"Что это за бабушка приехала на рынок на велике?" А это королева Дании!
(3)
Художница на троне
Маргрете взошла на престол в 31 год. Королева из нее получилась по-скандинавски сдержанная, с безупречными манерами и радушной улыбкой. Но под этой «королевской униформой» скрывается творческая натура, которой всегда было тесно в душной придворной атмосфере с ее правилами, иерархией и обычаями. И королева, как многие современные женщины, сделала ставку на мультизадачность и начала совмещать полезное с приятным – долг перед страной со страстью к искусству.
Ведь рисовать Маргрете начала еще с детства. Девочка всем раздаривала свои рисунки и очень радовалась, когда ее хвалили. Но больше всего ей хотелось заслужить одобрение дедушки, шведского короля Густава Адольфа VI – он слыл требовательным знатоком современного искусства. Дед не только хвалил, но и критиковал рисунки внучки, побуждая ее совершенствоваться. Зато Маргрете точно знала – если дедушка сказал, что рисунок отличный, то так оно и есть.
Когда во дворец прибыл художник Харальд Хансен, чтобы рисовать портреты королевских дочек, Маргрете брала у него уроки, осваивая разные техники и материалы. Первая акварель юной художницы – оранжевые бархатцы в синей стеклянной вазе – висела в гардеробной ее мамы, королевы Ингрид, до самой ее смерти.
Королева Средиземья
В 29 лет в жизни Маргрете случилась судьбоносная встреча – она впервые прочла роман Толкиена «Властелин колец». Волшебные виды Средиземья заворожили ее, вдохновив на создание серии акварельных работ «Пейзажи для утраченных легенд». Уже будучи королевой, она поспособствовала переводу любимого романа на датский, а потом еще и создала к нему иллюстрации. И отправила их самому автору.
По словам одного из биографов королевы, Толкиен, которого регулярно разочаровывали работы многих художников, оформлявших его произведения, был поражен тем, насколько иллюстрации Маргрете соответствуют его собственным представлениям и фантазиям. В итоге в 1977 году вышло датское издание романа «Властелин колец», которое украшали гравюры на дереве Эрика Фрейзера, выполненные по рисункам королевы Маргрете, скрывавшейся под псевдонимом Ингахильд Гратмер.
Все время своей «работы монархом» Маргрете обдумывала идею стать профессиональным художником, но сомневалась в своих способностях. И все равно продолжала упорно рисовать, экспериментируя в разных жанрах – рисунки, гравюры, коллажи и работы в жанре декупаж, для которых она использует вырезки из глянцевых журналов и художественных каталогов. Маргрете любит рисовать пейзажи стран, где она побывала. «Природа, прекрасная и ужасная», как выразилась однажды сама королева, – главный источник ее вдохновения. В последние годы ее величество тяготеет к импрессионизму и абстракциям и часто рисует на ярком «поп-артовом» фоне окаменелости, кости и причудливые природные артефакты.
«Я отдаю себе полный отчет: то, что я создаю, не блестяще, и мне могут об этом сказать. Но я не боюсь, что меня могут критиковать, потому что свои занятия искусством я воспринимаю серьезно – так же серьезно, как я воспринимаю свои обязанности королевы. И думаю, что мне было бы очень грустно, не умей я рисовать. Получается так, что я представляю собой двуединую личность. И часто чувствую, что именно это единство сделало мое общение с людьми более непринужденным», – сказала королева Маргрете в одном из интервью.
Маргрете приняла решение выставлять свои картины на суд публики, и с 1988 года они участвовали во множестве выставок, попали в музейные коллекции. А в этом году одна из ее работ была выставлена на аукцион, стартовая цена составила около 15 тысяч долларов. Датские критики, обсуждая картины королевы, не делают скидку на ее титул. Но даже звучащая порой критика не мешает подданным гордиться многогранной личностью своей правительницы.