вдогонку к сказанному
Съемки фильма "Соломенная шляпка" велись в том числе и в интерьерах старинного ленинградского здания, где расположился Дом литераторов.
Ноябрь 1919 года был тяжелейшим временем для жителей Петрограда. Всего месяц назад удалось отбить наступление на город войск генерала Юденича. Продукты выдавались по карточкам, причём с их отовариванием были проблемы. Не хватало дров, необходимых для отопления квартир. А впереди маячила зима – голодная и холодная. Поэтому в одночасье обнищавшая «творческая интеллигенция» восприняла открытие Дома искусств не только как возможность для самовыражения, а еще и как шанс физически выжить, буквально «сбившись в кучу». Ведь обитатели «Диска» могли рассчитывать, что в крайнем случае о них позаботится Высший совет, подкинув тех же дров, или «выбив» продовольственный паёк.
Считается, что Дом искусств (или как называли его тогда в творческой среде – «Диск») был создан по инициативе Максима Горького, хотя позднее на эти «лавры» претендовал Корней Чуковский. Фактически, как сообщалось в городских газетах того времени, он должен был стать «объединением деятелей искусства и литературы Петрограда для культурно-просветительской работы». Был образован так называемый Высший совет по управлению домом, в который вошли, в частности, поэт Александр Блок, Корней Чуковский, Николай Гумилёв, а также художники Александр Бенуа и Кузьма Петров-Водкин. Задачей совета (разделённого на художественную и литературную секции) было составление и реализация «культурно-просветительской» программы и решение вопросов, связанных с управлением самим домом.
Дело в том, что в Доме искусств не только проводились диспуты, литературные вечера и художественные выставки. Значительная часть помещений отводилась под общежитие для поэтов, писателей и художников.
Для Ходасевича, «Диск» – тоже корабль.
=Spoiler написал(а):
Поэт Владислав Ходасевич оставил интереснейшие воспоминания о жизни и быте этой необычной
творческой «коммуны». Он так закончит главу своих мемуаров, посвящённую Дому искусств:
"Разумеется, как всякое “общежитие”, не чужд он был своих мелких сенсаций и дел, порой даже небольших склок и сплетен, но в общем жизнь была очень достойная, внутренне благородная, главное же – как я уже говорил – проникнутая подлинным духом творчества и труда. По вечерам зажигались многочисленные огни в его окнах – некоторые видны были с самой Фонтанки, – и весь он казался кораблём, идущим сквозь мрак, метель и ненастье».
И несмотря на то, что ДИСК просуществовал до 1923 года, распад внутри начался в 1921 году со смертью Блока и расстрелом Гумилева. Другие же его звезды массово уезжали в эмиграцию. Вскоре государство разочаровалось в ДИСКе и закрыло его. Наступало время совсем другого искусства.