Чаепитие в СССР: Баюскин "За обедом"
Чайные традиции в России имели огромное значение для всех слоев населения нашей огромной страны,
У Достоевского, страстного любителя чая и вместе с тем глубокого психолога, мы найдём множество самых разнообразных сцен, когда чай и вообще организация чаепития служит дополнительной характеристикой персонажа. Петербургский чиновник Макар Девушкин – герой «Бедных людей» – тратится на чай и сахар только оттого, что «чаю не пить как-то стыдно; здесь всё народ достаточный, так и стыдно. Ради чужих и пьёшь его… для вида, для тона». Чай служит определенным маркером – если человек не в состоянии обеспечить себя чаем, то это уже не бедность, а постыдная и унизительная нищета. И так считал не только Достоевский.
Совместное чаепитие всегда подразумевало общение, единство. Приглашение на чай означало определенную близость, личную приязнь, в отличие от более официальных званых ужинов или обедов. И наоборот – отказ от чая воспринимался как отказ от общения.