"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Басилашвили Олег Валерианович

Сообщений 1 страница 20 из 23

1

http://sd.uploads.ru/t/Ntzxy.jpg
Басилашвили Олег Валерианович

Олег  Валерианович Басилашвили – актер театра и кино, не нуждающийся в представлениях. По этому случаю мы вспомнили лучшие кинороли Олега Валериановича от князя Шеина из «Гранатового браслета» до предателя Лахновского в «Вечном зове», от Бузыкина и до Воланда.

Лучшие фильмы:
• Служебный роман
• Курьер
• Осенний марафон
• О бедном гусаре замолвите слово
• Вокзал для двоих

Лучшие сериалы:
• Идиот
• Противостояние
• Дни Турбиных
• Бандитский Петербург 2: Адвокат
• Мастер и Маргарита

0

2

http://sd.uploads.ru/t/Tshb7.jpg
"Гранатовый браслет" (фильм, 1964)

«Гранатовый браслет» — художественный фильм режиссёра Абрама Роома, снятый по мотивам одноимённой повести Александра Ивановича Куприна - одна из самых трогательных и печальных историй о любви. В ее основу был положен реальный случай, о котором довелось узнать писателю.

Сюжет

В день своих именин княгиня Вера Николаевна Шеина получила от своего давнего, анонимного поклонника в подарок браслет, украшенный редким зелёным гранатом. Будучи замужней женщиной, она посчитала себя не вправе получать какие-либо подарки от посторонних мужчин.

Её брат, Николай Николаевич, помощник прокурора, вместе с князем Василием Львовичем нашёл отправителя. Им оказался скромный чиновник Георгий Желтков. Много лет назад он случайно на цирковом представлении увидел в ложе княгиню Веру и влюбился в неё чистой и безответной любовью. Несколько раз в год, на большие праздники он позволял себе писать к ней письма.

Теперь, после разговора с князем, ему стало стыдно за те поступки, которые могли скомпрометировать невинную женщину. Однако, его любовь к ней была настолько глубока и бескорыстна, что он не мог представить вынужденную разлуку, на которой настаивали муж и брат княгини.

После их ухода он написал прощальное письмо к Вере Николаевне, отнёс квартирной хозяйке возвращённый ему браслет с просьбой отнести украшение в костёл, заперся в своей комнате и застрелился, не видя смысла в дальнейшей своей жизни.

В ролях

    Ариадна Шенгелая — княгиня Вера Николаевна Шеина
    Игорь Озеров — Георгий Степанович Желтков
    Олег Басилашвили — князь Василий Львович Шеин
    Владислав Стржельчик — Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский
    Наталья Малявина — Анна Николаевна Фриессе, сестра Веры
    Юрий Аверин — фон Фриессе
    Ольга Жизнева — пани Заржицкая
    Леонид Галлис — генерал Аносов
    Жанна Тертерян — Женни Рейтер
    Григорий Гай — Александр Иванович Куприн

http://sd.uploads.ru/t/Rgjai.png
http://sd.uploads.ru/t/021dL.jpg
http://sd.uploads.ru/t/7Jh4u.jpg
http://sd.uploads.ru/t/guHkz.jpg

0

3

http://sd.uploads.ru/t/Glw0Y.jpg
26 сентября 2014, Олегу Басилашвили – 80лет

призы и награды

Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979) — за роль Самохвалова в фильме «Служебный роман».
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (5 февраля 2009).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 февраля 2004).
Орден Дружбы (17 декабря 1994).
Орден Трудового Красного Знамени (1979).
Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинациях «Лучшая мужская роль» за исполнение роли Креона в спектакле «Антигона» (1997); «За мастерство и совершенство» за роль Уилфреда Бонда в спектакле «Квартет» (2006), за исполнение роли Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» (2008), «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» (2011).
Лауреат Независимой премии «Кумир».
Царскосельская художественная премия (2005, 2012).
КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (2007, Приз «За создание выдающихся образов в кинематографе»).
Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры.
Премия «Золотая маска» за лучшую мужскую роль (2009) — роль князя К. спектакль «Дядюшкин сон».
Международная театральная премия им. К. С. Станиславского за 2009 год в номинации «за вклад в развитие российского театра».
Театральная премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» (2009).
Кавалер «Ордена Мира».
Президентский орден Сияние (Грузия, 2010).
Лауреат Российской национальной актерской премии "Фигаро" имени Андрея Миронова в номинации "Самый лучший" - за исполнении роли Нормана в спектакле Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова "Лето одного года" (2012).
Премия «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2013).
Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2012).
Почётный гражданин Тбилиси (2011).
Орден "Знак Почета" (2014)

0

4

http://sd.uploads.ru/t/ULtYO.jpg
"Служебный роман" (1977)

Конец 70-х-начало 80-х были самым звездным временем Олега Басилашвили в кино.
Первой работой, после которой Басилашвили стал по-настоящему знаменит, была роль Самохвалова в комедии Э. Рязанова "Служебный роман" .
За внешней благопристойностью и импозантностью его героя кроется трусливый и подлый человек.

0

5

http://sd.uploads.ru/t/mB2iC.jpg
"Вечный зов". Роль Лахновского

0

6

http://sd.uploads.ru/t/WSblB.jpg
"Курьер"

Слава богу, у нас ещё есть чем гордиться и в кино, и в театре. И одно из таких национальных достояний -Олег Басилашвили. Очень многие его роли -запоминающиеся. Одни -своей редкостной мерзостью (такие как Лахновский из "Вечного зова", Мерзляев из "О бедном гусаре замолвите слово",Самохвалов из Сужебного романа" ), другие -своей неопределённостью, метаниями (Бузыкин из "Осеннего марафона", в какой-то степени Рябинин из "Вокзала для двоих").Запомнился Басилашвили и по роли следователя, которого играл в сериале "Противостояние", где блистательно сыграл ныне покойный уже А. Болтнев.

А фильм "Курьер" К. Шахназарова- это же просто наслаждение-смотреть за пикировками папы и юного ухажёра героини!

Великолепная, даже эксцентричная роль! "Сны" -граф Призоров, с небольшим налётом цинизма, но работа Басилашвили хороша. Наконец, его Епанчин из обожаемого фильма Бортко "Идиот" и из его же "Мастера и Маргариты" Воланд. Такие разные и такие непохожие. А артист один - БАСИЛАШВИЛИ! Ему 80 лет! Поезжайте в Петербург насладитесь его игрой в "Квартете" и "Калифорнийской сюите". Это того стоит!

0

7

http://sd.uploads.ru/t/z56eb.jpg
"Противостояние"

0

8

http://sd.uploads.ru/t/YqvlN.jpg
"Вокзал для двоих" (1982)

В 1982 году Олег Валерианович снялся в мелодраме Рязанова "Вокзал для двоих".
Фильм отличен от других работ Рязанова тем, что тут, скорей, больше слез, чем смеха.
Забавны неприятности, с которыми сталкивается отставший от поезда Платон Громов (Олег Басилашвили), музыкант по профессии. Однако зрительская улыбка гаснет, когда выясняется, что он жертва не только железнодорожных порядков, но и чужого честолюбия. Он пойдет в тюрьму за преступление, которого не совершал.

Дуэт Басилашвили-Гурченко в этом фильме просто великолепен.
Именно после этой работы Олег Валерианович постоянно называл Людмилу Гурченко любимой актрисой.

0

9

http://sd.uploads.ru/t/va9oq.jpg
"Мастер и Маргарита"

Олег Басилашвили создал образ идеального дьявола. Мудрого, загадочного, отрешенного.
Глаза показываю тяжесть ноши, которую Воланд будет нести всю жизнь.
В нем нет призрения к окружающему миру.
Он сочувствует людям, пытается научить их жить правильно доступными для него способами.

0

10

Биография коротко...

http://sd.uploads.ru/t/xZCas.jpg
Басилашвили Олег Валерианович
Родился 26 сентября 1934 года в Москве.

Заслуженный артист РСФСР (1969).
Народный артист РСФСР (4.08.1977).
Народный артист СССР (30.11.1984).

Родился в семье Валериана Ношревановича Басилашвили (ок. 1900—1975) и Ирины Сергеевны Ильинской (1908—1980), известного в СССР филолога, автора учебника по русскому языку для учителей, книг «Лексика стихотворений Пушкина», «О богатстве русского языка» и других. Дед по матери С. М. Ильинский (1872—1934), архитектор, закончил Московское училище ваяния и зодчества. По его проекту в 1914—1917 гг. построен храм св. мучеников Адриана и Наталии у станции Лосиноостровская. Грузинская фамилия Басилашвили была только у отца, а до него все предки были Басиловыми. Обе фамилии переводятся одинаково — «потомок Басила».

В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Павла Массальского) и получил распределение в Сталинградский областной театр, который покинул, даже не начиная там своей театральной деятельности. В Ленинграде, куда Олег Валерианович с супругой, Татьяной Дорониной, отправился после Сталинграда, был приглашен в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. В 1959 году вместе с женой был приглашён в Большой драматический театр им. Горького.

Со 2-й половины 1960-х годов стал одним из ведущих актёров театра, который ныне носит имя Георгия Александровича Товстоногова.

Широкую известность ему принесли роли в кинофильмах Эльдара Рязанова.

В конце 1980-х был депутатом Верховного Совета СССР.
В 1990—1993 годах — народный депутат РСФСР (РФ).

Почётный член Российской академии художеств.
Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

0

11

http://sd.uploads.ru/t/iZTum.jpg
Большой Драматический Театр имени Г.А.Товстоногова (БДТ)

Этого события ждали три года. Столько ремонтировались главная сцена и здание известнейшего театра России.
Для сердца каждого жителя Северной столицы «Большой драматический» значил и значит многое. А какие имена! Смоктуновский, Юрский, Товстоногов, Доронина, Басилашвили кланялись перед зрителями на сцене сильнейшего театра.
И вот начало новой истории. 26 сентября состоялось официальное открытие БДТ имени Товстоногова. Ковровая праздничная дорожка, небольшая трибуна для самых важных гостей - на набережную реки Фонтанки приехали премьер-министр Дмитрий Медведев и министр культуры Владимир Мединский.
Само здание строители «упаковали» огромной тканью с напечатанными на ней размера газетными статьями, рецензиями на спектакли театра разных лет.
ПЕРВЫМ ЗАШЕЛ КОТЕНОК
За несколько минут до открытия альпинисты и паркурщики «разорвали» необычную упаковку, скрывавшую фасад реставрированного БДТ.
Но здание театра не сразу открылась взору. Слетела ткань, и мастера современной акробатики начали разбирать строительные леса. Не так, как обычно мы привыкли видеть, а под музыку, с прыжками и танцами. Настоящее шоу.

http://sd.uploads.ru/t/7aIkK.jpg
Олег Басилашвили пришел с внуками
Фото: Тимур ХАНОВ

Грянул оркестр. Звезды театра во главе с юбиляром Олегом Басилашвили и Алисой Фрейндлих пошли к центральному входу. Труппа «Большого драматического» - люди эксцентричные, и для такого события оделись ярко.
Кто-то шел, неся деревья в горшках, другие взяли в руки чемоданы, обклеенные газетами. Дамы щеголяли с зонтиками с надписью БДТ. Все в вечерних платьях. Мужчины – в элегантных костюмах.
Когда артисты поравнялись с трибуной, Дмитрий Медведев и Владимир Мединский принялись поздравлять их и жать руки. Не отставали и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, и художественный руководитель театра Андрей Могучий.
Ну а первым порог театра пересек... котенок! Беленький комочек шерсти прятала в шарфе Алиса Фрейндлих. Питомец тряхнул лапками и побежал в нужную сторону.

http://sd.uploads.ru/t/lMKum.jpg
Алиса Фрейндлих пришла с котенком
Фото: Тимур ХАНОВ

В этот момент, со стороны моста через Фонтанку сквозь охрану пыталась прорваться девушка с детьми.
- Пустите меня, у меня там отец...
- Не положено!
- У меня там отец орден получает, Олег Басилашвили! А это внуки его.
Кто-то из актеров подоспел вовремя, и дочь артиста пропустили.

ГЛАВНЫЕ БЛИЗНЕЦЫ СЦЕНЫ

Актеров и гостей театра рассадили в обновленном зале. Тишина, свет и вот уже первым зрителям готовы показать возможности новой сцены. Но сначала – важнейший ритуал для открытия любого театра.

Дмитрий Анатольевич со знанием дела молотком вбил медный пятак в сцену «Большого драматического». На удачу.

- Любой рожденный в Петербурге знает, что такое БДТ, - заявил премьер-министр - Благодарю всех, кто участвовал в его реставрации.

И только после этого стартует кусочек репетиции нового спектакля. Одно из главных нововведений – это уникальная современная сцена-трансформер. Только вдумайтесь, у нее есть бассейн, который может перемещаться по ней.

http://sd.uploads.ru/t/hgBOE.jpg
Новая сцена - новые возможности
Фото: Тимур ХАНОВ

Сцена с легкостью может превратиться в лестницу и стать самой важной частью любой декорации. А огромные летающие экраны заставили охать от удивления Алису Фрейндлих и улыбаться Олега Басилашвили.
К слову, для двух главнейших актеров театра Дмитрий Медведев привез два правительственных Ордена почета. И если празднующий сегодня восемьдесят лет Олег Валерьянович знал о своем награждении, то для Алисы Бруновны это стало сюрпризом.
- Мы заходили под марш из «Трех сестер», спектакля, в котором я играл, - проговорил Олег Басилашвили. – Я очень рад, что открытие театра совпало с моим днем рождения. Спасибо.
Алиса Фрейндлих была немногословна. Видимо, совсем не ожидала такого внимания.
- Мы теперь близнецы с тобой, Олег, - заявила актриса.

0

12

http://sd.uploads.ru/t/dbsgi.jpg
Басилашвили Олег Валерианович
– советский и российский актер кино и театра.

Детство

Олег Басилашвили родился 26.09.1934 в московской интеллигентной семье. Отец Валериан Николаевич – директор Московского политехникума связи, мать Ирина Сергеевна Ильинская – доктор филологических наук, автор "Словаря языка Пушкина".

Дед Олега Басилашвили по отцовской линии был грузинским крестьянином, а по линии матери – известным архитектором храмов, окончившим духовную академию.

Детство Олега Басилашвили прошло в Москве и было обычным, как у всех мальчишек в довоенное и военное время.

Юный Олег уже в детстве грезил театром: "Я плохо учился в школе и ни на что другое не претендовал. Математика – гроб полный. И вот возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. Вот этим театр отличался. Мир "Синей птицы" Метерлинка: "Вот мы не нашли синюю птицу, дети, может, вы вырастете и найдете ее и поможете вашей соседке?". До сих пор я это чувствую. "Три сестры" Немировича – тоже до сих пор. И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил – мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там. Я даже думал – вот какой я был странный человек! . Думал, фашисты опять нападут на Москву, вот они будут приближаться к Художественному театру, а я лягу вот там на крыше с пулеметом и буду его защищать. Причем ни к одному из других театров у меня не было такого отношения. В них не было нравственного клея, а во МХАТе это было главное".

0

13

Учеба. Первый брак

Олег Басилашвили поступил в школу-студию МХАТ на курс Павла Массальского. Курс был одним из самых сильных. Вместе с ним учились Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и несравненная Татьяна Доронина. Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой, но была независима и горда.

Сердце красавицы смог покорить обаятельный Олег Басилашвили. По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом. Их роман был бурным и вскоре завершился свадьбой. «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, – вспоминает педагог Иван Тарханов. – Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!».

Театр – Басилашвили и Доронина

По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько театров. А вот Басилашвили, тогда еще никак не проявившего себя актера, брал лишь Сталинградский драматический театр. И Доронина как примерная жена укатила из столицы вслед за супругом. Однако прожили они там недолго. Не было ролей, не было перспектив. Режиссер драмтеатра отпустил молодых актеров и они поехали в Питер на родину Татьяны Дорониной.

Сначала супруги устроились в Театр имени Ленинского комсомола и несколько месяцев жили в гримуборной театра. Но спустя три года – в 1959 году – талант Дорониной был замечен художественным руководителем ленинградского БДТ Георгием Товстоноговым, который и пригласил ее в свой театр. Татьяна Васильевна поставила условие – зачислить в труппу и ее мужа. Товстоногов согласно кивнул. А Доронина продолжала: «И дать ему роль в первой же постановке БДТ». Самое примечательное, что условия будущей звезды были приняты.

Прожив восемь лет, супруги разошлись. «Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе. Наш брак длился восемь лет», – рассказывал Олег Басилашвили. Он отмечал, что его поразила совсем не красота Дорониной: «Нас объединяло что-то другое, более глубокое... Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета. Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода».

0

14

Театр. 60-80-е годы

С 1967 в творчестве Олега Басилашвили преимущественное развитие получила комедийная грань дарования. Главные черты многочисленных его работ конца 1960-1980-х годов – ироничность, некоторая отстраненность от образа, пластическая виртуозность.

Басилашвили – мастер перевоплощения.

Среди лучших театральных работ стоит отметить следующие: порхающий Хлестаков ("Ревизор" Н.В. Гоголя, 1972), блестящий и пустой Серпуховский ("История лошади" по Л.Н. Толстому, 1975), благодушествующий обыватель Басов ("Дачники" М. Горького, 1978), гротесковый Джингль ("Пиквикский клуб" по Ч. Диккенсу, 1978), шаржированный Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты" А.Н. Островского, 1985).

Особняком среди работ Басилашвили стоит роль Войницкого ("Дядя Ваня" Чехова, 1982), в образе которого артисту удалось передать истинно чеховский сплав трагического мироощущения и мягкого юмора.

Сам Олег Валерианович всегда считал лучшей ролью в театре работу в спектакле по пьесе Шукшина "Энергичные люди".

0

15

Работа в кино

В кино Олег Басилашвили дебютировал в 1956 году ролью Андрея Андреевича в фильме Григория Никулина и Владимира Шредера "Невеста".

На счету актера множество разнохарактерных ролей, продемонстрировавших его широкий творческий диапазон.

В картине "Живой труп", поставленной Владимиром Венгеровым по повести Л.Н. Толстого, Басилашвили создал интересный образ Каренина. Среди режиссеров, с которыми работал актер, можно назвать Михаила Швейцера, Семена Арановича, Карена Шахназарова, Анатолия Бобровского, Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, но наибольший успех сопутствовал ему в фильмах, поставленных Георгием Данелия и Эльдаром Рязановым. И сыгранные у этих режиссеров роли стали лучшими в творчестве Олега Басилашвили – Самохвалов в комедии "Служебный роман", граф Мерзляев в фильме "О бедном гусаре замолвите слово", Платон Громов из "Вокзала для двоих", Андрей Бузыкин в "Осеннем марафоне", Горюнов в "Предсказании".

Конец 70-х-начало 80-х были самым звездным временем Олега Басилашвили в кино. Первой работой, после которой Басилашвили стал по-настоящему знаменит, была роль Самохвалова в комедии Э. Рязанова "Служебный роман" (1977). За внешней благопристойностью и импозантностью его героя кроется трусливый и подлый человек.

Кстати, Басилашвили мог сыграть у Рязанова раньше – в комедии "Ирония судьбы или С легким паром!" (1975). Олег Валерианович должен был играть Ипполита. На него даже уже сшили костюм и отсняли несколько эпизодов. И тут у Басилашвили случилось несчастье – умер отец. Из-за этого он отказался от съемок. И Рязанов вынужден был заменить Басилашвили на Юрия Яковлева.

В "Осеннем марафоне" (1979) Басилашвили сыграл человека, испытывающего внутреннюю опустошенность и экзистенциальное отчаяние. Лирическая комедия Данелия полна такой грусти и такого сочувствия к герою, что пронзительная жалость к себе затопляет каждого, кто обнаруживает в себе и своей жизни черты сходства с героем. А обнаруживают их многие. "Осенний марафон" не о том, как слабый и безвольный человек разрывается между женой и любовницей, как могло бы показаться по сюжету. Колоритное изображение любовных и семейных коллизий лишь подчеркивает и оттеняет центральный образ "страдающего эгоиста". Герой остается пассивным объектом, будучи не в силах что-либо решить окончательно. Хотя в фильме играли замечательные актрисы М. Неелова и Н. Гундарева, все же как минимум 75 процентов успеха фильма – это Олег Басилашвили в главной роли.

Следующим успехом была роль петербургского чиновника по особым поручениям Мерзляева в фильме Э. Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово" (1980). Чиновник затевает интригу, чтобы проверить благонадежность в гусарском полку. Низкий и подлый Мерзляев сталкивается с благородством и достоинством гусаров и актеров.

Наконец, в 1982 году Олег Валерианович снялся в мелодраме Рязанова "Вокзал для двоих". Фильм отличен от других работ Рязанова тем, что тут, скорей, больше слез, чем смеха. Забавны неприятности, с которыми сталкивается отставший от поезда Платон Громов (Олег Басилашвили), музыкант по профессии. Однако зрительская улыбка гаснет, когда выясняется, что он жертва не только железнодорожных порядков, но и чужого честолюбия. Он пойдет в тюрьму за преступление, которое не совершал. Дуэт Басилашвили-Гурченко в этом фильме просто великолепен. Именно после этой работы Олег Валерианович постоянно называл Людмилу Гурченко любимой актрисой.

Сыграв в кино немало похожих ролей, Олег Басилашвили ни разу не повторился, демонстрируя удивительную способность быть разным, неизменно оставаясь самим собой. Всегда располагающая внешность, подкупающая мягкость и лёгкие иронические нотки. Он является не только исполнителем, но и создателем своих ролей, соавтором и сорежиссёром.

Олег Басилашвили: "Я никогда не шел на то, что мне не нравится. Есть фильмы, где я плохо играю. Вот там стыдно. Ну, не вышло. Но таких мало. Я всегда снимался в фильмах, которые были мне интересны".

0

16

Кино. Конец 90-х-начало 2000-х

После вынужденного простоя, вызванного кризисом отечественного кино, Басилашвили вновь вернулся на экран в конце 90-х. В 1998 году он снялся в сатирической комедии "Судья в ловушке" по Генри Фильдингу – первом российском фильме, снятом с помощью компьютерных технологий. Никаких декораций, все создавалось на компьютере. Реальный людный Лондон на самом деле виртуальная реальность. И если сегодня этим вряд кого-то можно удивить, то для тех лет это был настоящий прорыв. К сожалению, картина осталась незамеченной зрителями.

Зато другая работа актера – роль шефа мафии в сериале "Что сказал покойник", поставленном по одноименному детективу Иоанны Хмелевской – вызвала среди зрителей живейший отклик.

В 2001 году Олег Басилашвили снялся у Карена Шахназарова в фильме "Яды или Всемирная история отравлений". Это своеобразная энциклопедия об отравителях, отравлениях и в нашей сегодняшней жизни, и в глубине веков, с древности. Там он играет одновременно пенсионера Прохорова и Папу Римского Александра шестого – Борджиа. Лента получила Гран-При на фестивале Кинотавр.

Среди других работ актера в начале нового века можно отметить роли профессора Федорова в фильме "Романовы – венценосная семья" (2001) и Прохоренко в сериале "Бандитский Петербург".

В 2003 году на экраны вышел десятисерийный телевизионный фильм режиссера Владимира Бортко "Идиот" по одноименному роману Достоевского. В этом фильме Басилашвили сыграл генерала Епанчина, который всем сочувствует, но никак не может постичь, что же происходит вокруг. Перед началом съемок Олег Валерианович попал в аварию. Врачи определили перелом тазовой кости и ребер. Басилашвили уже хотел отказаться от роли, однако Бортко твердо заявил, что рассчитывает на него. Воодушевленный актер приступил к съемкам, даже не дождавшись полного выздоровления. Но это не помешало ему отлично справиться с поставленной задачей.

В 2005 году Олег Басилашвили исполнил роль Воланда в сериале "Мастер и Маргарита". В 2006 году актер снялся в сериале "Сонька – Золотая ручка", в 2007 году он был занят в российском детективном многосерийном фильме "Ликвидация". В 2008-2010 годах Басилашвили снимался работал очень много – за пару лет он успел принять участие в шести кинопроектах. После такого ударного труда Олег Валерианович решил немного снизить нагрузки и сниматься в одном фильме за год.

0

17

Личная и общественная жизни

Второй женой Олега Валериановича стала журналистка Галина Мшанская. Она была шеф-редактором Санкт-Петербургского отделения ВГТРК. Их старшая дочь Ольга, став взрослой, устроилась на петербургское телевидение. Младшая Ксения стала корреспондентом радиостанции "Эхо Москвы".

В конце 80-х Олег Басилашвили был депутатом Верховного Совета СССР. В отличие от своих соратников по демократическому лагерю он не скомпрометировал себя полученными за время "хождения во власть" дивидендами. Наверно, потому, что был всегда абсолютно искренен в своих поступках и убеждениях.

Олег Валерианович всегда любил классическую музыку (Чайковского и Рахманинова) и хорошую литературу. Среди тех книг, которые его интересовали, он называл Библию, "Уходящую натуру" Анатолия Смелянского, известного театрального критика, "Дневники Михаила Булгакова", "Смерть Сталина" Леонида Млечина, произведения Достоевского. На тусовки и чтение детективов Басилашвили всегда было жаль тратить время.

0

18

http://sd.uploads.ru/t/Ox6pm.jpg
БАСИЛАШВИЛИ Олег Валерианович

Родился 26.09.1934, Москва

Народный артист СССР (1984)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1979)
Награжден орденом Мира

Фильмография:

1956 Невеста
1959 Горячая душа
1964 Гранатовый браслет
1965 Заговор послов
1966 Старшая сестра
1968 Живой труп
1968 Наши знакомые
1969 Невероятный Иегудиил Хламида
1970 Баллада о Беринге и его друзьях
1970 Возвращение Святого Луки
1973 А.Чехов. Сценки
1973 Подзорная труба
1973-83 Вечный зов
1974 Врача вызывали?
1974 Выбор цели
1974 День приема по личным вопросам
1975 Воздухоплаватель
1975 Раба любви
1976 Всегда со мною...
1976 Дни Турбиных
1976 Жизнь и смерть Фердинанда Люса
1977 Служебный роман
1977 Смешные люди!
1978 Ограбление в полночь
1978 Особых примет нет
1979 Несколько дней из жизни И.И.Обломова
1979 Осенний марафон (Печальная комедия)
1980 О бедном гусаре замолвите слово
1982 Вокзал для двоих
1984 И вот пришел Бумбо...
1985 Противостояние
1985 Соучастие в убийстве
1986 Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни
1986 Курьер
1986 Лицом к лицу
1986 Пиквикский клуб
1988 Большая игра - сериал
1988 Город Зеро
1990 Чернов/ Chernov
1991 Дело
1991 Небеса обетованные
1992 Билет в Красный театр, или Смерть гробокопателя
1993 Предсказание
1993 Сны
1995 Орел и решка
1996 Театр Чехонте. Старые знакомые (Картинки из недавнего прошлого)
1998 Судья в ловушке
1999 Что сказал покойник - сериал
2000 Бандитский Петербург - сериал
2000 Романовы - венценосная семья
2001 Яды, или Всемирная история отравлений
2002 Азазель
2002 Под крышами большого города
2003 Идиот - сериал
2004 Дорогая Маша Березина
2006 Мастер и Маргарита - сериал
2006 Сонька Золотая ручка
2006 Ленинградец
2006 Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя
2007 Ликвидация
2007 Калифорнийская сюита - фильм-спектакль
2008 Не думай про белых обезьян
2008 Марево
2008 Большой вальс
2009 Взятки гладки
2009 Вербное воскресенье
2011 Новые приключения Аладдина
2011 Дядюшкин сон - фильм-спектакль
2012 Демон и Ада
2013 Хуторянин

0

19

Олег Басилашвили: «Современный театр не имеет чувств и стремится только к развлечению зрителя!»

http://sd.uploads.ru/t/x1pbr.jpg

Его называют московским петербуржцем с грузинскими корнями, так как этот замечательный артист родился и учился в Москве, а прославился в знаменитом ленинградском театре БДТ под руководством Георгия Товстоногова. Многим нашим читателям этот актёр хорошо известен по ярким ролям в фильмах «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и другим киноработам. Речь идёт о народном артисте СССР Олеге Басилашвили, с которым удалось побеседовать нашему корреспонденту.

- Уважаемый Олег Валерианович, в 2010 году, в рамках телепрограммы "Моя родословная", Вы ездили в село, где родился Ваш дед. Какую роль эта поездка сыграла в Вашей жизни?

- Вы знаете, дело в том, что кроме этой программы ещё раньше снимался многосерийный фильм (кажется, 6 серий), который назывался «Путешествие по родным местам» и был посвящён моему 75-ти летию, начиная от детства и заканчивая сегодняшним днём. Я был не только в грузинской деревне Карби – на родине моего деда и отца, но так же побывал и в других местах – и в Москве, у Донского монастыря, где похоронена моя бабушка, и в Хотьково, где был наш дом, и мы жили около сорока лет, – это было что-то наподобие дачи под Москвой. А как это на меня повлияло? Скорее, в отрицательном плане, потому что я в то время как раз собирался написать книгу, но меня попросили обязательно сделать такую передачу, и мне пришлось всё то, что я хотел написать в книге, перенести в неё, поэтому, когда я стал писать, то мне это очень мешало, и после съёмок пришлось сделать большой перерыв для того, чтобы как-то иначе воспринять всё то, о чём я рассказал в том фильме.

- Вы сейчас говорите о книге "Неужели это я?! Господи…", которая вышла в прошлом году?

- Да-да конечно…

- Я как раз хотел Вас об этом спросить. В одном из интервью Вы сказали, что, "возможно, эта книга станет хорошим практическим пособием начинающим актерам". А кто у Вас был авторитетом из театрального мира, когда Вы делали первые шаги в театре?

- Моим кумиром был Московский художественный театр 40-50-х годов. Это – великий театр, созданный Станиславским и Немировичем-Данченко, и в данном случае, если говорить о кумире и о человеке, которому я хотел бы соответствовать и на кого я равнялся, то это, конечно, был Константин Сергеевич Станиславский. Я прекрасно понимаю, где – я и где – он, но я всё-таки пытался это сделать и, видимо, до сих пор мной руководят те принципы, которые я почерпнул из его книг.

- Говоря о кино, многие обычно вспоминают Ваши работы в фильмах "Служебный роман", "Осенний марафон", "Вокзал для двоих", "О бедном гусаре замолвите слово". Но, возможно, в отличие от зрителей, у Вас есть и другие любимые роли в кинематографе?

- Сейчас я уже могу говорить откровенно: если смотреть мои старые фильмы, в которых я снимался 20, 30 и 35 лет тому назад, то многое из того, что я сделал, мне нравится. Если Вы спросите любого честного артиста, какое впечатление на него производит фильм, снятый только что, и какое впечатление он получит от первого просмотра себя на экране, то кроме чувства омерзения и стыда, он ничего не испытывает. Я Вам так скажу: я испытывал чувство стыда – за то, что я был так не интересен на экране, и т.д. Но есть некоторые старые картины, которыми можно не просто гордиться, а под которыми можно и подписаться, что в них я сделал всё именно так, как мне хотелось!

- Не так давно отметили юбилеи ваши "сослуживцы" по "Служебному роману" – Андрей Мягков и Лия Ахеджакова. Вы с ними как-нибудь пересекаетесь, учитывая то, что Вы живёте в разных городах?

- Сейчас это происходит очень редко, а раньше мы встречались, в основном, на съёмочной площадке – в павильонах «Мосфильма», а теперь Лию, Андрея и меня (по естественным причинам) всё реже начинают приглашать в кино, поэтому мы всё реже и реже видимся! Но каждая встреча для меня – это большая радость, не знаю, правда, как для них! (Улыбается). Мы впервые познакомились с Ахеджаковой на «Служебном романе», а потом ещё снимались в «Небесах обетованных». Лия – замечательная актриса и очень трогательный человек, который нашёл в себе мужество во время путча выступить по телевидению и призвать народ к сопротивлению. Её стремление и жизненная позиция мне очень близки!

- А это правда, что в «Служебном романе» Вы хотели сыграть роль Новосельцева, а не Самохвалова?

- Нет, такого не было, это кто-то выдумал!

- Вы живёте в Санкт-Петербурге уже почти 55 лет. Можно сказать, что Вы стали питерцем, и "Северная Пальмира" Вас признала, как своего, ведь в 2012 году Вам было присвоено высокое звание "Почётный гражданин Санкт-Петербурга»?

- Мне не только присвоено звание «Почётный гражданин Санкт-Петербурга». Я хочу похвастаться: я теперь и почётный гражданин города Тбилиси! Что касается Санкт-Петербурга, то я не могу сказать, что этот город стал мне родным. Родной город – это тот, где ты родился и провёл первые годы твоей жизни. Я родился в 1934 году в Москве, а покинул её – в 1956, так что я 22 года прожил в столице, где учился в школе-студии МХАТа, куда я стремился. Там жила наша семья, где находятся могилы моих родных – на Ваганьковском кладбище и возле Донского монастыря, а Петербург стал моим вторым домом, в котором я иногда получаю наслаждение, идя по улицам и наблюдая за тем, как архитектурная музыка сфер ласкает мою душу…

- Станиславский как-то сказал, что «театр начинается с вешалки». А с чего он начинается для Вас, если говорить фигурально?

- Театр в России всегда был вторым университетом, кафедрой и трибуной демократических и либеральных взглядов русской интеллигенции и рядовых людей. Мне кажется, что театр не должен ронять этот флаг борьбы за свободу, за искренность, за порядочность, за честность и служить тем идеалам, которые, может быть, никогда не осуществятся, но, всё-таки, стремиться к ним нужно! Современный театр не имеет чувств и стремится только к развлечению зрителя и больше ни к чему. Развлекать, конечно, можно, но и в этом должно быть нечто такое, о чём можно задуматься или почувствовать…

- Какие из театральных работ Вам дороги?

- Это – совсем разные театральные работы. Одной из ролей, по которой я скучаю, стала роль Андрея Прозорова из «Трёх сестёр» Чехова. Это был великий спектакль Георгия Александровича Товстоногова, а также можно вспомнить ещё один чеховский спектакль «Дядя Ваня», где я играл Ивана Петровича Войницкого. Это тоже – замечательный спектакль с определённым настроением, но есть и противоположные роли, например, Хлестаков в гоголевском «Ревизоре» или «Человек с простым лицом» в пьесе Василия Шукшина «Энергичные люди». Ещё я играл персонажа Джингля из пьесы «Пиквикский клуб». Это – пройдоха, жулик и аферист, чинящий всякие препятствия…

- Кроме репертуарного театра, Вы участвовали и в антрепризных постановках. Как Вы относитесь к антрепризе? За 20 лет в ней произошли какие-то качественные изменения?

- Вы знаете, я был одним из первых, кто начал антрепризное дело. Вначале появился Юрский со спектаклем «Игроки». Это был очень интересный спектакль, где участвовали артисты из разных театров, но почему-то он очень быстро прекратил своё существование. Потом меня пригласил московский режиссёр Леонид Трушкин в свой театр Антона Чехова в спектакль французского драматурга Франсиса Вебера «Ужин с дураком», который идёт при полных аншлагах уже пятнадцатый год! Это – очень смешная комедия по принципу: «Сказка – ложь, но в ней – намёк, добру молодцу – урок!». Я должен сказать, что режиссёры в плане антрепризы делали очень интересные вещи. Тот же Трушкин поставил «Вишнёвый сад» и «Сирано де Бержерак», но антреприза зависит от количества публики и от цен на билеты, и если они будут слишком высоки, то народ просто не пойдёт на спектакль: надо иметь какое-то равновесие и баланс. Я играл в антрепризном спектакле «Цена» по замечательной пьесе Артура Миллера, где были подняты вопросы о совести, о чести и о деньгах, что важнее – финансовый успех или любовь к людям? Этот спектакль мне очень нравился, там прекрасно играл покойный Равикович старого еврея – перекупщика мебели Грегори Соломона, там же роль моего брата Виктора исполнял покойный Валерий Золотухин, а я играл роль Уолтера Франца – человека, многого добившегося в жизни. Надо сказать, что эта – одна из самых моих любимых ролей. Я играл в этом же спектакле и в БДТ, он там тоже шёл в постановке Розы Сирóты, и я испытывал гигантское наслаждение, работая со своими партнёрами – В.Стржельчиком и В.Ковель. Мне эта роль очень близка, хотя, когда пытаются купить мою дружбу, я выгляжу нелепо и глупо. Видимо, современную публику мало интересуют эти проблемы, и чтобы набрать полный зал на этот спектакль, необходимо было продавать билеты в течение двух месяцев! Сейчас этот спектакль, к сожалению, не идёт, а современная антреприза построена на щекотании живота ниже пупка, что безумно нравится публике. Здесь театр предаёт тот идеал, во имя которого он создан и существует! Мы с Вами говорили на данную тему в начале нашего разговора, и это – очень опасная тенденция!

- Дорогой Олег Валерианович, огромное вам спасибо за эту интересную беседу. От имени наших читателей я Вам желаю успехов и новых интересных ролей. Всего Вам доброго!

- Как говорят у вас: „Aufwidersehen“! До свидания!

Беседовал Евгений Кудряц (Санкт-Петербург-Аугсбург)
Фотографии предоставлены администрацией БДТ
Журнал „Neue Zeiten“, сентябрь 2013 года

0

20

http://sd.uploads.ru/t/kLUJY.jpg

Олег Басилашвили потрясающий чтец. Страницы романа Булкагова "Жизнь господина де Мольера" в его исполнении - шедевр.

0