бьет по лицу, актеры не удержались на ногах, упали, и Баталов до кости разодрал себе лицо об острую ветку. Он пролежал в больнице почти месяц.

Создатели картины хотели передать ощущение легкости, движения, но для актеров это обернулось тяжелейшими нагрузками. Бесконечное число раз Самойлова бегала по лестнице, а сколько ее крутили на специальных рельсах у берез — часами! Актриса задыхалась, ей делали инъекции (обнаружилось воспаление легких), но мысли не допускала, чтобы прекратить сниматься. Лишь после того как она упала в обморок, режиссер дал указание приостановить съемки. Самойлову положили в клинику с прогрессирующим туберкулезом. Вдобавок у актрисы от постоянного физического и нервного напряжения разболелось сердце, врачи вынесли вердикт: микроинфаркт. При таких неблагоприятных обстоятельствах картину сдали в срок. Калатозов применил новаторский прием — монтировал фильм в процессе съемок.

После премьеры заговорили об «эмоциональной» камере оператора Сергея Урусевского. С помощью простого «Конваса» он сумел передать необыкновенную игру света и тени. Пабло Пикассо, обожавший Урусевского, сказал: «Сережа, ты не рисуешь, ты пишешь светом». Операторские находки Урусевского стали использовать режиссеры всего мира. Для съемок сцены гибели Бориса он придумал и сконструировал круговые операторские рельсы. И теперь зрители знают: раз кружатся деревья, с героем надо прощаться. Сцена проводов Бориса также стала «мастер-классом». Урусевский дал Самойловой камеру, и она снимала сама себя, зафиксировав и шаг, и прерывистое дыхание. Так что Гран-при «За виртуозное владение камерой» Урусевский увозил из Канн заслуженно.

Высокий полет

Столичная премьера «Журавлей» состоялась в скромном кинотеатре «Москва» на площади Маяковского. После выхода фильма его разругали во всех центральных газетах: «Не может быть у советской девушки такой внешности, и никогда она так себя не поведет». Никита Сергеевич Хрущев обозвал главную героиню шлюхой, возмущался ее распущенными волосами и тем, что она позволяет себе ходить босиком. А вот зрителям картина понравилась. Судьба девушки, которая совершила ошибку под влиянием страшного момента в своей жизни, но тем не менее продолжала любить, взволновала многих.

http://sa.uploads.ru/t/xsy0G.jpg

Но настоящий успех ждал картину на Каннском кинофестивале в 1958 году. Говорят, она попала в конкурсную программу благодаря Клоду Лелушу. Будущий оскароносный режиссер приехал в Москву с туристической группой, случайно попал на «Мосфильм» и два дня поработал на съемках «Журавлей» в качестве ассистента оператора. Его так потрясла картина, что он позвонил директору Каннского фестиваля и попросил включить картину в конкурсный показ. Калатозов так и не смог полностью насладиться триумфом и лично представить свое детище. Накануне фестиваля он свалился с сердечным приступом. Во Францию полетели Самойлова и Урусевский. Последний сокрушался, что забыл в Москве свой «везучий» галстук-бабочку. Зато Самойлова ничуть не уступала голливудским актрисам: у нее были роскошные белые меха, лиса, шикарные платья — популярный актер Евгений Самойлов хорошо одевал дочку. Разве что с обувью были проблемы, но в Союзе кинематографистов Тане выдали талон на выставку-продажу «Брюссель», и она купила нарядные туфли на высоком каблуке.

«Я волновалась так, что не могла говорить, — вспоминала Самойлова. — Рядом Пикассо, Надя Леже, ослепительные Джина Лоллобриджида, Софи Лорен, Даниэль Дарье. Первый раз в жизни я надела длинное вечернее платье с голыми плечами. Поначалу во время просмотра в зале стояла тишина, никакой реакции... Мы напряглись. Во время сцены проводов Бориса на фронт раздались первые аплодисменты. Потом они вспыхивали постоянно: бомбежка, смерть Бориса... В глазах членов жюри появились слезы, хотя им не положено проявлять свои чувства. Когда показ завершился, была долгая-долгая овация...»

В течение пяти минут зал аплодировал стоя. Даниэль Дарье не скрывала слез. «Это один из лучших советских фильмов! Величайший триумф России!» — написала тогда западная пресса.

А вскоре, как водится, картину оценили и на родине. «Летят журавли» включили в сотню лучших фильмов отечественного кинематографа и наградили значком «Ударник кинематографии».

Кстати...

В сцене проводов Бориса на фронт звучит марш «Прощание славянки». Он был запрещен как белогвардейский, но создатели картины сумели «реабилитировать» это произведение. А финальным эпизодом встречи военных на Белорусском вокзале наше телевидение до сих пор часто иллюстрирует материалы, посвященные Дню Победы.

Виктора Розова постоянно спрашивали, почему он так назвал фильм и что это означает. Драматург честно признавался: «Пришло в голову, понравилось, вот и все. Что-то в поднебесном журавлином полете есть от вечности». Однако на студии название «Летят журавли» вначале не утвердили. Фильм запускали в производство под названием «За твою жизнь». А на фестивале в Каннах «Летят журавли» перевели как Quand passent les cigognes («Когда пролетают аисты»), поскольку на французском сленге grue («журавль») означает «проститутка».

Крылатые фразы и выражения

— Кофе, красненького... Ой, мельчают люди, мельчают!

— Если дети не обгоняют родителей, значит, и родители плохи, и дети — балбесы.

— Я не ранен, я убит.

— Жизнь продолжается!

— Вот, разведи согласно правилам! — Так вот же портвейн. — Сам его и лакай, а мы найдем более содержательную жидкость!

Гонорары ведущих актеров за съемочный день составили:

Алексей Баталов (Борис) — 400 рублей;

Татьяна Самойлова (Вероника) — 200 рублей;

Василий Меркурьев (Федор Иванович) — 500 рублей;

Александр Шворин (Марк) — 200 рублей;

Ирина Прейс (Антонина Монастырская) — 500 рублей;

Светлана Харитонова (Ирина) — 135 рублей.

материал: Инна Локтева

0

9

http://sc.uploads.ru/t/jNiwr.jpg
роль Вероники в фильме "Летят журавли"

=Spoiler написал(а):

http://sc.uploads.ru/t/46nya.jpg
http://sa.uploads.ru/t/VJdLQ.jpg
http://sb.uploads.ru/t/YnMlk.jpg
http://sc.uploads.ru/t/TGtDM.jpg
http://sb.uploads.ru/t/RaDjG.png

0