Олег Басилашвили: «Современный театр не имеет чувств и стремится только к развлечению зрителя!»
Его называют московским петербуржцем с грузинскими корнями, так как этот замечательный артист родился и учился в Москве, а прославился в знаменитом ленинградском театре БДТ под руководством Георгия Товстоногова. Многим нашим читателям этот актёр хорошо известен по ярким ролям в фильмах «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и другим киноработам. Речь идёт о народном артисте СССР Олеге Басилашвили, с которым удалось побеседовать нашему корреспонденту.
- Уважаемый Олег Валерианович, в 2010 году, в рамках телепрограммы "Моя родословная", Вы ездили в село, где родился Ваш дед. Какую роль эта поездка сыграла в Вашей жизни?
- Вы знаете, дело в том, что кроме этой программы ещё раньше снимался многосерийный фильм (кажется, 6 серий), который назывался «Путешествие по родным местам» и был посвящён моему 75-ти летию, начиная от детства и заканчивая сегодняшним днём. Я был не только в грузинской деревне Карби – на родине моего деда и отца, но так же побывал и в других местах – и в Москве, у Донского монастыря, где похоронена моя бабушка, и в Хотьково, где был наш дом, и мы жили около сорока лет, – это было что-то наподобие дачи под Москвой. А как это на меня повлияло? Скорее, в отрицательном плане, потому что я в то время как раз собирался написать книгу, но меня попросили обязательно сделать такую передачу, и мне пришлось всё то, что я хотел написать в книге, перенести в неё, поэтому, когда я стал писать, то мне это очень мешало, и после съёмок пришлось сделать большой перерыв для того, чтобы как-то иначе воспринять всё то, о чём я рассказал в том фильме.
- Вы сейчас говорите о книге "Неужели это я?! Господи…", которая вышла в прошлом году?
- Да-да конечно…
- Я как раз хотел Вас об этом спросить. В одном из интервью Вы сказали, что, "возможно, эта книга станет хорошим практическим пособием начинающим актерам". А кто у Вас был авторитетом из театрального мира, когда Вы делали первые шаги в театре?
- Моим кумиром был Московский художественный театр 40-50-х годов. Это – великий театр, созданный Станиславским и Немировичем-Данченко, и в данном случае, если говорить о кумире и о человеке, которому я хотел бы соответствовать и на кого я равнялся, то это, конечно, был Константин Сергеевич Станиславский. Я прекрасно понимаю, где – я и где – он, но я всё-таки пытался это сделать и, видимо, до сих пор мной руководят те принципы, которые я почерпнул из его книг.
- Говоря о кино, многие обычно вспоминают Ваши работы в фильмах "Служебный роман", "Осенний марафон", "Вокзал для двоих", "О бедном гусаре замолвите слово". Но, возможно, в отличие от зрителей, у Вас есть и другие любимые роли в кинематографе?
- Сейчас я уже могу говорить откровенно: если смотреть мои старые фильмы, в которых я снимался 20, 30 и 35 лет тому назад, то многое из того, что я сделал, мне нравится. Если Вы спросите любого честного артиста, какое впечатление на него производит фильм, снятый только что, и какое впечатление он получит от первого просмотра себя на экране, то кроме чувства омерзения и стыда, он ничего не испытывает. Я Вам так скажу: я испытывал чувство стыда – за то, что я был так не интересен на экране, и т.д. Но есть некоторые старые картины, которыми можно не просто гордиться, а под которыми можно и подписаться, что в них я сделал всё именно так, как мне хотелось!
- Не так давно отметили юбилеи ваши "сослуживцы" по "Служебному роману" – Андрей Мягков и Лия Ахеджакова. Вы с ними как-нибудь пересекаетесь, учитывая то, что Вы живёте в разных городах?
- Сейчас это происходит очень редко, а раньше мы встречались, в основном, на съёмочной площадке – в павильонах «Мосфильма», а теперь Лию, Андрея и меня (по естественным причинам) всё реже начинают приглашать в кино, поэтому мы всё реже и реже видимся! Но каждая встреча для меня – это большая радость, не знаю, правда, как для них! (Улыбается). Мы впервые познакомились с Ахеджаковой на «Служебном романе», а потом ещё снимались в «Небесах обетованных». Лия – замечательная актриса и очень трогательный человек, который нашёл в себе мужество во время путча выступить по телевидению и призвать народ к сопротивлению. Её стремление и жизненная позиция мне очень близки!
- А это правда, что в «Служебном романе» Вы хотели сыграть роль Новосельцева, а не Самохвалова?
- Нет, такого не было, это кто-то выдумал!
- Вы живёте в Санкт-Петербурге уже почти 55 лет. Можно сказать, что Вы стали питерцем, и "Северная Пальмира" Вас признала, как своего, ведь в 2012 году Вам было присвоено высокое звание "Почётный гражданин Санкт-Петербурга»?
- Мне не только присвоено звание «Почётный гражданин Санкт-Петербурга». Я хочу похвастаться: я теперь и почётный гражданин города Тбилиси! Что касается Санкт-Петербурга, то я не могу сказать, что этот город стал мне родным. Родной город – это тот, где ты родился и провёл первые годы твоей жизни. Я родился в 1934 году в Москве, а покинул её – в 1956, так что я 22 года прожил в столице, где учился в школе-студии МХАТа, куда я стремился. Там жила наша семья, где находятся могилы моих родных – на Ваганьковском кладбище и возле Донского монастыря, а Петербург стал моим вторым домом, в котором я иногда получаю наслаждение, идя по улицам и наблюдая за тем, как архитектурная музыка сфер ласкает мою душу…
- Станиславский как-то сказал, что «театр начинается с вешалки». А с чего он начинается для Вас, если говорить фигурально?
- Театр в России всегда был вторым университетом, кафедрой и трибуной демократических и либеральных взглядов русской интеллигенции и рядовых людей. Мне кажется, что театр не должен ронять этот флаг борьбы за свободу, за искренность, за порядочность, за честность и служить тем идеалам, которые, может быть, никогда не осуществятся, но, всё-таки, стремиться к ним нужно! Современный театр не имеет чувств и стремится только к развлечению зрителя и больше ни к чему. Развлекать, конечно, можно, но и в этом должно быть нечто такое, о чём можно задуматься или почувствовать…
- Какие из театральных работ Вам дороги?
- Это – совсем разные театральные работы. Одной из ролей, по которой я скучаю, стала роль Андрея Прозорова из «Трёх сестёр» Чехова. Это был великий спектакль Георгия Александровича Товстоногова, а также можно вспомнить ещё один чеховский спектакль «Дядя Ваня», где я играл Ивана Петровича Войницкого. Это тоже – замечательный спектакль с определённым настроением, но есть и противоположные роли, например, Хлестаков в гоголевском «Ревизоре» или «Человек с простым лицом» в пьесе Василия Шукшина «Энергичные люди». Ещё я играл персонажа Джингля из пьесы «Пиквикский клуб». Это – пройдоха, жулик и аферист, чинящий всякие препятствия…
- Кроме репертуарного театра, Вы участвовали и в антрепризных постановках. Как Вы относитесь к антрепризе? За 20 лет в ней произошли какие-то качественные изменения?
- Вы знаете, я был одним из первых, кто начал антрепризное дело. Вначале появился Юрский со спектаклем «Игроки». Это был очень интересный спектакль, где участвовали артисты из разных театров, но почему-то он очень быстро прекратил своё существование. Потом меня пригласил московский режиссёр Леонид Трушкин в свой театр Антона Чехова в спектакль французского драматурга Франсиса Вебера «Ужин с дураком», который идёт при полных аншлагах уже пятнадцатый год! Это – очень смешная комедия по принципу: «Сказка – ложь, но в ней – намёк, добру молодцу – урок!». Я должен сказать, что режиссёры в плане антрепризы делали очень интересные вещи. Тот же Трушкин поставил «Вишнёвый сад» и «Сирано де Бержерак», но антреприза зависит от количества публики и от цен на билеты, и если они будут слишком высоки, то народ просто не пойдёт на спектакль: надо иметь какое-то равновесие и баланс. Я играл в антрепризном спектакле «Цена» по замечательной пьесе Артура Миллера, где были подняты вопросы о совести, о чести и о деньгах, что важнее – финансовый успех или любовь к людям? Этот спектакль мне очень нравился, там прекрасно играл покойный Равикович старого еврея – перекупщика мебели Грегори Соломона, там же роль моего брата Виктора исполнял покойный Валерий Золотухин, а я играл роль Уолтера Франца – человека, многого добившегося в жизни. Надо сказать, что эта – одна из самых моих любимых ролей. Я играл в этом же спектакле и в БДТ, он там тоже шёл в постановке Розы Сирóты, и я испытывал гигантское наслаждение, работая со своими партнёрами – В.Стржельчиком и В.Ковель. Мне эта роль очень близка, хотя, когда пытаются купить мою дружбу, я выгляжу нелепо и глупо. Видимо, современную публику мало интересуют эти проблемы, и чтобы набрать полный зал на этот спектакль, необходимо было продавать билеты в течение двух месяцев! Сейчас этот спектакль, к сожалению, не идёт, а современная антреприза построена на щекотании живота ниже пупка, что безумно нравится публике. Здесь театр предаёт тот идеал, во имя которого он создан и существует! Мы с Вами говорили на данную тему в начале нашего разговора, и это – очень опасная тенденция!
- Дорогой Олег Валерианович, огромное вам спасибо за эту интересную беседу. От имени наших читателей я Вам желаю успехов и новых интересных ролей. Всего Вам доброго!
- Как говорят у вас: „Aufwidersehen“! До свидания!
Беседовал Евгений Кудряц (Санкт-Петербург-Аугсбург)
Фотографии предоставлены администрацией БДТ
Журнал „Neue Zeiten“, сентябрь 2013 года