"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Фламандские художники

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Фламандские художники

https://natalya-telezhinskaya.ru/wp-content/uploads/2020/09/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%81-%D0%B8-%D0%92%D0%B0%D0%BD-%D0%94%D0%B5%D0%B9%D0%BA.jpg
Искусство Фландрии XVII века — одна из вершин мировой живописи. Его прославил не только основатель фламандской школы, гениальный Питер Пауль Рубенс, но и его современники: узамечательный портретист Антонис Ван Дейк,  жизнелюб Якоб Йорданс, создатель роскошных натюрмортов Франц Снейдерс. Картины фламандцев наполнены радостью жизни.

0

2

Антверпенский художник Франс Снейдерс (Frans Snyders; 11 ноября 1579, Антверпен — 19 августа 1657, Антверпен) исполнял многочисленные заказы для фламандской знати. И, как и многие успешные коллеги, в поздний период своего творчества часто привлекал учеников и подмастерьев для прорисовки деталей — представленный на выставке натюрморт как раз относится к таким работам. В нем читаются характерные для Снейдерса черты: динамика изображения (кошка того и гляди прыгнет на роскошный стол и стащит что‑нибудь), живописные диагонали и детально прорисованная фактура.

=Spoiler написал(а):

https://img09.rl0.ru/afisha/e780x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/1/50/15003d90f542d9c09d99acb8c5a79bf4.jpg
«Натюрморт с фруктами, битой дичью, охотничьими собаками, котом, обезьяной, попугаем и птицами»
Франс Снейдерс и его мастерская

Аристократы ценили такие крупноформатные натюрморты — с ярким, ломящимся от свежих плодов и дичи столом. Они олицетворяли изобилие, которого фламандцы ожидали от Двенадцатилетнего перемирия с Испанией. Кроме того, в этой картине скрыт нравственный подтекст. Обезьяна на нидерландских эмблемах олицетворяла неотвязное пристрастие к пороку, персик в руках — к жадности и сладострастию. А две охотничьи собаки, смотрящие в разные стороны, символизируют постоянную внутреннюю борьбу человека между плотскими искушениями и духовными устремлениями.

0

3

=Spoiler написал(а):

https://img.rl0.ru/afisha/e780x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/a/67/a6735c6d8a73c86094c54a93fb999668.jpg
«Перепись в Вифлееме». Питер Брейгель Младший

В XVII веке почти все работы художника находились в закрытых аристократических собраниях, поэтому сын с помощью отцовских прорисей на кальке создавал точнейшие копии его композиций, которые хорошо продавались. «Перепись в Вифлееме» — одна из таких работ.

Главных действующих персонажей на ней найти не так легко: справа изображена Мария в ожидании рождения Иисуса Христа, которая на ослике вместе с мужем Иосифом прибывает в Вифлеем на перепись населения. Художник переносит события священной истории во Фландрию, чтобы сократить дистанцию между зрителем и библейским сюжетом. И помещает ключ к его разгадке на передний план: это топор и снопы сена. В сборнике 1590 года «Символы и эмблемы» Иоахима Камерария Младшего написано: «Сноп принадлежит сеятелю, а не жнецу». То есть сеятель — это Бог, который распространяет на земле христианскую веру, а топор — напоминание о предстоящей жертвенной гибели Христа. Рядом на переднем плане зарезают свинью — сюжет убоя скота указывает на то, что действие происходит в декабре. Да и большое количество людей напоминает, что Иосиф и Мария не нашли места на постоялом дворе, поэтому рожать ей пришлось в хлеву. Все эти тщательно продуманные символы рассказывают нам историю Рождества Христова, которое не изображено на картине прямо, но вот-вот произойдет.

0

4

Еще одним воспевателем фламандского изобилия и популярным автором так называемых завтраков был Йорис ван Сон. В своих работах он часто продумывал иконографию, закладывая религиозное толкование. В центре этой картины, рядом с дорогим золотым кувшином, еле проглядывается тонкий бокал формы флейты: он символизировал умеренность, так как пить из него было очень неудобно. Художник привлекает к бокалу внимание цветовым акцентом — скомканной скатертью на переднем плане, напоминающей белый саван.

=Spoiler написал(а):

https://img01.rl0.ru/afisha/e780x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/bf/4bfda26aaae64db692b657b0e264699b.jpg
Натюрморт с корзиной фруктов, позолоченным кубком, бокалом-румером, ветчиной, пирогом, крабом и лимоном на столе»
Йорис ван Сон

Окорок символизирует плотское удовольствие, а не до конца очищенный лимон — предательство. Между ними изображен классический фламандский пирог, а вернее, мясной паштет с фруктами, который помещали в несъедобную тестовую оболочку под названием «коффин», которое переводится как «гроб». Таким образом художник показывает, что обжорство в конечном счете приводит к смерти. Но, как принято у фламандцев, он указывает и путь к спасению. Весь натюрморт опутывает виноградная лоза, ассоциирующаяся с Иисусом Христом и его спасительной жертвой, она приводит взгляд к трем ягодкам земляники на заднем плане — возможному символу Троицы. Так художник советует отказаться от излишеств, соблюдать умеренность и думать о своей душе.

0

5

Мифологическая сцена, изображенная Яном Брейгелем Младшим, тоже насыщена иносказательными деталями. Древнеримская богиня Венера приходит к своему мужу Вулкану, богу огня и кузнечному мастеру, чтобы соблазнить его и получить доспехи для сына Энея — прародителя римской цивилизации. На ее намерения указывают устрицы — афродизиак, символ коварства жриц любви, искушений и мирских удовольствий. Именно поэтому раковины нередко можно увидеть в фламандских натюрмортах и изображениях пирушек в борделях.

=Spoiler написал(а):

https://img02.rl0.ru/afisha/e780x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/74/67420d69350cd5cc94cc4fc30b998c47.jpg
«Венера в кузнице Вулкана»
Ян Брейгель Младший

Кузница Вулкана наполнена изящно декорированными доспехами, золотыми изделиями и другими изысканными предметами, созданными с помощью огня. Особенно выделяются голубой глобус из китайского фарфора и скипетр, похожий по форме на лежащий рядом артишок. Все это одновременно и символизирует стихию Вулкана, и напоминает о процветании фламандской индустрии металлообработки и роли Антверпена как важного центра мировой торговли. Подобные картины вешали в салонах различных обществ: представители интеллигенции любили демонстрировать эрудицию, размышляя об античных сюжетах и аллегориях.

0

6

По композиции «Сокол и битая птица» - это типичный фламандский охотничий натюрморт первых десятилетий XVIII века. Однако его сюжет противоречив: современники должны были разглядеть в нем разом и позитивную, и негативную трактовки.

=Spoiler написал(а):

https://img01.rl0.ru/afisha/e780x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/0d/50dc10acbe0faf386c3bd5b314fbeeab.jpg
«Сокол и битая птица». Николас Каве

С одной стороны, ловчий сокол, попирающий мертвую куропатку — символ похоти и сладострастия, — олицетворяет торжество добродетели над грехом. Но в других эмблематических трактатах сокола называют завораживающим своей красотой демоном-искусителем. Буквальным призывом к бдительности здесь выступает фамилия художника: Cave (лат. «Остерегайся»). Получается, что битая птица, которая с древних времен символизировала души погибших грешников, могла оказаться в дьявольской ловушке именно по вине сокола-соблазнителя.

0

7

На картинах Рубенса пространство буквально заполнено фигурами, деталями. Мы не сразу заметим издыхающего дракона на картине «Персей и Андромеда», его тело едва поднимается над рамой картины. Динамизм, обилие фигур характерны для стиля, одним из создателей которого был Рубенс — барокко.  Это искусство с одной стороны роскошное, как раз в это время крупнейшие дворы Европы достигли наивысшего величия и богатства, а с другой — полное драматизма. Ведь после Возрождения, когда казалось, что человек может все, люди ощутили свою уязвимость перед бурями жизни. Но герои картин барокко не сломлены. Они напрягают свои силы в борьбе с врагами, природой. Фигуры, как правило, представлены в сложных позах и ракурсах. Дворцы, построенные в эту эпоху очень роскошны и величественны. Вот несколько примеров искусства барокко.

https://natalya-telezhinskaya.ru/wp-content/uploads/2020/09/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%81-%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%BE-scaled.jpg

Художник не зря любил рисовать охоту с ее стремительностью и драматизмом. Причем, динамичны там не только люди и животные. Деревья с их изломанными ветками и извивающимися корнями, кажется, тоже участвуют в битве. Для богатых заказчиков он рисовал и охоту на экзотических животных, которых видел в лучшем случае в виде чучел, но и их он отважно заставляет двигаться. Даже пейзажи у художника динамичны. На картине «Возчики камней» не только люди прилагают усилия, чтоб сдвинуть с места застрявшую телегу, но и деревья в лесу напряжены.

По словам Бенуа, «Рубенс населил христианский рай, и Олимп, и даже современность существами собственного изобретения, вечно радостными, мощными и веселыми». Это был поистине счастливый человек. У него были и слава, о восхищение современников, он был богат, у него была прекрасная семья, в жизни его не было никаких темных пятен, никто не мог сказать о недостатках этого человека, но, напротив, отмечали его доброту, порядочность. Он не знал болезней, умер в 64 года, оставив своим сыновьям богатство и самую громкую во Фландрии славу.

0

8

Антонис Ван Дейк. (1599 — 1641)

Ван Дейк родился в Антверпене в семье богатого купца. Мать его обладала чудным даром вышивальщицы. Она умерла, когда сыну было 8 лет. Отец не видел ничего плохого в том, что сын любил рисовать, и в 10 лет отдал мальчика учиться живописи. Его успехи были удивительны: в 14 он уже рисовал как мастер, об этом свидетельствует его автопортрет.  В 18 лет его приняли в гильдию святого Луки, признав в нем зрелого художника за эскизы голов апостолов (учеников Христа).

Но, как и все амстердамские художники, ван Дейк мечтал учиться у Рубенса. И, хотя он был уже признанным художником, с 1618 по 1620 году был помощником в  мастерской первого художника Фландрии. Распространен рассказ о том, что Ван Дейк так умело восстановил испорченную другими учениками картину Рубенса, что тот ничего не заметил. Он пишет многофигурные композиции. Они хороши, даже очень, но конкурировать с учителем трудно, тот все равно художник №1.

Наряду с монументальными картинами на христианские сюжеты Ван Дейк начинает писать портреты, и они имеют успех. В 1620 году молодого художника пригласили в Англию, где не было мастеров его уровня. А в 1621 ван Дейк году отправился в Рим. Он был красив, блестяще образован. О его удивительных костюмах, в которых он появлялся на улицах Рима во время его пребывания в Италии, ходило много разговоров. Среди работ, которые он создал в Италии, был портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Перед нами тонкий, образованный человек, хотя, говорят, он способствовал осуждению Галилея. Итальянские аристократы наперебой заказывают ему портреты, чтобы выглядеть такими же изысканными. Надо сказать, именно такие портреты утонченных людей принесут ему впоследствии славу, ведь они сам был натурой нервной, тонкой в противоположность яркому жизнелюбивому Рубенсу.

https://natalya-telezhinskaya.ru/wp-content/uploads/2020/09/%D0%92%D0%B0%D0%BD-%D0%94%D0%B5%D0%B9%D0%BA-%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B.jpg
Это видно по его автопортрету. Ван Дейк станет неподражаем, когда начнет придавать черты тонкой одухотворенности и своим героям. Вернувшись в Антверпен, он на какое-то время становится лучшим художником Фландрии, ведь Рубенс после смерти жены занимался дипломатией и жил в разных европейских столицах, а после его возвращения в 1632 году самолюбивый ван Дейк снова оказался в тени. Поэтому было кстати приглашение из Англии стать придворным художником короля Карла I. В  последние 9 лет он джил в Лондоне, англичане справедливо считают ван Дейка создателем английской школы живописи.

0