"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ и МИФЫ

Сообщений 141 страница 160 из 161

1

Здесь:
Легенды и Мифы народов мира.
Городские легенды.

Легенды и мифы Крыма
Мифы и легенды Санкт-Петербурга
Москва. Городские легенды
Легенды о цветах
Легенды и сказки разных стран

http://s5.uploads.ru/t/depFO.jpg

Мифы древних народов - это, пожалуй, одно из самых интересных культурных достояний цивилизаций. Каждый народ, каждая страна, каждая цивилизация слагала свои мифы и легенды о храбрых героях, о могущественных богах, о всесильных правителях древнего мира.

Предания и легенды

Предания – устные прозаические рассказы или сказания об отдельных исторических деятелях, вымышленных или реально живших, о памятных событиях, истории, происхождении названий гор, рек, озер, улусов, сел, об охоте, подвигах охотников, происхождении родовых объединений.

Легенды
– устный народный рассказ, повествование о чем либо достоверном, но основанный на фантастическом вымысле. Если в предании рассказывается в основном о прошлом, то в легенде рассказ идет и о прошлом и о настоящем.

+5

141

Легенды о подснежниках

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//70/909/70909233_1298123436_S73F0762.jpg

Сам факт того, что под снегом прячется это прекрасное весеннее творение природы, уже делает образ подснежника полным загадок и тайн. Поэтому подснежник часто становился героем различных легенд и сказок.

Например, одна древняя легенда гласит, что когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег. Ева замерзла и стала плакать, вспоминая о теплых райских садах. Чтобы утешить ее, Бог превратил несколько снежинок в цветки подснежника. Увидев цветы, Ева повеселела и у нее появилась надежда на лучшее. Отсюда и считается, что подснежник — символ надежды.

По другой легенде, богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белое платье. Но снег тоже хотел участвовать в карнавале, хотя костюма ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы помочь ему, но они испугались холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим белым плащом. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.

На Руси существовала такая легенда: однажды Зима-старуха со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались ее угроз, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелек и смог выбраться из под снежного покрывала. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне…

+3

142

Гладиолус - маленький меч

Легенды о гладиолусе

"О, древний Рим! Поведай нам легенду о Гладиолусе, всех Гладиаторов цветке..."

https://st.depositphotos.com/1206476/4006/i/600/depositphotos_40066931-stock-photo-sinking-bunch-of-gladioli-flowers.jpg

Гладиолус - цветок-меч, он же король победы, великолепный дуэлянт. У римлян он считался цветком гладиаторов. Название гладиолуса происходит от латинского слова gladius - "шпага". В переводе с латыни gladiolus означает так же "маленький меч". В Древней Греции гладиолус назывался ксифион, что тоже значило "меч". Такое название связано с тем, что у этого растения прямые мечевидные листья, достигающие в длину 80 см...
Высокое стройное растение с красивыми цветами, собранными в два ряда в заостренный прямой колос. Листья длинные, узкие, торчат как острые шпаги. Поэтому растение часто называют шпажником. Алые соцветия некоторых сортов подобны капелькам застывшей крови. С этими прекрасными цветами связано много легенд и поверий. Им приписывали лечебные свойства.

Традиционно гладиолус - мужской цветок, напоминающий о рыцарстве, настоящий "Король победы"; считают, что так и звучало первое немецкое название гладиолуса. Эти цветы редко дарят женщинам, особенно молодым девушкам, он хорошо смотрится в букетах, предназначенных для бизнес-партнеров, победителей и лауреатов премий. Но все же многие женщины обожают эти цветы и с удовольствием принимают их в подарок.

Как гласит легенда, гладиолусы выросли из мечей плененных римлянами воинов-фракийцев... Шла война между римлянами и фракийцами и победа досталась римлянам. Жестокий римский полководец захватил в плен фракийских воинов и приказал превратить их в гладиаторов. Тоска по родине, боль о потерянной свободе, унижение от положения рабов, связала двух юношей-пленников Севта и Тереса крепкой дружбой. Желая развлечь публику, жестокий полководец заставил верных друзей сражаться друг против друга, обещая победителю награду - возвращение на родину. Ради свободы они должны были отдать свою жизнь.

На ратное зрелище сошлись множество любопытных граждан. Когда затрубили трубы, призывая отважных к битве, то отказавшись драться на потеху римлянам, Севт и Терес воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распрастертыми объятиями, готовые принять смерть. Толпа возмущенно загудела. Трубы прозвучали вновь, требуя поединка, но воины не удовлетворили ожидания кровожадных римлян. Их предали смерти. Как только тела поверженных коснулись земли, их мечи пустили корни и расцвели, превратившись в высокие прекрасные цветы. В честь благородных гладиаторов их назвали гладиолусами. И до сих пор они являются символом дружбы, верности, благородства и памяти.

А в Южной Африке рассказывают другую историю о происхождении гладиолусов. В прежние времена войны были делом привычным и однажды в небольшое селение нагрянули враги, надеясь захватить врасплох своих противников. Многих они пленили, но старейшине удалось скрыться, предварительно спрятав от захватчиков главные ценности общины. Прекрасную дочь старейшины долго пытали, чтобы выведать у нее, где скрывается ее отец, но она не сказала своим врагам ни слова. Тогда ее решили казнить на глазах у всех земляков, но в тот миг, когда меч должен был коснуться шеи девушки, боги превратили его в прекрасный цветок с пурпурно-красными бутонами. Увидев это чудо, захватчики поняли, что боги осуждают их, и спешно покинули это селение, сохранив смелой девушке жизнь.
Существует еще одна красивая легенда о крепкой любви принца и прекрасной девушки. Жил когда-то на земле принц и звали его Иолус. В его королевстве народ жил в довольстве и радости, потому что Иолус был добрым и справедливым правителем. Только молодой принц часто печалился от того, что не мог найти в своем королевстве любимую, хотя объехал его из конца в конец. И тогда Иолус пошел к Магу, чтобы узнать, где живет его любовь.Тот рассказал ему, что в соседнем королевстве, в темнице, у злого волшебника, томится прекрасная девушка по имени Глад, которую он собирается взять в жены. И она скорее умрет, чем выйдет замуж за старого, злого волшебника.
В тот же день Иолус отправился на поиски своей любимой. Он пришел в замок Злого Волшебника с просьбой научить его волшебству и был принят. Но за это принц должен был прислуживать Злому Волшебнику и наводить порядок в его замке. Однажды, когда Злого Волшебника не было в замке, Иолус открыл дверь заветной комнаты увидел в ней девушку невиданной красоты. Они взглянули друг на друга и сразу же влюбились. Взявшись за руки, они побежали прочь из замка. Глад и Иолус уже были далеко, когда их настиг Злой Волшебник. И он превратил их в цветок, который поместил в свой сад. Длинный стебель цветка напоминает стройного Иолуса, а прекрасные нежные бутоны - Глад. Позже, люди назвали цветок "Гладиолус", в честь крепкой любви двух сердец, умерших, но не пожелавших расстаться.

История гладиолуса берет начало с древних времен, упоминания о нем встречаются в трудах древних римских мыслителей. Шаманы и знахари предписывали этому цветку магические свойства. Древнеримская легенда рассказывает, что если корни гладиолуса повесить на груди, как амулеты, они не только предохранят от гибели, но и помогут одержать победу в поединке. В средневековой Европе ландскнехты носили клубнелуковицы гладиолусов в качестве амулетов, так как верили, что они делают их непобедимыми и защищают от ран. Считалась, что волшебная сила клубнелуковиц заключена в сетчатой "броне" - нервюре отмерших кроющих листьев.

+3

143

В Англии существует поверье, что соловьи начинают петь, когда почувствуют в воздухе аромат ландыша, или когда ландыши зацветут у всех на виду. Говорят, в стародавние времена ландыш слушал, как поет соловей, и влюбился в него. Он стеснялся показать свои чувства и прятался в высокой траве. Как оказалось, соловей вдохновлялся ароматом ландыша, и когда остался один, сказал, что ему не для кого больше петь, и улетел. С тех пор соловей поет только тогда, когда видит ландыш и чувствует его аромат, а ландыш цветет только тогда, когда прилетает соловей.

https://zelenyjmir.ru/wp-content/uploads/2017/06/Landyishi-1.jpg

Еще одна английская легенда гласит, что ландыш создан из крови и слез. В 16 веке в лесу в Западном Сассексе, Англия, кровь французского святого и мученика, известного как Святой Леонард, брызнула на землю, когда он доблестно сражался и победил дракона. Бог сотворил белые ландыши из земли везде, где пролилась кровь Святого, и по сей день пол леса Святого Леонарда все еще покрыто густым ковром из них, первых ландышей на земле Туманного Альбиона. (Такая же легенда существует и о битве Святого Георгия с драконом)
Так совпало, что в том же XVI веке, в 1561 году, королю Карлу IX в знак удачи в наступающем году был преподнесен букет ландышей. Королю понравилась эта идея, и он взял за правило дарить придворным дамам цветы ландыша каждое 1 мая. Англичанам тоже понравилась эта идея. Победа над драконом многими была забыта, а традиция дарить ландыши осталась.

+3

144

Лесные фиалки в мифологии

https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/1383372/1383372_original.jpg

Любовь и внимание людей к фиалкам нашла свое отражение в мифологии древних народов. Например, появление на Земле фиалок древние греки описывали так. Однажды Персефона, дочь Зевса и богини плодородия Деметры собирала эти цветы в небесных лесах своего отца на Олимпе. За этим занятием ее подкараулил бог подземного мира Аид. Он похитил красавицу. Испуганная Персефона выронила цветы. Так и попали они на землю.

Совершенно аналогичный рассказ был и у древних римлян. Различаются лишь имена. Персефона – Прозерпина, Деметра – Церера, Зевс – Юпитер, Аид – Плутон.

Опечаленная исчезновением дочери Деметра, забыв о своих обязанностях, лишь бродила, разыскивая Персефону. И в природе началось увядание! Тогда Зевс приказал Аиду на полгода отпускать супругу к матери. Полгода же она должна провести у мужа в загробном мире.
Теперь, когда Персефона возвращается к матери, все в природе расцветает. Начинается весна, а за ней лето. И знаком этого расцвета служит появление лесных фиалок. А когда она уходит к Аиду, природа увядает. Наступает сначала осень, за ней зима.

Любовь обоих народов к фиалкам выражалась и в том, что эти цветы использовались для украшения, и в том, что их применяли в лечебных целях. И вино на фиалках настаивали древние эпикурейцы! В Риме даже разводили для этих целей огромные плантации фиалок.

Цветок этот есть и в легендах западных славян! Был у бога Чернобога замечательный замок. И была у него красавица дочь. Но пришли христианские миссионеры. Они победили Чернобога, отняли его силу. Замок превратился в скалу, а дочь – в прекрасную фиалку, цветущую раз в сто лет. Тот, кто сорвет этот цветок, будет счастливейшим из людей и женится на богатейшей невесте.
Отголоском этой легенды стал праздник первой фиалки, отмечавшийся в средние века в Южной Германии. Лесные фиалки – прекрасные растения, и несомненно заслуживают чести быть увековеченными в мифах и легендах.

+3

145

Легенды о шиповнике

       ШИПОВНИК  (лат. Rōsa). Латинское название по одной версии связывают с   островом Родос, откуда, как полагают, произошла роза. По другой – оно произошло от кельтского слова «rhodd» — красный, из-за  окраски цветков и плодов. Русское название образовано от слова «шип», что на древнеславянском обозначает иглу или колючку.

       Народные названия:  дикая роза, рожа, ружа, свороборина (от  «свороба» — «зуд»), шипок, чипорас (от «чипать» – щипать, цеплять), шипшина, петушьи ягоды ( за его острые серповидные шипы,  похожие на петушиные  шпоры), собачья роза. Это обиходное  название,  по одному мнению  подчеркивает, что шиповнику далеко до изысканных садовых роз. Другие  связывают это название с тем, что  в средние века он  использовали для лечения от  собачьих укусов.

       У славянских народов шиповник – символ здоровья, благополучия, красоты, молодости и любви.  В  христианстве –  он один из символов тернового венца Иисуса. Поэтому среди растений, которые  традиционно используются для праздничных пасхальных  украшений, присутствуют и ветки шиповника.

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/584/49584886_297486.jpg

Легенда кубанских казаков так объясняет происхождение  шиповника.  В одной станице полюбили парень и девушка  друг друга, хотели свадьбу сыграть, да приметил красивую казачку  станичный атаман и стал домогаться ее. Получив решительный отпор, он в отместку  отправил казака на военную службу, а девушку выкрал  из родительского дома и запер в темнице. Долго она пробыла в плену, но не покорилась злодею.  Однажды ей удалось бежать, но погоня была все ближе  и тогда, не желая выходить замуж за нелюбимого, заколола она себя кинжалом. На месте  гибели девушки вырос  цветущий куст шиповника. В ярости, что не смог догнать беглянку, хотел  атаман сломать  его ветку, но та вмиг покрылась шипами и вонзилась ему в кожу.  А осенью куст покрылся  ярко-красными, похожими на капли крови ягодами. Сорвать их мог только добрый человек, а если   подходил злой, куст ощетинивался шипами и не давал сорвать ни одной ягоды.

https://zabavniks.com/wp-content/uploads/2018/07/shipovnik_1_24045224.jpg

Интересную якутскую  сказку о шиповнике  и злом духе абасы записал А.А. Попов. «Человек и абасы шли рядом, и разговор зашёл о том, чего боятся люди и чего боятся абасы.  Последний, явно со злым умыслом, спросил у человека: «Чего вы боитесь больше всего?» Человек был догадлив, смекнул, в чём дело, да и говорит: «Люди боятся жира, мяса и масла».  И в свою очередь спросил: «Чего боятся абасы?». Абасы, по своей прямоте, сразу признался, что они боятся колючих кустов шиповника. Немного погодя абасы обратился к человеку: «Я тебя хочу съесть». Человек убежал и спрятался среди кустов шиповника. Абасы, желая его выжить, стал кидать кусочки масла, жира и мяса, а человек, спокойно сидя за кустами и делая вид, что боится, уплетал бросаемое. Ждал, ждал абасы, да так, не дождавшись, ни с чем и ушёл».

+3

146

https://i.imgur.com/1YkAaekm.jpg
По старинному  преданию, свергнутый   Богом с неба Сатана, задумал вновь подняться туда. Для этого он избрал шиповник, чьи прямые стволы с шипами могли послужить ему  лестницей. Но Господь угадал его мысли и согнул и ветки, и  колючки шиповника. И вот с тех пор его шипы стали не прямыми, а изогнутыми  книзу и цепляются за всё, что до них дотрагивается.

+3

147

https://i.imgur.com/X7K7VUVm.jpg
«Водопад Мужские слезы»
Абхазия, Гагра, Рицинский национальный парк

История происхождения одного из известных водопадов Абхазии – Мужские слезы – окутана легендами, по традиции печальными.

Легенда гласит о том, что некогда в этих местах вместе со своей семьей жила красивая девушка-пастушка по имени Амра. Во время выпаса коз на берегу реки Бзыби она пела песни. Ее чудесный голос раздавался так далеко, что его слышал любимый человек красавицы – Адгур, который жил в горах.

Но на беду Амры в реке обитала русалка, безумно завидовавшая девушке и ее прекрасному голосу и потому задумавшая погубить человека. Однажды, не в силах вынести ненавистной соперницы, русалка хотела столкнуть Амру со скалы в воду. Та заплакала так горько, что девичьи слезы потекли по скале и достигли реки Бзыбь. Бог воды услышал зов и спас невинную деву, а злыдня-русалка просто окаменела от страха.

В память о спасении Амры до сих пор сочатся из-под скалы родники. В это время Адгур, который охотился далеко в горах, вдруг почувствовал сильнейшую боль в сердце. Он понял, что его возлюбленной угрожает опасность, а он ничем не может ей помочь. Бессильные скупые слезы мужчины упали на камень и превратились в водопад.

+3

148

https://i.imgur.com/nBRm125m.jpg

А что видите вы, когда смотрите на луну? Лично мне в детстве всегда казалось, что тёмные пятна на луне напоминают динозавра. Я была очень удивлена, когда мой папа сказал, что видит там лицо. Я довольно долго пыталась разглядеть его в очертаниях кратеров.

Поразительно, насколько по-разному видят луну народы мира. В Америке, например, многие, как и у нас, видят в очертаниях кратеров женское лицо. В Европе это может быть старушка, читающая книгу, или даже краб. Но почему же в восприятии японцев на луне находится заяц? Объяснением служит буддийская легенда.

« Лунный заяц»

Как-то раз обезьяна, лиса и заяц нашли в горах упавшего от истощения старика. Они сжалились над беднягой и решили помочь ему. Обезьяна умела ловко лазать по деревьям, поэтому нарвала ему вкусных плодов. Лиса была хорошей охотницей, поэтому наловила в реке рыбы. Но заяц не мог ничего добыть, поэтому решил пожертвовать собой и позволил старику съесть себя. За этой ситуацией наблюдал Шакра – повелитель небесного царства. Он был восхищён поступком зайца, поэтому вознёс его на луну, чтобы рассказать всем вокруг историю его печального героизма.

В Японии считается, что заяц готовит моти, хотя объяснить это, учитывая легенду, довольно сложно. Считается, что он таким образом молится о богатом урожае.

В дзюгоя увидеть зайца на луне проще всего. Так что посмотрите ночью на небо: может быть, и вы его увидите.

Источник:

Книга 「 大切にしたい、にっぽんの暮らし」 автора Сато Хироми (с. 218-223)

—————————————————————

Моти (яп. 餅) — японский вид рисового теста. Моти делается из истолчённого в пасту клейкого риса, особого известного с давнего времени сорта мотигомэ, который при долгом толчении и смачивании приобретает сладкий вкус

+3

149

https://i.imgur.com/yZG6ZNbm.jpg

Название «Калевала» карело-финский эпос получил неслучайно. В качестве наименования книги автор рассматривал варианты «Кантеле Вяйнямёйнена» и «Вяйнёла и Похьёла». Слово же «Калевала» автор услышал однажды в 1834 году в пастушьей песне из деревни Вокнаволок.

Согласно сюжету, Kaleva стала мифической страной, где живут и действуют герои книги, а суффикс –la напрямую подчеркивает их место жительства. Например, читаем «Калевала» и понимаем, что герои живут в землях Калевала. Отсюда ведет свои корни и Калев — своеобразный великан-богатырь, который стал родоначальником, а по некоторым источникам и отцом эпических богатырей Вяйнемёйнена, Ильмаринена и Лемминкяйнена. Мифическая троица и выступила главными героями сказания.

В реально существующем поселке Калевала, что в 549 км от Петрозаводска по федеральной трассе, сохранился ствол вековой сосны. Сейчас спустя почти 100 лет после входа рун «Калевала» дерево полностью высохло. В былые же времена, по преданию, во время одного из своих путешествий по Калевальскому району Элиас Лённрот, отдыхая в тени сосновой кроны, записывал руны для будущего эпоса. По мнениям литературных исследователей, название поселка не повлияло на выбор названия для книги.

+2

150

https://i.imgur.com/crwLpygm.jpg
Кузнец Ильмариинен, выковавший мельницу счастья Сампо.
Фото wwwwiki-karelia.ru

Кузнец Сеппо Ильмариинен в сказании занял статус божества воздуха и воды. При поддержке своего могущественного брата Вяйнямёйнена он создал на небе огонь и искрой поделился с людьми на земле. В книге волшебник выступает не только как божественный герой, но и кузнец, впервые выковавший из железа сталь и орудия, полезные людям. Он же выступил создателем мельницы Сампо, которая приносила счастье и благополучие на земле.

Лемминкяйнен еще один герой мифологического эпоса, который обладает совершенно реальной «земной» специальностью — он рыбак. Причем женатый, но при этом отличается беспечностью, за что по содержанию книги окружен ореолом ловеласа. Первую жену Лемминкяйнен похитил из отчего дома. Другим способом союза с возлюбленной ему было не добиться — та считала рыбака себе не по статусу. Не обретя счастья в первом браке, молодой мужчина решил найти любовь во втором. Но и здесь приключения в борьбе за новую зазнобу не только не принесли ему удачу, а обрекли парня на смерть. Если бы не мама Лемминкяйнена, которая оживила героя, то, возможно, на этом бы его роль в эпосе и закончилась.

https://i.imgur.com/wSDD7DDm.jpg

+2

151

https://i.imgur.com/7UcOPP5m.jpg
Старуха Лоухи:
злая колдунья или строгая хозяйка?

Не уступает в волшебном могуществе богатырям и старуха Лоухи и она же хозяйка соседней страны Похьёлы, темного «нижнего» мира или холодной северной страны. В тексте Похьёла стала своеобразным государством-антиподом светлой Калевале. Современные женщины бы точно вступились за могущественную особу, ведь, по мнению ученых, по тексту книги Лоухи было 35 лет. Можно изменить свой взгляд и на поступки, на первый взгляд, злой колдуньи, ведь, творя зло, она действует во благо своему племени. Поступки героев же по отношению к ней не всегда честны.

https://i.imgur.com/wQ1wgTym.jpg

+2

152

https://i.imgur.com/NDxoiiAm.jpg
Элиас Лённрот.
Фото wwwwiki-karelia.ru

Карело-финский эпос «Калевала»

https://i.imgur.com/8IxnITWm.jpg

Эпос «Калевала» написан в жанре сборника фольклорных сказаний финно-карельских народов. В 50 рунах (народных песнях) автор рассказывает о героях, живших в мифических странах Калева и Похьёла. Несмотря на то, что эпос не является отсылкой к конкретному временному периоду истории, но в сказаниях упоминает реальные государства и географические места.

Место действия: Карелия, Финляндия
Дата создания: 1835 год
Сфера (музыка, литература, театр и т.д.): литература
Автор: Элиас Лённрот
Жанр: фольклор

Мифологический эпос «Калевала»

Карело-финский эпос «Калевала» — это сборник поэтических сказаний из 50 песен о жизни героев, обладающих не только реальными человеческими чувствами, но и магической силой. Автором книги выступил финский лингвист и фольклорист XIX века Элиас Лённрот.

Основой для текстов произведения стали руны — народные эпические песни, повествующие читателям о быте и культуре северных предков. Главными персонажами книги выступают богатыри-волшебники. Они действуют подобно героям русских-народных сказок: совершают подвиги и преодолевают препятствия ради личного успеха и счастья, а никак не для идей государства. Секретами их силы выступает волшебство или магия, которая позволяет персонажам побеждать зло, превращаться в животных и явления природы.

Сюжеты эпоса не имеют под собой реальной исторической основы. Являясь художественным вымыслом, тексты отсылают окружающих к дохристианским верованиям жителей северных районов Карелии. При этом в повествовании вместе с мифическими странами Калева и Похьёла упоминаются реальные государства и народности.

Так, в книге описываются Эстония, Карелия, Финляндия, Россия, Швеция, Лапландия и Германия.

Также читатели смогут узнать в повествовании географические объекты, существующие до сих пор: реки Вуокса и Нева, а также финский водопад Иматра.

Источник: https://wiki-karelia.ru/articles/kultur … -kalevala/

+3

153

https://i.imgur.com/yQOLBr1m.jpg
Волшебник Вяйнямёйнен.
Фото wwwwiki-karelia.ru

Вяйнямёйнен — первый человек, появившийся на земле после сотворения мира сразу в возрасте 30 лет. В книге же он занимает и роль главного богатыря, мудреца и рунопевеца, обладающего даром предсказателя. Чаще он действует колдовством, а не силой и оружием. В арсенале у Вяйнямёйнена есть волшебный предмет — кантеле из морской щуки. Это музыкальный инструмент действительно использовали рунопевцы. Внешне он напоминает гусли, игрой на которых Садко из русских-народных сказок пустил в пляс морского царя. Канетеле же щипковый предмет исключительно финно-угорского народа, под музыку которого богатырь Вяйнямёйнен заставляет окружающих не веселиться, а, напротив, засыпать.

https://i.imgur.com/2pIQpnmm.jpg
(«Калевала»- Карелова-финский эпос)

+3

154

Что же есть "Сампо"?

https://i.imgur.com/DghOXTcm.jpg
В карело-финской мифологии, единственный в своём роде чудо-предмет, обладающий магической силой, являющийся источником счастья, благополучия и изобилия. В финском и ижорском фольклоре известен Сампса Пеллерво, дух растительности, которого будит весной солнце — тогда и начинает всходить хлеб на полях. Сампса обитает на острове, где живет с собственной матерью как с женой — кровосмесительный ритуальный брак характерен для богов плодородия. Вероятно, его супруга и мать — сама Мать-Земля. Имя Сампса происходит, как полагают, от германского обозначения весенних кормовых трав, то есть Сампса оказывается плодом пробуждающейся весной Земли. В первом издании эпоса "Калевала", о "Сампо "сказано только ,что его привезли на лодке на туманный мыс и оставили в поле. "Сампо" названо всего лишь неиссякаемым закромом с зерном. В архитектуре карельских деревянных домов часто встречается полотенце-оберег в виде вращающегося колеса.

В первом издании эпоса "Калевала", "Сампо" названо всего лишь неиссякаемым закромом с зерном, а уже во втором издании Лённрот назвал Сампо мельницей. Я рискнул предположить, что Лённрот изобразил "Сампо" в виде мельницы для того, чтобы подчеркнуть процесс преобразования. А лучше сказать выделения. И догадка нашла подтверждение в рунах:
И выковывает Сампо,
Что муку одним бы боком,
А другим бы соль мололо,
Третьим боком много денег.
Вот уже и мелет Сампо,
Крышка пестрая вертится:
И с рассвета мелет меру,
Мелет меру на потребу,
А другую − для продажи,
Третью меру − на пирушки.

Родилась мера. Деньги. А мы помним, что "пёстрая крышка", упомянутая в руне − это звёздное небо, символ бесконечности времени. Обращаю особое внимание на факт движения времени и выделения товаров: соли, денег, хлеба. Это по сути описана трудовая теория стоимости, которую первым выдвинул Давид Рикардо в 1670 году и поддержал современник Лённрота, Адам Смит. Теория гласит, что определённые виды товаров, стихийно, (подчёркиваю) с течением времени выдвигаются на роль денег. А "пёстрая крышка" − это как раз и есть символ течения времени в представлении языческих карел.

Подробнее: https://e-finland.ru/info/culture/tayina-sampo-.html

+3

155

Испанская легенда о КРЕМ-БРЮЛЕ

Испанская легенда гласит — в XVI веке в каталонский монастырь наведался епископ, а у монахинь не оказалось монастырского флана, чтобы угостить высокого сановника. Однако, не растерявшись, они наспех приготовили ванильный десерт, а чтобы скрыть свою нерасторопность, покрыли его сахарной корочкой. Когда священнослужителю преподнесли десерт прямо с огня, он обжегся и воскликнул: «Crema!», что означает «обжигает» в переводе с каталанского. Так это название закрепилось за только что изобретенным десертом, который впоследствии стал известен как каталонский крем.
Сегодня в Испании он традиционно подается к праздничному столу в день Святого Иосифа.

Примечание: Флан считается традиционным испанским десертом.
Для его приготовления нужны три основных ингредиента: яйца, молоко и сахар.

+1

156

https://i.imgur.com/V7V8b3wm.jpg

У василька есть свои тайны и одна из них — распространение его семян. Они ползают. На верхушке гладкой, очень блестящей семянки василька, напоминающей по форме ржаное зернышко, есть небольшой хохолок из белых волосков.
Может показаться, что хохолок служит парашютом для полета семени, как у одуванчика. Но это не так. Хохолок василька — это основной орган передвижения семянок, с его помощью они и "ползают". Намокая, он сокращается, а высыхая, удлиняется. Волоски же хохолка имеют направленные в одну сторону зазубрины, которыми они упираются в неровности почвы. При сокращении или удлинении васильков семянка движется.

Семена василька

Существует множество легенд о васильке разных народов. Они все по-своему прекрасны. Вот, например, легенда о васильке, рассказанная в своей книге итальянским врачом Паоло Мантегацца.
"Однажды небо упрекало растения одного хлебного поля в неблагодарности. "Все, — сказало оно, — что населяет землю, благодарит меня. Цветы воссылают мне свои благоухания, леса — свой таинственный шепот, птицы — свое пение; только вы стоите, как окаменелые, и упорно молчите, хотя не кто иной, как я, наполняет ваши корни освежающим дождем и заставляет зреть золотистые зерна ваших золотистых колосьев".
"Мы нисколько не неблагодарны, — возразили колосья, — мы украшаем землю, твое дитя, вечно волнующимся и качающимся морем зелени, но мы не можем тебе иначе выразить нашей благодарности: у нас нет способа, чтобы вознестись к тебе; дай нам его, и мы будем осыпать тебя ласками и говорить о нашей к тебе любви".
"Хорошо, — сказало небо, — если вы не можете вознестись ко мне, так я сойду к вам".
И вот небо приказало земле вырастить среди колосьев чудные синие цветочки, кусочки его самого. И с тех пор стебли хлебных злаков наклоняются при каждом дуновении ветерка к этим отпрыскам синего неба, ластятся к ним и нашептывают им нежные слова любви".

+1

157

Легенды о белом льве

https://i.imgur.com/mfGmsUem.jpg
Существует древняя легенда о том, как появились белые львы

Существует древняя и довольно необычная легенда о том, как появились белые львы.

Было это очень давно, примерно во времена Древнего Египта. Существовало тогда на востоке Трансвааля небольшое племя. Королевой племени была старая женщина по имени Нумби.

Однажды с неба сошел огромный светящийся шар и с того места, куда он упал, послышался голос который звал к себе Королеву племени: "Нумби! Нумби!". Королева Нумби послушалась зову и вошла в самую середину шара и пропала. Но спустя некоторое время она вышла обратно и это была совершенно другая Королева. Она стала намного моложе и красивее. И потом люди стали наблюдать странную вещь, в том месте, куда опустился светящийся шар стали рождаться у обычных львов белые львята с голубыми глазами.

-----------------------------

https://i.imgur.com/HhNxqeAm.jpg

Несколько столетий считалось, что белый лев – всего лишь плод воображения африканских племен. По их поверьям, когда-то давно духи прокляли человеческий род, наслав на него страшные болезни. И тогда измученные люди вспомнили о своих богах и стали молить их о спасении. Сжалились над ними небеса и отправили на землю Белого Льва. Посланник божий исцелил род человеческий и ушел, пообещав вернуться, когда людям снова понадобится его помощь. Народы Африки до сих пор хранят эту красивую легенду.

+1

158

https://i.imgur.com/7hgdUmxm.jpg

Что же это за существа такие?

Слово гаргулья - французское La Gargouille происходит от слов, имитирующих булькающий звук, журчание воды. В основе - производные от латинских gurgulio - дыхательное горло; gula - глотка, горло; gurges - водоворот, пучина, омут, поэт. воды (перевод по Латинско-русский словарь, сост. А.М.Малинин, М., 1952, стр. 292).

Легенда

Легенда о Гаргульи восходит к 7 века н.э., к территории современной Франции. Существуют разные пересказы мифа, примерно вырисовывается такая картина. В окрестностях города Руана, в логове в болотах на берегу Сены жил огромный дракон (змий). Дракон нападал на корабли, шедшие по Сене и терроризировал местных жителей. Из пасти дракона на всё и всех вокруг обрушивались то огонь, а то мощнейшие водные потоки . Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю. Дракона звали La Gargouille (женский род). Гаргулья совершала свои многочисленные бесчинства до тех пор пока рыцарь в сверкающих доспехах Святой Роман не усмирил её. Святой Роман был епископом Руана, он рьяно боролся с язычеством, жил примерно до 640 г., во времена короля франков и бургундов  Дагоберта I / Dagobert I (род.ок.608 - ум.639). Чудо Романа о гаргулье (змие) - один из подвигов святого.

Когда епископ Роман решил поймать Гаргулью, помочь ему согласился только один человек, да и тот преступник, осужденный на казнь, которому нечего было терять, кроме своих цепей. Святой Роман использовал преступника в качестве приманки, отправив его к логову чудища. Гаргулья, учуяв человеческий дух, вышла из своей пещеры поживиться гостем. Однако Святой Роман с помощью молитв и святого креста лишил дракона воли. Гаргулья покорно легла у ног святого. Епископ привел побежденного зверя в город, где благодарные жители отправили нечисть на огромный костер. Туловище и хвост гаргульи сгорели, но глотку костер не смог уничтожить. Глотка оказалась жаростойкой из-за регулярного извержения огня во время ранее творимых безобразий. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову горгульи в назидание другим драконам. А может быть это было распоряжение епископа – сейчас уже не разберешься. Гаргульи остатки - голову с глоткой прикрепили к руанскому собору, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям.

+2

159

Легенды о Костомукше

До сих пор не разгадана историческая загадка названия «Костомукша». В переводе с карельского «костомус» и финского «костамо» такое название в одном варианте обозначает месть, возмездие, расплату. Но слово «костамо» можно еще перевести и как сильно увлажненное место. Первое толкование по отношению к деревне Костомукша исторически оправданно, но столь же верно и второе: пожалуй, больше нигде в Карелии не встретишь такого обилия верховых болот и увлажненных ельников.
Легенду о происхождении названия «Костомукша» от слов «месть» и «возмездие» записал в 1892 году финский этнограф и художник Луис Спарре, который вместе с художником Викстремом и проводником Ренне побывал в этих местах, желая увидеть воспетый Элиасом Леннротом край «Калевалы».
При въезде в эту деревню со стороны Костомукшского озера они обратили внимание на лесистый холм, на котором росли могучие, древние ели и сосны, охранявшие покой здешнего кладбища. По установившейся исстари традиции на нем запрещалось рубить деревья, стучать железным инструментом. Повалившиеся от старости стволы догнивали на земле, и даже покосившиеся на могилах кресты и надгробья не поправлялись. Усопшим был отведен полный покой…
Кладбище, по мнению Спарре, было очень старым. Но оно не являлось типичным для Северной Карелии. В деревне Лувозеро, за несколько десятков километров отсюда, подобное кладбище было ухоженным, кресты и гробницы украшались резьбой, а деревья возле захоронений не представляли собой чащу.
Когда-то на месте костомукшского кладбища стояла церковь. В одно из летних воскресений взрослое население деревни собралось в ней на молебен. В это время сюда незамеченными подошли шведские (по более поздним источникам — финские) завоеватели. Очевидно одно — враги пришли с финской территории. Они застали молящихся врасплох, закрыли их в церкви, а затем подожгли ее. Деревенская молодежь в это время была на игрищах, недалеко от места трагедии. Увидев сожжение, оставшиеся в живых местные жители отомстили шведам: ночью напали на них и утопили в озере, которое впоследствии было названо Койранлампи, то есть Собачье озеро.
По некоторым версиям, из Костомукши часто начинались рейды мести на финскую сторону, и там жителей деревни Костомукша считали людьми недобрыми. Послужило ли это поводом считать Костомукшу местом возмездия, сказать трудно.
На месте сожженной церкви оставшиеся в живых жители деревни поставили часовню и большой каменный крест. Луис Спарре, а два года спустя и фотограф Инто-Конрад Инха, путешествующий с надеждой запечатлеть на фотографиях сказочный край «Калевалы» и записать неизвестные до сих пор просвещенному миру руны этого эпоса, застали этот грубо отесанный крест уже наполовину провалившимся в землю. Вокруг него и было расположено старое кладбище.
Когда же произошла трагедия в Костомукше? Если обратиться к истории, то на карте военных походов русских и карел против шведов и финнов, ответных набегов последних обозначено, что в районе Риинуоярви, а это около двух десятков километров от Костомукши, стояло военное укрепление. В 1579 году здесь, по всей вероятности, произошло сражение. По этим же местам шведы проходили в 1592, 1611 и 1614 годах. Далее их путь шел по южному берегу озера Куйто к Кеми… Поэтому вполне возможно, что трагическая версия происхождения названия «Костомукше» имеет историческое основание. (Костомукша. Города и районы Карелии. П.Леонтьев, Петрозаводск, Карелия, 1990)

Есть и другая легенда. Она гласит: давным-давно край пытались завоевать шведы, их было много, они были воинственны и сильны. В тот час, когда шведы вошли в Костомукшу, большинство мужчин были на охоте и на рыбалке. Завоеватели начали насильничать, и все молодые женщины, чтобы сохранить чистоту и верность утопились в озере Контокки. Когда мужчины узнали об этом, они собрались вместе и решили отомстить. Ночью, пока шведы спали после веселого пира и ничего не подозревали об опасности, мужчины деревни жестоко с ними расправились.

Перед тем как место деревни Костомукша было затоплено, археологи успели провести раскопки на месте кладбища. Оно оказалось очень старым, могилы на нем располагались в трех уровнях. Интересными оказались гробы, обернутые в бересту, а также захоронения собак с хозяином. Одна собака была даже с серебряным крестиком на шее. Кроме этого, среди останков было несколько человек, рост которых составлял около двух метров. Один из 14 нательных крестиков напоминает крестик, обнаруженный в городе Кореле в слое, датируемом 12 веком. 4 крестика имеют аналогии среди крестиков 17-18 веков, найденных в Великом Новгороде. Для остальных 9 крестиков аналогов среди находок в средневековом Новгороде не обнаружено.

Источник: https://m.vk.com/wall-27058393_682

0

160

Дракон — пятое из 12 животных китайского (восточного) гороскопа.
Это единственное мифическое существо среди знаков зодиака.
Считается, что это самый энергичный и могущественный зверь.

https://i.imgur.com/Ab4ph2Im.jpg
Дракон занимает пятое место в китайском зодиакальном круге

Есть красивая легенда, почему сильный Дракон стал всего лишь пятым, а не первым в китайском гороскопе. Нефритовый император Юй-ди устроил забег среди животных, чтобы определить порядок знаков зодиака. Когда Дракон был близок к финишу, то увидел деревню, которая страдала от засухи. Он полетел над облаками и вызвал дождь, чтобы помочь голодающим людям. Дракон продолжил путь, но увидел другую деревню — ей угрожало наводнение. Он сжалился над жителями, поглотил воду и только потом продолжил путь. Перед самым финишем Дракон увидел, что Кролика преследует Волк. Чтобы спасти Кролика, Дракон пропустил его вперед. Так и получилось, что сильное и могущественное существо финишировало в забеге пятым, после Крысы, Быка, Тигра и Кролика.

0