Перечитав от начала и до конца рассказы А.П. Чехова, я сказала себе, что это последний раз, когда я насильно «запихиваю в себя» эту «мировую классику», только потому, что любому образованному человеку ее надо знать. И это, несмотря на мою беззаветную любовь ко всем остальным писателям, входящим в эту же категорию. Просто интерес к Чехову «отбили» еще в школе. Теперь мне предстояло одолеть все его пьесы, потому как впереди была подготовка к поступлению в театральный институт. А куда ж в театре без Чехова. Тогда я твердо для себя решила, что это не мой писатель, и я - не «герой его романа» потому, что, прочитав почти всё, я не поняла ничего - ни о чем, ни о ком, ни зачем все это писалось. Абсолютное бездействие, обывательщина и отсутствие каких-либо героев и поступков в каждом произведении. А если они и были, то ни к чему не приводили и жизнь не меняли.
Тогда мне было 17лет.
С тех пор я посетила лишь две «Чайки» на сцене разных театров, один «Вишневый сад» и вот, решилась пойти на «Дядю Ваню» в театр им. Моссовета и то, только потому, что безмерно доверяю вкусу и таланту мастера, Андрея Кончаловского, чью режиссерскую работу мне предстояло посмотреть и чьи работы до сих пор не оставляли меня равнодушной.
То действие, что я увидела на сцене, меня захватило с первой минуты. От происходящего, невозможно было оторвать взгляд. Как будто ты смотришь на написанный маслом шедевр в Третьяковке. Я вглядывалась в каждую мелочь – насколько продуманы костюмы, какой потрясающий свет и цветовая палитра! Прозрачно-пастельные, шоколадно-сливочные и воздушно-белые цвета костюмов и декораций позволили создать на сцене бесконечно теплую и уютную атмосферу дома, в котором также хорошо должно быть и живущим там людям. Тщательно подобраны и прорисованы в каждой сцене детали быта, мебель и одежда героев - ничего лишнего. Это именно Чехов – в подлиннике. Его герои существовали только в такой обстановке.
Происходящее на сцене захватывает тебя еще и потому, что ты уже полюбил эту картинку и стал ее частью. Со вкусом показана размеренная жизнь провинциального поместья с ее повседневными хлопотами и бесконечным чаепитием. Почему-то завораживают своим исполнением совершенно простые сцены по раздуванию самовара сапогом и мытье ног профессора Серебрякова. В этих действиях проявляется столько любви!
На фоне пастельно-карамельных оттенков своей выразительностью притягивает глубокий серый цвет, в который облачена Соня. Еще больше усиливает это притяжение утрированная некрасивость и угловатость, на контрасте с которой, ярко проявляется душевная красота и внутренний свет героини Юлии Высоцкой. Он льется изнутри и завораживает своей чистотой, никого вокруг не оставляя равнодушным. Именно этот контраст, обнажает ее душевную драму и делает, по моим ощущениям, Соню главной героиней спектакля. И серая мышка становится ярким пятном на фоне всего происходящего. Она притягивает к себе внимание настолько, что никого из прочих персонажей на сцене уже не замечаешь. Ее красота в мудрости, терпении и внутренней силе. Даже, когда все накопившееся неожиданно для самой Сони выплескивается наружу, в сцене, где она сметает все со стола, ее мудрость и доброта заставляют ее успокоиться. «Мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг». Надо быть милосердным к тем, кого любишь. Невежеством разрушено уже почти всё, а взамен создано так мало. Необходимо скорее работать, - делать никому ненужную работу, просто делать что-то, чтобы успокоиться и забыть о своих устремлениях и порывах. Монотонно, размеренно, не отвлекаясь на чувства - иначе это опять приведет к катастрофе, разрушению себя и всего вокруг.
Не так ли и мы прячемся в суете дней, загружаем себя бессмысленными заботами и работами, «делаем что-нибудь», только чтобы уйти от главного, и такого болезненного для каждого, поиска себя и своего предназначения в этой жизни. Стараемся не вглядываться, не вслушиваться, не вдумываться в происходящее, чтобы не оторваться от привычной размеренности и бесконечно-конечной монотонности жизни. Чтобы вдруг не очнуться и не сказать себе: «А этого ли я хочу, а за этим ли я пришел в этот мир»? Мы очень боимся пустоты вокруг и внутри нас.
Обо всем этом очень думается, когда на экране, во время смены декораций, вдруг возникает видеоряд и гул бесконечного потока машин – бессмысленный, каждодневный, поглощающий, как черная дыра, огромное количество нашего времени. А можем ли мы найти в нашей жизни время на то, чтобы просто созерцать и просто думать, чтобы всё вокруг происходящее вдруг не оказалось бессмысленным?
Действие спектакля продолжается - оно совершается уже внутри тебя. Теперь в шуме машин ТЫ главный герой и режиссер своего спектакля. И, оттого, когда вдруг, ты осознаешь нелепость происходящих каждый день событий - душа разрывается, поток слез не остановить! Хочется все бросить и рвануть туда, к своей мечте, не оглядываясь, пока опять не накрыло обыденностью, пока еще чувства и переживания так свежи! Ведь за каждодневной суетой мы маскируем главное- наши идеалы и устремления. Жизнь проходит, а мы всё оставляем на «потом». Надо, господа, дело делать СЕЙЧАС! «Потом» не произойдет НИКОГДА!!
Вот же он, Дядя Ваня, в порыве гнева выкидывающий бесконечные кипы бумаг из шкафа. Вся его жизнь – это ворох никому ненужных переписок, квитанций и счетов. Дядя Ваня - это и Вы и Я. Неужели, после нас останется только это, и ни на что другое мы не способны?!
Вдребезги разбитая ваза, как символ несостоявшихся надежд, разрушенных беззаветным служением близким людям. Подменяя свои интересы долгом и проживая жизнь в угоду другим, даже любимым людям, не совершаем ли мы большего греха, оставляя нашу жизнь и устремления на «потом»? И не делаем ли мы несчастными любимых людей, обвиняя их, впоследствии, в нашей несостоятельности и в том, что они обманули наши ожидания?
«Я обожал этого профессора…я работал на него как вол…я гордился им и его наукой, я жил и дышал им! Боже, а теперь? …он ничто! Мыльный пузырь!» - в сердцах вопиёт Иван Петрович. Как часто божество, сотворенное нашими же руками, рушится у нас на глазах и все, чем мы жили, в одну секунду, превращается в ничто, в прах. Как часто то, что мы принимаем за идеал - таковым не является, а то, что мы делаем, считая это полезным и единственно верным, на практике оказывается пустой тратой времени. Эти рамки обыденности и ограничений, в которые мы сами загоняем себя - как же четко иллюстрирует это Кончаловский в сцене, где герой Павла Деревянко просовывает голову в спинку стула!
Поток мыслей и аллегорий, которые рождаются во время просмотра спектакля, захлестывает и, совершенно ненужным становится антракт, во время которого ты оказываешься уже совсем другим в окружении привычной реальности. Я люблю такой театр, где надо думать.
Очень правильно, на мой взгляд, подобранный актерский ансамбль позволил смотреть пьесу на одном дыхании. Совершенно по-новому раскрылся талант Павла Деревянко в роли Иван Петровича. Актер с безудержной энергетикой сумел передать накал и драматизм событий, выплеснув на зрителя целую лавину чувств и эмоций. Бесконечно стильный, безупречный потомственный интеллигент Александр Филиппенко, в роли профессора Серебрякова, ироничность которого сквозит не только в словах, но и в поступках. Ему и делать-то ничего особенного не нужно, просто быть, и все остальное будет вращаться вокруг него само-собой. Александр Домогаров, исполняющий Астрова так, будто Чехов только его и предполагал в этой роли – утомленный жизнью, но живой, деятельный, обаятельный и без тормозов.
Потрясла меня Юлия Высоцкая, ее героиня Софья Александровна, столь же тонкая и ранимая, сколь и сильная. Внутреннее обаяние Сони также притягательно, как и внешняя некрасивость. И только ее энергии хватит на то, чтобы и все дела переделать и всех любовью одарить. Её Соня, своей наивной трогательностью, верой и бесконечной любовью, чем-то похожа, на сыгранную ею же, Жанну, (в фильме Кончаловского «Дом дураков»), для которой есть только один способ выживания в мире, где все неспокойно - любовь. Ее финальный монолог, как мороз по коже. «Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный-длинный ряд дней, …будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других.
Мы покорно умрем….и там мы увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную,…… все небо в алмазах,….и там мы отдохнем. Я верую, дядя, я верую горячо, страстно...Мы отдохнем!» Что этот крик души? Страх перед жизнью, нежелание что-то менять или надежда на то, что сделаем потом, не сейчас, не в этой жизни. А сейчас лучше не причинять боль никому, любить, быть милосердным и забыть о себе, потому что перемены ведут к разрушениям. Но другой-то жизни не будет! Как сделать правильный выбор-каждый сам решает для себя.
Конечно, много режиссерских находок: и перестройка декораций, происходящая у тебя на глазах, под управлением помрежа, и постоянное присутствие актеров, сидящих по бокам сцены на лавках, и слайды с вырубленными лесами и голодающими людьми, и видеоряд бесконечного потока машин - все это делает тебя участником этих событий, этой жизни. Это о нас. Весь мир театр и люди в нем актеры.
Как же точно Кончаловский сумел разглядеть, зацепить, вытащить и передать эту связь времен и актуальность происходящего на сцене! Браво, тысячу раз! Андрей Сергеевич, Вы показали мне, что Чехов бесконечен, он вне времени. Вы повернули меня лицом к тому Чехову, которого я теперь хочу читать. И еще,... на спектакль я сходила уже два раза.
Евгения С.