ПЬЕР РИШАР: "НЕЛЬЗЯ ЗАНИМАТЬСЯ ВИНОДЕЛИЕМ БЕЗ СТРАСТИ!"
Париж. Уютный, необычной планировки двухэтажный дом гостеприимного хозяина Пьера Ришара. Стеклянный потолок, картины на стенах, на диване спит ласковая кошка Миа. Жизнь месье Ришара наполнена смешными историями, их у него едва ли не больше, чем у Ришара киношного -того самого кудрявого "высокого блондина". За чашкой чая актер рассказал "Эхо" о том, каким он был и каким остался.
- Пьер, оказывается, в прошлом году на кинофестиваль в Лион из Парижа мы с вами ехали в одном поезде и даже в одном вагоне. Потом я видела вас в отеле, затем нас посадили рядом на церемонии открытия фестиваля. Помню, как в темном зале загорелся прожектор, его направили на вас и объявили: "Пьер Ришар!" Вы вышли на сцену, произнесли речь, а потом вернулись на свое место. Тогда мы с вами и познакомились.
- Да, я хорошо это запомнил. Вы сказали, что я совсем другой, нежели в своих фильмах. Но это не совсем так. Тогда в поезде, кстати, со мной приключилась одна забавная история. Дело в том, что в Лионе две станции. Первая почти за городом, а вторая в городе. Мне нужно было в город, но я вышел на первой станции и очень удивился, что меня никто не встречает. Когда поезд уехал, я понял, что вышел не там.
- Неужели в жизни вам так же "везет", как на экране?
- В жизни я гораздо серьезнее. Если бы я был в точности таким, как мой персонаж, то ненароком разгромил бы ресторан, опоздал бы на свой бенефис и так далее. Но, конечно, все мои герои очень на меня похожи. Вспомнил еще один случай, который произошел со мной в ресторане во время обеда с Шарлем Азнавуром. Я заказал спагетти с томатным соусом, с огромным удовольствием ел их и вытирал соус тряпичной салфеткой. Когда обед подошел к концу, я понял, что вытирался не салфеткой, а платком Азнавура. И Шарль все это время молчал! Все же, видите, в своей жизни я очень близок к тому, что делаю на экране. Я просто становлюсь перед камерой, так мой персонаж и получается.
- Когда в 18 лет вы поступили в актерскую школу, то были очень стеснительным молодым человеком. Как же вы осмелились выбрать именно актерскую профессию?
- Одной смелости, чтобы стать актером, недостаточно. Это не просто желание - это терпение и огромная работа. Слава не приходит сразу. Помимо терпения также нужна огромная вера в свою звезду, в свою судьбу и в то, что ты делаешь. Результат не приходит тут же, и, оказавшись на пути, нужно не сдаваться, а верить и идти вперед. В 20 лет ты еще не звезда. И часто нужно ждать очень долго, чтобы чего-то добиться. Упрямство и настойчивость - лучшие друзья.
- Так в этом юном возрасте вы были уверены в том, что должны связать жизнь с кино?
- Нет, для начала я просто, как и мои сверстники, хотел закончить школу, ни о чем дальше этого особенно не задумываясь. Но когда я посмотрел фильм с актером Дэнни Кеем, меня поразила его игра, и я понял, что хочу делать то же, что и он. В 1950-х годах он был суперзвездой. Воспоминания от его работ в кино будоражат меня до сих пор. А не далее как позавчера я пригласил на ужин его дочь. Понимаете, только много лет спустя я достиг того уровня, когда просто могу пригласить дочь такого человека поужинать со мной.
— А как ваши родители отнеслись к вашему выбору профессии?
- Я жил в семье, в которой было много преимуществ. Я был сыном разведенных родителей. И когда я сказал, что хочу быть актером, папа был против. А мамина часть семьи хотя и не была "за", но особенно не возражала.
— Пьер, вы очень популярны в России. Вас здесь не просто знают, вас любят. Один из ваших фильмов ("Невезучие") собрал в СССР 120 миллионов зрителей только в кинотеатрах. Только вообразите эту цифру, настолько она грандиозна! Вы как-то можете это объяснить? Расскажите, как началась ваша тесная дружба с тогдашним СССР?
- В то время, когда мои фильмы показывали в Советском Союзе, между нашими странами был железный занавес. Мы вообще не знали, что у вас там творится. Когда этот занавес рухнул, и я первый раз попал в Москву, то был поражен тем, как меня встречают. Уже во время прохождения таможни меня окружила толпа людей. Я не мог и представить, что настолько популярен в СССР. А потом я к этому привык. И отношение такое, конечно, очень мне нравилось, ведь получать любовь от своих поклонников всегда приятно. У меня даже появился, так сказать, вкус к этому.
Огромный Советский Союз был единой территорией, дистрибуция фильмов со мной шла одновременно на все республики СССР. Когда я приезжал в Узбекистан, на Украину, в Белоруссию, везде меня ждал одинаково теплый прием. И уже позже, когда я приезжал в Россию, то и во Владивостоке, и в Мурманске меня тоже прекрасно встречали.
— А когда в самый первый раз приехали в нашу страну, помните, какие были ваши ощущения?
- Я почувствовал всеобщую любовь, теплоту и доброту. Люди при встрече со мной плакали. Когда я впервые приехал в Москву, то ночью пошел гулять, смотреть город. И представьте: три часа ночи, Красная площадь. Вдруг меня обступают три бабушки и начинают плакать. Они открыли мне истину, за что меня так любят в России. Они сказали: "Вы были светом в темном тоннеле нашей жизни".
Я никогда не анализировал почему, это не мое дело. Прошу прощения, но это вы должны ответить мне, какие качества приходятся по вкусу россиянам, важны для русской души... Я думаю, что, возможно, действительно был чем-то таким добрым на фоне той суровой ситуации, которая царила тогда в вашей стране. И вы сами должны проанализировать и понять, что же было вам так близко в моем образе. Люди плакали, когда прикасались ко мне, - в прямом смысле слова. Они дотрагивались до меня и плакали. А я мог только с благодарностью принимать эту любовь...
— Я читала, что вы начали практиковать актерство еще в школе-пансионе вынужденно, чтобы сгладить разницу между вами, ребенком из богатой семьи, и детьми из рабочих семей. Это правда?
- Пансион был, как тюрьма, и там нужно было выжить. Я думал об этом и понял, что есть только три способа сделать это. Первый: хорошо учиться и тем самым нравиться преподавателям, достигать высот в учебе. Второй: развиваться физически и стать гордостью школы. И наконец, третий: смешить всех.
Мне это показалось самым лучшим. И я стал "шутом короля". Меня не трогали, потому что я смешил и плохих, и хороших ребят, а также учителей. В итоге абсолютно все оказались на моей стороне. И делал я это вовсе не потому, что хотел стать актером. Это просто была моя самозащита, которая в итоге обернулась для меня пользой.
— Хочу вас спросить про вашу невероятную, практически акробатическую пластику. Скажите, вы специально где-то упражнялись?
- Я начал заниматься спортом только в 40 лет, потому что понял, что выхожу из формы. Но я действительно всегда был очень гибким, хорошо развитым физически. Я это генетически унаследовал от мамы. Это еще одна составляющая моего естественного образа.
— Вы сказали, что ваш знаменитый образ во многом ваша сущность. Но, может быть, вы его все же как-то шлифовали, добавляя что-то?
— Я очень спонтанный человек и веду себя естественно. Я выдаю своих персонажей абсолютно неотредактированными. Я показываю себя и мир вокруг себя таким, какой он есть, ничего не придумываю. Может быть, вы скажете, что здесь нет никакой хитрости: быть самим собой. Но в моем случае это действительно удача. И хотя многие мои герои неудачники, я достаточно удачен в своей жизни. Рассеянность для меня - естественное состояние. И именно от него в первую очередь произрастает и моя комичность: неприспособленность, порывистость, экспромт.
— Вы можете назвать себя авантюристом?
— Раньше я очень много путешествовал. Например, обожал кататься на лыжах в Гималаях, погружался с аквалангом на Мальдивах. Но все это были спортивные приключения, не знаю, можно ли это назвать склонностью к авантюризму. Я никогда не рисковал. Я не пытался пересечь джунгли в одиночку.
— Документальный фильм о Че Ге-варе "Расскажите мне о Че", который вы снимали на Кубе, стал большим сюрпризом для ваших поклонников. Почему вас так заинтересовал именно этот человек?
- Я же говорю: я очень спонтанный. Я никогда не знаю, что буду делать дальше, в тот или иной момент. И вот однажды ко мне приехал мой друг, журналист с Кубы. Он хорошо знал людей, которые дружили с Че. И мне тоже захотелось лучше понять эту яркую личность, пережить историю Че, ведь он действительно был личностью планетарного масштаба, настоящим героем своей эпохи - всего XX века. Так я вдруг решил поехать в Гавану. Взял с собой двух своих товарищей.
На Кубе я, кстати, тоже столкнулся с тем, что, оказывается, знаменит там! И, видимо, именно благодаря русским, которые распространяли мои фильмы по всем странам соцлагеря. Таким образом, для меня были раскрыты все двери, мне все предоставлялось буквально по щелчку пальцев: техника, люди, документы. Так все и получилось.
— Похоже, вы из тех людей, которые, если увлекаются чем-то, всегда очень быстро принимают решения.
- Да, в моей жизни все так и происходит: хочу, беру, делаю! Возможно, я при этом совершаю много ошибок, но зато, поскольку я так легок на подъем, у меня всегда остается ощущение легкости, а это важно.
— Пьер, вы, судя по всему, человек очень деятельный. Еще в 1980 году вы основали свою компанию по производству фильмов, выпустили пластинки со своими песнями. А еще у вас есть винодельческий бизнес. Расскажите о своей продукции, в какие страны экспортируете вино?
- Сорт винограда, который я выращиваю, называется Корбье. Свои вина я понемногу экспортирую в разные страны. Но это вовсе не бизнес для меня, и я не занимаюсь маркетинговыми исследованиями. Я, можно сказать, работаю "послом роскоши" и являюсь аурой моего вина.
Совсем недавно я был в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах, где успешно провел презентацию своего вина. Для меня это большое удовольствие. Вино - это основа французской культуры. И я бы никогда не стал продавать машины или зеленый горошек. Франция знаменита не этим. Я продаю товар, который похож на кино. Вино, как и фильм, дарит человеку удовольствие. И так же, как происходит и с кино, этот напиток мы лучше всего можем оценить, находясь в окружении друзей, в хорошей компании.
- Я так понимаю, вино для вас чуть ли не религия?
- Да. Потому что нельзя заниматься виноделием без страсти, без тотального увлечения этим. Когда начинаешь в этом разбираться, начинаешь невероятно любить это дело.
- А как вы начинали это дело — с нуля?
- Я не был сыном винодела. Как и все е моей жизни, это произошло для меня очень спонтанно. Я не знал, что стану актером, и тем более не знал, что буду вино делом. Я просто однажды купил поместье с виноградником, причем лишь потому что оно находится у моря, как я люблю.
— Пьер, скажите, какие уроки, которые преподала вам жизнь, вы сегодня считаете самыми главными?
- Я никогда не соблюдал правил. И я понял, что чужой опыт никогда помочь не сможет. Чужой опыт - это как расческа для лысого. Так что полагаться на чужой опыт никому не советую. Это то, как я вижу вещи. Для того, чтобы преуспеть, нужно верить в свои мечты. Каждый сам выбирает свою дорогу и приходит к какой-то определенной точке. Поэтому я даже ничего не могу сказать, к примеру, молодому актеру, поскольку понимаю сейчас, что каждый выбирает собственный способ достижения цели. Путь каждого из нас индивидуален. Человек может получить очень многое самыми разнообразными способами. Нет правил, есть только обстоятельства.
— А что, как думаете, изменилось в вас со времен юности?
- Когда ты находишь свою дорогу, то любимое дело не портит тебя, а оставляет самим собой. Так что изменился только мой образ жизни, потому что я стал звездой. Но как человек я практически не изменился.
— Расскажите напоследок о своем необычном доме, в котором мы с вами сейчас беседуем.
- Нестандартная двухуровневая планировка здания была такой изначально. Раньше здесь находился мой офис, но однажды я понял, что этот дом слишком прекрасен для офиса. Тогда я собрал вещички своей секретарши и отправил ее в другое место. А сюда переехал сам со своей женой и кошечкой.
До этого я двенадцать лет прожил на Сене, на небольшом корабле. Там было очень уютно, но мне не нравились слишком низкие потолки. Поэтому я хотел переехать в совершенно иное пространство. Но я бы никогда не смог жить на втором или пятом этаже в обыкновенной квартире, так что этот странный дом очень мне подходит.
Автор: Елена Якимова