"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Рина Зелёная

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

http://s7.uploads.ru/t/EnQS7.jpg
Ри́на Зелёная
(настоящее имя Екатери́на Васи́льевна Зелёная; 25 октября [7 ноября] 1901, Ташкент, Российская империя — 1 апреля 1991, Москва, СССР) — советская актриса эстрады, театра и кино, мастер имитации детской речи, народная артистка РСФСР (1970).

Ей приходилось говорить в кино всякими голосами — голосом слоненка, гусеницы и даже… карандаша. Снимали ее до обидного мало. После «Приключений Буратино» она шутила: «Вот я уже и черепахой была. Вижу — человеческой роли не дождаться, вот я и согласилась». И все-таки как здорово, что эти ленты остались. Остались записи ее голоса. Остались ее истории «для взрослых про детей». И даже стихи, сочиненные ею вместе с детьми.

Имя при рождении: Екатерина Васильевна Зелёная
Дата рождения: 25 октября (7 ноября) 1901

Место рождения: Ташкент,
Сырдарьинская область,
Российская империя

Дата смерти: 1 апреля 1991 (89 года)

Место смерти: Москва, СССР

Гражданство:   СССР

Профессия: актриса, сценарист

Карьера: 1921—1986

Признание и награды

    Орден Красной Звезды
    Заслуженная артистка РСФСР (1944)
    Народная артистка РСФСР (1970

0

2

Биография

Екатерина Зелёная

родилась 7 ноября 1901 года в Ташкенте. В Ташкенте училась в реальном училище; после того, как её отца — Василия Ивановича Зелёного перевели по службе из Ташкента в Москву, Екатерина стала учиться в гимназии фон Дервиза в Гороховском переулке.

Павел Григорьевич происходил из дворянского рода Дервиз.

Фон Дервиз обладал значительным состоянием и отличался широкой благотворительностью, как общественной, так и частной. На пожертвованные и предоставленные им в распоряжение московского городского головы князя А. А. Щербатова средства в Москве в 1876 году была учреждена Владимирская детская больница (названная по имени умершего сына фон Дервиза).

В 1869 году он пожертвовал значительную сумму при основании лицея в память Цесаревича Николая.

Любитель музыки и сам музыкант, фон Дервиз имел в Ницце и Лугано свой частный оркестр, составленный из набранных в Германии и Франции музыкантов (в нём в 1875—1877 годы играл юный Сезар Томсон, дирижёром с 1878 года был Карл Бендль, концертмейстером — Г. Виндерштайн); концерты этого оркестра пользовались большой известностью.

В 1919 году окончила Московское театральное училище.

Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина

при Государственном академическом Малом театре — старейшее высшее театральное учебное заведение в России.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России» реализует образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования по направлениям 070200 «Театральное искусство», 070201 «Актёрское искусство»

Тогда же вышла замуж за юриста Владимира Блюменфельда, но вскоре они расстались из-за несходства характеров.

Её учителями в училище были Илларион Певцов, Николай Радин, Мария Блюменталь-Тамарина.

Начинала она на эстраде в качестве профессиональной певицы, но затем полностью посвятила себя театральной карьере. Работала в театрах (с 1921 года) «Балаганчик» (Петроград), «Крот» (Одесса), «Не рыдай» (Москва).

0

3

В 1924 году становится актрисой Московского театра сатиры. С 1928 года переходит в труппу Театра обозрений при Доме печати. В 1930-е годы выступала на эстраде с рассказами о детях, работала на радио. В её репертуаре стихи Владимира Маяковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова

Московский академический театр сатиры — драматический театр, существующий в Москве с 1924 года.

Театр сатиры был образован 1 октября 1924 года. В первые годы в репертуаре театра преобладали произведения, не являющиеся пьесами в прямом смысле этого слова — это были обозрения на темы политики, быта, пародийные («Москва с точки зрения», «Захолустье», «Национализация женщин», «Нужная бумажка», «Спокойно, снимаю!», «Семь лет без взаимности», «Европа что надо», «Чужая голова», «Текущие дела», «Мишка, верти»)[1].

В 1924—1928 гг. художественным руководителем театра был Алексей Григорьевич Алексеев[2].

Уже в начале 1930-х годов основой репертуара стала бытовая комедия. В 1933—1941 и в 1943—1948 годах художественным руководителем театра был Николай Горчаков. В 1948 году его сменил Николай Петров[3], возглавлявший коллектив по 1953 год, в 1950-м пригласивший в театр в качестве режиссёра оказавшегося без работы Валентина Плучека. В 1951—1962 годах театр размещался в здании на Малой Бронной улице, 4, стр. 2.

В 1950-х годах театр поставил произведения В. Маяковского («Баня», «Клоп», «Мистерия-буфф»), ставшие этапными для театра.

В 1957—2000 годах коллектив возглавлял Валентин Плучек. Его спектакли «А был ли Иван Иванович?», «Тёркин на том свете» стали значительными событиями художественной и общественной жизни. В 1965—1973 годах рядом с Плучеком плодотворно работал в качестве режиссёра-постановщика Марк Захаров, поставивший спектакли «Доходное место» А. Н. Островского, «Темп-1929» по ранним произведениям Н. Погодина, «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта и ряд других.

С 2000 года художественный руководитель — Ширвиндт, Александр Анатольевич.

0

4

Во время Великой Отечественной войны участвовала во фронтовых артистических бригадах, за что была награждена орденом Красной Звезды.

В 1981 году Рина Зелёная написала автобиографическую книгу «Разрозненные страницы», адресованную широкому кругу читателей. Книга включает в себя описание творческого мира, в котором жила актриса, с кем её сводила судьба и как это действовалo на неё, как на творческую личность. В книге присутствуют такие личности, как Аркадий Райкин, Сергей Михалков, Любовь Орлова, Корней Чуковский и многие другие.

0

5

Рина Зелёная всегда очень несерьёзно относилась к своим наградам. «Уж если меня и наградят, так непременно за 40 минут до смерти», — смеялась она.

Так и получилось. 1 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о присвоении Рине Зелёной звания народной артистки СССР[источник не указан 120 дня], но в тот же день, несколько часов спустя Рина Васильевна скончалась. Ходу этим документам не дали.

Жила в Москве в бывшем доходном доме Первого Российского страхового общества (Кузнецкий Мост, 21/5 — Большая Лубянка

http://s6.uploads.ru/t/61uGT.jpg
Могила Р. Зелёной на Введенском кладбище в Москве
Похоронена в Москве, на Введенском кладбище рядом с мужем — академиком архитектуры Константином Тихоновичем Топуридзе.

0

6

http://s7.uploads.ru/t/U31bf.jpg
Рина Зелёная в 1972 году

Актёрские работы

1. 1931 — Путёвка в жизнь — певица из шайки Жигана
2. 1935 — Любовь и ненависть — балерина, партнерша Бубы
3. 1939 — Подкидыш — Ариша
4. 1940 — Светлый путь — секретарша
5. 1941 — Старый двор — домохозяйка
6. 1947 — Весна — гримёрша
7. 1949 — Встреча на Эльбе — немка
8. 1952 — Композитор Глинка — генеральша
9. 1953 — Сеанс гипноза (короткометражный) — зрительница
10. 1954 — Весёлые звезды (фильм-концерт) — уцененная кукла Наташа
11. 1956 — Драгоценный подарок — Настя, домработница Сперантовых
12. 1956 — Поэт — поэтесса
13. 1957 — Девушка без адреса — Елизавета Тимофеевна
14. 1958 — Жених с того света — тетушка Нины
15. 1961 — Совершенно серьёзно (киноальманах, новелла «История с пирожками») — покупательница
16. 1962 — Семь нянек — дама в красном, зрительница
17. 1962 — Черёмушки — Курочкина
18. 1963 — Каин XVIII — гувернантка Милады
19. 1963 — Падение Карфагенова
20. 1963 — Укротители велосипедов — Аста Сибуль
21. 1963 — Цветные сны (короткометражный) — общая бабушка
22. 1964 — Всё для вас — соседка
23. 1964 — Новогодняя ярмарка (фильм-концерт)
24. 1964 — Сказка о потерянном времени — Надя-старушка
25. 1965 — Иностранка — мадам Жубер
26. 1965 — Дайте жалобную книгу — певица в ресторане
27. 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика (новелла «Напарник») — пассажирка в автобусе
28. 1966 — В городе С. — писательница
29. 1966 — Три толстяка — тётушка Ганимед
30. 1969 — Берег юности — бабушка
31. 1969 — Похищение (телевизионный фильм-концерт)
32. 1970 — Внимание, черепаха! — учёный секретарь в музее
33. 1970 — Как мы искали Тишку — Людмила Ильинична, бабушка Миши
34. 1970 — Приключения жёлтого чемоданчика — пассажирка в троллейбусе
35. 1971 — 12 стульев — редактор молодежного журнала «Жених и невеста»
36. 1971 — Алло, Варшава! — председатель жюри
37. 1971 — Телеграмма — писательница
38. 1973 — Чиполлино — графиня Вишня
39. 1973 — Нейлон 100 % — пациентка дантиста
40. 1974 — Скворец и Лира — Урсула
41. 1975 — Приключения Буратино — Черепаха Тортила
42. 1975 — Одиннадцать надежд — канадская болельщица в самолете
43. 1977 — Про Красную Шапочку — бабушка
44. 1977 (1976) — «Какая наглость», короткометражный в киноальманахе 100 грамм для храбрости — прохожая у метро
45. 1979 — Шерлок Холмс и доктор Ватсон — Миссис Хадсон
46. 1980 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — Миссис Хадсон
47. 1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей — Миссис Хадсон
48. 1983 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры — Миссис Хадсон
49. 1984 — Граждане Вселенной — прабабушка
50. 1985 — Валентин и Валентина — учёная
51. 1986 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается — Миссис Хадсон

Киножурнал «Фитиль»

1. 1964 — Фитиль № 25. Сюжет «Ягодки»
2. 1969 — Фитиль № 85. Сюжет «Предметный урок» — пассажирка

Сценарист

1. 1939 — Подкидыш — совместно с Агнией Барто
2. 1947 — Весна — участие в сценарии
3. 1967 — Ну и рыжик! (мультфильм) — автор текста

http://s7.uploads.ru/t/lPR8f.jpg
Кадр из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве»

Озвучивание мультфильмов

1. 1961 — Ключ — фея Гиацинта
2. 1962 — Кто сказал «мяу»? — щенок
3. 1963 — Светлячок № 4. Наш карандаш — мышонок
4. 1963 — Вот так тигр! — котёнок
5. 1964 — Лягушонок ищет папу — лягушонок
6. 1964 — Петух и краски — красная краска; утёнок
7. 1965 — Вовка в Тридевятом царстве — Вовка
8. 1966 — Желтик
9. 1966 — Про злую мачеху — капризная девочка
10. 1966 — Самый, самый, самый, самый — львёнок
11. 1967 — Слонёнок — слонёнок
12. 1967 — Как стать большим — котёнок
13. 1969 — Капризная принцесса — бабулечка-красотулечка
14. 1970 — Бобры идут по следу — оленёнок
15. 1970 — Кентервильское привидение — экономка
16. 1970 — Синяя птица — бабушка
17. 1971 — Огонь — Мышь
18. 1971 — Лошарик — Лошарик
19. 1971—1972 — Приключения Незнайки и его друзей (сериал) — Пилюлькин

1. 1971 — «Незнайка 1. Коротышки из Цветочного города»
2. 1972 — «Незнайка 1. Незнайка встречается с друзьями»
3. 1972 — «Незнайка 1. Незнайка-художник»
20. 1972 — Заветная мечта — рыба
21. 1974 — Волшебник Изумрудного города (1 серия) — жевун
22. 1974 — Как козлик землю держал — лягушка
23. 1977 — Незнайка в Солнечном городе — Листик
24. 1978 — Муми-тролль и другие — Муми-мама
25. 1981 — Алиса в стране чудес — Герцогиня
26. 1981 — Тайна третьей планеты — старушка с тортиком, бабушка Коли
27. 1981 — Мама для мамонтёнка (телевизионный) — слониха
28. 1985 — Мистер Уксус и миссис Уксус — миссис Уксус

0

7

Почти угадала

«ОНА была похожа на мальчика, который похож на девочку» — так охарактеризовала молодую Рину Зеленую писательница Вера Инбер.

Она и вправду не казалась женщиной-вамп: маленькая, с фигурой, далеко не идеальной. Когда она входила в комнату, ее не замечали. Не замечали, пока она не открывала рта. Но стоило ей заговорить — и никто уже не сводил с нее глаз, все видели яркую красавицу, обворожительную, умную, покоряющую. Это подтверждают и записи в ее маленьком, размером со спичечный коробок, альбомчике:

Устрой всемирные смотрины
И созови весь женский пол,
Но я уверен: лучше Рины
Ты никого бы не нашел.

С. Маршак. 1944 г.

Этот альбомчик в кожаном футляре с инкрустацией из слоновой кости, с золотым обрезом был подарен ей на именины в 36-м году. Первая же запись — естественно, в стихах — была посвящена ее проигрышу в теннис. В те годы спорт в артистическом мире не был так популярен, как сейчас. И когда Рина Зеленая появлялась в театре с коньками или ракеткой, ее коллеги были очень удивлены. А она всю жизнь была очень спортивной: теннис, коньки, бильярд, гребля…

А вот еще один пример из альбома:

…И академик, и герой,
И мореплаватель, и летчик,
И музыкант, и переводчик —
Поклонников твоих здесь рой…
Какая смесь одежд и лиц,
Племен, наречий, состояний!
Из хат, из келий, из темниц
Сошлися все здесь для признанья:
Пора стать Риночке Зеленой
Народной, а не заслуженной.

В. Качалов

Когда ее спрашивали, получила ли она звание народной СССР, она отвечала: если и дадут, то за сорок пять минут до смерти. Самое удивительное: она почти угадала. 1 апреля 1991 года, как раз когда ее не стало, родственникам передали, что ей присвоено это звание.

0

8

http://s7.uploads.ru/t/oNdgq.jpg
"Человеческой роли не дождалась, пришлось играть черепаху"-  Рина Зелёная

0

9

http://s6.uploads.ru/t/9fQs5.jpg
Зеленая — это фамилия

РОДИЛАСЬ Рина (на самом деле — Катерина) в Ташкенте, в семье незначительного чиновника Василия Зеленого (как видите, Зеленая — это не псевдоним, а настоящая фамилия предков). По-мальчишечьи лазала по деревьям и, умостившись на толстой ветке, читала свою любимую Лидию Чарскую. Училась хорошо, главным образом, чтобы не огорчать родителей, которые переживали из-за неуспехов старших сестры и брата. А потом отца перевели в Москву и девочку отдали в гимназию фон Дервис, в Гороховском переулке. Ей было почти двенадцать, когда началась Первая мировая. Поскольку немцы стали врагами, гимназистки демонстративно перестали учить немецкий язык, и, конечно, «мадмуазель Зеленая» в их числе. Зато уроки рукоделия она бойкотировала в одиночку. Пока девочки шили, Рина, ко всеобщему удовольствию, читала им вслух. Поэтому так и не выучилась даже пуговицы пришивать, всю жизнь это делал за нее кто-нибудь другой. Даже на фронте.

Дебютировала она во время гражданской, в полевых условиях: выступала со своей театральной школой перед красноармейцами, где-то под Царицыном. Школа эта была при Свободном театре, и студийцев выпускали на сцену в массовках. Ей нравились актерские обычаи и суеверия, вроде того, что, если уронил текст роли, надо сесть на него, прямо на пол. Нравились актеры, которые с ними занимались. Старый актер Карпов часто повторял: «Актер никогда не должен хлопотать мордой». И еще: «Если вас убивают в четвертом акте, нельзя уже в первом выходить с убитым видом». А убивали тогда не только на сцене, но и на фронте, и даже на улице: шла гражданская война. Актеры-педагоги нередко приезжали в театр прямо с выступлений в воинских частях или на заводах, с «гонорарами» в руках (полбуханки черного или березовое полено). Отца перевели из Москвы в Одессу, и семья приехала к нему. У него к тому времени уже была другая женщина, так что приехали напрасно. Папа со своей новой женой уехал дальше, а Рина с мамой и сестрой остались в холодной, пустой комнате с голыми стенами. Чтобы перед сном согреться, мало было укрыться всей имевшейся одеждой. Рина выскакивала из ледяной постели и танцевала с веером горячий «испанский танец» — всем становилось весело, и они засыпали…

0

10

Конфрерия Рыцарей Острого Театра

ВЕСНОЙ выяснилось, что в Одессе есть море и замечательная компания театралов-любителей, открывших в подвале театрик «КРОТ» (что расшифровывалось как «Конфрерия Рыцарей Острого Театра»). Это были молодые, образованные люди. Они сами сочиняли или переводили пьесы, танцевали и пели, сами шили костюмы. Бедность заставляла хитрить. Актера спрашивали: «Вы спиной к залу поворачиваетесь?» Если нет, костюм делался только «с лица», а сзади затягивался веревкой или куском бязи. Режиссером был Виктор Типот, по образованию — химик. Какие люди входили в худсовет! Вера Инбер, архитектор Евгений Левинсон, будущий академик, создатель целой школы электрохимии Александр Фрумкин… Вера Инбер сочинила себе и Рине Зеленой диалог двух кукол — французской куклы Мариетты и русской Матрешки. В финале шли куплеты:

Я — Мариетта, родом из Прованса,
Люблю поэта Анатоля Франса.
А «Матрешка» в ответ:
А у нас есть свой поэт Московский —

Владимир Владимирович Маяковский.
(Тогда «Матрешка» еще не была знакома с Маяковским. Это позже они подружатся и будут вместе играть на бильярде.)
Спектакли «КРОТа» имели большой успех, не хватало, правда, авторов. Олеша и Катаев уже уехали, а Жванецкий еще не успел появиться на свет. А в Москве, по слухам, театральная жизнь бурлила, и Зеленая решилась на отчаянный шаг — уехала в столицу.

0

11

«Нерыдай»

ТЕАТР себе она нашла со странным названием «Нерыдай». Нашла случайно (хотя за любой случайностью прослеживается закономерность), проходя по Каретному Ряду. Это было ночное кабаре с прекрасным поваром (артистам полагался бесплатный ужин!). Когда после выступления Зеленая выходила во дворик отдышаться, повар шептал ей: «Ну, дорогая, сегодня я угощу вас ужином! Пальчики оближете! Обратите особое внимание — пирожки с нутром телка».
Зеленая пела там песенки на тексты Веры Инбер и Николая Эрдмана. Музыку к ним писали Матвей Блантер, Юрий Милютин. Зал был тесный, в русском стиле. Большая директорская ложа в виде русской печи, отгороженные перегородками ложи завсегдатаев. Свободных мест не было, хотя цены были высокие. Между столиками бегали половые в рубахах и штанах. Один большой стол, с лавками вместо стульев, выделялся особо. За ним сидели артисты, писатели, художники. И меню было для них особое — недорогое, но тоже вкусное. Сюда забегали актеры из всех московских театров, пересказывали театральные сплетни, читали стихи.

Придумал и создал «Нерыдай» комик петроградской оперетты А. Кошевский, быстро сообразивший, что нужно зрителю. Его «правой рукой» был Георгий Тусузов, он вел конферанс вместе с Марком Местечкиным. Работали здесь и Игорь Ильинский, и Михаил Гаркави. Кошевский сопротивлялся, но против этих замечательных актеров не устоял, и программа стала иной: не для ресторанных посетителей, а для тех, кто пришел ради артистов. Часто приходили ужинать Асеев, Крученых, Мариенгоф, Ардов, из Петрограда приезжали Козинцев, Трауберг, Кулешов. Представления начинались в полночь, когда освобождались после спектаклей артисты, и заканчивались часа в четыре утра.

Атмосфера в театре была особая, располагающая к игре, к сочинительству. Кто-то придумал ввести в программу жанр «эпитафии». Вот пример одной из них:

Постой, прохожий, и пойми,
И основательно прочувствуй:
Кошевский здесь полег костьми
За это самое искусство.
Он умер, проронив слова:
«Я сделал все-таки немало…»
Недаром целая Москва
Над этим гробом «нерыдала».

Не забывая о своих товарищах по одесскому «КРОТу», Рина Зеленая сделала все, чтобы Типот с женой перебрались в Москву, и устроила их в «Нерыдай». Когда Типот поссорился с Кошевским, она приняла сторону Типота и ушла из театра. Куда — сама не знала. Оказалось — в Питер, в «Балаганчик». Работали много, ездили на гастроли, а денег актерам почти не платили. Директор говорил, что дает своим артистам возможность дышать морским воздухом, — что ж, им этого мало?! Во время безденежья Рина ходила обедать к своей подруге по «Балаганчику», которая жила вместе с семьей. У самой Рины родных в городе не было, а был только пустой дешевый номер в «Англетере». Если же заводились деньги, она спускалась обедать в ресторан гостиницы. Но это днем — вечером там было все намного дороже. Посетители — роскошно одетые джентльмены и «бриллиантовые» дамы в мехах. Это про них Зеленая пела в «Балаганчике» частушки:

Как вернулась я из бани,
Приставать я стала к Ване:
«Окати да окати
Л.Ориганом де Коти».

Костюм придумала себе сама: сарафан с кринолином и нижними юбками, кофта с пышным рукавом.
После одного из концертов Зеленая познакомилась с Есениным. Во время исполнения номера Рины Зеленой и Леонида Утесова в зале началась перепалка и даже драка. Подробностей Рина не видела, слышала только перебранку. Оказалось, какие-то люди начали оскорблять Есенина. Он стал отругиваться, кто-то из публики вступился — и дошло до драки. Назавтра Есенин постучал в номер Зеленой в «Англетере». Он пришел извиниться за вчерашний скандал. Она сказала, что не сердится, и потом всю жизнь жалела, что ее единственный разговор с поэтом «был ни о чем и ни за чем».

Она еще работала в «Балаганчике», а ее уже позвали в Москву, в только создающийся Театр сатиры. Пошла с радостью. В труппе — старый партнер Тусузов, там же, режиссером, Типот. Программы тех лет были сатирическим обозрением. Первый спектакль — «Москва с точки зрения» — сюжет о приезжающей в столицу семье провинциалов, ее знакомстве с городом, с людьми и учреждениями, ее приключениях. В одной из сцен семья эта попадала в плотно заселенную квартиру. Открывались дверцы большущего платяного шкафа. Там пила чай с поцелуями молодая супружеская пара. В одном из ящиков студент зубрил учебник и т. п… «Москва с точки зрения» и «Мишка, верти!» (пародия на темы кино) имели сногсшибательный успех.

0

12

«Господи, помоги благополучно начати Театр при Доме печати»

ДВАДЦАТЫЕ-ТРИДЦАТЫЕ годы — время, когда многое начиналось. И театры возникали во всех местах, где только можно было поставить стулья и подиум. Журналисты и писатели-сатирики решили создать свой театр при Доме печати. Короткие сценки, пародии, скетчи, обозрения — то, от чего уже отошел Театр сатиры, начавший ставить большие комедии. Конечно же, Зеленую пригласили в новый театр. В первой же программе (она и в афише называлась «Программа № 1»), где для нее не нашлось номера, она придумала его сама. Выходила, одевшись беспризорником, пела песенку, цыкала слюной через всю сцену, как делают уличные мальчишки, и уходила. Тут же приходилось возвращаться и исполнять «на бис».

Однажды в Доме печати Маяковский читал только что написанную «Баню». На сцене стояли стол и стул. На столе — графин и стакан. Перед тем как начать чтение, поэт вынул из кармана чистейший платок, протер стакан и посмотрел через стекло на свет. Женский голос из зала: «Носовым платком — чище не будет!» вызвал немедленный отклик Маяковского: «Смотря чьим». Потом он прочитал всю пьесу. Зеленая и ее партнеры по театру, разумеется, сидели в зале. В репертуаре их театра не было произведений Маяковского, но было о нем:

Тротуар дрожит московский,
Шум и гром кругом идет.
То проходит Маяковский,
Себе памятник несет.

Исполняя куплет, артисты смотрели на сидящего в зале Владимира Владимировича. Он улыбался… Но однажды Тенин спел это как раз в тот момент, когда пришла весть о смерти поэта. Выйдя за кулисы, актеры узнали о самоубийстве и были раздавлены. Рина Зеленая записала в своем дневнике: «Как будто из жизни человечества вырвали силой что-то огромное, бесконечно важное, важное для всех: и для друзей, и для врагов»…

0

13

Не было бы счастья…

НА ОДНОМ из концертов в клубе произошла осечка: аккомпаниатор, с которым должна была выступать Зеленая, не приехал. Что тут делать? Какие могут быть песни без рояля?! Администратор, еле живой от ужаса, умолил актрису «исполнить что-нибудь». Она вышла на сцену и неуверенным детским голосом прочитала «Мойдодыр» Чуковского.

Так в 1929 году родилось ее новое амплуа, породнившее ее с миллионами зрителей и слушателей. И новый жанр: «Риназеленая». Именно так, в одно слово, писали ей письма малыши. Своих детей у нее не было, но были племянники, были сыновья ее мужа от первого брака, а потом и внуки. Да и вообще мир полон детьми — только наблюдай. И она записывала все, что удавалось подслушать и что присылали в письмах родители, а иногда и истории самих детей.

* * *
Отец говорит дочке:
— Не бегай все время к соседям. Ты им, наверное, надоела.
— Ну что ты, папа! Я пришла к ним, а они сами мне сказали: «Ну вот, только тебя еще тут не хватало!»
* * *
Молодой отец везет в коляске двух близнецов. К нему подходит четырехлетняя девочка, заглядывает в коляску и говорит:
— Дядя, зачем вы положили ваших детей в одну коляску? Разве вы не видите, что они мешают друг другу плакать?
* * *
Папанин рассказал Зеленой про одно письмо, полученное им из глухой уральской деревни.
Вся семья думала, что же послать в подарок отважному Папанину? Пятилетняя девочка сказала:
— Если нам нечего послать ему в подарок, пошлем ему меня.

Рина Зеленая умела находить с детьми правильный тон. Не спрашивала, как все взрослые, сколько им лет и как их зовут. Разговаривала — даже с малышами — так уважительно, что они чувствовали неподдельный интерес к их делам. «Ты долго ломал эту машину?» — спросила она мальчика с остатками автомобиля. «Долго, — ответил он, — два дня».

Ее авторами стали Агния Барто, Сергей Михалков, Самуил Маршак. Многие тексты себе она сочиняла сама. Совместно с А. Барто написала сценарий знаменитого фильма «Подкидыш» и целый сборник пьес для школьной самодеятельности. «Подкидыш» был первой их попыткой писать для кино, поэтому они: а) ничего не боялись, б) не знали, что сначала нужно заключить договор. Но сценарий был принят и даже без единой поправки (случай исключительный!). На съемках «Подкидыша» Рина Зеленая познакомилась с Раневской. Некоторые сцены фильма снимались прямо на улице Горького, и толпа постоянно окружала съемочную группу.

Через много лет Фаина Георгиевна вспоминала об этом: «У меня лично было такое впечатление, что я моюсь в бане и туда пришла экскурсия сотрудников из Института гигиены труда и профзаболеваний». Слова «Муля, не нервируй меня», придуманные Риной Зеленой, стали мучением Раневской на всю жизнь: где бы она ни появилась, мальчишки кричали ей «Мулю», и даже Брежнев, вручая орден, сказал ей: «Муля, не нервируй меня».

С того фильма Зеленая с Раневской подружились. Работали в соседних театрах, а один сезон даже в одном — в Сатире. В вопросах житейских Рина Васильевна пыталась взять шефство, поскольку Фаина Георгиевна была еще хуже. Могла год проходить в одном пиджаке, причем мужском, в клетку. Впрочем, обе были хороши и нуждались в заботе и опеке.

0

14

«Твой ангел звонил»

К СЧАСТЬЮ, Зеленая встретила Мужчину своей жизни, вышла замуж и прожила с ним долгие годы, до самой его смерти. Частушка, которую она исполняла на сцене, потеряла актуальность:

В «Балаганчике» пою,
Дело не мудреное…
Никто замуж не берет,
Говорят, Зеленая!

Вообще-то замужем она к тому моменту уже побывала: восемнадцатилетней девушкой выскочила за солидного мужчину много старше себя, юриста Владимира Блюмельфельда. Брак их был недолгим, она его и не вспоминала. Слово «муж» для нее было связано только с одним человеком: архитектором Константином Топуридзе, автором фонтана «Дружба народов» на ВДНХ и других замечательных проектов. Он был широчайше образованным человеком, всегда был увлечен какими-то идеями, занят работой. Она тоже много выступала, гастролировала, так что пересекались они не так уж много. Характер у мужа был нелегкий, и она нередко на него обижалась. Тогда он подходил к ней со словами: «Ладно, я тебя прощаю», — и в семье снова царил мир. Она называла мужа «мой ангел». Домработница так и говорила ей: «Твой ангел звонил. У него поздно будет заседание. Чтобы ты никуда не уходила».

Иногда, чтобы повидать мужа, она приходила к нему в архитектурную мастерскую. Когда его не стало, она записала в дневнике: «Всю свою сознательную жизнь я прожила с человеком глубоко ученым, не говоря о таланте. Мне никогда не нужен был ни один словарь. А теперь, чтобы разъяснить что-то для себя, я должна спросить восемь человек».

0

15

http://s6.uploads.ru/t/mqS7L.jpg

Дневник она вела всегда.

Записывала события собственной жизни, заседания в сатирическом клубе «Чудак», на которые ее приглашали, путешествия, гастрольные поездки на юг и на Крайний Север, целину, фронт… Потом она издала свои дневники под названием «Разрозненные страницы». Читать их очень интересно. Литературный дар у нее, несомненно, был. Но главное — был радостный, живой взгляд на происходящее. Она не уставала делать открытия, изумляться, притягивать людей. Когда ей однажды предложили слетать в составе группы из 13 артистов на Северный полюс, бесстрашно согласилась. Получила полярное обмундирование (меховые рукавицы, доху, унты и прочее), села в Тушине на самолет и понеслась. Нарьян-Мар. Амдерма. Каменный мыс — Обская губа.

Город Игарка — лесозавод, мерзлотная станция. Остров Диксон. Колымские Кресты. Малюсенький городок Хатанга, где впервые увидела белого медведя. Бухта Тикси. Везде концерты, запланированные и нет. В бухте Провидения артисты выступали перед группой геологов и были потрясены: зрители шли к ним пехом 40 километров туда и 40 обратно. В бухте Угольной до шахтерского поселка гостей волокли трактором: прицепили огромное железное корыто на полозьях-бревнах, насыпали, как горох, мешки с почтой, людей, чемоданы. Арфу везли на тюфяках, на руках. На перелете из Анадыря к мысу Шмидта ритм полета вдруг стал неровным, моторы завыли. Оказалось — обледенение двигателя, винты заклинило, но до аэродрома дотянули. И вот — ура! — дали разрешение лететь на Северный полюс, на дрейфующую станцию. От Тикси до полюса летели больше 6 часов…
Эмоции от того, что последняя цель путешествия достигнута, захлестнули всех, даже арфу — на ней лопнули все струны. Сколько впечатлений занесено Зеленой в дневник! Как любовно схвачены детали: «Без ружья по лагерю ходить нельзя. На льдину всегда может прийти медведь. Они не любят долго плавать в холодной воде — бродят по льдинам… Когда медведь охотится, он закрывает свой черный нос лапой, чтобы на снегу его не было видно совсем, а когда он ловит нерпу, то ложится, обнимает лунку кольцом своих лап и сразу душит животное в объятиях, едва оно высунет голову из воды»…

Много, много сюрпризов подбросила ей судьба. Главное — она умела их ловить. Когда началась война, она была с театром на гастролях по Союзу. Театр пытался вернуться в Москву, но это было невозможно. А Рина Зеленая просилась на фронт, в концертную бригаду. Это было возможно, и она получила свою долю военных дорог, бомбежек и потерь. Но вспоминать любила веселое. Например, о поездке в Тулу. Ехали на машинах. Началась бомбежка, шофер велел вылезать из машины и бежать куда угодно. Вместе с двумя актрисами она забежала в какой-то подъезд. Стояли, прижавшись друг к другу, в темноте. Послышался отвратительный вой падающей бомбы. Женщины застыли, ожидая взрыва… Но взрыва не было. Тусклый свет из окошка осветил что-то странное. Оказалось: котята. Маленькие белые котята ползали у их ног. Бомба так и не взорвалась, было очень страшно, и только присутствие котят вносило в этот эпизод домашнюю трогательную ноту…

Наверно, много лет спустя озвучивая котенка в мультфильме, Рина Зеленая вспоминала эти белые комочки под ногами. Ей приходилось говорить в кино всякими голосами — голосом слоненка, гусеницы и даже… карандаша. Снимали ее до обидного мало. После «Приключений Буратино» она шутила: «Вот я уже и черепахой была. Вижу — человеческой роли не дождаться, вот я и согласилась». И все-таки как здорово, что эти ленты остались. Остались записи ее голоса. Остались ее истории «для взрослых про детей». И даже стихи, сочиненные ею вместе с детьми.

0

16

http://s7.uploads.ru/t/SZsA6.jpg

«ОНА была похожа на мальчика, который похож на девочку» — так охарактеризовала молодую Рину Зеленую писательница Вера Инбер.

0

17

http://s7.uploads.ru/t/OoTgP.jpg
Рина Зелёная

http://s6.uploads.ru/t/TiBxH.jpg
Р.Зелёная и Р.Плятт

http://s6.uploads.ru/t/ruhHt.jpg
Рина Зелёная и Виталий Соломин

0

18

РИНА ЗЕЛЁНАЯ
http://s6.uploads.ru/t/dafAJ.jpghttp://s7.uploads.ru/t/qApir.jpghttp://s7.uploads.ru/t/yvGhU.jpghttp://s7.uploads.ru/t/I2Qay.jpghttp://s7.uploads.ru/t/sTdhK.jpg

0