"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Советского и российского кино » Ульянов Михаил Александрович -великий русский актёр


Ульянов Михаил Александрович -великий русский актёр

Сообщений 1 страница 20 из 21

1

Ульянов Михаил Александрович -великий русский актёр

Михаил Ульянов родился 90 лет назад‍

Одной из самых ярких личностей советского кинематографа бесспорно является Михаил Ульянов.
http://mtdata.ru/u4/photo555A/20708171585-0/original.jpg

Советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, театральный деятель.
Герой Социалистического Труда.
Народный артист СССР.
Заслуженный деятель культуры Польши.
Лауреат Ленинской премии.
Лауреат Государственной премии СССР.
Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского.

Один из наиболее ярких и самобытных артистов Советского Союза и постсоветской России.

    Родился 20 ноября 1927 г., Бергамак, Муромцевский район, Омская область, СССР (Россия)
    Умер 26 марта 2007 г. (79 лет), Москва, Россия
    В браке с Алла Парфаньяк (1959-2007 гг.)
    Родители Елизавета Михайловна Ульянова
    Дети Ульянова Елена Михайлов

Фильмография

1957 - «Дом, в котором я живу»
    1963 - «Живые и мёртвые»
    1968 - «Братья Карамазовы»
    1971 - «Несмотря ни на что»
    1980 - «Последний побег»
    1982 - «Если враг не сдаётся…»
    1981 - «Февральский ветер»
    1983 - «День командира дивизии»
    1990 - «Сталинград»
    1994 - «Мастер и Маргарита»
    1998 - «Зал ожидания»
    1999 - «Ворошиловский стрелок»
    2002 - «Подмосковная элегия»
    2005 - «Охота на изюбря»

0

2

http://www.mk.ru/upload/entities/2017/11/17/articles/detailPicture/2f/06/bc/7c/6a9df9046abcae814560724909952946.lq.jpg
с дочерью Еленой

Очки, удостоверение Союза театральных деятелей, репертуарный план Театра имени Вахтангова, ключи от старого гаража, сундук, где хранились пьесы и сценарии…

В кабинете Ульянова все как было при нем. Кажется, сейчас он войдет и раздастся этот знакомый всей стране жесткий и властный голос маршала Победы Георгия Жукова. Мы помним его таким.

Но в памяти единственной дочери Михаила Александровича, Елены Ульяновой, он остался совсем другим: тихим, нежным, не очень решительным.

Легендарному артисту 20 ноября 2017 года исполнилось бы 90 лет.

— Елена, как удалось сохранить эту особенную атмосферу в доме? Вы ведь здесь живете. Не было желания все переменить по своему усмотрению?

— Это мемориальный кабинет, и мне хотелось, чтобы здесь ничего не менялось. Но в 2009 году весь наш подъезд пострадал из-за пожара, который начался на первом этаже, на кухне «Макдональдса». Огонь рванул по воздуховоду, на крыше пламя било фонтаном, будто горела нефтяная скважина, — пожар был виден на пол-Москвы. Все это случилось глубокой ночью. Мама была уже больна, и сиделка Наташа успела ее эвакуировать с восьмого этажа на лифте, пока он еще работал. Никто не успел одеться, и люди в ночных рубашках сидели во дворе. Тушили всю ночь. Когда я приехала, вся квартира была покрыта толстым слоем жирной несмываемой сажи. Обувь прилипала к полу. Пришлось делать ремонт. Отцовский кабинет и гостиную я фотографировала в деталях буквально по сантиметру и восстановила, как было при жизни отца.

Разобрала весь архив: записные книжки, бумажки, записки, дневники. Позвала подругу Машу Зоркую, и мы выпустили книжку «Неизвестный Михаил Ульянов. Жизнь великого актера и человека». Мамы уже не было, и о существовании дневников она не знала. Папа все это делал тайно, никому не показывая, даже маме, которую он любил всю жизнь, с которой всегда советовался.

— Она бы, наверное, удивилась, что там не было ничего ни о ней, ни о вас…

— Да, в этих личных дневниках не было так называемой личной жизни. Только творчество, работа, театр, Союз театральных деятелей — и это с 45-го года. Он так жил. Он в дневниках как бы смотрел на самого себя и вечно был собой недоволен. Встречаются фразы: «Миша, ты недоработал!», «Миша, ты недотянул», «Миша, ты сыграл плохо…» Он был самоедом всю жизнь и поэтому несчастным человеком. Это я поняла уже после его ухода.

— В кабинете на ковре целая коллекция холодного оружия. Михаил Александрович собирал?

— Это все подарки. Тогда было принято вешать такие вещи на стену. Но однажды, в 70-е, произошла громкая история, когда в квартиру одного академика вломились бандиты и зарубили мечом, снятым со стены комнаты, его дочь и собаку. Когда отец услышал про этот случай, он дико перепугался и все убрал по шкафам.

— Был ли в семье культ отца, когда домашние ходят на цыпочках и разговаривают чуть ли не шепотом, чтобы не мешать? Вы могли зайти в кабинет?

— Мы не заходили, хотя дверь была открыта. Но мама меня научила оберегать отцовский покой. Он был очень занятой человек, домой приходил поздно, уставший, недовольный, молчаливый: выплескивался на работе. И мы старались его не беспокоить.

— Он сам ходил по магазинам?

— Только когда мама категорически, жестким голосом его туда посылала, папа шел на поклон к директорам магазинов. Жили скромно. Нас очень выручали мамины дачные заготовки. Помню, как банки с консервами громоздились в гаражном подвале. А в очереди за ливерной колбасой обычно стояла я. А в последние годы, когда родители состарились, привозить продукты стало моей обязанностью. У меня был близкий приятель Антоша Табаков, сын Олега Павловича. И он, и Денис Евстигнеев, мы все одного возраста, одного круга. Сейчас, конечно, разлетелись в разные стороны, а тогда очень дружили. Когда в магазинах были пустые полки, мы с Антошей садились в две машины и объезжали мои и его торговые точки.

— Вас воспитывали в строгости?

— Родители были очень мудрые. При мне никогда не спорили по поводу моего воспитания, не выясняли, кто прав и кто виноват, — выдавали готовое решение. Но жесткость, конечно, присутствовала. К примеру, мне категорически запрещалось приходить после полуночи. Я чувствовала себя взрослой — в старших классах училась в школе рабочей молодежи. Ничего не изменилось, когда я поступила в институт, — родители считали меня ребенком. Это было обидно и оскорбительно, потому что все мои одноклассники, а позже сокурсники спокойно сидели, сколько хотели, а мне надо было бежать домой, и если я приходила позже, то следовал либо жуткий скандал от мамы, либо укоризненные взгляды от папы, что было еще хуже. Однажды я задержалась довольно сильно. Нашему однокурснику из Грузии привезли огромную бутыль молодого вина, и мы поехали в мастерскую праздновать. Это вино было похоже на компот. А потом оказалось, что при ясной голове ноги не ходили. По пояс нормальный человек, а ниже — неподвижность. Я приехала домой на такси в третьем часу ночи. Отец вышагивал по двору от одного подъезда к другому — это было так страшно.

https://24smi.org/public/media/2017/9/22/01_cx2sFfS.jpg
Михаил Ульянов с женой и дочерью

— Такая родительская опека продолжалась до вашего замужества?

— Правило мамы звучало так: мы никогда не будем жить вместе, когда ты выйдешь замуж. Это нужно для того, чтобы сохранить хорошие отношения. И она как в воду глядела. Когда я вышла замуж в первый раз, мы тут же уехали. И дивные отношения сохранялись. Я каждый день звонила родителям — это была семейная традиция. Если я не звонила, отец начинал дергаться и психовать. Звонил мне и спрашивал: «Куда ты пропала?» Мы могли проговорить одну секунду, но непременно каждый день.

— Отцовский авторитет в обществе вам помогал в жизни? Михаилу Ульянову достаточно было сделать один звонок, чтобы двери перед его дочерью распахивались сами.

— Папин принцип: я всего должна добиться сама. И он никогда мне не помогал, ни в профессии, ни в учебе. Я в молодости очень обижалась. Мне было больно, потому что всех моих друзей поддерживали. При этом все вокруг считали, что я блатная и что меня на ладошках под попу везде суют. Поэтому отношение ко мне всегда было предвзятым. Я, конечно, обижалась на отца. Мы с мамой много раз говорили об этом, она меня понимала, но ничего поделать было нельзя. В результате я пробилась сама. Поступила в институт на общих основаниях, сделала карьеру художника-графика и беспредельно благодарна отцу и маме за такое воспитание. И за то, что не стала актрисой, отцу до сих пор в ноги кланяюсь.

— Да, Михаил Ульянов писал: «И то, что Лена не актриса, как часто бывает в актерских семьях, наша заслуга…» Но возьмите любой театр, включите телевизор — везде знакомые фамилии.

— Да, 95 процентов актерских детей идут по стопам родителей. Из меня бы актриса не получилась. Сейчас я это понимаю. Я ведь была очень зажата в юности, страшно стеснялась и роста, и носа, и огромного размера ноги. Раскрепощенность наступила значительно позже, когда я сама чего-то достигла. Да, у меня есть внешние данные и голос, многие спрашивают: «Вы актриса?» Я могу выступать со сцены, но сыграть — нет. Меня всегда бы сравнивали с папой, и явно не в мою пользу. Бог не дал мне такого таланта. Если бы я пошла по стопам родителей, давно бы погибла: спилась, стала бы наркоманкой. Я ведь вращалась в компании золотой молодежи, где случались и попойки, и травка.

— Если у вас были проблемы, к кому вы шли: к папе или к маме?

— Смотря что. Если надо было отпроситься на вечеринку, я бежала к маме. А если мне требовались денежки, я бежала к папе. У него в кабинете, в ящике, были две коробки из-под индийского кофе, набитые металлическими рублями, которые он собирал. А если серьезно, то с отцом меня связывали более близкие отношения. Мама была человеком взрывным, и часто возникали ситуации, которые отец называл «нашла коса на камень». С возрастом мама стала мягче.

— Ваши родители были личностями, с непростыми и очень разными характерами. Вода и пламень. Михаил Александрович, мне кажется, все держал в себе, а Алла Петровна взрывалась, но, наверное, через пять минут отходила.

— Так оно и было, но только не через пять минут. Мама могла не разговаривать сутками. Родители подстраивались друг к другу. Но верховодила, конечно, мама, хотя папа не был подкаблучником в полном смысле этого слова. Люди видели одного Ульянова, а мы — другого. Он всегда был самим собой, но, когда приходил домой, снимал с себя, как пальто, весь этот рабочий груз и оставался не очень решительным, тихим, молчаливым. Но при этом очень крепким. Мама называла его «Четыре «Н» — Нет, Нельзя, Неудобно, Неприлично». Он никогда не просил ничего для себя. За других ходил: кому квартиру, кому в больницу, кому роль. У нас в передней, под зеркалом, всегда висел «Список добрых дел». Сейчас продолжаю эту традицию — возглавляю благотворительный фонд «Народный артист СССР», чтобы помогать старым актерам, чьи имена ушли в забвение.

http://www.mk.ru/upload/entities/2017/11/17/articlesImages/image/00/aa/c9/06/72cf3891f2f6397b3cc1999fde5a6703.lq.jpg
Маршал Жуков нашего кино.

— Читала где-то, будто ваша мама его ревновала к первой любви — актрисе Нине Нехлопоченко. Странно, потому что Алла Петровна Парфаньяк была одной из самых красивых женщин Москвы. Ей ли ревновать?

— Это «легенды и мифы Древней Греции». Мама была слишком мудрой женщиной, уверенной в себе и в отце. За всю жизнь он ни разу не дал ей повода. И она тоже, при всей ее бурной молодости, а за ней ухаживали Марк Бернес, Леонид Утесов, Александр Вертинский, Рубен Симонов, повода для ревности не давала. Но любила подковырнуть, в частности, отца, который никогда на эти реплики не отвечал. Могла сказать прилюдно: «Вот я ему всегда говорила: «Если я умру, пусть он возвращается к Нине, потому что она хорошо готовит!»

— Ваша мама была женой знаменитого актера Николая Крючкова и вдруг выбрала вашего папу, которого тогда мало кто знал. Для общества это был, наверное, шаг вниз.

— Даже не шаг. Мама просто рухнула с олимпа, когда рядом с ней вместо небожителя Крючкова оказался никому не известный молодой мужик из общаги, плохо одетый, необеспеченный. Для меня до сих пор тайна: как она его выделила?

— Он писал: «Алла руку протянула, но поставила условие: никаких ярмарок, никаких купцов… Этой рукой она вытащила меня из омута, когда я уже пускал пузыри…» У него ведь были проблемы с алкоголем?

— Я такие моменты помню смутно, но в молодости папа любил повеселиться. Кто тогда в творческой среде не пил? У него была компания с Юрием Васильевичем Яковлевым. Мама была категорически против загулов. У нее имелся уже опыт с Крючковым, с которым она и развелась из-за того, что он пил по-черному. И вдруг все стало повторяться с папой. Но все эти рассказы, будто она встала на подоконник, грозясь покончить с собой, если папа не бросит пить, — вранье. У нас в семье не принято было изливать душу, но однажды папа мне рассказывал: «В какой-то момент я вдруг очнулся на трамвайных рельсах, а надо мной в миллиметре стоял трамвай, который мне все-таки немножко наехал на ногу. Шрам на голени остался. В этот момент я понял, что это даже не звонок, а набат». Отец был сильный, волевой человек и после этого случая с алкоголем отрезал раз и навсегда. Как и с курением. Бросил железобетонно и больше никогда не брал в руки сигарету.

— Как же он терпел двух курильщиц в доме: вас и маму?

— Папа к курению относился очень плохо. Я закурила в школе, еще в девятом классе, кажется. И мама курила всю жизнь. Она тысячу раз бросала, но начинала злобить, поправляться и опять закуривала. А я даже не пробовала перестать. Папа с нами боролся как мог. На кухне оставлял с вечера вырезки из газет о вреде курения. При отце я никогда не могла курить и обычно уходила на кухню. Если он видел мою дымящуюся сигарету в пепельнице, делал зверское лицо. Но, когда мама перестала выходить в свет, отец брал меня на разные банкеты, фуршеты, приемы, и у нас с ним была негласная договоренность: если мне хотелось закурить, он поворачивался в одну сторону, а я — в другую!

http://www.mk.ru/upload/entities/2017/11/17/articlesImages/image/d9/3a/cf/83/8707b9264938ae5310ce6f14c3aa8aa5.lq.jpg
«Приход Горбачева папа воспринял как солнце, а потом разочаровался».

— Понимаю, что Михаил Ульянов был сдержанным по природе человеком, вряд ли склонным к бурному выражению чувств, но какие-то зримые знаки любви к жене подавались?

— В Москве у него всегда была тяжелейшая жизнь, но когда они уезжали в отпуск вдвоем, начиналась их золотая пора. Они совершенно преображались: гуляли, взявшись за руки, хохотали. Папа на каждый день рождения писал маме стихи, причем не стишок какой-то, а поэму. Получалось совершенно непрофессионально, но так трогательно. Он аккуратно переписывал в тетрадочку на нескольких листах и читал вслух.

— Он ведь долго и тяжело болел в последние годы.

— Очень долго. Мы ездили по профессорам, шаманам. Папа ходил с огромным трудом, но долго сопротивлялся палочке. Он остро стеснялся своей немощи и, только когда стало совсем невмоготу, вырезал в лесу грубую палку, которая, на его взгляд, соответствовала образу деревенского мужика.

— Как мама пережила его уход?

— Для нее это был конец жизни. Два месяца она металась, завесила всю квартиру его портретами. А потом случился микроинсульт. Звоню утром: никто не подходит. Рванулась сюда — никто не открывает. Вызвала МЧС, вскрыли дверь. Мама лежала пластом. Она еще прожила два года, но уже в своем мире — не в нашем. Отца не стало, и ее не стало.

— Осталось что-то из отцовского архива, что вы никогда не сможете опубликовать?

— Конечно, осталось. Это личные письма, записки. Они уйдут вместе со мной. Меня поразило одно письмо 1960 года, которое папа прислал с гастролей. Это было признание в любви, длинное, на целый лист, адресованное мне, в ту пору годовалому ребенку…

— Мы смотрим на артистов сквозь призму ролей. Михаил Ульянов всегда казался убежденным коммунистом. Для многих стало неожиданностью, что он поддержал и Горбачева, и Ельцина.

— Он был настоящим коммунистом, но потом, по прошествии времени, когда понял больные точки, многое изменилось. Родители очень дружили с Алексеем Аджубеем и Радой Никитичной (зять и дочь Никиты Хрущева), я хорошо помню эти разговоры на даче. В перестройку папа вышел из партии, но билет не уничтожил. Приход Горбачева он воспринял как солнце. Ему показалось, что теперь страна сможет свободно дышать. Он очень переживал за судьбу родины. Они с Горбачевым были в достаточно дружеских отношениях. Михаил Сергеевич бывал в Вахтанговском театре, присутствовал на папином юбилее, когда праздновали 75 лет. А потом пришло понимание, что это не тот путь. В Ельцине отец быстро разочаровался и впал в жуткий мрак и внутреннюю депрессию. Последние годы родители смотрели телевизор, весь этот негатив, и воспринимали как чистую правду. Любая страшная новость на них действовала, особенно на отца.

— Это, наверное, трансформировалось в страх за дочь, внучку?

— Да, в 90-е Лизка была подростком, и папа умирал от ужаса за нее. Отсюда и «Ворошиловский стрелок». Он не играл эту роль, он ее прожил. Поэтому получилось так остро и пронзительно.

Прошло десять лет после смерти отца. Михаила Александровича мало кто помнит из молодых. Это естественный процесс. У меня есть такая игра. Заходит в квартиру посторонний человек, тот же курьер, и начинает оглядываться, потому что у нас чисто актерская прихожая. Спрашиваю: «Знаете такого актера Михаила Ульянова?» — «Нет». — «Вопрос номер два: фильм «Ворошиловский стрелок» видели?» 99,9 процента людей любого возраста говорят «да». И тут я задаю последний вопрос: «Помните старика, который отомстил за внучку? Это и есть Михаил Ульянов!» Немая сцена.

0

3

https://24smi.org/public/media/2017/9/22/04_Zh9cYZn.jpg
Актер Михаил Ульянов

В детстве Михаил, как тысячи советских мальчишек, гонял мяч, бегал в кинотеатр, шалил. В школе он учился средне, любил литературу. В то время Михаил Ульянов ничего не знал о театре, потому что в Таре его не было. В пятнадцать лет подростку посчастливилось побывать на спектакле театра из Тобольска, гастролировавшего в их городе. Это был переломный момент в его жизни – он заболел театром и актерской профессией.

В годы Великой Отечественной войны в Тару эвакуировали актеров Львовского театра, которые организовали драмкружок для детей и подростков, куда записался и Михаил Ульянов. Тогда-то режиссер и посоветовал парню поступать в театральный институт. Юноша прислушался к его совету.

После школы он приехал в Омск поступать. С собой у парня был только мешок картошки. Тогда при Омском областном театре работала студия. Михаил Ульянов прочитал отрывок из «Мертвых душ» - его приняли. Учиться было сложно, но интересно: репетиции, индивидуальные занятия, участие в массовках. Те годы артист с благодарностью вспоминал всю жизнь.

В 1946 году, когда отец уже вернулся с фронта, Михаил обратился к нему за советом – хотел поступить в столичный театральный вуз. Отец поддержал сына, подарил ему трофейный немецкий пистолет - парень взял его с собой в Москву. В столице он поселился у знакомых в Сокольниках. Не зная города, Михаил Ульянов пытался поступить то в один, то в другой вуз и получал отказы. Но в студии при Театре им. Вахтангова ему повезло – взяли.

0

4

http://shoyher.narod.ru/Portret/Ulyanovmih.jpg

Театр

В 1950 году Михаил Ульянов уже стал актером Театра им. Вахтангова. Первый сезон молодому артисту предлагали эпизодические роли и участие в театральной массовке. Его первая серьезная роль в театре – Киров в «Крепости на Волге». Спектакль с успехом прошел в Москве, после чего администрация решила показать его в Ленинграде. Тогда театральные критики написали, что Михаилу Ульянову далеко не все удалось в такой масштабной роли.

Шло время, у актера появлялись новые роли. Он часто играл молодых мужчин, героев современности: Костю Белоуса в спектакле «Город на заре», Виктора в «Варшавской истории», Артема в «Макаре Дубраве». Михаилу Ульянову нравились сложные образы с противоречивыми характерами, он часто играл исторических персонажей.

Воинственный Антоний в постановке «Антоний и Клеопатра», Ричард в спектакле «Ричард III», Ленин в «Брестском мире», Сталин в «Уроках мастера» - за 60 лет работы на театральной сцене он создал плеяду незабываемых образов. Близкой по духу Михаил Ульянов считал роль Рогожина в постановке «Идиот». В его герое чувствовалась сумасшедшая страсть и обреченность безысходности – внутреннее состояние передавалось зрителям.

В 1973 году в Театре им. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Ситуация», который поставил Михаил Ульянов. У него было еще несколько удачных режиссерских работ, среди которых и спектакль «Я пришел дать вам волю» по роману Василия Шукшина. Театр Вахтангова стал вторым домом для Михаила Ульянова. В 1987 году он стал его художественным руководителем и оставался на этой должности до болезни.

https://24smi.org/public/media/2017/9/22/07_1fyYwCl.jpg
Михаил Ульянов на сцене

0

5

https://24smi.org/public/media/2017/9/22/06_fOWlL16.jpg
Михаил Ульянов в театре

0

6

https://24smi.org/public/media/2017/9/22/05-1.jpg
Михаил Ульянов в молодости

0

7

Фильмы

Первая роль Ульянова в кино – Яков Лаптев в картине «Егор Булычев и другие». Фильм вышел на экраны в 1953 году, но успехом у зрителей не пользовался. Затем были роли в картинах «Добровольцы», «Дом, в котором я живу», «Председатель», «Братья Карамазовы». За роль Трубникова актер получил Ленинскую премию.

https://24smi.org/public/media/2017/9/22/09_wJCbsik.jpg
Михаил Ульянов в фильме «Дом, в котором я живу»

Михаилу Ульянову приходилось играть в кино и генералов, и царей. Маршал Жуков в его исполнении получался настолько правдоподобным, что актер четверть века создавал его на экране, в общей сложности, в 12 фильмах. В лихие 90-е актер продолжал активно сниматься. Эти годы ознаменованы картинами «Кооператив «Политбюро», «Все будет хорошо», «Последний побег», «Без свидетелей», «Подмосковная элегия».

0

8

«Председатель»: всесоюзная популярность

http://images.aif.ru/012/983/b7f440e10396650117aa00ca52e8e583.jpg

В 1963 году Ульянов снова встретился с Владимиром Басовым на съёмочной площадке неоднозначной драмы «Тишина». Роль подлого доносчика Петра Быкова стала одним из немногих отрицательных образов в карьере актёра. Перед отъездом с труппой театра на гастроли в Австрию, где Ульянов должен был в очередной раз сыграть Владимира Ленина, творческий коллектив вызвала к себе министр культуры Екатерина Фурцева. Когда ей сообщили, что роль самого Ленина будет исполнять актёр, совсем недавно сыгравший подонка и «стукача» в «Тишине», Фурцева гневно воспротивилась этому, но труппу всё же отпустила.

В середине того же года Михаилу Александровичу передали сценарий Юрия Нагибина «Трудный путь», сказали просто — «о колхозе». Ульянов был в восторге от «виртуозно выписанного характера Егора Трубникова» и успешно прошёл пробы. Тогда на эту же роль рассчитывал и Евгений Урбанский, но Ульянову пояснили: «Да, Урбанский подходит, но может сыграть уж очень героически, очень сильно, и исчезнет Егорова мужиковатость, заземлённость». Для подготовки к роли и создания достоверного образа Ульянов рассматривал фотографии Кирилла Орловского, послужившего прототипом Трубникова. Ульянов играл характер сложный, угловатый, жёсткий; его Трубников крут и непримирим, по словам критика, когда дело касается главного — «поднять колхоз, накормить людей, вселить в них веру в возможность лучшей жизни»; ради этой цели он может не подчиниться указаниям начальства и оказаться безжалостным по отношению к колхозникам. Но когда районное начальство решает сместить строптивого председателя, колхозники неожиданно поддерживают его. «Когда море рук поднимается за Трубникова, — пишет М. Кваснецкая, — на глаза Егора навёртываются слёзы… Лицо его становится мягким, беспомощным, незащищённым. Ещё одной гранью сверкнул характер героя, засветился ярко благодаря умному, тонкому актёрскому решению Михаила Ульянова».

Картину «Председатель» снимали почти год — с августа 1963 по июль 1964. Именно роль Егора Трубникова принесла Ульянову всесоюзную славу, за её исполнение Ульянов был удостоен главной в стране Ленинской премии, размер которой тогда составил семь тысяч рублей. Отвечая на вопрос, почему этот фильм с таким триумфом прошёл по стране, Михаил Александрович говорил: «Мне кажется, что в своё время успех таких фильмов, как „Битва в пути“ или „Председатель“, в создании которых мне довелось участвовать, как раз объяснялся тем, что они отвечали на некоторые важные вопросы нашего общественного развития».

Читатели журнала «Советский экран», по результатам традиционного ежегодного опроса, назвали Михаила Ульянова лучшим актёром года.

0

9

Конец 1960-х: «Братья Карамазовы» и «Варшавская мелодия»

После премьеры «Председателя» Ульянов чувствовал себя опустошённым: «Особенно сложно и трудно начинать новую роль после работы, которая взяла всего тебя, все твои силы, которая больше года обжигала и заставляла жить с предельным напряжением», — писал он.

В феврале 1965 года из Тары Ульянову пришло трагическое известие: из жизни ушла его мать, Елизавета Михайловна. Проводив её в последний путь, Михаил Александрович вернулся в Москву и приступил к съёмкам в нескольких картинах, включая «Штрихи к портрету В. И. Ленина» (фильм тогда положили на полку и не показывали вплоть до 1987 года), где он во второй раз в своей кинокарьере сыграл другого Ульянова — Ленина. В театре Михаил Александрович был задействован в «Принцессе Турандот» — в роли Бригеллы и в «Варшавской мелодии» Леонида Зорина, где играл главную мужскую роль — Виктора.

Как выяснилось позже, «Варшавская мелодия» оказалась последним спектаклем Рубена Симонова, его творческим завещанием. Но тогда он репетировал, не жалея сил, «упивался сюжетом, текстом, наслаждаясь работой над этой изящной, умной и глубоко драматической пьесой». Ульянов спорил с Симоновым до хрипоты, пытаясь разнообразить и усложнить свой образ, сделать почти отрицательным, в то время как Рубен Николаевич «видел его в конфликте хорошего с отличным». После премьеры Михаил Александрович ещё долго играл Виктора в этой постановке и всегда считал его одним из своих лучших театральных образов.

Позже, в перерыве заседания Комитета по Ленинским премиям, членом которого был в то время Михаил Александрович, он увидел именитого режиссёра Ивана Пырьева и, не рассчитывая ни на что, попросил попробовать его на какую-нибудь роль в фильме «Братья Карамазовы». Пырьев сразу же сказал, что не видит его ни в каком образе, кроме как Дмитрия. Спустя некоторое время Ульянову позвонили с «Мосфильма» и попросили явиться на пробы. Собрав актёров, Иван Александрович начал небольшую репетицию нескольких сцен. Тогда уже точно были утверждены только Кирилл Лавров и Марк Прудкин, причём без Прудкина Пырьев свой фильм просто не видел, а вот Ульянов был для него «вешним льдом — выдержит или провалится?». Опасения режиссёра были, скорее всего, связаны с недавним успехом «Председателя» — он боялся «заземлённости» Ульянова. Тем не менее, после коротких репетиций Ульянов был утверждён на роль Дмитрия Карамазова.

До конца съемочного процесса Михаил Александрович ни на секунду не расставался с романом Фёдора Достоевского, что очень раздражало режиссёра, убеждавшего Ульянова не быть таким буквоедом. «По мере движения своей драмы, — писал после выхода фильма А. Свободин, — герой Ульянова становится всё более притягателен. Его инфантильность оборачивается наивностью в высоком смысле — жаждой доверия. Если человек откроет вам сердце и в сердце этом чистота, то как же вы, люди, можете не верить ему! Это так странно, так поразительно, так бесчеловечно, что, право же, можно перестать понимать всё окружающее. Вот что играет Ульянов…»

Съёмки длились больше года — 7 февраля Пырьев скончался от инфаркта. Закончить картину было доверено двоим «братьям» — Михаилу Ульянову и Кириллу Лаврову. Как вспоминал позже Михаил Александрович, не искушённым в режиссуре актёрам тогда очень помог Лео Арнштам, назначенный официальным руководителем постановки. Ульянов и Лавров снимали всё так, как хотел бы Иван Александрович, «хотели развить то, чего добивался Пырьев». Без Пырьева было снято три финальных эпизода — «Мокрое», «Суд над Митей Карамазовым» и «Разговор с чёртом».

Лента оправдала все ожидания Ульянова и Лаврова и даже была выдвинута на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», что было огромной редкостью для Советского Союза

0

10

http://kino-teatr.org/acter/album/4415/66755.jpg
"Битва в пути" (1961)

«Битва в пути» — художественный фильм режиссёра Владимира Басова, снятый в 1961 году по одноимённому роману Г. Е. Николаевой.

На тракторный завод-гигант назначен новый главный инженер. Появление этого человека, прямого, жесткого и бескомпромиссного, рождает множество конфликтов - прежде всего, между ним и директором завода, также отличающимся крутым нравом. Однако все столкновения на производстве ничто в сравнении с той болью, которую причиняет герою потеря любимой...

0

11

«Освобождение»

http://www.kino-teatr.net/acter/album/4415/242130.jpg

Заканчивая «Братьев Карамазовых», Ульянов получил предложение от режиссёра Юрия Озерова сыграть маршала Георгия Жукова в его масштабной военной киноэпопее «Освобождение». Поначалу Михаил Александрович наотрез отказался от этой роли, понимая, что «Жуков слишком любим, слишком знаем народом», но после того, как Озеров рассказал, что маршал лично одобрил Ульянова на эту роль, поменял своё решение. Георгий Константинович, согласно словам его дочери Маргариты, после просмотра «Председателя» действительно заявил, что «артист, фамилии которого он не знает, сумевший сыграть председателя, который смог вытащить всё сельское хозяйство, сможет осилить и роль Жукова».

Ежедневно Ульянов проводил в кресле гримёров по несколько часов — именно столько занимало создание состаривающего грима (на тот момент Михаилу Александровичу не было и 45 лет). Гримёр лепила актёру накладные щёки, подбривала кончики волос, но в итоге от всего этого отказались и оставили Ульянова «со своим лицом». Для лучшего вхождения в роль Михаил Александрович ознакомился со множеством материалов о маршале, просматривал документальные фильмы и фотографии.

Когда съёмки стартовали, Жуков был тяжело болен, и Ульянов никак не мог с ним встретиться. Выздоровев, Жуков был готов к встрече с актёром, но на этот раз «из-за потока ежедневных дел» занят был Ульянов. Съёмочный процесс киноэпопеи длился около шести лет, но за это время встреча маршала и Ульянова так и не состоялась — Георгий Константинович скончался в июне 1974 года.

В 1968 и 1969 годах были отсняты первые два фильма так называемой пенталогии «Освобождения» — «Фильм первый. Огненная дуга» и «Фильм второй. Прорыв». На самом закате десятилетия Ульянову было присвоено звание Народного артиста СССР.

0

12

Человек

https://cont.ws/uploads/pic/2016/1/65307_original.jpg

Знавшие Михаила Александровича в один голос утверждали, что Ульянов был уникальным человеком. В личной жизни — однолюб и надёжный семьянин, в работе — перфекционист и трудоголик, кредо которого — «Кто, если не я?». По свидетельству зятя актёра, Сергея Маркова, настоящими друзьями Михаила Ульянова всегда были только два человека — Юрий Катин-Ярцев и Сергей Евлахишвили.

Ульянов невероятно любил свою дочь, а затем и внучку. В дождь он ехал за Леной в детский сад с резиновыми сапогами, чтобы она не промочила ноги; спустя 20 лет шил внучке платья для её кукол. Михаил Александрович и воспитывал дочь без особой жёсткости — не бил, не кричал. Его отцовским максимумом была многочасовая воспитательная беседа в форме монолога. «Однажды я даже сознание потеряла: сползла по стене и упала в обморок. Отец дико испугался, стал меня откачивать. А когда я пришла в себя, его самого от страха за меня впору было откачивать», — рассказывала Елена.

Когда в «лихие 90-е» подрастала внучка Лиза, Ульянов не находил себе места. Звонил несколько раз в день, переживал, волновался. Согласно предположениям Елены, в тот период Ульянов вполне мог убить за свою семью.

Друзья, коллеги и родные Михаила Александровича отмечали, что, в отличие от сложившегося в кино сурового и непокорного образа маршала Жукова, в жизни актёр был человеком скромным, безотказным и мягким. Супруга Ульянова постоянно называла его «человеком четырёх „н“»: нет, нельзя, неудобно, неприлично. Режиссёр Сергей Соловьёв, снимавший актёра в нескольких картинах, говорил: «Более честного человека в общественных, общественно-социальных делах, чем Михаил Александрович, я в своей жизни не встречал». Ульянов не уставал повторять: на первом месте для него всегда была совесть, на втором — совесть, на третьем — совесть. Крайне ярким примером характера Ульянова служит история, рассказанная Еленой:

   

Папа был человеком непрактичным и отстаивать свои интересы не умел категорически. Когда режиссёр Валера Ахадов предложил отцу сыграть в его фильме «Подмосковная элегия», я поначалу не вмешивалась — все-таки я не специалист в этих делах. Но когда жизнь стучит тебе по голове, ты очень быстро всему учишься: увидев, что съемочный день папы оценен в 100 (!) долларов, я поняла, что нужно что-то делать, — времена были уже совсем другие, даже средние актеры получали гораздо больше. «Пап, — спросила я его, — это что?! Ты же народный артист СССР, Герой Соцтруда, твое имя стоит очень дорого». На что он беспомощно ответил: «Я не умею торговаться…». Тогда я позвала своего друга, бывшего директора Киностудии имени Горького, мы пошли к продюсеру, постучали кулаком по столу, хотя я не умею этого делать. Нам удалось выбить Ульянову ставку в тысячу долларов за съемочный день, хотя, наверное, она могла бы быть и больше — для нынешних актеров это не такие уж и большие суммы. Отец никогда в жизни не гонялся за деньгами — материальная сторона была для него далеко не на первом месте в жизни. И добытчиком в общепринятом смысле он не был.

В начале 1990-х годов Ульянов спас от смерти новорожденную дочь своего друга, артиста балета Олега Карповича (1955—2014), Стешу, родившуюся с врождённым пороком сердца, как и внучка Михаила Александровича Лиза. Актёр, понимая всю серьезность положения, договорился с руководством Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева и через две недели, после двух успешных операций, малышка уже была полностью здорова. За несколько лет до смерти Михаил Александрович отдал все свои сбережения на восстановление Спасского храма в родной Таре.

Ульянов увлекался живописью, однажды даже скупил несколько оригинальных картин Станислава Жуковского. Любимыми зарубежными актёрами Михаила Александровича всегда оставались Джек Николсон и Марлон Брандо. С последним Ульянова часто сравнивали из-за схожих актёрских методов и масштаба их таланта. Михаил Александрович нередко сетовал на то, что актёров такой величины, как Николсон и Брандо, немало и в СССР, но размеры их заработной платы просто несравнимы. С Брандо Ульянова связывала и такая же необьяснимая мужская притягательность:

«Когда мы только познакомились с Ульяновым, он был… шикарный! У него в глазах такой мужик! Мачо! Но не конфетный, не рекламный мачо. Так взглянет — можешь содрогнуться. Мужской взгляд был. Он вообще был настоящий мужчина. Бесполое искусство он вообще не признавал»,

— рассказывала Елена Аросева.

0

13

https://www.interfax.by/files/2012-11/20121120-113003-552.jpg

Михаил Александрович Ульянов — бессменный руководитель театра имени Вахтангова, человек со светлой головой и необыкновенно широким сердцем...Его нельзя было не заметить. На сцене. В кино. В общении с людьми. Он притягивал к себе, как магнит. Ульянов обладал удивительным чувством времени. Это свое чувство он и нес людям в ролях. Он был человеком своего времени.

Слава Михаила Ульянова была невероятной. Несколько десятков лет он был главным актёром страны. Об Ульянове шутили, что ему достаются роли тех, кому ставят памятники. Он играл императоров, полководцев, народных вожаков и установил абсолютный рекорд одного образа: прославленного героя Великой Отечественной войны Георгия Жукова на сцене и в кино он сыграл 22 раза. ...
http://img11.nnm.me/8/1/3/6/9/19d9b6b9fa77f179b02933319e8.jpg

0

14

Роли исторических личностей на сцене

На сцене театра Вахтангова Ульянов создал целую галерею исторических личностей. Его Антоний («Антоний и Клеопатра»), — воин, не мыслящий себя вне походной жизни, без грома оружия и звуков труб. Мгновенная любовь обезоруживает, повергает его к ногам Клеопатры. Ульяновский Ричард в «Ричарде III» — злобный интриган. Игрок, волею случая, забравшийся на престол, не знающий разницы между добром и злом.

Актер проводит откровенную параллель с веком XX. Незабываемая, могучая натура Степана Разина в спектакле Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю». В последующие годы — роль Ленина в постановке Р. Стуруа «Брестский мир», отца всех времен и народов Сталина в «Уроках мастера», Цезаря в инсценировке по роману Т. Уайлдера «Мартовские иды», Шмагу в блистательном спектакле П.Фоменко «Без вины виноватые».

0

15

http://m.keeno.tv/upload/iblock/af6/af68bcc1154b37e079a943aa12c34f21.jpg
Михаил Александрович Ульянов

"Да, мне досталась профессия, наполненная мистикой и неожиданностями. Актеры часто бывают зависимыми, а их герои — всевластными. Так жизнь вторгается в театр, а театр органично переплетается с жизнью. Входя в роль и выходя из нее, будто качаешься на качелях из собственных нервов, поэтому так важно актеру сохранять духовное и физическое здоровье. К сожалению, с годами делать это становится все тяжелее и тяжелее. И если нравственный опыт безусловно накапливается, то силы уходят. Это требуют возвращения долгов те самые случайности, которые зачастую уберегали нас от невзгод и закономерно складывались в судьбу",

- признавался мастер.

0

16

https://images.superstyle.ru/2017/11/2/21302.jpg
Новая книга о Михаиле Александровиче Ульянове написана им самим в разные годы жизни.

"Ульянов об Ульянове. Очень известном, не очень известном и совсем неизвестном. Выходит в год, когда ему могло быть 90",

- говорит ее редактор Владимир Вестер.

0

17

Михаил Ульянов о роли Мити Карамазова:

«Вроде внутренне подготов­лен к сцене – внутренне подго­товлен снять глубже. А начи­нается мотор, и идет нажим. Жим от характера, который мне представляется, за харак­тером можно упустить мысль, содержание роли. А за мыс­лью теряется характер. А впрочем, это все чепуха! И мысль, и харак­тер едины… Пырьев требует страстей. А может быть, это сторона, которая сейчас не нужна и смешна? Черт ее знает. Игра втемную, всле­пую… Снимали сцену перед Лягавым – дома с Марфой Осиповной. По логи­ке поведения сняли сцену вро­де правильно. Митя веселый, полон надежд, летящий к счас­тью. Все так. Но когда подума­ешь о всей глубине образа, темы Достоевского, берет оторопь. Что-то слишком просто. А так ли надо? Как передать всю психо­логическую борьбу и муку Мити? И как сделать, чтобы это было по­нятно и больно сегодняшнему зрителю? Смотрели первый мате­риал. Манера игры – игры острой и броской, с глубиной, наверное, правильная. Но все на грани воз­можного, на грани – еще чуть-чуть, и все будет за пределом. Или перегиб, или недобор. Где взять силы – понять всю глу­бину, весь трагизм Мити, всю философию?»…

0

18

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/51/90/51090438_ef5146f350252fcd0b66cc55b2f67484.jpg
Актриса Алла Парфаньяк,
супруга Михаила Ульянова

Михаил Ульянов писал в своих мемуарах:

«…Меня, как океанской волной, потянуло, как магнитом, к актрисе нашего театра, красавице и умнице Алле Парфаньяк. Переживаний - море. Алла замужем. А я кто? Сибирский малообразованный мужичок? Ни кола, ни двора? Но, к моему великому счастью, Алла посмотрела-посмотрела и подала мне руку, а следом сердце отдала. Но надо знать Аллу Петровну - эта женщина в высшей мере самостоятельна и горда. И переубедить ее в принятом решении пока еще никому не удавалось. И еще одно редкое качество есть у этой женщины - сила воли. Этой-то волей она и спасла меня. Алла руку протянула, но поставила условие: никаких ярмарок, никаких купцов. Все. Конец. Этой рукой она вытянула меня из омута в тот момент, когда я уже пускал пузыри и почти перестал за себя бороться. Многие тогда махнули на меня рукой, мол, пропал парень. И действительно настал трагический край - меня выгнали из театра за развеселую жизнь. Но тут Алла подняла на ноги товарищей и заставила их просить за меня... Великое спасибо Рубену Николаевичу Симонову! Он сказал: «Вернуть в коллектив». А мог сказать: «Нет»... И как тут не верить в рок? ...Хотя судьба судьбой, а без властной руки Аллы я бы в одиночку не выплыл. Мы поженились. И вот уже немало десятилетий мы плывем по жизни вместе. Всякое бывало: и туманы, и штормы, и штили. Но на ноги я встал, чтобы вместе с Аллой идти дальше. Мой творческий путь в театре, а потом и в кино оказался удачным. А Алла не так уж много сыграла в театре... Но рука, протянутая в минуту страшную, произвела в моей жизни глубокие изменения. И в жизни Аллы тоже. Наша дочь Елена - художник, она много и успешно работает. И то, что Лена не актриса, как часто бывает в актерских семьях, наша заслуга... Нарисовали страшноватую перспективу и уговорили. И, слава Богу, не жалеем. Лена - человек работящий, волевой, напористый. Рядом с нами подросла внучка Лиза. ...Лиза благополучно идет по своей дороге, и я по-стариковски желаю внучке, чтобы так было и впредь».

0

19

https://24smi.org/public/media/2017/9/22/08_G32W8dw.jpg
Михаил Ульянов в фильме «Ворошиловский стрелок»

Одной из самых удачных киноролей этого периода стал «Ворошиловский стрелок». Михаил Ульянов видел за историей своего героя трагедию всех пожилых людей, которым пришлось пережить репрессии, войну, перестройку и оказаться наедине со своими бедами. Михаил Ульянов сыграл почти 70 ролей. Критики говорили о нем как об актере, которому по силам любые образы – от жестких принципиальных руководителей до трусов и стукачей.

О своей роли в фильме «Ворошиловский стрелок» Михаил Ульянов рассказывал:

«Да, спасибо Говорухину... Кстати, название — горько-ироничное и поистине снайперское попадание в цель: здесь и возраст героя, и его биография, и его одиночество, и бессилие что-либо в этой жизни изменить... Это вообще большая тема — трагедия наших стариков. Переживших 1937 год, «сороковые-роковые», послевоенную разруху, перестройку. Всю жизнь их обманывали. Вели к «великим целям», которые на поверку оказывались миражами. Никогда они не жили в покое, с уверенностью в завтрашнем дне. Смотришь, за границей старики и старушки — американские, английские, немецкие, японские — выходят на пенсию и только как бы начинают жить... А наши старики? Прожив тяжелейшую жизнь, они остались один на один со своими бедами, нездоровьем, незащищённостью. Опять надо с кем-то бороться, чего-то добиваться, что-то кому-то доказывать».

Актер Александр Пороховщиков вспоми­нал, как во время съемок «Ворошиловско­го стрелка» в Калуге вечером Ульянов сидел на лавочке, зажав лицо рукой, и плакал.

«Я видел плачущим самого Ульянова! Отчаянно пла­кал, как ребенок, он вообще дитя был. откры­тый, нежный, ранимый… Я подошел, присел с краю на лавочке, думал, боль какая. «Что с вами, Михал Алексаныч?» – «Спасибо Славе Го­ворухину, он этой ролью мне глоток воздуха еще дал. Стою, Сашенька, как перед пропас­тью, шаг – и полетел куда-то…».

0

20

В 2005-2006 годах Ульянов много болел, ему была сделана сложная операция на кишечнике, а потом потребовалась и повторная операция, причем к лечению подключились онкологи. Дочь Ульянова рассказывала: «В последнее его лето я вывозила папу из Иваново на вертолете. Они поехали с мамой в санаторий, и ему там стало плохо настолько, что в больнице Решмы ему сделали операцию на желудке. Но после этого лучше не становилось. Тогда его на «реанимации» перевезли в Иваново. Хотя ивановские врачи делали все что могли, но мы понимали, что его надо вывозить в Москву, иначе он просто на глазах уйдет. В результате через директора Театра Вахтангова Сергея Сосновского, через Калягина стали искать помощи в Москве. Ситуация аховая. Московский реанимобиль отказался везти его: не довезут – дорога плохая. В результате Калягин вышел на Шойгу, и тот прислал в Иваново вертолет. Я потом им в ноги кланялась. Возникла проблема: где посадить вертолет? Негде. В итоге главврачу больницы по телефону сказали: «Стелите простыни крестом на поляне перед больницей. Будем сажать вертолет». И врачи понеслись с простынями на поляну, расстелили гигантский белый крест. Ситуация, как в кино, нарочно не придумаешь. На каталке его довезли до вертолета, и мы полетели. В Москве вертолет посадили у МКАДа, туда пригнали три реанимобиля. И повезли в ОАО «Медицина». Паркинсон неизлечим. У Ульянова отказывали ноги, при этом была совершенно ясная голова. Как только он нервничал, а было от чего, тут же все отдавало в ноги. В коляску садиться он не хотел. Поэтому стоически переносил разрушительную терапию. У отца не было выбора. Он понимал, что это безысходность. Да еще его доконала ситуация в театре, откуда его не отпускали, не могли ему много лет найти замену. А он, как человек ответственный, даже больной туда ходил. Не дали даже нормально полечиться. У него было адское состояние духа. Это очень ускорило его уход. Он разрывался. Театр был для него домом, даже больше, чем семья. Вот он такой и был. Когда приходил домой, мы спрашивали: «Ну, как дела, папа?» – «Все нормально». Хотя мог быть сине-зеленым от усталости. У него была жутко мягкая, ранимая и не очень уверенная душа».

http://chtoby-pomnili.com/uploads/images/166498345.jpg
Михаил Ульянов скончался 26 марта 2007 года
и был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Советского и российского кино » Ульянов Михаил Александрович -великий русский актёр