"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Азербайджан

Сообщений 21 страница 40 из 56

1

На Каспийском море аккуратно расположена скромная, но загадочная и гордая страна с прекрасным именем Азербайджан. Не отставая от прогрессивного общества, азербайджанский народ, возводя гигантские комплексы в столице и остальных густо населенных городах, разрабатывая проекты офисных точек, модернизируя нефтяные вышки, продолжает уважать духовное богатство наследия своих потомков. В Азербайджане и стар, и млад строго соблюдают национальные традиции. Здесь каждый человек с младенчества погружается в неповторимую атмосферу самобытности.

http://turizmik.ru/public/uploads/news/6029/big/IMG_9a8a4124042d.jpg

Азербайджа́н (азерб. Azərbaycan), официальное название — Азербайджа́нская Респу́блика (азерб. Azərbaycan Respublikası) — государство, расположенное в восточной части Закавказья, в Передней Азии и на Ближнем Востоке, а также, по мнению некоторых источников, частично и в Восточной Европе (0-10%). Население, по оценочным данным на январь 2013 года, составляет более 9 миллионов человек, территория — 86 600 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной региона. Занимает девяносто первое место в мире по численности населения и сто двенадцатое по территории.

Столица — Баку. Государственный язык — азербайджанский.

Большинство населения исповедует ислам.

Унитарное государство, президентская республика. В октябре 2003 года пост президента занял Ильхам Алиев. Подразделяется на 66 районов, 11 городов республиканского подчинения и 1 автономную республику — Нахичеванскую Автономную Республику. Часть территории Азербайджана контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, часть — Арменией (эксклавы Кярки, Бархударлы, Софулу, Верхняя Аскипара).

Омывается водами Каспийского моря. Имеет сухопутную границу с Россией, Грузией,Арменией и Ираном. Нахичеванская Автономная Республика — эксклав Азербайджана — граничит с Арменией на северо-востоке, Ираном на юго-западе, Турцией на северо-западе.

Аграрно-индустриальная страна с динамично развивающейся экономикой. Объём ВВП по паритету покупательной способности за 2012 год составил 98,776 миллиарда долларов США (10 624 доллара США на душу населения).
Денежная единица — азербайджанский манат.

Независимость страны провозглашена 28 мая 1918 года. Азербайджанскую Демократическую Республику, провозглашённую в 1918 году, называют первой демократической светской республикой в мусульманском мире

0

21

Обычаи и традиции Азербайджанского народа.

https://world-card.ru/images/tradicii/Azerbaijan3.jpg

Азербайджанские обычаи и традиции прошли большой путь, прежде чем сформировались в те их виды, которые знакомы нам сейчас. Много веков понадобилось для их формирования, и много событий, как положительных, так и отрицательных, стало причиной их возникновения. В азербайджанских традициях нашли отражение и различные религиозные мировоззрения людей, особенность их менталитета, влияние других культур. Многие из традиций в XX веке централизованное (советское) правительство республики пыталось искоренить, но никогда и ни у кого не получится уничтожить в человеке то, что является частью его. Именно поэтому многие древние традиции живы до сих пор.

Азербайджан – страна свято соблюдающая свои национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие традиции Азербайджана воплощены в гостеприимстве этого народа, их культуре, народных верованиях, национальной одежде, народных гуляньях и развлечениях.

Очень многое в стране подчинено вековым обычаям и традиционным исламским нормам, поэтому следует соблюдать определенные правила поведения. В общественных местах опрятность в одежде очень ценится, а никаких ограничений на ношение европейской или спортивной одежды в повседневной жизни нет и в помине. Также традиционно очень уважительное отношение к культовым местам (при посещении мечетей и мавзолеев следует соблюдать традиционные для всех исламских стран нормы). Сами местные жители, особенно женщины, одеваются достаточно строго, предпочтение отдается темным цветам. Но зато большое внимание уделяется ярким аксессуарам и украшениям.

0

22

Обычаи и традиции Азербайджанского народа.

Гостеприимство

https://world-card.ru/images/azerbajdzhan/Jazerbojidgan4.jpg

В Азербайджане принять гостя умеют с истинно кавказским радушием и размахом. Отказ от приглашения в гости может быть расценен как личное оскорбление. Но и навязываться в этом вопросе никто не будет - желание гостя - закон, поэтому всегда можно договориться с радушным хозяином на другое время визита.

Часто хозяин или другой собеседник дарят гостю подарки, причем зачастую не самые дешевые, поэтому рекомендуется иметь при себе небольшой набор сувениров или подарков.

Местные женщины, особенно это заметно в сельских районах, обычно не вмешиваются в беседу хозяина с гостями, даже если среди них тоже есть представительницы прекрасного пола. Они накроют и подадут на стол, но наверняка откажутся разделить трапезу с иностранными гостями, поэтому настаивать на этом не стоит. Обычаи гостеприимства имеют глубокие исторические корни, в принципе, присущие многим народам мира.

В Азербайджане их возникновение уходит корнями еще в первобытное общество, когда без лишних вопросов предоставлялся кров отбившимся от племени, нуждающимся в защите, заблудившимся и странствующим.

Существуют у азербайджанцев и некоторые традиционные способы гостеприимства высокопоставленных или уважаемых гостей. Встречая гостя у ворот дома, у его ног резали овцу, к рогам которой, кстати, были привязаны ленты. Кровь овцы просачивались под ноги гостя, последний опускал руку в кровь и перешагивал через жертвенное животное. Мясо овцы раздавалось нуждающимся. В древнем Азербайджане существовал обычай: если прислуга выносила гостю полную сумку с продуктами на дорогу, это был намек на то, что гостю пора в обратный путь.

О гостеприимстве азербайджанцев было известно в свое время и на Ближнем Востоке, и в России. Источники рассказывают, как гостеприимно встречали азербайджанцы Петра I в Дербенте, князя Долгорукого в Баку и Сальянах, военного губернатора города Шемахи в Шуше, А. Бестужева в Губе, М.Ю. Лермонтова в Гусарах, профессора Казанского Университета И. Березина у А.Бакиханова.

Для заблудившихся в горах
, уставших, отставших в пути ночью путешественников некогда строились убежища «аман эвляри», сохранившиеся до наших дней в азербайджанских горах в качестве памятников старины. Это говорит о том, что азербайджанцы проявляли гостеприимство не только у себя дома, но и вне его пределов, предоставляя путникам кров, даже в отдаленных от села местах.

При входе в дом следует обязательно снять обувь и следовать распоряжениям хозяина. Обычно сначала на стол подают чай. Оригинальной азербайджанской посудой, предназначенной для питья являются стаканы Армуду или иначе “Богмалы”. Оба названия связаны с формой этих стаканов и ассоциациями, которые они вызывают в сознании народа. Без них трудно себе представить чаепитие азербайджанцев.

В любом азербайджанском доме гостю первым делом предлагают чай. Всегда с чая начинается застолье, им же оно и заканчивается. Причем чай приносят даже в том случае, если гость пришел не посидеть с хозяевами, а по делу, на несколько минут.

Лишь в одном случае азербайджанец не предлагает чай: если он не желает видеть этого человека в своем доме и считает его врагом.

0

23

Обычаи и традиции Азербайджанского народа.

https://world-card.ru/images/azerbajdzhan/Jazerbojidgan2.jpg

По своей форме стаканы для чая - армуду напоминают классическую фигуру восточной женщины. Середина подобна ее талии - это самая тонкая часть стакана, отсюда и название "богмалы", что в переводе означает стесненный. Другое название стакана - "армуду", как уже было отмечено, также связано с его формой. "армуду" в переводе означает грушеподобный т.к. по форме они на самом деле напоминают грушу. Стаканы армуду, которые могут быть стеклянными, фарфоровыми, фаянсовыми, серебряными и т.д. и самовар составляют прекрасный чайный сервиз, являющийся достоянием каждой азербайджанской семьи. Хотелось бы отметить, что родиной самого древнего самовара, которому более 4 тысяч лет, является Азербайджан.

После чаепития подаются вторые блюда
, зелень и свежие овощи, а затем - сладости или довга. Брать еду левой рукой не принято. Рис берут щепоткой, некоторые блюда также считается не зазорно брать рукой или кусочком хлеба. В городских условиях трапеза обычно проходит по европейским стандартам, с присутствием столовых приборов и индивидуальных порций. В сельской местности, особенно если речь идет о каком-то общинном празднике, правила поведения за столом более вольные и неформальные.

Одной из главных особенностей азербайджанской кулинарии, как и любой восточной, является неповторимый аромат и острый вкус блюд. Такой удивительный эффект азербайджанской пище придают разнообразные специи. Особое внимание стоит обратить на шафран и сумах (барбарис в порошке). Первый стал неотъемлемым компонентом многочисленных пловов. А сумах подается к мясным блюдам. Кстати, другая отличительная особенность азербайджанской кулинарии — использование баранины. Из неё готовится долма, которая очень напоминает голубцы.

Широкую известность получили такие блюда, как кюфта-бозбаш (бульон с мясными тефтелями, картофелем и горохом), довга (суп из кислого молока) и, конечно же, люля-кебаб.

Различные районы Азербайджана также могут похвастаться особыми способами приготовления пищи. Например, на северо-западе страны популярно блюдо хингал, которое очень похоже на пельмени. Его начинку делают из мяса, курута (высушенный творог) и жареного лука. Ленкорания знаменита цыплятами, фаршированными орехами, повидлом и луком.

Кондитерские изделия Традиции Азербайджанаможно поделить на две группы: печенье (шакер-луку, унланан, курабье) и пироги с ореховой начинкой, которые знамениты как пахлава. Самый распространенный национальный напиток – это щербет. Он готовится из лимона, шафрана, сахара, семян базилика и мяты, а также разных фруктов.

Не удивляйтесь, если первым блюдом, поданным к столу, будет чай. У азербайджанцев чаепитие давно превратилось в культурно-эстетическое достояние, которое имеет свои приемы и правила. После завершения чаепития подаются вторые блюда, свежие овощи и зелень, а в конце – довга или сладости. Многие блюда нужно употреблять с помощью рук, например, рис принято брать щепоткой. Азербайджанский обед может длиться около трех часов. Тем не менее, в городских условиях трапеза часто проходит по знакомым для иностранцев европейским стандартам.

0

24

Чайхана

https://world-card.ru/images/tradicii/Azerbaijan1.jpg
Еще одна традиция, связанная с чайной церемонией.

В отличие от стандартной среднеазиатской чайханы, где можно и попить чай, и плотно пообедать, в азербайджанской чайхане подается исключительно чай. К нему могут предложить только сладости и конфеты, но не еду. В современном понимании иностранного человека чайхану можно с уверенностью назвать клубом, причем исключительно мужским. Здесь обсуждают новости, дела, строят планы, вспоминают прошлое, а главное, поддерживают отношения. В известном смысле это заведение, призванное сохранять стабильность в обществе. Повздорившие днем соседи встречаются вечером в чайхане. И здесь, в кругу соседей, друзей, за стаканом чая они могут спокойно обсудить свои проблемы и найти взаимовыгодный выход из сложившейся ситуации.

0

25

Обычаи и традиции Азербайджанского народа.

Праздники

https://world-card.ru/images/tradicii/Azerbaijan5.jpg

Из праздников, которые празднуются азербайджанцами, широко отмечаются курбан-байрам (праздник жертвоприношения), оруджлук (праздник поста).

Наиболее широко отмечается новруз-байрам. Этот древний народный праздник нового года и весны. Его отмечают 21 марта - в день весеннего равноденствия. Готовятся к нему с конца зимы: ремонтируют квартиры, шьют новую одежду, но главное выращивают на тарелках пшеницу, проваривая затем её особым способом. Вечером в день праздника накрывают стол с богатыми яствами, чтобы год был богатый и плодородный. Во дворах разжигают маленькие костры, через которые прыгают под надзором старших ребятишки. Празднование Новруза является одной из интересных народных традиций Азербайджана. Новруз - праздник весны, наступления нового года. Азербайджанцы перед празднованием Новруза, отмечают ряд предыдущих дней, являющихся праздниками по случаю окончания Старого и наступления Нового года. Речь идет о четырех предпраздничных средах: Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода, стоячие воды приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна.

0

26

Обычаи и традиции Азербайджанского народа.

https://world-card.ru/images/tradicii/Azerbaijan4.jpg
Одежда

Что касается традиций в одежде, национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны. Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие страны азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой.

Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений. Женскую одежду шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани. Примечательный элемент костюма азербайджанцев - нижняя одежда. Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У богатых же красавиц - из шелка.

Женская одежда отличалась яркостью расцветок. Поверх рубахи надевали короткий, приталенный, со сборчатым подолом кафтан, а зимой - дополнительно еще стеганую безрукавку. Волосы женщины убирали в узкий прямой чехол, а на голову надевали невысокую шапочку с платком. Выходя со двора, особенно в городе, поверх платка накидывали еще шаль или особую длинную накидку - чадру. Обувью у мужчин служили кожаные постолы, мягкие сапоги и башмаки с загнутыми кверху носами. Женщины носили дома носки собственной вязки, иногда с подшитой кожаной подошвой, а при выходе из дома надевали туфли без задников с небольшим каблуком и острыми, загнутыми кверху носами.

В условиях резкого социального неравенства в одежде разных социальных групп населения наблюдались большие отличия. Зажиточные мужчины носили одежду, сшитую из дорогих материалов - тонкого сукна, шелка; черкеску украшали нагрудными карманчиками, в прошлом служившими патронташами, газырями, и перепоясывали тонким кожаным поясом, отделанным наборными серебряными украшениями. Богатые женщины также шили одежду из дорогих тканей - шелка, парчи, бархата; носили широкий кожаный или бархатный пояс с т вычурными серебряными пряжками и в подвешенными монетами. Костюм их дополняли многочисленные ювелирные украшения - браслеты, монисто, бубенчики, перстни.

В настоящее время, как мужчины, так и женщины носят одежду общеевропейского типа., Отдельные элементы национального костюма (папахи у мужчин, а у женщин - широкие юбки, шали, платки) можно встретить только в сельской местности, главным образом среди представителей старших возрастов.

0

27

Обычаи и традиции Азербайджанского народа.

Свадьба

https://world-card.ru/images/tradicii/Azerbaijan6.jpg

Самые богатые национальными ритуалами и обрядами были и остаются свадебные церемонии. Начинаются они с предварительного оповещения...
Родственники жениха отсылают в дом девушки близкого родственника. Он должен сказать о намерении придти на сватовство. Бывает так, что в доме девушки не дают на это согласия. В таком случае самый уважаемый из рода жениха старается получить согласие у родителей девушки.

Чай в азербайджанской традиции является непременным атрибутом сватовства. У народа этой страны не принято говорить на прямую: мол, выдайте вашу дочь за нашего сына. О том, что в дом придут сваты, сообщается заранее, причем без большой огласки. В ходе же самого сватовства разговор ведется лишь намеками и полунамеками. А ответ дается также неоднозначно, и неазербайджанец такого ответа бы не понял. В общем, его дают посредством чая: если в чай, предложенный сватам, положили сахар, то надо готовиться к свадьбе. Если же сахар подали отдельно от чая, то это означает отказ.

Особенно интересны свадебные традиции Азербайджана. В этой стране существует много разных предсвадебных обычаев. Один из самых первых – это Хабар гёндярмя или оповещение о сватовстве. В случае если семья девушки не соглашается на сватовство, родственники юноши просят помощи у уважаемых людей, чтобы те помогли получить согласие. Также существует обычай малого сватовства, согласно которому невесту сватают мать юноши и другая близкая родственница.

У азербайджанцев существует Малое и Большое обручение. На первом обручении нет жениха, но родственники парня дарят невесте обручальное кольцо, платок и сладости. Через несколько месяцев наступает основное обручение. На это обручение девушке преподносят много подарков, за исключением туфлей. Самый интересный традиционный подарок – это «шах». Он являет собой свадебное украшение из ветки дерева, на которую крепят свечи, зеркало, парчу, фрукты и конфеты. Приданое невесты приносят в дом жениха за несколько дней до свадьбы.
https://world-card.ru/images/azerbajdzhan/Jazerbojidgan8.jpg

Религиозное узаконивание брака проходит перед свадьбой. Обряд проводит Молла (представитель мусульманской мечети), которого благодарят деньгами и куском сахара. При этом обряде присутствуют только самые близкие родственники. Непосредственно свадьба («Той») может длиться до трех дней. Все гости высказывают добрые слова в адрес новобрачным и танцуют. Слева и справа от жениха находятся его ближайшие друзья (молодые). Мать жениха должна приготовить для них подарки. Главное, чтобы жених и невеста много танцевали.

0

28

Обычаи и традиции Азербайджанского народа.

Танцы

https://world-card.ru/images/tradicii/Azerbaijan2.jpg

Национальные танцы Азербайджана, а также настоящие уличные спектакли называют составным компонентом культуры этой страны. Одетые в национальные костюмы танцоры кружили вокруг прохожих и собирали вокруг себя толпы любопытных зевак. Одним из самых популярных является обряд «коса-косса» - танцы о приходе весны. Молодежь собиралась небольшими группами и устраивала веселые импровизации прямо на улице, получая от благодарных зрителей в награду разные сладости. Бросается в глаза отличие мужских танцев от женских. Азербайджанские танцовщицы воспроизводят танец, в большей степени, верхней частью туловища: головой, руками, корпусом. Девушки околдовывают зрителей плавными движениями рук, изгибом талии, озорной улыбкой и поворотами головы.
На Каспийском море аккуратно расположена скромная, но загадочная и гордая страна с прекрасным именем Азербайджан. Не отставая от прогрессивного общества, азербайджанский народ, возводя гигантские комплексы в столице и остальных густо населенных городах, разрабатывая проекты офисных точек, модернизируя нефтяные вышки, продолжает уважать духовное богатство наследия своих потомков. В Азербайджане и стар, и млад строго соблюдают национальные традиции. Здесь каждый человек с младенчества погружается в неповторимую атмосферу самобытности.

0

29

Обычаи и традиции Азербайджанского народа.

Традиции деторождения

https://world-card.ru/images/azerbajdzhan/Jazerbojidgan9.jpg
Чтобы не допустить рождения больного ребенка, беременные азербайджанки стараются постоянно быть приветливыми и обходительными. Особенно полезно, согласно древним обычаям, задержать взгляд на красивых цветах, воде или небе.

После рождения младенца сразу купали в соленой воде, чтобы ребенок был честным и смелым.

Но при первом купании мать не должна быть с ребенком. Когда у малыша появлялись первые зубки, проводился особый обряд, при котором готовилось блюдо из 7 видов зерновых.

После того, как ребенку исполнялся 1 год, ему начинали подрезать ногти и стричь волосы. Первые остриженные волосы и ногти принято хранить.

0

30

Кинематограф Азербайджана

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/84/The_first_film_studio_in_Baku.jpg
Здание первой киностудии в Баку. 20-е годы XX века

Азербайджанское кино — национальное киноискусство и киноиндустрия Азербайджана, зародившееся в конце XIX века.
Вцелом, со времени зарождения кино в Азербайджане было снято около 240 полнометражных и более 50 короткометражных художественных фильмов, также свыше 1200 документальных и около ста мультипликационных и т. д.

0

31

История национальной кинематографии в Азербайджане начинается в конце XIX — начале XX веков.
Так на рубеже веков, когда город Баку, будучи известным как «производитель половины всей нефти мира» переживал экономический подъём, в Азербайджане стало появляться всё больше предприимчивых бизнесменов, архитекторов, купцов, учёных, а также деятелей искусства.

В 1898 году фотографом Александром Мишоном впервые было снято несколько документальных сюжетов на местные темы, такие как «Пожар нефтяного фонтана в Биби-Эйбате», «Нефтяной фонтан в Балаханах», «Народное гулянье в городском саду», «Кавказский танец» и одна игровая юмористическая кинозарисовка, которая называлась «Попался». Зрителям эти фильмы были показаны на специально организованном киносеансе 2 августа того же года. Cогласно указу президента Азербайджанской Республики этот день считается днём рождения национальной кинематографии и ежегодно отмечается как «День национального кино». Мишон добился также успеха, продемонстрировав эти фильмы во Франции.

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/65/Aleksandr_Mishon.jpg
Александр Михайлович Мишон —
фотограф, снявший первый фильм в Азербайджане

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/65/Azerbaijani_film_1898.jpg
В 1915 году в Баку была создана контора кинопроката.
Она была учреждена акционерными обществами братьев «Пироне».
Кроме них в Баку функционировали филиалы и других иностранных кинофирм («Пате», «Фильма» и др.) В том же 1915 году общество «Пироне» приступило к съемкам фильма «В царстве нефти и миллионов», ставшего первым художественным азербайджанским фильмом. Фильм был снят по одноимённому роману М. Мусабекова. Съемку фильма финансировали местные нефтепромышленники. Так, для снятия фильма из Петербурга был приглашён режиссёр Борис Светлов. В Баку и окрестных сёлах снимали пейзажи, в Тифлисе же — сцены, связанные с павильонами. В фильме, в роли Лютфели-бека, снялся известный тогда актёр театра Гусейн Араблинский.

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/72/Huseyn_Arablinski.jpg
Гусейн Араблинский — известный
азербайджанский актёр театра и кино начала XX века

Первая азербайджанская кинокомедия «Аршин мал алан», имевшая большой успех, была снята в 1916 году, на основе одноимённой оперетты композитора Узеира Гаджибекова. После провозглашения независимости Азербайджанской Демократической Республики 28 мая 1918 года, в 1919 году был продемонстрирован докуменальный фильм «Первая годовщина правления мусават в Азербайджане».

0

32

В советский период национальное кино формировало свой облик. Появлялись мастера, выделяющиеся самобытностью кино-языка и оригинальностью творческого почерка.

В 1922 году руководство Азербайджанской ССР приняло решение о создании первой в республике кинофабрики, ставшей предшествинице сегодняшней киностудии Азербайджанфильм. В следующем году специальным декретом Совета Народных Комиссаров было учреждено Азербайджанское фото-киноуправление (АФКУ), осуществлявшее меры по национализации и объединению фото-кинотеатров и прокатных контор отдельных предпринимателей. При АФКУ в то время существовали такие кинотеатры как «Тейяре», «Эдисон», «Миллион», «Ладья», «Меденчи» («Промысловик») и др. В 1924 году на экранах появился двухсерийный художественный фильм «Легенда о Девичьей башне», снятый режиссёром В. В. Валльюзеком. Создатели фильма применили при съёмках восточную экзотику.

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/77/Maiden_Tower_Legend_film.jpg
Кадр из первого азербайджанского советского фильма
«Легенда о Девичьей башне», 1924 год.

При АФКУ в 1925 году по инициативе Ш. Махмудбекова была организована студия по подготовке в Азербайджане национальных актёрских и режиссерских кадров. В этой студии обучались Джафар Джаббарлы, М. Микаилов, А. Таиров и др. Для повышения художественного качества фильмов и развития национальных кадров в Баку приглашались известные кинорежиссёры, такие как В. И. Пудовкин, И. А. Шевченко, Н. М. Шенгелая, Михаил Чиаурели, а также кинооператоры Г. М. Лемдег, В. Р. Лемке, А. В. Гальперин, И. С. Фролов, Я. М. Фельдман, Л. Л. Косматов, В. М. Шнейдер и др. К кинотворчеству привлекались Джафар Джаббарлы, Аббас Мирза Шарифзаде и др.

В 1926—1930 гг. АФКУ называлось в «Азгоскино», В 1930—1933 гг. — «Азеркино», в 1933 году было переименованно в «Азфильм», в 1934 — в «Азгоскинопром», с 1935 по 1940 называлась «Азерфильм», с 1941 по 1959 — «Бакинская киностудия». Наконец с 1961 года и по сей день учреждение называется «киностудией Азербайджанфильм имени Джафара Джаббарлы».

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/74/Jabbarly.jpg
Джафар Джаббарлы — известный азербайджанский драматург,
считающийся основателем школы киносценаристов Азербайджана

В 1920-е годы главной тематикой в азербайджанском кино была борьба против религиозного фанатизма, революция и свобода женщин. В эти годы вышли такие фильмы как «Бисмиллах» (1925 год, режиссёр Аббас-Мирза Шарифзаде и А. Валово), «Дом над вулканом» (1929 год, режиссёр Амбарцум Бек-Назаров), «Гаджи Гара» (1929 год, режиссёр Аббас-Мирза Шарифзаде). Образ азербайджанской женщины, борящейся за свободу, был воспроизведён в фильме «Севиль» (1929 год, режиссёр Амбарцум Бек-Назаров)

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/83/Sevil.jpg
Кадр из фильма «Севиль», снятый по одноименному произведению Джафара Джаббарлы. 1929 год

В эти годы местными и иностранными кинокомпаниями снимались кинохроники и документальные фильмы, повествующие о городской жизни, нефтепромыслах. Первая кинохроника «Прибытие IX Красной Армии в Баку» была создана в 1920 году. В этом же году была создана кинохроника «Первый гурултай (собрание) восточных народов». В последующие годы создавались репортажи, связанные с соответствующими событиями: наряду с документальными фильмами такими как «III годовщина Советского Азербайджана» (1923 год), «Пожар на нефтяных промыслах в Сураханы» (1923), «Похороны Наримана Нариманова» (1925), Прибытие М. Фрунзе в Баку (1925) и др. снимались фильмы и на научные темы. В 1925 году режиссёр Аббас Мирза Шарифзаде закончил съёмки фильма «Путешествие в Азербайджан», повествующий о культурной и промышленной жизни республики. В 1920-е годы издавался киножурнал «Азербайджанский экран» (4-5 раз в год), знакомящий зрителей зрителей с достижениями а производстве и культурной жизни республики.

0

33

Кинематограф Азербайджана

В начале 30-х годов темы для художественных фильмов брались из современной жизни. Снимались фильмы и на историко-революционные темы. К ним относятся такие фильмы как «Лятиф», «Исмет», которые были сняты соответственно в 1930 и 1934 годах режиссёром М. Микаиловым; «Алмаз» (1936) и «Новый горизонт» (1940), снятые соответственно режиссёрами А.Гулиевым и Г. М. Брагинским. В 1938 году режиссёром В. В. Туриным была снята картина «Бакылылар» («Бакинцы»). Среди немых фильмов 30-х годов особо выделяются полнометражные фильмы «Путь к Востоку», снятый режиссёром А. А. Маковским в 1934 году и «Азербайджанское искусство».

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/65/A_Alakbarov.jpg
Кадр из фильма «Лятиф» с участием Алескера Алекперова.
1930 год

В 1940 году первый профессиональный азербайджанский кинорежиссёр Самед Марданов, скончавшийся в раннем возрасте, закончил съёмки единственной в своей жизни картины «Кяндлиляр», которая переводится как «Крестьяне». Это одна из лучших азербайджанских картин. Некоторые фильмы Азербайджана, такие как «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря», снятые на нефтяную тему и связанные с нефтяниками Каспия, были известны и за пределами страны, в том числе и на Каннском кинофестивале.

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/84/The_peasants.jpg
Кадр из фильма «Кяндлиляр» (Крестьяне), режиссёра Самеда Марданова.
1940 год

В 1935 году знаменитым режиссёром Борисом Барнетом на «Азерфильме» был снят первый звуковой фильм Азербайджана «У самого синего моря». В фильме снимались выдающиеся советские актёры Николай Крючков и Лев Свердлин. В целом с 1936 по 1941 год было снято более 10 звуковых фильмов.

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/70/Forum_Cinema_Baku.jpg
Кинотеатр «Форум» в Баку. 1936 год

С появлением звука начало развиваться и документальное кино. В 1935 году Б. В. Пумянский и В.Еремеев, будучи режиссёром и автором сценария соответственно, сняли односерийный документальный хроникальный киноальманах «Прославленный Азербайджан». Именно в этом фильме синхронно с выступлениями героев очерка впервые был передан дикторский текст. Начиная с 1939 года под новым названием «Орденоносный Азербайджан» начал издаваться киножурнал «Азербайджанский экран». Выходило 36 номеров в год.

0

34

Кинематограф Азербайджана

Военные годы

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f4/Bakhtiyar.jpg
Кадр из фильма «Бахтияр» (1942 год) с Мовсумом Санани в главной роли

В годы Второй мировой войны снимались в основном фильмы на военную тематику. Так, режиссёром А. Гулиевым были сняты фильмы киноновеллы «Сын Отечества» (1941 год) и «Бахтияр» (1942 год). Фильмы были посвящены воинам-героям Кямалу Гасымову и Бахтияру Керимову соответственно. А в 1943 году режиссёром А.Ивановым была снята посвящённая проявленному в годы войны героизму моряков кинокартина «Подводная лодка Т-9».

Кроме этого, в 1942 году усилиями режиссёров А. И. Бек-Назарова и Рзы Тахмасиба вышла в свет картина «Сабухи», которая была посвящена жизни и творчеству Мирзы Фатали Ахундова. В 1943 году была снята состоящая из трёх киноновелл (режиссёры Григорий Александров, Рза Тахмасиб и Микаил Микаилов), связанных единой сюжетной линией, «Одна семья».

В эти годы из Азербайджана на линию фронта отправилась группа режиссёров-кинодокументалистов, такие как А.Гасанов и операторов (М.Мустафаев, М.Дадашов, С.Бадалов, В. Е. Еремеев, Ч.Мамедов и др.). Там ими снимались документальные фильмы и отправлялись для демонстрации бойцам в качестве специальных выпусков. Среди киножурналов и киноочерков, отражающих героический труд азербайджанского народа в годы войны известны «За Родину» (1943, режиссёр А.Гасанов), «Забота» (1943, режиссёр А.Гулиев), «Ответное письмо» (1944, режиссёр И.Эфендиев), «Братская помощь» (1944, режиссёр А.Дадашов) и др.

В 1944 году режиссёрами Г. В. Александровым и Н. И. Большаковым был снят полнометражный документальный фильм «Каспийцы» («Бакинская киностудия» совместно с Московской студией документальных фильмов). Фильм расскахывал о героизме каспийских моряков. А вчесть 25-летия установления Советской Власти в Азербайджане был создан полнометражный документальный фильм «Страна вечных огней» (режиссёр Г.Сеидзаде, 1945 год).

0

35

Кинематограф Азербайджана

Послевоенные годы

В 1945 году музыкальная комедия Узеира Гаджибекова «Аршин Мал-Алан» была экранизирована ещё раз. Режиссёрами Рза Тахмасибом и Н. Лещенко была создана яркая реалистическая кинокомедия, в которой был сохранён национальный колорит и народный юмор. Фильм добился большого успеха как на территории бывшего СССР, так и во многих странах мира. Государственная премия СССР за этот фильм в 1946 году была присвоена режиссёрам Рзе Тахмасибу и Н.Лещенко, композитору Узеиру Гаджибекову, а также актёрам Рашиду Бейбутову, Лейле Бедирбейли, А.Гусейнзаде, М.Калантарли и Л.Абдуллаеву. Начиная с этого фильма в азербайджанском кино усилилось стремление к комедийному жанру. Так, в 1955 году режиссёром Т.Тагизаде был снят комедийный фильм «Встреча», а Л.Сафаровым — «Любимая песня» («Бахтияр»), главную роль в котором сыграл также Рашид Бейбутов.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/Fatali_khan.jpg
Кадр из фильма «Фатали хан».
Справа, Фатали хан (Алескер Алекперов) беседует с послом из России.

В 1947 году режиссёром В. И. Дзиганом был снят фильм «Фатали хан», посвящённый жизни губинского хана Фатали. На экраны фильм вышел лишь в 1959 году.

В это время одновременно с журналом «Советский Азербайджан» начал выходить киножурнал «Молодое поколение» (4 номера в год). С 1945 по 1950 год над документальнымм фильмами трудились такие сценаристы как И.Касумов, А.Гулубеков, режиссёры З.Кязимова, Л.Сафаров, операторы А.Нариманбеков, Т.Ахундов, Х.Бабаев, композиторы К.Караев, Т.Гулиев и др.

В 1947 году был снят полнометражный фильм «По ту сторону Аракса» (режиссёры И.Эфендиев, Э. И. Шуб). Фильм рассказывал о борьбе за свободу азербайджанского народа Ирана в 1945—1946 гг.

50-е годы

В начале 50-х годов в «Бакинской киностудии» снимались в основном художественно-документальные и публицистические фильмы. Уже к середине 50-х годов были подготовлены национальные кадры сценаристов, режиссёров, операторов и художников. Большинство из них обучались во Всесоюзном Государственном Институте Кинематографии. К их числу относятся И.Касумов, Э.Мамедханлы, И.Тагизаде, Л.Сафаров, Г.Сеидбейли, А.Ибрагимов, Н.Исмаилов, Г.Сеидзаде, Ш.Махмудбеков, А.Атакишиев, Х.Бабаев, А.Нариманбеков, Т.Ахундов, Р.Оджагов, К.Наджафзаде, Дж. Азимов, Э.Рзагулиев, Н. Зейналов и др.

0

36

Кинематограф Азербайджана

60-е годы

Начиная с 60-х годов в Азербайджане начали снимать всё больше цветных фильмов. Снятый в 1960 году режиссёром Г.Сеидзаде художественный фильм «Короглу», посвящённый одноимённёму народному мифическому герою стал первым широкоэкранным азербайджанским цветным фильмом. Мотивы же дастана «Лейли и Меджнун» легли в основу сюжета фильма «История любви» (1961, режиссёр Л.Сафаров).

Широкое распространение получило создание фильмов комедийного жанра. Были созданы такие кинокомедии как «Ромео мой сосед» (1963, режиссёр Ш.Махмудбеков), «Где Ахмед?» (1964, режиссёр А.Искендеров), «Улдуз» (1964, режиссёр А.Гулиев), «Аршин мал алан» (1966, режиссёр Т.Тагизаде)

В кинематографию приходила всё большая группа молодёжи:сценаристы братья Рустам и Максуд Ибрагимбековы, Анар, А.Ахундова, И.Гусейнов, В.Самедоглу, Р.Фаталиев, режиссёры А.Бабаев, Э.Гулиев, Г.Миргасымов, И.Эфендиев, Т.Исмаилов, Г.Азимзаде, Г.Бабаев, операторы З.Магеррамов, Р.Исмайлов, Р.Гамбаров, В.Керимов, художники Ф.Багиров, Р.Исмайлов, актёры Г.Мамедов, Ш.Алекперов, Г.Турабов, Р.Балаев, Ш.Мамедова и др.).

Их сотрудничество со старшим поколением приводило к повышению профессионального уровеня азербайджанского кино. Появлялись новые фильмы, отличающиеся национальным колоритом и идейной глубиной. В центре фильма «В этом южном городе» (1969, режиссёр Э.Гулиев) стоит тема борьбы нового и старого, рассматриваются вопросы спасения человечества от отживших себя обычаев. В фильмах, снятых за этот период, основное место занимают морально-этические проблемы, разные взгляды на современную жизнь, формирование молодого поколения. Анализ характеров людей занимают одно из главных мест в фильмах этого периода. К их числу можно отнести, например, фильм «Последняя ночь детства» (1969, режиссёр А.Бабаев).

В некоторых фильмах нашла отражение тема Второй мировой войны. В снятом в 1969 году режиссёром Ш.Махмудбековым фильме «Хлеб поровну» описывается жизнь бакинцев в последние годы войны. За этот фильм Махмудбеков был удостоен Государственной премии Азербайджанской ССР. Среди фильмов для детей можно назвать «Волшебный халат» (1964, режиссёр А. Атакишиев).

Во второй половине 60-х годов произошли определённые изменения в стиле документального кино. Отсутствовал дикторский текст, наблюдался поэтический настрой и чёткий монтаж. Эти изменения ощущаются в фильмах Г.Миргасымова «Море» (1965), «Гобустан» (1966), «Голос правды», «Композитор Гара Гараев» (1967) Сам Г.Миргасымов за эти фильмы был удостоен премии Ленинского Комсомола Азербайджана в 1967 году, которая была вручена также режиссёру фильма «Как хорошо, что был на свете Самед Вургун» (1967) Я.Эфендиеву, автору сценария И.Шыхлы, оператору З.Мамедову.

0

37

Кинематограф Азербайджана

70-е годы

В эти годы было снято несколько фильмов на историко-революционные темы. Особое внимание заслуживают фильмы «Звезды не гаснут» (1971, режиссёр А. Ибрагимов) снятый совместно с киностудией «Мосфильм», рассказывающий о деятельности Н.Нариманова. В 1970 году по мотивам «Комсомольской поэмы» Самеда Вургуна был снят посвящённый комсомольцам 20-х годов фильм «Семеро сыновей моих» (режиссёр Т.Тагизаде, который был удостоен премии Ленинского Комсомола Азербайджана. В 1973 году совместно с чехословацкой киностудией режиссёром Э.Гулиевым был снят фильм «Попутный ветер». Это был первым азербайджанским фильмом, снятым совместно с зарубежной студией. О классовой борьбе в азербайджанских сёлах в первые годы Советской власти рассказывается в фильмах «Последний перевал» (1971, режиссёр К.Рустамбеков), «Мститель из Гянджабасара» («Гатыр Мамед», 1974, режиссёр Р.Оджагов).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/17/Nesimi_Film.jpg/450px-Nesimi_Film.jpg
Кадр из фильма «Насими» (1973), где с поэта, которого сыграл Расим Балаев, сдирают кожу.
Сцена казни в Халебе была снята в этом же городе.

Был снят ряд исторических фильмов. Жизнь поэта Насими, выступавшего против социальных и нравственных проблем, несправедливостей феодального мира была показана в фильме «Насими» (1973, режиссёр Г.Сеидбейли). В 1975 году на VII Всесоюзном Кинофестивале фильм был удостоен премии как лучший исторический фильм. Особой поэтичностью отличается фильм режиссёра Т.Тагизаде «Деде Горгуд» (1975), снятый по мотивам народного эпоса «Книга моего деда Коркута». В 1979 году режиссёром Э.Гулиевым был снят фильм «Бабек». Фильм был посвящён борьбе народа против Халифата в IX веке под предводительством Бабека.

Тема Второй мировой войны раскрыта в фильмах «Наш учитель Джабиш» (1970, режиссёр Г.Сеидбейли), «В Баку дуют ветры» (1974, режиссёр М.Дадашов), «Звук свирели» (1975, режиссёр Р.Оджагов).

В фильмах «Скажи, что любишь меня» (1977, режиссёр М.Ибрагимбеков), «Простите нас» (1979, режиссёр А.Бабаев) выражен протест против эгоизма, жёсткости и жестокости. Морально-этические проблемы были затронуты в фильме сценариста Р. Ибрагимбекова и режиссёра Р.Оджагова «Допрос» (1979; главный приз XIV Всесоюзного Кинофестиваля, Душанбе, 1980; Государственная премия СССР, 1981),

К фильмам снятым для детей можно отнести «Лев ушёл из дома», снятый в 1978 режиссёром Р. Исмайловым, а также «Я сочиняю песню» (1979, режиссёр Т.Исмаилов),

Ряд научно-популярных фильмов, таких как «Память узоров» (1973, режиссёр И.Эфендиев), «Золотая рыба» (1975, режиссёр Ч.Фараджев) был создан в этот период. Дополнительные возможности методов съемок, монтажа и озвучивания начали применять для создания азербайджанских фильмов на актуальные темы. Сюда можно отнести фильм Т.Бекирзаде «Диссонанс» (1977), картину З.Магеррамова «Вместе с весной» (1978) и др.

С 1970 года в киностудии «Азербайджанфильм» начался выпуск сатирического киножурнала «Мозалан» (азерб. "Mozalan"), в котором критикуются антиподы общества, недостатки и упущения, встречающиеся в повседневной жизни и хозяйственной деятельности.

0

38

Кинематограф Азербайджана

80-е годы

Фильмы на разные темы снимались и в этот период. Темы о сложных психологических ситуациях по-новому раскрыты в таких фильмах как «Серебристый фургон» (1982), «Чёрт перед глазами» 1987 года, снятый режиссёром Г. Миргасымов, был удостоен премия XXI Всесоюзного кинофестиваля 1988 года, «Структура момента», «Деловая поездка» (1982), «Дедушка дедушки моего дедушки» и другие. В снятом Вагифом Мустафаевым в 1988 году сатирическом фильме «Мерзавец» показан процесс деформации человеческого характера.

Среди исторических фильмов, снятых на революционные темы известны фильм «По коням» 1983 года режиссёра Г. Турабова, «Ждите сигнал с моря» Джейхуна Мирзоева (1986). В память о Герое Советского Союза Ази Асланове в 1985 году режиссёр Р.Исмайлов снял фильм «Я любил вас больше своей жизни».

Снимались также и фильмы для детей. Популярными были фильмы «Асиф, Васиф, Агасиф» (1983, режиссёр Р. Исмайлов), «Учитель музыки» (1983, режиссёр Т.Исмаилов), «Тайна корабельных часов» (1982, режиссёр Р. Шабанов), «Шкатулка Исмаилбека» (1983, режиссёр Г.Азимзаде), «Гариб в стране джиннов» (1987, режиссёр А.Атакишиева) и другие.

В 1989 году Ч. Зейналов снял первый азербайджанский фантастический фильм «Контакт».

В последние годы советской власти по заказу Госкино и Центрального телевидения СССР «Азербайджанфильм» снимал около 7-8 художественных фильмов в год.

В эти годы продолжали снимать научно-популярные фильмы, такие как «Где ты, мой берег зеленый», «Тайна Эскулапской пиалы», «Возрождение», «Долг перед землёй» и другие.

0

39

Кинематограф Азербайджана

Современный период

На 42-м Международном Хьюстонском кинофестивале, в номинации «Самый лучший иностранный фильм», фильм «40-я дверь» был удостоен золотой награды "Gold Remi Award Foreign".

Была принята государственная программа развития азербайджанского кино на 2008-2018 годы. В 2012 году с целью развития кино была учреждена Гильдия продюсеров Азербайджанской Республики, объединившая в себе 18 кинокомпаний. Гильдия продюсеров провела конкурс сценариев "Широкий взгляд" ("Geniş baxiş").

0

40

Необычные традиции Азербайджана

http://turizmik.ru/public/uploads/news/6029/big/IMG_9a8a4124042d.jpg

В давние времена азербайджанцы придерживались интересного обычая: если прислуга или хозяева выносили гостю сумку с продуктами, это был намек на то, что ему пора домой.

Сохранился ли этот обычай до сего дня? Какие традиции Азербайджана должен знать человек, впервые посетивший эту страну? Знание ответов на эти вопросы не только расширит кругозор, но и поможет избежать множества недоразумений или даже обид. Чтобы понять суть большинства азербайджанских традиций, необходимо помнить, что они родились в результате сочетания древних культов с мусульманскими традиционными нормами.

0