К слову, фильм по этой рождественской повести Гоголя ранее уже снимали. Полвека назад, еще при царе-батюшке. Фильм был, разумеется, немым, а его режиссер Владислав Старевич – именитым. В историю мировой кинематографии он вошел как создатель первых в мире мультфильмов, снятых в технике кукольной мультипликации, и как мастер комбинированных съемок, технике которых у него в будущем учились киношники Франции и США.
"Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий", - впоследствии скажет о Старевиче не менее авторитетный Уолт Дисней.
Режиссер Владислав Александрович Старевич (1882, Москва – 1965, Париж)
со своими анимационными куклами.
Ист. фото - fotostrana.ru
В начале 1910-х параллельно с анимацией Старевич взялся за постановку игровых фильмов, дебютировав экранизацией повести Гоголя "Страшная месть" (1912). В том же году он продолжил гоголевскую тематику, приступив к "Ночи перед Рождеством". Роль чёрта очень хотел получить невероятно популярный актер Иван Мозжухин. Но режиссер воспротивился – по его задумке, чёрт на экране должен был выглядеть так, чтобы его пугались не только дети, но и взрослые. Тогда как Мозжухин слыл исключительным красавчиком и добряком.
Как-то вечером в дверь квартиры режиссера постучали. Открыв, Старевич едва не лишился дара речи: перед ним стояло отвратительное косматое чудовище. Выждав несколько секунд паузы чудовище невинно поинтересовалось: может ли оно получить роль чёрта? Ошеломленный Старевич пролепетал: "Да…".
В ходе съемок Старевич усовершенствовал грим - теперь его накладывали Мозжухину полдня, и эксцентричный, мерзкий чёрт стал одной из главных фишек фильма. В "Ночи перед Рождеством" Старевич в очередной раз выступил новатором, соединив графическую мультипликацию с натурным изображением: в одном из эпизодов Чёрт уменьшается в размерах и попадает в карман к Вакуле. Были в этом 40-минутном фильме и другие спецэффекты: Пацюку и Вакуле в рот залетают вареники, Солоха с чертом летят на метле. Единственное, чего не смог сделать Старевич – это показать на экране императрицу, поскольку в дореволюционной России существовал запрет на изображение в фильмах особ из царствующей династии. Так что в киноверсии Старевича вместо Екатерины царские черевички Вакуле отдает ее фаворит Потёмкин.
Черт в изображении Ивана Мозжухина (1913).
В 2010 году лента «Ночь перед Рождеством» была включена в сотню лучших мировых немых фильмов. Ист. фото – Р. Соболев, «Люди и фильмы русского дореволюционного кино». М., 1961
После революции Старевич с Мозжухиным эмигрировали во Францию, где стали классиками не только русского, но и французского кино. Ну а тогда, в 1913-м, фильм с Мозжухиным-чёртом посмотрел 10-летний Жора де Мильё. Пацаненок был полукровкой: отец - марсельский француз, мостостроитель, мать - иркутская сибирячка, дочь золотопромышленника. В советское время Жоре суждено было стать Георгием Милляром - популярным киноактером и своего рода талисманом режиссера Александра Роу, только до 1960 года он снялся в семи фильмах-сказках Роу ("По щучьему велению", "Василиса Прекрасная", "Конек-горбунок" и т.д.). По словам Милляра, он "представлял нечистую силу в кинематографе" (непревзойденная Баба-Яга, лягушки, кикиморы, водяные, Кощеи…).
Чёрт и кузнец Вакула (Юрий Тавров).
Неудивительно, что в новом фильме Роу именно ему доверил роль чёрта.
Вот только чёрт в итоге получился не по-мозжухински страшным, а по-миллярски смешным. А ведь любому другом исполнителю, наверняка, было бы не до смеха. Виной тому сложнейший грим (гумоза, пластикаты) и костюм чёрта: все прочие персонажи – в тулупах да полушубках, а на Милляре – тоненькое черное трико с пришитыми поверху редкими волосками. Больше того - в -30°С чёрт согласился залезть в прорубь, причем несколько раз кряду - после каждого дубля актера закутывали в тулуп и отпаивали водкой. А еще на него дважды падали 100-килограммовые декорации. Но Милляру – все нипочем.
К тому же 58-летний Милляр был человеком глубоко верующим. По этой причине каждый раз, надевая костюм чёрта, артист крестился и просил у Бога прощения, "за хулиганство". Кстати, как признавался артист в своей автобиографической книге, при подготовке к съемкам он обошел оставшиеся в Москве церкви, чтобы посмотреть, как иконописцы изображали чёрта. При всем при этом Милляр был не чужд солёного словца и похабной шутки, и за этот свой грешок самокритично называл себя "Стариком Похабычем".
Подробности: https://m.47news.ru/articles/205661/