Антонис Ван Дейк. (1599 — 1641)
Ван Дейк родился в Антверпене в семье богатого купца. Мать его обладала чудным даром вышивальщицы. Она умерла, когда сыну было 8 лет. Отец не видел ничего плохого в том, что сын любил рисовать, и в 10 лет отдал мальчика учиться живописи. Его успехи были удивительны: в 14 он уже рисовал как мастер, об этом свидетельствует его автопортрет. В 18 лет его приняли в гильдию святого Луки, признав в нем зрелого художника за эскизы голов апостолов (учеников Христа).
Но, как и все амстердамские художники, ван Дейк мечтал учиться у Рубенса. И, хотя он был уже признанным художником, с 1618 по 1620 году был помощником в мастерской первого художника Фландрии. Распространен рассказ о том, что Ван Дейк так умело восстановил испорченную другими учениками картину Рубенса, что тот ничего не заметил. Он пишет многофигурные композиции. Они хороши, даже очень, но конкурировать с учителем трудно, тот все равно художник №1.
Наряду с монументальными картинами на христианские сюжеты Ван Дейк начинает писать портреты, и они имеют успех. В 1620 году молодого художника пригласили в Англию, где не было мастеров его уровня. А в 1621 ван Дейк году отправился в Рим. Он был красив, блестяще образован. О его удивительных костюмах, в которых он появлялся на улицах Рима во время его пребывания в Италии, ходило много разговоров. Среди работ, которые он создал в Италии, был портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Перед нами тонкий, образованный человек, хотя, говорят, он способствовал осуждению Галилея. Итальянские аристократы наперебой заказывают ему портреты, чтобы выглядеть такими же изысканными. Надо сказать, именно такие портреты утонченных людей принесут ему впоследствии славу, ведь они сам был натурой нервной, тонкой в противоположность яркому жизнелюбивому Рубенсу.
Это видно по его автопортрету. Ван Дейк станет неподражаем, когда начнет придавать черты тонкой одухотворенности и своим героям. Вернувшись в Антверпен, он на какое-то время становится лучшим художником Фландрии, ведь Рубенс после смерти жены занимался дипломатией и жил в разных европейских столицах, а после его возвращения в 1632 году самолюбивый ван Дейк снова оказался в тени. Поэтому было кстати приглашение из Англии стать придворным художником короля Карла I. В последние 9 лет он джил в Лондоне, англичане справедливо считают ван Дейка создателем английской школы живописи.