"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Россия

Сообщений 901 страница 908 из 908

1

Исторические и интересные факты - Россия

Интересные факты из истории, о людях, связанных с Россией, СССР, Российской империи.

Люди, которые прославили Россию и заставили говорить о нашей Родине весь мир, никогда не ставили цель добиться всемирной популярности. У большинства из них была одна задача – выполнить свой долг. За всё время существования России каждое поколение появлялись яркие исторические личности. Они развивали науку, двигали прогресс, удивляли полководческими талантами, своими достижениями в спорте. Каждого из этих людей знает весь мир, а вместе с памятью о них сохраняется память о нашей Родине.

http://s7.uploads.ru/t/s6NdQ.jpg

+5

901

Из землекопов в академики: Сергей Ильюшин

130 лет назад, 30 марта 1894 года родился прославленный советский авиаконструктор Сергей Ильюшин — создатель истребителей, бомбардировщиков, флагмана отечественной гражданской авиации, академик АН СССР.

https://i.imgur.com/TcimvwYm.jpeg

Сам Сергей Владимирович признавался, что конструирование пассажирских самолётов — самая сложная задача в авиастроении.

=Spoiler написал(а):

Сергей Владимирович Ильюшин родился в бедной крестьянской семье в деревне Дилялево Вологодской области. Был младшим из одиннадцати детей. Дом, корова, нехитрый скарб, две десятины земли — вот и всё имущество Ильюшиных. Лошадь пришлось продать в 1912 году «из-за невозможности её оправдать», как сам Сергей Владимирович как-то указал в автобиографии.

Когда он появился на свет, отцу был уже 51 год, матери 44. «Говорят, “поскрёбыш” получается самый слабенький здоровьем, да и умом не шибко выдаётся. Однако подрастал и, хоть ростом невелик, крепчал с годами».

Читать научился в шесть лет по Библии, часослову, невесть откуда взявшемуся в глухой деревне журналу «Вестник Европы» и совсем уж удивительной книжке о южной стране — «Абиссиния». Пока братья Райт впервые поднимались в небо, будущий авиаконструктор помогал семье по хозяйству и учился в земской школе.

Тягой к знаниям Ильюшин был обязан, по его воспоминаниям, учителю своей земской школы Александру Владимировичу Чевскому: «Это был удивительный человек, которого трудно забыть всю жизнь. Он привил мне любовь к чтению, к знаниям. Александр Владимирович занимался со мной арифметикой, алгеброй, физикой, геометрией. Я был любознателен, настойчив, поэтому знания давались мне относительно легко, в учёбе я продвинулся значительно».

И всё же учиться как следует Сергею было некогда. В школу ходил всего три года. Уже в 12 лет — пахал, а в 15 по примеру старших братьев ушёл из родной деревни на заработки.

«У маршала Жукова и того меньше — два класса всего, и неплохо командовал!», — скажет он через много лет.

За год успел поработать чернорабочим на фабриках под Костромой и Иваново, землекопом на строительстве дороги в вологодском имении «Осипово», принадлежащем купцу Волкову. Косил сено, чистил сточные канавы на красильной фабрике в Петербурге… Постоянной работы не было.

Влюбился в авиацию, работая землекопом

Земляки, встреченные Ильюшиным в столице, подсказали, что есть выгодная работа на Коломяжском ипподроме. Петербург готовился к первой в России Международной авиационной неделе, и требовалось срочно переоборудовать площадку под ипподром. Ильюшин выравнивал поле, помогал выгружать ящики с частями аэропланов.
«Вскоре наши деревенские устроились на другое место, а я тут застрял. Снимал угол в квартире рабочего. В комнате вдоль стен стояло шесть коек. Одним из моих соседей по жилью был студент Урвачёв. Он заметил, что я всё время таскаю с собой книги, и тоже стал со мной заниматься», — вспоминал Ильюшин.

Осенью 1910 года на Всероссийском празднике воздухоплавания Ильюшину довелось увидеть полёты знаменитых русских авиаторов — Михаила Ефимова, Сергея Уточкина, Владимира Лебедева, Льва Мациевича… 7 октября, прямо во время праздника, Мациевич погиб. На высоте около четырёхсот метров его «Фарман» начал разрушаться, пилот выпал из кабины. Вслед за ним на землю рухнул аэроплан с работающим двигателем.

Это произошло на глазах огромной толпы зрителей, в том числе 16-летнего Сергея Ильюшина. Но смерть Мациевича не только не остановила русских авиаторов, а, напротив, подхлестнула их: они начали состязаться в длительности полётов. А после праздника, 22 октября 1910 года первый из них, поручик Евгений Руднев пролетел с пассажиром из Петербурга в Гатчину, впервые в России покрыв 60 вёрст за 56 минут.

«С тех пор у меня огромная любовь появилась к авиации», — позже говорил Ильюшин.

Чудом стал авиамехаником

Жизнь не сразу привела Ильюшина в авиацию. Он успел вернуться в родную деревню, поработать на строительстве Амурской железной дороги и судостроительного завода Русско-Балтийского общества в Ревеле. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Ильюшина призвали в армию. Служил писарем в управлении воинского начальника города Вологды. И вот счастливый случай: в управление пришёл запрос на семь человек для службы в авиации. Ильюшин ради мечты слегка прихвастнул, что работал механиком на аэродроме, — и фельдфебель поставил его в списке первым.

Так Ильюшин вернулся в Петербург, уже на Комендантский аэродром. Дослужился до моториста. В составе аэродромной команды принимал и готовил к полётам самолёты с авиационных заводов Щетинина и Лебедева. А начинал… с мытья хвостов.

К 1916 году в лётные школы было разрешено зачислять представителей низших сословий. На аэродроме организовали школу лётчиков Всероссийского императорского клуба. Принимали только лучших: из всей команды были зачислены лишь моторист Сергей Ильюшин и браковщик Владимир Климов — будущий конструктор авиационных двигателей. Летом 1917 года Ильюшин сдал экзамен на звание пилота-авиатора.

«Став лётчиком, я по-прежнему вынужден был заниматься лишь техническим обслуживанием самолётов, то есть выполнять свои обязанности моториста и механика. Но теперь я уже твёрдо знал, что отныне вся моя жизнь будет принадлежать авиации», — из его автобиографии.

https://i.imgur.com/786twE4m.jpeg
Сергей Ильюшин
Чинил самолёты по всей стране

Прогремела революция. Советская Россия подписала Брестский мир и вышла из войны, сократив выпуск самолётов. Команду Ильюшина расформировали, он вернулся на Вологодчину. Вступил в партию, был призван в Красную Армию. Там остро требовались специалисты, способные ремонтировать разнотипные, изношенные до предела самолёты — оставшиеся с Первой мировой войны, трофейные. Эту работу проводили подвижные технические подразделения — авиационные поезда, колесившие по фронтам гражданской войны от Петрозаводска до Кубани. Ильюшин в составе 6-го авиапоезда чинил после каждого боевого вылета и испытывал самолёты, постепенно дослужившись до начальника поезда.

Помог создать первый советский учебный самолёт

Армии требовались не только боевые машины, но и учебные самолёты. Осенью 1919 года Ильюшин получил приказ: доставить на московский авиазавод подбитый под Петрозаводском белогвардейский самолёт, британский «Авро-504К». Он упал в глухом лесу, далеко от железной дороги.

Ильюшин и его товарищи пять дней разбирали самолёт на части, таскали их через непролазную грязь до ближайшей просеки и уже оттуда возили на лошадях до поезда. «По пути в Москву, вконец изголодавшиеся, продали последний кусок мыла и купили краюшку хлеба да две луковицы. Этим и подкрепились», — вспоминал Ильюшин.

Труд и лишения оказались не напрасными: на основе того самого самолёта был построен учебный биплан «У-1», который применялся с 1922 по 1932 год. За это время на нём прошли обучение тысячи советских лётчиков.

https://i.imgur.com/vaPd6qCm.jpeg
Учебный биплан «У-1» (на первом плане)
Его первый планер летал с кувалдой на привязи

Даже не имея специального образования, будущий конструктор превосходно знал технику. И всё же Ильюшин понимал, что ему нужно ещё учиться. В сентябре 1921 года Сергей Владимирович сдал свой поезд, выдержал вступительные экзамены и поступил в Военно-воздушную Академию имени профессора Н.Е. Жуковского. «Конечно, я плоховато всё сдал, на троечки, но опыт у меня был, меня и приняли», — говорил он спустя годы своим сотрудникам.

=Spoiler написал(а):

Особенно трудно Ильюшину дались курс высшей математики и сопромат. Дважды прослушал оба курса и не жалел об этом: общеобразовательные предметы были основой, языком прикладных дисциплин — машиноведения, деталей машин и механизмов, электротехники, радиотехники, аэромеханики, самолётостроения.

В академии Ильюшин сконструировал свои первые планеры АВФ-3 «Мастяжарт», АВФ-4 «Рабфаковец», АВФ-21 «Москва». «Первый его планер нас очень рассмешил, — вспоминал знаменитый лётчик Константин Арцеулов. — Из-за неправильной центровки пришлось впереди на шесте укрепить кувалду, и в таком виде он летал». Но Сергей Владимирович постоянно совершенствовал конструкцию. Его целью было создание простейшего в управлении и производстве, максимально надёжного планера.

Талантливый конструктор и организатор, Ильюшин постоянно участвовал во всесоюзных слётах планеристов и возглавлял их технический комитет, без санкции которого ни один планер не выпускался в полёт.

В 1926 году по окончании академии Ильюшин стал председателем самолётной секции Научно-технического комитета военно-воздушных сил СССР. На этой должности Ильюшин разрабатывал технические требования к новой авиатехнике — в том числе к самолётам Николая Поликарпова, Андрея Туполева, Дмитрия Григоровича. Но он мечтал строить свои самолёты. Дипломным проектом будущего создателя штурмовиков, бомбардировщиков, пассажирских и транспортных гигантов был истребитель.

Ильюшин попросил руководство о переводе в авиационную промышленность.

Разработал первый советский самолёт-рекордсмен

С 1931 по 1933 год Ильюшин возглавлял конструкторское бюро Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского. Вскоре стало очевидно, что нужно разделить бюро на две самостоятельные структуры. Ильюшин стал руководителем ЦКБ авиазавода № 39 им. В.Р. Менжинского, которое строило лёгкие самолёты. Другое подразделение, конструкторский отдел ЦАГИ, занимающийся разработкой тяжёлых самолётов, возглавил Андрей Туполев.

Первым самолётом, созданным под руководством Ильюшина, стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. Советскую авиацию строили совсем молодые люди. Сергей Владимирович, которому было всего около 40 лет, считался стариком. «Он был человек, опытный в жизни, а мы — зелёная молодёжь, — говорил один из первой “семёрки” ильюшинцев Анатолий Яковлевич Левин. — Поэтому он давал нам много житейских советов, занимался воспитанием людей. Иногда это отходит на второй план, а он придавал большое значение созданию коллектива».

В 1936 году лётчик Владимир Коккинаки установил на ЦКБ-26 целый ряд мировых авиационных рекордов, официально зарегистрированных Международной авиационной федерацией.

Создал легендарный «бетонный самолёт»

В 1939 году конструкторское бюро Ильюшина создаёт самый массовый советский боевой самолёт Второй мировой войны — штурмовик Ил-2.

Ильюшин задался целью решить не только конструкторскую, но и стратегическую проблему. «Когда я работал в Научном комитете, — говорил он, — у части наших конструкторов было увлечение гигантоманией, то есть делали очень большие самолёты. Нам же было очевидно, что у авиации в тот период должна быть главная цель — совместные действия с наземными войсками. В этом я был твёрдо убеждён. Году в 1936-м нас, конструкторов, ориентировал Центральный Комитет, что война неизбежна, и нацеливал нас на такие типы самолётов, которые работали бы над полем боя. И у меня сложилось стремление создать машину с мощным вооружением для непосредственной поддержки пехоты — штурмовик».

Серийное производство самолёта началось в 1941 году и закончилось в 1945-м — за это время заводские цеха покинуло более 36 000 машин. Ил-2 был легко управляемым, устойчивым, мощным, а жизненно важные части были хорошо защищены — за это конструкторы прозвали его «летающим танком», а пилоты-истребители люфтваффе — «бетонным самолётом».
https://i.imgur.com/ma5CYMLm.jpeg
Ил-2

Подробности: https://dzen.ru/a/ZgahHkV0IR2YiSp-

——————-

=Spoiler написал(а):

Родился 31 марта 1894 г. в деревне Дилялево Березниковской волости Вологодской губернии (ныне Вологодский район Вологодской области) в семье крестьянина-бедняка. Посещал земскую школу.

С 15 лет вместе со старшими братьями уезжал из родной деревни на заработки.
В 1910 г. в возрасте 16 лет был занят на земляных работах при строительстве Комендантского аэродрома под Санкт-Петербургом, осенью того же года присутствовал на Всероссийском празднике воздухоплавания, тогда же, по воспоминаниям, заинтересовался авиацией.
В 1914 г., после начала Первой мировой войны, был призван в армию, после прохождения подготовки в пехотной учебной команде по собственной просьбе был переведен в авиационную команду Комендантского аэродрома (ныне территория Приморского района Санкт-Петербурга), работал помощником моториста, затем мотористом. Параллельно учился в школе летчиков Всероссийского аэроклуба, летом 1917 г. сдал экзамен на звание пилота-авиатора.
В 1918 г. вернулся на Вологодчину, работал заведующим отделом промышленности Вологодского совета народного хозяйства. В октябре 1918 г. вступил в Российскую коммунистическую партию большевиков - РКП(б).
В 1919 г. был призван в Красную армию, служил авиамехаником в авиаремонтных поездах-мастерских (специальные мобильные подразделения, занимавшиеся ремонтом авиатехники на разных участках фронта). Служил сначала на Северном, потом на Кавказском фронте Гражданской войны. Дослужился до военного комиссара поезда.
В сентябре 1921 г. был направлен в московский Институт инженеров Красного флота (впоследствии Академия воздушного флота, АВФ; ныне Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина"). В годы учебы сконструировал несколько планеров, один из которых, АВФ-21 "Москва", в 1925 г. участвовал в состязаниях планеристов в Германии и получил первый приз за продолжительность полета.
После окончания института в 1926 г. был назначен председателем самолетной секции Научно-технического комитета Военно-воздушных сил.
В 1931-1933 гг. - начальник конструкторского бюро Центрального аэрогидродинамического института.
В 1933 г. возглавил центральное конструкторское бюро при московском Заводе №39 им. В. Р. Менжинского (впоследствии ОКБ-240, ОКБ им. Ильюшина, ныне Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина в составе Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК). В 1936-1938 гг. параллельно возглавлял отдел опытного самолетостроения при Главном управлении авиационной промышленности, главное управление опытного самолетостроения в Наркомате оборонной промышленности СССР.
Первым самолетом, созданным Сергеем Ильюшиным, стал опытный самолет ЦКБ-26 (первый полет совершил в апреле 1936 г.). На его основе в том же году был создан дальний бомбардировщик ЦКБ-30, который в серийном варианте получил обозначение ДБ-3 (впоследствии Ил-4 - основной советский бомбардировщик Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.).
Хотя под руководством Сергея Ильюшина были разработаны и несколько вариантов истребителей, основной специализацией ОКБ вскоре стала штурмовая авиация. В 1939 г. первый полет совершил штурмовик Ил-2 - он стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации, всего было выпущено более 36 тыс. экземпляров, за исключением глубоко модернизированной версии Ил-10 (1944 г. - более 6 тыс. экземпляров). 30,4% всех серийных самолетов, построенных в годы войны, были созданы под руководством Ильюшина.
В 1948 г. свой первый полет совершил первый советский реактивный бомбардировщик Ил-28, который до 1960 г. был главной ударной силой фронтовой авиации СССР и носителем ядерного оружия.
Уже в 1943 г. Сергею Ильюшину была поручена новая задача, на этот раз в области гражданской авиации. Под его руководством были созданы пассажирские самолеты с поршневыми двигателями Ил-12 (1945) и Ил-14 (1950), которые заменили Douglac DC-3 и его копию Ли-2 в парке "Аэрофлота". В 1957 г. совершил первый полет четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18, который вместе с военными вариантами (Ил-20, Ил-38) выпускался до 1980-х гг.
Последней разработкой Сергея Ильюшина стал первый советский пассажирский реактивный дальнемагистральный самолет Ил-62 (производился серийно до 1995 г.). Кроме того, в 1967 г. он утвердил техническое предложение по реактивному военно-транспортному самолету Ил-76. Всего им реализовано около 70 эскизных проектов, 11 серийных образцов, более 57 тыс. машин.
В 1970 г. Сергей Ильюшин ушел с поста генконструктора ОКБ, уступив пост Генриху Новожилову (он же завершал работы по Ил-76).
Параллельно конструкторской работе в 1937-1970 гг. был депутатом Верховного Совета СССР.
Скончался 9 февраля 1977 г. в Москве на 83-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Имел звание генерал-полковника-инженера (1971).
Академик АН СССР (1968), доктор технических наук (1940), профессор (1948).

Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Семь раз становился лауреатом Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952), также лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1971). Был награжден восьмью орденами Ленина (1937, 1941, дважды в 1945, 1954, 1964, 1971, 1974), орденом Октябрьской революции (1969), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1950), Трудового Красного Знамени (1933, 1967), орденом Суворова I и II степени (1945, 1944), медалями и иностранными наградами.

Отредактировано Taurus (22.07.24 05:27:12)

+1

902

Умерла лётчица из отряда "ночных ведьм", наводивших ужас на фашистов в годы ВОВ

Умерла лётчица Галина Брок-Бельцова, штурман отряда "ночных ведьм" в годы ВОВ

15 августа, 18:07

Штурман 125-го авиаполка пикирующих бомбардировщиков, легендарная лётчица, ветеран Великой Отечественной войны Галина Брок-Бельцова умерла в возрасте 99 лет. Она входила в число легендарных "ночных ведьм", наводивших ужас на фашистов в годы ВОВ, говорится на сайте Союза женщин лётных специальностей.

"Сегодня, 15 августа 2024 года, ушла из жизни Галина Павловна Брок-Бельцова. Штурман 125-го авиационного полка пикирующих бомбардировщиков. Это тяжелейшая утрата", — сказано в тексте.

Галина Павловна окончила Московское авиационное училище связи в 1943 году и была направлена в 3-й запасной авиаполк, где переучилась на штурмана. Годы войны она провела за штурвалом самолёта Пе-2 125-го гвардейского бомбардировочного Борисовского орденов Суворова и Кутузова авиационного полка имени М.М. Расковой. Тогда же она познакомилась с будущим мужем, но летали они в разных отрядах.

На счету у лётчицы 36 боевых вылетов. Она награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями. Уже на пенсии Галина Павловна выступала с лекциями о подвигах советских лётчиц. В браке у неё родилось трое детей, а также семеро внуков и тринадцать правнуков.

"Ночные ведьмы" — это знаменитый женский авиационный полк, сформированный в 1941 году. В нём служили девушки-студентки. Юные лётчицы самостоятельно подвешивали под самолёты бомбы и грузы весом 300 кг и бомбили противника. Во время боёв на Северном Кавказе они вылетали на задания по десять, а иногда и по 15 раз за ночь. За это немцы прозвали девушек Nachthexen — "ночными ведьмами". А советские лётчики ласково называли их "ночными ласточками". За годы войны "Ночные ведьмы" совершили более 24 тысяч боевых вылетов.

Подробности: https://life.ru/p/1680193

+1

903

В истории шахмат с именем Михаила Ботвинника связана целая эпоха. Он первым утвердил приоритет советской шахматной школы в мировых шахматах. Его игру отличали глубокие стратегические замыслы, неожиданные тактические удары, постоянное стремление к инициативе, к созданию цельных партий. Во время игры Ботвинника отличала предельная концентрация воли и энергии, перед напором которой мало кто мог устоять (это чувствовалось даже во второй половине 1960-х годов, когда патриарх отошёл от активной практики и выступал эпизодически). Громадное дарование Ботвинника в сочетании с систематической работой и честолюбием приносили весомые результаты. Ботвинник почти все партии играл на выигрыш, не боясь идти на риск — часто применяя детально им отшлифованные дебютные системы (например, вариант Ботвинника в славянской защите). И риск этот, как правило, себя оправдывал, поскольку соперничать с Ботвинником в искусстве подготовки и анализа было трудно.

Ботвинник хотя бы один раз побеждал в партиях восемь других чемпионов мира — от Ласкера до Спасского.

Лучшие партии Ботвинника вошли в золотой фонд шахматного искусства. Большинство его лучших партий вошли в трёхтомник «Шахматное творчество М. М. Ботвинника».

Михаи́л Моисе́евич Ботви́нник (4 августа 1911 год, Куоккала, Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское, Российская империя — 5 мая 1995, Москва, Россия) — советский шахматист, 6-й в истории шахмат и 1-й советский чемпион мира (1948—1957, 1958—1960, 1961—1963). Гроссмейстер СССР (1935), международный гроссмейстер (1950) и арбитр по шахматной композиции (1956); заслуженный мастер спорта СССР (1945), 6-кратный чемпион СССР (1931, 1933, 1939, 1944, 1945, 1952), абсолютный чемпион СССР (1941). Чемпион Москвы (1943/44). Шестикратный победитель Шахматных Олимпиад в составе команды СССР (двукратный победитель в личном зачёте). «Патриарх» советской шахматной школы. Председатель Всесоюзной шахматной секции (1938—1939) и правления общества «СССР — Нидерланды» (с 1960). Заслуженный работник культуры РСФСР (1971), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1991). Доктор технических наук, профессор. Отличник физической культуры (1948).

0

904

Русский врач. Служил России Пучков Александр Сергеевич

Рождение и юность
Александр Сергеевич Пучков родился 10 (23) августа 1887 года в Москве в семье врача и общественного деятеля Сергея Васильевича Пучкова. В 1906 году окончил 4-ю Московскую гимназию, после чего поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1911 году окончил Московский университет со званием «лекарь с отличием». Работал в городских больницах в качестве врача-экстерна. В 1912 году сдаёт экзамен на звание «доктор медицины»
Служба
В 1914 году после начала Первой мировой войны Александра Пучкова призывают в армию и откомандировывают в распоряжение Российского общества Красного Креста, где он проходит службу в качестве военного врача. По словам академика Н. Н. Бурденко, работавшего вместе с Пучковым в Красном Кресте, он уже тогда проявил себя как блестящий организатор.
После Октябрьской революции Пучкова избрали председателем армейского комитета Красного Креста. Там он прослужил до марта 1918 года, когда его эвакуировали в Москву по болезни. После выздоровления Пучков продолжил работу в Красном Кресте. В августе отправился добровольцем в Красную Армию. С 1918 по 1921 год служил начальником военно-санитарных поездов
Создание первой «Скорой помощи»
В 1921 году в Москве началась эпидемия сыпного тифа и Пучкову поручили организовать работу санитарных автомобильных отрядов для быстрой эвакуации сыпнотифозных больных. Сперва Пучков создал отдел перевозки больных при Мосгорздравотделе. Позднее им был организован Центральный городской пункт перевозки больных. В 1923 году он возглавил станцию «Скорой помощи» при Шереметьевской больнице. Пучковым были разработаны основные принципы организации скорой медицинской помощи, которые были внедрены не только в Москве, но и в ряде других городов страны.
С 1921 по 1926 году по просьбе заместителя наркома здравоохранения З. П. Соловьёва он совмещал работу в «Скорой помощи» с деятельностью в Российском Красном Кресте. В 1930 году под руководством Пучкова была открыта новая подстанция «Скорой помощи» при 1-й Градской больнице. С 1933 по 1940 год в Москве открылось ещё 6 подстанций. В годы Великой Отечественной войны Пучков руководил работой выездных бригад для оказания помощи пострадавшим от бомбардировок
Именно Пучков придумал металлические гребенки в начале и в конце эскалатора, чтобы пассажиры не спотыкались и не падали. Его стараниями у трамваев упразднили подножки, на которых часто ездили, и с которых, соответственно, срывались москвичи. А двери у тех же трамваев стали открываться и закрываться автоматически!
Последние годы и смерть
В 1946 году Александр Пучков получил степень доктора медицинских наук. Пучков принимал участие в разработке нового типа автомобиля «Скорой помощи». Он часто посещал конструкторское бюро и консультировал инженеров. Александр Сергеевич Пучков умер 9 июля 1952 года.

Отредактировано Taurus (19.10.24 01:57:57)

+1

905

13 августа 2023 года исполнилось 220 лет со дня рождения русского писателя, одного из самых разносторонних мыслителей своего времени Владимира Федоровича Одоевского.

Одоевский интересовался химией и математикой, астрономией и медициной, экономикой и юриспруденцией и многими другими областями знаний. «Кто изучал только одну науку, тот ее не знает…» – говорил он.

Но главным увлечением Одоевского была музыка. Он был композитором, пианистом, органистом, одним из основоположников русского классического музыкознания. Музей музыки обладает обширным его фондом, включающим более 800 единиц хранения. Среди них рукописи его сочинений, автографы статей, теоретические работы по гармонии, полифонии и акустике, записи народных песен и образцов древнерусских церковных песнопений.

Менее известно, что кроме композиции и исполнительства Одоевский проявлял активность в сфере изобретательства, где находили применение как его художественные, так и технические склонности.

Известный историк и писатель М.П. Погодин, встретив Одоевского после нескольких лет разлуки, отмечал: «Изобретения, придумывания разных удобств, облегчений продолжались по-прежнему, – в области акустики, гастрономии, домашней жизни: как топить печки, жарить кофе, иметь под рукою нужные книги, увеличивать силу звука».

Так, в фондах Музея музыки хранится написанный рукой Владимира Федоровича рецепт приготовления ветчины «по-вестфальски», а также уникальное издание 1833 года – «Опыт о музыкальном языке, или телеграфе, могущем посредством звуков выражать то, что выражается словами и служит пособием для различных сигналов, употребляемых на море и на сухом пути». То есть это была попытка применить музыкальные звуки и их сочетания для стратегических целей.

К концу 40-х годов относятся первые упоминания о домашнем органе Одоевского, названном им в честь И.С. Баха «Себастьяноном».

В постоянной экспозиции Музея музыки демонстрируется так называемый «энгармонический» рояль (или, как называл его автор «энгармонический клавесин»), сделанный по специальному заказу Одоевского в мастерской А. Кампе в 1864 году. Отличительной особенностью этого инструмента было введение дополнительного ряда клавиш, что привело к делению клавиатуры не по полутонам, а по четверть тонам. Создание необычного инструмента, несомненно, связано с обращением Одоевского к изучению русской народной песни. Энгармонический рояль должен был помочь ему в воспроизведении народных мелодий с их далеким от европейской темперации строем.

«Народный напев, – писал он, – такая же святыня, как и народное слово». Вслед за ним по пути сохранения песенного наследия русского народа пошли такие крупные музыканты, как М.А. Балакирев, А.К. Лядов, Н.А. Римский-Корсаков.

Сигейкина Е.Б.

+1

906

Нижний Новгород был основан в 1221 году у места слияния великих русских рек – Волги и Оки князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем как опорный пункт обороны русских границ от мордвы, черемисов и татар. Город получил название «Нижний», как предполагают историки, из-за расположения в «низовских» землях относительно Новгорода Великого.

С конца 15 века на многие десятилетия Нижний становится надежным оплотом Москвы в борьбе за великий речной путь. В это время в городе возводится каменный кремль, ставший выдающимся сооружением русского фортификационного искусства. От стен этого кремля зимой 1612 года выступило ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским для борьбы с польско-литовскими захватчиками.

На 18 век приходится возвышение Нижнего Новгорода как административного центра. С 1714 года город стал губернским, а с 1779 по 1796 год – центром Нижегородского наместничества, включавшего в себя в разное время Вятскую, Костромскую, Пензенскую губернии и Алатырскую провинцию.

На рубеже 18 и 19 веков Нижний Новгород стал крупным научным и культурным центром страны. Здесь жили механик-самоучка И. Кулибин, математик Н. Лобачевский, видный педагог И. Кужелев, историк Н. Ильинский, писатель-путешественник В. Баранщиков и многие другие.

7 октября 1932 года Нижний Новгород был переименован в город Горький в связи с 40-летием литературной и общественной деятельности пролетарского писателя Максима Горького. Решение о переименовании города и области было принято указом ВЦИК и постановлением президиума крайисполкома. Соответствующее решение в самом Нижнем Новгороде было воспринято весьма неоднозначно. Одним из тех, кто не одобрил смену названия города, стал сам Горький. В письме Федору Хитровскому (нижегородскому журналисту и краеведу) 19 февраля 1933 года из Соренто он писал: «Сегодня первый раз писал на конверте вместо Н. Новгород – Горький. Это очень неловко и неприятно».

22 октября 1990 года городу было возвращено его историческое название.

+1

907

Люди России

Построила город и исчезла: как обычная женщина создала в России настоящий город мечты

Как бы странно это ни звучало, но в России существует всего лишь 1 город, который построила женщина. Он находится в Тверской области и называется Кувшиново, в честь градостроителя Юлии Михайловны Кувшиновой. В 1894 году она превратила обычное село в настоящий город мечты со своей железной дорогой, огромным универсальным магазином, спортивным городком, баней, прачечной и даже оранжереей, где выращивали ананасы. Для рабочих она сформировала новый уклад жизни и повысила условия их труда. Фактически Ю.А. Кувшинова создала город-модель социализма за несколько лет до революции. Что же сподвигло её заняться этим, и куда она исчезла потом?

Расположение города

История Кувшиново

Город Кувшиново возник на месте обычного села Каменное. Но переломный момент для этой земли наступил в 1799 году, когда помещик Василий Петрович Мусин-Пушкин организовал там бумажную мануфактуру. Спустя практически столетие в 1869 году это предприятие покупает московский купец Михаил Гаврилович Кувшинов. И в его руках Каменская бумажная фабрика становится главной по производству бумаги на территории Тверской области и значится в числе передовых предприятий России.

Этой зимой я поехал к знаменитому озеро Селигер. Но по дороге я решил остановиться в Кувшиново и не пожалел. Этот город располагается в 202 км от Москвы в Тверской области, рядом, со всем известным, Торжком. Но из-за близости к туристическому месту, Кувшиново теряется на его фоне, оставаясь небольшим, никому неизвестным городком по дороге к Селигеру.

А зря. Город мне показался абсолютно необычным по своей красоте. Например, я впервые увидел дом культуры, построенный не с пышными колонами и барельефами, а в простом лаконичном стиле. Практически любое здание в городе было выполнено с определенным изяществом, будь то бывший универсальный магазин (ныне торговый центр) или железнодорожная станция. Сразу видно, что над проектом города трудилась женщина, все дома и улицы были сделаны аккуратно, стильно и изыскано:)

При Кувшинове село Каменское начало оживать, открылась школа и больница. Но глобальный расцвет село получило, когда на место управления фабрикой пришла его дочь - Юлия Михайловна Кувшинова. Она была вынуждена взять в свои руки предприятие, поскольку её брат трагически погиб на корабле.

Превращение села в город мечты

Юлия Михайловна Кувшинова решила не только сохранить семейное предприятие, но и развить село в целом. Первым делом она модернизировала производство, уделив основное внимание рабочим, Кувшинова специально для них ввела ежегодные денежные премии и привилегии на строительство жилых домов, а также получении бесплатного образования и медицинских услуг.

За счет труда рабочих было увеличено производственная мощь и улучшено оснащение фабрики. Тогда Юлия Михайловна стала получать большие доходы, и понемногу вкладывать деньги в формирование и благоустройство будущего города. Она уделяла особое внимание развитию культуры и социальной сферы, поэтому по её поручению в село Каменное был приглашен известный московский архитектор Флегонт Флегонтович Воскресенский. Он построил ряд зданий, таких как Пассаж (или Большой универсальный магазин), Народный дом с своей школой, где бесплатно обучали крестьянских детей грамоте.

Специально для рабочих была открыта бесплатная баня, прачечная и больница. Также был построен спортивный городок и оранжерея, где выращивали практически все плодовые растения, вплоть до ананасов.

И конечным ее достижением в становлении полноценного города, стало грандиозное подведение железной дороги, благодаря которой закрылся вопрос транспортной доступности. Также по поручению Юлии Михайловны был построен железнодорожный вокзал, получивший название в честь их семейного рода - Кувшиново. С этого момента село Каменное окончательно уходит в историю, превращаясь в настоящий город мечты Кувшиново.

Но в 1916 году Первая Мировая война снизила объем производства фабрики, и в 1918 году предприятие было национализировано.

Кувшиново при Советской власти

При Советской власти Кувшиново преобразовали в рабочий поселок, но в 1930-х годах рабочие обратились к Правительству с просьбой переименовать поселок обратно в город Кувшиново. И впервые в истории, во времена репрессий, советская власть возвращает обратно название в честь фабрикантши.

О судьбе Юлии Михайловны Кувшиновой известно только, что после национализации фабрики, она была вынуждена покинуть родные места. Что с ней стало позже никто не знает, но есть предположения, что она умерла от голода в Москве или погибла где-то в приюте в Европе.

Но память о ней будет всегда храниться в сердцах местных жителей города Кувшиново. Все старинные дома были сохранены и бережно отреставрированы. А в 2012 году в городе состоялось торжественное открытие её памятника, где написаны прелестные слова:

«Пример Ю.М.Кувшиновой нам наука, как словом дорожить, как капиталом править и истинным меценатом быть!»
Итог

Для меня Юлия Михайловна Кувшинова остается совершенно необыкновенной женщиной в дореволюционной России. Уже в преддверии социализма, она строит свой город, полностью отвечающий всем стандартам советской власти, предугадывая будущий строй страны. Её личность для меня уникальна и достойна того, чтобы еще раз обязательно заглянуть в этот удивительный и не похожий ни на что город мечты.

Подробности: https://dzen.ru/a/ZmasmQQYWFjvJxUp

Отредактировано Taurus (16.11.24 05:39:12)

+1

908

Город памяти Юлии Кувшиновой

15 февраля 2021 года на электронный адрес нашей общественной организации «Русский мир и зарубежье: диалог культур» поступило вот такое удивительное письмо:

«Уважаемые коллеги, друзья! Мы обращаемся в вашу общественную организацию «Русский мир и зарубежье: диалог культур» по вопросу, который не дает нам покоя. Мы живем в городе Кувшиново Тверской области. И нас очень интересуют сведения об основательнице нашего города Юлии Михайловне Кувшиновой.

Её судьба необычна, трагична, достойна уважения и памяти потомков. Мы, жители города, очень почитаем личность Юлии Михайловны. На главной площади города ей установлен памятник.

Ю.М. Кувшинова была не только успешная предпринимательница, но и в период конца XIX – начала XX вв., устроительница нового уклада жизни рабочих, сформировавшая у них творческое отношение к делу и культурный запрос, чем определила развитие маленького сельца в социально-обустроенный фабричный посёлок. Можно сказать, построила и реализовала на деле модель социализма, задолго до наступления революции. То, есть рабочие имели приемлемые условия труда, необходимую инфраструктуру и возможности для получения образования, медицинской помощи, профессионального и личностного роста и развития.

Но сегодня нас очень интересует ее судьба в постреволюционный период прошлого века. К сожалению, эти сведения о её жизни в архивах отсутствуют. Надеемся, что у вашей организации немало партнеров за рубежом и, может быть, кто-то из соотечественников, потомков русской эмиграции знает что-либо о судьбе Юлии Михайловны Кувшиновой после 1918 года и последующего периода её жизни? Может быть, удастся узнать, в каком году и где закончила свой земной путь эта удивительная женщина? Мы просто обязаны знать, где покоится её прах… Может быть сохранилась переписка, воспоминания или любые сведения о дорогом и значимом для нас человеке, о её потомках. Существует версия, что с помощью супруги известного писателя Максима Горького, Юлии Михайловне удалось эмигрировать во Францию в самый страшный период истории нашего Отечества.

Чтобы описать немного обстоятельства жизни Юлии Михайловны Кувшиновой, необходимо, прежде всего, рассказать, что город Кувшиново возник на месте села Каменное, которое впервые упоминается в 1624 г. в переписной книге Ржевского уезда. В 1799 г., близ села Каменного, помещик Василий Петрович Мусин-Пушкин основал мануфактуру по производству бумаги, где планировалось выпускать оберточную бумагу для сахара. Вскоре после смерти В. П. Мусина-Пушкина в 1843 г. наследник основателя производства А. В. Благое продал фабрику генерал-майору корпуса жандармов Леонтию Васильевичу Дубельту, который в 1851 г. расширил производство, установил закупленную за границей современную технику и увеличил численность рабочих до 150 человек. Сын Леонтия Васильевича Михаил Дубельт, являясь азартным игроком, в 1867 г. проиграл фабрику в карты Петру Никитичу Трубецкому.

В 1869 г. князь Трубецкой продал предприятие московскому купцу 1-й гильдии Михаилу Гавриловичу Кувшинову. Новый владелец являлся потомственным Почетным гражданином Москвы и в середине XIX в. был известен как крупный писчебумажный торговец не только в Российской империи, но и за рубежом. Каменская бумажная фабрика вошла в число передовых предприятий России и стала монополистом в сфере производства бумаги на территории Тверской губернии. С целью организации сбыта в разные уголки страны и за границу М. Г. Кувшиновым в Москве был учрежден Торговый дом. В 1882 г. Михаил Гаврилович совместно с сыном Сергеем Михайловичем организовал АО «Писчебумажное фабрично-торговое товарищество», уставной капитал которого составил 1,1 млн рублей. Тогда же Кувшиновы, выйдя из купечества, стали российскими фабрикантами. При Кувшиновых село Каменское расцвело. В 1878 г. открылась первая школа, в 1892 г. построена больница им. С. М. Кувшинова.

Семейное дело было продолжено младшим поколением Кувшиновых. Первым унаследовал фабрику Сергей Михайлович.

В 1894 году Сергей Михайлович Кувшинов на пассажирско-товарном пароходе «Владимиръ» вез в Россию для фабрики новейшее оборудование, закупленное в Англии. В ночь на 27-е июня 1894 года произошло кораблекрушение в более, чем сотне миль, от Одессы. В борт парохода «Владимиръ» на полном ходу носовой частью врезался итальянский пароход «Колумбия». К сожалению, с парохода «Колумбия» никакой помощи пострадавшим не последовало, он прошел своим курсом, не приняв мер к спасению тонущих людей.

В мгновение ока пароход пошел ко дну. Большинство пассажиров, находившихся на борту судна, погибли (70 пассажиров, 2 матроса, 4 человека обслуживающего персонала). В числе семидесяти был и С.М. Кувшинов. У него была возможность занять место в шлюпке и спасти свою жизнь, но он заметил на палубе мечущуюся, беременную женщину, и уступил своё место в шлюпе ей. На тот момент его жена в Москве была беременна. Его природное благородство не позволило ему поступить иначе. Сергей Михайлович Кувшинов сохранил самообладание даже в момент катастрофы. Вот как об этом вспоминал адвокат Н.П. Карабчевский: «Я бы назвал их аристократами несчастья, аристократами в лучшем значении слова. Они оставались на корме, все более и более погружавшейся в воду, чувствовали приближение рокового момента, но оставались спокойными. Кувшинов закурил папиросу, он находил, что умереть когда-нибудь надо и что лучше – это «умереть спокойно». Была ли это эстетическая бравада человека, желавшего «красиво умереть», или действительное спокойствие философа, видевшего близость спасения, для нас безразлично; спокойствие было. …так близко «Колумбия», она подойдет!» Увы, она не подошла! Жаль, погиб такой мужественный и благородный человек.

После гибели С.М. Кувшинова управление Писчебумажной фабрикой Товарищества «М.Г.Кувшинов и Ко» по наследованию перешло его жене Е.М. Кувшиновой. Елизавета Максимовна была на последнем месяце беременности. Трагическая весть о гибели мужа ускорила появление на свет мальчика, которого в память об отце назвали Сергеем.

На семейном совете, который возглавила Татьяна Ивановна Кувшинова, мать С.М.Кувшинова, было решено: Елизавета Максимовна остается почетным директором Товарщества и будет заниматься семьей и воспитанием детей – дочери Татьяны и сына Сергея ( по некоторым источникам была старшая дочь Юлия), а продолжением дела отца и брата должна была заняться сестра С.М.Кувшинова, Юлия Михайловна. С этого момента на плечи этой женщины легла вся ответственность по сохранению семейного дела.

Основное внимание энергичная и целеустремлённая хозяйка уделяла оснащению фабрики и обустройству мест рабочих. При ней были значительно увеличены производственные мощности, построена железная дорога Торжок – Каменное (1910), появился железнодорожный вокзал. Заботясь о работниках, Юлия Михайловна ввела на предприятии новую систему социальных льгот. Она проявила себя и как выдающийся общественный деятель, оставив яркий след в истории города Кувшиново. Юлия Михайловна уделяла огромное внимание социальной сфере и культуре, формируя тем самым особенный облик будущего города, делала щедрые пожертвования в просвещение, в благоустройство фабричного поселка. По проектам приглашенного ею московского архитектора Флегонта Флегонтовича Воскресенского был построен ряд зданий в стиле «модерн», которые сохранились до настоящего времени, в том числе Пассаж (известный как «Большой магазин») и Народный дом (1913 г., сейчас районный Центр досуга), где крестьянских детей бесплатно учили грамоте и музыке.

Примечательно, что с октября 1897 г. до середины января 1898 г. в Каменном жил вместе с семьей известный писатель А. М. Горький. Он остановился в доме Ожеговых (в котором позднее родился составитель словаря русского языка, известный лексикограф С. И. Ожегов), в крыле дома, где находилась квартира его давнего друга, фабричного лаборанта Николая Захаровича Васильева.

В 1910 г. по инициативе Юлии Михайловны Кувшиновой была построена и введена в эксплуатацию железная дорога Торжок – Каменное, благодаря которой была решена остро стоявшая транспортная проблема. Рядом с селом Каменное построили железнодорожную станцию, получившую название по фамилии династии фабрикантов – Кувшиново. В 1916 г. ветку железной дороги продлили до поселка Селижарово.

В годы Первой мировой войны объем производства снизился. Однако в 1916 г. были построены усадьба Ю. М. Кувшиновой и новый магазин (по проекту Ф. Ф. Воскресенского), приносивший акционерам немалые доходы.

В июне 1918 г. предприятие было национализировано.

В 1924 г. фабричное село Каменное, являвшееся волостным центром, получило статус рабочего поселка. В 1929 г. образован Каменский район. В 1930-х гг. сотрудники фабрики обратились к Правительству с просьбой переименовать поселок в честь Юлии Михайловны Кувшиновой. В 1938 г. рабочий поселок был преобразован в город и получил новое название – Кувшиново. Редчайший случай, когда во времена репрессий город называют именем фабрикантши.

Сегодня город Кувшиново развивается в сложнейших современных условиях. Здесь по-прежнему проживают династии потомственных бумажников, являющихся хранителями традиций Каменской фабрики и родного города. Но вот о потомках семьи Кувшиновых, к сожалению, ничего не известно, равно как и о судьбе самой Юлии Михайловны. Известно только, что ее племянница, старшая дочь Сергея Кувшинова, Юлия Сергеевна Кувшинова, вышла замуж за Константина Степановича Ненюкова. До 1920 года они жили в Москве, затем эмигрировали в Ниццу (Франция). В 1911 году у них родилась дочь Нина. 30 мая 1942г. Нина Константиновна Ненюкова вышла замуж за Владимира Михайловича Воронцова-Вельяминова. Умерли они в 1994 и 1992г. в Нанте.

Известно, что у них были дети: 1943 г.р. Ольга Владимировна Воронцова-Вельяминова (Бодело)  и 1945  г.р. Михаил Владимирович Воронцов-Вельяминов (проживал в Конкарно, Франция).

Уважаемые коллеги! Очень надеемся, что наше обращение прочтут на Вашем сайте соотечественники, проживающие за рубежом, и вдруг найдется кто-то, кто знал потомков семьи Кувшиновых и сможет рассказать о том, как сложилась их судьба после 1918 года. И может быть, до наших дней…

Нам, жителям города Кувшиново в Тверской области, очень важно знать историю семьи Кувшиновых, так как она является источником гордости и патриотизма для наших горожан.

Юлия Михайловна Кувшинова была одной из самых достойных представительниц этого древнего рода купцов и фабрикантов, а самое главное, меценатов и благотворителей. Вот  немного сведений из тех, что нам известны: она была в Попечительском Совете Школ Максимовича, на основе которых возник Тверской Государственный Университет, попечительствовала домам инвалидов и престарелых, жертвовала на строительство и обустройство храмов. По одной из версий, она  принадлежала к Старообрядческой вере, но построила в Каменном Православную Троицкую Церковь и уважительно общалась с православным священством.

Общественная организация «Живоносный источник» выражает искреннюю надежду на отзывчивость и неравнодушие русских людей за рубежом, в деле восстановления доброго имени и светлой памяти этого достойного русского рода –пионеров отечественной индустриализации, попечителях и радетелях о народе русском. Было бы большим подарком узнать число и месяц рождения Юлии Михайловны, чтобы отмечать его, как городской праздник. К сожалению, не сохранились ни усадьба, ни Пейзажный Парк — места эмоциональной памяти и притягательности для каждого кувшиновца. Но люди хотят сохранить эту память для своих потомков. Те немногие старожилы, которые вспоминают Юлию Михайловну, ласково называют её «наша Юлюшка». Рассказывают «из уст в уста», какая она была: как выращивала в наших почти северных широтах ананасы и как обучала молодых девушек рукоделию, хорошим манерам и добрым правилам ведения домашнего хозяйства. А каким-то девушкам и приданое давала, выдавая замуж. Очень любила детей. На Пасху устраивала шествие школьников, где впереди шли лучшие ученики, форму для них также шили в рукодельной мастерской, организованной Юлией Михайловной. Замуж она так и не вышла. И, похоже, потому, что всё своё время и силы отдавала людям. Совершенная в человеколюбии, в милосердии и неустанных трудах, удивительная, неповторимая, единственная наша Юлюшка… Память мы, горожане, храним о тебе по сей день! Но хотелось бы узнать чуть-чуть больше о непростой жизни этой потрясающей женщины, настоящей дочери России!

Анжелина Солнышкина – руководитель общественной организации

«Живоносный источник»,
г. Кувшиново, Тверской обл.
почта: solnyshkina.64@mail.ru

Подробности: https://rusestero.org/2021/02/15/istori … ii-rossii/

+1