ПЬЕР РИШАР: "НЕЛЬЗЯ ЗАНИМАТЬСЯ ВИНОДЕЛИЕМ БЕЗ СТРАСТИ!"
![http://sd.uploads.ru/t/9kQuH.jpg](https://sd.uploads.ru/t/9kQuH.jpg)
Париж. Уютный, необычной планировки двухэтажный дом гостеприимного хозяина Пьера Ришара. Стеклянный потолок, картины на стенах, на диване спит ласковая кошка Миа. Жизнь месье Ришара наполнена смешными историями, их у него едва ли не больше, чем у Ришара киношного -того самого кудрявого "высокого блондина". За чашкой чая актер рассказал "Эхо" о том, каким он был и каким остался.
![http://sd.uploads.ru/t/FoG8v.jpg](https://sd.uploads.ru/t/FoG8v.jpg)
- Пьер, оказывается, в прошлом году на кинофестиваль в Лион из Парижа мы с вами ехали в одном поезде и даже в одном вагоне. Потом я видела вас в отеле, затем нас посадили рядом на церемонии открытия фестиваля. Помню, как в темном зале загорелся прожектор, его направили на вас и объявили: "Пьер Ришар!" Вы вышли на сцену, произнесли речь, а потом вернулись на свое место. Тогда мы с вами и познакомились.
- Да, я хорошо это запомнил. Вы сказали, что я совсем другой, нежели в своих фильмах. Но это не совсем так. Тогда в поезде, кстати, со мной приключилась одна забавная история. Дело в том, что в Лионе две станции. Первая почти за городом, а вторая в городе. Мне нужно было в город, но я вышел на первой станции и очень удивился, что меня никто не встречает. Когда поезд уехал, я понял, что вышел не там.
- Неужели в жизни вам так же "везет", как на экране?
- В жизни я гораздо серьезнее. Если бы я был в точности таким, как мой персонаж, то ненароком разгромил бы ресторан, опоздал бы на свой бенефис и так далее. Но, конечно, все мои герои очень на меня похожи. Вспомнил еще один случай, который произошел со мной в ресторане во время обеда с Шарлем Азнавуром. Я заказал спагетти с томатным соусом, с огромным удовольствием ел их и вытирал соус тряпичной салфеткой. Когда обед подошел к концу, я понял, что вытирался не салфеткой, а платком Азнавура. И Шарль все это время молчал! Все же, видите, в своей жизни я очень близок к тому, что делаю на экране. Я просто становлюсь перед камерой, так мой персонаж и получается.
- Когда в 18 лет вы поступили в актерскую школу, то были очень стеснительным молодым человеком. Как же вы осмелились выбрать именно актерскую профессию?
- Одной смелости, чтобы стать актером, недостаточно. Это не просто желание - это терпение и огромная работа. Слава не приходит сразу. Помимо терпения также нужна огромная вера в свою звезду, в свою судьбу и в то, что ты делаешь. Результат не приходит тут же, и, оказавшись на пути, нужно не сдаваться, а верить и идти вперед. В 20 лет ты еще не звезда. И часто нужно ждать очень долго, чтобы чего-то добиться. Упрямство и настойчивость - лучшие друзья.
- Так в этом юном возрасте вы были уверены в том, что должны связать жизнь с кино?
- Нет, для начала я просто, как и мои сверстники, хотел закончить школу, ни о чем дальше этого особенно не задумываясь. Но когда я посмотрел фильм с актером Дэнни Кеем, меня поразила его игра, и я понял, что хочу делать то же, что и он. В 1950-х годах он был суперзвездой. Воспоминания от его работ в кино будоражат меня до сих пор. А не далее как позавчера я пригласил на ужин его дочь. Понимаете, только много лет спустя я достиг того уровня, когда просто могу пригласить дочь такого человека поужинать со мной.
— А как ваши родители отнеслись к вашему выбору профессии?
- Я жил в семье, в которой было много преимуществ. Я был сыном разведенных родителей. И когда я сказал, что хочу быть актером, папа был против. А мамина часть семьи хотя и не была "за", но особенно не возражала.
— Пьер, вы очень популярны в России. Вас здесь не просто знают, вас любят. Один из ваших фильмов ("Невезучие") собрал в СССР 120 миллионов зрителей только в кинотеатрах. Только вообразите эту цифру, настолько она грандиозна! Вы как-то можете это объяснить? Расскажите, как началась ваша тесная дружба с тогдашним СССР?
- В то время, когда мои фильмы показывали в Советском Союзе, между нашими странами был железный занавес. Мы вообще не знали, что у вас там творится. Когда этот занавес рухнул, и я первый раз попал в Москву, то был поражен тем, как меня встречают. Уже во время прохождения таможни меня окружила толпа людей. Я не мог и представить, что настолько популярен в СССР. А потом я к этому привык. И отношение такое, конечно, очень мне нравилось, ведь получать любовь от своих поклонников всегда приятно. У меня даже появился, так сказать, вкус к этому.
Огромный Советский Союз был единой территорией, дистрибуция фильмов со мной шла одновременно на все республики СССР. Когда я приезжал в Узбекистан, на Украину, в Белоруссию, везде меня ждал одинаково теплый прием. И уже позже, когда я приезжал в Россию, то и во Владивостоке, и в Мурманске меня тоже прекрасно встречали.
— А когда в самый первый раз приехали в нашу страну, помните, какие были ваши ощущения?
- Я почувствовал всеобщую любовь, теплоту и доброту. Люди при встрече со мной плакали. Когда я впервые приехал в Москву, то ночью пошел гулять, смотреть город. И представьте: три часа ночи, Красная площадь. Вдруг меня обступают три бабушки и начинают плакать. Они открыли мне истину, за что меня так любят в России. Они сказали: "Вы были светом в темном тоннеле нашей жизни".
Я никогда не анализировал почему, это не мое дело. Прошу прощения, но это вы должны ответить мне, какие качества приходятся по вкусу россиянам, важны для русской души... Я думаю, что, возможно, действительно был чем-то таким добрым на фоне той суровой ситуации, которая царила тогда в вашей стране. И вы сами должны проанализировать и понять, что же было вам так близко в моем образе. Люди плакали, когда прикасались ко мне, - в прямом смысле слова. Они дотрагивались до меня и плакали. А я мог только с благодарностью принимать эту любовь...
— Я читала, что вы начали практиковать актерство еще в школе-пансионе вынужденно, чтобы сгладить разницу между вами, ребенком из богатой семьи, и детьми из рабочих семей. Это правда?
- Пансион был, как тюрьма, и там нужно было выжить. Я думал об этом и понял, что есть только три способа сделать это. Первый: хорошо учиться и тем самым нравиться преподавателям, достигать высот в учебе. Второй: развиваться физически и стать гордостью школы. И наконец, третий: смешить всех.
Мне это показалось самым лучшим. И я стал "шутом короля". Меня не трогали, потому что я смешил и плохих, и хороших ребят, а также учителей. В итоге абсолютно все оказались на моей стороне. И делал я это вовсе не потому, что хотел стать актером. Это просто была моя самозащита, которая в итоге обернулась для меня пользой.
— Хочу вас спросить про вашу невероятную, практически акробатическую пластику. Скажите, вы специально где-то упражнялись?
- Я начал заниматься спортом только в 40 лет, потому что понял, что выхожу из формы. Но я действительно всегда был очень гибким, хорошо развитым физически. Я это генетически унаследовал от мамы. Это еще одна составляющая моего естественного образа.
— Вы сказали, что ваш знаменитый образ во многом ваша сущность. Но, может быть, вы его все же как-то шлифовали, добавляя что-то?
— Я очень спонтанный человек и веду себя естественно. Я выдаю своих персонажей абсолютно неотредактированными. Я показываю себя и мир вокруг себя таким, какой он есть, ничего не придумываю. Может быть, вы скажете, что здесь нет никакой хитрости: быть самим собой. Но в моем случае это действительно удача. И хотя многие мои герои неудачники, я достаточно удачен в своей жизни. Рассеянность для меня - естественное состояние. И именно от него в первую очередь произрастает и моя комичность: неприспособленность, порывистость, экспромт.
— Вы можете назвать себя авантюристом?
— Раньше я очень много путешествовал. Например, обожал кататься на лыжах в Гималаях, погружался с аквалангом на Мальдивах. Но все это были спортивные приключения, не знаю, можно ли это назвать склонностью к авантюризму. Я никогда не рисковал. Я не пытался пересечь джунгли в одиночку.
— Документальный фильм о Че Ге-варе "Расскажите мне о Че", который вы снимали на Кубе, стал большим сюрпризом для ваших поклонников. Почему вас так заинтересовал именно этот человек?
- Я же говорю: я очень спонтанный. Я никогда не знаю, что буду делать дальше, в тот или иной момент. И вот однажды ко мне приехал мой друг, журналист с Кубы. Он хорошо знал людей, которые дружили с Че. И мне тоже захотелось лучше понять эту яркую личность, пережить историю Че, ведь он действительно был личностью планетарного масштаба, настоящим героем своей эпохи - всего XX века. Так я вдруг решил поехать в Гавану. Взял с собой двух своих товарищей.
На Кубе я, кстати, тоже столкнулся с тем, что, оказывается, знаменит там! И, видимо, именно благодаря русским, которые распространяли мои фильмы по всем странам соцлагеря. Таким образом, для меня были раскрыты все двери, мне все предоставлялось буквально по щелчку пальцев: техника, люди, документы. Так все и получилось.
— Похоже, вы из тех людей, которые, если увлекаются чем-то, всегда очень быстро принимают решения.
- Да, в моей жизни все так и происходит: хочу, беру, делаю! Возможно, я при этом совершаю много ошибок, но зато, поскольку я так легок на подъем, у меня всегда остается ощущение легкости, а это важно.
— Пьер, вы, судя по всему, человек очень деятельный. Еще в 1980 году вы основали свою компанию по производству фильмов, выпустили пластинки со своими песнями. А еще у вас есть винодельческий бизнес. Расскажите о своей продукции, в какие страны экспортируете вино?
- Сорт винограда, который я выращиваю, называется Корбье. Свои вина я понемногу экспортирую в разные страны. Но это вовсе не бизнес для меня, и я не занимаюсь маркетинговыми исследованиями. Я, можно сказать, работаю "послом роскоши" и являюсь аурой моего вина.
Совсем недавно я был в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах, где успешно провел презентацию своего вина. Для меня это большое удовольствие. Вино - это основа французской культуры. И я бы никогда не стал продавать машины или зеленый горошек. Франция знаменита не этим. Я продаю товар, который похож на кино. Вино, как и фильм, дарит человеку удовольствие. И так же, как происходит и с кино, этот напиток мы лучше всего можем оценить, находясь в окружении друзей, в хорошей компании.
- Я так понимаю, вино для вас чуть ли не религия?
- Да. Потому что нельзя заниматься виноделием без страсти, без тотального увлечения этим. Когда начинаешь в этом разбираться, начинаешь невероятно любить это дело.
- А как вы начинали это дело — с нуля?
- Я не был сыном винодела. Как и все е моей жизни, это произошло для меня очень спонтанно. Я не знал, что стану актером, и тем более не знал, что буду вино делом. Я просто однажды купил поместье с виноградником, причем лишь потому что оно находится у моря, как я люблю.
— Пьер, скажите, какие уроки, которые преподала вам жизнь, вы сегодня считаете самыми главными?
- Я никогда не соблюдал правил. И я понял, что чужой опыт никогда помочь не сможет. Чужой опыт - это как расческа для лысого. Так что полагаться на чужой опыт никому не советую. Это то, как я вижу вещи. Для того, чтобы преуспеть, нужно верить в свои мечты. Каждый сам выбирает свою дорогу и приходит к какой-то определенной точке. Поэтому я даже ничего не могу сказать, к примеру, молодому актеру, поскольку понимаю сейчас, что каждый выбирает собственный способ достижения цели. Путь каждого из нас индивидуален. Человек может получить очень многое самыми разнообразными способами. Нет правил, есть только обстоятельства.
— А что, как думаете, изменилось в вас со времен юности?
- Когда ты находишь свою дорогу, то любимое дело не портит тебя, а оставляет самим собой. Так что изменился только мой образ жизни, потому что я стал звездой. Но как человек я практически не изменился.
— Расскажите напоследок о своем необычном доме, в котором мы с вами сейчас беседуем.
- Нестандартная двухуровневая планировка здания была такой изначально. Раньше здесь находился мой офис, но однажды я понял, что этот дом слишком прекрасен для офиса. Тогда я собрал вещички своей секретарши и отправил ее в другое место. А сюда переехал сам со своей женой и кошечкой.
До этого я двенадцать лет прожил на Сене, на небольшом корабле. Там было очень уютно, но мне не нравились слишком низкие потолки. Поэтому я хотел переехать в совершенно иное пространство. Но я бы никогда не смог жить на втором или пятом этаже в обыкновенной квартире, так что этот странный дом очень мне подходит.
Автор: Елена Якимова