Автомобильный и водительский этикет
За рубежом социальный статус напрямую связывают с автомобилем, которым пользуется человек. Если вы получаете повышение по службе, по этикету, вы просто обязаны сменить и автомобиль — разумеется, на более дорогой или более престижный. Причем иногда работодатель выдает приглашенному работнику специальный кредит на покупку авто, чтобы не подмочить имидж компании.
При этом демонстрировать свою финансовую состоятельность по любому случаю — моветон. Эксперты в области этикета не рекомендуют, например, женам состоятельных мужчин приезжать на работу в дизайн-бюро на Ferrari. Никто, конечно, не требует от них пересаживаться на Lada Kalina, но для поездок на службу (даже если работа — просто хобби) лучше приобрести автомобиль гольф-класса, пусть и премиального сегмента.
Чтобы костюмчик сидел
В идеале одежду тоже следует «подбирать» к автомобилю. Скажем, для большого внедорожника классический костюм не подходит. Изначально такие машины создавались как транспортные средства для активного отдыха, и здесь более актуален стиль casual (повседневный).
Седан бизнес-класса, безусловно, подразумевает наличие строгого костюма. Знатоки этикета поставят вам «неуд», если вы отправитесь на таком автомобиле в фитнес-клуб в шортах и кедах. Для таких целей подойдет спортивный автомобиль.
Понятно, что у большинства людей нет возможности иметь несколько машин. В этом случае необходимо выбирать универсальный автомобиль гольф-класса, но опять же придется учитывать определенные условия. Если вы ходите на службу в костюме, то для этих целей лучше брать седан. Если жесткого дресс-кода нет, то можно приобрести хэтчбек или кроссовер.
Добро пожаловать
Хозяин автомобиля, если это мужчина, должен открывать дверь перед дамой или пожилым человеком. Даме при этом можно подать руку, чтобы ей было удобнее разместиться в машине.
Возвращаясь на свое место, водитель обходит машину спереди, чтобы пассажир его видел. Если же водитель женщина, то в соответствии с этикетом, она должна открывать дверь только перед пожилыми людьми.
Как правильно садиться в автомобиль, мужчина решает сам. Дама сначала усаживается, а затем поднимает ноги в салон. Высадка — в обратном порядке.
Пассажиры — это гости, поэтому каждый из них может выбрать себе место. Однако водитель как хозяин может предложить свою схему рассадки.
По этикету самое почетное место — на переднем пассажирском сиденье. Второе «престижное» место — по диагонали от водителя. Самое не почетное — позади него.
Причем рассадка должна производиться опять же с учетом пола и возраста. Если вы с супругой везете на дачу ее родителей, то рядом с вами должна сесть теща, по диагонали — тесть, ну а жене остается самое не престижное место — позади водителя.
Однако все перечисленное выше касается только личных автомобилей. Если это такси или служебная машина, правила рассадки меняются.
В данном случае самое престижное место по диагонали от водителя. Причин несколько. Во-первых, когда машина подъезжает, удобнее совершать посадку/высадку справа. Во-вторых, чтобы пассажиру было комфортно, переднее пассажирское сиденье можно отодвинуть до упора вперед. Водитель так вести машину не сможет.
Второе по значимости место — за водителем. В частности, чтобы пассажиры (партнеры по бизнесу, например) могли вести беседу. Ну а место впереди в лучшем случае достается охране, а так оно вообще должно быть свободно. Поэтому во многих странах таксисты привыкли к тому, что пассажиры рядом с ними не садятся.
В России, садясь на заднее место, вы даете понять водителю, что не планируете вступать в дискуссию относительно пробок, выслушивать случаи из его жизни, рассуждать о не профессионализме сотрудников полиции и т.д.
Без шансона
Даже на личном автомобиле водитель перед тем, как открыть окно, включить радио, закурить, должен спросить разрешения у окружающих.
Пассажиры, в свою очередь, если хотят поговорить, должны поинтересоваться у водителя, не будет ли это отвлекать от дороги. Говорить в салоне автомобиля можно, конечно, о чем угодно. Но не принято выяснять отношения, вести беседу на повышенных тонах или касаться каких-то сложных вопросов, отвлекающих водителя.
Самое главное правило: водитель — главный в автомобиле. Независимо от того, такси это или личное транспортное средство. Поэтому пассажиры не должны указывать водителю, как ехать и куда ехать. Разумеется, если это не угрожает вашей жизни. Например, если вас не устраивает скорость, то можно вежливо и спокойно попросить снизить ее. В такси же пассажиры могут обратиться к водителю с просьбой сменить радиостанцию с шансона на более интеллектуальное, и водитель-таксист обязан выполнить ваше требование.
Правила хорошего тона для автолюбителей
А теперь познакомимся с неписанными, но установленными правилами поведения самих водителей между собой.
Основным правилом всех водителей является правило «УДД», которое расшифровывается, как «Уступи дорого дураку». Правило это актуально всегда. Поэтому, увидев на дороге лихача, лучше пропустить его во избежание аварийной ситуации, если он пытается вас обогнать. Когда вы встретите на дороге водителя, который всячески пытается препятствовать его обгону, лучше не пытаться этого делать.
Вам приходилось оказываться в ситуации, когда никак не выехать на главную дорогу из двора собственного дома? Что вы чувствовали в этот момент? Вот такие же чувства испытывает и водитель, которого вы можете увидеть, двигаясь по основной дороге. Пропустите его, дайте возможность выехать на главную дорогу.
Широко распространена среди водителей, так называемая, «Азбука световой сигнализации».
Подобная азбука знаков безопасности и опознавательных сигналов чем-то сродни азбуке Морзе с той лишь разницей, что подаётся с помощью света фар и звукового сигнала. Автомобилисты, знающие язык и правила «хорошего тона на дороге», имеют меньше шансов попасть в неприятность.
1. Для выражения благодарности
— включение аварийной световой сигнализации — «аварийки» (пару раз моргнуть).
Применяют в знак благодарности за действия соседнего авто, если кто-то пропустил вас на трассе или в городе, дал вам возможность выехать с обочины или перестроиться из соседнего ряда, дал обогнать. Можно щелкнуть сначала левым, а потом правым «поворотником», что аналогично сигналу «аварийкой».
— поднятая от руля рука ладонью к лобовому стеклу (для встречного авто, например, предупредившего об опасности на дороге).
2. Выражение возмущения
— короткие звуковые сигналы. Один — предостережение, два — недовольство, три — раздражение, четыре и более — брань.
— многократное мигание дальним светом.
Для обозначения своего возмущения многие водители просто обгоняют автомобиль и притормаживают перед ним или вообще полностью останавливаются. Но следует помнить, что на дороге очень много нервных водителей и данная ситуация может привести к непредсказуемым последствиям.
3. Впереди опасность
— включение аварийной световой сигнализации.
Для движущихся сзади — информация о том, что впереди какая-либо опасность, не обозначенная соответствующими дорожными знаками (затор, ДТП, ремонт проезжей части т т.п.)
Кроме этого, информировать следующий за вами автомобиль об опасности впереди можно нажатием несколько раз на педаль тормоза. Водитель движущегося за вами автомобиля узнает об опасности по вашим сигналам тормоза. Этот сигнал означает «держи дистанцию».
— два кратковременных включения дальнего света.
Для встречных — впереди по ходу движения сотрудники ДПС или по стороне движения встречного транспорта какая-нибудь опасность. Получив такое предостережение от встречных водителей, вежливо поблагодарите их жестом руки, обращенной ладонью вперед (см. пункт 1).
4. Просьба переключиться с дальнего света фар на ближний
— кратковременное включение дальнего света фар.
— мигание (2-3 раза) ближнего света.
Применяется ночью, как просьба к встречному, который едет с дальним светом или слепящими противотуманками.
Если вы в ночное время решили обогнать автомобиль, то следует выключить дальний свет фар и включить ближний, и только после завершения обгона можно включить дальний свет.
5. Пропустите, дайте дорогу
— один длинный сигнал дальним светом.
Применяют с включенным левым поворотом и без левого поворотника. Возможно добавление длительного звукового сигнала — на трассе применяется в экстремальных ситуациях при обгоне, когда, выскочив на «встречную», водитель не успевает завершить маневр и просит встречную машину съехать немного правее, чтобы благополучно разъехаться.
6. Выхожу из машины
— приоткрыть левую дверь и слегка покачать ею;
— слегка приоткрыть дверь и повернуть голову назад;
— включить левый поворотник и приоткрыть дверь.
7. Обгоняйте
— включить правый поворотник (и, возможно, притормозить).
Для идущего сзади.
— помахать левой рукой.
Кроме того, левый указатель поворота, включенный на трассе водителем автомобиля, который совершил обгон, но пока не возвращается на свою полосу движения, — сигнал для остальных, движущихся, например, за грузовиком машин, о том, что впереди на полосе встречного движения свободно и можно совершать обгон вслед за ним.
8. Не обгоняйте
— включить левый поворотник.
Для автомобиля, следующего сзади. Можно также кратковременно зажечь тормозные огни. Этот прием часто применяют дальнобойщики на фурах, которым хорошо видна дорожная обстановка, для информирования идущих сзади легковых авто.
— открыть левую дверь или высунуть левую руку ладонью назад.
— попеременно включать правый/левый поворотники и стоп-сигналы.
9. Не пропущу
— уменьшить расстояние, необходимое другой машине для маневра, например, прижаться к осевой, не давая обогнать.
— уменьшить дистанцию до впереди идущей машины, не давая встроиться.
10. Просьба о помощи
— водитель стоит у дороги с канистрой (ведром) и шлангом.
— кулак с опущенным вниз большим пальцем.
Нужно горючее.
— водитель стоит у дороги с тросом.
Необходима буксировка.
— водитель стоит с колесом или с домкратом.
У него проблемы, связанные с заменой колеса.
— водитель стоит у открытого капота или багажника с поднятой рукой.
Нужна техническая помощь.
— человек показывает скрещенными руками знак «Х».
Ему нужна медицинская помощь.
Пользуясь этими знаками, соблюдайте правила дорожного движения, будте взаимно вежливы на дороге — и счастливого вам пути!