Психологический анализ фильма
Я приглашаю вас изучить маневры речевого воздействия на базе фильмов.
Альберт Сафин, психолог
"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Всё о кино » Психологический анализ фильма
Психологический анализ фильма
Я приглашаю вас изучить маневры речевого воздействия на базе фильмов.
Альберт Сафин, психолог
Жестокий романс
1
2
"Приходи на меня посмотреть" - почему больна Софья Ивановна
16 января
Я знаю, что многие любят этот фильм, этакую чудесную сказку, в которой мама трижды стукнула кулаком по столу и появился прекрасный принц с шампанским.
По большому счету это очередная вариация на тему Золушки - бедная и никому ненужная внезапно обретает счастье с принцем. Однако при всей очевидной сказочности сюжета фильм воспринимается как вполне реальная история. А все потому, что в ней удивительно правдоподобно показан симбиоз тревожной матери и дочери, находящейся под ее полным контролем. Думаю, что многие из вас припомнят такие семьи из числа знакомых.
Частенько попадаются статьи, в которых авторы костерят на чем свет стоит Софью Ивановну - поработила дочь, полностью властвует над ней, от себя не отпускает, крест на ее личной жизни нарисовала. Да, на первый взгляд так и есть. Мне довелось общаться с тремя такими дочерьми, забивших на личную жизнь, потому что "мама больна". Да,такие матери вечно больны и им вечно нужна помощь, что мы наблюдаем и в случае с Софьей Ивановной. Она умирает. Сдается мне, что умирает она уже лет так ...дцать. Не встает - вон, инвалидное кресло в квартире стоит. Дочь все свободное время проводит рядом с ней. Кормит, поит, читает ей книги, поет романсы, держит за ручку.
.
А что Софья Ивановна? А Софья Ивановна упивается страхом Татьяны лишиться матери. Она постоянно муссирует тему своей смерти, любуется страхом дочери - ей приятно осознавать, что она так любима. И чтобы понять, кто есть кто в этой истории, посмотрите, как одета Софья Ивановна: она нарядная. Пусть прическа не ахти, но есть, блузка с кружевным воротником, на плечи накинута разноцветная шаль, на воротнике - большая и, надо думать, не китайская брошь и не с поддельной с бирюзой, в ушах - серьги-комплект. Глаза живые, с искоркой. И посмотрите на Татьяну. На голове чёрт-те что, мешковатый халат и на плечах такая же мешковатая необъятная старушечья кофта, под глазами мешки, взгляд тусклый, выдает невротика. Это полностью потухший человек.
Это, между прочим, тот случай, когда происходит инверсия отношений: мама становится ребенком и забирается на ручки к дочери (или к сыну), на которую отныне возлагаются материнские обязанности. Знаю случаи, когда взрослому ребенку было прямиком озвучено: я с тобой нянчилась, теперь ты со мной будешь нянчиться.
Конечно, за подобным поведением матери кроется какая-то душевная травма, желание получить то, чего она была лишена - любви от своих родителей или от мужа, который погиб где-то на войне, страх оказаться брошенной на старости лет. Большая печаль и беда, когда родитель вот так делает своего взрослого ребенка главным человеком в своей жизни, вынуждая его взять на себя функции родителя. Знаете такой тип матерей, которые не отпускают от себя взрослых детей, а дети отказываются ото всего личного, ведь надо ухаживать за больной мамой. А мама так и будет болеть, лишь бы доча после работы спешила скорей домой - ведь так маме спокойней, так проще держать все под контролем. И этот контроль Софьи Ивановны настолько велик, что Татьяна уже стала частью матери, срослась с ней, соединила свою личность с личностью матери. Изучите интерьер их квартиры - это мир Софьи Ивановны. Все вещи здесь от стульев до елочных гирлянд из ее прошлой жизни. Именно Софья Ивановна правит здесь, а Татьяна всего лишь ее бледная тень. С дочерью Софья Ивановна разговаривает как с прислугой. Ласково, но как с прислугой: подай, приготовь, не так сделала, принеси. Даже когда появляется Игорь, мать отсылает дочь на кухню, словно Золушку, а сама разговаривает с гостем, причем и кокетничает с ним. И еще немаловажный момент - Софья Ивановна так слилась с дочерью, что переступает все границы, задавая неподобающий вопрос: "У тебя были связи?". Все-таки есть области, в которые даже матерям вход запрещен.
Но давайте будем откровенны: стоит ли уж так сильно жалеть Татьяну? Она с гордостью самоотверженно несет этот крест - уход за больной матерью. Ведь это так правильно, так почетно, она выполняет свой дочерний долг. И выполнение этого долга прекрасная отмазка от вопросов, почему у тебя нет мужчины, детей, нормальной работы, почему у тебя вообще ничего нет - яждочь, а мама болеет, а самой ей, разумеется, никто не нужен.
Я обратила внимание на то, как агрессивно ведет себя Татьяна с Игорем, по крайней мере первые полчаса их общения. Она просто рявкает на него. Она или не умеет общаться с мужчинами, возможно, есть какой-то подспудный страх, или... Или боится, что Игорь просочится в ее жизнь и разрушит ту идиллию, пусть и спорную с нашей точки зрения, которая существует, ведь с мамой привычно и спокойно. Как мать срослась с ней, так и она срослась с матерью - до полного растворения, до полного слияния.
Но вот появился Игорь. И Софья Ивановна как будто вернулась в молодость. Она с ним кокетничает, ведет душевные разговоры, она бодра и весела. Уж она-то точно знает, как надо вести себя с мужчиной, чтобы очаровать его. И когда Игорь уходит, Софья Ивановна вдруг приносит покаяние перед дочерью: ей всегда было очень-очень хорошо с дочерью, и да, она боялась, что Татьяна выйдет замуж и бросит ее. И буквально на следующий день происходит чудесное исцеление: умирающая встает с постели. Потому что отпустила дочь на свободу.
К сожалению, в реальной жизни такие родители редко осмысливают тот неоценимый вред, который они наносят своим детям. Из тех моих трех знакомых две вышли замуж только после того, как не стало их матерей, одна в 36 лет, другая в 42. Третья не вышла замуж вообще. Но фильм это сказка, в нем все по-другому. И мы верим, что Татьяна будет счастлива со своим Игорем. А Софья Ивановна... Осознай она порочность избранного пути намного раньше - глядишь, и в инвалидное кресло не села бы лет так ...дцать назад.
Подробности: https://dzen.ru/a/ZaFfl6lp_38eJE86
Автор: психолог Лариса Пугачева
Психологический разбор фильма «Приходи на меня посмотреть»
Режиссеры: Олег Янковский, Михаил Агранович. 2000 год.
Мать и дочь: одна жизнь на двоих.
Главная героиня фильма - это мать, Софья Ивановна. Она закручивает сюжет, властно стучит по столу, и даже мальчик-Амурчик в ее услужении. Она думает о своей смерти и с горечью осознает, что после ее смерти дочери будет еще хуже. И, возможно, нам хочется воскликнуть: «Опомнись, старушка! Дочь освободится от тебя и заживет своей жизнью!». Но если честно, то старушка права… Для Танюши уход за матерью – главное содержание ее жизни, а, главное, - это смысл ее жизни. С уходом матери исчезнет смысл ее жизни. И это катастрофа!
Как так? Почему? Когда-то мать Татьяны сделала ее главным человеком своей жизни. Это так почетно и совершенно непосильно. Татьяна потеряла возможность жить свою жизнь. Она слилась, срослась с жизнью своей матери. Превратилась в продолжение, расширение своей матери, в ее функцию.
Ее мать говорит ночью: «Я была счастлива! А ты?». Ее тон даже не предполагает ответ: «Нет». Все разговоры, которые ведет мать с дочерью – это разговоры с собой. Дочь уже превратилась во внутреннюю часть матери. Все вопросы уже имеют ответ.
Назначая своего ребенка главным человеком, мать запрещает ему быть отдельным человеком. Она поселяет его в свой внутренний мир, наполняет его своими внутренними смыслами, желаниями, чувствами, ожиданиями. Она не видит в ребенке реального человека, не знает, какой он. Софья Ивановна вдруг спрашивает дочь о ее связях, но не потому, что ей это интересно, а потому что, это связано с ее желаниями.
Матери удобно, комфортно, прекрасно. Одиночества нет, безысходности нет. Муж умер, но жизнь продолжается. Старуха загубила жизнь молодой девушки! Ужас!
Но ведь Танюше тоже не очень плохо. Не нужно встречаться с одиночеством и отчаянием, строить отношения, страдать, что не получается, выдерживать эмоции в минуты непонимания, переживать поражения и снова двигаться вперед. С мамой все ожидаемо, понятно, стабильно. Мама Татьяны сильная, умная, яркая и успешная. Как легко с такой матерью, как трудно от нее оторваться. Вот дочь и живет с матерью. Она хорошая, выполняет свой дочерний долг. Медаль за преданность! И вечное оправдание, что нет семьи, детей, карьеры, самореализации: я же дочь, а мать больная!
Ругаться с любимыми и друзьями всегда легче, чем с матерью. Расставаться с ними тоже легче…
Все в квартире принадлежит матери. Это ее мир: фото, книги, иконы, пластинки… И спальня тоже ее. Татьяны здесь нет! Ее мир ютится на кухне. Она кормит мать. И, кажется, что дочь и мать поменялись местами. Дочь превратилась в мать: она ухаживает за матерью, кормит, беспокоится… Но это не совсем так. Татьяна выполняет функции матери, но не имеет власти. Софья Ивановна обладает родительской властью, но получает заботу как ребенок. А Татьяна не имеет возможности управлять ни своей жизнью, ни жизнью матери. Она есть как функция, но ее нет как личности.
Вот живут мать и дочь, вернее живет мать, а дочь как добавка. Такое бывает. Но при такой жизни рано или поздно придется столкнуться с реальностью. Софья Ивановна должна была встретиться с результатами такой жизни. Несчастная одинокая дочь, отсутствие внуков, скука… Грусть, печаль и злость в любой момент могли бы прорваться и затопить эту сладкую иллюзию совместного счастья. Но она не готова к этому. И она командует парадом: хочу умереть в радости. Она хочет, нет, требует счастливого продолжения сказки. Признать, что дочь похоронила свою жизнь и, что не было у нее своей жизни не соответствует желаемому итогу жизни Софьи Ивановны. Если не было, пусть будет! Она верит, что у дочери есть жених, который много лет хранил к ней любовь. Она верит, что Татьяна как-то успела родить и бросить ребенка. И всю эту круговерть подпольной жизни своей дочери она не замечала, находясь с ней в одной квартире.
Нет, она не глупая, и из ума она не выжила. Она хочет в это верить, ей комфортно в это верить. Это оберегает ее от страданий. Ей проще поверить в то, что ее дочь бросила ребенка, чем признать, что она ради нее отказалась от семьи и детей. Сначала был сахарный сценарий: дочь живет с ней и очень счастлива! Это так приятно видеть, что дочь ухаживает за больной матерью и испытывает безмерное счастье и платонический оргазм! Затем сценарий дополнился тем, что дочь успевала крутить романы и рожать детей. Возможно, к следующему Новому году он дополнился тем, что Танюша ночами еще успела построить головокружительную карьеру.
Два плюс один. Третий лишний?
Татьяна настолько привыкла получать удовольствие через мать, через ее радость, ее здоровье и ее счастье, что просто чувствует потребность исполнять ее желания. Она реально радуется, когда матери хорошо, но совершенно не чувствительна к себе. Она практически мертвая как отдельный человек.
А Софья Ивановна жаждет положительных эмоций. Она стара, воспоминания о своей молодости и своем муже уже не так греют. Дочь не так энергична. А жизни и энергии хочется.
Ей представляют Игоря, жениха ее дочери. И что она делает? Она отправляет Татьяну на кухню, а сама берет розы, кокетливо общается с Игорем и требует открыть шампанское. Третий лишний, и это Татьяна!
Софья Ивановна все про Игоря знает. Но про него ли она говорит? А может про себя: про свою неуверенность, про свой возраст и про свою тоску. Мужа не стало, а она не смогла без него и поэтому призвала на это место свою дочь. Ради этого и в это кресло села навсегда. Но все это не то… Вот и требует открыть шампанское, и даже не спрашивает разрешения у тех, кому оно принадлежит. Хочет ли она счастье своей дочери? Да, но только вместе с собой. Через дочь хочется прожить это ощущение романтических отношений. Она вся в фантазиях. Зачем ей видеть реальную картину, где Татьяна и Игорь едва знакомы.
Кем очарован Игорь? Конечно, матерью! Он ведь тоже маменькин сынок, только в отличие от Татьяны заласканный, но так же как и Татьяна, не отпущенный. Софья Ивановна его хвалит, ценит и скромным считает.. А еще так трогательно верит всему…
А что Татьяна? Она видит в Игоре конкурента. Он внимание матери привлек… Поэтому она шампанское отбирает, сама открывает и обливает его дорогущий костюм. Ай да, старушка! Ай да, молодец! Ведь это она должна опасаться, что дочь может покинуть ее и умчаться на крыльях любви… А ведь нет! Дочь заволновалась, дочь запереживала…
Семейные ценности и драгоценности.
Мужчина вообще-то уже не нужен. Она исполнила желание матери, доказала, что она хорошая дочь. А что еще нужно? Нужно исполнить еще одно желание. И мужчина здесь лишний. А он приходит. К кому? Скорее всего к матери. Он зачарован этим чудным миром иллюзий. Обладая критическим умом и здравым смыслом, он соглашается быть отцом взрослой дочери. Очень удобно обрести дочь, жену и очень любящую мать в один миг и в одном месте.
Софья Ивановна, милая женщина, так счастлива, что у нее есть внучка! Она дарит ей фамильные бриллианты! Ей они достались от матери, но она их не передала дочери. И ведь это понятно, ее нет, она часть, функция Софьи Ивановны. Поэтому драгоценности дарятся внучке, которую она первой раз видит. И советоваться даже не нужно с дочерью, которая всю жизнь провела с ней. Это очень печально, но очень закономерно. Жертвенность не оценивается, она воспринимается как данность. Татьяна, видя, как драгоценности уходят из семьи, ускользают из ее рук, не посмела рассказать правду, дабы не порушить сказочный мир своей матери. Даже Диккенс был в шоке, хотя, может мне показалось…
Татьяна + Игорь…
И все-таки финал фильма прекрасный. Игорь в конце фильма приходит к Татьяне, а не к ее матери. Почему?
При встрече с Игорем Татьяна падает, Амур постарался. Она падает и испытывает боль, физическую боль. Она плачет и говорит о том, что ее мать умирает. Но это ведь она умирает, потому что давно упала и терпит нестерпимую боль, но не позволяет себе ее почувствовать. Иногда физическая боль открывает нам дверь в потайную комнату нашей душевной боли. Татьяна часто спрашивала мать: «У тебя боли?». Но это у нее боли, причем давно. Ей одиноко, страшно, скучно… Но это давно вытеснено и вычищено из ее сознания. Жизнь озарена священным огнем бескорыстной любви к матери. Но вот она чувствует боль.
И вот это прекрасное ангельское создание грубит мужчине, который перед ней не виноват и даже пытается помочь. Это вырывается ее заживо похороненная, но выжившая злость на свою мать. Человек, являясь частью другого, вынужден расщеплять свои эмоции и чувства. Татьяна может транслировать матери только позитивные чувства. А куда девать все, что появляется в отношениях негативного? Оно смещается на Игоря. Злость Татьяны всегда смещалась на мужчин, так как они претендовали на близкие отношения. Маме нежность, а куда злость, обиду, гнев, которые непременно появлялись, потом что приходилось матери угождать, опекать, терпеть… Это выливается на мужчин, поэтому они отказывались от Татьяны, убегали в браки с другими женщинами. А Игорь выдерживает! И мы видим, как через гнев она оживает, видим как Татьяна выходит из своего замороженного состояния. Жизнь, где есть мужчины, ревнующие женщины, шампанское и флирт прошла совершенно параллельно, но эта была и ее жизнь. Там она не только тихая и покладистая девочка, а сексуальная и претендующая на свою жизнь и свое счастье.
А у Игоря параллельно прошла жизнь, где есть домашний уют и овсяная каша. А главное, где была забота, которая прорывается даже через ссоры, обиды и непонимание. Ведь Игорь сначала предлагает деньги. Это то, что он привык давать женщинам, это его ресурс, это его ценность. И получает отказ. Как странно, непонятно, просто удивительно!
Двое встретились с нереализованными потребностями, которые могут быть взаимно удовлетворены.
Конечно, Татьяна при встрече с Игорем реализует желание матери, но возможно впервые в жизни это желание резонирует с ее глубоко спрятанным желанием. И встретившись с ними, она реально понимает, что она несчастна. Она смотрит в зеркало и печально произносит: «Как я несчастна». Мы видим Татьяну, которая отделилась от матери, почувствовала себя и ужаснулась
Татьяна признается во лжи, а Игорь дает ей пощечину. Остановка сказки. Реальность все-таки прорвалась! Спящая красавица проснулась! Татьяна ощутила весь ужас своей жизни и признала, что она глубоко несчастна! Дина падает и ломает ногу в обнимку с бриллиантами! А Игорь уходит…
Чудеса иногда случаются.
Когда мать отправляет Татьяну к Игорю, так хотелось, чтобы она наконец-то разрыдалась и сказала матери о свое обмане. Но это разрушит сказку матери. Мыльный пузырь, котором она проживает, лопнет. Это может ее убить. Татьяна жалеет не только мать, она жалеет себя. Ведь тогда и вся ее жизнь лопнет, все ее жертвы станут напрасными. Поэтому она берет 30 томов Диккенса и идет в никуда. 30 томов, как непосильная ноша, которую она несет много лет, создавая сказку своей матери и себе тоже. Жизнь как сон…
Фильм заканчивается очень счастливо. Дина возвращает семейные драгоценности. И дело не в переломе ноги. Она оценила отношение к себе. К ней никто так не относился, ее никто не считал родной, ей никто так не доверял. Как это все купить, продав бриллианты? Игорь возвращается . К кому? Хочется верить, что к Татьяне. Он не спешит к Софье Ивановне, он с Татьяной вне квартиры. А главное, главное то, что Софья Ивановна встала с кресла. Если бы Татьяна 10 лет назад ушла к мужчине, может быть она и не присела в кресло… А может наоборот слегла…
Послесловие
Возможно этот фильм – фантазия женщины, которая очень привязана, скорее всего слита с матерью, о том, как случится с ней счастье. Это ее рождественская история. Ей хочется, чтобы ее мать очень захотела, чтобы у нее был муж, семья, дети. Она глубоко уверовала, что все зависит от матери. Она искренне и совершенно точно знает, что исполняются мечты и желания только ее матери. И она готова их исполнять. В этой сказке мать этого захотела! И это случилось… произошло… сбылось… Эта фантазия женщины, которой уже достаточно лет для взрослой жизни, но она остается послушной девочкой. Она верит во всемогущество своей матери. Мать стукнет по столу, и счастье постучится в дверь…
Но ведь это на самом деле во власти матери, любящей матери…
Источник: https://dzen.ru/a/Z26frJQyjydywdtd
Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Всё о кино » Психологический анализ фильма